Статья 'Проблемы гармонизации (унификации) систем высшего образования Союзного государства' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Проблемы гармонизации (унификации) систем высшего образования Союзного государства

Абрамов Руслан Агарунович

доктор экономических наук

профессор, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

115470, Россия, г. Москва, Нагатинская наб., 34

Abramov Ruslan Agarunovich

Doctor of Economics

Ph.D. in Economics, professor, head of department, Department of State and Municipal Management, Plekhanov Russian University of Economics

115470, Russia, G.moskva, Ul..nagatinskaya oblast', g. Moscow, ul. Nagatinskaya Nab, 34, kv. 137

oef08@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Деревянко Светлана Вячеславовна

ассистент, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 36, оф. 549

Derevyanko Svetlana Vyacheslavovna

Assistant at the Department of Public and Municipal Administration of Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, Moscow, Stremyannyi Per.36, office 549

luch-kurator@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8736.2017.1.20549

Дата направления статьи в редакцию:

26-09-2016


Дата публикации:

23-04-2017


Аннотация: Объектом исследования являются системы высшего образования Союзного государства. Предметом исследования являются механизмы государственного регулирования, а так-же социально-экономические отношения влияющие на гармонизацию систем образования двух стран. особое внимание в статье уделяется путям возможного объединения систем высшего образования России и Беларуси в рамках Союзного государства. В качестве актуальности исследования показывается, что интеграция образовательных систем, технологий при схожих принципах дает дополнительный стимул для формирования единой платформы для дальнейшего развития интеграционной структуры. Проанализированы основные факторы, которые затрудняют интеграцию между государствами в образовательной сфере – политические, экономические, информационные и традиционалистические, а также рассматриваются пути создания синергетической образовательной парадигмы. Целью работы является определение путей преодоления структурных и организационных проблем во взаимодействии систем образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Результатом исследования выявлено то, что реализация подобной интеграции приведет к появлению базы для воспитания молодежи и синергетическому эффекту в экономической среде за счет кооперации интеллектуальных, финансовых ресурсов, что в целом должно отразиться на общем социально-экономическом развитии РБ и РФ. В статье использовались следующие методологические принципы: научность, системность, объективность, социальный подход, комплексность, единства теории и практики, творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Данные принципы приняты в качестве основных для изучения социально-экономических процессов, происходящих в образовательной сфере Союзного государства. Основными общенаучным методами, используемыми при выполнении проекта, стали методы: классификации, анализа, синтеза, экономико-статистический, структурно логический, эконометрический, графический методы. А также как вспомогательные методы прогнозный, аналитический и метод сравнения потенциалов. Полевые исследования проводились методом опроса студентов и работодателей. Новизной и в то же время оригинальностью данной статьи проекта является методологический подход к оценке качества образовательных услуг со всех заинтересованных сторон на всех этапах обучения приеме в вуз, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре ., что позволит усилить взаимосвязь и взаимовлияние улучшения практикориентированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в высших образовательных организациях Союзного государства позволит капитализировать бренд образовательных организаций как фактора успешного позиционирования ВУЗов на конкурентном мировом рынке. Преимуществом методологического подхода является: • эффективное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, что позволит готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда; • повышение качества образовательных услуг влияет на позиционирование образовательной организации и ее бренда на рынке, что позволит, в конечном счете, привлекать абитуриентов с повышенным средним баллом ЕГЭ. Кроме того новизна исследования определяется в том, что предложены не только пути разрешения ситуации и преодоления всех факторов, которые не позволяют создать единое образовательное пространство, но также проведен последовательный анализ всех уровней обучения.


Ключевые слова:

образование, интеграция, Союзное государство, развитие, кооперация ресурсов, технологии, структура, проект, распределение, деятельность

Выполнено в рамках проекта – Грантового соглашения (Договор) №16-27-01001/16 от 30.05.2016г. в РГНФ. Международный конкурс РГНФ – Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ) 2016 года. «Разработка Концепции стратегического развития межстрановой интеграции национальных инновационных систем Союзного государства до 2030 года».

