по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 22-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Музыкальная эстетика
Ван Б. - Роль Е. Мравинского в триумфе Пятой симфонии Д. Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36033

Аннотация: Публикуемая статья посвящена переосмыслению трактовки содержания Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича, исходя из того, что это произведение было написано композитором в условиях сталинского террора 30-х годов XX века, а также после жестокой критики его произведений партией и правительством СССР в начале 1930-х годов. Во времена написания симфонии №5 советские музыковеды очертили ее содержание как прославление «счастливой» жизни советских людей. Однако, по мнению автора, в ней заложено другое содержание. Исследователем отмечается, что триумф симфонии №5 Д. Шостаковича в мировой культуре смог случится только благодаря дирижерской интерпретации Евгения Мравинского на премьере в Ленинградской филармонией 21 ноября 1937 года, после которой симфония была исполнена по всему миру и стала образцом того, какой может и должна быть советская музыка. Возможно, Шостакович и имел целью закончить симфонию оптимистично. Но история знает немало примеров того, что намерение, замысел композитора иногда не совпадает с конечным результатом.   Исследователь приводит доводы, что почти все музыковеды, которые анализируют эту симфонию, применяют абстрактные выражения: контрастные темы, лирический образ, враждебная сила и др. Но подтвержденным фактом остается одно: «механистический» марш — это тяжелая, мощная поступь власти тирана, который уничтожает все, что считает необходимым, причем действует по принципу: кто не с нами, тот против нас. Эта мысль пронизывает и Четвертую, а потом и Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Сегодня симфония продолжает быть украшением и наследием мира симфонической музыки, но социокультурные новые интерпретации современных дирижеров каждый раз раскрывают все новые грани этого произведения.
История музыки
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 1 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36161

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). В статье рассматриваются его сочинения 1960-1980-х годов: первые шесть симфоний, имеющих номера, а также ряд симфоний, имеющих названия. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма 1960-х годов, взаимоотношение музыки и поэзии в больших оркестровых произведениях Тищенко, а также на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
Музыкальная эстетика
Цюй С. - Образные характеристики перпетуум мобиле и его дирижерская интерпретация (на примере музыкальных произведений Д. Шостаковича) c. 23-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36350

Аннотация: В статье осуществлено теоретическое обоснование и предложены пути определения художественных образов перпетуум мобиле в европейской музыке XIX–первой половины XX века. В исследовании рассмотрены общие формообразующие характеристики образа (монотематизм, вариационность, подчинения непрерывном сквозном темпа), интонационные составляющие (шумовые и звукоподражательные эффекты, остинатность, повтор ритмических, фактурных и мелодических формул). Выявлены индивидуальные стилевые особенности в реализации перпетуум мобиле в процессе дирижирования музыкального произведения: саркастические инварианты темы (Д. Шостакович). На материале музыкальных произведений обоснована и раскрыта универсальность образа перпетуум мобиле, его мощный потенциал. Трансформации образа отражают развитие европейской музыки от пантеизма романтиков до новейших техницистских тенденций ХХ в. и представляют сложные конфликтные процессы духовной жизни человека в эпоху техногенной цивилизации. Исследование образа перпетуум мобиле предыдущих эпох не исчерпывает всех особенностей явления и обусловливает необходимость дальнейших научных изысканий в постмодернистском музыкальном искусстве конца ХХ–начала XXI в. На основании предлагаемых образцов образов перпетуум мобиле в музыке выявлено их трансформацию от звукообразов XIX в. к техногенным аллюзиям первой половины ХХ в. Доказано, что в музыке начала ХХ в. перпетуум мобиле является одной из реализаций образа «человек-машина» – в музыкальной культуре приобретает черты противоречия в связи с войнами и противостоянием в мире, поэтому звукообразы перпетуум мобиле отражают милитаризованный конфликт (яркий пример Симфония №7 Д. Шостаковича). Охарактеризованы художественно-стилевые аспекты перпетуум мобиле в инструментальной музыке ХХ века. Отмечено, что в начале века образ перпетуум мобиле приобрел черты техницизмы, что способствует развитию значительно иной интерпретации и средств дирижирования музыкальным произведением.
Музыкальная этнография и фольклор
На Ж., Чай Л. - Влияние истории развития народной музыки на русские и китайские народные танцы c. 34-53

