Современное образование - рубрика Современные стратегии и модели образования
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Современные стратегии и модели образования"
Современные стратегии и модели образования
Прончев Г.Б., Гончарова И.В. - Математическая подготовка студентов-социологов в условиях глобализации c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22277

Аннотация: Статья посвящена обсуждению проблем высшей школы, связанных с глобализацией. Вступление России в Болонский процесс и переход на трехуровневую систему образования «бакалавриат – магистратура – аспирантура» с целью повышения рейтинга российского образования за рубежом, оказания образовательных услуг иностранным гражданам в российских вузах, расширения и укрепления позиций страны в мировом образовательном пространстве, можно рассматривать как процесс глобализации образования в нашей стране. На примере математической подготовки студентов-социологов анализируются возникающие при этом проблемы. Обсуждаются возможные пути решения. Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания, позволившие проанализировать Федеральную программу развития образования на 2016-2020 гг. и содержание программы подготовки бакалавров-социологов по стандарту ФГОС. Авторы приходят к выводу, что влияние процессов глобализации на образование имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Негативные стороны, такие как, например, нехватка аудиторных часов для получения новых знаний, выходящих за рамки стандарта, могут быть компенсированы разработкой и применением дистанционных форм обучения. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как сопутствующий фактор глобализации образования должна внедряться с учетом национальных педагогических достижений. Выполнение этих требований приведет к успешному освоению стандартов, и, в конечном счете, к конкурентоспособности будущих отечественных социологов.
Бровкин А.В. - Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25053

Аннотация: Статья является первой частью изложения результатов исследования проблем современного российского высшего образования. Автор показывает, что эти проблемы наносят прямой ущерб социально-экономическому развитию страны, а для их решения необходима такая оптимизация системы, при которой будут учтены интересы всех участников рынка образовательных услуг. В работе делается акцент на необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса, задач государства и руководства высших учебных заведений; анализируются ошибочные и спорные решения в области государственной политики в целом, и действия руководства вузов на местах в частности. В ходе подготовки данного исследования использовались методы анализа и синтеза информации из открытых источников, включая современные монографии отечественных и зарубежных специалистов в области организации высшего образования. Был использован и личный организационно-педагогический опыт автора. К основным результатам данного исследования можно отнести введение в употребление понятия «стейкхолдеры образовательного процесса» и выделение шести групп таких стейкхолдеров, каждая из которых имеет свои цели, интересы и потребности. При этом показано, что ключевая проблема сегодня – несоответствие знаний и навыков выпускников вузов требованиям современного рынка труда и инновационной экономики. Решение данной проблемы лежит в области согласования интересов всех групп стейкхолдеров, путем выявления, анализа и преодоления проблем каждой их них. В данной части работы автором проведен всесторонний анализ первых двух из этих групп, который позволил сформулировать ряд выводов и конкретных рекомендаций для каждой из них.
Бровкин А.В. - Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 2 c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26398

Аннотация: Статья является второй частью изложения результатов исследований проблем современного российского высшего образования и представляет собой прямое продолжение первой части. В данной части работы анализируются цели, задачи и проблемы таких участников отечественного образовательного процесса в высшей школе как профессорско-преподавательский состав вуза, студенты, родители студентов и работодатели. Далее, на основании проведенных исследований, для каждой из этих четырех групп стейкхолдеров образовательного процесса автором сформулирован ряд ключевых выводов и даны конкретные практические рекомендации. В ходе работы применялись методы анализа и синтеза информации открытых источников, включая современные статьи и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области высшего образования. Учитывался и личный авторский педагогический опыт. К ключевым результатам данной второй части исследования можно отнести глубокий анализ четырех групп стейкхолдеров образовательного процесса, с последующей формулировкой соответствующих выводов и рекомендаций. В заключительной части представлены обобщенные выводы по обеим частям работы, а также общие выводы и рекомендации по направлениям модернизации современной российской системы высшего образования.
Стукалова И.Б. - Конкурентоспособность российских университетов и академические рейтинги c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.29724

Аннотация: Целью настоящей статьи является доказательство гипотезы о том, что в основу методологии глобального университетского рейтинга QS и мониторинга эффективности российских вузов положены однотипные принципы и показатели, определяющие единые векторы развития. Объектом исследования являются российские университеты, участвующие в глобальном рейтинге QS. Предметом исследования является сравнение рейтинговых позиций российских университетов, построенных по методологии рейтинга QS и мониторинга эффективности российских вузов. Автором предложена методика ранжирования университетов с использованием метода суммы мест и проведен корреляционный анализ ранговых позиций университетов. Методы, используемые автором: морфологический, сравнительно-логический и корреляционный анализ, ранжирование с использованием метода суммы мест. Автор сделал следующие выводы: 1) глобальные академические рейтинги университетов являются инструментом оценки уровня их конкурентоспособности; 2) в основу рейтингования университетов по методикам QS и мониторинга эффективности российских вузов положены однотипные принципы и одновекторные показатели; 3) Россия является лидером среди государств-членов ЕАЭС по участию в рейтинге QS.
Ширинкина Е.В. - Роль корпоративных университетов в современном мире c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.1.30091

EDN: WJDASO

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, корпоративные университеты сегодня переживают эру трансформации. Несмотря на бурный рост в последние 20 лет популяции корпоративных университетов по всему миру, в том числе в России, их глобальные и региональные ассоциации молоды и логично делают акцент на развитии форматов обмена опытом их участников и в меньшей степени – других инструментов институционализации профессионального сообщества. Предметом настоящего исследования является выявление и обзор основных факторов, влияющих на трансформацию роли корпоративных университетов в современном мире, и ключевых глобальных тенденций в корпоративном обучении на сегодняшний день Научная новизна исследования заключается в определении факторов, влияющих на тренды корпоративного обучения, их приоритизация и структурированное описание выявленных факторов и тенденций. Практическая значимость данного исследования заключается в определении роли корпоративного университета в современном мире, что позволит компаниям сформировать драйверы всех преобразований: бизнеса, операций, технологий и людей.
Кононов А.Ю. - Меры по стимулированию международной академической мобильности (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.30859

Аннотация: Предметом исследования является методы стимулирования международной академической мобильности. Объектом исследования является международная академическая мобильность. Автор подробно рассматривает такие темы как формы международной академической мобильности, нормативно-правовое регулирование международной академической мобильности, методы стимулирования международной академической мобильности. Особое внимание уделяется выявлению текущих проблем в процессе реализации входящей и исходящей международной академической мобильности во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, а также разработке конкретных предложений по стимулированию международной академическоймобильности в данном вузе. Методологическую основу данной работы обеспечили следующие научные методы: анализ, обобщение, классификация, системный подход, сравнение, анкетирование. Основным выводом проведенного исследования является аргументация необходимости развития академической мобильности как приоритетного направления международной деятельности в вузе в рамках интеграции, глобализации и создания единого образовательного пространства, что требует от российских вузов гармонизации образовательных стандартов, учебных планов, подходов к обучению с учетом особенностей разных стран мира. ВГУЭС постоянно расширяет сферу сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями и активно пользуется этими связями для осуществления политики академической мобильности. Для оценки эффективности политики ВГУЭС в отношении академической мобильности было проведено анкетирование, которое показало ряд проблем (определенная неясность в вопросе оценивания и перезачетов для иностранных студентов, недостаточная информированность российских студентов, отсутствие классификации академической мобильности). В ходе работы для устранения отмеченных проблем было разработано «Положение о внутренней мобильности», а также были предложены изменения в «Положение об исходящей мобильности»
Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. - Дистанционное обучение информационным технологиям в дополнительном медицинском профессиональном образовании c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.36133

