Электронный журнал Современное образование - №4 за 2018 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 02-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Актуальный вопрос
Аринушкина А.А., Бахтин М.Б., Довбыш С.Е. - Мониторинг запросов общества (образовательный аспект) как механизм постановки управленческих задач в системе общего образования c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27862

Аннотация: Предметом исследования являются социально-педагогическая ситуация и направления совершенствования системы общего образования в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях. Авторы подробно рассматривают такие аспекты как «обратная связь» от непосредственных потребителей образовательных услуг, ключевых стейкхолдеров системы общего образования, что является наиболее адекватным «срезом» социально-образовательной ситуации. Особое внимание уделяется оценке потенциала диагностического инструментария в системе общего образования, типологизации запросов общества и анализу запросов, констатируемых через обращения граждан. Диагностируется структура обращений граждан по вопросам общего образования, скорость ответа на обращения, приводится обоснование управленческих решений в части совершенствования системы общего образования на всех уровнях. Особым вкладом авторов в развитие исследуемой темы является структурирование и постановка задач в части применения, анализа результатов обращений граждан и механизмов управленческих моделей на всех уровнях системы общего образования Новизна заключается в том, что впервые рассматривается модификация запросов общества как инструмент и основание для принятия управленческих решений в части изменения системы общего образования (содержания, границы взаимодействия субъектов образовательных процессов и ключевых стейкхолдеров общего образования). основными выводами проведённого исследования являются обоснование необходимости развития консалтингового сопровождения управления образованием на всех уровнях системы общего образования.
Педагогическая психология
Лабунская В.А., Бзезян А.А. - Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость c. 8-18

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27965

Аннотация: В статье дан теоретический анализ исследований, касающихся влияния внешнего облика студента на его академическую успеваемость и воздействия внешнего облика преподавателя на успешность обучения студентов. В статье сделан теоретический вывод о привлекательном внешнем облике, как о «социальном капитале» студентов и преподавателей. В ней отмечается, что выводы о воздействии внешнего облика на образовательную среду были сформулированы западными исследователями. В этой связи, в статье рассматривается проблема значимости внешнего облика для российских студентов; оценки внешнего облика преподавателей; роль субъективной оценки экономического статуса студентов в определении функциональной значимости внешнего облика в образовательной среде. Применялся ряд оригинальных анкет, опросников. В исследовании участвовали 130 студентов, 62% идентифицировали себя с группой «скорее бедные, чем богатые», 48% с группой «скорее богатые, чем бедные». Результаты: 1) студенты соглашаются с утверждениями о том, что более привлекательный внешний облик может способствовать уверенному взаимодействию с преподавателем, вниманию с его стороны, получению более высоких академических оценок; 2) субъективная оценка студентами своего экономического статуса влияет на самооценки, оценки внешнего облика преподавателей, но не оказывает существенного воздействия на выбор меры функциональной значимости привлекательного внешнего облика для образовательной среды. Заключение: в студенческой среде сложилась точка зрения об «инвестиционной силе» внешнего облика, о нем, как о социальном капитале; такие представления характерны для студентов различных экономических статусов.
Актуальный вопрос
Дьяков И.И., Мухина Д.В., Островская И.Э., Косиенко Р.С. - Социально-экономическая значимость формирования предпринимательских компетенций обучающихся аграрных образовательных организаций c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28001

Аннотация: В условиях политики импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности России особенно возрастает значимость инновационного развития сельскохозяйственного производства и повышения социально-экономических условий жизни на селе. Устойчивое развитие российских регионов поставлено, таким образом, в зависимость от производственных и социальных индикаторов роста в агросфере, в том числе за счёт наращивания потенциала предпринимательства. На первый план выходит проблема формирования качественно новой инновационно-ориентированной формации предпринимателей-аграриев. В её решении особая роль отводится системе аграрного образования. Цель данного исследования заключается в обосновании социально-экономической значимости формирования предпринимательских компетенций обучающихся в системе аграрного образования на примере Приморского края. В исследовании были применены анализ и обобщение результатов научных исследований, а также современного социально-педагогического дискурса по проблеме обучения предпринимательству. Анализ эмпирических данных, представленных статистической информацией Росстата и Минобрнауки РФ, позволил получить научно обоснованные выводы о социальных и кадровых проблемах на селе, уровне трудоустройства выпускников аграрных образовательных организаций, а также о необходимости развития малого предпринимательства в агросфере региона. Обоснована социально-экономическая значимость предпринимательских компетенций выпускников системы аграрного образования в решении обозначенных проблем. Предложены основные направления мотивации и повышения предпринимательской компетентности обучающихся.
Образование
Мальцева А.А., Швец И.М., Веселова Т.А. - Междисциплинарность как средство достижения результатов, способствующих становлению образования для устойчивого развития c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27622

