Статья 'Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза

Малютина Татьяна Владимировна

ORCID: 0000-0001-8741-4684

кандидат психологических наук

доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет

644074, Россия, г. Омск, ул. Ленина, 12

Malyutina Tat'yana Vladimirovna

PhD in Psychology

Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of DPO, Omsk State Medical University

644074, Russia, g. Omsk, ul. Lenina, 12

malyutina1971@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Цыганкова Ольга Юрьевна

ORCID: 0000-0002-3553-055X

кандидат медицинских наук

доцент, кафедры Акушерства и гинекологии, Омского Государственного Медицинского университета

644097, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 12

Tsygankova Olga Yurievna

PhD in Medicine

Associate Professor, Department of Obstetrics and Gynecology, Omsk State Medical University

644097, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, ul. Lenina, 12

tsygoyu@mail.ru
Лонская Лариса Владимировна

ORCID: 0000-0001-6467-8169

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Педагогики и психологии ДПО, Омского Государственного медицинского университета

644097, Россия, Омск область, г. Омск, ул. Ленина, 12

Lonskaya Larisa Vladimirovna

PhD in Pedagogy

Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of DPO, Omsk State Medical University

644097, Russia, Omsk oblast', g. Omsk, ul. Lenina, 12

lonskayal@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2022.2.37443

EDN:

YHPURR

Дата направления статьи в редакцию:

31-01-2022


Дата публикации:

05-07-2022


Аннотация: Актуальность темы статьи определена тем, что профессиональная идентичность будущего врача обладает рядом специфических характеристик. Эти характеристики определяют ее уникальность в сравнении с другими профессиональными установками. В статье рассматривается статус профессиональной идентичности ординаторов первого курса обучения медицинского вуза. Статус профессиональной идентичности один из критериев формирования профессиональной идентичности будущего врача. В статье описаны основные характеристики статуса идентичности (преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая идентичность, псевдоидентичность). Также в статье рассмотрены социально-психологические условия, которые способствуют формированию врачебной профессиональной идентичности на этапе обучения в клинической ординатуре.    Обучение в ординатуре рассматривается как наиболее важный этап для формирования профессиональной идентичности. Этап обучения в ординатуре позволяет молодому специалисту дополнить теоретические знания по более узкому профилю, закрепить практические навыки и подготовиться к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Если говорить о преимуществах обучения в ординатуре, то можно отметить, что они составляются из того, что дают выпускнику медицинского вуза больше знаний, практического опыта в клинической специализации и возможности его применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Клиническая ординатура – это часть высшего образования медицинских работников. На данном этапе происходит более устойчивое становления профессиональных качеств врача как самостоятельного специалиста.


Ключевые слова:

профессиональная идентичность, социально-психологические компоненты, ординатор, обучение, медицинский вуз, статус идентичности, профессионализация, высшее образование, структура профессиональной идентичности, студент медицинского вуза

Abstract: The relevance of the topic of the article is determined by the fact that the professional identity of the future doctor has a number of specific characteristics. These characteristics determine its uniqueness in comparison with other professional installations. The article considers the status of professional identity of first-year residents of a medical university. The status of professional identity is one of the criteria for the formation of the professional identity of a future doctor. The article describes the main characteristics of the identity status (premature identity, diffuse identity, moratorium, achieved identity, pseudo-identity). The article also discusses the socio-psychological conditions that contribute to the formation of a medical professional identity at the stage of training in clinical residency. Residency training is considered as the most important stage for the formation of professional identity. The residency training stage allows a young specialist to supplement theoretical knowledge in a narrower profile, consolidate practical skills and prepare for further independent professional activity. If we talk about the advantages of studying in residency, it can be noted that they are made up of the fact that they give a graduate of a medical university more knowledge, practical experience in clinical specialization and the possibility of its application in further professional activity. Clinical residency is a part of the higher education of medical professionals. At this stage, there is a more stable formation of the professional qualities of a doctor as an independent specialist.


Keywords:

professional identity, socio-psychological components, resident, training, medical university, identity status, professionalization, higher education, the structure of professional identity, medical university student

В современных условиях преобразования профессиональных и общественных социальных установок проблема становления профессиональной идентичности современного врача и ее роль в развитии ключевых компонентов личности специалиста медицинского профиля считается весьма современным положением изучения как для эвристических, так и трансдисциплинарных исследований [3, 4].

