Современное образование - рубрика Новые методики и технологии
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Новые методики и технологии"
Новые методики и технологии
Адаскина А.А., Санина С.П., Соколов В.Л. - Использование видеозадачника при подготовке будущих учителей c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.35559

Аннотация: Предметом исследования научной статьи является развитие профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов в процессе использования видеозадачника (на материале уроков математики). В статье обсуждаются различные способы использования видеоматериалов при подготовке студентов. Представлен обзор зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Отмечается, что в настоящее время недостаточно полно представлены в литературе способы использования видеоконтента. Открытыми остаются вопросы: какие именно видеофрагменты лучше использовать, как их включать в учебный процесс, на какие конкретные задачи они работают и др. В представленной научной статье описан опыт использования видеозадачника для преподавания методики обучения математике студентам, будущим учителям начальных классов. В статье описывается метод работы с видеозадачником, существенным моментом которого является использование приема «стоп-кадра» в проблемном месте урока. В статье приводятся также результаты исследования, в котором сравниваются результаты обучения двух групп студентов: экспериментальной, обучавшейся с использованием видеозадачника, и контрольной, обучавшейся без применения видеоматериалов. В качестве исследуемых компетенций были выбраны диагностическая компетентность учителя, способность принимать педагогические решения, а также рефлексивность. Включение в учебный процесс подготовки педагогов работу с видеозадачником способствует формированию у студентов, будущих учителей начальных классов, умения принимать осознанные профессиональные решения в различных учебных ситуациях.
Данилова О.А., Терешкин И.Л., Мишина Н.Ю. - Результаты апробации электронного приложения к УМК по обучению каллиграфическому письму детей младшего школьного возраста c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36080

Аннотация: В качестве предмета исследования, целью которого являлась практическая проверка разработанного электронного приложения «Каллиграфия.рус – Учимся писать буквы» по обучению каллиграфическому письму детей младшего школьного возраста, выступали качество, эффективность и удобство использования указанного приложения в работе с младшими школьниками. Объектом исследования являлись оценки и мнения участников апробации из числа учителей начальных классов, полученные в ходе апробации приложения. Апробация проводилась с применением метода моделирования ситуации использования электронного приложения на практике, метода опроса. Участниками указанной апробации стали более 400 педагогических работников общеобразовательных организаций из более чем 30 регионов России.   Научная новизна исследования заключается в получении и представлении объективных сведений о практической эффективности современного цифрового образовательного ресурса в формате электронного приложения для младших школьников по обучению последних навыкам каллиграфического письма. Полученные в результате апробации высокие оценки педагогов по таким параметрам, как легкость и удобство работы с приложением, удобство работы с приложением, наличие сбоев и ошибок, дизайн и персонажи, доступность изложения заданий и обратной связи по ним, а также удобство рабочего пространства для ребенка, позволяют сделать вывод о высоком качестве функционала и содержания указанного цифрового ресурса. Электронное приложение рассматривается учителями как перспективный инструмент для применения в различных направлениях и форматах как в образовательном процессе, так и вне его.
Березина Т.Н., Балан А.С., Зимина А.А. - Оценка эффективности обучения и применения нейросетей для прогнозирования биологического возраста. c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.2.68981

EDN: ACBMNP

Аннотация: Обучение нейросетей широко используется в различных образовательных сферах: обучение персонала, освоение учебной программы в школе и в ВУЗе, формирование рекомендаций для частного использования респондентами, для обучения пенсионеров здоровьесберегающим техникам. Актуальным является анализ процесса обучения нейросетей и оценка их эффективности на различных моделях. Для исследования была выбрана модель прогнозирования индекса биологического старения человека по характеристикам его индивидуальности. Для обучения нейросетей была составлена матрица данных 1632 человек в возрасте от 35 до 70 лет. Выходная переменная: индекс биологического старения; входные переменные: пол, возраст, семейный и профессиональный статус, место жительства, тип телосложения, тип функциональной асимметрии, стиль взаимоотношений с людьми, а также личностные ресурсы. Было обучено четыре нейросети: для мужчин и женщин, для работающих профессионалов и для пенсионеров. Результаты: 1) обученные нейросети дают разные рекомендации для мужчин и женщин допенсионного и постпенсионного возраста. 2) Эффективность прогнозирования индекса биологического старения с помощью нейросетей оказалась достоверно высокой для всех обученных программ. 3) Нейросети можно применять для моделирования различных социальных ситуаций и выявлять, к каким изменениям для выходных переменных это приведет. Были смоделированы ситуации: а) если все одинокие взрослые люди вступят в брак, б) если все семейные взрослые люди расстанутся, в) если все получат рекомендации психологов по подбору личностных ресурсов и станут ими пользоваться. Нейросеть выдала прогноз: взрослым женщинам лучше не менять свой семейный статус. Взрослым мужчинам лучше свой статус изменить. Использование личностных ресурсов, подобранных психологами, эффективно для всех.
Майер Р.В. - Компьютерная модель общества и ее использование при изучении социально-экономических процессов c. 22-30

