Современное образование - рубрика Педагогическая психология
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Педагогическая психология"
Педагогическая психология
Лабунская В.А., Бзезян А.А. - Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость c. 8-18

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27965

Аннотация: В статье дан теоретический анализ исследований, касающихся влияния внешнего облика студента на его академическую успеваемость и воздействия внешнего облика преподавателя на успешность обучения студентов. В статье сделан теоретический вывод о привлекательном внешнем облике, как о «социальном капитале» студентов и преподавателей. В ней отмечается, что выводы о воздействии внешнего облика на образовательную среду были сформулированы западными исследователями. В этой связи, в статье рассматривается проблема значимости внешнего облика для российских студентов; оценки внешнего облика преподавателей; роль субъективной оценки экономического статуса студентов в определении функциональной значимости внешнего облика в образовательной среде. Применялся ряд оригинальных анкет, опросников. В исследовании участвовали 130 студентов, 62% идентифицировали себя с группой «скорее бедные, чем богатые», 48% с группой «скорее богатые, чем бедные». Результаты: 1) студенты соглашаются с утверждениями о том, что более привлекательный внешний облик может способствовать уверенному взаимодействию с преподавателем, вниманию с его стороны, получению более высоких академических оценок; 2) субъективная оценка студентами своего экономического статуса влияет на самооценки, оценки внешнего облика преподавателей, но не оказывает существенного воздействия на выбор меры функциональной значимости привлекательного внешнего облика для образовательной среды. Заключение: в студенческой среде сложилась точка зрения об «инвестиционной силе» внешнего облика, о нем, как о социальном капитале; такие представления характерны для студентов различных экономических статусов.
Березина Т.Н., Темирканова А.Ю., Бортулева Н.Л., Свило Я.В. - Восстановление работоспособности посредством VR-технологий у лиц, совмещающих работу с учебой. c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.3.32834

Аннотация: Предметом исследования является динамика функциональных состояний у лиц, совмещающих работу с учебой в магистратуре. Автор подробно описывает возможности использования современных технологий виртуальной реальности для восстановления работоспособности магистрантов. В статье представлены данные эмпирического исследования мужчин и женщин в возрасте от 22 до 53 лет, обучающихся в магистратуре. Восстановление работоспособности проводилось с помощью просмотра виртуальных сюжетов в специальном шлеме в течении 10-15 минут перед началом учебных занятий. В результате анализа данных было установлено, что после воздействия методами виртуальной реальности наблюдается снижение ситуативной усталости, уменьшение умственного утомления и уменьшение показателей сниженной работоспособности. Также обнаружена тенденция к влиянию синдрома хронической усталости на многие негативные показатели психического состояния испытуемых. При этом после проведения тренинга с применением ВР-технологий, влияние синдрома хронической усталости на психические состояния снижается, в то время как у магистрантов, с которыми не проводилось воздействие с помощью ВР-технологий, оно возрастает. При этом после проведения тренинга с применением ВР-технологий, влияние синдрома хронической усталости на психические состояния снижается, в то время как у магистрантов, с которыми не проводилось воздействие с помощью ВР-технологий, оно возрастает.
Солдатов А.С., Коронков С.О. - Технология управления исследованиями резервов внимания летчика при подготовке к пилотированию вертолета с применением очков ночного видения c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36790

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы автоматизированного управления исследованиями резервов внимания летчика при подготовке к пилотированию вертолета с применением очков ночного видения. Реализация такого управления обеспечивается с помощью разработанного авторами специального аппаратно-программного комплекса, применение которого обеспечивает возможность исследования резервов внимания летчика вертолета в процессе тренажерной подготовки к полетам в темное время суток с применением очков ночного видения на базе полунатурных моделирующих комплексов. Выполняя полетное задание на тренажере, летчик решает дополнительную задачу не в ущерб качеству выполнения основной задачи пилотирования, благодаря чему оценивается остаточное внимание (резервы внимания).   Основными выводами проведенного исследования являются то, что применение разработанного комплекса технических средств позволяет эффективно использовать его для количественного оценивания качества и результативности психофизиологической подготовленности летчика вертолета к пилотированию вертолета с применением очков ночного видения, позволяя сопоставлять результативность, представленную в компетентном формате, с квалификационными требованиями работодателей и стандартами, определяющими требования к качеству профессиональной подготовки. За счет этого обеспечивается как возможность автоматизированного управления подготовкой летчика к пилотированию вертолета с применением очков ночного видения, так и возможность совершенствования такой подготовки в интересах минимизации ошибок пилотирования, обусловленных человеческим фактором.
Лазарева О.А. - Счастливое состояние саратовской молодёжи: основные аспекты c. 18-24