Abstract:   The object of this research is the system of higher education of the Union State. The subject of this research is the mechanisms of state regulation, as well as the socioeconomic relations that influence the harmonization of the education systems of two countries. Special attention is given to the ways of possible incorporation of the systems of higher education of Russia and Belarus within the framework of the Union State. As the relevance of the study, the author demonstrates that incorporation of the educational systems and technologies under the similar principles provides an additional incentive for the formation of a unified platform for further development of the integration structure. The work analyzes the key factors that complicate the integration between the states in the sphere of education – political, economic, informational, and traditionalistic, as well as reviews the ways creation the synergetic educational paradigm. The goal of the article consists in identification of the ways to overcome the structural and organizational problems in interaction between the education systems of the Russian Federation and the Republic of Belarus. The result of the study reveals that the implementation of such integration will lead to the emergence of foundation for the upbringing of youth, as well as the synergetic effect within the economic environment due to cooperation of the intellectual and financial resources, which must influence the overall socioeconomic development of Russia and Belarus. The scientific novelty consists in the methodological approach towards assessment of the quality of educational services of all interested parties and at all stages of education, which will allow increasing the interconnection and mutual influence for improving the practice-oriented professional trainings of the highly qualified specialists. It will also allow capitalizing the brand of the education organizations as a factor of the successful positioning of the higher schools in the competitive global market. The authors conduct a sequential analysis of all levels of education.  


Keywords:

education, integration, Union State, development, cooperation of resources, technology, structure, project, distribution, activity

Постановка проблемы. Союзное государство – это перспективное образование двух государств – России и Беларуси. Предпосылок интеграции в 1994 году было достаточно много – развитие более 200 лет в составе единого государства, одинаковый язык, схожие принципы ведения образовательной деятельности, единые программы развития и кооперации промышленности. Однако, после того, как Союзное государство начало свое развитие, процессы постройки суверенитета также оказывали влияние на весь процесс государственного устройства. Образование в это время начало свое развитие по пути коммерциализации и становления частного образовательного сегмента. И оно не могло быть оторванным от общих социально-политических процессов на всем постсоветском пространстве. Декларируемое единство внутренних и внешних процессов было реализовано в форме упрощенного поступления граждан РФ и РБ в вузы друг друга. Однако, до сих существуют ограничения, которые накладывают свой отпечаток на дальнейшее развитие интеграции в системе образования. Помимо нормативных, и ограничений методологического плана существует также и проблема коррупционной составляющей. С 2015 года активно идет устранение вузов в России вузов, которые не могут осуществлять образовательную деятельность с должным качеством. Основное препятствие – это наличие значительного числа учебных заведений, которые лишь формально проводят обучение студентов. Помимо этого, необходимо ликвидировать разницу между учебными планами, программами и дисфункцией на различных уровнях образования. Образование в единой системе – это вопрос институционального развития Союзного государства и построенного на его основе ЕАЭС.

Разработка проблемы. Перспективы развития и интеграции систем образования не являются частными вопросами только одного государства. В мировой практике подобные вопросы возникают как в пределах одного государства с единой системой образования [10, p. 2105], так и в межстрановых образованиях, где система обучения варьируется и достаточно сильно [11, p. 984]. В российской научной печати вопросы интеграции образования обсуждаются преимущественно в качестве проектов [6, с. 202], которые было бы неплохо реализовать или создать что-то иное дополнительное к существующему процессу обучения [5, с. 48].

Более расширенное понимание интеграции образовательных систем исходит из органов государственной власти [8, с. 10], которые определяют ее как необходимо условие для общего развития каждого участника процесса [9, с. 42], способа решения прикладных задач [7, с. 12] и создания программных документов [4, с. 43]. Авторами в ранее проведенных исследованиях затронуты практические вопросы по созданию общей системы образования [3, с. 72], а также рассмотрены вопросы гармонизации текущего процесса обучения в российских вузах [1, с. 1208] и противодействия процессам, замедляющим интеграцию [2, с. 13].

Цель статьи. Целью статьи является определение ведущих факторов, препятствующих созданию единого образовательного пространства Союзного государства и возможностей по формированию инновационного интеллектуального ресурса на его основе.

Изложение основного материала исследования. Гармонизация системы высшего образования – это необходимая и неизбежная ступень для интеграции России и Беларуси как единого государства, которое обеспечит дальнейшее развитие, новые формы сотрудничества и положительным примером будет служить для других социальных интеграционных проектов. Для интеграции в образовании необходимо охарактеризовать отдельные аспекты, которые будут этому способствовать.