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11471

Аннотация: В статье рассматривается проблема создания учебной компьютерной модели экономического и демографического развития общества и ее использование при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов. Предметом исследования является методика обучения студентов вузов использованию компьютерного моделирования для исследования социальных систем. Предлагаемая учебная модель общества позволяет объяснить, как осуществляется построение структурной модели современного общества, создание математической модели, разработка алгоритма и написание программы. Также осуществляется анализ результатов моделирования в различных ситуациях (стабильное развитие, кризис, выход из кризиса). Для создания учебной компьютерной модели общества использовались: метод системного анализа, метод математического моделирования, метод имитационного моделирования, метод алгоритмизации и программирования. Методологической основой разработки предлагаемого элемента учебного материала являются современный дидактические и методические принципы, лежащие в основе изучения информатики, программирования и компьютерного моделирования. Научная новизна заключается в следующем: 1) разработана достаточно простая учебная компьютерная модель демографического и экономического развития общества; 2) проведен анализ возможностей ее использования при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов; 3) представлен текст компьютерной программы, что делает упрощает использование предлагаемой модели преподавателями других вузов.
Деулин Д.В. - Специфика психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения МВД c. 25-37

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9720

Аннотация: в статье рассматривается специфика безопасной образовательной среды ВУЗа, в котором готовят кадры, призванные обеспечивать всестороннюю безопасность граждан России. Статья затрагивает проблемы обеспечения психологической безопасности образовательной среды в высших учебных заведениях. В работе показывается многообразие подходов к проблеме психологической безопасности образовательной среды, рассматриваются различные классификации психологических угроз и рисков психологической безопасности. Подробно рассматриваются психологические угрозы и риски в ВУЗах системы МВД, среди которых важнейшими считаются риски, связанными с проблемой неуставных взаимоотношений, представляющие собой психологически неприемлемые способы подавления позитивной активности в виде насаждения определенных «норм» поведения. Важной проблемой является формирование благополучной эмоциональной среды ВУЗа, связанной с преодолением рисков, опосредующих как организацию жизнедеятельности самих курсантов, так и их будущую профессиональную активность. В статье обосновывается необходимость формирования безопасной образовательной среды в ВУЗе системы МВД в целях обеспечения защиты субъектов как от обычных рисков, типичных для любого учебного заведения, как и от специфических рисков системы МВД.
Васильев М.А. - Методика преодоления стрессовых состояний при обучении огневой подготовке c. 25-35

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.35845

Аннотация: Предметом исследования является выработка методик преодоления стрессовых состояний слушателей при обучении огневой подготовке на подготовительном этапе без использования огнестрельного оружия. Объектом исследования является формирование психологической устойчивости и совершенствование навыков обращения с огнестрельным оружием у слушателей образовательных организаций МВД России. Особое внимание уделяется как индивидуальному, так и групповому подходу в работе со слушателями учебных групп на первоначальном этапе подготовке как основе в успешного освоении курса огневой подготовке. Делается акцент на внедрении методик преодоления стрессовых состояний в практику проведения занятий по огневой подготовке на всём этапе обучения слушателей. Автор статьи постарался выработать наиболее эффективные методики психолого-педагогической корректировки учебной деятельности слушателей образовательных организаций МВД России на этапе формирования навыков обращения с огнестрельным оружием. Особый акцент уделялся апробированию данных антистрессовых методик психологической стимуляции слушателей на занятиях по огневой подготовке. Применение данных методик позволило за короткий промежуток времени, сформировать у слушателей устойчивые навыки обращения с огнестрельным оружием и успешного преодоления стрессовых состояний в процессе учебной деятельности. Особому вниманию в процессе обучения методикам преодоления стрессовых состояний уделено вопросам самоанализа. Методология проведенного исследования обусловливается его целью и задачами. Её основу составляет системный подход к изучению методик подготовки сотрудников ОВД к действиям в процессе оперативно-служебной деятельности Практическая значимость проведенного исследования состоит, в разработке наиболее эффективных способов овладения навыками обращения с огнестрельным оружием.
Лосева-Римша Н.С. - Обоснование применения средств виртуальной и дополненной реальности как средства развития познавательного интереса у детей. c. 30-33

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.3.35131

EDN: IXOXJZ

Аннотация: В статье рассмотрены варианты использования средств виртуальной и дополненной реальности в образовании, дано обоснование их применения для развития интереса у детей и мотивации. Средства VR и AR в скором времени станут полноценными образовательными инструментами, так как подача информации интересна и понятна. А эпидемия коронавируса привлекла внимание людей, вынужденных оставаться дома, к онлайн-образованию и интерактивным инструментам, способным сделать обучение более наглядным. Занятия в Интернете могут стать отличным способом ещё больше вовлечь ученика в образовательный процесс за счёт погружения и детализации. Новизна исследования является в том, что удалось обосновать необходимость применения средств виртуальной реальности в образовательном процессе, используя психологические и астрологические инструменты. Соединив астрологические исследования, полученные путём математических вычислений с психологическими знаниями, даёт возможность выстроить работу педагогу в верном и уникальном направлении. Поэтому каждый образовательный продукт с дополненной реальностью можно сделать максимально индивидуальным, разбив детей на четыре основных группы, используя астрологические вычисления. Кто-то восприимчив и успешнее обучается при динамичной подаче, кто-то от красочной, а есть дети, воспринимающие больше хром и статику.
Енжевская М.В. - Организация заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных УУД у младших школьников c. 34-41

