по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 05-06-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Философия музыки
Смоктий Я.О. - Потаенный сюжет в цикле «Пять хоров на слова русских поэтов» Г. Свиридова. c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.37936

Аннотация: В статье ставится проблема выявления «потаённого сюжета» в хоровом цикле «Пять хоров на слова русских поэтов» Г. Свиридова, рассматривается вопрос о том, как тематически, сюжетно и идейно соединены между собой все пять номеров хорового цикла, связь между которыми на первый взгляд кажется случайной. При рассмотрении и детальном анализе текстов (отрывка из поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя, стихотворений С. Есенина «Вечером синим…» и «Табун», А. Прокофьева «Ой, шли полки», С. Орлова «Песня») выявлены закономерности их смысловой трансформации, которая произведена Г. Свиридовым в соответствии с замыслом дать словесно-музыкальный «портрет» разных исторических этапов в жизни России (дореволюционного, революционного, приведшего к разрушению ценностных основ русской цивилизации и гражданской войне, а также периода, наступившего после Великой Отечественной войны).   Показано, что особое значение в словесной сфере цикла приобретает «спрятанный» текст Н. Гоголя «Тарас Бульба», а именно сцена убийства Тарасом сына Андрия, предавшего веру и Родину; этот эпизод сопоставляется композитором с сюжетной коллизией гражданской войны, отражённой в тексте А. Прокофьева (именно поэтому Г. Свиридов даёт своё название стихотворению – «Повстречался сын с отцом»). Но все трагические события русской истории переживаются и побеждаются песней, в которой живёт Вечная Родина. Благодаря существованию потаённого сюжета цикла перед нами разворачивается широкое эпическое полотно, внутри которого находит своё выражение свиридовская музыкальная историософия.
Музыкальный театр
Ефанова М.В. - Оперный театр: триада дирижер-режиссер-педагог в творческой деятельности Е. В. Колобова c. 11-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.38005

Аннотация: Предмет исследования статьи – многогранная деятельность дирижера оперного театра в единстве его режиссерских и педагогических аспектов, позволяющих обеспечивать профессиональное развитие и творческую реализацию коллектива. В статье определены и описаны различные стороны комплексного воздействия на коллектив оперного театра посредством исполнительского, коммуникативного и эмоционально-волевого компонентов на примере работы выдающегося отечественного дирижера, основателя театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова" Евгения Владимировича Колобова (1946-2003). В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками.    Научная новизна исследования состоит в установлении диалектического единства разных сторон деятельности Е. В. Колобова, позволяющего рассматривать ее как симбиоз «дирижер – режиссер – педагог», в акцентировании внимания на его педагогической ипостаси, имевшей огромное влияние на конкретных музыкантов и театральный коллектив в целом. Анализ творческой деятельности Е.В. Колобова в период его работы в театре «Новая Опера» позволяет проникнуть в суть его интерпретаций авторских концепций и увидеть меняющуюся роль оркестра в оперных партитурах, а также интерпретационно-эстетические принципы, которые лежат в основе оперного дирижирования. Доказано, что в задачи дирижера оперного театра входит не только определение репертуарной политики, целей и задач совместного творчества, организация репетиционного процесса, управление коллективной деятельностью, но и создание таких условий, которые способствуют развитию творческих способностей музыкантов и певцов.
Калашникова Д.И. - Балет «Эскизы» А. Шнитке: к проблеме интерпретации гоголевских персонажей c. 22-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.38041

Аннотация: Исследование посвящено изучению музыкальной интерпретации героев «Петербургских повестей» и поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя в балете «Эскизы» А. Шнитке. Музыкальная характеристика гоголевских персонажей в балете рассмотрена с позиций ладогармонических, ритмических, тембровых, фактурных особенностей. Проанализирован стилевой контекст каждого номера балетного цикла в аспекте техники полистилистики. Игра стилевыми моделями в области жанра, формы, музыкального языка способствовала расширению пространственно-временных отношений и обогащению образной сферы балета. В связи с многосоставной природой последней выделены композиционно-драматургические аспекты балетного цикла, основывающиеся на принципах протяженной экспозиционности, яркой контрастности, самобытности характеристик. Исследование музыкальной характеристики героев проводится впервые и осуществляется с позиции индивидуальных особенностей стиля Шнитке. Авторский почерк композитора угадывается не только в применении полистилистических средств, но и в приемах отображения Добра и Зла, «низменного» и «возвышенного». Неприглядность личностных качеств гоголевских персонажей облекалась в притягательную маску шлягерности. Символом шлягера стали карикатурный вальс, гиперболизированные танго, галоп, мазурка. Применение жанрового стереотипа с целью обличения зла наблюдается и во Второй скрипичной сонате, Concerto grosso №1, кантате «История доктора Иоганна Фауста», балете «Пер Гюнт» и др. Сделаны выводы об уникальности музыкального материала каждого гоголевского героя в контексте индивидуального авторского подхода Шнитке.
Философия музыки
Киреева Н.Ю. - Музыкальная театрализация в аспекте ценностной коммуникации: к вопросу о терминологии c. 34-51

