Статья 'Анализ влияния соревновательной деятельности на формирование мотивов к занятиям спортом у воспитанников кадетского училища' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Анализ влияния соревновательной деятельности на формирование мотивов к занятиям спортом у воспитанников кадетского училища

Боброва Галина Владимировна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра физического воспитания, Оренбургский Государственный Университет

460031, Россия, г. Оренбург, ул. Победы, 13, оф. 3-216

Bobrova Galina Vladimirovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Physical Education, Orenburg State University

460031, Russia, g. Orenburg, ul. Pobedy, 13, of. 3-216

galya.bobrova.71@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Купцова Валентина Григорьевна

кандидат политических наук

доцент, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет

460000, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 16, оф. 3216

Kuptsova Valentina Grigor'evna

PhD in Politics

Docent, the department of Physical Education, Orenburg State University

460000, Russia, g. Orenburg, pr. Pobedy, 16, of. 3216

kupcova_30@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2020.4.34634

Дата направления статьи в редакцию:

11-12-2020


Дата публикации:

18-12-2020


Аннотация: С 2011 года Министерство Обороны Российской Федерации проводит Спартакиаду по видам спорта среди команд суворовских, президентских кадетских, нахимовских училищ, кадетских и казачьих корпусов. Целью данных соревнований является приобщение воспитанников училищ к регулярным занятиям спортом, повышения уровня физической подготовленности обучающихся, формирование военно-прикладных навыков. Соответственно, подобные мероприятия должны являться частью непрерывного военно-профессионального образования, выполняя задачи по физической подготовке обучающихся в военных училищах довузовского образования. Эмпирические методы исследования позволили авторам изучить протоколы соревнований по плаванию, проводимых в рамках Спартакиады обще-образовательных учреждений Министерства Обороны РФ, проанализировать динамику посещаемости воспитанниками Оренбургского президентского кадетского училища спортивной секции «плавание», выявить мотивы посещения секции кадетами и причины прекращения ими регулярных тренировок.   В статье отражаются мотивационные аспекты занятий спортом воспитанников разных возрастов и степень влияния соревновательной деятельности на посещаемость спортивных секций. На основании полученных данных было выявлено, что спортивное мастерство участников Спартакиады довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ ежегодно повышалось, в тоже время по данным исследования, включение соревнований в план физкультурно-спортивных мероприятий Вооруженных Сил РФ и регулярное их проведение не повлияло на массовость занятий спортом среди обучающихся. Вопрос формирования устойчивой мотивации к углубленным занятиям спортом обучающихся в военно-профильных училищах общего образования как ступени непрерывного образования требует поиска дальнейших путей совершенствования структуры физической подготовки военных училищ.


Ключевые слова:

военные училища, кадеты, соревновательная деятельность, мотивы, посещаемость, спортивное мастерство, спортивная секция, физическая подготовка, индивидуальные достижения, спартакиада

Abstract: Since 2011, the Ministry of Defense of the Russian Federation has been holding a Sports contest among the teams of Suvorov, presidential cadet, Nakhimov schools, cadet and Cossack corps. The purpose of these competitions is to introduce students of schools to regular sports, increase the level of physical fitness of students, the formation of military-applied skills. Accordingly, such events should be part of continuous military vocational education, performing tasks for the physical training of students in military schools of pre-university education. Empirical research methods allowed the authors to study the protocols of swimming competitions held within the framework of the Spartakiad of general educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, to analyze the dynamics of attendance by pupils of the Orenburg Presidential Cadet School of the sports section "swimming", to identify the motives for visiting the section by cadets and the reasons for their termination of regular training. В  The article reflects the motivational aspects of sports activities of pupils of different ages and the degree of influence of competitive activity on the attendance of sports sections. Based on the data obtained, it was revealed that the sports skills of the participants of the Spartakiad of pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation increased annually, at the same time, according to the study, the inclusion of competitions in the plan of physical culture and sports events of the Armed Forces of the Russian Federation and their regular conduct did not affect the mass of sports among students. The issue of forming a stable motivation for in-depth sports training of students in military-specialized schools of general education as a stage of continuing education requires the search for further ways to improve the structure of physical training of military schools.


