Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2018 г - Содержание, список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 25-02-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Философия музыки
Маркина Ю.В. - «Макрокосмос III» Джорджа Крама: созерцание природы космоса c. 1-7

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28927

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей содержательного пласта цикла «Макрокосмос III» американского авангардиста Джорджа Крама. Выявляются его семантические свойства, особенности взаимоотношения образа и формы; обосновываются программные эпиграфы, проводятся параллели между другими опусами композитора. Акцентируется, что образ Космоса, взятый Крамом за основу, раскрывается весьма логично, как на уровне содержания, так и на уровне музыкального языка. Основной объект данной статьи – «Макрокосмос III» – посвящен созерцанию внешней природы Космоса, отсюда и его название – «Музыка летнего вечера». Космос для Крама – явление вездесущее, проявляющееся на всех уровнях бытия. Он рассматривается как мир в целом – все, что существует вокруг нас. Под Космосом понимается не только все космическое пространство с разного рода объектами, о котором можно говорить как о невидимой данности (благодаря научным открытиям сейчас можно судить о его строении, структуре, наполняющих его сферах), так и о видимо-созерцаемой очевидности (видимый человеческим глазом Космос), но и отдельная человеческая жизнь.
История музыки
Звездакова Н.Н. - Истоки лирики творчества И. Я. Паницкого c. 8-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28776

Аннотация: Очерк посвящен Заслуженному артисту РСФСР Ивану Яковлевичу Паницкому (1906-1990) – выдающемуся баянисту-виртуозу, педагогу и композитору. Именно Паницкому, слепому музыканту-самородку из волжского села Балаково, предстояло открыть русскому баяну дорогу на академическую сцену, существенно обогатить концертный репертуар профессионалов-баянистов. Автор прослеживает истоки профессионального и духовно-творческого становления Паницкого, раскрывает одухотворенность и поэтичность его натуры. определившие главное направление творчества музыканта – сферу инструментальной лирики. Уделяется внимание музыкальным мероприятиям, посвященным великому земляку, инициатором которых выступает кафедра народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В настоящем очерке используется исторический метод, на основе которого рассматривается биография музыканта, а также метод музыковедческого анализа произведения. В качестве примера баянной лирики Паницкого дается разбор Вальсов «Воспоминание» и «Увядшие розы». Описываются характерные способы работы с музыкальным материалом, выявляющие главную лирическую идею произведения: импровизационность, полифоничность фактуры, варьирование, разнообразие тембровых красок баяна. Новизна исследования состоит в соединении изложения историко-биографического материала с впервые представленным музыковедческим анализом произведений И. Я. Паницкого в жанре вальса. Вывод, который дается в аннотируемой статье, заключается в том, что судьба Ивана Яковлевича Паницкого неотделима от родных истоков. Глубокая духовная связь с малой родиной. ее историей и традициями определила яркую самобытность, «узнаваемость» творчества прославленного баяниста, одного из замечательных представителей баянной лирики в русской инструментальной музыке XX века.
Проблемы теоретического музыкознания
Петров В.О. - О понятии музыкального жанра в контексте социальной коммуникации c. 18-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28525

Аннотация: Предлагаемая вниманию читателей журнала статья посвящена раскрытию феномена музыкального жанра в контексте его определения в социальной коммуникации. Несмотря на то, что в музыковедении существует ряд исследований, раскрывающих эту тему (А. Сохор, В. Цуккерман, В. Холопова, Е. Назайкинский, М. Арановский), однозначного определения понятия "музыкальный жанр" до сих пор не существует. Особенно неравнозначно трактуется его социально-коммуникативная значимость. Предметом исследования в данной статье становится именно подобная трактовка. В связи с предметом исследования избирается аналитический метод исследования, в основе которого лежит принцип отбора знаковых определений жанра. Новизна исследования заключена именно в подходе к музыкальному жанру как предмету социальной коммуникации. Сквозь призму аналитического подхода к рассматриваемому явлению вышеперечисленных ученых выявляется степень зависимости жанра от собственной адресации на конкретного слушателя, от его восприятия в условиях концертной эстрады или иного принципа музицирования.
Современная композиция
Лаврова С.В. - Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов » — реквием по материи c. 24-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28551

