по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 01-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
История музыки
Серов Ю.Э. - Борис Тищенко: Реквием по Ахматовой c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34978

Аннотация: Предметом исследования является монументальное вокально-симфоническое сочинение выдающегося отечественного композитора второй половины XX века Бориса Тищенко «Реквием» на стихи А. Ахматовой. Отпевали Ахматову в церкви Никольского собора в Ленинграде 10 марта 1966 года. В партитуре «Реквиема» композитор поставил точку 16 августа 1966-го. Таким образом, сочинение на стихи Ахматовой стало памятью о ней, музыкальным приношением и даже первым нерукотворным ей памятником. Особое внимание в статье уделяется симфонической форме «Реквиема», разночтениях в трактовках поэтической темы у Тищенко и Ахматовой, роли симфонического оркестра и солистов-вокалистов, автор касается, также, важной темы качественного исполнения сложнейших тищенковских партитур.   Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что «Реквием» Тищенко стал важным звеном в процессе обновления отечественного симфонизма 1960-1970-х годов, написанный свежим современным языком, он стал одним драйверов этого обновления. По сути, сочинение это является вокальной симфонией, и композитор последовательно развивает в произведении именно симфоническую форму. Новизна исследования заключается в том, что первые в отечественном музыкознании «Реквием» Тищенко рассмотрен так полно и подробно, раскрыта содержательная часть произведения, проанализированы исполнительские сложности. Автор обоснованно причисляет симфоническое сочинение Тищенко к ряду самых значительных в истории русской музыки.
Философия музыки
Рыкунин В.В. - Первая джазовая грампластинка – музыка момента, ставшая вневременной c. 14-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.35023

Аннотация: Джаз стал первым видом музыкального творчества ранее развитие которого было сохранено в звукозаписи. Записанная в 1917 году квинтетом Original Dixieland “Jass” Band из Нового Орлеана грампластинка вошла в историю традиционного джаза как первая джазовая звукозапись. В научном сообществе существует мнение, что музыкальный материал, представленный на этой записи, вряд ли можно считать типичным образцом джазового исполнения того периода. Исполнителями были белые музыканты, хотя большинство первых джазовых групп были негритянскими; музыка была далека от настоящей сольной импровизации. Однако она была нехарактерной уже потому, что была записана. Предметом исследования данной статьи является влияние технологии звукозаписи на джазовую культуру на этапе становления. Если в те годы джазовые музыканты хотели сделать запись, они должны были учитывать многочисленные особенности технологии звукозаписи. Особое внимание автор уделяет изучению последствий воспроизводимости звукозаписи для джазовых музыкантов и восприятию этой музыки слушателями. В качестве методологической базы исследования выступает комплексный подход, охватывающий изучение исторических источников, воспоминаний музыкантов, относящихся к джазовой культуре и индустрии звукозаписи. Исследование демонстрирует опасность опоры только на аудиозапись в ретроспективных критических исследованиях первой джазовой грампластинки, предлагая альтернативные подходы в её оценке.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Терещенко В.П. - Макро- и микрокосм в кантате С. И. Танеева «По прочтении псалма» c. 23-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34936

Аннотация: В последнем произведении С.И. Танеева - кантате "По прочтении псалма" в наивысшей концентрации реализовалось многогранное мастерство композитора, его творческое credo, мысли и чувства, определявшие весь жизненный путь. В ряде исследований советского периода можно встретить весьма неоднозначные и в целом тенденциозные суждения о значении и содержании кантаты. Как правило, в них дезавуировался основной - религиозно-философский контекст произведения, лишь в работах последних десятилетий этому аспекту уделяется пристальное внимание. В данном исследовании предложен собственный вариант трактовки религиозно-философской концепции произведения, основанный на анализе работы композитора с литературным текстом и выявлении семантических взаимосвязей между поэтическим и музыкальным содержанием кантаты. Автор исследования приходит к выводу, что Танеев не ставит перед собой задачу буквального отражения литературного текста в музыке, а использует его, прежде всего, в качестве источника ярких образных ассоциаций, заданная последовательность которых позволяет ему выстроить определенную религиозно-философскую картину мира. Музыкальный номер кантаты можно разделить на две содержательные сферы: макрокосм – модель мироздания в ее религиозно-философском представлении (№№ 1-4), микрокосм – человек и путь его духовного становления в земном мире, приводящий к осознанию высших нравственных основ жизни, сформулированных в священном тексте (№№ 5-9).
История музыки
Краснова О.Б. - По направлению к Шуберту: структура и символика вокального цикла Л.Бергера «Прекрасная мельничиха» c. 37-51