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема внедрения идей междисциплинарности знаний в учебный процесс с позиций концепции устойчивого развития (УР); привлекается внимание к вопросам биоэтики, определяющим нравственные ориентиры в реализации идей УР; анализируются изменения в отношении содержания и основных образовательных результатов, связанных с реализацией концепции УР. Показано, что становлению нравственных отношений на основе биоэтических принципов, способствующих формированию исследовательских умений с позиций концепции УР, могут способствовать междисциплинарные курсы, раскрывающие биоэтические позиции как в практическом аспекте проведения биологических и экологических исследований, так и в теоретическом – в ходе освоения понятий, имеющих не только общенаучное, но и общекультурное значение. В ходе апробации междисциплинарных курсов «Биоэтические проблемы в биологических и экологических исследованиях» и «Биология и культура» в магистратуре по направлению «Биология» использованы диагностические методы, направленные на выявление уровня интенсивности отношения к биоэтическим знаниям, аспектам жизнедеятельности биолога-исследователя и, в целом, сформированности биоэтической компетенции, для чего: проанализированы результаты опросов студентов-биологов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского за 2014-2017 гг., а также продукты их учебной деятельности. Получены результаты, позволяющие выявить уровни проявления сформированности биоэтической компетенции у исследуемой группы студентов. До начала эксперимента большинство студентов распределяется на низком и среднем уровнях сформированности данной компетенции, наблюдается слабая сформированность метаумений. По окончании эксперимента наблюдается увеличение количества студентов со средним и высоким уровнем сформированности биоэтической компетенции, и также наблюдается увеличение количества усвоенных основных метапонятий и метаумений.
Педагогика
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Лалов Ю.В. - Организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение ординаторов в информационно-образовательной среде вуза c. 45-52

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27714

Аннотация: Предмет исследования: конкретизиованная система организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов-неврологов средствами электронного информационно-образовательного обучения. Целью исследования является выявление проблем и поиск способов их решения при организации образовательного процесса у ординаторов-неврологов в электронной информационно-образовательной среде вуза (средствами образовательного портала). Практической значимостью исследования, на наш взгляд, является обоснование компонентов организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов в виде системы, их описание и реализация в образовательной практике подготовки кадров высшей квалификации. В исследовании использовались следующие методы: 1)теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта работы с ординаторами-неврологами на образовательном портале, накопленного в образовательном процессе в медицинском последипломном образовании, наблюдение, анкетирование ординаторов-неврологов. Научная новизна исследования заключается в разработке и описании системы сопровождения ординаторов-неврологов при освоении программ подготовки кадров высшей квалификации в информационно-образовательной среде медицинского вуза по дисциплине «Педагогика», в выявлении проблем и определении способов их решения. Итогом исследования организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения ординаторов в информационно-образовательной среде вуза явилась система данного сопровождения, которая включает элементы: этапы сопровождения, принципы построения системы, методы и способы организации учебного процесса в ординатуре. Авторы доказывают, что организация сопровождения ординаторов с привлечением тьюторов и применением электронной информационно-образовательной среды вуза позволяет активизировать работу ординаторов, изменить их мотивацию к изучению дисциплины базового цикла «Педагогика».
Современные стратегии и модели образования
Енжевская М.В. - Рефлексия профессионального становления будущих учителей начальных классов на этапе вхождения в профессию c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.23330