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36351

Аннотация: Авторами рассмотрены и проанализированы особенности средств танцевально-пластической экспрессии: пантомима, жесты, хореографическая лексика, хореографический рисунок, ритмика, реплики и восклицания. Заявленный авторами аспект совмещения хореографического образа и музыки, русского и китайского танца является многоаспектной сложной темой, которая представляет научный интерес. Цель исследования – раскрыть содержание народно-сценического танца, который передается с помощью усовершенствованных выразительных средств и является эффективным инструментом для процесса выражения народных особенностей российской и китайской хореографии. В статье проведено исследование народно-сценического танца как основного средства выражения народной музыки в России и Китае. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе и обосновании необходимости сохранению традиций народного танца в современном Китае как важного компонента традиционной китайской подготовки будущего учителя хореографии. В результате доказано установление отличительных признаков локальных инвариантов народных танцев и танцевального канона России и его отличий от канона народных танцев других регионов. В исследовании актуализирована проблема музыкальной подготовки будущих учителей хореографии в педагогической теории и практике художественного образования. Обращение к этой теме обусловлено решением актуальной проблемы по сохранению уникального культурного феномена нации в аспекте постоянной ассимиляции культуры, как среди регионов, так и на межстрановых ареолах (приграничных областях стран с отличным уникальным культурным кодом).
Музыкальная педагогика и психология
Чжан И. - Роль психологии в педагогической работе по устранению тремоляции в процессе обучения пению c. 54-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36369

Аннотация: В статье раскрыто содержание педагогического мастерства будущих учителей музыкального искусства в процессе вокальной подготовки, в основе которой ценностное отношение будущих учителей к технологически направленной вокально-педагогической деятельности, их технологические знания и умения в сфере вокального исполнительства и вокальной педагогики и психологии, способности к применению технологий обучения пению. Вокально-психологическая подготовка будущих учителей музыкального искусства рассмотрена как процесс приобретения вокально-технических и художественно-исполнительских знаний и умений, вокально-педагогических способностей, на основе овладения технологиями обучения пения с целью применения их в работе с учащимися, особенно в аспекте с выявленными дефектами в голосе. В основе методологии исследования положен теоретический анализ существующих подходов, способов и методов формирования педагогических компетенций у будущих учителей по вокалу. На основе анализа в статье систематизированы и скомбинированы разные инструменты (педагогические и психологические) с целью повышения эффективности устранения тремоляции в процессе обучения пению. Вокально-педагогическая психология охарактеризована как интегративная система, которая сочетает в себе целенаправленные, поэтапные и алгоритмизированные педагогические, психологические и вокальные действия учителя, направленные на повышение результата обучения пению с учетом дефектов голоса - овладения пения с целью применения их в работе с учащимися в учреждениях общего среднего и внешкольного образования, особенно в аспекте работы с тремоляцией.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Петров В.О. - Сюита для двух фортепиано Дмитрия Шостаковича как музыкальный роман (к вопросу о проявлении эпоса в наследии композитора) c. 67-76

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36165

Аннотация: В творчестве Шостаковича образная наполненность становится первостепенно важной константой любой концепции, в которой превалирует установка на глубину слушательского проникновения в противоречивое музыкальное целое. Естественно, что различные образные состояния заключены в определенные, главенствующие образные пласты: эпос, лирику, драму с присущими им разноплановыми эмоциональными оттенками и способами развертывания материала. Основным объектом при этом в статье является Сюита для двух фортепиано, созданная композитором в 1922 году и отражающая мысли композитора после ухода из жизни его отца. Именно с этим связан факт наличия в опусе образов и тем, связанных с эпосом, с эпической формой романа.   Сюита впервые в искусствоведении рассматривается как музыкальный роман: проводятся параллели между романом как жанром литературы и романом как возможной формой повествования и развития содержания музыкального произведения. В этом видится научная новизна представленной статьи. Доказано, что в связи с особой формой повествования Сюита отличается новыми для сферы фортепианного дуэта в целом признаками: многосоставностью формы целого, контрастностью драматургических «переломов», «пестротой» художественных и музыкальных образов а, следовательно, и виртуозностью исполнения. Все это, в свою очередь, предопределило и во многом новое для жанра распределение тематических построений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.