Аннотация: В работе рассмотрены проблемы организации дистанционного преподавания информационных технологий медицинским работникам в условиях непрерывного последипломного образования. Исследование основано на анализе имеющегося коллективного опыта дистанционного преподавания информационных технологий 277 медицинским работникам в последипломном образовании на кафедре медицинской информатики и физики Северо-Западного государственного медицинского университета; анализе эффективности обучения по результатам контроля успеваемости (тестовых заданий и финальных контрольных испытаний); анализе результатов анонимного анкетирования слушателей; анализе дистанционных бесед и обсуждений со слушателями. Подробно рассмотрены такие аспекты темы как методика и организация проведения дистанционных занятий, особенности и проблемы дистанционных занятий, отношение слушателей к дистанционному обучению.   Основными выводами проведенного исследования являются следующие, к числу важнейших проблем относятся недостаточность обратной связи между преподавателем и слушателями; требующийся повышенный уровень мотивации слушателей для успешности дистанционного обучения; сложности с техническим обеспечением. В результате отмечается более низкий конечный уровень подготовки слушателей в процессе дистанционного обучения, особенно в части, касающейся практических навыков. Показано, что примерно треть слушателей не готова к дистанционному обучению. В то же время, отмечаются и положительные стороны дистанционной формы обучения: удобство совмещения учебы и работы, возможности обучения в любое удобное время в комфортных условиях и без транспортных потерь.
Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Лебедева А.В. - Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов c. 6-22

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.2.35199

EDN: WTYFYI

Аннотация: Предмет исследования: статья содержит теоретический и практический материал об одной из острых проблем высшего дефектологического образования – качестве подготовки молодых специалистов, приходящих в современную школу для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Метод, методология исследования: в работе рассматривается практико-ориентированный подход к вузовской подготовке студентов-дефектологов как один из способов повышения качества профессиональной подготовки, который предполагает расширение сферы сотрудничества высшего учебного заведения с общеобразовательными организациями, интеграцию имеющихся у них ресурсов для формирования профессиональных компетенций будущих дефектологов. Совместная работа организаций высшего образования и общеобразовательных учреждений обеспечивает повышение уровня подготовки студентов-дефектологов согласно современным требованиям практики, а школе дает возможность в будущем получить молодого специалиста, мотивированного, включенного в решение задач современной системы образования. Новизна исследования: проанализирован и обобщен опыт взаимодействия учреждения высшего образования и образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в области подготовки будущих дефектологов. Раскрыты потенциал и формы такого взаимодействия, его влияние на формирование профессиональных компетенций специальных педагогических кадров. Выводы: конструктивно выстроенное взаимодействие школы и высшего учебного заведения, совместное решение задач по подготовке будущих дефектологов в рамках практико-ориентированного подхода должно осуществляться в разных направлениях, таких как: организация разных видов практики; привлечение к научно-исследовательской деятельности как студентов, так и сотрудников школы; анализ и обобщение научного-практического и научно-методического опыта образовательных организаций.
Неволина В.В. - Научно-методическая лаборатория саморазвития: педагогическое сопровождение и поддержка. c. 9-15

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.26883

Аннотация: В статье рассматривается профессиональное саморазвитие студента медицинского вуза, обусловленное вызовами современного социума и требованиями профессии врача. Автор подробно рассматривает организацию сетевого взаимодействия студентов и преподавателей медицинского кластера на региональном и международном уровне с помощью экспериментальной форсайт-площадки. Особое внимание в статье уделяется педагогическому сопровождению профессионального саморазвития студентов Оренбургского государственного медицинского университета на базе научно-методической лаборатории саморазвития. Автором представлены результаты научно-исследовательской, консультационно-методической, организационно-массовой деятельности. Исследование осуществлялось с помощью ряда тестов, анкет, опросов, направленных на изучение ценностей, мотивации и других факторов профессионального саморазвития студента. Новизной исследования является организация научно-методической лаборатории саморазвития, открытой сетевой экспериментальной форсайт-площадки, сайта для обмена информацией сетевыми участниками. Разработаны и внедрены в образовательный процесс медицинского вуза технологии саморазвития (веб-квесты, форсайт-технологии, позиционная технология, моделирование), комплект научно-методических материалов, презентационный комплекс.
Флеров О.В. - Особенности и условия реализации избыточности учебной информации в обучении студентов нелингвистического профиля иностранному языку c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.3.35832

EDN: LKHJZP

Аннотация: В настоящей работе рассматриваются вопросы моделирования реальной коммуникативной иноязычной среды в условиях институционального образовательного процесса средствами избыточности иноязычной информации. Обозначается и обосновывается роль и место данного феномена в педагогической науке и в образовательной практике. Рассматриваются конкретные условия и специфика применения избыточности. Так объектом исследования выступает коммуникативно-ориентированный лигвообразовательный процесс, а предметом – моделирование избыточности в нём иноязычными средствами. В работе автор обосновывает избыточность информации как постоянное свойство современной коммуникативной среды, что определяет значимость моделирование информационной избыточности при моделировании реальной социальной коммуникации в учебном процессе. Новизна работы заключается в рассмотрении избыточности информации как регулятивной идеи, претендующей на роль локального частнодидактического принципа в обучении языкам в условиях институционального образования. Таким образом, предложенная работа восполняет пробел в исследованиях по коммуникативному обучению языкам, в котором избыточность иноязычной информации позиционируется как нечто само собой разумеющееся и безусловно позитивно влияющее на процесс овладения ими. В качестве основного вывода автор приходит к положению о том, что избыточность информации может претендовать на роль частнодидактического принципа в современном лингвообразовании по причине её концептуальности с одной стороны и конкретной методической выраженности – с другой.
Мукин В.А., Ефремов О.Ю. - Концепция оптимизации регионального университета c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25067