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34332

Аннотация: Вокальный цикл Л. Бергера «Прекрасная Мельничиха» рассмотрен в контексте связей с позднейшим сочинением Ф. Шуберта, обусловленных использованием поэтических текстов В.Мюллера. Предметом исследования является система внутренних связей как в поэтических текстах, так и в музыке песен, образующих вокальный цикл: тональной логике, тематических и жанровых решениях. При анализе учитываются новые качества жанра Lied в берлинской песенной школе, который оказывается связующим звеном между фольклорной песней и авторским творчеством. Усиление авторского начала приводит к появлению диалогической напряженности в тексте, стилизованном под Lied im Volkston. В цикле выявляются символические и структурные связи, приближающие его к типу вокального цикла как дневника, что будет характерно для творчества Ф.Шуберта и Р.Шумана. Такое решение основано на организации цикла вокруг фигуры Мельника как главного героя и определяющей роли в цикле образов поэзии Мюллера. Анализ цикла позволяет заключить, что вокальный цикл Людвига Бергера развивает этот жанр в направлении шубертовских шедевров в большей степени, нежели цикл Л. ван Бетховена «К далекой возлюбленной». Главный вывод исследования: изначальная связь со спектаклем (лидершпилем) преодолевается в замысле Мюллера и Бергера, и решающая роль в такой концепции принадлежит композитору.
Проблемы теоретического музыкознания
Загидуллина Д.Р., Никифорова Е.Е. - Темброво-оркестровый аспект симфонических произведений Б. Чайковского c. 52-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34175

Аннотация: Б. Чайковский – автор ярких, самобытных симфонических произведений. Темброво-оркестровая палитра является, несомненно, одной из главных составляющих музыкального языка его сочинений. В данной статье на примере Скрипичного и Фортепианного концертов, симфонических поэм «Подросток» и «Ветер Сибири», «Севастопольской симфонии», «Симфонии с арфой» рассматриваются некоторые вопросы, связанные с темброво-оркестровым языком симфонических произведений Б. Чайковского, такие как: темброфактурное воплощение тематизма (особенности оркестровых составов); ансамблевые сочетания инструментов и их значение. Также анализируются излюбленные темброфактурные приемы композитора. Авторами было выделено и рассмотрено явление «тембрового пуантилизма», характерного для тембрового письма композитора.   Самобытные симфонические произведения Б. Чайковского не раз становились предметом исследования. В 2019 году появилась статья Ю. Абдокова в которой автор рассматривает особенности оркестра в театральной музыке Б. Чайковского. Оркестр в симфонических сочинениях композитора также несет в себе черты театральности, однако имеет и свои особенности. Черты темброво-оркестрового письма Б. Чайковского предметом специального анализа ранее не становились, что определило научную новизну представленной статьи. В данной статье была сделана попытка обобщить ряд особенностей тембрового письма композитора. Сам Б. Чайковский всегда подчеркивал, что необходимо находить единственный и окончательный вариант оркестровки.
Музыкальный театр
Миоцци Ф. - Русско-итальянское «сотрудничество» на балетной сцене: исторический, социально-культурный и искусствоведческий контекст c. 67-80