Аннотация: В данной работе рассматривается влияние развивающих занятий на развитие профессиональной рефлексии у студентов-бакалавров первого курса психолого-педагогического направления на этапе вхождения в профессию. Очевидной в настоящее время является необходимость развития рефлексии у студентов на этапе вхождения в профессию, что связано, в числе прочего, с введением новых образовательных стандартов, повлекшее за собой и изменение требований к уровню профессиональной подготовки учителя, регламентированные сегодня в профессиональном стандарте педагога. В то же время в классическом вузовском образовании до сих пор имеет место дефицит развивающих занятий, направленных на развитие профессиональной рефлексии у студентов. Актуальной является задача выявления связи между проведением развивающих занятий и формированием профессиональной рефлексии. В ходе исследования был проведен формирующий эксперимент, включающий развивающие занятия по сценированию учебно-развивающих занятий, а также написание эссе. Также были проведена диагностика уровня рефлексивности и влияние его развития на профессиональное становление будущих учителей. Была доказана эффективность занятий в части развития рефлексии у студентов и сделан вывод о том, что показан подход к обучению бакалавров психолого-педагогического направления, основанный на сценировании учебно-развивающих ситуаций. Исследование расширяет теоретические представления об особенностях рефлексии профессионального становления бакалавров психолого-педагогического направления на этапе вхождения в профессию. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей высших учебных заведений для развития и формирования рефлексивных способностей студентов.
Тимофеев В.В. - Автоматизация подготовки документов для портфолио обучающегося c. 60-65

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.24498

Аннотация: В настоящей статье автор рассматриваются проблемные вопросы создания и наполнения портфолио лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Создание портфолио предусмотрено федеральными образовательными стандартами третьего поколения. Требование о наличии портфолио в электронной информационной образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность, является обязательным. Однако, конкретно, его содержание образовательным стандартом не определяется. Оговорены лишь его отдельные составляющие. Ими являются работы, выполненные обучающимися, рецензии и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. Методы исследования, применяемые в ходе выполнения работы: анализ электронной информационной образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность, обобщение известного опыта её формирования и синтез Интернет-ресурса, содержащего портфолио лиц, обучающихся в образовательной организации и отвечающего условиям политики безопасности взаимодействия сервисов, размещенных в сети Интернет, с ресурсами локальной сети. Научная новизна работы заключается в анализе проблематики содержательного наполнения электронной информационной образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность, выполненной автором и создании автоматизированных средств формирования портфолио обучающегося. Предлагается метод и средство формирования содержательного наполнения портфолио обучающегося, реализуемые в автоматизированном и ручном режимах. Включающие информацию об учебной и внеучебной деятельности обучающегося.
Дорофеев А.В., Ястребова К.А. - Развитие готовности педагога к тьюторской деятельности средствами электронного учебного курса в системе дистанционного обучения c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27368

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает процесс повышения квалификации педагогов. Предмет - дистанционное обучение педагогических кадров навыкам тьюторской работы с обучающимися. Проводится анализ тьюторской деятельности как умения педагога планировать индивидуальное направление обучения для конкретного ученика с учетом его интеллектуальных и эмоциональных наклонностей, базовых знаний и оптимальных учебных перспектив. Приводится сравнительная характеристика должностных обязанностей и оптимальных черт характера учителя, куратора и тьютора. Отмечаются необходимые профессиональные характеристики деятельности педагога для развития у него тьюторской позиции. В статье отмечается, что овладение методами тьюторской деятельности не отменяет первоначальную специализацию педагога, а существенно дополняет ее. Конструирование электронного учебного курса «Методы тьюторского сопровождения обучающихся» проводится на основе сопоставления возможностей методического инструментария в системе дистанционного обучения. К научной новизне можно отнести особенности применения технологий дистанционного обучения для эффективного перевода педагога в тьюторскую позицию на базе того педагогического опыта, которым он уже обладает. В работе делается вывод, что дистанционное обучение педагогов методам тьюторской деятельности в школе базируется на ИКТ–компетентности и ориентируется на дистанционные методы консультирования и систему комплексных учебно-методических задач. Отмечается, что тьюторство – это особая педагогическая позиция современного учителя, которая предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Формирование у будущих экономистов и инженеров умения многосторонне оценивать деятельность в процессе обучения математике c. 74-90

