Современное образование - рубрика Серьезный разговор
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Серьезный разговор"
Серьезный разговор
Муханова Е.Д. - Новые формы кибербуллинга в социальных сетях (на примере «сообществ смерти») c. 43-58

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.2.33444

Аннотация: В данной статье предметом исследования выступают новые формы кибербуллинга как социальной проблемы школьной среды.Целью исследования являлось проведение социологического анализа новых форм кибербуллинга. В ходе исследования были опрошены школьники 8-11 класс, первый курс ВУЗов и студенты средних профессиональных учреждений города Нижнего Новгорода и был произведен сравнительный анализ в срезе двух лет.Всего в анкетировании приняли участие 300 человек, опрос происходил на базе Google Forms в социальной сети Вконтакте. Второе анкетирование «Новые формы проявления кибербуллинга в социальных сетях: на примере феномена «Сообществ смерти» было проведено в марте 2018 года. Были порошены ученики 5-11 класс школ города Нижнего Новгорода. Всего в анкетировании приняли участие 362 человека, опрос происходил на базе Google Forms в социальной сети Вконтакте. Результатами исследования стало, что очень часто вступают в «сообщества смерти» дети, которые не смогли найти решения своей проблемы, потому начинают ее искать среди участников групп, где находятся такие же люди, как они, близкие по духу и большую привлекательность для детей представляет собой «философия» групп, которая представлена интересными названиями «киты плывут вверх», «китовый журнал», где смерть представляется с романтичной стороны, что это благо или подвиг, а не что-то страшное и неизвестное. Научная новизна выражается в исследовании проблемы кибербуллинга в школьной среде в городе Нижнего Новгорода. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций для профилактики кибербуллинга в школьной среде, а также для разработки рекомендаций для профилактики кибербуллинга в работе школьных специалистов, таких как социальные педагоги и психологи и для разработки рекомендаций и памяток для родителей «уязвимой» группы школьников.
Романов Е.В., Дроздова Т.В. - Формирование системы устойчивого воспроизводства кадров для научно-технологического развития России: прогнозы и риски. Часть I. c. 96-108

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23062

Аннотация: В Стратегии научно-технологического развития России поставлена цель построения национальной инновационной системы. Реализация этой цели предусматривает на первом этапе (2017-2020 годы) формирование целостной системы воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны. Высшее образование рассматривается в качестве системообразующего социального института, способного обеспечить решение этой задачи. Цель исследования состоит в выявлении потенциальных угроз для воспроизводства кадров в высшей школе и определении перспектив по сохранению и приумножению человеческого капитала. Представлен долгосрочный прогноз развития высшего образования до 2026 года. На основе прогнозируемого изменения численности населения в возрасте от 17 до 30 лет по однолетним возрастам и тенденций развития высшего образования выявлены противоречия финансового обеспечения высшего образования и перспективы сохранения кадров высшей школы. Установлено, что в современных условиях реальное финансирование высшего образования не соответствует нормативам, установленным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так численность населения в возрасте от 17 до 30 лет в 2014 году (29321 тыс. человек) и в 2015 году (28579,9 тыс. человек) предполагает, что за счет ассигнований федерального бюджета должно было обучаться 2345,7 и 2286,4 тыс. человек соответственно. По факту в 2014 и 2015 году за счет средств федерального бюджета обучалось 1990,5 и 1859,9 тыс. человек соответственно. В стратегической перспективе численность населения в возрасте от 17 до 30 лет будет снижаться до 2025 года, при этом после 2018 года численность студентов начнет увеличиваться. Данное противоречие должно быть разрешено внесением соответствующих поправок. Численность студентов государственных вузов, достигнув минимального значения в 2018/19 учебном году (3682,0 тыс. человек), к 2025 году превысит численность студентов в 2015/ 16 учебном году и составит 4132,0 тыс. человек. Представлены негативный и умеренный сценарий изменения численности ППС государственных вузов. В негативном сценарии численность ППС рассчитана в соответствии с показателем «численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава», определенным в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Численность ППС может снизиться до 192,9 тыс. человек к 2018/19 году, увеличившись к 2026 году до 227,7 тыс. человек. Умеренный сценарий базируется на том, что показатель «численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава» будет увеличиваться, но не таким темпом, как это определено в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Доказано, что с учетом динамики развития высшего образования численность ППС государственных вузов в среднесрочной перспективе не должна быть ниже 240 тыс. человек.
Капустина В.А., Козлова Ю.А. - Влияние бинарных практических занятий на мотивацию обучения студентов вуза и их профессионально значимые навыки c. 103-112