Аннотация: Проблема статьи связана с концептуальным устройством регионального общества и его связью с университетской культурой. Определяется, что для развития регионального социального пространства важно участие университета в структуре модернизационного потенциала регионального общества. В статье анализируется модель формирования университетского пространства в качестве универсальной структуры, которая отвечала бы за развитие и модернизацию региона. В статье исследуются вопросы формирования эффективных оснований и форм реализации взаимодействия университета и регионального общества. Цель статьи – разработка концепции оптимизации регионального университета и социально-философский анализ ожидаемых результатов с точки зрения их целесообразности. Методология данного исследования основана на обобщении научно-исследовательских работ, посвященных анализу различных моделей регионального университета. Комплексное исследование объекта осуществляется на основе анализа, сопоставления, сравнения системно-структурным подходом к решаемой проблеме. Также в качестве методов исследования используются: метод моделирования и метод вероятностно-статистического прогнозирования. Основным вкладом авторов является обоснование объединения всех проанализированных элементов в общую структуру посредством формирования базового пространства (университетского) как общей управляющей подсистемы для элементов регионального общества. Без развивающейся культуры региона все достижения университета в виде готовых специалистов, технологий и инноваций будут перетекать в другие развивающиеся культурные центры как внутри страны, так и за рубежом. Соответственно, перед университетом стоит задача формирования основ многообразия в окружающем социальном пространстве, в культуре региона через просветительскую, образовательную и научную деятельность.
Мишина Н.Ю. - Условия и технология реализации модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры в образовательных организациях общего образования c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.1.32699

Аннотация: В статье описана модель метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке. Модель является фундаментом для реорганизации предметного образования с целью повышения языковой культуры обучающихся за счет использования метапредметной методической системы, при которой открываются возможности для трансляции необходимого содержания не как набора сведений для запоминания, но как комплекса знаний для осмысленного использования. Указана необходимость создания модели с использованием принципов, отражающих механизмы обеспечения языковой культуры обучающихся на этапе общего образования, представлены технология и условия реализации модели. Данная модель разработана в ходе реализации проекта ООО СП «Содружество» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. В основу проведения исследования по формированию модели были положены методы: анализа и синтеза, дедукции (индукции), взаимной оценки, изложения материала (проблемный, контекстный) и другие. Новизна исследования заключается в возможности структурно-алгоритмически представить последовательность, характер и специфику модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры учащихся. В качестве основного вывода проведенного исследования можно отметить, что создание данной модели обеспечит повышения качества общего образования в целом и в части формирования языковой культуры учащихся в частности.
Барковский А.М. - Перспективы развития дистанционного обучения в системе профессионального образования c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.34649

Аннотация: Объектом исследования является дистанционное обучение, предметом исследования – организация дистанционного обучения в перспективе его развития в организациях профессионального образования. Отмечена актуальность настоящего исследования в реальных и гипотетических эпидемических условиях. Современный этап обозначен как этап осмысления или переосмысления дистанционной формы обучения. В исследовании использованы методы теоретического и эмпирического анализа. Проанализированы результаты социологических опросов среди студентов российских вузов, а также среди преподавателей, ректоров и проректоров. Отмечены консерватизм современной системы образования и важность взаимодействия между основными участниками образовательного процесса. Обозначены основные трудности в организации дистанционного обучения. Научная новизна исследования состоит в разработке на основе эмпирических данных модели образовательного процесса, которая положена в основу развития дистанционного обучения. Показано, что проведение научных исследований, развитие информационных технологий, совершенствование нормативной базы открывают новые возможности для создания новой, более эффективной учебной среды. Ключевым моментом в повышении эффективности новой формы обучения является достижение эффекта полного присутствия, позволяющей применять традиционные педагогические технологии. Описываются возможности технологии телеприсутствия. Сделаны выводы о том, что дистанционное обучение может трансформироваться в новую форму в соответствии с уровнем развития техники и технологий.
Glushchenko V.V. - A Conceptual Approach to Solving the Problem of Sustainable University Development in the Period of a New Technological Order c. 16-26

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39443

EDN: SAXLNH

Abstract: The subject of this article is ensuring the sustainable development of universities in the period of a new technological order; the object of the article is the university; the purpose of the work is to ensure the sustainable development of universities in the process of forming a new technological order. To achieve this goal, the following tasks of this study are solved: research and clarification of the concept of sustainable development of the university; study of sources of risk of loss of stability in the process of transition of the university to a new technological order; analysis of the structural components of the concept of sustainable development of universities. Scientific methods used in this article are the theory of sustainable development, historical and logical analysis, theory of higher education, theory of technological structures, theory of hierarchical systems, system analysis, forecasting theory, theory of lean manufacturing, and expert methods. The scientific novelty of this article is determined by the formation of the concept of sustainable development university in the period of a new technological order.
Литвинова Н.П., Саморуков В.И. - Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах c. 17-35

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16070

Аннотация: Авторы подробно рассматривают проблемы признания профессиональных компетенций, полученных вне системы формального образования, такие как совершенствование законодательства в области образования взрослых, устранение противоречий между социальными партнерами и правительством, признание методологии оценки результатов неформального и свободного обучения, разработка и использование эффективных инструментов и систем признания, сертификации и аккредитации неформального обучения, включая органы и процедуры для обеспечения качества. Внедрение системы признания неформального и свободного обучения обеспечивает продвижение пожизненного обучения, создание обучения более эффективного и соответствующего потребностям экономики, рынка труда; позволяет сократить затраты на процессы обучения и квалификации, а также мотивировать индивидуальных учащихся, кто начинает обучаться с уровня, соответствующего реальным навыкам, знаниям и умениям. Сделан обзор мировой практики признания профессиональных компетенций и проводится сравнительный анализ систем и инструментов признания профессиональных компетенций в ряде стран Европы, Канаде и Корее. Основным выводом исследования является тот факт, что большинство стран реформируют свои системы получения квалификации, в которых системы признания формального и свободного обучения являются важным компонентом. Главной задачей большинства реформ является создание понятных и гибких систем. Другой задачей является создание перехода из одной части формального образования и подготовки в другую настолько прямо, насколько это возможно. Несмотря на различия используемых теорией и практических действий, проблемы, противоречия и препятствия на пути к признанию неформального и свободного обучения являются одинаковыми вне зависимости от страны и региона. Поскольку указанные проблемы носят общий характер, то и поиски их решения осуществляются коллективно. Одним из действенных инструментов продвижения системы признания компетенций является проведение ежегодных Европейских Форумов по проблемам совершенствования Европейской кредитной системы профессионально-технического образования и обучения.
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Об оценивании качества математических курсов с помощью системы эталонных моделей в условиях применения ИКТ c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24624