1. Допуск вузов к распределению бюджетных мест на основе конкурса в каждом государстве. Основанием предложения является расширение возможностей для вузов РФ и РБ участвовать в государственном конкурсе обоих стран на распределение бюджетных мест и тем самым иметь гарантированный доход от осуществления образовательной деятельности. Конечно, это не может касаться вузов юридического или отраслевого принципа в силу специфичности законодательства или технологической базы, но многие специальности могут преподаваться вполне успешно – скажем для студента из РФ, который будет учиться на бюджете в РБ зарубежная стажировка в Польшу или другие приграничные страны будет гораздо ближе и проще. Помимо географических рамок и причин возможность для студента обучаться в вузах без разделения на страны будет формировать образ единого государства, где внутренние границы являются несущественными. Количество потенциальных участников программы достаточно велико (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнение показателей РФ и РБ по уровню доступности и направленности бюджетного обучения (составлено авторами)

Показатель

Российская Федерация

Республика Беларусь

Количество бюджетных мест

507000

63000

Количество вузов

965

56

Общее количество студентов, тыс. чел.

4700

450

Доля поступающих в вузы, %

81%

71,5%

Потенциальный рынок – 63000 бюджетных мест в РБ и 507000 в РФ. Процент поступающих в обоих государствах после школы примерно одинаков, поэтому в долевом соотношении обмен будет равнозначным. Для государства это может быть выгодно тем, что стоимость обучения студентов ниже и тем самым распределение бюджета может идти на иные нужны, допустим в НИИ. Также следует предусмотреть в случае успешной практики распределение заявок в НИИ на такой же конкурсной основе. Для частных вузов это дополнительно даст возможности по финансированию и накоплению средств для развития своей деятельности.

2. Свободная подача документов на бюджетную форму обучения в любую страну. В текущей реализации права на образование существует для беларуса и россиянина два пути поступления – либо по получению документа об образовании, что подразумевает сдачу ЕГЭ или ЦТ и поступление по внутренним экзаменам учебного заведения или переезд и сдачу соответствующих экзаменов по условиям страны поступления. Предлагаемое нами решение состоит в отмене квотирования и учета всех взаимных форм и методов тестирования абитуриента. Для граждан Союзного государства необходимо не только отменить все дополнительные вступительные испытания, но также и признать государственное тестирование равноценным.

Реализовать это можно как соответствие оценок по 100-бальной шкале с коэффициентами. Для государства это даст возможность обмена абитуриентами, а для частных лиц – выбор места обучения. Здесь 2 взаимных стороны – с точки зрения граждан РБ – появляется возможность без ограничений направлять граждан в вузы РФ, а граждане РФ получают возможность более дешево обучаться в вузах РБ и имеют возможность поездок в ЕС по обмену, так как с территории РБ это гораздо проще. Дополнительная форма реализации в отличие от текущей – не давать возможность обучения гражданам РФ и РБ как иностранным государствам, а снять все возможные ограничения и вывести жителей СГ из действия квот с предоставлением прав как коренным гражданам.

3. Практика целевого набора и создание программ обмена – появление связи с программами технологического развития Союзного государства. Данный формат сотрудничества предполагает, что он будет реализован с развитием промышленной политики Союзного государства и позволит студентам в большей степени быть приобщёнными к науке. Практическим результатом будет формирование межрегиональных кластеров и межотраслевых промышленных структур.

4. Унификация правил приема в высшие учебные заведения профессионального образования. В настоящее время вопросы приема в высшие учебные заведения находятся в ведении государства и затрагивают три ступени образования:

- общеобразовательные учреждения и средние профессиональные образования как источник набора студентов в ВУЗы;

- бакалавриат и магистратуру как ступени высшего образования;

- аспирантуру как элемент постдипломного или заключительной ступени высшего образования.

Унификация правил приема должна рассматриваться с двух или трех точек зрения:

- как сотрудничество между государствами, составляющее региональное интеграционное объединение – Союзное государство и участники более крупного объединения ЕАЭС;

- как равноправные участники европейского образовательного пространства в соответствии с Болонской конвенцией.

Поэтому унификация правил приема является, по нашему мнению, организационной, интеграционной и политической задачей. Для понимания проблемы, которые этому мешают выделим следующие:

Бакалавриат. Уровень бакалавриата сопряжен со сдачей итоговых государственных процедур аттестации – ЦТ и ЕГЭ. Если исключить организационные различия в проведении этих испытаний, то возникает проблема их взаимного признания. Многолетняя практика по формированию единого образовательного пространства сформировала следующие острые вопросы:

  1. ЦТ – форма вступительного испытания в высшие учебные заведения, а ЕГЭ –симбиоз выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вуз. Необходима гармонизация процедуры.
  2. Сроки проведения ЦТ и ЕГЭ достаточно близко расположены. Так, сроки ЕГЭ-2017 определены 26 мая – 16 июня (основной период), ЦТ-2017 – 2мая – 1 июня. Абитуриенты не могут подготовиться к обоим экзаменам, вынуждены выбирать один и даже после сдачи одного не имеют возможности повторно сдать другой.
  3. Пересчет ЦТ и ЕГЭ. Шкалы пересчета до сих пор не существует, хотя попытки создать подобное имели место в 2011-2012 годах. Обе процедуры имеют разную структуру и применение.
  4. Есть лазейка относительно приема на платную форму обучения. Россияне могут учиться в Беларуси по правилам, утвержденным для обучения платных студентов. Поступление проводится по результатам собеседования. В России же поступление на договор регламентировано ЕГЭ. Это хорошая возможность поступить после того как не сдал ЕГЭ. Подобные меры в отношении граждан РБ помимо отведенных квот только проходит свое обсуждение с августа 2016 года.

Необходимо:

  1. Сроки ЦТ и ЕГЭ гармонизировать относительно друг друга и дать возможность сдать ЦТ и ЕГЭ в одном году. Правила относительно минимального балла, возможности пересдачи и количества предметов – также необходимо привести к единому знаменателю.
  2. Появление шкалы пересчета ЕГЭ и ЦТ может базироваться на интегральном характере экзаменов. За основу возможно взять модель пересчета по кредитам в Болонской системе. Когда каждый предмет будет иметь числовое выражение и интегральную оценку. Если программы по предмету более чем на 75% аналогичны друг другу, то результат можно зачесть без перевода.
  3. В дальнейшем прийти к единому государственному экзамену, а также по мере появления общей шкалы для поступающих снять ограничения и квот для поступления граждан Союзного государства в вузы на бюджетную форму обучения.

Магистратура. Развитие магистратуры в Союзном государстве имеет историческую отложенность от подобного процесса в Европе. На рисунке 1 показаны исторические периоды становления института магистратуры.

.jpg_01

Рисунок 1 – Исторические этапы становления магистратуры (составлено авторами)

Если принципы приемы в вузы в области бакалавриата в целом отрегулированы на уровне государства и понятны, то магистратура по своей сути имеет разное значение в обоих государствах, а также основания для поступления и практическое применение для людей, получивших такой диплом.

  1. Магистратура в России и Беларуси является ступенью высшего образования и приравнена в РБ к диплому специалиста (в соответствии с положением ВАК о поступлении в аспирантуру). А стало быть, человек, который поступает на бакалавриат и работодатель считают, что бакалавр – это недоучившийся специалист. Стало быть, возникает потребность в массовой магистратуре. В самой основе своей магистр – это ступень над высшим образованием, которая предполагает квалификацию, достаточную для квалифицированной самостоятельной профессиональной деятельности и руководством коллективами практических работников, но не формирующими новое научное знание (кандидаты наук, PhD). В условиях массовости магистратуры и вовлечения Беларуси в Болонскую систему необходимо унифицировать статус магистра законодательно – является ли это вершиной получения высшего образования (РБ) или второй ступенью (РФ).
  2. Конкурсные испытания проводятся вузов в трех формах – тестирование, междисциплинарный экзамен, собеседование на профильной кафедре, портфолио, творческий конкурс, конкурс научных работ. Это ограничивает возможности абитуриента по поступлению, так как подготовка может носить совершенно разносторонний характер, а подготовиться к столь разнообразным условиям подготовки почти невозможно.
  3. Сроки испытаний регламентируются соответствующим законодательством (ФЗ "Об образовании" в РФ и Постановление Совета Министров Республики Беларусь "О некоторых вопросах высшего образования"), при этом не получается у абитуриента поступить в магистратуру в несколько вузов. Поэтому выбор достаточно скуден и однозначен у потенциальных магистров. При этом, сроки набора некоторые вузы, целью которых является привлечение абитуриентов могут не проводить экзамены вовсе (или крайне формально) с гарантированной выдачей диплома после.
  4. Унификация условий поступлений и учебных программ может привести к утрате самого понятия "академическая автономность" у учебных заведений и разрушить традиции университетского самоуправления. В то же время, при всей разницы в условиях испытаний – форма итоговой аттестации является одинаковой.

