Статья 'Проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры

Грязнова Елена Владимировна

доктор философских наук

заведующий кафедрой философии и теологии, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Gryaznova Elena Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor of the department of Philosophy and Theology at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.1.18447

Дата направления статьи в редакцию:

23-03-2016


Дата публикации:

11-04-2016


Аннотация: Предметом исследования являются проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры. Объектом исследования является кадровый потенциал муниципальных образований. Автор рассматривает комплекс проблем подготовки кадров муниципального управления, существующий в нашей стране. Особое внимание уделяется проблеме низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих, который рассматривается как элемент системы информационной культуры. Информационный потенциал как диалектическое единство информационных потребностей и способностей субъектов управления обеспечивает эффективное использование результатов информатизации в управленческой деятельности муниципальных образований. Основными методами исследования являются метод анализа и обобщения, деятельностный подход, метод построения типологий. В работе используются методы обработки и представления статистических данных. Полученный результат показал, что основной причиной низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих является не разработанность алгоритмов подготовки и переподготовки кадров муниципального управления по направлению «Информационная культура муниципальных служащих». Для его разработки необходимо четкое представление структуры информационного потенциала как элемента информационной культуры, что позволит сформулировать необходимые квалификационные требования подготовки муниципальных служащих в условиях информатизации муниципального управления.


Ключевые слова:

информационное общество, муниципальное управление, подготовка муниципальных служащих, информационная компетенция, информатизация, информационная политика, информационная открытость власти, электронные муниципальные услуги, информационная культура, электронное правительство

Abstract: The research subject is the range of problems of municipal management personnel training in the system of information culture. The research object is the workforce capacity of municipal entities. The author considers the set of problems of municipal management personnel training existing in Russia. Special attention is paid to the problem of a low level of information potential of municipal officials, which is considered as an element of the information culture system. Information potential as a dialectical unity of information needs and capacities of the subjects of management provides for the effective use of the results of informatization in the management of municipal entities. The research methodology is based on the methods of analysis and generalization, the activity approach, the method of typologies building. The author applies the method of processing and reporting sociological data. The research results show that the main reason for a low level of information potential of municipal officials is an inadequate development of algorithms of professional training and reskilling of municipal officers in the discipline “Information culture of municipal officers”. For its development, it is necessary to know properly the structure of information potential as an element of information culture, to be able to formulate the necessary professional requirements for municipal officers training in the context of municipal management informatization. 


Keywords:

information transparency of power, information policy, Informatization, information competence, municipal officers training, municipal management, information society, electronic municipal services, information culture, e-government

В современных условиях развития информационного общества Россия стремится достичь уровня передовых стран мира. Для этого правительство предпринимает всевозможные меры, развивая информационные технологии, принимая долгосрочные государственные программы по их внедрению. Полученные результаты предпринятых действий на уровне страны ощутимы. Примером могут служить информатизация здравоохранения, образования и других социально значимых сфер общественной жизни. Особо следует отметить шаги, предпринятые в области создания электронного правительства, соответствующего требованиям мировых стандартов.

Проведенное нами предварительное изучение вопросов по информатизации государственного и муниципального управления показало, что программы по созданию электронного правительства и информатизации социального управления реализуются более успешно в крупных городах и столичных регионах. Что же касается муниципальных районов, то в них внедрение и реализация информационного обеспечения управленческой деятельности испытывают ряд серьёзных проблем.

Во-первых, в муниципалитетах до сих пор отсутствуют механизмы сбора и обработки статистической информации, показывающий уровень информатизации, как общественных организаций, так и домашних хозяйств. Это затрудняет проведение научно-исследовательских работ в данном направлении, а, следовательно, и принятие научно-обоснованных управленческих решений.

Во-вторых, остаётся до сих пор плохо проработанной нормативно-правовая база по внедрению информационного обеспечения муниципальных образований. Особенно это касается информационного потенциала, связанного с кадровым обеспечением, что создает трудности при реализации мероприятий по открытости власти.

В-третьих, низкий уровень финансирования муниципалитетов ведет к информационному неравенству между различными регионами страны, жителями внутри регионов и муниципалитетов.