Аннотация: Объектом исследования является весьма важный и актуальный вопрос современного образования – реализация образовательной деятельности в условиях применения ИКТ. Предметом исследования является оценивание качества математических курсов, реализуемых с использованием информационно-компьютерных технологий. Особое внимание уделяется разработке механизма создания системы моделей, рассматриваемых как эталонные для математического курса (предметное содержание, стиль представления и др.). Описываются (с различных позиций) критерии для системы эталонных моделей, позволяющие оценить качество содержания математического курса. Методология исследования основана на теории моделирования. Методы исследования: анализ собственной педагогической практики математического образования, анализ и обобщение передовых российских и зарубежных исследований. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Содержание математического курса, разработанное с применением формализованной системы эталонных моделей, дает больший педагогический эффект, нежели содержание, отобранное некоторыми частными методами. 2. Описанная система эталонных моделей может быть использована не только как аппарат оценки качества имеющегося математического содержания, но и как инструмент проектирования новых математических дисциплин. 3. Предлагаемый подход может быть применен к оценке качества не только математического образовательного контента, но и к другим образовательным областям. Новизна исследования состоит в следующем. – В отличие от имеющихся исследований по вопросам применения ИКТ в математическом образовании упор делается не на качестве программного обеспечения, а на качестве математического содержания курсов. – Предложенный подход позволяет гармонично сочетать унификацию и диверсификацию представления учебной дисциплины, обеспечить учащемуся возможность построения на этой основе индивидуальной образовательной траектории.
Блинофатова Е.В. - Педагогические условия формирования действия планирования у учащихся начальной школы на предметном языковом материале c. 17-22

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.26814

Аннотация: Рассматривается проблема формирования у учащихся начальных классов регулятивных УУД, как обучение умению учиться. Более подробно говорится о действии планирования, как об умении обнаружить учебную проблему, классифицировать её и спланировать работу над этой учебной проблемой. Определяются педагогические условия для внедрения в учебный процесс разработанной программы по формированию действия планирования у учащихся 1-го и 2-го класса, с учётом их внутренних ресурсов на основе индивидуального плана, как фактора повышения их обученности. В статье представлен опыт апробации педагогической программы по формированию действия планирования, заключающейся в обнаружении, классификации и построении плана коррекции обучающимися собственных проблем в обучении, описаны цели, задачи и этапы программы по формированию действия планирования. Уточнены характеристики и дано обоснование необходимости формирования действия планирования в учебном процессе начальной школы. Выявлены особенности формирования действия планирования у младших школьников: - умение учеником обнаружить проблему в обучении, понять причины ее возникновения; - применение в учебном процессе преимущественно индивидуальной работы, создающей условия для планирования коррекционной работы над собственной проблемой в обучении, включая самостоятельный выбор учеником средств и инструментов для ликвидации данной проблемы; - организация самостоятельной умственной и практической деятельности учащихся, активизация мыслительных процессов. Разработана программа формирования действия планирования у младших школьников и сформулированы рекомендации для учителей.
Неволина В.В., Белоновская И.Д. - Классификация стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании c. 18-27

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23917

Аннотация: Стратегии профессионального саморазвития будущего медика определяются вызовами современного общества. Разработка стратегий профессионального саморазвития, отвечающих приоритетам развития общества, обеспечивается современным медицинским образованием, которое ориентировано на потребности здравоохранения и направлено на подготовку врача, обладающего чувством ответственности перед обществом, обученного проведению научных исследований, имеющего активную общественную позицию. Практика непрерывного медицинского образования на протяжении всей социально активной жизни предполагает разработку и реализацию стратегий профессионального саморазвития, выбор перспективных линий профессионального роста, а также способов, уровней и направлений подготовки. В качестве методологии исследования выступили теоретический историко-педагогический анализ, экспериментальное исследование, включающее факторный анализ и форсайт-технологии. Опыт работы в рамках сетевой экспериментальной Форсайт-площадки позволил авторам разработать новые педагогические классификации стратегий профессионального саморазвития студента в медицинском образовании. Авторы предлагают рассматривать три класса стратегий: традиционные (классические) стратегии, инновационные и форсайт-стратегии профессионального саморазвития студента в медицинском образовании.
Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. - Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии c. 19-48

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11057

Аннотация: В статье впервые в литературе представлены проверенные временем средства формирования специалиста как «человека культуры» с глубокими социально-личностными воззрениями через родино(крае)ведческие образовательные технологии. Авторы утверждают, что научные изыскания последних лет выявили и такое важное средство культурологизации образования, как отечественное родиноведение, имеющее глубокие исторические корни и огромный практикоприменимый в современных условиях опыт. Они доказывают, что сегодня культуролого-родино(крае)ведческие технологии и сервисы могут разрешить ряд серьёзных образовательно-воспитательных задач. Авторы, преподаватели вузов Тамбова, члены уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), разработали меры по дальнейшему развитию как традиционных, так и новых методик, которые апробированы в процессе педагогической работы в вузах Тамбова. На культурологизацию учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нацелена также используемая ими научно-образовательная практико-ориентированная программа-компендиум ТЦК «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе разработки многие ее тезисы были представлены не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и презентованы в кафедральных коллективах ряда учебных заведений. Авторы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста, раскрывают суть понятия «родиноведение». Пути и средства культурологизации образования через культуролого-краеведение на примере высшего профессионального образования авторы представляют: 1. Для всех направлений подготовки в целом. 2. Для квалификации (степени) «магистр». Они ориентированы на студентов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях возникающих в обществе проблем, понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности. А в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла. Объединяющим моментом в предложенных мерах является ориентация на развитие активных форм мышления, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Авторы делают вывод о необходимости научной и общественной консолидации для решения данной проблемы.
Руденко В.А., Агапова С.П., Томилин С.А., Ухалина И.А., Цуверкалова О.Ф., Головко М.В., Ефименко Н.А. - Факторы и вектор стратегического развития вуза в контексте реализации инновационного потенциала региона c. 19-31

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22513

Аннотация: Предметной областью исследования в данной статье является образовательная организация и ее место в региональном пространстве создания инноваций. С этой целью определены основные направления и барьеры инновационного развития государства и его регионов, обозначены роль и значение кадрового потенциала для обеспечения необходимого уровня инновационной активности предприятий. На конкретном примере рассмотрены формы и результаты взаимодействия вуза, промышленных предприятий и региона, определены направления повышения эффективности сотрудничества всех сторон, заинтересованных в инновационном развитии. В основу методов исследования лег системный подход, позволяющий определить взаимозависимость и взаимообусловленность всех элементов региона как социально-экономической системы, а также аналитический и статистический методы. Новизна данной работы заключается в рассмотрении инновационного потенциала региона и определении роли образовательных организаций в его реализации. Сделанные в результате выводы определяют реальные направления и эффективные инструменты управления взаимодействием основных субъектов инновационного пространства. К ним следует отнести: необходимость обновления научно-исследовательской и лабораторной базы вуза в соответствии с требованиями инновационных разработок предприятий, расширение тематики научных изысканий для преодоления узкоотраслевой специфики, а также поиск путей сокращения дисбаланса спроса и предложения кадров на региональном рынке труда.
Немцев И.А. - Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование c. 23-50

