PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Музыка и цифровые технологии
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Музыка и цифровые технологии"
Музыка и цифровые технологии
Фатьянова Е.А. - Транскрипция для клавишного синтезатора на примере творчества Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова (пластинка «Метаморфозы») c. 41-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36938

Аннотация: В статье анализируется опыт транскрипции сочинений Дж. Булла, К. Монтеверди, И.С. Баха, К. Дебюсси, С. Прокофьева для клавишного синтезатора Synthi 100, выполненной отечественными композиторами Э. Артемьевым, В. Мартыновым, Ю. Богдановым в 1980 году и изданной на пластинке «Метаморфозы». Также нами рассмотрен определённый данными авторами диапазон художественных задач и звуковых решений, варианты работы с фактурой оригинальных сочинений. В электронных интерпретациях, представленных в «Метаморфозах», демонстрируются не только примеры транскрибирования текста оригинала для исполнения на синтезаторе, но также иллюстрируются сформулированные К. Штокхаузеном четыре критерия электронной музыки: унифицированное временное структурирование (единое временное поле), расщепление звука, многоплановая пространственная композиция, равноправие тона и шума. Несмотря на то, что транскрипция произведений академической музыки для клавишного синтезатора была реализована отечественными композиторами несколько десятилетий назад, до настоящего времени этот опыт не был изучен. Возможно, это связано с тем, что анализ и описание электронной музыки с помощью традиционных средств, представляют сложность, поскольку исследуемый музыкальный материал не нотируется: все преобразования, которые выполнены интерпретатором, зафиксированы только в аудиозаписи. Усложняет изучение созданных транскрипций тот факт, что электронные инструменты регулярно видоизменяются, совершенствуются, расширяется их технический и, соответственно, художественный потенциал. В связи со сменой инструментария произошло изменение подхода к музыкальному творчеству. В статье проанализирована трансформация авторского текста, преобразование клавирной фактуры в электронную партитуру и роль аранжировщика как соавтора сочинения.
Липов А.Н. - Карлхайнц Эссл. Изменения в электроакустической музыке. Статья из издания "Между экспериментом и коммерцией. К эстетике электронной музыки". Ежегодник музыковедения. Том 2 под ред. Томаса Дéзси, Стефана Йена и Дитера Toкевитца (Вена, 2007. С. 37-84. Издатели: Корнелия Сцабо, Kнотик и Маркус Грассл) c. 42-75

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.20994

Аннотация: Настоящая публикация, представляющая перевод статьи, опубликованной венским издательством, оформлена в соответствии с оригинальным изданием на основании положений об авторском праве и пожеланием автора. Однако, учитывая особенности выпуска нашего журнала, мы вынуждены перенести комментарии в сносках в текст и поместить их в круглые скобки. Ссылки даются только на публикации и соответствуют авторской версии. В публикации также сохранены шрифты и оформление текста оригинального издания. Карлхайнц Эссл (род. 1960, Вена) – австрийский композитор, исполнитель, импровизатор и «художник звука». В Венском университете изучал музыковедение, в 1989 году защитил докторскую диссертацию. В 1992–1993 годы работал в комиссии IRCAM в Париже. С 1994 года был музыкальным куратором коллекции в Клостернейбург (Вена). Между 1995–2006 годами он преподавал алгоритмическую музыку в студии перспективной музыки и медиа – технологий имени австрийского композитора, органиста Антона Брукнера в частном университете музыки, драмы и танца в Линце (Австрия). С 2007 года Эссл – профессор композиции по электро-акустической и экспериментальной музыке в Университете музыки и исполнительских искусств (Вена). Работа Карлхайнца Эссла с компьютерами с акцентом на алгоритмических композициях и воспроизводстве музыки оказала формирующее влияние на его композиционное мышление. Кроме написания инструментальной музыки, Эссл также работает в области электронной музыки, интерактивных композиций в реальном времени и звуковых инсталляций. С начала 1990-х годов он разработал различные программные среды для композиции в реальном времени, которые он использует в своих живых музыкальных выступлениях, а также в сотрудничестве с художниками из других областей – хореографами, танцовщиками, художниками и поэтами. В 1998 году Эссл приступил к разработке компьютерного электронного инструмента под названием M @ ZE 2, который он использует в качестве импровизатора в живых выступлениях. В статье, реализующей междисциплинарный метод исследования современных электронных музыкальных технологий, представлены также и результаты работы самого К. Эссла, который изучает и создает электронную и интерактивную музыку, сочиняя многочисленные композиции и звуковые инстилляции в режиме реального времени. Музыкальные работы композитора реализуются в результате столкновений между упорядоченными, абстрактными моделями и оригинальными тональными, выразительными структурами. Новизна определяется тем, что перевод статьи восполняет все еще существующий пробел в отечественной научной литературе об исследованиях по философии и эстетике музыки, посвященных проблеме исторического развития электроакустической музыки как, по выражению самого К. Эссла, формирующего, генерирующего и далеко идущего музыкального потенциала, а также содержит подробное описание исследовательской работы самого композитора с акцентом на алгоритмические композиции и генеративную музыку.
Мичков П.А. - Технологии глубинного анализа текста в музыковедении c. 69-78

