Статья 'Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа

Круглова Марина Сергеевна

ORCID: 0000-0002-8469-565X

кандидат экономических наук

старший преподаватель, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Сочинский государственный университет

354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пластунская, 94

Kruglova Marina Sergeevna

PhD in Economics

Kruglova Marina Sergeevna - Senior Lecturer, Department of General Psychology and Social Communications, Sochi State University

354000, Russia, Krasnodar Territory, Sochi, ul. Plastunskaya, 94

marin.kruglova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Шуванов Игорь Борисович

кандидат психологических наук

доцент, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Сочинский государственный университет

354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пластунская, 94

Shuvanov Igor' Borisovich

PhD in Psychology

Associate Professor, Department of General Psychology and Social Communications, Sochi State University

354000, Russia, Krasnodar Territory, Sochi, ul. Plastunskaya, 94

schuvanov@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Шуванова Виктория Петровна

старший преподаватель, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Сочинский государственный университет

354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пластунская, 94

Shuvanova Viktoriya Petrovna

Senior Lecturer, Department of General Psychology and Social Communications, Sochi State University

354000, Russia, Krasnodar Territory, Sochi, ul. Plastunskaya, 94

v.shuvanova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Круглова Лорина Эрмондовна

кандидат технических наук

доцент, кафедра архитектуры, дизайна и экологии, Сочинский государственный университет

354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пластунская, 94

Kruglova Lorina Ermondovna

PhD in Technical Science

Associate Professor, Department of Architecture, Design and Ecology, Sochi State University

354000, Russia, Krasnodar Territory, Sochi, ul. Plastunskaya, 94

lorinakruglova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2022.4.39394

EDN:

UUUHYR

Дата направления статьи в редакцию:

13-12-2022


Дата публикации:

29-12-2022


Аннотация: Предметом исследования является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации студенческого участия в создании стартапа на базе образовательных организаций высшего образования в качестве выпускной квалификационной работы. Объектом исследования выступает образовательная деятельность высшего учебного заведения. Авторы подробно рассматривают жизненный цикл разработки ВКР бакалавра в виде стартапа в свете тенденций развития проектно-инновационной деятельности студентов вуза. Особое внимание уделяется наиболее корректной последовательности этапов при написании ВКР-Стартап. В статье проанализирован и обобщен опыт реализации и коммерциализации стартап-проекта на базе Сочинского государственного университета.   Основным результатом проведенного исследования является выявление алгоритмов и технологий управления подготовкой ВКР в виде стартапа. Особым вкладом авторов в исследование темы является формирование информационной модели управления участием студента-бакалавра в программе «Стартап как диплом». Новизна исследования заключается в систематизации приоритетных вопросов разработки студенческого стартап-проекта для защиты в качестве бакалаврской ВКР. По итогам проведенного исследования предлагается проведение креативных деловых игр для студентов младших курсов в целях развития стартап-мышления с перспективой будущего участия в проектно-инновационной деятельности высшего учебного заведения.


Ключевые слова:

выпускная квалификационная работа, стартап, высшее образование, университет, управление, проектная деятельность, инновационная деятельность, студент, жизненный цикл, информационная модель

Abstract: The subject of the study is a set of managerial relations that arise in the process of organizing student participation in the creation of a startup based on educational institutions of higher education as a final qualifying work. The object of the research is the educational activity of a higher educational institution. The authors consider in detail the life cycle of developing a bachelor's thesis in the form of a startup in the light of development trends in the design and innovation activities of university students. Particular attention is paid to the most correct sequence of stages when writing a WRC-Startup. The article analyzes and summarizes the experience of implementing and commercializing a start-up project based on Sochi State University. The main result of the study is the identification of algorithms and technologies for managing the preparation of the WRC in the form of a startup. A special contribution of the authors to the study of the topic is the formation of an information model for managing the participation of a bachelor student in the program "Startup as a Diploma". The novelty of the study lies in the systematization of the priority issues of developing a student startup project for defense as a bachelor's thesis. Based on the results of the study, it is proposed to conduct creative business games for undergraduate students in order to develop start-up thinking with the prospect of future participation in the design and innovation activities of a higher educational institution.