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27930

Аннотация: Объектом нашего исследования является процесс обучения математике экономистов и инженеров. Предмет исследования ‑ формирование способности комплексно, многосторонне оценивать адекватность рассматриваемых феноменов в процессе обучения математике экономистов и инженеров. Целью нашего исследования является построение модели многостороннего оценивания математической деятельности (ее целей, способов деятельности, результатов) и деятельности по применению математики, как компонента образования экономистов и инженеров. Предлагается многокритериальный подход к оцениванию рассматриваемых феноменов на основе авторской теории моделирования и теории адекватности. Оценка качества модели определяется в теории адекватности путем сравнения оцениваемой модели с моделью, принятой в качестве эталонной. Методология исследования включает в себя теоретический анализ современного математического образования, теорию моделирования, компетентностный и деятельностный подходы. В теории моделирования Ю.Б. Мельникова оценка адекватности модели рассматривается как результат сравнения оцениваемой и эталонной моделей. Оценка адекватности рассматривается как функция, аргументами которой являются оцениваемая и, соответственно, эталонная модели. Это позволило получить новый научный результат: формализация конкретной характеристики адекватности может начинаться либо с построения эталонной модели (с последующей конкретизацией соответствующей функции), либо с формирования способа сравнения (с последующим выделением эталонной модели и формализацией соответствующей функции). Показано, что содержание математического образования обладает достаточным потенциалом в создании у студента многостороннего и многопланового представления о рассматриваемых феноменах; позволяет формировать у обучаемых умение и привычку осуществлять многоаспектный анализ рассматриваемых явлений. Кроме того, этот подход позволяет выработать у преподавателя привычку к формированию многоаспектного представления об обучаемом.
Третьяк Н.А. - Формирование дорожной карты сетевого взаимодействия образовательных организаций как инструмента инновационного развития c. 91-103

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28051

Аннотация: Сетевое взаимодействие в последние десять лет привлекает многих исследователей, что подтверждается высокой публикационной активностью по данной тематике. Несмотря на это, в проблематике инновационного развития образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия, вопросы организации сетевого взаимодействия не получили должного освещения. Проведенное исследование показало отсутствие единого подхода к формированию сетевого взаимодействия и необходимость структурировать этот процесс. Цель исследования заключается в разработке дорожной карты, которая поможет повысить эффективность процесса организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Теоретическое обоснование использования сетевого взаимодействия как инструмента инновационного развития образовательных организаций позволило сформировать пошаговый сценарий развития сетевого взаимодействия в виде дорожной карты. Оригинальность дорожной карты обеспечена, во-первых, наглядным представлением поэтапного сценария организации и развития сетевого взаимодействия, связующего между собой видение будущего, стратегию его создания и контурный план; во-вторых, возможностью развития сетевого взаимодействия по спирали, то есть повторяемостью цикла. Рекомендации по выстраиванию процесса организации и осуществления сетевого взаимодействия четко сгруппированы по этапам и предусматривают создание информационной поддержки сетевого взаимодействия.
Развивающиеся педагогические технологии
Карастелев В.Е. - В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? c. 104-118

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28457

Аннотация: Объектом исследования является новая область практики использования вопросов и вопрошания. Предметом исследования – практика инициирования собственных и ответственных вопросов от партнеров по коммуникации, обучающихся и т.д. В статье утверждается, что переломная эпоха требует от человека умения ставить вопросы, готовности с уважением и ответственностью делиться ими с окружающими и мужества оставаться с вопросом, превращая его в источник поисков и развития. В то же время в наследство человечеству досталась культура, в которой вопрос является неудобным или неуместным, требует особых прав для его задавания. Осознание этой проблемы требует сделать искусство вопрошания особым содержанием обучения. В идеале его надо рассматривать как один из видов грамотности, необходимой человеку XXI века. Методологически определяющими для исследования послужили разработки Московского методологического кружка и его лидера Г. П. Щедровицкого, а также работы Д. Ротштейна, Л.Сантаны, Д. Диллона. Новизной исследования является представленный опыт практики задавания собственных вопросов основателей Института правильных вопросов Д. Ротштейна и Л.Сантаны. Анализ данного опыта, который используется во многих странах мира более 20 лет и до сих пор непредставленный в русскоязычных источниках. Кроме того представлена оригинальная карта направлений и разработок в области вопрошания.
Личность и личностный рост
Мартышенко С.Н. - Исследование процессов формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза c. 119-130