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34770

Аннотация: Статья касается вопроса межкультурного сотрудничества России и Италии в области балетного искусства. Поскольку данный вид взаимодействия длится уже несколько столетий, то работа отличается несколькими векторами исследования: историко-культурным и искусствоведческим. Кроме того, автором работы затронут важный вопрос – истока культурного сотрудничества, берущего начало в традиционном для Италии – оперном искусстве. В статье рассмотрен не только хронологическая составляющая русско-итальянского сотрудничества на протяжении XVIII-XXI вв, но и даны разъяснения (социально-исторического и искусствоведческого толка) процессам взлета или снижения интереса к данному виду культурной коммуникации. Выявлена и разъяснена уникальная закономерность – изначального приоритета итальянок на русской сцене XIX века, а затем полной смены этого влияния – триумфального покорения Европы русскими мастерами, признание таланта которых продолжается и сегодня.    Научная новизна работы заключается в том, что впервые обращено внимание не только на саму историческую хронологию визитов итальянских танцовщиков на русскую Императорскую балетную сцену, но дано обоснование и объяснение самой динамики этого процесса. Более того, в работе впервые акцентировано внимание на смене локомоторного компонента в системе культурного обмена "Италия-Россия", произошедшего во второй половине XX века. Таким образом, научная новизна и значимость работы заключена в попытке изучить процесс межкультурного взаимодействия в его развитии от XVIII века до настоящего времени. Такой подход позволяет выявить исторический, культурно-социальный и искусствоведческий составляющие, а также позволяет выявить актуальность данный темы и для дня сегодняшнего, когда искусство продолжает оставить мягким механизмом в том числе и политико-географического взаимодействия стран, создавая "культурный портрет" страны на карте мира.
Киреева Н.Ю., Куц А.Л. - Опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»: к вопросу об интерпретации. Часть 1 c. 81-101

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34909

Аннотация: Опера «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха – уникальное явление в истории оперного жанра, притягивающее к себе внимание интерпретаторов и исследователей. При соприкосновении с текстом музыканты сталкиваются с рядом трудностей, вызванных необычной историей создания оперы и другими ее особенностями. Изучение специфики оперы на литературном, музыкальном и сценическом уровнях при помощи применения герменевтического подхода является целью статьи. Объединение трёх автономных оригинальных произведений Гофмана в масштабную драму, написанную Ж. Барбье и М. Карре, а затем в либретто (Ж. Барбье), осуществилось при помощи способа деконструкции романтических стереотипов главного героя, что раскрывает особенности рассматриваемой оперы и объясняет интерес представленной статьи. Главной задачей музыкального анализа стало выявление средств выразительности, с помощью которых композитор смог раскрыть замысел авторов литературного текста и донести его до зрителей. Основным формообразующим способом построения музыкальной драматургии становится «романтическая ирония» (М. Я. Куклинская). Отсюда и жанровая двойственность исследуемой оперы, которая проявилась в виде синтеза жанров opera comique и opera lyrique. Также выявлено взаимодействие элементов обоих жанров, помогающих в создании необычной атмосферы оперы; наличие «игры со зрителями», дающей возможность манипулирования зрительскими ожиданиями, что в большей степени свойственно оперетте, а не оперному жанру.
Музыкальная этнография и фольклор
Королькова И.В. - Новгородская музыкально-эпическая традиция – возможности реконструкции c. 102-122

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.35025

Аннотация: В статье впервые ставится проблема реконструкции музыкально-эпических традиций Новгородской области. Объектом исследования выступают напевно-декламационные формы фольклора, типологически связанные с былинной традицией. Предметом изучения становятся их структурные и стилевые особенности. Впервые в одном источнике систематизируются все факты бытования музыкального эпоса, зафиксированные на территории Новгородской области разными собирателями, от слуховых нотаций слуховые нотаций А. К. Лядова (1890 год) до последних свидетельств бытования музыкально-эпической традиции (записи Ленинградской-Санкт-Петербургской консерватории 1980-1990 годов). В качестве сравнительных материалов использованы фольклорные образцы из Вологодской, Архангельской, Тверской областей. Некоторые музыкальные тексты публикуются впервые. Автором выделен жанровый состав музыкально-эпической области новгородского фольклора (скоморошины и небылицы, баллады, духовные стихи и поминальные песнопения), описаны виды композиционного строения основных образцов (одностиховые, тирадные и строфические). Исследованный материал дает основания предполагать, что в новгородских фольклорных традициях в конце XIX и на протяжении XX столетий были распространены способы мелодекламации, типологически родственные двум северорусским стилям - формульному кратко-напевному и рапсодическому. Делается вывод о том, что что бассейн озера Ильмень и прилегающие территории были одним из тех мест, где происходило формирование этих стилей. С одной стороны, обнаружение типологической близости новгородских и севернорусских форм музыкального повествования помогает определить структуру и оценить стилистику единичных фактов новгородского фольклора. С другой стороны, найденные параллели имеют принципиально важное значение для подтверждения новгородских корней северно-русских былинных традиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.