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20564

Аннотация: Данная статья посвящена обсуждению применения новых образовательных технологий в условиях внедрения федеральных государственных стандартов образования нового поколения. С целью определения эффективности применения интерактивных образовательных технологий в формировании профессионально значимых компетенций авторами было проведено психолого-педагогическое исследование, объектом которого является мотивация обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности. Предмет – влияние бинарной технологии интерактивных практических занятий на мотивацию обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности. Экспериментальная база исследования – юридический факультет и факультет гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». Общее количество испытуемых – 40 человек, из них 30 человек – экспериментальная группа , 10 человек – контрольная группа. С обеими группами было проведено психодиагностическое тестирование до эксперимента и после с использованием методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей «КОС» и методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Эксперимент включал в себя проведение трех полуторачасовых совместных интерактивных практических занятий в форме деловой игры. В результате проведенного эксперимента на группе психологов были обнаружены значимые изменения по шкале мотивации «Приобретение знаний», т.е. ценность теоретико-практического материала, изучаемого в ходе получения высшего образования, для этих студентов увеличилась. После проведения эксперимента в экспериментальной группе были обнаружены значимые взаимосвязи между шкалой мотивации «Приобретение знаний» и успеваемостью, шкалой мотивации «Приобретение знаний» и «Организаторскими склонностями», что подтверждает эффективность бинарной технологии практических занятий в контексте повышения мотивации студентов к обучению. Проведенный контент-анализ мнения студентов экспериментальной группы показал, что применение новых педагогических технологий в форме совместных бинарных практических занятий способствует изменению мотивации обучения в вузе и формированию более точного представления о профессии.
Карпенко А.Л. - Гомосексуальность и наше будущее c. 106-120
Аннотация: Гомосексуальность в современном мире является распространенным явлением, но как и в прошлые года, особенности людей нетрадиционной ориентации и их возможное влияние на формирование половой идентификации молодого, современного, поколения волнует ученых, занимающихся данной проблематикой. В статье освещается история гомосексуальности и ее причины. Читателю задается вопрос: готовы ли мы бок о бок работать с людьми, имеющими нетрадиционную сексуальную ориентацию? Также затрагивается тема влияние средств массовой информации на формирование половой идентичности современноых подростков.
Кузина Н.В., Кузина Л.Б., Сулимов К.Т. - Симуляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса c. 118-139

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26542

Аннотация: Согласно федеральному законодательству в сфере охраны здоровья граждан и в сфере образования, лицам, получающим медицинское образование и не имеющим аккредитации (сертификата) по указанной специальности, не разрешено взаимодействие с пациентами. В силу чего с 2013-2014 гг. особое значение приобрела проблема симуляционного обучения. В статье рассматриваются понятия и порядок осуществления симуляционного обучения в медицинском образовательном учреждении, приводятся словарные дефиниции и алгоритм построения процесса обучения, классификации понятий, оборудования. В работе использован лексикографический подход - создание непротиворечивых определений для понятий дидактики и образовательного процесса на основе имеющегося у автора опыта в дидактике высшей школы, а также в методической и лексикографической словарной работе. Новизна исследования состоит в том, что терминологически определен и классифицирован понятийный аппарат сферы симуляционного обучения в профессиональном медицинском образовании, уточнены спорные аспекты дидактики и интерпретации понятий в сфере формирования навыков и умений, а также в части порядка организации учебных мероприятий и классификаций оборудования, методов, технологий, приемов, используемых в образовательном процессе. Также рассматривается роль педагогических и вспомогательных кадров разного звена в организации процесса, вопросы контроля сформированности навыков и др.
Ломаско П.С. - Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете c. 143-151

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24870

Аннотация: Объектом исследования являются средства интерактивного цифрового контента на современном этапе развития онлайн-обучения в российских вузах. Особое внимание автором уделяется современному пониманию характеристики и уровней интерактивности обучающих средств. Приводятся отличительные признаки цифровых средств обучения и интерактивных обучающих средств. Указываются потенциальные возможности интерактивного контента для реализации педагогических технологий и достижения планируемых образовательных результатов. Излагается обоснование необходимости обеспечения готовности профессорско-преподавательского состава к проектированию и участию в разработке интерактивных обучающих средств при реализации онлайн-обучения. На основании результатов исследования методами контент-анализа, дискурсивного анализа, синтеза идей современных педагогических технологий в работе описываются характеристики современных средств обучения, которые могут быть использованы дистанционно посредством онлайн-курсов, насыщенных интерактивным цифровым контентом. Особым вкладом автора является то, что в работе синтезированы уровни интерактивности современных обучающих средств, конкретизированы понятия «цифровое средство обучения», «интерактивность», «уровень интерактивности обучающего средства», «интерактивный цифровой контент» в контексте становления онлайн-обучения в рамках парадигмы смарт-образования. Показана значимость интерактивного цифрового контента в онлайн-курсах за счет его дидактических возможностей.
Дьяков И.И., Жуплей И.В., Асатрян Г.Р., Исакова В.В. - Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: теоретические и практические аспекты c. 182-198

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28231

Аннотация: В статье актуализируется необходимость развития маркетингового подхода к управлению в системе высшего образования. Предметом исследования является методология оценки маркетинговой деятельности организаций высшего образования. Авторами подробно рассматривается процесс формирования всесторонней и объективной системы оценки эффективности маркетинговой деятельности с учётом индивидуальных особенностей современных университетов. Даётся описание экономического и социального (потребительского) направлений оценки и соответствующих им критериев. Особое внимание уделяется практическим аспектам оценки на примере Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Методология исследования основана на системном подходе и включает методы теоретического анализа состояния проблемы в научной литературе, изучение и обобщение опыта оценки маркетинговой деятельности, анализ документации образовательных организаций. В данной статье авторами разработана и апробирована методика оценки уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования. Новизна исследования заключается в выделении трёх уровней интеграции маркетинга в деятельность образовательной организации, обосновании рекомендаций по формированию системы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Основным выводом является то, что предлагаемые направления и критерии могут эффективно использоваться в оценке маркетинговой составляющей деятельности современного университета. Это позволит вырабатывать необходимые стратегические и тактические решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.