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13524

Аннотация: В статье сделана попытка описать социально-философские и организационные аспекты модели образовательной системы в целях устойчивого развития. Дана критическая оценка существующей системы образования, показано, что современное образование работает на модель неустойчивого развития. Образование и воспитание в школе предлагается рассматривать как площадку для формирования устойчивого образа жизни в целях реализации стратегий устойчивого развития. Предлагается переход к новой системе образования: образование для устойчивого развития. Рассмотрены методы и концепции экологического воспитания и образования, подходящие парадигме устойчивого развития. Методологической основой исследования является диалектический метод, как противостояние традиционной системы образования и требований перехода к устойчивой модели образования. Применяются такие общенаучные методы, как абстрагирование, идеализация, сравнение, моделирование, анализ, синтез и др. Решение изучаемой проблемы осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Делается вывод о необходимости и возможности создания системы образования направленной на устойчивое инновационное развитие общества. Предлагается концепция школы (экошкола) и такой системы (модель экологического образования и воспитания, введение ряда дисциплин и т.д.), а также этапы перехода образования на устойчивое развитие.
Карпов А.О. - Конструирование когнитивно-активных сред в современном университете c. 23-39

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.26857

Аннотация: Исследование ставит целью разработку теоретического подхода к созданию когнитивно-активных сред обучения, обладающих эффективной творческой функцией, в том числе имеющих технологически сложное наполнение. Предметом исследования являются модели творческих пространств, составляющие эпистемо-дидактическую основу университета в условиях развития общества знаний. В число основных теоретических вопросов исследования входят: (1) разделение понятий «знание» и «информация», (2) соединение в понятии «творческое пространство» познавательных процессов и окружения, (3) создание структурно-функциональной модели творческого пространства, учитывающей первые две позиции. Междисциплинарное решение использует методы философской эпистемологии, теории исследовательского обучения, когнитивной лингвистики, социальной онтологии, теории систем. Предложены признаки разделения понятий «знание» и «информация», которое является базовым принципом функционирования творческого пространства. Исследовано теоретическое содержание понятия «генеративность» в применении к когнитивно-активным средам и процессу обучения, что позволило определить творческое пространство как когнитивно-генеративную систему. Выполнен анализ представлений твор-ческого пространства в научных источниках и информационных ресурсах университетов. По его результатам выделены три типа концептуализаций творческого пространства в формах среды окружения, познавательного процесса, процессно-средовой познавательной системы и показаны преимущества последней. На основе авторской концепции генеративности разработаны модель творческого пространства университета и методологический подход к её структурно-функциональному анализу. Результаты исследования могут быть применены к конструированию эффективных сред творческого типа в современном университете. Сделан вывод о ключевой роли креативной системы университета в осуществлении миссии развития общества знаний.
Яник А.А., Попова С.М. - Основные особенности современной научной политики в Германии c. 25-51

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18931

Аннотация: В статье представлены результаты анализа особенностей государственного управления научным развитием в ФРГ. Современный немецкий опыт представляет интерес для России, поскольку обе страны являются федерациями, что объективно ведет к возникновению более сложных механизмов разработки и реализации научной политики, чем в странах с унитарной формой государственного устройства. В работе детально исследованы основные элементы системы стратегического планирования в области развития науки и инноваций, в том числе ключевые правовые акты. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что ключевые особенности немецкой модели управления развитием науки (отсутствие жесткой иерархии, использование переговорных механизмов для формирования «платформы согласия» между всеми политическими акторами и группами интересов, разграничение ответственности, полномочий и финансов между уровнем федерации и уровнем земель и др.) являются естественным следствием реализации во всех сферах общественной жизни принципов кооперативного федерализма («максимум согласия - минимум принуждения»). Эффективно действующие на всех уровнях механизмы достижения политического консенсуса, а также широкое использование наукоемкой поддержки принятия решений помогают государству обеспечивать преемственность общей стратегической линии в сочетании с адаптивностью текущей научной политики.
Розин В.М. - Тьюторское образование: смысл, содержание и место в трансформирующемся современном образовании c. 27-42

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39573

EDN: FQNDHE

Аннотация: В статье автор предлагает концепцию тьюторского образования. Стимулом к ее построению является неясность картины современного образования как целого, хотя большинство принципов тьюторского подхода автор разделяет. Кратко характеризуются представление о картине целого и принципы тьюторского подхода в сопоставлении с основоположениями традиционной парадигмы образования. Формулируется положение, что общим делом для тьютора и тьюторанта должно стать образование. Тьютор должен сопроводить молодого человека, помочь ему стать образованным, поделиться своим опытом образования, поддержать самостоятельность тьюторанта и в то же время, заметив, что последний остановился в своем развитии, образно говоря, постараться вывести тьюторанта из равновесия, инициировав обсуждение сложившихся обстоятельств, погрузив в ситуацию, требующую разрешения и следующего шага развития.   Тьюторант должен постараться стать взрослым, самостоятельным, компетентным, готовым к политической жизни и спасению планеты, ну и просто расположенным жить, получать от нее удовольствие, как впрочем, и преодолевать трудности, решать встающие в жизни проблемы. Помимо образования вводятся и характеризуются еще несколько концептов: «культурно-семиотической среды», «культур жизни» (культуры детства и совершеннолетия), «жизненного мира», «развития» (в нем различаются процессы «становление», собственно развитие и «завершение»), «эволюции личности», наконец, концепт «современности и ближайшего будущего». Эти концепты иллюстрируются примерами и анализом двух кейсов (организация образования в семейной (не)школе «Искатели» Павла Шиварева и духовный переворот, имевший место в жизни Павла Флоренского).
Starkin S.V., Pripisnova E.S. - Studying the Problems of Youth "Transitions" in European Countries c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37564

EDN: RJVKHR

Abstract: This article analyzes the research on European youth policy. The subject of the study is the main trends, typology, and principles of functioning of youth "transitions" in European countries. The need to study the phenomenon of youth "transitions" is relevant and timely as today, there is no generally accepted view on the ways to study these processes. The methodological basis of the study was analysis and synthesis, as well as institutional, systemic, and comparative approaches. Based on the studied material, the authors conclude that when considering strategies for youth "transitions," it is necessary to consider several institutional areas, such as the type of socially-oriented state and the specifics of the transition from study to work. The interaction of these strategies provides different models of youth transitions. These studies highlight important interethnic differences depending on the modes of distribution of social assistance, types of capitalism, as well as growth strategies. Thus, we have considered various strategies for structuring the transition to adulthood: to explain the different models of youth "transitions," it is necessary to consider several institutional areas, such as the type of socially oriented state and the specifics of the transition from study to work. The interaction of these strategies gives different models of youth transitions. Although many European researchers argue that age policy is important in this regard due to the aging of society and the growth of "gray power," most of the works devoted to this issue actually refute the hypothesis of bias in favor of the elderly: these studies emphasize important interethnic differences depending on the modes of distribution of social assistance, types of capitalism, as well as growth strategies. As a result, we conclude that young people should be considered part of society as a whole, and, therefore, to understand how they move into adulthood, it is necessary to see the full institutional, political, and economic picture.
Litvin D.V., Mangasarova L.A. - Subject-Generated Environments as the Basis for the Formation of a Personal-Developing Digital Educational Environment c. 27-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.36837