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.3.38368

EDN: IYCFYF

Аннотация: Регулятивные универсальные учебные действия занимают центральное место в организации умения учиться. Они способствуют регуляции, организации и коррекции в практической педагогической деятельности. Развитие регулятивных универсальных учебных действий, непосредственно связано с формированием личностных качеств: целеустремленности, организованности, самостоятельности, исполнительности, активности. Они влияют на формирование произвольности мышления, поведения, коммуникации учащихся, а в совокупности формируют у обучающихся умение учиться самостоятельно. В статье, рассмотрены условия становления у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе, исследованы особенности организации заданий для самоподготовки с целью формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.    Экспериментальное исследование доказывает эффективность использования особой организации самоподготовки, при которой обучающиеся учатся самостоятельно определять проблемные точки в своих умениях, самостоятельно же выбирать задания для ликвидации обнаруженных пробелов, планировать их выполнение, контролировать, оценивать и осуществлять коррекцию результатов своей учебной деятельности. Настоящее исследование позволило сделать вывод, что регулятивные универсальные учебные действия – это основа для становления основных компетенций обучающихся. Эмпирически доказано, что внедрение в учебный процесс таких форм работы, как самостоятельная подготовка, способствуют полноценному развитию у младших школьников компонентов регулятивных универсальных учебных действий .
Селеменева О.А. - Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка c. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Аннотация: Изменение концепции российского образования в последние годы и введение новых ФГОС ВО диктуют внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов, обеспечивающих взаимодействие и диалог обучающихся как с преподавателем, так и между собой. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, вопрос о применении различных интерактивных форм и методов в преподавании грамматики родного (русского) языка в вузе остается открытым. Поэтому объектом нашего анализа становится процесс интерактивного обучения в курсе грамматики вузовской дисциплины «Современный русский язык». Цель исследования – описать конкретные формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по синтаксису русского языка для направлений подготовки бакалавриата, и выявить их эффективность для развития познавательного интереса студентов и формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: метод наблюдения, аналитико-синтетический метод, логико-теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. Полученные результаты можно представить в виде нескольких тезисов: 1) в русистике ряд вопросов до сих является дискуссионным, поэтому содержание курса синтаксиса дает возможность для применения различных интерактивных форм, методов, приемов (бинарная лекция, лекция-конференция, работа в диадах и др.), наиболее результативными из которых являются лекция-беседа и дискуссия-диалог; 2) интерактивное обучение, будучи активной формой коммуникации, диктует приоритетность использования на занятиях упражнений аналитического типа, активизирующих мышление студентов, нацеленных на поиск нового знания, путей решения поставленных проблем вследствие формирования собственных умозаключений и обобщений; 3) в качестве форм организации интерактивного обучения можно рассматривать лабораторные работы, ориентирующие студентов на поиск фактов, формулирование закономерностей, выдвижение и доказательство гипотез; 4) стимулируют познавательную деятельность учащихся задания, направленные на формирование навыков научно-исследовательской работы (реферирование, аннотирование научной литературы, классификация и систематизация фактического языкового материала и др.).
Остапенко И.А. - Интерактивные методы обучения в преподавании психологии профессионального образования c. 45-52

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.34000

Аннотация: В статье рассмотрены варианты применения интерактивных методов обучения при изучении психологии профессионального образования. Объектом исследования является процесс обучения дисциплине «Психология профессионального образования», а его предметом – методы интерактивного обучения данной дисциплине. В ходе исследования использовался метод теоретического анализа научной и методической литературы, методы обобщения, синтеза, сравнения, классификации. Автор подробно рассматривает сущность интерактивных методов обучения и их место в системе современных методов обучения. Особое внимание уделяется тому, что каждое занятие может проведено интерактивными методами обучения, выбор которых зависит от стремления педагога повышать эффективность учебного процесса, формировать профессиональные компетенции обучающихся. Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики применения интерактивных методов обучения именно в рамках данного учебного курса. Установлено, что наиболее эффективными методами интерактивного обучения выступают эвристическая беседа, метод психологической диагностики, метод проектов, метод ролевой игры, метод проблемного обучения. Результаты исследования могут быть использованы при организации процесса обучения психологии профессионального образования и другим дисциплинам психолого-педагогического цикла. Делается вывод о том, при преподавании психолого-педагогических дисциплин и обучении будущих педагогов использование интерактивных методов обучения важно ещё и потому, что педагог с их помощью показывает образец студентам и готовит их применять данные методы в дальнейшей педагогической деятельности.
Ларионова О.Г., Дорофеев А.В. - Методические особенности проектирования лекции-презентации c. 51-58

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19729

Аннотация: Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Объект исследования - методические подходы к конструированию лекций-презентаций в вузовском курсе математики. Компьютерные технологии позволяют интегрировать продуктивные аспекты различных методик обучения и эффективно реализовать их в новой форме лекции. В статье представлен опыт разработки и реализации лекций-презентаций для курса математики на основе принципов когнитивной визуализации. Лекция - презентация нацелена на интенсификацию учебной деятельности студентов и повышение эффективности обучения. Разработка лекций-презентаций проводится в пакете Microsoft PowerPoint, в котором имеются богатейшие возможности для статичного и динамичного представления информации. Учебная презентация за счет анимации и управления экраном может обогатить процесс познавательной деятельности за счет выведения во внешний план мыслеобразов, которые обычным вербальным способом невозможно донести до учащихся. Методически грамотно разработанная и реализованная лекция-презентация, активизируя процессы восприятия и переработки информации, позволяет существенно интенсифицировать учебную деятельность студентов, обеспечить формирование методологических оснований не только учебной, но и научной деятельности.
Боброва Г.В., Иванов А.В. - Военно-прикладная подготовка, как компонент структуры непрерывного военно-профильного образования кадет c. 58-64