Keywords:

final qualifying work, start-up, higher education, university, management, project activity, innovation activity, student, life circle, information model

Одной из форм организации студенческого участия в проектно-инновационной деятельности является акселерационная программа «Стартап как диплом» [1; 2]. В течение двух лет в регионах России тиражируется опыт разработки и защиты студенческих стартапов как выпускных квалификационных работ. Программа «Стартап как диплом» предоставляет обучающимся старших курсов возможность подготовки к процедуре защиты не стандартной выпускной квалификационной работы, а собственного стартапа, создаваемого одним студентом или целой командой на базе вуза.

В настоящее время, как показывает российская практика, высшие учебные заведения наряду с традиционными функциями образовательного учреждения активно реализуют функцию платформы молодежного предпринимательства и проектно-инновационной деятельности молодежи. Осуществление подготовки кадров по образовательным программам высшего образования в современных условиях получает новый вектор развития с применением интеллектуального потенциала молодого поколения [3].

Внедрение стартап-проектирования в учебный процесс соответствует трендам сферы высшего образования: университеты внедряют меры поддержки коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых ученых, стремятся к вовлечению талантливых студентов в инновационный процесс создания наукоемкой продукции для последующего ее внедрения в реальный сектор экономики [4; 5].

ВКР бакалавра, являясь неотъемлемой составляющей государственной итоговой аттестации, завершает процесс теоретического, методологического и практического обучения студентов. В свете компетентностного подхода ВКР демонстрирует, насколько систематизированы знания, умения и навыки лиц, завершающих освоение образовательных программ высшего образования, насколько сформирована их готовность к самостоятельному решению конкретных задач в профессиональной деятельности. Отказ от привычной формы написания ВКР в пользу стартапа не меняет условий выполнения вышеописанных требований: подготовка «ВКР-Стартап» ориентирована на закрепление тех же компетенций, определяемых учебным планом [6].

Каждое высшее учебное заведение привносит свою уникальную практику и кейсы в университетскую экосистему инноваций. В 2021 году, объявленном в Российской Федерации «Годом науки и технологий», в ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» была представлена ВКР в виде стартапа на тему «Создание маркетинговой стратегии e-commerce в условиях пандемии COVID-19». В данной работе основателем стартапа – ныне выпускником СГУ по направлению «Реклама и связи с общественностью», Витальевым И. А, – предложен проект платформы электронной коммерции.

Данный стартап-проект был разработан под научным руководством к. псх. н., доцента Шуванова Игоря Борисовича при консультационном участии «Бизнес-инкубатора» СГУ. ВКР была защищена в качестве информационно-технологического стартапа в рамках программы «Воронка инновационных стартапов» Фонда развития инноваций Краснодарского края и Инновационного центра «Аквариум». Стартап был коммерциализирован: монетизация составила 50 тыс. руб. Результаты выпускной работы находятся в стадии внедрения в деятельность предприятия-инвестора.

На основе опыта разработки и реализации стартап-проекта пошагово рассмотрим управление подготовкой ВКР-Стартап.

Заявить о своем желании защищать ВКР в виде стартапа студент может в период стартового отбора тем проектов. Студент, заинтересовавшийся возможностью защиты ВКР-Стартап, может предложить свою идею и обсудить ее с закрепленным руководителем ВКР. Это может быть новая идея или продолжение проектной деятельности, которая осуществлялась студентом ранее. Затем происходит прием документов у студентов, заявки (заявления). После завершения отбора проектов и согласования тем с экспертной комиссией участник становится резидентом студенческого бизнес-инкубатора вуза с целью развития своей идеи в виде стартапа. Проект может выполняться как одним, так и несколькими обучающимися [7].

В случае, если этап регистрации заявок преодолен, а тема – определена, далее назначается консультант-наставник, которым формируются отзывы о работе обучающегося в период подготовки ВКР-Стартап. Совместно с руководителем ВКР составляется план-график реализации проекта, в соответствии с которым ведется разработка стартапа. Научный руководитель направляет действия студента с точки зрения написания ВКР, а бизнес-консультант контролирует стартап-проектирование.

