Статья 'Организация заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД у младших школьников ' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Организация заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД у младших школьников

Енжевская Марина Владимировна

ORCID: 0000-0002-1395-5231

кандидат педагогических наук

доцент, Кафедра педагогической психологии имени профессора Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет

127051, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Сретенка, 29, оф. 213

Enzhevskaya Marina Vladimirovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Pedagogical Psychology named after Professor Guruzhapov, Moscow State University of Psychology and Education

127051, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Sretenka, 29, of. 213

enzhevskaya@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2022.3.38368

EDN:

IYCFYF

Дата направления статьи в редакцию:

01-07-2022


Дата публикации:

08-10-2022


Аннотация: Регулятивные универсальные учебные действия занимают центральное место в организации умения учиться. Они способствуют регуляции, организации и коррекции в практической педагогической деятельности. Развитие регулятивных универсальных учебных действий, непосредственно связано с формированием личностных качеств: целеустремленности, организованности, самостоятельности, исполнительности, активности. Они влияют на формирование произвольности мышления, поведения, коммуникации учащихся, а в совокупности формируют у обучающихся умение учиться самостоятельно. В статье, рассмотрены условия становления у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе, исследованы особенности организации заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.    Экспериментальное исследование доказывает эффективность использования особой организации самоподготовки, при которой обучающиеся учатся самостоятельно определять проблемные точки в своих умениях, самостоятельно же выбирать задания для ликвидации обнаруженных пробелов, планировать их выполнение, контролировать, оценивать и осуществлять коррекцию результатов своей учебной деятельности. Настоящее исследование позволило сделать вывод, что регулятивные универсальные учебные действия – это основа для становления основных компетенций обучающихся. Эмпирически доказано, что внедрение в учебный процесс таких форм работы, как самостоятельная подготовка, способствуют полноценному развитию у младших школьников компонентов регулятивных универсальных учебных действий .


Ключевые слова:

универсальные учебные действия, младшие школьники, саморазвитие, самоподготовка, самостоятельная работа, педагог, проблемные точки, действие планирования, коррекция результатов, контроль и оценка

Abstract: Regulatory universal learning activities occupy a central place in the organization of the ability to learn. They contribute to regulation, organization and correction in practical pedagogical activity. The development of regulatory universal educational actions is directly related to the formation of personal qualities: purposefulness, organization, independence, diligence, activity. They influence the formation of arbitrariness of thinking, behavior, communication of students, and together form the ability of students to learn independently. In the article, the conditions of formation of regulatory universal educational actions in primary school for students are considered, the features of the organization of tasks for self-preparation in order to form regulatory universal educational actions for younger schoolchildren are investigated.    The experimental study proves the effectiveness of using a special self-training organization, in which students learn to independently identify problem points in their skills, independently choose tasks to eliminate the detected gaps, plan their implementation, monitor, evaluate and correct the results of their educational activities. The present study has allowed us to conclude that regulatory universal educational actions are the basis for the formation of students' core competencies. It has been empirically proved that the introduction of such forms of work as independent training into the educational process contributes to the full development of components of regulatory universal educational actions in younger schoolchildren.


Keywords:

universal learning activities, junior schoolchildren, self-development, self-training, independent work, teacher, problem points, planning action, correction of results, monitoring and evaluation

Под универсальными учебными действиями, в широком значении понимается «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1], а также в литературе данный термин трактуется как «совокупность способов действий учащегося…, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [1]. Регулятивные универсальные учебные действия включаются в структуру учебной деятельности, поэтому обеспечивают ее организацию, регуляцию и произвольность, превращают учебный труд в управляемый, контролируемый субъектом, сознательный процесс. Простыми словами, под универсальными учебными действиями понимают умение учиться. Сейчас в научной литературе чаще употребляется понятие «универсальные учебные действия» (УУД). В более узком значении, Р. Л. Рождественская и другие авторы данный термин определяют, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [4]. Как отмечает А.Г. Асмолов, регулятивные универсальные учебные действия способствуют регуляции, организации и коррекции в практической педагогической деятельности.

Анализ научной литературы позволяет определить, что формирование регулятивных УУД у младших школьников имеет важное влияние на становление поведения и коммуникацию с внешним миром.

Определимся с составом регулятивных универсальных учебных действий для того, чтобы понимать порядок становления регулятивных универсальных учебных действий. Состав понятия рассмотрен на рисунке 1.

2022-06-26_22-03-37.png

Рис. 1. - Состав понятия УУД

Отметим, что в сфере регулятивных универсальных учебных действий, школьники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Важно сказать, что на начальном этапе обучения, у младших школьников, индивидуальные успехи приобретают особый социальный смысл, таким образом, в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. Согласно этому, перед педагогом встаёт проблема отбора заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Педагогу необходимо создать такие условия, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, а именно начинает обучаться ради саморазвития. Цель организации заданий для самоподготовки, доказать, что самостоятельная работа эффективно влияет на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников. Но для этого самостоятельная работа должна быть именно самостоятельной, то есть осуществляемая без непосредственного руководства учителя или родителей.