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9611

Аннотация: Данная статья включает в себя результаты авторского исследования, посвященного главным аспектам счастья молодёжи г. Саратов. В эти аспекты включены: понимание и наличие ощущения счастья, продолжительности и дата последнего с ощущения счастья, поводы для последнего счастливого состояния, причины завершения и признаки этого состояния. Результаты получены с помощью инструмента - раздаточного анкетирования с дальнейшим анализом результатов. Способ анализа результатов - корреляционный анализ (с помощью программы SPSS). Цель данного исследования - изучение интерпретации счастья саратовского жителя. Одна из задач - особенности счастья молодого поколения г. Саратов. Тип выборки – квотно-территориальный, количество опрошенных – 200 человек. Количество опрошенных в возрасте от 16 до 35 лет, т.е. молодёжи, составило 65 человек (32,5% от числа респондентов). Полученные результаты можно использовать для разных статистических сборников и журналов по всей России, представляют собой научные данные.
Малютина Т.В., Цыганкова О.Ю., Лонская Л.В. - Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза c. 23-30

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.2.37443

EDN: YHPURR

Аннотация: Актуальность темы статьи определена тем, что профессиональная идентичность будущего врача обладает рядом специфических характеристик. Эти характеристики определяют ее уникальность в сравнении с другими профессиональными установками. В статье рассматривается статус профессиональной идентичности ординаторов первого курса обучения медицинского вуза. Статус профессиональной идентичности один из критериев формирования профессиональной идентичности будущего врача. В статье описаны основные характеристики статуса идентичности (преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая идентичность, псевдоидентичность). Также в статье рассмотрены социально-психологические условия, которые способствуют формированию врачебной профессиональной идентичности на этапе обучения в клинической ординатуре.    Обучение в ординатуре рассматривается как наиболее важный этап для формирования профессиональной идентичности. Этап обучения в ординатуре позволяет молодому специалисту дополнить теоретические знания по более узкому профилю, закрепить практические навыки и подготовиться к дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. Если говорить о преимуществах обучения в ординатуре, то можно отметить, что они составляются из того, что дают выпускнику медицинского вуза больше знаний, практического опыта в клинической специализации и возможности его применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Клиническая ординатура – это часть высшего образования медицинских работников. На данном этапе происходит более устойчивое становления профессиональных качеств врача как самостоятельного специалиста.
Березина Т.Н. - Эмоциональная безопасность образовательной среды и когнитивные процессы. c. 29-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.29191

Аннотация: Эмоциональная безопасность образовательной среды должна обеспечивать эффективное решение основной задачи образования – трансляции социального опыта новому поколению. Это требует оптимального соотношения эмоциональных переживаний у субъектов образовательной среды. В рамках структурно-уровневой концепции эмоциональной сферы выделяется 12 базовых эмоций, соответствующих трем уровням обработки информации и четырем направлениям эмоционального ответа (новизны, наступления, приобретения и потери). Каждое направление связано с решением определенной задачи: биологической (эмоции низшего уровня), социальной (среднего) и экзистенциальной (высшего). Целью данной статьи является теоретический анализ взаимосвязи эмоциональных переживаний с течением когнитивных процессов (ускорением или замедлением). Объект исследования: структурно-уровневая модель эмоциональной сферы, предмет - эмоциональная безопасность образовательной среды как фактор оптимизации течения когнитивных процессов учащихся. На основании анализа установлены следующие закономерности. Эмоции новизны (страх, удивление, интерес) воздействуют на процессы ощущения, восприятия и внимания. Эмоции наступления (гнев, ярость, героизм) растормаживают двигательные реакции и ускоряют процессы мышления (от наглядно-действенного на низшем уровне до дивергентного – на высшем). Эмоции приобретения (удовольствие, радость и восторг) влияют на мнемонические процессы: запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, а также способствуют развитию когнитивных структур личности (способностей). Эмоции потери (отвращение, печаль, отчаяние) облегчают процессы забывания, сосредоточения активности на действительно значимых и реалистичных задачах.
Горбенко А.В. - Эмоциональная безопасность образовательной среды у студентов гуманитарного ВУЗа (бакалавриат и магистратура) c. 36-91

