Современное образование - рубрика Философия и педагогика
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Философия и педагогика"
Философия и педагогика
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. - Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе c. 9-18

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26062

Аннотация: Целью данной статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика «Определение понятия «наука», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.
Вороничев О.Е., Вороничева О.В. - Проблемы образования: вымысел и реальность c. 21-29

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.3.34523

EDN: KWQXTI

Аннотация: Проблемы образования анализируются в тесной взаимосвязи с культурными приоритетами общества массового потребления.. Акцентируется внимание на том, что учитель должен быть не просто транслятором знаний, но в первую очередь духовным наставником, воспитателем, носителем истинных культурных ценностей. Стремительный научный прогресс, результатом которого стало заметное, особенно в последние десятилетия, наполнение бытового и культурного пространства социума различными техническими инновациями, со всей очевидностью актуализировал проблему взаимодействия, соотношения и значимости техногенной и гуманитарной составляющих в жизни человека и общества. Сфера образования оказалась сегодня на передовом рубеже противостояния этих сфер, с явным и агрессивным доминированием первой. Признаки кризиса современного гуманитарного образования рассматриваются в зеркале научно-фантастического рассказа Р. Янга «В сентябре 30 дней», в котором описываются вполне вероятные и уже ощутимые сегодня последствия выбора социумом техногенного пути развития для культуры в целом и образовательной сферы в частности. Поскольку материальные блага достигаются и накапливаются гораздо проще, чем духовные, человечеству необходимо уже сегодня задуматься о явном дисбалансе этих составляющих нашей жизни и выстраивать систему образования таким образом, чтобы приоритетным стало стремление не к унифицированным материальным благам, свойственное обществу массового потребления, а к подлинным духовным ценностям, необходимым для развития и совершенствования человека как целостной личности.
Козлова Т.А., Рыжакова Е.В. - Формирование антропологического сознания будущих педагогов как фактор гуманизации в эпоху постмодерна c. 31-38

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.2.34507

EDN: YIYXSA

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются условия формирования антропологического сознания будущего педагога. Под антропологическим сознанием мы понимаем форму отражения окружающего мира, направленную на сохранение человеческой природы в условиях трансгуманизма. Актуальность данной темы обусловлена свойственными современной социокультурной ситуации тенденциями. Современное образование развивается в конфликте с тенденциями трансгуманизма и постмодерна. Поэтому именно образование подталкивает человека к попытке осознать степень использования плодов научно-технического прогресса, предугадать возможные последствия желания преобразовать и улучшить свой генотип. Образование теперь должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая становление человеческого в человеке. Миссия педагога в современном поликультурном мире помочь подрастающему поколению гармонично сосуществовать в процессах интеграции, миграции и глобализации. Культура межнационального общения подразумевает под собой гуманистическую направленность, воспитанность, толерантность. Стержень, обеспечивающий гармоничную межкультурную коммуникацию, – общечеловеческие ценности. Будущим педагогам предельно важно работать как с собственными аксиологическими установками, так и с усановками своих учеников. Ориентация на герменевтико-феноменологическую традицию, на понимающие подходы в образовании, расширение философской подготовки будущих педагогов способствует формированию антропологического сознания. Таким образом, задача современного образования - помочь человеку в понимании и адекватной интерпретации собственного бытия в контексте современных социокультурных феноменов. Поэтому формирование антропологического сознания будущих педагогов, направленного на сохранение человеческого в человеке, противостоящее негативным тенденциям трансгуманизма и эпохи размытых смыслов, является необходимым.
Халилов Р.А. - Онтологический аргумент как методологическая основа рассматриваемой проблемы космизма c. 39-54