Рассмотрим и прокомментируем распространенные педагогические ситуации, связанные с этой частью образовательного процесса.

Педагогическая ситуация №1.

Ваня получил за диктант «3». Пришел домой расстроенный: «Мама огорчится, не разрешит сегодня гулять. Заставит весь вечер писать диктанты или выполнять 10 дополнительных упражнений».

Мама: - Почему опять тройка? Мы же вчера все правила повторили и словарные слова!

Ваня: - Я не знаю, что-то не получилось.

Планируя организацию самоподготовки в начальной школе, следует определить ее цель.

«Домашнее задание помогает закрепить изученный на уроке материал», - так ответит большинство коллег-учителей. И это будет именно так (в лучшем случае), если домашнее задание будет сформулировано так: Выучить правило на странице 10, упр. 48 выполнить письменно в тетради.

Вместе с тем, домашнее задание должно и может решать более глобальные задачи и способствовать формированию у учащихся умения учиться: планировать коррекцию своих учебных результатов, осуществлять осознанный выбор задания, делать запрос к нужному источнику информации, умело использовать этот источник, оценивать свои возможности и пр. Немаловажен также здоровьесберегающий фактор во избежание перегрузок. Ведь зачастую ученик младших классов дожидается, когда придут с работы усталые родители и помогут выполнить злосчастное «Упр. № 48» вместо того, чтобы спокойно провести вечер в кругу семьи за любимыми занятиями.

Еще одной проблемой является неквалифицированная «помощь» родителей в этой важной составляющей учебного процесса.

Педагогическая ситуация №2.

В домашней работе ученика обнаружена ошибка. Учитель исправил ее. На что ученик возражает: «Мне бабушка сказала так делать. Я говорил…»

Что ответить? Как сказать, что бабушка не права, и позволить ребенку усомниться в знаниях важного для ребенка человека?

- Но ведь бабушка не была на нашем уроке. Ты мог объяснить ей и показать схему-помощник для решения этого задания, - вот лучшее что мог сказать учитель в данной ситуации. Еще труднее убедить бабушку помочь ребенку стать самостоятельным.

В данном контексте домашнее задание целесообразно переименовать в самоподготовку с акцентом на само-. Ученик должен непременно сам выполнять эти задания и сам нести за них ответственность. Для этого необходимо перестроить традиционный подход к организации домашнего задания, обратить домашнее задание в самоподготовку.

Для того, чтобы научить ребенка планировать коррекцию учебных результатов воспользуемся особым инструментом – оценочным листом. В нем отмечены проблемные точки, выявленные во время выполнения тематической проверочной работы. У каждого ученика – они (проблемные точки) свои и в разных количествах. Далее обратимся к банку заданий, который можно создать в информационном поле любой образовательной платформы (например, МЭШ,где учитель размещает материалы к урокам).

В банке большое количество упражнений, направленных на отработку всевозможных предметных умений. Здесь наступает момент применения осознанного выбора заданий, их количества, а также необходимых справочных материалов, которые помогут конкретному ученику справиться с конкретной проблемой. По запросу учащихся и/или рекомендации педагога проводятся занятия-консультации и мастерские.

Действие оценки в рамках этой работы связано с принятием учеником решения о том, насколько успешно он справился с означенной проблемой и готов ли предъявить результаты на оценку.

Очевидно, что такой подход к самоподготовке влечет за собой индивидуальный подход к временным рамкам. Одному ребенку достаточно 15-ти минут для определения причин ошибок и их ликвидации, другому потребуется несколько подходов для отработки умения. Рекомендуем назначить общую для всех дату презентации результатов самоподготовки по данной теме (например, через неделю от даты ее получения). Таким образом, каждый учащийся научится, помимо всего прочего, планировать свое время (первоначально с помощью взрослого, затем и самостоятельно), определяя количество заданий для ежедневного выполнения, согласовав время, отведенное для самоподготовки с графиком посещения кружков, секций и прочих важных дел.

Уроки-презентации домашней самостоятельной работы рекомендуем проводить ярко, энергично, чтобы дать возможность каждому школьнику продемонстрировать и почувствовать свой успех. Тогда дети с еще большим удовольствием готовятся к нему и с нетерпением ждут заветной даты.

Для наглядности дети вели специальный календарь, в котором ученики планировали самоподготовку и контролировали ее выполнение.

В случае, если ученик освоил изучаемую тему без пробелов и не допустил ошибок в проверочной работе, он волен либо не выполнять самоподготовку (но тогда ему нечего будет предъявить на уроке-презентации), либо выбрать из банка задания повышенного уровня или творческого характера, а также по желанию выполнять роль консультанта.

Очень важно, чтобы родители в этой работе стали союзниками педагога, и понимали, как организована самоподготовка. Поэтому на родительском собрании учителю следует провести с ними разъяснительную беседу или разместить памятку на информационной среде.