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.38054

Аннотация: Объектом изучения становится музыкальная театрализация, которая рассматривается в ракурсе ценностной коммуникации. Новизна исследования заключается в теоретической разработке и введении в научный оборот обобщающего понятия музыкальной театрализации, позволяющего объединить в своём поле жанровые доминанты различной эстетической деятельности. Понятие музыкальной театрализации является целесообразным и помогает охватить всё имеющееся многообразие музыкально-театрального материала, не будучи скованными историческими и специфически профессиональными рамками. В основе музыкальной театрализации лежит музыкально-театральное творчество как осознанная синтетическая (в художественном искусстве) или неосознанная синкретичная (в фольклорном творчестве) форма выражения многомерного потенциала человека. Музыкальная театрализация включает разнообразные формы музыкально-театральных действ и сформировавшиеся в ходе их эволюции музыкально-театральные жанры. Музыкальная театрализация выступает как жанровый класс, в котором есть стабильные и мобильные жанровые признаки. Осевыми становятся музыкальное и театральное начала, которые могут проявляться в разных формах, меняющих соотношение музыкальных и театральных средств выразительности. Существует движение театрального компонента: от минимального проявления театральности в музыкальном произведении (включение кинестетических средств выразительности) до сценической постановки оперного спектакля и даже мистерии. Изучение музыкальной театрализации осуществляется с позиции функциональной относительности, позволяющей определить степень важности явления искусства для отдельных субъектов, находящихся в условиях коммуникативной ситуации. Одно и то же произведение может обладать разной степенью ценности в зависимости от исторического и коммуникативного контекста и соответственно от тех функций, которые обретает то или иное произведение. Эстетическая и антропологическая ценность музыкального произведения детерминирована функциональным настроем адресата и адресанта в определённый момент. Несовпадение по разным причинам функционального настроя участников коммуникативного акта ведёт к потере качества коммуникации и как следствие к расхождениям в оценке художественного произведения, возникновению функциональной асимметрии.
История и теория исполнительского искусства
Степанидина О.Д., Демидов В.А. - Французские лирические романсы, их отражение в камерно-вокальном творчестве П. Чайковского и значение в становлении исполнительских принципов русской камерно-вокальной культуры середины XIX века c. 52-68

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.37842

Аннотация: Предметом исследования является влияние французского лирического романса на камерно-вокальную лирику П. Чайковского и значение его на становление отечественного исполнительства середины XIX века. В лирических романсах П. Чайковского и в цикле ор.65 изучаются их общие черты и национальное отличие. Выявляется значение камерной вокальной музыки П. Чайковского на становление оперно-камерного певца. В статье использованы методы комплексного и сравнительного анализа, что создаёт предпосылки для достаточно объективного вывода о гармоничном претворении французских черт в композиторском творчестве П. Чайковского и их утверждение в исполнительском искусстве, что является авторским вкладом в постановку и решение проблемы в новом ракурсе. Впервые рассматривается анализ предпосылок для создания П. Чайковским лирических романсов, навеянных Францией эпохи лирической оперы и появления оперно-камерного певца как результат влияния французского лирического романса на камерно-вокальное творчество П. Чайковского. Научная новизна заключается в комплексном подходе изучения проблемы влияния французского лирического романса на особенности и своеобразие камерной лирики П. Чайковского и отечественной камерно-вокальной культуры второй половины XIX века. В результате исследования предлагается целесообразный подход исполнителей к выбору выразительных средств, основанных на знании генезиса лирических романсов П. Чайковского. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что лирические романсы и романсы ор. 65 на тексты французских поэтов П. Чайковского до настоящего времени являются самыми репертуарными как в концертных программах певцов, так и в педагогическом репертуаре студентов музыкальных учебных заведений. Практическая значимость состоит в том, что профессиональные камерные исполнители в их концертной деятельности и педагоги музыкальных учебных заведений в практической работе со студентами обязаны со знанием стиля и генезиса подходить к выбору выразительных средств.
Музыка и цифровые технологии
Мичков П.А. - Технологии глубинного анализа текста в музыковедении c. 69-78

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.37797

Аннотация: В статье рассматривается возможность совершенствования механизма работы автора-музыковеда с текстами исторического музыкознания. Цель статьи заключена в рассмотрении механизмов обнаружения внутренних взаимосвязей между элементами музыковедческого текста. Предметом исследования является вербальные тексты музыкознания. Объектом настоящей статьи является аналитические инструменты современных цифровых технологий работы с текстами. Автор подробно рассматривает такие аспекты как выбор и формирование набора ключевых слов, определение структуры поиска необходимой для исследования информации. Особое внимание уделяется внутренним процессам лаборатории музыковедения, в рамках которых не всегда оказывается возможным формирование набора ключевых вербальных значений подготовленного исследования традиционными методами. Автором впервые предложена методология использования компьютерных средств программ глубинного анализа текста в повседневной деятельности музыковеда-исследователя. Область применения методологии не ограничивается сферой музыкальной науки, она может найти выходы и в других областях знания. В процессе исследования освещена практическая сторона внедрения продукта, в лаконичной форме представлены этапы постобработки текстового массива. Вместе с тем, заявленный в исследовании проблемный «срез» оказывается насыщенным иным информационным содержанием, что позволяет в дальнейшем отыскать скрытые закономерности развития тех или иных процессов, обнаружить новые взаимосвязи и определить новые векторы движения научного исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.