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.15997

Аннотация: В данной статье описывается исследование эмоциональной безопасности гуманитарного ВУЗа у студентов находящихся на разных уровнях образования (бакалавриат и магистратура). В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в зависимости от уровня обучения и факторов рисков эмоциональная безопасность образовательной среды у студентов будет различная. При этом было предположено, что у студентов бакалавров уровень эмоциональной безопасности будет низким, в то время как у студентов магистрантов уровень эмоциональной безопасности будет высоким. Статистическая обработка полученных данных показала достоверность различий в восприятии эмоциональной безопасности у студентов разных уровней образования. У студентов бакалавров уровень эмоциональной безопасности образовательной среды оказался низким. У студентов магистрантов уровень эмоциональной безопасности образовательной среды – высокий. В исследовании использовались следующие методики: Автор Березина Т.Н. Анкета «Риск заболеть психосоматическими заболеваниями (по причине самовнушения)»; Шкала субъективной оценки здоровья; Опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (ПБОС) автор Баева И.А.; Метод математической статистики U-критерий Манна — Уитни В нашем исследовании было показано, что высокий показатель положительного отношения к ОС у магистрантов, и высокие показатели ее составляющих говорят о том, что удовлетворённость ОС у магистрантов высокая. А следовательно и позитивные эмоции переживаются ими чаще. Таким образом уровень эмоциональной безопасности образовательной среды у студентов магистрантов очень высокий и выше, чем у студентов бакалавриата. Таким образом результаты данного исследования подтверждают гипотезу о том, что эмоциональная среда вуза связана с психологической средой и у студентов магистрантов эмоциональная безопасность ВУЗа будет выше, чем у бакалавров. Так же эмоциональная среда влияет и на факторы, которые с ней связанны, это склонность к возникновению психосоматических заболеваний. Связь эмоций с физиологией организма отмечалась неоднократно, эта связь имеет и психологический и физиологический характер, известна в области обонятельного анализатора, аудиального. Поэтому и эмоциональное благополучие образовательной среды будет влиять и на психологическое, и на физическое здоровье студентов. Соответственно, низкий показатель эмоциональной безопасности среды будет влиять на риск развития психосоматических заболеваний, поэтому этот риск выше у студентов бакалавров, т.к. ими переживается больше негативных эмоций.
Гельман В.Я. - Использование юмора в процессе обучения c. 38-46

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36803

Аннотация: В работе рассматривается роль юмора в учебном процессе вуза. Существует общепринятое мнение, что юмор - это желательная характеристика преподавания и обучения. Однако достаточно сложно определить именно положительную ценность юмора в помощи студентам в учебе. Поэтому предметом исследования являлся анализ использования юмора в процессе обучения, психологических основ его действия, положительных и отрицательных сторон его применения, а также особенностей восприятия юмора студентами и их реакций. Методологической основой исследования являлись систематизация, анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем при использовании юмора в учебном процессе.   Последовательно рассмотрены роль юмора в разных элементах учебного процесса, влияние юмора на мотивацию и эмоциональное состояние, использование юмора в обучающих играх и невербальной коммуникации, а также учет особенностей восприятия юмора студентами, непонимания ими шуток и определен круг нежелательного юмора. Показано, что грамотное использование юмора в учебном процессе создаёт у студентов позитивное душевное состояние, повышает мотивацию и интерес к учебе, уменьшает скуку, снижает тревогу и стресс, укрепляет уверенность, повышает продуктивность, и поощряет дивергентное и логическое мышление. Однако, ошибки в использовании юмора могут приводить к негативным результатам.
Пищерская Е.Н., Филиппова В.П. - Педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.21372

Аннотация: Настоящее исследование посвящено поиску педагогических условий для успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. В статье проанализирован опыт участия студентов в программах академической мобильности и выявлены педагогические условия успешной адаптации участников программ международной академической мобильности. Предметом исследования являются педагогические условия адаптации обучающихся по программам академической мобильности за рубежом. Объектом исследования является адаптация участников образовательного процесса в условиях академической мобильности. Особенности адаптации российских и иностранных студентов за рубежом были выявлены с помощью специально разработанной анкеты. По результатам полученных данных проведен анализ факторов, положительно и отрицательно влияющих на процесс адаптации. Для решения поставленной цели был проведён теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучен и обобщен педагогический опыт; применены методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование). Основным выводом проведенного исследования является то, что для помощи в успешной адаптации необходимо соблюдать следующие педагогические условия: в зависимости от уровня адаптации студента, его коммуникативных и когнитивных установок проектировать индивидуальные программы адаптации; необходимо повышать уровень языковой компетенции, формировать толерантность к чужой культуре, устранять когнитивный диссонанс и стереотипы; производить коррекцию отношений иностранных студентов в микросоциуме.
Прудников Л.А., Климов Р.С. - Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния c. 52-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17889