В ситуации переходного периода, сложившегося в обществе, в том числе и Российском обществе, возникает дестабилизация классических систем личности, ее приоритетов, смыслов, ценностных и моральных установок. Неоднозначность общественного и эволюционного проживания современника проявляется в стремлении к поиску единства и стабильности самоидентичности [1, с.99].

Становление профессиональной идентичности рассматривается на протяжении всего вузовского обучения с 1-го по 6-ой курсы, а также и на этапе обучения в клинической ординатуре. Период обучения в ординатуре заключается в подготовке к врачебной деятельности по клинической специальности. Обучение в ординатуре направлено на более глубокую подготовку по клинической специальности, развитие способностей самостоятельной врачебной практики на базе уже полученных в вузе знаний. Можно подчеркнуть, что обучение в ординатуре считается ведущим периодом развития идентичности «вчерашнего» студента к себе как к специалисту медицинского профиля, к своей профессиональной деятельности.

Клиническая ординатура – это часть высшего образования медицинских работников. На данном этапе происходит более устойчивое становления профессиональных качеств врача как самостоятельного специалиста. Эта форма обучения при которой выпускник медицинского вуза имеет возможность совершенствовать свои профессиональные навыки в более узкой специализации врачебной деятельности, пополнить свои знания в сфере медицинских технологий, а также иметь клиническая практика в системе здравоохранения.

Этап обучения в клинической ординатуре, для молодого специалиста, не является обязательным, поэтому можно сказать, что это осознанный выбор медика. Учебной программой ординатуры, как и на предыдущих этапах обучения, предусмотрено обязательная и вариативная часть дисциплин и соответствующая определенной дисциплине фонд оценочных средств для контроля знаний ординаторов. Основными формами обучения ординатуры не отличается от обучения в вузе: лекции по дисциплинам узкого клинического профиля, практические занятия, клинический обход пациентов с разбором истории болезни, научно-исследовательская работа по профилю ординатуры, выступление на конференциях.

Формулировка цели статьи и задач

Цель статьи: изучить и дать характеристику статусу профессиональной идентичности ординаторов первого года обучения медицинского вуза.

Задачи статьи:

1. Дать определение и характеристику статуса профессиональной идентичности.

2. Проанализировать сформированность статуса профессиональной идентичности у ординаторов первого года обучения.

3. Разработать рекомендации, способствующие развитию профессиональной идентичности у ординаторов

Изложение основного материала статьи.

Опираясь, в своей работе, на систему Л.Б. Шнайдер, профессиональную идентичность понимаем, как систему динамичных, многоуровневых психологических явлений, напрямую связанных с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием специалиста в целом [4,6].

В рамках нашего исследования была сформирована группа ординаторов первого года обучения, в количестве (n=60) респондентов. В своем исследовании мы применили методику Л.Б. Шнейдер для исследования статуса профессиональной идентичности МИПИ [4,6].

Рассмотрены и описаны пять статусов профессиональной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная, мораторий, достигнутая идентичность и псевдоидентичность. В своей работе Л.Б. Шнайдер дала более полную характеристику классификации статусов идентичности предложенных Дж. Марсиа [2,4,5,6,7,8,9,10].

1. Преждевременная идентичность. Демонстрируется у личности, не испытывающей кризис идентичности. Они характеризуются устоявшимися личностными целями, взглядами, мировоззрением. Это следствие их взаимоидентификации с родителями, ближайшим окружением, а не итог собственной инициативы принятия решения при выборе профессии.

2. Диффузная идентичность. Типична для личности не имеющей сложившихся взглядов, идеологии, принципов, установоки в процессе обучения не прикладываю особых усилий для их формирования. Выбор бедующей профессии происходит по согласованию с близким окружением: родители, знакомые, друзья. Не исключено, что на разных этапах становления профессиональная идентичность сменится на «мораторий» или «достигнутую» идентичность, велика вероятность, что сохранится как «диффузная» или «псевдоидентичность».