Keywords:

military schools, cadets, competitive activity, motives, attendance, sportsmanship, sports section, physical training, individual achievements, spartakiad

Современная Российская Армия — это образец построения непрерывного образования, где начальную ступень представляют кадетские президентские, суворовские, нахимовские училища, казачьи и кадетские корпуса, инженерные и спортивные школы. На сегодняшний день в России функционирует 32 образовательных учреждения среднего общего образования Министерства обороны РФ [8]. Целью обучения для мальчиков и юношей, сделавших выбор в пользу военных училищ — профильно-ориентированная подготовка. Где одним из критериев готовности к поступлению в военные вузы страны является уровень физической подготовленности кандидатов, отвечающий профессиональным требованиям военного специалиста. Поэтому одной из задач образовательной системы училищ с военно-профильной специализацией является подготовка выпускников с сохранением здоровья и высоким уровнем физического развития. Значимость физической подготовки в профильно-ориентированном образовании кадет заставляет искать пути совершенствования структуры физкультурного образования. Как правило в президентских кадетских училищах существует система физической подготовки воспитанников — это урок физической культуры, физкультурные мероприятия в течении учебного дня (утренняя зарядка, физкультурные паузы), спортивно-массовые мероприятия выходного дня и спортивные секции в рамках дополнительного образования.

В целях привлечения суворовцев и кадет к регулярным занятиям спортом, повышения уровня их физической подготовленности с 2011 года Министерством Обороны РФ в план проведения физкультурных и спортивных мероприятий в Вооруженных Силах были включены Всероссийские соревнования по видам спорта среди команд довузовских образовательных организаций. Спартакиада проводится ежегодно по 10 видам спорта и собирает команды со всех военно-профильных училищ страны.

Цель нашей исследовательской работы провести анализ выступлений спортсменов на Спартакиаде довузовских общеобразовательных организаций МО РФ, определить влияние соревновательной деятельности на формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом у воспитанников военных училищ.

Эмпирические методы исследования были направлены на ретроспективный анализ протоколов соревнований, беседы и анкетирования кадет. Исследования проводились в два этапа в период 2016-17 учебный и 2019 год на базе Оренбургского президентского кадетского училища (ОПКУ). Методологическим основанием исследования стал накопленный опыт в сфере психологии спорта о влиянии соревновательной деятельности на формирование спортивной мотивации.

В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что на повышение интереса кадет к углубленному тренировочному процессу в избранном виде спорта может повлиять их участие в соревнованиях различного ранга (первенство курса, училища, города и т.д.) с возможностью попадания в сборную команду училища и выступления на Спартакиаде среди довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ.

Ретроспективный анализ журналов посещаемости спортивных секций показал, что посещаемость кадет имеет сезонную динамику. Так, например, если в начале учебного года (октябрь) списочный состав желающих заниматься в той или иной секции определяется как 100%, то к окончанию второй четверти (декабрь) посещаемость может снизиться до 35 %, а к окончанию учебного года в секции остается 25% от списка на начало учебного года.. Также наблюдается снижение посещаемости спортивных секций от пятого класса к одиннадцатому. В пятом классе регулярно посещают спортивные секции 75% воспитанников курса, в одиннадцатом классе систематически занимаются спортом (по показателям 2014-2015, 2015-16 учебных годов) 24 % обучающихся в кадетском училище [1]. Если рассмотреть сохранность контингента в цифрах (на примере секции плавания), то можно наблюдать устойчивую динамику уменьшения желающих заниматься в спортивной секции от пятого класса, когда начинают посещать секцию 25-28 человек к одиннадцатому классу, когда регулярно посещают занятия 3 — 4 человека.

Причинами такого падения посещаемости, как показал мониторинг пропусков, являются: 1) подготовка и сдача промежуточной и итоговой аттестации, 2) простудные заболевания, 3) утомление (не желание посещать спортивную секцию), 4) увлечение другими внутри училищными мероприятиями.

Решением данной проблемы может быть, по нашему мнению, повышение спортивной мотивации кадет, как показал анализ педагогической литературы — спортивная мотивация выступает одним из психологических условий продолжительности и эффективности занятий спортом, побуждая и направляя личность к данному виду деятельности независимо от ситуативных факторов. Ученые выделяют следующие мотивы, заставляющие человека углубленно тренироваться — это удовлетворение потребности в двигательной активности, самореализация, подготовка к профессиональной деятельности, физическое совершенствование, общественное признание, стремление проявить себя в экстремальных ситуациях, к достижению высоких спортивных результатов, чувство ответственности перед тренером и товарищами по команде [2, 7, 9]. Мотивы спортивной деятельности динамичны в своем развитии и поэтому наблюдается их трансформация в процессе взросления у одного и того же спортсмена [10]. В иерархии мотивов спортивной деятельности, согласно исследованиям Кухтериной А.Н., ведущее место занимают мотивы спортивного успеха — желание стать лучше, выступление на соревнованиях, выполнение разряда, спортивная самореализация [3]. Однако, согласно исследованиям Никитушкина В.Г. и Кондрашова Е, Е. интерес к участию в соревнованиях в чистом виде не является доминирующим мотивационным фактором для углубленного тренировочного процесса, где имеют место базисные составляющие интереса, преимущественно мотивационный, эмоциональный, познавательный [4].

