Статья 'Лучшие школьные инновации в системе общего образования в 2019 году, реализованные при государственной грантовой поддержке' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Лучшие школьные инновации в системе общего образования в 2019 году, реализованные при государственной грантовой поддержке

Булаева Наталья Александровна

кандидат экономических наук

Президент Союза, Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»

107078, Россия, Московская область, г. Москва, пер. Харитоньевский М., 7, стр. 1, этаж 1, пом. V, комн. 3Б

Bulaeva Natal'ya Aleksandrovna

PhD in Economics

President of the Union "Professionals in the Area of Educational Innovations"

107078, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, per. Khariton'evskii M., 7, str. 1, etazh 1, pom. V, komn. 3B

nbulaevamail@gmail.com
Москалёв Артём Вадимович

генеральный директор, общество с ограниченной ответственностью «Альмира»

129090, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Каланчевская, 32, пом. II

Moskalev Artem Vadimovich

General Director, "Almira" LLC

129090, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Kalanchevskaya, 32, pom. II

moskalyov@myrambler.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2020.3.32884

Дата направления статьи в редакцию:

12-05-2020


Дата публикации:

02-10-2020


Аннотация: Статья посвящена результатам реализации образовательных инноваций в рамках государственной грантовой поддержки 2019 года. Предметом исследования являются лучшие школьные инновации в системе общего образования 2019 года, направленные на формирование технологических, цифровых, предпрофессиональных компетенций обучающихся за счет создания современных моделей обучения, формирования цифровой среды в образовательной организации, развития функционального мышления, социализации школьников путем вовлечения их в активную личностно и общественно-полезную трудовую деятельность. Результаты инновационной деятельности грантополучателей представлены новейшими учебно-методическими, практикоориентированными разработками, созданием современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся, а также заинтересованность к инновационной деятельности у педагогов. Исследование проводилось методом анализа результатов реализации инновационных проектов школ на основе отчетных материалов организаций, информации сайта конкурсшкол.рф, посредством которого участники делились своими наработками. В результате исследования были выделены лучшие и наиболее социально значимые для регионов проекты по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс; интеграции общего и дополнительного образования; выработке эффективных механизмов формирования функциональной грамотности обучающихся; выработке моделей профилактики делинквентного поведения обучающихся; а также модельные решения по реализации новейших практикоориентированных разработок, повышающих качество образования. По итогам проведенного анализа заключен вывод о социальной значимости государственной поддержки в сфере реализации инновационных проектов общеобразовательных организаций, что создаст предпосылки для развития образовательной системы страны.


Ключевые слова:

инновации, общее образование, проектные методы, государственная поддержка, цифровые технологии, функциональная грамотность, практико-ориентированные разработки, грант, методическая сеть, делинквентное поведение

Abstract: This article is dedicated to the results of implementation of educational innovations within the framework of state grant support of 2019. The subject of this research is the best school innovations of 2019 within the system of public education aimed at formation of technological, digital, and preprofessional competences of students based in creation of modern teaching models, environment in, development of functional thinking, and socialization of school students by means of engaging into personal and socially beneficial activity. The results of innovation activity of the grantees are presented by the latest educational and methodological, practice-oriented inventions, creation of the modern models of training, upbringing and development of the students, as well as interest in innovation activity among the pedagogues. As a result of the conducted research, the author highlighted the best and most socially beneficial projects with regards to the regions on implementation of digital technologies in the educational process; integration of public education and extended activities; development of the effective mechanisms for formation of functional literacy among students; elaboration of the models for preventing delinquent behavior among students; as well as model solutions on realization of most recent practice-oriented inventions aimed at improvement of the quality of education. The conclusion is made on the social significance of state support with regards to implementation of innovative projects of educational organizations, which would create prerequisites for the development of educational system of the country.


Keywords:

innovation, general education, design methods, state support, digital technologies, functional literacy, practice-oriented development, grant, methodological network, delinquent behavior

Введение

Интенсификация инновационных процессов в современном российском образовании является результатом развития новой образовательной парадигмы в основе которой лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Согласно этой Концепции стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, а в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике [1].

Правительством Российской Федерации ежегодно осуществляется комплекс мероприятий в сфере образования, направленный на развитие, как всей системы образования, так и системы общего образования в частности.