3. Мораторий. Описывает людей, находящихся в состоянии кризиса которые динамично, пытаются выйти из этого кризиса, пробуют различные варианты, находится в состоянии поиска полезной информации для разрешения кризиса.Тем не менее цели и ожидания их интересы, намерения, влечения до конца не определены, они могут радикально пересматривать свои убеждения как по отношению к себе, так и к процессу обучения в цело и выбору профессии в том числе. В тоже время для человека со статусом «мораторий» характерна адекватная самооценка, диверсификация интересов и социальных отношений.

4. Достигнутая идентичность. Характерно для тех, кто пережил этап кризиса, определил цели, задачи, в результате этого у них сформировался конкретный комплекс личностно значимых целей, ценностей и убеждений. Они хорошо приспосабливаются к новым условиям, достаточно самостоятельны, показывают хороший уровень успеваемости и заинтересованности в обучении, творческий подход, склонны к рефлексивности. Представление «достинутой» идентичности считается показателем положительной самооценки своих качеств, благополучного регулирования системы идентификации и индивидуализации.Свои достижения принимают как главные, предоставляющие им установку и осознанность действий.

5. Псевдоидентичность. Ее вправе воспринимать как «гиперидентичность». Выражается как углубление в рольв результате устойчивого преуменьшения и отторжения своей личностной уникальности или напротив ее чрезмерное акцентирование. Нарушение системы идентификации и дифференциации в сторону преувеличения, также характеризуются, деформацией реальной жизненной ситуации, ригидностью, низкой рефлексивностью, отрицание критики по отношению к себе.

В итоге проведения исследования было выделены группы ординаторов, относящиеся к конкретным статусам идентичности. Ординаторы (1 курс, n=5), имеют статус преждевременной идентичности, они не обладают постоянными профессиональными целями, планом, принципами, но при этом стремятся их выработать и сформировать некоторые варианты своего последующего профессионального развития в клинической специализации.

Чаще всего к этому статусу принадлежат молодые люди, которые на протяжении обучения в вузе не проявляли должного внимания и интереса к обучению или молодые люди недостаточно осознают важность и значимость выбора профессии. Скорей всего на момент обучения не получилось осуществить выбор клинической специальности и решение обучения в ординатуре был неосознанный.

Ординаторы (1курс, n=13), имеющие статус диффузной идентичности, характеризуются тем, что не имеют постоянных целей, направленности и стремящиеся их активно сформировать. Основными характеристиками ординаторов, имеющих статус диффузной идентичности, являются:

1. относительный уровень удовлетворенности собственным решением обучения в ординатуре, выбором клинической специальности, собственными достижениями и способностями,

2. нерешительность в успехе своих целедостижений, невысокая самостоятельность,

3. повышенный уровень тревоги и беспокойства, также проявляется обособленность и отсутствие внимания к собственным успехам и результатам, небольшое стремление для достижения поставленных задач и результата,

4. проявление беспокойства в отношении мнения окружающих о себе, самоосуждение в ошибках, предпочтениях и т.д.

Для вышеописанной группы обучение в ординатуре и выбор клинической специальности является нежеланный: бюджетное место, проходной балл, низкая мотивация и т.д.

Ординаторы, имеющие статус мораторий (1курс, n-15), характеризуются исследованием альтернативных вариантов профессионального развития и активно пытаются из такого состояния выйти, приняв осознанное решение о своем профессиональном будущем. Это статус идентичности, при котором молодые люди находятся в состоянии кризиса, но активно пытаются разрешить его, при этом пробуя различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Для них обычно характерна повышенная тревожность, неудовлетворенность сложившейся ситуацией, повышенная познавательная активность, но при этом низкая самооценка и оценка собственных возможностей для достижения поставленных целей, поиском социальной поддержки и избегания проблем.

Для ординаторов, имеющих статус достигнутой идентичность (1курс, n=20), характерны признаки, которые проявляются в сформированности определенных личностно значимых для него целей, убеждений, направленности. Также можно отметить, что для студентов с достигнутой идентичностью характерны следующие признаки:

1. Высокая познавательная потребность.

2. Значение профессиональной сферы и удовлетворенность выбранной профессии.

3. Достаточно высокий уровень проявления волевого усилия для достижения намеченных целей.

4. Адекватная оценка своего потенциала, для достижения результатов деятельности.

5. Проявление инициативности в самостоятельной практической деятельности.

На основании этого формируется умение разрешать возникающие проблемы и закономерность достижения целей своего профессионального становления.