Аннотация: Статья посвящена жанру мультимедиа-оперы, представленному в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. Последнее произведение композитора, ушедшего в мир иной в возрасте 41 года — это также проекция жанра реквиема эпохи Новых медиа. В контексте специфических особенностей New Media art анализируются: текстовая основа «Индекса Металлов», процессы формообразования, а также взаимодействие абстрактного видео и музыки. Множество ассоциаций и аллюзий, проявляющих себя в мультимедиа-опере, рассматриваются в контексте творческих установок композитора. Особенностями воплощения жанра являются трансформация тотального восприятия зрителя, погружаемого в раскаленную материю плывущих звуков, форм и цветов, обладающую мощным гипнотическим воздействием. Выводом из исследования становится наличие процесса жанровой трансформации, где выход восприятия за границы физического тела у слушателя достигается черезчужеродный звуковой материал и слияние воедино визуальных, звуковых и ассоциативно-вербальных средств интерпретации содержания «Индекса Металлов».
Денисов А.В. - Гиперцитирование в музыкальном искусстве ХХ века: формы и функции c. 42-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28872

Аннотация: Предметом исследования является гиперцитирование - ситуация, когда композиторы обращаются к нему в избыточном количестве в рамках одного произведения. В этом случае число цитат может измеряться десятками, а само сочинение (или его отдельная часть /завершенный раздел) обычно не слишком продолжительно по длительности. Масштаб авторского материала при этом нередко минимален, или же вовсе равен нулю. Очевидно, что этот феномен ставит ряд довольно существенных вопросов, среди которых следует выделить: (1) конкретные формы организации заимствованного материала в произведении и его интерпретация; (2) предпосылки, обуславливающие обращение к гиперцитированию. Решение этих вопросов предполагает использование следующих методов анализа: интертекстуальный, композиционный, стилевой, структурный, семантический, герменевтический, эстетический. Очевидно, что использование цитат в столь значительных масштабах предельно обостряет проблему построения композиции в целом. Поэтому в сочинениях с гиперцитированием композиторы вынуждены искать приемы, позволяющие ее организовать за счет 1) выбора самого материала первоисточников цитат и логики их следования; 2) варьирования масштабов цитат. Причины, детерминирующие обращение к гиперцитированию, образуют две группы: специфический замысел данного опуса (его сюжет, например); общие предпосылки, заключенные в избранном жанре сочинения, характере мышления автора в целом, наконец — том или ином виде композиторской техники. В частности, гиперцитирование может выступать как одно из проявлений абсурдизма. В этом случае фрагменты первоисточников и порядок их следования выбираются случайным образом и могут быть заменены какими-то другими, а их свойства (жанровые истоки, интонационная специфика) оказываются нерелевантными («Европеры» Дж. Кейджа, «Ludwig van» М. Кагеля).
Скудина Ю.С. - О хоровом цикле «Три духовных песнопения» Александра Рындина c. 51-59

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28926

Аннотация: Духовные произведения играют важную роль в интеллектуальном развитии современного человека. На данном этапе эволюции отечественного музыкального искусства насчитывается большое количество произведений подобной тематики. В данной статье говорится о подъёме православной духовной музыки в конце ХХ столетия, а также об отношении к ней астраханского композитора А. Рындина. Производится аналитический разбор цикла для смешанного хора a cappella и солистов «Три духовных песнопения», а также рассматривается каждый номер в отдельности – выявляются некоторые особенности соотношения текста и особенностей музыкальной драматургии. Отметим, что цикл «Три духовных песнопения» отличается оригинальностью композиторского замысла, собравший в себе черты различных музыкальных стилей и техник, взаимодействие всевозможных типов хоровых фактур (от классического до свободного), при этом, каждый номер в отдельности (несмотря на их объединение в единый цикл) представляет собой целостное и самостоятельное произведение.
Музыкальная этнография и фольклор
Иванова О.А. - К определению понятия «жанр» в этномузыкологии c. 60-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.29037

Аннотация: В статье рассматривается понятие «жанр». На примере ряда песенных образцов демонстрируются принципы классификации фольклорного материала. Указываются факторы, влияющие на приуроченность или неприуроченность материала и зависимость определения элементов, составляющих жанровые признаки в области исследования. Также освещаются исследования ученых в данной области и цитируются основные положения таких исследователей, как И.И. Земцовский, Ю.Н. Тынянов, А.Н. Веселовский, Г.Н. Поспелов, Ю.Г. Круглов, Ф.А. Рубцов, В.Л. Гошовский, Е.В. Гиппиус, В.А. Лапин, Е.А. Дорохова, О.А. Пашина. Отмечается наиболее употребительная трактовка критериев оценивания песенных образцов фольклора, выдвигаемая Е.В. Гиппиусом. Новизна работы заключается в подкреплении теоретического материала в области исследования самого понятия «жанр» музыкальным материалом локальной традиции Астраханской области. Проблематичность вопроса в этой области заключается в том, что на данном этапе развития науки существует множество мнений ученых, опирающихся на данные, характерные для конкретной территории и конкретной традиции. Таким образом, набор изучаемых элементов зачастую оказывается различным и несопоставимым. Тем самым привлечение местного материала дает право исследователям оперировать собственными аргументами, подтверждающими их гипотезы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.