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27281

Аннотация: Предметом исследования являются условия и факторы процесса формирования духовно-нравственных ценностей студентов вузов. Духовно-нравственные ценности современной молодежи во многом определяются пониманием и отношением к культуре, сформировавшейся в общественном сознании. Поскольку становление духовно-нравственных ценностей молодых людей происходит не только во время образовательных занятий, но и во время, свободное от учебы, проблема саморазвития и самообразования также была исследована в процессе обработки данных опроса студентов. Развивающий досуг играет важнейшую роль в процессе формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Многие студенты, понимая значение саморазвития во внеучебное время, на самом деле уделяют этому недостаточно внимания. Поэтому в работе было уделено особое внимание выявлению препятствий на пути культурного саморазвития. Исследование основано на анализе данных анкетных онлайн-опросов студентов дальневосточных вузов. При обработке данных используются компьютерные программы обработки качественной информации. В результате обработки данных анкетных опросов были выработаны несколько типологий ответов респондентов, определяющие отношение студентов к пониманию таких основополагающих понятий, как «культурный человек» и «культурное поведение». В результате обработки данных были выявлены две группы препятствий, которые, по мнению студентов, мешают их саморазвитию (внутренние и внешние). Одним из проявлений духовно-нравственного воспитания является чувство патриотизма, которое также характеризуется отношением к своему родному региону. Проведенные исследования показали, что значительная часть молодых людей не удовлетворена качеством жизни в Приморском крае.
Философия и педагогика
Матвейчев О.А. - Доступность образования в Древней Греции: от архаики до высокой классики c. 131-139

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27398

Аннотация: Особое внимание уделяется истории образования в Древней Греции VII-IV вв. до н. э., однако, в отличие от большинства исследователей этой проблемы, автора интересует, прежде всего, ее «прагматический» аспект – доступность образования для различных слоев населения и социальных страт. Несмотря на «демократизацию» образования, происходящую одновременно с приобретением им гражданского характера, полный объем имеющихся на тот или иной момент истории знаний был доступен лишь ограниченному числу обучаемых. И если элементарное образование могли получить практически все граждане и даже многие рабы (во многих полисах образование было не просто дешевым, но даже бесплатным), то т. н. «высшее образование» было уделом лишь имущих классов. В исследовании применялись такие методы, как аналитический, герменевтический, а также такие методы познания, как логический, исторический, и др. Автор анализирует цены на образование на различных стадиях обучения и в различных философских школах, а также степень распространения книгоиздания, и делает вывод, что вопрос о классовой принадлежности и социальном происхождении тех или иных ученых древности представляется весьма важным для реконструкции их творческой эволюции, поскольку позволяет сделать вывод о «стартовом» объеме их знаний.
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. - Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе. Часть 2. c. 140-149

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27624

Аннотация: Данная статья является продолжением работы, посвященной проблеме формирования методологической культуры молодого ученого. Первые статьи опубликованы на страницах журналов издательства NOTABENE. Целью статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика лекции «Генезис науки», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.
Дидактика
Долгополова А.Ф., Жукова В.А., Гавриленко Е.Н. - Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза c. 150-159

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27480

Аннотация: Авторами проанализировано значение дидактики, как важнейшей отрасли современного научно-педагогического знания, которое призвано выявлять и решать существующие проблемы современной системы образования. Обоснованно, что при формировании основной концепции содержания образования необходимо исходить из требований соответствующей отрасли, для которой высшее учебное образовательное учреждение готовит специалиста. В статье кратко рассматриваются современные подходы к вопросу дидактического наполнения общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, в контексте формирования компетенций, направленных на формирование профессионально ориентированных знаний и навыков. В целях проверки эффективности предлагаемой методики конструирования практико-ориентированного дидактического обеспечения курса математики для обучения будущих специалистов аграрного сектора был осуществлен педагогический эксперимент. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение профессионально ориентированного дидактического сопровождения курса математики, несомненно, способно положительно влиять на повышение качества образования, на более успешное формирование профессиональных компетенций агрономических направлений подготовки; эксперимент раскрыл перспективные методические возможности для дальнейшего повышения качества организации образовательного процесса, направленного на подготовку современного специалиста, уровень компетенций которого в полной мере соответствует ожиданиям потенциального работодателя и требованиям рынка труда.
Новые методики и технологии
Селеменева О.А. - Об опыте моделирования курсов по грамматике русского языка в контексте дистанционной технологии обучения (на примере курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения») c. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.25480