Ознакомимся с жизненным циклом стартап-составляющей (рис. 1). Этапы развития StartUp-проекта традиционно включают пять основных ступеней, которые должен преодолеть основатель проекта и его команда [8]:

1. Зарождение стартапа (pre-seed, или предпосевной);

2. Становление стартапа (seed, или посевной);

3. Раннее развитие проекта (Alpha-версия);

4. Расширение стартапа (закрытая Вeta-версия);

5. Зрелость проекта (открытая Beta-версия).

Рисунок 1. Жизненный цикл стартап-проекта

На начальном этапе проводится планирование будущего стартап-проекта. Аналитический этап называется «PREPARE» (в пер. с англ. «подготовка») и рассчитана на выбор темы, проработку идеи стартапа и работу с гипотезами. В соответствии с локальным нормативным актом, Положением о выпускной квалификационной работе в виде «стартап», проект может представлять собой один из четырех основных видов: бизнес-проект (продажи продуктов или услуг), технологический стартап (инновационные технологии), стартап в сфере социального предпринимательства или стартап в сфере креативных индустрий. Определив возможный вид стартапа, следует определиться с конкретной темой проекта. При этом формулировка тематики «ВКР-Стартап» должна быть обоснована и модифицирована в соответствии с профессиональной областью по специальности или направлению подготовки.

Следует принять во внимание, что, если ВКР бакалавра может быть выполнена по типу как разработки, так и совершенствования или исследования, то стартап предполагает именно разработку – создание «с нуля» целостного проекта, завершенного по форме и содержанию, состоящего из ряда обязательных компонентов, в том числе ценностного предложения, бизнес-плана, прототипа, презентации для инвесторов, питч-письма.

На следующем этапе «WORK» (в пер. с англ. «работа») в ходе организации работы над стартап-проектом происходит разработка инновационного продукта и формирование MVP. Минимально жизнеспособный продукт (Minimal Viable Product, MVP) — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. В соответствии с этой концепцией, MVP создают для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности задуманного продукта, понимания того, насколько он будет востребованным на рынке (рис. 2). На старте проекта используют метод HADI-циклов. HADI-цикл — алгоритм для проверки гипотез через действие, к получению данных и выводам. Данный подход применяется для целостного, системного мышления разработчиков стартап-проекта и успешного развития идеи. Аббревиатура расшифровывается следующим образом: Гипотеза (Hypothesis), Действие (Action), Данные (Data), Выводы (Insight).

В табл. 1 приведен HADI-цикл с описанием каждой стадии.

Таблица 1 — Структурные элементы HADI-цикла проекта [13]

HADI-цикл

План

Гипотеза (Hypothesis)

Действие (Action)

Данные (Data)

Выводы (Insight)

Какова ваша гипотеза

Что вы будете делать, чтобы её проверить

Что вы будете измерять

Как вы решите, подтвердилась ли гипотеза

Сущность стартапа заключается в стремлении революционизировать рынок присутствия за счет уникальной и амбициозной бизнес-модели, которая выработана путем формулировки гипотез и исследований рынка. Исследование включает комплекс методов, в том числе сегментацию рынка и проблемные интервью с потенциальными потребителями продукта.

Рисунок 2. Понятие MVP в стартап-проектировании [14]

На этапе «LAUNCH» (от англ. «запуск») в соответствии с названием проводится тестовый запуск проекта, проверка работоспособности, корректировка стратегии проекта. Последующий этап «OPTIMIZE» предполагает выводы и оптимизацию спустя некоторое время с момента запуска: проводится сбор данных, аналитика работы.

На завершающем этапе «SCALE» через 1 год после запуска требуется измерение различных показателей и их сопоставление с ожидаемыми показателями для развития проекта.

Для обоснования потребности вузов в расширении образовательных практик по внедрения стартапа как формы ВКР, нами проведен опрос студентов выпускного курса бакалавриата в ФГБОУ ВО «СГУ» (4 курс очной формы обучения и 5 курс заочной формы обучения).