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.26229

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является образовательная деятельность кадетских училищ. Задачи, решаемые в процессе обучения кадет и основополагающая цель формирования военных училищ довузовской подготовки Министерства Обороны РФ имеет ряд противоречий. Образовательная деятельность кадетских училищ проходит в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и не предполагает в учебном процессе военно-профильной составляющей, тогда как целью подобных учебных заведений является подготовка юношей к поступлению в военные вузы страны, что предусматривает наличие начальных навыков военной профессии. В статье рассмотрены особенности внедрения мероприятий военно-профильной направленности в образовательную программу предмета «физическая культура». Эмпирические исследования (анкетирование, опрос, беседы) направлены на изучение отношения кадет к заданиям военно-прикладного характера и на необходимости их внедрения в образовательный процесс. Цель исследования заключалась в определении наиболее востребованных мероприятий у кадет разных возрастных групп.Результаты исследования позволят структурировать систему физического воспитания кадетского училища с учетом военно-профильного направления и в соответствии с возрастными интересами обучающихся, что будет способствовать повышению уровня их готовности к поступлению в военные вузы.
Гетман Н.А., Володичева Т.Б., Орлянская Т.Я. - Подходы к проектированию фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Биология» в условиях современного вуза c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25518

Аннотация: В данной статье авторами описаны этапы отбора содержания в процессе проектирования фонда оценочных средств по учебной дисциплине «Биология» . В статье дано теоретическое обоснование реализации процесса проектирования фонда оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине «Биология» в условиях современного вуза. Выдвинутая авторами гипотеза о эффективных подходах проектировании фонда оценочных средств учебной дисциплины «Биология» современного вуза доказана. Описаны действия, направленные на создание совокупности контрольных измерительных материалов и методических рекомендаций, описывающих формы, процедур, средств, критериев оценивания сформированности компетенций студентов для каждого их этапов освоения учебной дисциплины – фондов входного, текущего, промежуточного контролей, семестрового и итогового испытаний. Авторы описали этапы моделирования, проектирования, конструирования контролирующих материалов, предназначенных для измерения и оценивания динамики развития компетенций студента.Объектом исследования являлся процесс оценивания образовательных результатов современного вуза. Методологическую основу исследования составляют положения: - системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской). Данный подход позволяет представить оценивание качества образования в вузе как систему, имеющую четкую структуру, показать взаимосвязь ее компонентов и спроектировать фонд оценочных средств по учебной дисциплине в условиях вуза. Новизна исследования состоит в том, что: спроектирован фонд оценочных средств по учебной дисциплине "Биология"; представлены методические рекомендации по проектированию фонда оценочных средств учебной дисциплины. Выполненные разработки могут быть полезны преподавателям вузов в деятельности по соотнесению образовательных результатов и возможных способов оценивания уровня освоения содержания учебной дисциплины.
Романова О.В. - Химические олимпиады в системе современного школьного образования c. 61-70

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.22475

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы подготовки школьников к химическим олимпиадам. Проанализировано содержание школьного курса химии, состояние проблемы подготовки и проведения школьных химических олимпиад, и на этой основе разработана методика обучения учащихся общеобразовательной школы решению олимпиадных заданий. Составлен ряд направлений работы учителя химии по развитию творческих способностей учащихся посредством решения олимпиадных заданий, подобраны задачи для изучения некоторых тем школьного курса химии. Автором разработана и апробирована программа элективного курса способствующего подготовке учащихся к олимпиадам. При апробации элективного курса нами проводился анализ отношения учителей и учащихся к использованию олимпиадных задач в учебном процессе. Проанализировав результаты исследования, можно с уверенностью сказать, что решение олимпиадных задач полезно для обучающихся, т.к. они помогают усваивать новый материал. Большая часть школьников считают необходимым использовать на уроках олимпиадные задания, ведь они развивают мыслительную деятельность и творчество. Рассмотрев результаты опросов, можно сделать вывод, что благодаря введению в обучение рекомендованного элективного курса повышается в целом заинтересованность предметом, растет уровень усвоения материала и качество знаний учащихся.
Канищева Л.Н. - Оценка социальной комфортности полинациональной образовательной среды вуза: поиск инструментария c. 64-71

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13045

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора методологического инструментария для получения качественной характеристики образовательной среды ВУЗа, которая обеспечивает условия для самосоциализации студентов, включает в себя прошлый и настоящий опыт личности и общества, помогая сохранению преемственных связей между поколениями, традициями. В работе делается акцент на полинациональную характеристику образовательной среды. Предметом исследования является метод оценки социальной комфортности образовательной среды университета. Предпринятый поиск обосновывается спецификой объекта оценивания, отсутствием количественных характеристик, норм и стандартов. Для определения уровня социальной комфортности полинациональной образовательной среды вуза предлагается использовать метод гуманитарной экспертизы, направленный на выявление соответствия исследуемого объекта социальным, нравственным, экологическим, культурным (этнокультурным), эстетическим и другим гуманитарным нормам. В работе определен состав процедуры гуманитарной экспертизы: восприятие проблемы в целом, выход за рамки конкретной коллизии; анализ проблемы, исследование прецедентов решения имеющихся подобных проблем; выявление основных последствий, которые может иметь данная ситуация для социума, для общественной морали, для здоровья людей и экологической безопасности; оценка этих последствий в соответствии с правовыми, этическими, эколого-медицинскими нормами; формулирование экспертного заключения; предложения эксперта по корректировке объекта или ситуации; прогнозирование перспектив развития. В статье подробно рассматриваются основные этапы проведения экспертизы. Использование предложенного метода получения качественной характеристики образовательной среды вуза позволит повысить эффективность управления качеством образования в высшей школе.
Евсеенко Е.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Шадрин А.И. - Методика определения направленности профессиональной подготовки школьников старших классов c. 65-74