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.3.37797

Аннотация: В статье рассматривается возможность совершенствования механизма работы автора-музыковеда с текстами исторического музыкознания. Цель статьи заключена в рассмотрении механизмов обнаружения внутренних взаимосвязей между элементами музыковедческого текста. Предметом исследования является вербальные тексты музыкознания. Объектом настоящей статьи является аналитические инструменты современных цифровых технологий работы с текстами. Автор подробно рассматривает такие аспекты как выбор и формирование набора ключевых слов, определение структуры поиска необходимой для исследования информации. Особое внимание уделяется внутренним процессам лаборатории музыковедения, в рамках которых не всегда оказывается возможным формирование набора ключевых вербальных значений подготовленного исследования традиционными методами. Автором впервые предложена методология использования компьютерных средств программ глубинного анализа текста в повседневной деятельности музыковеда-исследователя. Область применения методологии не ограничивается сферой музыкальной науки, она может найти выходы и в других областях знания. В процессе исследования освещена практическая сторона внедрения продукта, в лаконичной форме представлены этапы постобработки текстового массива. Вместе с тем, заявленный в исследовании проблемный «срез» оказывается насыщенным иным информационным содержанием, что позволяет в дальнейшем отыскать скрытые закономерности развития тех или иных процессов, обнаружить новые взаимосвязи и определить новые векторы движения научного исследования.
Кибиткина Э.В., Фатьянова Е.А. - Моделирование транскрипции академической музыки с применением электронного звукового синтеза. c. 87-97

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33591

Аннотация: В настоящее время компьютерные технологии интегрируются во все виды искусства. Появляются новые творческие направления, опирающиеся всецело на мультимедийный – прежде всего, аудиовизуальный – инструментарий. Актуальным становится вопрос о роли музыкального искусства в новой культурной парадигме. В данной статье исследуются возможности применения программных средств для преобразования нотного текста в фонограмму на примере академической музыки. Рассматривается возможная математическая модель музыкального произведения, позволяющая переработать сочинение и получить в результате как аутентичную, так и экспериментальную версии. Детально анализируется набор параметров, позволяющих сформировать виртуальное акустическое пространство, соответствующее художественному замыслу.   Авторами статьи продемонстрировано, что моделирование транскрипции академической музыки с применением электронного звукового синтеза может способствовать творческому переосмыслению нотного текста композиции. Выбор конкретных тембральных, исполнительских и пространственных параметров в процессе транскрибирования позволяет интерпретировать сочинение в соответствии с творческими задачами. Применение виртуальных инструментов также позволяет создавать цифровые фонограммы без привлечения музыкантов-исполнителей. В исследовании приведены различные варианты формирования виртуальной акустической среды на примере классического произведения для струнного квартета: от «традиционного» до «экспериментального», отличающиеся позиционированием звуковых источников, набором пространственных эффектов и параметрами их настройки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.