Аннотация: В обширной научной и учебно-методической литературе, посвященной проблеме дистанционного образования, особенно остро ставится вопрос о перспективности и возможности применения дистанционных технологий в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Именно поэтому объектом нашего анализа выступает процесс дистанционного обучения в курсе грамматики русского языка. Цель статьи – описание модели дистанционного курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения», созданной в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов бакалавриата направлений подготовки 45.03.01 – Филология и 44.03.01 – Педагогическое образование. Достижению поставленной цели способствовало применение аналитико-синтетического метода, логико-теоретического анализа педагогической литературы и обобщения опыта дистанционной образовательной деятельности. Основными выводами, полученными в результате исследования, являются следующие: 1) сложность контента дисциплины «Современный русский язык» не позволила при построении дистанционного курса в полном объеме использовать возможности, предоставляемые программным обеспечением с открытым исходным кодом LMS Moodle; 2) поскольку традиционные методы и средства вузовского обучения результативно функционируют в инновационной информационно-образовательной среде только в модифицированном виде, при разработке интерактивных лекций наиболее существенным изменениям были подвергнуты письменные и устные тексты, превратившиеся в сложные лингвовизуальные феномены; 3) особое значение среди элементов разработанного курса приобрели контролирующий блок и блок тренировочных упражнений, ориентированные на установление обратной связи и диагностирование уровня усвоения материала студентами; 4) с целью формирования конкурентоспособной и гармоничной личности дистанционное обучение должно интегрироваться с уже хорошо апробированными в дидактике формами, а не заменять их.
Кодан С.В. - Учебный курс "Юридическое источниковедение" в реализации государственных образовательных стандартов по подготовке аспирантов в юридическом вузе (из практики Уральского государственного юридического университета) c. 171-181

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27336

Аннотация: Предметная сфера статьи связана с источниковедческой подготовкой аспирантов-юристов в рамках реализации государственных образовательных стандартов в период обучения в аспирантуре. Опираясь на изучение традиций изучения источников и источниковедческой подготовки в в российской высшей школе XIX-XX вв., автор показывает значение источниковедческой подготовке молодых ученых, значимость усвоения ими традиций и наработок научных школ различных гуманитарных наук в изучении носителей государственно-правовой информации как основы научного исследования. Особое внимание обращается на включение в образовательный процесс изучения методологических принципов, подходов и методов как основы работы с источниками изучения государственно-правовых процессов и институтов. В статье акцентируется внимание на содержании авторского учебного курса "Юридическое источниковедения, преподавание которого апробировано при реализации образовательных программ в Уральском государственном юридическом университете в 20015-218 гг. Показывается организация и распределение материалов программе курса по учебным модулям, описываются формы аудиторной и исследовательской работы по курсу, определяется механизм контроля результативности реализации учебной программы.
Серьезный разговор
Дьяков И.И., Жуплей И.В., Асатрян Г.Р., Исакова В.В. - Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: теоретические и практические аспекты c. 182-198

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28231

Аннотация: В статье актуализируется необходимость развития маркетингового подхода к управлению в системе высшего образования. Предметом исследования является методология оценки маркетинговой деятельности организаций высшего образования. Авторами подробно рассматривается процесс формирования всесторонней и объективной системы оценки эффективности маркетинговой деятельности с учётом индивидуальных особенностей современных университетов. Даётся описание экономического и социального (потребительского) направлений оценки и соответствующих им критериев. Особое внимание уделяется практическим аспектам оценки на примере Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Методология исследования основана на системном подходе и включает методы теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе, изучение и обобщение опыта оценки маркетинговой деятельности, анализ документации образовательных организаций. В данной статье авторами разработана и апробирована методика оценки уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования. Новизна исследования заключается в выделении трёх уровней интеграции маркетинга в деятельность образовательной организации, обосновании рекомендаций по формированию системы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Основным выводом является то, что предлагаемые направления и критерии могут эффективно использоваться в оценке маркетинговой составляющей деятельности современного университета. Это позволит вырабатывать необходимые стратегические и тактические решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.