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21478

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические основы начала формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Объектом исследования является образовательная траектория старших школьников. В статье раскрывается сущность методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками, желаниями их родителей и мнением учителей. Поэтапное обучение подростков умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильны обучению подростков конструированию своей жизненной цели. Авторы обосновывают важность раннего формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Представленная методика совместно с анализом индивидуального портфолио школьника может быть использована в целях построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории для овладения им необходимых знаний, компетенций и навыков, возможно потребующихся в будущей профессиональной деятельности. В работе представлены результаты разработанной и апробированной методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками с мнением их родителей и учителей, а также методика определения их (старшеклассников) лидерских качеств и уровня социально-экономической активности. Предложенная методика позволяет сформировать платформу для дальнейшего построения образовательной траектории школьников старших классов с учетом их индивидуальных портфолио. Методика апробирована в поселках Арктической зоны Республики Саха (Якутия), где в силу социально-экономических условий вектор предпочтений школьника может радикально не совпадать с пожеланиями родителей и мнениями учителей.
Семенов Д.С., Сергунова К.А., Ветшева Н.Н., Морозов С.П. - Онлайн тестирование, как прием обучения, форма опроса и контроля знаний медицинского персонала c. 65-74

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.26916

Аннотация: В работе рассматривается онлайн-система тестирования с элементами адаптивного обучения, разработанная для оценки уровня знаний медицинских специалистов по основным направлениям лучевой диагностики. При реализации программы были учтены современные тенденции применения дистанционных технологий обучения. Основными преимуществами онлайн-системы тестирования являются возможность оценки уровня знаний специалистов на различных этапах обучения, а также сокращение времени, затрачиваемого в ходе самостоятельной подготовки, на анализ полученных результатов, и обеспечение доступности расширения и корректировки базы тестовых заданий. Система реализована на языке PHP и взаимодействует с базой MySQL, в которой хранятся тестовые задания и статистические данные. Список вопросов автоматически формируется исходя из выбранной субспециальности на основании разработанной матрицы соответствия, ограничивающей перечень тематик и количество вопросов. Для реализации данного подхода каждому тестовому заданию был присвоен набор тегов. Таким образом, каждый пользователь получает уникальный набор заданий по выбранному направлению. В работе рассмотрено одно из возможных перспективных направлений дальнейшего развития системы - применение методов адаптивного обучения, которое, в отличие от традиционного, ставит перед собой задачу повышения качества образования путем создания индивидуальной образовательной программы. Применение предложенного в работе алгоритма позволит каждому пользователю, затратив минимум времени, провести детальную оценку уровня своих знаний и, расставив нужным образом приоритеты, построить процесс обучения так, чтобы достичь желаемого уровня по каждому из направлений. Создание адаптивной системы будет способствовать как сокращению затрат на обучение врача в рамках непрерывного медицинского образования, так и повышению качества профессиональной подготовки.
Майер Р.В. - Об использовании подключенного к ПЭВМ оптодатчика в учебных опытах по механике c. 69-80

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11839

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме совершенствования демонстрационных и лабораторных экспериментов по механике в вузе. В ней проанализированы учебные физические эксперименты, в которых используется измеритель скорости, состоящий из оптодатчика, схемы сопряжения и персонального компьютера. Рассмотрены следующие опыты: 1) экспериментальное подтверждение второго закона Ньютона; 2) проверка закона сохранения момента импульса; 3) изучение затухающих колебаний физического и крутильного маятников; 4) реактивное движение колеса Сегнера; 5) изучение вращения тела в вязкой среде. В работе используется метод физического эксперимента, заключающийся в создании таких условий опыта, при которых изучаемое явление может быть изучено наиболее оптимальным образом. Основу методологии составляют работы ученых–методистов по проблемам обучения физике. Научная новизна заключается в совершенствовании методики экспериментального изучения законов динамики, закона сохранения момента импульса, затухающих колебаний, реактивного движения, вращения тела в вязкой среде. Использование рассмотренных физических экспериментов в учебном процессе способствует пониманию законов механики на более высоком уровне, повышению интереса к физике и информационным технологиям.
Добротина И.Н. - Совершенствование умений чтения на уроках русского языка c. 71-108

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15185

Аннотация: Объектом исследования становится решение проблемы совершенствования умения учащихся использовать разные стратегии чтения на уроках русского языка средствами УМК по русскому языку для основной школы под ред. Л.М.Рыбченковой. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному, изучающему, просмотровому. Анализируется возможность совершенствования коммуникативно-когнитивных умений учащихся: умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и их обосновывать, привлекать имеющие знания из других предметных областей. Осуществлён анализ методической и дидактической составляющих УМК по русскому языку (материал "всплывающих окон", заданий упражнений, системы работы по развитию речи и т.д.) Предлагаемая система работы позволяет решать несколько ключевых задач, среди которых 1) совершенствование умений учащихся использовать разные стратегии чтения – умений, определяемых как важные предметные и метапредметные результаты по русскому языку; 2) реализация дифференцированного подхода, возможность учёта индивидуальных особенностей; развитие учебной самостоятельности учащихся; возможность интеграции учебной и внеурочной деятельности; развитие умений использовать информацию текста в своей образовательной деятельности.
Уразаева Н.Р., Морозов Е.А. - Корпусная лингвистика при обучении немецкому языку: практические основы и инструменты c. 71-79