Аннотация: Предметом исследования является совершенствование управления профессиональной подготовкой операторов на основе использования информации о психофизиологическом состоянии обучаемого. Гипотеза исследования: поскольку успешность профессиональной деятельности зависит от состояния человека в процессе ее выполнения, учет оценки психофизиологического состояния в процессе профессиональной подготовки (обучения) позволяет реализовать управление профессиональной подготовкой операторов, направленное на формирование (развитие, закрепление) у них устойчивых профессиональных навыков. Актуальность исследования обусловлена также недостаточным использованием в педагогической практике потенциальных возможностей учета психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемых уровнем развития информационно-телекоммуникационных технологий. Исследование основано на материалах статей, посвящённых психологическим аспектам профессиональной надежности, а также на собственных эмпирических данных. При проведении исследования применялись методы психофизиологии труда, педагогической психологии, педагогической кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Новизна исследования заключается в теоретико-экспериментальном обосновании необходимости учета оценки психофизиологического состояния для управления профессиональной подготовкой обучаемых. За счет того, что условием завершения обучения является "качественное выполнение контрольных упражнений (тестов) с низким психофизиологическим напряжением" обучаемого обеспечивается повышение качества профессиональной подготовки – достигается повышение устойчивости навыков, сформированных в результате обучения. Учет психофизиологического состояния обучаемого, обеспечиваемый без помех выполнению им профессиональной деятельности, должен быть неотъемлемым компонентом управления профессиональной подготовкой операторов в интересах повышения эффективности индивидуально-адаптированного обучения и устойчивости формируемых и развиваемых навыков.
Березина Т.Н. - Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) c. 53-68

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13912

Аннотация: Описываются психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Предлагается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества положительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Методологически работа опирается на концепцию эмоциональной безопасности образовательной среды. Статья представляет собой обзор научной литературы, посвященной проблеме исследования. На основании проведенного анализа обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечения физического и психического здоровья учащихся. Рассматривается взаимосвязь подлинных эмоций с переживанием здоровья или нездоровья учащимися, показывается связь частоты возникновения отрицательных эмоций с вероятностью психосоматических заболеваний, Также показана связь положительных эмоций, имеющих место в образовательной среде с субъективным переживанием здоровья в будущем, и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании . Намечаются направления формирования эмоционально безопасной образовательной среды учебного заведения. Одно из направлений – снижение силы и качества подлинных отрицательных эмоции (экзаменационной тревоги) путем проведения тренингов и коррекционных занятий; другое направление - это насыщение образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации учащихся.
Матюхин И.В. - Отражение темперамента педагога на его психомоторике c. 68-91

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.16303

Аннотация: Возможности индивидуальной беседы несомненны на протяжении всей истории ее развития, начиная от консультативных психолого – педагогических аспектов психодинамического подхода и заканчивая постгуманистическими воззрениями. К личности педагога в последнее время направлено много интереса и исследовательских вопросов. Помещая ее в парадигму «человек – культура» необходимо выявить частные факторы эффективной работы. Данные факторы опираются на биопсихосоциальную природу человека, направляя взгляд исследователя на средоточие врожденных и приобретенных качеств личности. В данной статье представлено оригинальное исследование по наблюдению профайлерами за отражением темпераментальных особенностей педагогов на их психомоторике, наблюдаемой в процессе индивидуальной беседы.. Приведены основные количественные динамические показатели темпераментно – моторных проявлений в форме экспрессии мимики, речи и жестов, а так же наглядно представлен результирующий показатель интегральной динамики. Исследование тендируется в контексте использования психомоторики как инструмента межличностного взаимодействия, представляющего собой взаимонаправленность динамических, знаково – информативных систем по объективному воздействию друг на друга. Выявляется точка пересечения в объективном отражении врожденных и приобретенных факторов, играющих необходимую и достаточную роль в феномене интеракции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.