Кроме того, перед системой образования Российской Федерации поставлена ответственная задача: к 2024 году войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования [2].

Таким образом, приоритетной задачей государственной политики в области образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.

Предмет исследования

Современные направления инновационных процессов в системе общего образования направлены на обеспечение соответствия темпов развития образования и общества, и на аккумулирование научного и инновационного потенциала.

Стимулирование инновационной деятельности образовательных организаций является важнейшим инструментом государственной поддержки.

Такой подход предполагает формирование у педагогов интереса и склонности к использованию инновационных технологий к профессиональной деятельности. Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного общества. Применение информационно-коммуникативных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой образовательная организация не может претендовать на инновационный статус в образовании.

Методы исследования

Государственная поддержка реализации инновационных проектов общеобразовательными организациями, начиная с 2016 года, осуществлялась посредством предоставления средств из федерального бюджета на конкурсной основе. Всем победителям конкурсного отбора предоставлялся грант в форме субсидии (в 2019 году размер гранта составил от 797 тыс. руб. до 1 008 тыс. руб.) для осуществления инновационной деятельности.

В 2019 году на реализацию инновационных проектов из федерального бюджета предоставлены субсидии 61 общеобразовательной организации в общем объеме 60,9 млн. рублей.

За период 2016-2019 гг. было реализовано 295 инновационных проектов, отвечающих требованиям современного инновационного образования, как средства социально-экономического, научно-технического, информационного, инвестиционного, интеграционного развития, направленного на формирование нравственно и физически здоровой личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию.

Определение основных направлений конкурсного отбора инновационных проектов в 2019 году осуществлялось согласно актуальным направлениям развития системы общего образования, ее потребностям и с учетом преемственности направлений прошлых лет.

Методом исследования и выявления лучших школьных инновации стал анализ отчетных материалов образовательных организаций, представленных по результатам реализации инновационных проектов, информации сайта конкурсшкол.рф, посредством которого участники делились своими наработками.

На рисунке 1 представлены основные результаты по тиражированию инновационных разработок школами-грантополучателями за период 2016-2019 гг.

Особую активность грантополучателей следует отметить в сфере создания методических сетей. В 2019 на сайте конкурсшкол.рф получателями грантов создано 61 методическая сеть, посредством которых участники инновационных проектов делились своими наработками, а также наблюдали за результатами положительного опыта других педагогов-новаторов, повышая свой квалификационный уровень.

Рис. 1. Динамика работы грантополучателей по диссеминации опыта за период 2016-2019 гг.

Создавая свои локальные проектные сети, получатели гранта обеспечивали распространение успешного опыта. Так за период 2016-2019 гг. было организовано и проведено 1108 вебинаров и создано 384 видеороликов о проектных результатах, в среднем 50,6 % учителей повысили свою квалификацию, освоив методику преподавания по межпредметным технологиям.

В 2019 году общеобразовательные организации-грантополучатели использовали субсидии на:

внедрение современных моделей реализации школьного технологического образования и инновационных практик внедрения цифровых технологий в образовательный процесс;

развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования;

выработку эффективных механизмов формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся;

выработку эффективных школьных моделей профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся;

разработку модельных решений по реализации новейших практикоориентированных разработок, способствующих повышению качества образования и развитию системы общего образования.

По итогам реализации инновационных проектов в 2019 году были выявлены лучшие школьные инновации в системе общего образования. Среди инновационных проектов есть не только интересные проекты, но и социально значимые для регионов, и таких проектов становится все больше и больше.

Направление «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс»

Инновационный проект «Автоматизированная система проектирования индивидуального образовательного маршрута и мониторинга достижений обучающихся и педагогов «СмартФолио», МБОУ СОШ № 101, г. Воронеж [3].

Проект направлен на формирование цифровой среды в образовательной организации с учетом требований к персонифицированной модели индивидуализации обучения. Проект позволил сформировать адекватную модель управления качеством образования, отвечающую современным тенденциям и требованиям системы образования. Автоматизированная система проектирования индивидуального образовательного маршрута и мониторинга достижений обучающихся и педагогов «СмартФолио» (далее – АС «СмартФолио») включает следующие компоненты (модули): «Вебфолио» – профессиональное электронное портфолио учителя и «Метафолио» – электронное портфолио обучающегося, отражающее все образовательные достижения обучающегося с динамикой и анализом формирования метапредметных результатов и универсальных учебных действий.