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.27120

Аннотация: В информационную эру развития компьютерных технологий и широкой доступности глобальной сети интернет открываются новые возможности для повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Предметом настоящего исследования является одно из современных и актуальных направлений в методике преподавания немецкого языка - обучение разным аспектам языка на базе корпусов. Корпусные технологии используются при обучении лексике, грамматике, переводу, в кросс-культурных исследованиях, в осуществлении проектной деятельности и позволяют значительно повысить качество обучения, ускорить процесс получения и усвоения знаний, повысить мотивацию и заинтересованность к изучению немецкого языка. Методика исследования основывается на анализе теоретических разработок по изучаемой проблематике и нормативных документов, описании и оценке возможностей применения лингвистических корпусов в изучении и преподавании немецкого языка. Достижения в области корпусной лингвистики могут найти широкое применение в процессе преподавания немецкого языка. Корпусный подход - высокоэффективное инновационное дополнение к традиционному обучению, он оптимален для наглядного представления таких аспектов языка, как полисемия, историческая, географическая и социальная вариация, изменения в языковой системе. Основные аспекты корпусного обучения - аутентичность материала, междисциплинарность, эмпирическая адекватность, адаптация к конкретным задачам и целевым группам, возможность самостоятельной работы обучающегося.
Юрков В.Ю. - Основы системы развития и контроля визуально-алгоритмического мышления c. 72-84

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.26453

Аннотация: Предметом исследования является метод и система контроля и развития визуально-алгоритмического мышления учащихся высших учебных заведений. Автор вводит понятия визуальный анализ и визуальный синтез, а также понятия активной, пассивной и мысленной визуализации задач из геометрии, анализа, механики. Визуальное и алгоритмическое мышление объединено в понятие визуально-алгоритмического мышления (ВАМ). Подробно описан эксперимент и результаты тестирования, целью которых являлось выявление уровня визуального и алгоритмического мышления у обучающихся университета. В основе метода развития и контроля ВАМ лежит соответствие между мыслимыми образами нечеткого пространства визуально-алгоритмического мышления и четкими геометрическими образами реального геометрического пространства. Для реализации метода построены геометрические модели нечетких фигур, преобразований, отношений, условий. Приведена классификация визуальных алгоритмов и оценка их сложности. Приведена блок-схема такого алгоритма. Основными выводом является то, что опыт применения метода развития визуально-алгоритмического мышления решения задач и разработанной системы показывает положительные моменты в процессе формирования ВАМ, но его внедрение в учебный процесс пока затруднительно, так как потребует перестройки процесса и дополнительных временных затрат.
Nikolaeva N.A., Zonova M.V., Sosnina N.G. - Project work in English language as a method for developing the managerial skills of the future managers of service industry c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23739

Abstract:  The object of this research is the formation of managerial skills using the method of project. The subject of this research is the formation of managerial skills of the future managers in the area of service industry with the help of project work in the English language classes. Involvement in projecting of the object of service suggests the students the opportunity for self-realization and professional self-identification, ensures the deeper understanding of the problems in professional sphere, better understanding the existing tools and techniques, and advanced skills in planning and organization of the activity. In the course of this work, the author examines the normative legal documents for the “Service” training program, analyzes the psychological and pedagogical literature regarding the questions of development of the managerial skills alongside the organization of project activity at the foreign language classes. The article describes certain substantially important skills of managerial activity for the future specialists in the area of service industry. Special attention is given to the stages of work aimed at development of such skills and corresponding stages of the project work. The author also demonstrates the practical experience of realization of the project with the students of “Service” specialty at the English language lessons for the purpose of development of the managerial skills, which implies listing of the approaches and methods suitable for the use at various stages of the project and forming of skills.
Вебер Р., Грибер Ю.А. - Комплекс упражнений для обучения архитекторов семиотическому переводу цветовых реалий c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.25989

Аннотация: Объектом исследования является особая профессиональная компетенция современных архитекторов, обеспечивающая необходимый опыт постоянного перевода цветовых реалий из одной семиотической системы в другую. Предмет анализа – упражнения для обучения студентов архитектурного факультета переключению с одного языка на другой для перекодирования цветовой информации. Задача статьи заключается в обобщении практического опыта обучения семиотическому переводу, накопленного в ходе реализации уникальной авторской программы колористической подготовки архитекторов в Техническом университете Дрездена (Германия). Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение различных видов разработанных и апробированных заданий. Особым вкладом авторов в исследование темы является систематизация упражнений, направленных на развитие переводческой компетенции у архитекторов. Новизна исследования заключается в выявлении и характеристике трех основных типов заданий: (1) развивающих рецептивные навыки, (2) формирующих навыки "перекодировки" субъективных и коллективных психологических реакций, (3) развивающих репродуктивные навыки.
Васкевич Т.В. - Унификация национальных образовательных систем Европы как следствие Болонского процесса: проблемы и утраты c. 85-100