EDN: SDKRQR

Abstract: This article discusses the features of forming a personality-developing educational environment in the context of global digitalization. The concept of the digital educational environment is revealed in the context of its personality-developing nature, the basic scheme of the functioning of the subject-generated environments in the digital educational environment is substantiated, the factors determining the personality-developing potential of the digital educational environment are highlighted, as well as the features of the teacher's activity on the formation of the developing the environment by digital means in the refraction of traditions and innovations. The traditional understanding of the educational environment is undergoing a significant transformation due to digitalization. The study showed that the formation of a developing digital educational environment should be carried out with a mandatory emphasis on the subject-generated characteristics of the environment, resolving the contradiction between the diversity and openness of potentially developing resources, on the one hand, and the uncertainty, non-obviousness of the results of interaction of subjects, on the other hand. For the teacher, the digital educational environment acts as a discrete education, whereas for the student, it is a single structured digital space (a single environment). A teacher's activity is the formation of a developing environment by digital means, giving it developing functions associated with pedagogical competence to fill the environment with appropriate situational and event content, contributing to the generation of environments in education by students themselves and filling them with authentic meaning. The teacher's specified competencies depend on the completeness of the theoretical understanding of the peculiarities of the emergence of subject-generated environments in the digital educational environment. The scientific novelty of this research lies in the fact that, for the first time, a personality-developing digital educational environment is considered through the concept of subject-generated environments, which brings the student's personality to the center of relevant educational projects. The development of the student's personality in the DEE is a multifactorial and open subject-dependent process with variability of resources for self-change, the research attitude corresponding to the post-non-classical stage of the development of science.
Мясоедова В.А., Лебедева Н.А. - Проблемы модификации деятельности российских вузов на основе мировой практики развития образовательных учреждений c. 29-37

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20699

Аннотация: Предметом исследования выступают ключевые способностей и компетенции высших учебных заведений, формируемые современной реформой системы образования в российских вузах и ведущих мировых образовательных учреждениях, которые добились значительных успехов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: анализ процессов развития способностей и ключевых компетенций в российских вузах в рамках трех направлений деятельности учебного заведения: образовательной, научной и инновационной. Особое внимание уделяется анализу разрывов и реализации бенчмаркинга образовательных процессов и результатов вузе. Методы проведения исследования: эмпирический, логический, системный, процессный и сравнительный анализ, формализация, анализ и синтез, моделирование. В ходе исследования выявлены ключевые противоречия процесса бенчаркинга в российской образовательной среде: ориентация способностей и компетенций российских вузов не на собственное развитие или высококонкурентный рынок образовательных услуг, а на удовлетворение интересов головной организации; отсутствие стратегической направленности ряда формируемых компетенций и способностей, ориентация на операционную деятельность и др. В качестве основного вывода отмечается тот факт, что реформенные преобразования в высшей школе, в настоящий момент, не обеспечивают формирование способностей и «ключевых компетенций» отечественных высших учебных заведений, которые позволили бы им повысить конкурентоспособность на мировой арене, удовлетворять потребности реального сектора экономики и эффективно реализовывать инициативы по инновационному развитию.
Ширинкина Е.В. - Развитие культуры непрерывного образования c. 29-37

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.4.36747

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи со значительным объемом некорректных заимствований из публикации: Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы. Аналитический отчет / Авторский коллектив: Баранов И.Н., Коршунов И.А., Литвинов А.C., Юрченков В.И. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2021 — 78 с. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/17035/. Дата ретракции 05.03.2022 г.
Предметом исследования являются основные модели переподготовки, к которым прибегают представители со стороны бизнеса, высшего образования и государства. Объектом исследования является процесс непрерывного образования в России, как ответ на вызовы нового мира работы. В этой статье рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире, а также реализуемые сегодня модели переобучения. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в ходе проведенного в сентябре 2021 г. собственного количественного исследования в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие 211 специалистов российских организаций из 26 сфер деятельности, ответственных за обучение и развитие персонала. Аналитическое исследование базируется на данных VI Международной конференции «Больше чем обучение: переподготовка для нового мира работы», которую проводит СберУниверситет совместно с Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) при участии благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Автором ведется научно-практический поиск ответа на вопрос, почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций. Рассмотрен перечень циклических и внезапных трендов, воздействующих на организации, их стратегии и модели ведения бизнеса, формы работы. Определено, как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего. Практическая значимость исследования заключается в том, что представлены новые модели переподготовки в организации, что позволит компаниям определить новые навыковые наборы, закрытие которых возможно благодаря системе непрерывного образования как новой парадигмы в условиях новой реальности
Ширинкина Е.В., Кельчевская Н.Р. - Система “Настройка образовательных структур” (“Tuning of educational structures”) при формировании единого образовательного пространства c. 33-52

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.31911

Аннотация: Предметом исследования является система образовательных структур в высшем образовании. Объектом исследования является опыт европейских стран при формировании единого образовательного пространства, приводится сравнительная характеристика европейских и российских образовательных структур. Это позволяет сформулировать противоречия в образовательной инфраструктуре системы высшего российского образования. Статья по типу является аналитико-проблемной. Актуальность исследования обусловлена тем, что вхождение России в Европейское образовательное пространство обусловило ряд противоречий в части того, что каждая из европейских стран имела свою «систему координат» в системе высшего образования, тогда как рынок труда является единым для всех. В статье анализируется опыт европейских стран при формировании единого образовательного пространства, приводится сравнительная характеристика европейских и российских образовательных структур. Основными выводами приведенного исследования является формирование матрицы взаимосвязи элементов образовательного процесса. Особым вкладом автора в исследование данной темы является применение системного подхода к построению образовательных структур в системе высшего образования. Новизной исследования заключается в построении системы “Настройка образовательных структур” (“Tuning of educational structures”), как реализация методологических принципов европейского образования в российских вузах.
Витвар О.И. - Социально-педагогические модели достижения новых образовательных результатов в системе СПО c. 34-40

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.21935

Аннотация: Автор рассматривает организационно-содержательные основы достижения новых образовательных результатов в профессиональном образовании с позиции социально-педагогического подхода, обосновывает его значение в повышении качества среднего профессионального образования. Исследуются традиционные и новационные (пилотные) интеграционные модели профессиональной подготовки специалистов к современному рынку труда в системе среднего профессионального образования, выявлены основные субъекты профессионального образования, их полномочия и ответственность, намечен путь обеспечения сопоставимости образовательных результатов и требований современных промышленных предприятий. Методологическим фундаментом исследования являются философские принципы познания – целостность, системность, всеобщая связь, причинность. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных методов идеализации, синтеза, сравнительного и качественного контент анализа, экспертной оценки. Новизна представленного материала состоит в постановке вопроса достижения и возможной позиции по оценке новых образовательных результатов в системе СПО, приемлемой для учебных заведений и промышленных предприятий. Сделан вывод о необходимости согласования требований ФГОС нового поколения с требованиями профессиональных стандартов для решения проблемы занятости молодежи.
Грязнова Е.В., Хлап А.А. - Научные подходы обучения в дистанционной педагогике c. 36-44