Помимо сбора, накопления и анализа информации об образовательных достижениях обучающихся реализован функционал анализа и контроля степени сформированности универсальных учебных действий (УУД) (познавательные, регулятивные, коммуникативные) в соответствии с образовательной программой образовательной организации и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

АС «СмартФолио» позволяет обучающимся (родителям, тьюторам, учителям) оценить образовательные результаты и соотнести их с требованиями ФГОС, скорректировать индивидуальную траекторию развития с целью наиболее гармоничного развития. Учителям система предоставляет возможность оценить свои профессиональные знания и умения в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, провести анализ своей деятельности и определить для себя области для улучшения. Таким образом АС «СмартФолио» обеспечивает ряд условий, позволяющих образовательной организации реализовать наиболее полно требования ФГОС для обучающихся и профессионального стандарта для учителей.

Инновационный проект «Организационно-педагогический комплекс внедрения электронного обучения в образовательный процесс», ГБОУ СОШ № 489, г. Санкт-Петербург [4].

Реализация проекта способствовала расширению использования электронного обучения в общеобразовательных организациях регионов России путем разработки педагогических ресурсов технологических карт уроков с применением электронного обучения, а также создания цифрового ресурса «Электронное обучение» для трансляции и обмена опытом, оказания консультационной поддержки для образовательных организаций в процессе внедрения электронного обучения в образовательный процесс.

В ходе реализации проекта был создан комплект продуктов инновационной деятельности, включающий в том числе, рекомендации по техническим характеристикам оборудования, предназначенного для использования в электронном обучении; пособие по созданию и настройке образовательного портала школы «Создаем образовательный портал на Moodle за 1 час»; технологические карты уроков с применением электронного обучения.

Направление «Внедрение современных моделей реализации школьного технологического образования»

Инновационный проект «Сетевая модель реализации современного технологического образования школьников с учетом социально-экономического развития региона», МБОУ Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина, с. Петровское, Тамбовская область [5].

В результате реализации проекта создана сетевая модель современного технологического образования, обеспечивающая формирование технологических, цифровых, предпрофессиональных компетенций обучающихся. В поддержку реализации современного технологического образования создана методическая сеть, в состав которой вошли: базовое учреждение – «Школа АгроЭкоТех», филиалы среднего и основного общего образования МБОУ Избердеевской СОШ в селах Дубовое, Кочетовка, Красиловка и Крутое, Центр развития современных компетенций детей Мичуринского государственного аграрного университета, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Проект агропромышленной направленности, реализовал интересные программы внеурочной деятельности, дополнительного образования «Цифровые агротехнологии», «Аддитивные технологии в АПК» (3D-моделирование и прототипирование»), программы дополнительного образования по направлению «АгроБиохимтех» («Секреты агронома 21 века»), «Роботизация в сельском хозяйстве» («АгроКоптеры», «АгроРоботы», «Робототехника в сельском хозяйстве»).

Инновационный проект «ТехноLIFT - как новый формат обучения робототехнике и 3D моделированию», МОУ «Судунтуйская средняя общеобразовательная школа», с. Судунтуй, Забайкальский край [6].

Проект «ТехноLIFT – как новый формат обучения робототехнике и 3D моделированию», реализованный судунтуйской школой, не только продвинул работу школы, как окружного ресурсного центра по робототехнике, но и позволил расширить образовательное и информационное пространство школы в рамках методической сети на всю территорию края и регионы России. Реализация проекта способствовала развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, IT-мышления не только обучающихся, но и их педагогов, обеспечила вовлечение всех участников проекта и учеников школы в научно-техническое творчество. Проект наглядно продемонстрировал готовность школ к внедрению современных моделей реализации школьного технологического образования.

Направление «Эффективные школьные модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся»

Инновационный проект «Разработка многоуровневой модели профилактики делинквентного поведения школьников образовательной организации на окраине мегаполиса», МАОУ «СОШ № 108 имени Героя Российской Федерации А. В. Яковлева», г. Челябинск, Челябинская область [7].