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24916

Аннотация: Статья посвящена проблемам адаптации национальных систем высшего образования европейских стран к Болонскому процессу. В статье представлены сравнительные характеристики традиционной (доболонской) и болонской моделей систем высшего образования европейских стран (на примере Франции, Великобритании, Италии и Германии). Автор делает акцент на том, что Болонские реформы, направленные на достижение унификации систем высшего образования европейских стран, на практике привели к унификации проблем, с которыми столкнулись национальные образовательные системы, деформируемые под эгидой болонских лозунгов. Заманчивые предложения Болонской декларации в реальности приобрели искаженный характер, нанеся урон традиционно сильным сторонам национальных систем высшего образования. Методология исследования базируется на компаративно-сопоставительном анализе и синтезе научных источников по проблемам исследования национальных систем образования и образовательных моделей европейских стран. Опираясь на научные труды А.А. Остапенко, Т.А. Хагурова, О.Н. Четвериковой, Э. Фромма, К.Д. Ушинского, автор уделяет особое внимание проблемам, возникшим в результате Болонских преобразований: коммерциализация, утилитаризм и дегуманизация высшего образования. Автор приходит к выводу, что в условиях глобализации и прагматизации образование утратило свое истинное предназначение – просвещение и стремление к совершенствованию Человеческого в человеке. Утрата истинного смысла Образования ведет к дегуманизации общества.
Грязнова Е.В., Никулин А.А. - Метод проекта в преподавании предмета «изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов c. 95-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17986

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос реализации метода проекта на уроке «изобразительное искусство» в школе в рамках методики обучения бакалавров - будущих учителей изобразительного искусства. Актуальность данной работы заключается в том, что в методику по подготовке бакалавров по направлению «изобразительное искусство» включен метода проектов, позволяющий формировать основы научной культуры у детей младшего школьного возраста. Данная методика апробируется в течение двух лет в рамках основной образовательной программы МАОУ «Гимназия» города Реутова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации, программе начальной ступени Международного бакалавриата – PYP (Primary Years Programme). В статье изложены методические рекомендации и педагогический опыт в преподавании предмета «изобразительное искусство» на примере программы «Я - исследователь», основанной на методе проекта как элемента методики подготовки бакалавров – будущих учителей изобразительного искусства. Основными результатами исследования является обоснование того, что метод проекта при применении его в преподавании предмета «изобразительное искусство», позволяет формировать у школьников элементы научной культуры и может быть включен в методику подготовки бакалавров – преподавателей художественных дисциплин. При апробации предлагаемой программы обучающиеся показали стабильно высокий результат.
Богатырев С.Ю. - Критерии эффективности руководства при подготовке выпускной квалификационной работы c. 115-133

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.9078

Аннотация: В статье на основе анализа практики подготовки дипломных работ в Финансовом университете предлагается методика оценки работы руководителя дипломной работы: разрабатываются ключевые критерии, каждому критерию присваивается значение, проводится рейтинговая оценка работы руководителя дипломной работы, анализируются факторы успеха студента при подготовке выпускной квалификационной работы. В статье предложена оригинальная методика оценки вклада научного руководителя ВКР в итоговый результат дипломной работы. Применена система критериев анализа успешности проведения разных этапов работ по дипломной работе в зависимости от её итоговой оценки. Методика была апробирована на практических данных по дипломным работам Финансового университета при Правительстве РФ разных уровней подготовки студентов за два года. Выявлены наиболе существенные факторы подготовки студента. Наиболее влияет на итоговую оценку то, как студент представляет себя на комиссии. На втором месте – дисциплинированность в процессе подготовки ВКР: своевременность подготовки и сдачи материалов руководителю. Актуальность темы, интерес, с которым доклад воспринимается комиссией и вдохновляет самого студента на работу – третий по значимости фактор.
Флеров О.В. - Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний c. 116-140

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14216

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является корпоративное обучение английскому языку сотрудников как современное педагогическое явление. Предмет исследования автора - профессиональная деятельность преподавателя, работающего в бизнес-центре. Автор обосновывает важность и преимущества корпоративного обучения в нынешних реалиях и раскрывает основные особенности корпоративного преподавания как вида педагогической деятельности. Особое внимание уделяется организации процесса и анализу преимуществ и недостатков данного вида работы для педагога по сравнению с работой в классических образовательных учреждениях. Методом исследования является анализ автором собственного опыта работы корпоративным преподавателем английского языка. Включённое наблюдение за данным педагогическим процессом позволило вывести как теоретические обобщения, так и отследить конкретные практические нюансы данного рода деятельности. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней рассмотрен процесс обучения уже состоявшихся взрослых специалистов, добившихся успехов как в получении образования, так и в профессиональной деятельности. Помимо этого в классической педагогике практически не говорится о бизнесе, между тем современные реалии диктуют определённый спрос на педагогические услуги в нём и как следствие - их научное осмысление. Новизна статьи состоит также и в том, что в ней выделены и аргументированы преимущества и недостатки данной работы для преподавателя.
Рыбакова Н.А. - Манипулятивный стереотип профессиональной деятельности педагога и способы его преодоления c. 124-142

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14099

Аннотация: Предметом исследования является преодоления формирующегося или действующего манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе ряда методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности. Объектом выступает самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности как цель и средство преодоления манипулятивного поведения в процессе ее реализации. В статье раскрывается сущность и негативное влияние манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога, вскрываются причины его формирования в период подготовки к профессии. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию авторских методов преодоления указанного стереотипа в деятельности педагога вообще и в музыкальной стороне профессии учителя музыки, связанного с восприятием и оценкой произведений, в частности. Методологическую основу исследования составляют исследования самоактуализации и манипуляторства (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.); представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.); исследования по самоактуализации и личностному росту педагога в профессиональной деятельности (Е.В. Андриенко, С.Л.Братченко, М.Р. Миронова, Н.А. Рыбакова и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - преодоление манипулятивного стереотипа и поведения педагога-музыканта возможно посредством целенаправленного развития способности к самоактуализации в музыкальной составляющей деятельности учителя, в первую очередь - в восприятии и оценке музыки; - предложенные методы являются эффективными для развития у будущих и практикующих педагогов-музыкантов способности к самоактуализации в музыкальном творчестве и преодоления тем самым манипулятивного стереотипа деятельности. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке эффективных способов преодоления будущим или уже практикующим педагогом-музыкантом манипулятивного стереотипа деятельности через формирование способности к самоактуализации в восприятии и оценке музыки. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка конкретных методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности: соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность», исполнения двух ролей, принятия стороны Другого, независимого арбитража.
Алдошина М.И. - Интерактивные диалоговые методы в формировании этнокультурной компетентности студентов университета c. 134-143