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.16928

Аннотация: Предметом изучения являются научные походы, применяемые в условиях дистанционной педагогики. Авторы рассматривают три основных подхода, применяемые в традиционной педагогике: деятельностный, личностно-ориентированный и метапредметный. Затем анализируется специфика адаптации этих научных подходов обучения в условиях дистанционной педагогике. Особое внимание авторы уделяют сравнению положительных и отрицательных сторон применения этих подходов в традиционной и дистанционной педагогике. В исследовании авторы опираются на публикации ученых, изучающих проблемы применения различных научных теорий и подходов как в традиционной, так и дистанционной педагогике. В качестве основных методов исследования используются метод анализа, сравнения, обобщения, изучение научных публикаций, диалектические принципы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что научные методы, применяемые в традиционной педагогике достаточно легко адаптируются к условиям педагогики дистанционной. При этом в дистанционной педагогике удается нивелировать некоторые отрицательные стороны применения научных подходов обучения, проявляющихся в традиционной педагогике.
Грязнова Е.В. - ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.18464

Аннотация: Предметом исследования является ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием. Объектом исследования является информатизация муниципального управления образованием. Автор рассмотрел основные причины неэффективного использования результатов информатизации управления образованием на муниципальном уровне. Особое внимание в работе уделено проблеме формирования ИТ-компетенций муниципальных служащих. В частности предлагается разработка алгоритмов повышения уровня ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Структура ИТ-компетенций предусматривает наличие трех базовых компонентов: когнитивного, аксиологического и праксиологического. Основными методами исследования являются метод анализа, обобщения и сравнения. В работе используются результаты изучения целевых программ и официальных сайтов муниципальных управлений образованием. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения о том, что для предупреждения рисков, связанных с неэффективным использованием результатов информатизации системы образования необходимо разрабатывать алгоритмы повышения ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Данный вид профессиональных компетенций муниципальных служащих при этом должен быть системным элементом информационной культуры управления образованием.
Кузнецова Т.В. - Взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей c. 40-51

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.27017

Аннотация: Глубокое изучение инструментария воздействия преподавателем, как руководителем, на построение компетентной командной работы студентами с использованием взаимосвязи мотивации и предпочитаемой командной роли до данного момента отсутствовал . Данный факт позволяют обозначить научную тематику и предмет исследования. Предмет исследования - взаимосвязь мотивации и предпочитаемых командных ролей у студентов высших образовательных учреждений. Формирование команд во время учебного процесса, выбор участниками предпочитаемых ролей , для совместного достижения целей и эффективной реализации общих задач. экспертный опрос, опрос и самооценка, обобщение психологического опыта – опрос участников теста на предмет выбора командной роли; тестирование – «Командные роли» Р.М. Белбина, диагностики «Мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана и «Мотивации достижения» А.Мехрабиана. Для достижения поставленной задачи в Федеральной целевой программе развития образования в Российской Федерации на 2016-2020 гг преподавателям вузов различных специальностей необходимо предоставление обширных знаний в области инструментария построения эффективной командной работы в группах студентов. На данный момент проведено большое количество исследований в области формирования командной работы. В них рассмотрены различные подходы к построению системы образования, нацеленной на формирование компетентной командной работы студентов. Впервые автором эмпирически исследовано наличие и описан характер взаимосвязи между мотивацией и предпочитаемыми командными ролями у студентов.
Китова Е.Т. - Образовательно-производственное сотрудничество в условиях модернизации профессионального образования c. 41-47

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.24015

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о сотрудничестве профессиональных образовательных учреждений с профильными предприятиями и компаниями. Раскрывается сущность образовательно-производственного сотрудничества в современных условиях обновления системы профессионального образования и обосновывается актуальность взаимодействия вуза и предприятия. В статье описаны разные подходы к организации образовательно-производственного сотрудничества в других странах, таких как Германия, Швеция, Франция. В России развитие сотрудничества между вузами и предприятиями сегодня стало еще более актуальным в связи с введением прикладного бакалавриата и системы опорных вузов. В исследовании использован метод теоретического анализа и эмпирического наблюдения. Проанализированы образовательные программы технического университета. На примере Новосибирского государственного технического университета показаны возможные пути развития образовательно-производственного сотрудничества в регионе. Сделаны выводы о необходимости конкретизации требований работодателя к компетенциям специалистов технических направлений для различных видов деятельности, изучения удовлетворенности конкретных работодателей качеством обучения, привлечения работодателей в образовательный процесс вуза и преподавателей вуза в производственный процесс предприятия. Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта конкретного вуза в развитии образовательно-производственного сотрудничества в регионе. Предложен алгоритм и формы развития сотрудничества. Особое внимание уделено совместной разработке образовательных программ.
Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. - Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.24735

Аннотация: Предметом исследования является организация учебного процесса в последипломной подготовке по информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования. При этом циклы усовершенствования в контексте системы непрерывного медицинского образования становятся отдельными модулями модульного подхода. Соответственно, возникает задача организации учебного процесса, в таких условиях. Поэтому целью исследования является выявление проблем и задач, возникающих при организации преподавания информационных технологий медицинским работникам, проведение их анализа и предложение возможных путей решения этих задач. Использована экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации учебного процесса. Кроме того, проведено анкетирование слушателей, в ходе специально организованных обследований. В результате проведенного анализа выявлены требования, предъявляемые к организации учебного процесса, и показаны возможные варианты решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения. Предлагая способы их решения, авторы статьи полагают, что реализация высказанных предложений позволит повысить эффективность организации процесса обучения в последипломном непрерывном образовании. При этом часть рекомендаций может быть полезна и для других вузовских кафедр.
Баринова Е.Б. - Концептуально-методологические основы инклюзивного образования в Российской Федерации c. 42-52

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.3.32247

Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы рассмотреть теоретические концептуально-методологические основы инклюзивного образования в Российской Федерации для эффективного управления и координации деятельности образовательных организаций. Для достижения этой цели рассмотрены общие теоретические концептуально-методологические основы инклюзивного образования; компетентностный подход к инклюзивному образованию в России; теория реализации инклюзивной формы образования; базовые элементы концепции инклюзивного образования, а также методология инклюзивного образования в РФ. Концепция инклюзивного образования предлагает механизм реализации прав человека для людей с ограниченными возможностями здоровья. Этот механизм опирается на межведомственное междисциплинарное создание безбарьерной среды, для того, чтобы любой человек мог реализовать свои права. Концепция инклюзивного образования формулирует социальный подход к инвалидности. Медицинская проблема инвалидности переходит в социальную сферу – инвалида или человека с ограниченными возможностями здоровья нужно не только лечить, но еще и обеспечить ему нормальную жизнь. Таким образом, инвалидность рассматривается как набор социальных барьеров, которые встают на пути реализации способностей и потребностей человека, у которого нарушены функции организма. Задача заключается в том, чтобы эти социальные барьеры ликвидировать. Современная стратегия Российской Федерации в сфере образования и социальной политики направлена на приведение в соответствие институциональных системных условий, чтобы инклюзивное обучение могло стать приоритетным направлением образования.
Ковалевский В.А., Кирко В.И. - Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков c. 45-69