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.2.35963

EDN: XYWAVS

Аннотация: Cтатья посвящена содержанию теории космизма и ее концептуально-методологическим обоснованиям. Даётся анализ содержания трудов зарубежных космистов и их роли в мировой, философской, культурологической и педагогической науке. Эволюция человечества столкнулась с множеством кризисных явлений и негативными последствиями их существования. Их влияние на мир следует изучать не только в масштабе планеты, но и космического пространства. Баланс между отрицательным и положительным вектором существования и развития нашего человечества остается достаточно хрупким, что делает неизбежным обращение к основной концепции «космизма». В данном исследовании раскрывается содержание вышеуказанной концепции, в том числе концепции «русский космизм», характеристики космического мировоззрения.   Показано главное отличие зарубежного космизма от русского. Понятие «трансформация человека» в контексте философско-педагогического направления, концепция космической педагогики (педагогика космизма, космопедагогика), методологические принципы антропокосмической концепции образования анализируются в их связи с современной системой образования. Важным методологическим преимуществом педагогики космизма является системность поставленных задач, включенных в нее методических образовательных принципов. Определены ключевые и наиболее перспективные методологические принципы космизма для современной системы образования, которые отражены в космопедагогике и являются ее очевидными преимуществами. Развитие космического самосознания ребенка, соответствующего чувству и интуиции, необходимо учитывать в содержании современного образования.
Мальцева С.М., Гришин В.В., Шиловская Н.С. - К вопросу о соотношении содержания и формы в современном образовании: философский аспект c. 44-49

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.27274

Аннотация: В качестве объекта исследования статья рассматривает кризисные процессы в культуре и обществе, а предмета - признаки, причины и следствия формализации в современном образовании, делая это сквозь призму соотношения формы и содержания. Опасной тенденцией здесь является подмена сущностной стороны образования формальной. Подчеркивается параллель с аналогичными процессами в экономике. Авторы делают акцент на том, что образование не есть трансляция информации. Его суть в формировании мировоззрения человека. И в этом процессе ключевую роль играют не компьютерные технологии, а личность педагога. Авторы заявляют о системном характере выявленных проблем и предлагают путь их решения с опорой на комплексный и системный подход. Методология исследования основана на методах анализа, сравнения, обобщения и синтеза. Новизной работы является мысль о том, что в наш век господства технологий и экономики традиционная система образования не может быть принципиально отвергнута как несостоятельная. Она содержит в себе такие элементы, как, например, институт наставничества, без которых невозможно формирование творческой и духовно целостной личности. В качестве вывода авторы приходят к заключению о тенденции современного образования в сторону его формализации: внешняя форма подменяет его содержание-сущность. Также указывается на девальвацию образования как следствие общекультурного кризиса человечества. В качестве метода, противостоящего возникающей дегуманизации, предлагается восстанавливать живое общение между обучающимся и педагогом. При этом виртуальное общение не может заменить реального их контакта.
Грязнова Е.В. - Методы познания и категории философии науки c. 49-68

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.12960

Аннотация: В данной статье предлагается вариант построения второй лекции курса "История и философия науки". Материал первой лекции был опубликован ранее в работе: Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. - 2013. - № 6. - С.514-529. В представленном материале подробно рассматривается многоуровневая концепция методологии научного знания с разбором примеров использования различных методов научного исследования в философии науки. Особое внимание уделяется диалектическому методу, т.к. в современных диссертационных исследованиях он перестал играть ключевую роль, что снижает качество последних. Особенность построения данного материала заключается в том, что в процессе изложения предлагается не только познакомить слушателей с существующей методологией научного исследования, но и на конкретных примерах из их диссертационных исследований отработать возможность ее применения. В работе используются законы и принципы диалектики, анализ и синтез, принципы дидактики, элементы интерактивных педагогических технологий. Данный материал был апробирован при проведении занятий с аспирантами и магистрантами. Благодаря использованию интерактивных технологий и наличию взаимосвязи между излагаемым материалом и диссертационными исследованиями слушателей, материал усваивается целенаправлено и помогает диссертантам на практике применить полученные знания. Представленная статья может стать методологическим и дидактическим элементом для преподавателей вуза, которые разрабатывают и читают курсы по "Истории и философии науки", "Методология научных исследований".
Волкова Е.Г. - Основные проблемы преподавания философии в вузе c. 80-115