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21988

Аннотация: В современной социокультурной ситуации многонациональной России особенно актуальна проблема формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе опорного университета. Объектом – культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования. Особое внимание уделяется процессуальным характеристикам, региональным особенностям и возможностям поэтапного оценивания формирования этнокультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в современном университете. Методологическими основаниями выступают культурологический и компетентностный подходы. Методом структурного анализа, сравнения и группировки серии опросов 5 преподавателей и 40 студентов младших курсов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выявлены перспективные культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования, повышающие учебную мотивацию студентов и обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности. Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования культурно-диалоговых методических приемов и интерактивных методов университетского образования (иллюстрации, персонификации и драматизации) для формирования этнокультурной компетентности студентов, которые заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, в умении интонирования материала, в понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в содержание материала.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - К вопросу об автоматизации измерения умений по дисциплинам практической направленности c. 144-152

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22521

Аннотация: Предметом исследования является процесс оценки степени сформи-рованности умений обучающихся по дисциплинам практической направленности, с применением активных форм обучения. Объектом исследования являются способы автоматизации процесса измерения умений, форма тестовых заданий, применяемых для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Авторы рассматривают традиционные методы измерения степени умений с получением результата измерения в балльной системе и автоматизацию процесса измерения умений путем компьютерного тестирования. Особое внимание уделено использованию мультимедийных средств, как инструмента контроля наличия умений у обучающегося. Как дополнение к мультимедийным тестам предлагается использовать компьютерные симуляторы и программы тренажеры. Результаты работы получены на основе применения системного анализа проблем, возникающих при оценке компетенций обучающихся образовательных организаций Предложены формы автоматизации процесса измерения степени сформированности умений по дисциплинам практической направленности. Авторы предлагают использовать компьютерные симуляторы для оценки умений работы со сложным дорогостоящим оборудованием. Для составления тестовых заданий, получение правильного ответа на которые, требует наличия у тестируемого определенных умений, предложено использовать мультимедийные материалы.
Селеменева О.А. - Об опыте моделирования курсов по грамматике русского языка в контексте дистанционной технологии обучения (на примере курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения») c. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.25480

Аннотация: В обширной научной и учебно-методической литературе, посвященной проблеме дистанционного образования, особенно остро ставится вопрос о перспективности и возможности применения дистанционных технологий в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Именно поэтому объектом нашего анализа выступает процесс дистанционного обучения в курсе грамматики русского языка. Цель статьи – описание модели дистанционного курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения», созданной в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов бакалавриата направлений подготовки 45.03.01 – Филология и 44.03.01 – Педагогическое образование. Достижению поставленной цели способствовало применение аналитико-синтетического метода, логико-теоретического анализа педагогической литературы и обобщения опыта дистанционной образовательной деятельности. Основными выводами, полученными в результате исследования, являются следующие: 1) сложность контента дисциплины «Современный русский язык» не позволила при построении дистанционного курса в полном объеме использовать возможности, предоставляемые программным обеспечением с открытым исходным кодом LMS Moodle; 2) поскольку традиционные методы и средства вузовского обучения результативно функционируют в инновационной информационно-образовательной среде только в модифицированном виде, при разработке интерактивных лекций наиболее существенным изменениям были подвергнуты письменные и устные тексты, превратившиеся в сложные лингвовизуальные феномены; 3) особое значение среди элементов разработанного курса приобрели контролирующий блок и блок тренировочных упражнений, ориентированные на установление обратной связи и диагностирование уровня усвоения материала студентами; 4) с целью формирования конкурентоспособной и гармоничной личности дистанционное обучение должно интегрироваться с уже хорошо апробированными в дидактике формами, а не заменять их.
Кодан С.В. - Учебный курс "Юридическое источниковедение" в реализации государственных образовательных стандартов по подготовке аспирантов в юридическом вузе (из практики Уральского государственного юридического университета) c. 171-181

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27336

Аннотация: Предметная сфера статьи связана с источниковедческой подготовкой аспирантов-юристов в рамках реализации государственных образовательных стандартов в период обучения в аспирантуре. Опираясь на изучение традиций изучения источников и источниковедческой подготовки в в российской высшей школе XIX-XX вв., автор показывает значение источниковедческой подготовке молодых ученых, значимость усвоения ими традиций и наработок научных школ различных гуманитарных наук в изучении носителей государственно-правовой информации как основы научного исследования. Особое внимание обращается на включение в образовательный процесс изучения методологических принципов, подходов и методов как основы работы с источниками изучения государственно-правовых процессов и институтов. В статье акцентируется внимание на содержании авторского учебного курса "Юридическое источниковедения, преподавание которого апробировано при реализации образовательных программ в Уральском государственном юридическом университете в 20015-218 гг. Показывается организация и распределение материалов программе курса по учебным модулям, описываются формы аудиторной и исследовательской работы по курсу, определяется механизм контроля результативности реализации учебной программы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.