Все это приводит к тому, что на уровне муниципальных образований информационное обеспечение реализуется недостаточно эффективно. Одной из основных причин сложившейся ситуации является низкий уровень профессиональной подготовки муниципальных кадров к условиям работы в информационном обществе. Дело в том, что в современном обществе подготовка кадров для муниципалитетов оказывается встроенной в систему информационной культуры. Чтобы увидеть это, рассмотрим необходимые понятия.

Понятие информационной культуры вошло в научный оборот относительно недавно. Появление этого феномена связано с развитием информационного общества и становлением технической дисциплины информатики. Поэтому первые определения данного феномена связаны именно с этой дисциплиной. Например, В.А. Каймин соотносит понятие информационной культуры с предметом информатики как дисциплины, изучающей законы и методы накопления и обработки информации на ЭВМ, в общении людей и в жизни общества . 1[1,C. 17]. В более поздних работах, когда информатика приобретает статус дисциплинарного, а затем и междисциплинарного комплекса (например, появляются «социальная информатика», «информология» и т.д.) понятие информационной культуры содержательно меняется. Так, К.К. Колин и А.Д. Урсул пишут: «Информационная культура представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности» . 10[2,C. 106]. В этом случае подчеркивается, что информационная культура есть результат информатизации и является новым феноменом современной цивилизации. Иными словами, под информационной культурой понимается не способность хранить, обрабатывать и передавать информацию, а новый вид деятельности, в качестве основных средств которой выступают именно компьютерные информационные технологии.

Рассмотрим структуру информационной культуры. Так, например, К.К. Колин и А.Д. Урсул, в качестве ее основных компонентов выделяют: информационную и компьютерную компетентность и грамотность, информационное миропонимание и информационное мировоззрение людей; многообразие предметов информационной культуры, используемых в информационной деятельности; способы деятельности человека в информационной сфере; виды и формы информационных коммуникаций, которые предоставляют пользователю все более широкие возможности для общения в глобальных информационных сетях .10[2, C.106]. Изучая представленную структуру, можно видеть, что она построена на основе деятельностного подхода и содержит основные элементы деятельности: субъект, объект, средства и т.д.

Для определения взаимосвязи между информационной культурой и кадровым потенциалом муниципальной службы необходимо рассмотреть типологию информационной культуры. Так как информационная культура становится сегодня основой практически всех сфер общественной жизни, то можно типологизировать ее по данному основанию. Достаточно полная типология сфер общественной жизни разработана д.ф.н., профессором Л.А. Зеленовым [3]. В частности он выделяет восемь сфер общественной жизни: экономическую, экологическую, управленческую, педагогическую, научную, художественную, физкультурную и медицинскую сферы. Основываясь на разработанной им типологии, можно выделить восемь видов информационной культуры: информационная культура экономической сферы, экологической, управленческой и т.п. сфер.

Далее, учитывая формы социального субъекта, можно выделять и такие аспекты как:

1. Информационная культура личности.

2. Информационная культура коллектива людей.

Можно добавить и другие формы субъекта: нация, страна, регион, муниципалитет и т.д.

Если теперь учесть структуру сферы общественной жизни (потенциал, деятельность, социальные институты и отношения) [3,4], то получим:

1. Информационный потенциал (потребности и способности в зависимости от вида сферы: экономические, экологические и т.д.).

2. Информационная деятельность (экономической, экологической и т.д., 8 видов).

3. Информационная культура социальных отношений (8 видов).

4. Информационная культура социальных институтов (8 видов).

Сведем полученные результаты в одну таблицу:

Таблица 1. Типология информационной культуры

Сфера общественной жизни

Вид субъекта

Элементы сферы общественной жизни

потенциал

деятельность

отношения

институты

экономическая

личность

1

2

3

4

коллектив

5

6

7

8

экологическая

личность

9

10

11

12

коллектив

13

14

15

16

научная

личность

17

18

19

20

коллектив

21

22

23

24

художественная

личность

25

26

27

28

коллектив

29

30

31

32

медицинская

личность

33

34

35

36

коллектив

37

38

39

40

физкультурная

личность

41

42

43

44

коллектив

45

46

47

48

управленческая

личность

49

50

51

52

коллектив

53

54

55

56

педагогическая

личность

57

58

59

60

коллектив

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.