Общее число участников анкетирования – 51 человек. Основное большинство респондентов находятся в возрасте 21 года. По итогам анкетного опроса выявлено, что более, чем у 70 % респондентов, за время обучения в вузе появлялось желание запустить свой бизнес-проект (рис. 3).

Рисунок 3. Ответы на вопрос о желании запуска бизнес-проекта

На основе материалов исследования, проведенного на базе Сочинского государственного университета, предложим структуру модели управления студенческим участием в ВКР-стартап, которая призвана дать представление о последовательности и содержании уровней подготовки стартап-проекта и его защиты в качестве выпускной работы студентом вуза (рис. 4).

Рисунок 4. Информационная модель управления участием студента в «ВКР-Стартап»

Таким образом, значительное внимание при подготовке ВКР-Стартап следует уделить процессам управления студенческим участием для качественных результатов на каждом этапе жизненного цикла по представленной авторами модели. Студент совместно с научным руководителем уточняет формулировку темы (до ее утверждения), затем руководитель оказывает помощь в разработке графика выполнения работы, советует, как приступить к ее рассмотрению, дает рекомендации по источникам информации и сбору материала, рекомендует ознакомительную литературу с примерами исследований по теме, критически оценивает выбор студента в отношении исследовательского инструментария. Студент, в свою очередь, выполняет указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы (как по содержанию, так и по оформлению). Одновременно студент посещает консультации с наставником проектной части работы, показывает прогресс в разработке проекта, задает интересующие вопросы по различным аспектам стартап-проектирования.

В качестве рекомендации авторами подчеркивает необходимость проактивного участия руководителя ВКР в процессах разработки стартап-проекта, а также проведение креативных деловых игр для студентов младших курсов в целях развития стартап-мышления с перспективой будущего участия в проектно-инновационной деятельности высшего учебного заведения.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа». В работе представлен успешный опыт представления ВКР в виде стартапа в ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет».
Предмет исследования. В качестве предмета автором рассматривается, как видно из наименования, особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа.
Методология исследования. Методология исследования в работе практики не представлена. Автором не рассмотрены основные концепции и их положения, но обоснованы критерии изучения. Видимо, автор представил авторское понимание данной проблемы.
Автором представлено несколько исследований, в которых имеется опыт разработки и реализации стартап-проекта.
Актуальность. Актуальность затронутой проблемы в работе обосновывается с позиции возникновения противоречий. В высших учебных заведениях наряду с традиционными функциями образовательного учреждения активно реализуются функции платформы молодежного предпринимательства и проектно-инновационной деятельности молодежи. В то же время выпускные квалификационные работы реализуются в традиционном формате. С другой стороны, молодые люди стремятся выйти за границы традиционных форм, обращая внимание на более практикоориентированные технологии.
Научная новизна. Предложенное исследование интересно с методической точки зрения. Важно, что автором выделены основные этапы проведения ВКР-Стартапа, которые представлены в виде информационной модели управления.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык изложения научный.
Структура работы прослеживается интуитивно, отсутствует четкое разграничение на микро части. Можно обозначить введение с обоснованием актуальности, проблемы, цели, задач, описание методики внедрения рассматриваемой формы выпускной квалификационной работы, кратко представлены результаты исследования и небольшие выводы. В работе основные методические положения (жизненный цикл стартап-проекта, основные понятия, информационная модель управления участием студента в «ВКР-Стартап») представлены схематически.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 8 отечественных и зарубежных источников, большая часть из которых опубликована за последние три года. Проблематика работ соответствует тематике статьи. В библиографии представлены научно-исследовательские статьи. Источники литературы оформлены однородно. Библиографический список оформлен корректно, в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Апелляция к оппонентам. В научно-исследовательской работе важно проведение теоретико-методологического анализа затронутой проблемы.
Значимость работе могло бы придать проведенное исследование, посвященное выявлению отношения преподавателей к использованию такого типа выпускной квалификационной работы. Полученные результаты могли бы стать обоснованием актуальности затронутой проблемы.
Работа в большей степени имеет методический, а не научно-исследовательский характер.
Выводы. Статья отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна преподавательскому сообществу. Работа может быть рекомендована к опубликованию.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.