Необходимо:

  1. Выработать единую форму вступительных экзаменов с выбором наполнения данного экзамена со стороны вуза самостоятельно в соответствии с традициями и спецификой учебного заведения.
  2. Утвердить статус магистра как верхнюю ступень академического образования.
  3. Для поднятия статуса магистра следует унифицировать звания, которые даются после окончания магистратуры – убрать звание магистра наук (РБ), сократить число вузов, которые могут выдавать звания магистров (процесс активно ведется в РФ), проводить аккредитационную экспертизу в том числе и по показателям научной активности магистров.
  4. Унифицировать номенклатуру магистерских программ и соответствие вузов, которые реализует подобные программы, а также определить возможности участия студентов в программах двойного обмена и двойного диплома. Также необходимо проработать вопрос о допустимости получения второго магистерского образования за счет бюджета и урегулировать вопрос о подаче документов в несколько вузов одновременно.
  5. Прикладным аспектом предложенных мероприятий является возможность повышения престижности кандидатских степеней за счет того, что статус магистра будет для рада областей (менеджмент, государственное и муниципальное образование) идентичен по уровню престижа ученой степени.

Аспирантура. В значительной степени проблематика остается с пониманием того, какое место аспирантура занимает в системе высшего образования (рис. 2).

2_01

Рисунок 2 – Характеристика аспирантуры (составлено авторами)

Для РБ это первая ступень поствузовского образования. Для РФ – это третья ступень высшего образования. Хотя в аспирантуру в рамках контрольных цифр могут поступать граждан РФ и РБ без ограничений и в итоге они сдают единые экзамены и получают одинаковый диплом исследователя – необходимо выявить возможности по гармонизации программ обучения, в частности – возможности защиты диссертации в любом совете по защите диссертаций в РФ и РБ.

Результатом подобной унификации правил приема будет являться тесная интеграция и обмен опытом со стороны, как РФ, так и РБ. В настоящий момент порядка 25000 студентов обоих государств обучаются в вузах другой страны, однако более 70% из них проходят по ценам, программам и отчетности вуза как граждане иностранного государства. Унификация правил позволит в полной мере создать единое образовательное пространство, что даст долговременный экономический, политический эффекты в аспекте построения Союзного государства.

5. Противодействие и профилактика коррупции в образовательной сфере Союзного государства.Современная российская система образования является весьма коррумпированной, о чем свидетельствуют экспертные оценки объемов взяток в данной сфере (около 5,5 млн. долларов США в год) и сумма материального ущерба для государства (более 165 млн. рублей ежегодно). Негативными последствиями данного вида коррупции являются снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение качества образования, и, как следствие, проблемы на пути инновационного развития, декларируемого на государственном уровне. Кроме того, с учетом степени коррумпированности сферы образования формируется ряд международных оценок и рейтингов социально-экономического развития страны (например, ООН используется Индекс развития человеческого потенциала), что влияет на активизацию торгового и инвестиционного сотрудничества.

Коррупция мешает построить инновационную систему в рамках совместной деятельности России и Беларуси. Образование как ключевой элемент долгосрочного развития требует гармонизации образовательной политики и приведения процесса обучения к единому стилю и взаимному признанию не только документов об образовании, но и принципов ведения образовательной деятельности.

В частности, в Российской Федерации процесс перехода на Болонскую систему был реализован в течение 2002-2007 годов, когда были открыты первые магистратуры и узаконен статус бакалавра. В течение 2011-2014 годов была реализована система перехода от двухуровневой к трехуровневой системе образования, куда была добавлена магистратура и аспирантура. В Республике Беларусь магистратура появилась в новом законе "О высшем образовании" лишь в 2007 году. При этом аспирантура является ступенью послевузовского образования. Отсюда исходит дисбаланс национальных образовательных систем.

Выводы и рекомендации.В ходе проведенного анализа нами разработаны общие предложения, направленные на преодоление тех проблем, которые в настоящее время делают интеграцию систем образования РФ и РБ практически невозможной. Первоочередным пунктом развития является принятие Союзной программы развития образования, которая будет служить координатором всей образовательной политики в рамках Союзного государства. В рамках Союзной программы развития образования должны быть затронуты вопросы:

ü обеспечения равного уровня оснащенности вузов России и Беларуси;

ü меры просветительского и правового характера;

ü параметры конкурентоспособности вузов.

Укреплению ступеней образования в магистратуре и аспирантуре будут способствовать меры по увеличению практического наполнения магистратуры и предоставления большей научной свободы аспирантуре.

Интеграция разных систем возможна при обеспечении пересчета элементов образовательных систем, которые призваны, будут нивелировать разницу в аттестационных формах ЦТ и ЕГЭ.

Завершающей интеграционной формой системы образования является введение единых форм и классификаторов учебных программ и документации для того, чтобы все вузы имели типовые учебные планы и формы.

Подготовка к обозначенным процессам должна по идее начинаться незамедлительно, но учитывая годовые курсы планирования, с 2017 года целесообразно начинать подготовку к внедрению обозначенных положений, которые могли бы быть реализованными в 2025 году.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.