Электронный журнал Современное образование - №1 за 2013 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 1-3-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Образование
Розин В.М. - Становление новой образовательной формации c. 1-43

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.6445

Аннотация: В статье анализируется доклад «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», авторы которого высказывают предположение, что намечается вторая волна Просвещения, заключающаяся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор разбирает и отвергает этот тезис, противопоставляя ему свои. В том числе он утверждает, что образование, работающее на российскую культуру и социальность должно учитывать общецивилизационные тренды: формирование нового ведущего типа социальности, различие потребностей в образовании для разных социальных субъектов, конкуренцию с образованием других институтов (СМИ, Интернет, корпоративные исследовательские, инжиниринговые учебные центры, бизнес в сфере образования и культуры; социальные сети и неформальные сообщества и др.), становление «очагов новой педагогики» («педагогического отношения» нового типа). Затем он намечает новый взгляд на развитие ребенка, предлагая различать три типа "культур жизни" - детство, отрочество и юность, а также несколько периодов взрослой жизни. Через всю статью проходит критика взгляда на содержание образования как знаний и дисциплин. Альтернативная точка зрения: содержание образования для современных условий - это деятельность и мышление. Автор дает образец разработки нового содержания образования на примере собственного опыта преподавания философии и обобщает этот материал.
Педагогика
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема трансформации ценности образования молодым поколением c. 44-105

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.656

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности образовательного самоопределения молодежи в контексте проблематики социокультурной трансформации современного российского общества. Молодое поколение россиян вступает в жизнь в условиях формирования информационного общества, где образование, знания, владение информацией становятся основными ресурсами, обеспечивающими жизненный успех. Большинство молодежи высоко оценивает получение хорошего образования. Вполне удовлетворительно определяют молодые россияне и свои возможности его приобретения. Вместе с тем, они весьма различаются по реальному вовлечению в процессы повышения уровня интеллектуального развития, накопления и обновления необходимых знаний и навыков. В сложившихся реалиях образование продолжает во многом восприниматься в качестве как инструментальной, так и терминальной ценности, но не всеми осознается как ценный ресурс, способный повысить благосостояние, уровень и качество жизни. В таких условиях становится особенно важно найти новые подходы к изучению проблем образования, в частности, акцентируя внимание на формировании образовательных и профессиональных траекторий молодых представителей разных социальных групп; учесть современные модели повышения образовательного уровня и занятости молодежи, определить ее жизненные стратегии с точки зрения получения и накопления человеческого капитала.
Эффективность обучения
Стрижиус Е.И. - Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. c. 106-125

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.8799

Аннотация: В статье анализируется проблема влияния тревожности на результаты выпускных государственных экзаменов (ЕГЭ и ГИА) у старшеклассников с различным уровнем исходной успеваемости. Все выпускники по степени текущей успеваемости были разделены на три группы: обычные ученики (более половины всех учащихся, имеющих хотя бы одну тройку), хорошисты (успевающие на хорошо и отлично) и отличники (успевающие только на отлично). По степени тревожности выпускники также были разделены на три группы: выпускники с высокой тревожностью, со средней тревожностью и с низкой тревожностью. Было показано, что тревожность влияет на ожидаемую и реальную отметку по математике, а на реальную отметку по русскому языку достоверного влияния тревожности не было обнаружено. Наиболее сильно влияние фактора тревожности обнаружено у обычных школьников, в этой группе лучшую успеваемость демонстрировали школьники со средней тревожностью, у учащихся с высокой тревожностью отметки были достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдалась тенденция к понижению отметки. Мы объяснили это тем, что низкотревожные школьники слабо мотивированы и не верят в себя, а высокотревожные школьники склонны к перфекционизму, постоянно перепроверяют решение и не успевают сделать все в срок. В качестве рекомендации мы предлагаем вести работу со школьниками дифференцировано: снижать очень высокий уровень тревожности, а очень низкий, наоборот, поднимать.
Мораль и нравственность
Березина Т.Н. - Проблема добра в современной педагогике и психологии. c. 126-139

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.8872

Аннотация: В статье описывается проблема воспитания добра в современной педагогике и психологии. Понятие «добро» рассматривается в контексте традиций вершинной психологии. Сравниваются позиции вершинной педагогики в отношении добра, глубинной психологии и экзистенциальной философии. Рассматриваются концепции, в которых поднимается проблема добра, такие как теория альтруизма О. Конта, физиологическая концепция эмоционального резонанса П.В.Симонова. Утверждается сложность и неразработанность данного явления в педагогике, психологии и философии. Отмечается, что литературы (научной, художественной, философской), посвященной описанию добра, много меньше, чем противоположной. Приводится пример того, что слов, обозначающих положительные эмоции в языке почти в два раза меньше, чем слов, обозначающих отрицательные эмоции. Недостаточное освещение проблемы добра объясняется сложностью феномена. Предлагается субъективный критерий отличия человека добра от человека зла, он выражается в том, что человек добра переживает при совершении отрицательного поступка, человек зла принимает такой поступок как должное.
Развивающиеся педагогические технологии
Фасхутдинова Ю.Ф. - Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников. c. 140-154

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.5113

Аннотация: Проводится исследование эффективности психологических тренингов когнитивных способностей на примере тренинга Т.Н.Березиной. Предполагается, что эффективность тренинга влияет две группы факторов. Во-первых, это сам факт участия в тренинге, обучение школьника необходимым методикам управления своими памятью и вниманием. Во-вторых, это мотивация школьника. Эмпирически было доказано, что для высоко мотивированных старшеклассников тренинг достоверно эффективен, в процессе тренировки у них возрастает объем внимания и кратковременной памяти на слова и на числа. Высокомотивированными считались школьники принимавшие участие в тренинге добровольно, по своему желанию, и которые полагали, что тренинг им лично будет полезен. У низкомотивированной группы школьников достоверного улучшения когнитивных способностей за время тренинга не произошло, память внимания и мышление у них практически не изменились, а улучшение было не значительным. Низкомотивированными считались школьники, которые заставили принимать участие в тренинге, и которых говорилось, что их участие является формальным. Делается вывод о высокой роли мотивации для учебной деятельности школьника. Школьным психологам и педагогам предлагается не только проводить с детьми учебные или развивающие занятия, но сначала сформировать у них мотивацию к данным видам деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.