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14427

Аннотация: Философия в высшем ученом заведении изучается студентами всех факультетов, направлений и профилей подготовки. Как показывает педагогическая практика, в большинстве случаев философия воспринимается студентами как сложный, малопонятный и крайне оторванный от жизни предмет. Понятно, что такое негативное восприятие философии и отношение к ней, которое на всю жизнь остается у тех, кто изучал ее в вузе, непроизвольно формируется преподавателями философии, которые читают лекции и проводят семинары так, как им удобно, как они привыкли, как считают правильным, не стараясь при этом повышать уровень познавательного интереса учащихся, и степень их мотивации. В своем большинстве вузовские преподаватели философии не задумываются над тем, как показать учащимся, что философия – не оторванная от жизни премудрость, а то, что имеет к их жизни, ее заботам, печалям и радостям самое непосредственное отношение, что она может быть не менее интересной и полезной, чем те занятия, которым они посвящают часы отдыха и досуга. Автор статьи, будучи преподавателем философии, предпринимает попытку с разных сторон ответить на три фундаментальных вопроса применительно к преподаванию философии: Что преподавать? Как преподавать? Зачем преподавать? Поставленные автором проблемы, предлагаемые им идеи, психолого-педагогические и дидактические находки и выводы смогут помочь преподавателям философии поднять уровень познавательного интереса учащихся, изменить в их представлении статус философии с негативного на позитивный и сделать преподавание этой дисциплины намного более эффективным.
Красиков В.И. - Интеллектуальная провокация как способ активизации интереса к освоению философии c. 118-126

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22591

Аннотация: Объектом рассмотрения в статье являются методики обучения искусству мышления, прославившиеся и зарекомендовавшие себя в истории философии. Предметом исследования выбрана методика интеллектуальной провокации: ее суть, основные этапы развертывания и особенности поведения участников подобной ролевой игры. Автор подробно рассматривает историко-философский аспект использования этой методики, особенно у Сократа в его знаменитой майевтике. В статье приводится перечень вопросов, хорошо зарекомендовавших себя в качестве действенных интеллектуальных провокаций в опыте преподавания. В качестве методологических средств мы используем типизацию, сравнение, анализ и конструирование, элементы философской рефлексии и социальной перцепции. Результатами статьи можно считать следующее. Автором предложен один из возможных вариантов применения методики интеллектуальной провокации на семинарских занятиях. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать этапирование этого вида ролевой игры и характеристику каждого из этапов. Новизна исследования заключается в выявлении общей логики и основных закономерностей методики интеллектуальной провокации в современном контексте.
Матвейчев О.А. - Доступность образования в Древней Греции: от архаики до высокой классики c. 131-139

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27398

Аннотация: Особое внимание уделяется истории образования в Древней Греции VII-IV вв. до н. э., однако, в отличие от большинства исследователей этой проблемы, автора интересует, прежде всего, ее «прагматический» аспект – доступность образования для различных слоев населения и социальных страт. Несмотря на «демократизацию» образования, происходящую одновременно с приобретением им гражданского характера, полный объем имеющихся на тот или иной момент истории знаний был доступен лишь ограниченному числу обучаемых. И если элементарное образование могли получить практически все граждане и даже многие рабы (во многих полисах образование было не просто дешевым, но даже бесплатным), то т. н. «высшее образование» было уделом лишь имущих классов. В исследовании применялись такие методы, как аналитический, герменевтический, а также такие методы познания, как логический, исторический, и др. Автор анализирует цены на образование на различных стадиях обучения и в различных философских школах, а также степень распространения книгоиздания, и делает вывод, что вопрос о классовой принадлежности и социальном происхождении тех или иных ученых древности представляется весьма важным для реконструкции их творческой эволюции, поскольку позволяет сделать вывод о «стартовом» объеме их знаний.
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. - Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе. Часть 2. c. 140-149

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27624

Аннотация: Данная статья является продолжением работы, посвященной проблеме формирования методологической культуры молодого ученого. Первые статьи опубликованы на страницах журналов издательства NOTABENE. Целью статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика лекции «Генезис науки», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.