Группа ординаторов, имеющая статус псевдоидентичность (1курс, n=7), характеризуется стабильным нарушением идентификации с будущей профессиональной ролью. Такое состояние характерно для студентов, которые выбрали клиническую специализацию не путем собственного решения, а по совету родителей или друзей, наличию бюджетных мест, престиж выбранной специализации, материальная составляющая и т.д.

На определенное время такое состояние обеспечивает комфорт, но в дальнейшем приводит к разочарованию и переживаниям по поводу своего профессионального будущего. Для ординаторов, имеющих данный статус идентичности, характерно проявление познавательной активности, но при этом низкая удовлетворенность достигнутыми результатами деятельности. Также низкая оценка своего потенциала, низкое проявление инициативности и мобилизации усилий для достижения результатов, повышенная эмоциональная тревожность и общая напряженность.

Выводы:

Таким образом можно обобщить результаты нашего исследования формирования статуса профессиональной идентичности ординаторов 1 года обучения медицинского вуза:

1. Ординаторы (1курс, n=5), имеющие статус преждевременной идентичности, ординаторы (1курс, n=13), имеющие статус диффузной идентичности, ординаторы, имеющие статус мораторий (1курс, n=15), ординаторы, имеющие статус достигнутой идентичность (1курс, n=20), группа ординаторов, имеющая статус псевдоидентичность (1курс, n=7).

2. Анализ трансформации статуса идентичности говорит о том, что на этапе обучения в ординатуре происходит более осмысленное накопление профессиональных знаний и навыков, но также можно отметить, что не у всех ординаторов в полной мере происходит представление себя как будущего представителя профессионального сообщества.

Резюмируя выше сказанное, мы отмечаем, что становление профессиональной идентичности на этапе обучения в ординатуре проявляется через формирование личной оценки значения клинической специальности, удовлетворенность ею, становление профессионального поведения. С нашей точки зрения, необходимой является задача создания технологии сопровождения проработки профессиональных умений в процессе занятий клинических дисциплин, практических занятий в симуляционном центре, развитие коммуникационных навыков и способностей взаимодействия на занятиях по дисциплине «педагогика и психология».

Библиография
[1. Григорьева, Д. Д. Реклама как инструмент конституирования этоса [Текст] / Д. Д. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. – Серия «Философия». – 2017. – № 4. – С. 97-101. ]
[2. Денисова, О. В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: дис. … канд. психол. наук / О. В. Денисова. – Уфа., 2008. – 218 с. ]
[3. Иванова, Н. Л., Конева, Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева. – Ярославль, 2003. ]
[4. Малютина Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студента медицинского вуза: дис. …канд. психол. наук / Т.В. Малютина.-Кемерово 2018.-265 с. ]
[5. Миронова, Т. В. Структура и развитие профессионального самосознания : дис. … д-ра психол. наук / Т. В. Миронова. – М., 1999. – 436 с. ]
[6. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнейдер. – М., 2001. – 348 с. ]
[7. Marcia J. E. Ego identity status: Relationship to change in self-esteem, «general adjustment» and authoritarianism / J. E. Marcia // Journal of Personality. – 1967. – № 35. – Р. 118–133. ]
[8. Mead, G. H. Mind, self and Society / G. H. Mead. – Chicago : The Univ. of Chicago Press, 1946. ]
[9. Perry, W. G., Jr. Forms of intellectual and ethical development in the college years / W. G. Perry Jr. – NY : Holt, Rinehart & Winston, 1970. ]
[10. Riegel, K. F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development // In N. Datan & L. H. Ginsberg (Eds.), Lifespan developmental psychology: Normative life crises. – New York : Academic Press, 1975. ]
References
[1. Grigorieva, D. D. Advertising as a tool for constituting ethos [Text] / D. D. Grigoryeva // Bulletin of the Tver State University. - Series "Philosophy". - 2017. - No. 4. - P. 97-101. ]
[2. Denisova, O. V. Formation of the professional identity of a medical student in the educational process of the university: dis. … cand. psychol. Sciences / O. V. Denisova. - Ufa., 2008. - 218 p. ]
[3. Ivanova, N. L., Koneva, E. V. Social identity and professional experience of the individual / N. L. Ivanova, E. V. Koneva. - Yaroslavl, 2003. ]
[4. Malyutina T.V. Psychological and pedagogical support for the formation of a professional identity of a student of a medical university: dis. …cand. psychol. Sciences / T.V. Malyutin. - Kemerovo 2018.- 265 p. ]
[5. Mironova, T. V. Structure and development of professional self-consciousness: dis. … Dr. psikhol. Sciences / T. V. Mironova. - M., 1999. - 436 p. ]
[6. Schneider, L. B. Professional identity: structure, genesis and conditions of formation: dis. ... Dr. psikhol. Sciences / L. B. Schneider. - M., 2001. - 348 p. ]
[7. Marcia J. E. Ego identity status: Relationship to change in self-esteem, «general adjustment» and authoritarianism / J. E. Marcia // Journal of Personality. – 1967. – № 35. – Р. 118–133. ]
[8. Mead, G. H. Mind, self and Society / G. H. Mead. – Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946. ]
[9. Perry, W. G., Jr. Forms of intellectual and ethical development in the college years / W. G. Perry Jr. – NY: Holt, Rinehart & Winston, 1970. ]
[10. Riegel, K. F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development // In N. Datan & L. H. Ginsberg (Eds.), Lifespan developmental psychology: Normative life crises. – New York: Academic Press, 1975. ]