Ключевой результат проекта – разработанная модель, которая описывает взаимодействие элементов трехуровневой системы предупреждения подростковой преступности, включающей субъектов предупредительной деятельности, их взаимодействие друг с другом, осуществление ими общих, специальных и индивидуальных мер по профилактике, разработку и внедрение комплексных социальных программ.

Эффективность модели обеспечивается созданием системы координации предупредительной деятельности (основанной на принципах конкретности и многоуровневом подходе, создании единого информационного обеспечения участников профилактических мероприятий); учете особых потребностей подростков. Для достижения должного социального контроля в отношении несовершеннолетних акцентировано внимание на важности реагирования на начальных этапах проявления девиантных поступков подростков, применения соответствующих уровню профилактики альтернативных санкций для блокирования перерастания девиаций в крайнюю форму делинквентности – преступность. Предусмотрены новые способы деятельности, связанные с передачей обществу важных функций в ресоциализации правонарушителей; включение мер общественно-морального и государственного поощрения для предпринимателей, юридических лиц, вкладывающих свои средства в дело социальной профилактики и предупреждения правонарушений. В основе многоуровневой модели профилактики – методологически значимые проблемы типологии девиантного, криминального и делинквентного поведения, характеристики их разновидностей.

В рамках реализации проекта разработан банк электронных методических и дидактических материалов по профилактике делинквентного поведения обучающихся, внедрены новые парциальные программы работы по профилактике делинквентного поведения обучающихся в соответствии с выявленными технологическими дефицитами.

Инновационный проект «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А. С. Пушкина», г. Псков, Псковская область [8].

Проект «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона» нацелен на профилактику делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся, был реализован через вовлечение учащихся в работу волонтерского отряда и занятия воркаут-спортом. Для этого была создана школьная воркаут-площадка, которая стала частью социально-активного пространства микрорайона. Участие в мероприятиях проекта, позитивное неформальное взаимодействие обучающихся школы со сверстниками и взрослыми, полезный для общества добровольный труд способствовали формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни и командной работы. Существенные позитивные изменения произошли в классных коллективах: повысился уровень мотивации обучающихся к занятиям спортом, изменились приоритеты в понимании обучающимися здорового образа жизни.

Направление «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования»

Инновационный проект «Медиацентр – зона опережающего развития современной школы», МБОУ СОШ № 5, г. Гусиноозерск, Республика Бурятия [9].

Проект «Медиацентр – зона опережающего развития современной школы» Гусиноозерской школы №5 Республики Бурятия нацелен на создание интеллектуально-творческого образовательного информационного пространства, обеспечивающего решение учебно-педагогических задач в работе с детьми, развитие и реализацию творческой личности подростка с активной жизненной позицией. Открытие школьного медиацентра стало новым этапом развития информационно-образовательного пространства школы, способствовало применению современных образовательных технологий, созданию новых условий для самореализации школьников. Проект позволил выявить, поддержать, сопроводить талантливых детей в условиях развития современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования.

Инновационный проект «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS», МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа, у. Тухой, Республика Бурятия [10].

В рамках проекта «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS» были созданы новые формы социализации школьников путем вовлечения их в активную личностно и социально-значимую общественно-полезную трудовую деятельность. В проекте было создано пространство развития Soft Skills на базе школьной агрофирмы. Обучение проходило в форме профессиональных проб, практикумов, встреч с предпринимателями, экскурсий на предприятия малого бизнеса, что обеспечило не только активную познавательную деятельность, но и возможности для развития, самоопределения, самореализации и социализации сельских школьников, определения стратегии их дальнейшего профессионального образования. В рамках проекта была выработана новая образовательная практика, представляющая собой педагогически выстроенную целостную систему трудового воспитания и образования сельских школьников, опыт реализации которой был обобщен и интегрирован в рамках методических материалов и сборников.

Направление «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности» [11].

Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности» предполагает перестройку системы методической работы школы, в основе которой комплект образовательных и воспитательных программ, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

Целью проекта является внедрение механизмов, позволяющих повысить функциональную грамотность школьников в соответствии с требованиями международных систем оценки качества образования.

В рамках проекта элементы функциональной грамотности были внедрены в школьные предметы с 1 по 11 класс.