Говоря о самостоятельности младших школьников, мы не призываем пустить их в одиночное плавание. И родители, и учитель должны оказывать детям помощь, но не прямую (подсказки, напоминания, исполнение за ребенка), а косвенную (создание условий, стимулирующих ребенка к действию, похвала и пр.). На рисунке 2 изображена структура организации самоподготовки.

Рис. 2. - Организация самоподготовки в начальной школе

Что касается содержания заданий для самоподготовки, то здесь стоит отметить, что для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- преднамеренные ошибки;

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-взаимный диктант;

-диспут;

-заучивание материала наизусть в классе;

-ищу ошибки;

-контрольный опрос на определенную проблему.

С целью формирования регулятивных УУД у младших школьников, педагоги часто используют такие виды самостоятельной подготовки, как: постановка вопросов, деление текста, работа с содержанием книг, проверка упражнений, решение задач, рассказ-описание, рефлексия/анализ содержания материала, беседа-полилог, практические работы, тестовые задания, работа в группах, сообщения, мини-сочинения и др. Все задания целесообразно распределить по уровням сложности для обучающихся с разными возможностями, в том числе с ОВЗ.

Самостоятельная подготовка, таким образом, выступает организационной формой обучения, в процессе которой могут быть реализованы различные виды самостоятельной работы. В процессе такой организации должна быть принята во внимание специфика учебного предмета: математики, русского языка, иностранного языка и пр.

Опытным путем доказано, что организованная подобным образом самоподготовка позволила учителю начальных классов через некоторое время наблюдать у своих учеников ощутимое продвижение в формировании регулятивных универсальных учебных действий [2].

На этапе эксперимента были использованы методики, «Выкладывание узора из кубиков» П. Я. Гальперина и «Проба на внимание» П. Я. Гальперина, С. Л. Кабыльницкой. По двум названным методикам выявлен в целом низкий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального и контрольного классов.

В процессе организации уроков были использованы приемы организации самостоятельной работы младших школьников: ее планирование, выбор способа решения поставленных задач, осуществление операции контроля при их выполнении, внесение корректив в самостоятельную работу, анализ общих способов работы [3].

Результаты педагогического эксперимента показали, что у учащихся экспериментального класса выявлен высокий и средний уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий. Данное экспериментальное исследование доказывает эффективность использования организации заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД у младших школьников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что регулятивные универсальные учебные действия – это основа для становления основных компетенций обучающихся. Следует особо выделить, что процесс становления регулятивных универсальных учебных действий это пошаговый процесс, все его части связаны взаимообусловлены, что прямо вытекает их активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

Таким образом, внедрение в учебный процесс таких форм работы, как самостоятельная подготовка, способствуют полноценному развитию компонентов УУД у младших школьников.

Библиография
1.
2.
3.
4.
References
1.
2.
3.
4.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия
на статью «Организация заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД у младших школьников»

Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала не вызывает сомнение. Интерес к самостоятельной деятельности обучающихся (самообразованию, саморазвитию, в том числе и самоподготовке) возрастает с каждым годом.
Предметом экспериментального исследования является самоподготовка в начальной школе. В рецензируемой статье четко представлена модель организации самоподготовки в начальной школе, а также структура регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника (целеполагание, прогнозирование, планирование, оценка, контроль, коррекция, саморегуляция).
Методология работы построена на традиционных методах исследования. В первой части статьи применены методы анализа, систематизации и обобщения литературных данных, используется обзор 4 литературных источников. Желательно представить нормативную базу исследования (ФГОС).
Эмпирическая часть работы представлена описанием экспериментального исследования с использованием методик «Выкладывание узора из кубиков» П.Я. Гальперина и «Проба на внимание» П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой.
Статья обладает практической новизной, связанной с организацией самостоятельной подготовки младших школьников.
Структура статьи в целом соответствует требованиям к научным публикациям, но необходимо более четко выделить вводную часть (обоснование выбора темы), основную (подробное описание результатов исследования) и заключительную (усилить выводы исследования). Рекомендуется описать базу экспериментального исследования, участников опытно-экспериментальной работы. В статье отсутствует количественная оценка результатов исследования. Автору рекомендуется четко прописать количественные и качественные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (графическое представление результатов), а также технологии и средства, применяемые на формирующем этапе. Необходимо уточнить критерии (показатели, индикаторы), по которым оценивалась динамика и эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
Содержание статьи в целом соответствует ее названию. В содержании статьи представлены различные формы самостоятельной работы младшего школьника, проанализированы распространенные педагогические ситуации, связанные с самоподготовкой в начальной школе. Проанализированы различные виды заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий младшего школьника.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям.
Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 4 литературными источниками (2012-2022г.). Желательно увеличить количество источников. Рекомендуется сослаться не на диссертацию, а на автореферат диссертационного исследования Енжевской М.В.
Результаты исследования обосновывают значимость исследования организации самоподготовки младших школьников с целью формирования регулятивных учебных действий.
Статья может быть рекомендована к публикации.
Данная статья содержит описание актуального эмпирического исследования и вызовает интерес читательской аудитории.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.