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза».
Становление профессиональной идентичности современного врача и ее роль в развитии ключевых компонентов личности специалиста медицинского профиля является актуальной проблемой как в эмпирических, так и междисциплинарных психолого-педагогических исследованиях. Одним из ключевых в этом процессе является этап послевузовского обучения – ординатура, который направлен на подготовку к самостоятельной врачебной деятельности и включает углубленное изучение узкой клинической направленности.
Автором была изучена и дана характеристика статусу профессиональной идентичности ординаторов первого года обучения медицинского вуза. В исследовании приняла участие группа ординаторов первого года обучения в количестве человек.
В статье выделено и охарактеризовано пять основных статусов профессиональной идентичности.
Преждевременная идентичность формируется вследствие идентификации человека с родителями, значимыми людьми в их жизни, а не в результате самостоятельного поиска и выбора будущей профессиональной деятельности.
Диффузная идентичность свойственна для людей, у которых отсутствуют устоявшиеся убеждения, ценности и цели, а в процессе обучения не прикладываются особые усилия для их формирования.
Статус «Мораторий» описывает людей, которые находятся в состоянии кризиса и которые динамично пытаются выйти из него, пробуя различные варианты и находясь в состоянии поиска полезной информации.
Статус «Достигнутая идентичность» характеризует тех людей, кто прошел период кризиса, определил определенные для себя задачи, в результате этого у них сформировался конкретный комплекс личностно значимых целей, ценностей и убеждений.
Статус «Псевдоидентичность» можно рассматривать как гиперидентичность, которая проявляется как полное погружение в статус, роль, другие социальные роли личности, в результате устойчивого преуменьшения и отторжения своей личностной уникальности или напротив ее чрезмерное акцентирование.
Полученные лично автором результаты позволили сделать ряд научных выводов и выделить статус ординаторов 1 курса обучения медицинского вуза. Анализ трансформации статуса идентичности говорит о том, что на этапе обучения в ординатуре происходит более осмысленное накопление профессиональных знаний и навыков. Однако, как отмечает автор, не у всех ординаторов в полной мере происходит осознание себя как будущего представителя профессионального сообщества.
Автором отмечается, что важная задача разработки технологии сопровождения - отработка практических навыков в рамках занятий в симуляционном центре по клиническим дисциплинам, отработка практических навыков коммуникации и взаимодействия в рамках базовой части дисциплины «Педагогика».
Работа отвечает требованиям, которые предъявляются к научным статьям, грамотно структурирована. При оформлении библиографии не было соблюдено одно из ключевых требований: при добавлении статьи необходимо прикрепить минимум 10–15 источников (чем больше, тем лучше). В статье представлено только 5 источников. Ссылки оформлены правильно.
В тексте имеются описки (например, «бедующей профессии», «1-го курс» и т.д.), а также синтаксические ошибки. В некоторых случаях наблюдается отсутствие пробелов между словами и предложениями.
Статья отражает современный и актуальный подход, будет интересна профильным специалистам-практикам и научному сообществу, а после доработки может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.