В качестве приоритетных выделено 5 основных программ: Программа «Открывая книгу – открываю мир» направлена на формирование читательской грамотности; Программа «Математическая вертикаль» способствует повышению математической грамотности; Программа «Астра» разработана в поддержку естественно-научной грамотности; Программа «Я – гражданин» развивает глобальную грамотность; «Школа финансовой грамотности» - программа, направленная на осведомленность школьника о сфере финансов.

В ходе реализации проекта была спроектирована организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности», создан сам ресурсный центр, направленный как на создание эффективного механизма формирования, развития и оценивания функциональной грамотности обучающихся, так и на тиражирование инновационных продуктов. Создана авторская методическая сеть для распространения опыта, усовершенствована материально-техническая база основных площадок ресурсного центра: информационно-библиотечного и культурно-просветительского центров. Создан коворкинг-центр как пространство учебной, методической, волонтерской деятельности в рамках проекта.

Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст» ГБОУ гимназия № 171 Центрального района г. Санкт-Петербурга [12]

Учебно-методический комплекс(далее – УМК)«ПРОтекст» является результатом инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии, в основу которого положены идеи инвариантности структуры и содержания текстов различной функциональности, понимание которых позволит выстроить систему работы с текстом, как с мета-предметным познавательным объектом.

С сентября по декабрь 2019 г. был систематизирован и концептуализирован накопленный опыт гимназии № 171 по разработке дидактических, методических и диагностических материалов, обеспечивающих формирование читательской грамотности.

В ходе работы над инновационным проектом были подготовлены методические рекомендации УМК «ПРОтекст», технологические карты смыслового чтения, модульные надпредметные программы, банк заданий и диагностический материал.

Работа учителя с использованием заданий УМК«ПРОтекст» позволяет формировать у школьников такой уровень восприятия текста, который дает возможность транслировать информацию в различных форматах, как текстовых, так и визуальных.

Выводы.

Продукты инновационной деятельности грантополучателей 2019 года представлены инновациями, как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы, новейшими учебно-методическими, практикоориентированными разработками, созданием современных моделей обучения, воспитания и развития учащихся, способствующих повышению качества образовательной и воспитательной работы в школах и развитию системы общего образования в целом.

Благодаря государственной поддержке по реализации инновационных проектов общеобразовательных организаций наблюдается положительная динамика инновационного развития субъектов инновационной деятельности, в частности обеспечивается повышение уровня профессионализма педагогов, формирование готовности к инновационной деятельности, личностной подготовки учащихся к инновационной активности и социально ответственному поведению.

Последующее внедрение в практику и распространение инноваций в сфере общего образования обеспечит профессиональный и личностный рост педагогических работников, будет способствовать созданию условий для развития способностей обучающихся, в том числе определяющих возможность обоснованного выбора будущей жизненной траектории, а также обеспечит создание условий для развития образовательной системы в целом.

Статья выполнена по результатам выполнения работ в рамках ГК от 17 апреля 2018 года № 08.043.11.0004 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Формирование организационно-методических механизмов выявления и распространения инновационных технологий реализации и содержания образовательных программ, лучших практик, опыта инновационных школ».

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – инновации в системе общего образования Российской Федерации (учебно-методические, практикоориентированные разработки, современные модели обучения, воспитания и развития учащихся), реализованные при государственной грантовой поддержке в 2019 г.

Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью развития на современном этапе инновационной деятельности (как в целом, так и в системе образования) и, соответственно, необходимостью исследования инновационных процессов, в том числе на уровне общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования не очевидна, автором в явном виде не выделена и, по-видимому, связана с полученными выводами о том, что благодаря государственной поддержке наблюдается положительная динамика инновационного развития субъектов образовательной деятельности, в частности обеспечивается повышение уровня профессионализма педагогов, формирование готовности к инновационной деятельности, личностной подготовки учащихся к инновационной активности и социально ответственному поведению. Данный вывод сформулирован несколько обособленно от содержания основного текста и в целом (реализация инновационной деятельности способствует повышению готовности к инновационной активности) представляется тривиальным.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком. Статья имеет описательный, реферативный характер.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (интенсификация инновационных процессов в современном российском образовании, развитие новой образовательной парадигмы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегическая цель государственной политики в области образования, комплекс мероприятий в сфере образования, задачи системы образования Российской Федерации, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования), Предмет исследования (современные направления инновационных процессов в системе общего образования, стимулирование инновационной деятельности образовательных организаций, формирование у педагогов интереса и склонности к использованию инновационных технологий к профессиональной деятельности, применение информационно-коммуникативных технологий), Методы исследования (государственная поддержка реализации инновационных проектов общеобразовательными организациями, предоставление средств из федерального бюджета на конкурсной основе, гранты победителям конкурсного отбора, 295 инновационных проектов за период 2016–2019 гг., определение основных направлений конкурсного отбора инновационных проектов в 2019 г., анализ отчётных материалов образовательных организаций, информация сайта конкурсшкол.рф), Основные результаты (динамика работы грантополучателей по диссеминации опыта за период 2016–2019 гг., активность в сфере создания методических сетей, направления использования субсидий в 2019 г.), Направление «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс» (инновационные проекты «Автоматизированная система проектирования индивидуального образовательного маршрута и мониторинга достижений обучающихся и педагогов «СмартФолио», «Организационно-педагогический комплекс внедрения электронного обучения в образовательный процесс»), Направление «Внедрение современных моделей реализации школьного технологического образования» (инновационные проекты «Сетевая модель реализации современного технологического образования школьников с учетом социально-экономического развития региона», проект «ТехноLIFT как новый формат обучения робототехнике и 3D моделированию»), Направление «Эффективные школьные модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся» (инновационные проекты «Разработка многоуровневой модели профилактики делинквентного поведения школьников образовательной организации на окраине мегаполиса», «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона»), Направление «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования» (инновационные проекты «Медиацентр – зона опережающего развития современной школы», «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS»), Направление «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся» (инновационные проекты «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности», «Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст»»), Выводы (заключение), Библиография.

Разделы «Предмет исследования», «Методы исследования» могут быть объединены со «Введением». Основную часть также следует озаглавить.

Текст включает один рисунок. В поясняющем рисунок тексте нужно уточнить, о каких учителях идёт речь – школ-грантополучателей (тогда какое отношение они имеют к распространению опыта) либо иных школ (тогда указать число таких школ).

Содержание в целом соответствует названию. Представлены некоторые школьные инновации в системе общего образования, реализованные в 2019 г. при государственной грантовой поддержке в рамках основного мероприятия «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»). В то же время следует отметить, что инновации на уровне общего образования могут финансироваться и из иных источников. Почему данные инновации названы лучшими – не ясно. Следует привести критерии инновационности, по которым оценивались проекты для финансирования, а также критерии отбора представленных в статье проектов из общего числа (61) получивших финансирование в 2019 г. Также следует конкретизировать, что понимается авторами под методической сетью и почему данные проекты отнесены к методическим сетям (по крайней мере, это не очевидно из их описания).

Библиография включает 12 отечественных источников – нормативные документы, Интернет-ресурсы. Библиографические описания источников оформлены в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции.

Апелляция к оппонентам фактически отсутствует. Обсуждение результатов, их составление с данными, полученными иными авторами, следует существенно усилить.

Замечен ряд опечаток: является результатом развития новой образовательной парадигмы в основе которой лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – является результатом развития новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; в 2019 году размер гранта составил от 797 тыс. руб. до 1 008 тыс. руб. – в 2019 г. размер гранта составил от 797 до 1 008 тыс. руб.; 60,9 млн. рублей – 60,9 млн руб.; реализованный судунтуйской школой – реализованный Судунтуйской школой; «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS» – «Агрошкола – пространство SOFT SKILLS»; Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности» – Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра “Школа функциональной грамотности”»; как с мета-предметным познавательным объектом – как с метапредметным познавательным объектом; Указ Президента Российской Федерации ОТ 7 мая 2018 года № 204 – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года.

Текст требует редактирования, например: По итогам реализации инновационных проектов (ПОВТОР) в 2019 году были выявлены лучшие школьные инновации в системе общего образования. Среди инновационных проектов (ПОВТОР) есть не только интересные проекты (ПОВТОР), но и социально значимые для регионов, и таких проектов (ПОВТОР) становится все больше и больше. Следует также избегать абзацев, состоящих из одного предложения.

В целом материал может представлять интерес для читательской аудитории, однако нуждается в доработке (в части научной новизны, обсуждения полученных результатов), после чего рукопись может быть рассмотрена на предмет публикации в журнале «Современное образование».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.