На основе методики исследования мотивов спортивной деятельности, рекомендованной А.Н. Николаевым нами были изучены доминирующие мотивы, побуждающие обучающихся в кадетском училище заниматься в спортивных секциях [5]. В исследовании приняли участие 120 кадет – по 20 человек из каждой параллели с 5 по 11 класс. Полученные результаты свидетельствуют, что для различных возрастных групп характерны специфичные группы мотивов, которые и определяют отношение кадет к физкультурно-спортивной деятельности. Вместе с тем, исследования показывают, что у них нет устойчивого интереса к систематическим занятиям спортом. Так, для младшей возрастной группы (кадеты 5 и 6 классов) характерна частая смена спортивной секции, желание овладеть навыками разных видов спорта. На первом месте выступает интерес к занятиям как таковой: если ребенку интересно, он «задерживается» на секции. Только 18 % опрошенных хотели бы достичь высоких спортивных результатов, при этом было отмечено, что они ранее занимались избранным видом спорта и уже достигли определенных успехов. Для кадет, обучающихся в 7 и 8 классах, характерно стремление выполнить спортивный разряд, попасть в сборную команду училища по виду спорта, участвовать на соревнованиях (100 %). В старших 9–11 классах кадеты предпочитают заниматься видами спорта с военно-прикладной направленностью, объясняя выбор подготовкой к поступлению в военные вузы страны. К 11 классу интерес к повышению спортивного мастерства падает – регулярно посещают спортивные секции 16,3 % из числа обучающихся в выпускных классах, как правило, это кадеты — члены сборных команд училища по видам спорта, добившиеся определенных спортивных успехов.

Министерство Обороны РФ подчеркивая значимость уровня физической подготовленности кандидатов на военную специальность включает спортивные результаты в перечень индивидуальных достижений, дающих дополнительные бонусы при поступлении в высшие военные училища. Наличие спортивного звания или разряда ощутимо прибавляет абитуриентам количество баллов к общей сумме вступительных баллов. Кроме того до 10 баллов прибавляется победителям и призерам Спартакиады довузовских образовательных учреждений МО РФ [6]. Следовательно, отражением эффективности физической подготовки воспитанников военного училища являются показатели выполнения спортивных разрядов и результативность выступления кадет на соревнованиях Министерства Обороны РФ.

Нами были изучены протоколы соревнований по плаванию проводимых в рамках Спартакиады с 2011 года, как объективному виду спорта позволяющему отследить динамику результативности спортсменов. На протяжении всего проведения подобных соревнований наблюдается динамика роста спортивного мастерства участников соревнований (табл. 1).

Таблица 1.

Table 1.

Результативность участников соревнований по плаванию

The performance of participants in swimming competitions

Год

Количество училищ

Количество

участников

Количество разрядников

КМС

II

II

III

Юн.

б/р

2011

16

64

-

-

-

1

3

1

2012

22

88

-

-

7

24

52

5

2014

22

88

-

4

14

29

38

3

2016

22

88

-

6

17

32

25

8

2017

24

96

1

7

36

27

22

3

2018

29

116

3

12

46

35

20

-

2019

29

116

1

22

44

34

16

-

Динамика повышения спортивного мастерства также наблюдается у членов сборной команды ОПКУ по плаванию. Если в 2011 году в состав команды (4 человека 15-16 лет) входил 1 спортсмен со вторым спортивным разрядом, 2 с третьим и один пловец имел первый юношеский разряд, то к 2019 году команда состояла из 3 спортсменов имеющих I разряд и одного со вторым спортивным разрядом.

Повторное проведение исследований (2019 г.) посещаемости спортивных секций кадетами ОПКУ не выявило достоверных отличий от ранее проводившихся исследований, показав что повышение спортивного мастерства членов сборной команды не повлияло на посещаемость секции остальными кадетами. Динамика отсева занимающихся осталась прежней — если в пятом классе секцию плавания выбирают 35 кадет из курса, то к 11 классу в секции остается 6 человек 17.14% от начинающих заниматься плаванием в пятом классе (по состоянию на 2019 год).

В ходе беседы выяснилось, что кадеты, прекратившие посещать секцию плавания, не видят для себя перспектив в этом виде спорта. Они перечислили основные причины прекращения занятий — высокие требования к выполнению спортивных разрядов, серьезные тренировочные нагрузки, высокая конкуренция в сборной команде и отсутствие возможности выезда на соревнования, к тому же профильно-ориентированная специфика образовательной деятельности кадетского училища не позволяет увеличивать время учебно-тренировочных занятий за счет других мероприятий училища.

Вывод. Исследования показали, что результатом ежегодного проведения Спартакиады по видам спорта среди довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ стало повышение спортивного мастерства участников соревнований, но в тоже время эти соревнования не повлияли на сохраненность контингента в спортивных секциях и массовость занятиям спортом среди воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища. Следовательно, вопрос повышения уровня физической подготовленности обучающихся в военно-профильных училищах общего образования как ступени непрерывного образования требует поиска дальнейших путей совершенствования структуры физической подготовки военных училищ.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования в рассматриваемой статье – проблема сохранения мотивации к занятию спортом у воспитанников кадетского училища. Исследование выполнено на базе Оренбургского президентского кадетского училища. Хотя его выводы касаются, главным образом, воспитанников данной организации, аналогичные тенденции прослеживаются автором в большинстве организаций допрофессионального образования Министерства обороны РФ.
Методология исследования обозначена автором: в тексте указываются такие эмпирические методы как анкетирование, ретроспективный анализ протоколов соревнований, метод беседы. Исходя из содержания исследования и изложенных его результатов, можно заключить, что автором применены ряд теоретических методов: анализ, синтез, обобщение, междисциплинарный анализ литературы, статистических материалов и нормативных документов по проблеме исследования, а также методы включённого наблюдения и математического анализа эмпирических данных.
Актуальность темы статьи связана как с необходимостью повышения качества подготовки учащихся учреждения среднего общего образования Министерства обороны РФ, так и с общей задачей всех образовательных организаций страны – повысить вовлечённость детей и молодёжи в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- в результате анализа статистических данных и литературы по проблеме исследования выявлены тенденции снижения мотивации к занятиям спортом у обучающихся в суворовских, нахимовских училищах, в казачьих и кадетских образовательных организациях;
- получены новые эмпирические данные о мотивах занятия спортом у данных учащихся, а также о снижении их мотивации к старшим классам;
- определены причины, обуславливающие спад контингента в спортивных секциях;
- методами количественного анализа обоснована тенденция повышения спортивного мастерства участников Спартакиады довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ.
Стиль статьи полностью отвечает стандартам научной публикации.
Текст имеет классическую структуру, включает введение с постановкой проблемы и обозначением цели исследования, изложение материалов теоретического анализа и эмпирического исследования в основной части статьи, выводы на основе приведённых данных.
Содержание статьи в полной мере раскрывает заявленную тему исследования. Структура текста логичная, изложение материала последовательное.
При этом можно рекомендовать автору внести некоторые коррективы в текст:
- расширить выводы, чтобы в них в достаточной мере отразилась гипотеза исследования (она сформулирована, на наш взгляд, очень чётко, содержательно и глубоко);
- заменить в последнем предложении словосочетание «военных училищ»на термин из заголовка «кадетских училищ», так как в первом варианте возникает путаница понятий, ведь военными училищами традиционно называют высшие военные командные образовательные учреждения профессионального образования;
- исправить несколько неточностей в пунктуации.
Можно обратить внимание автора, что сложно сопоставлять мотивацию к внеучебной деятельности у учеников 5-9 классов и старшеклассников. В силу возрастной психологии первые стремятся к максимально широкому общению со сверстниками, записываются часто одновременно в несколько кружков и секций, но впоследствии их интересы сужаются. Учащиеся выпускных классов (также в силу возрастных особенностей) концентрируют свои интересы не столько на деятельности, непосредственно связанной с будущей профессией, сколько с текущими задачами успешной сдачи ЕГЭ. Но данное замечание рецензента не предполагает изменений в тексте статьи.
Работа сопровождается развёрнутой библиографией. Источник №8 не отражён в тексте, есть сомнение в целесообразности вклюбчения его в библиографический список.
Апелляция к оппонентам отсутствует, что не снижает научной и практической ценности исследования.
Статья представляет интерес для специалистов, изучающих проблемы дополнительного образования педагогов и тренеров, работающих в спортивных и иных организациях дополнительного образования, для преподавателей и административных работников довузовских общеобразовательных организаций Министерства Обороны РФ.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.