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14393

Аннотация: Стратегический менеджмент современного университета определяется многими факторами, в том числе глобальными трансформациями, которые создают высокую конкурентную образовательную среду. Постсоветское пространство высшего профессионального образования переживает ряд кризисов, которые усиливаются из-за наложения друг на друга международных и региональных тенденций. Цель исследования заключалась в конкретизации рисков и вызовов, стоящих перед региональным педагогическим университетом, а также в разработке стратегии для преодоления актуальных рисков и адекватного ответа на конкретные вызовы. Применялись методы концептуального анализа, глубинных экспертных интервью, аналитики статистических данных. Был осуществлен анализ современных научных исследований в области менеджмента высшего образования, учтены новейшие тенденции в данном исследовательском пространстве. По мнению большинства экспертов современные университеты находятся в ситуации изменения парадигмы своей деятельности. Университеты, которые не будут соответствовать парадигмальным изменениям социальной жизни, потеряют свой статус. Российские университеты не смогут далее использовать внутреннюю стратегию «имитации» университетской деятельности. Существующие сегодня предложения на глобальном рынке образовательных услуг радикально изменят постсоветскую карту высшего профессионального образования.
Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. - Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики c. 48-62

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.24354

Аннотация: В настоящее время сложилась устойчивая тенденция развития сотрудничества между работодателями и вузами в целях удовлетворения потребностей экономики страны в эффективном человеческом капитале. Данная тенденция обусловила выбор предмета нашего статьи и исследования, направленного на анализ возможностей взаимодействия и корреляции сферы профессионального образования, рынка труда и социального поведения молодых специалистов экономических направлений подготовки на основе комплексного подхода, учитывающего интересы и потребности всех заинтересованных сторон. Цель исследования: на основе результатов проведенного исследования проблем, ожиданий и предложений рынка труда для молодых специалистов представить дорожную карту работы ФГБОУ ВО «УрГЭУ» по взаимодействию с работодателями и студентами вуза. Методы исследования – устный и online-опрос, контент-анализ документов и официальных публикаций по теме исследования, математические методы обработки информации. В опросе приняли участие 497 студентов выпускных курсов ФГБОУ ВО УрГЭУ и других вузов г. Екатеринбурга, а также 26 экспертов – представителей работодателей и работодателей организаций Екатеринбурга различных сфер деятельности. Основными выводами данного исследования, что существующая система взаимодействия при подготовке высококвалифицированных кадров между государством, вузом, работодателем и студентов не в полной мере адаптирована к меняющимся потребностям экономики, вследствие чего, определённое количество выпускников не трудоустраивается по полученной профессии. В связи с полученными результатами, авторами в статье представлены основные направления и мероприятия в рамках реализации дорожной карты взаимодействия вуза и работодателей
Боброва Г.В. - Профессионально-педагогическое образование в сфере физической культуры – реальность и перспектива c. 49-57

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.4.33214

Аннотация: Проблема статьи связана с ролью физического воспитания в системе современного образования, ее ценностного потенциала и трудностями, которые испытывает эта отрасль сегодня. Роль физкультурного образования заключается в формировании физической культуры личности и сопряженных с ней видов-компонентов базовой культуры личности, решением социально-общественных задач. Предметом исследования является сфера физической культуры, ее обеспечение профессиональными кадрами. Особенность профессии учителя физической культуры - это необходимость в личных и профессиональных навыках, без которых работа с детьми и преподавание спортивных дисциплин невозможны, и в тоже время профессия предъявляет многочисленные требования, которые специалист должен выполнять. Сложившаяся ситуация отражается на перспективе профессии, ее кадровом потенциале.    Эмпирические исследования показали взаимосвязь значимости предмета «физической культуры» в школе и популярность специальностей физической культуры среди выпускников. В результате проделанной работы выявлено, что во многом отношение к предмету «физическая культура» у старшеклассников зависит от личности педагога, В то же время в современной школе педагоги испытывают давление со стороны школьного сообщества, что в свою очередь снижает значимость предмета и его образовательный потенциал. Все это отражается на мнении школьников о профессии учителя физической культуры, как не перспективной специальности. А опыт занятий физической культурой в школе в дальнейшем проявляется в вузе. Результатом исследования стал вывод о недостатке специалистов, отвечающих требованиям профессии, в сфере физической культуры на современном рынке труда. Решением данной проблемы может быть повышение интереса молодежи к данной специальности через формирование устойчивого положительного отношения к физической культуре.
Мансуров Э.И. - Может ли идея освоения космоса стать национальной идеей. Взгляд психолога. c. 53-72

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10632

Аннотация: В статье предлагается оригинальный подход к изучению отношения к космонавтике в больших возрастных группах (школьники, студенты), а также связь динамики отношения к космонавтике в нашей стране в последнее десятилетие и развитие космонавтики. Также предлагается исследование социально-психологических аспектов отношения человека к космонавтике в последние четыре десятилетия в различных социальных группах людей. Приводится мнение о возможности космоса стать национальной идей России у представителей различных социальных групп. Показывается, что наиболее оптимистичны в этом современные космонавты. Эмпирически исследуется отношение к космосу и космонавтики у представителей молодых поколений российских граждан. С помощью оригинальной анкеты были изучены представления о сроках освоения космоса современными школьниками и студентами, их собственное стремление заниматься проблемой космоса и т.п. Отмечается наличие совпадений между повышением интереса к космонавтике в различных социальных группах нашей страны и достижениями реальной космонавтики. На основании этого исследования сделан вывод о том, что в настоящее время наблюдается повышение интереса к космонавтике у молодых поколений России. Утверждается, что идея может стать национальной только если она принимается молодыми поколениями, а для того, чтобы подростки и юноши заинтересовались космосом, необходимо разработать специальную педагогическую программу воспитания молодого поколения.
Енжевская М.В. - Рефлексия профессионального становления будущих учителей начальных классов на этапе вхождения в профессию c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.23330

Аннотация: В данной работе рассматривается влияние развивающих занятий на развитие профессиональной рефлексии у студентов-бакалавров первого курса психолого-педагогического направления на этапе вхождения в профессию. Очевидной в настоящее время является необходимость развития рефлексии у студентов на этапе вхождения в профессию, что связано, в числе прочего, с введением новых образовательных стандартов, повлекшее за собой и изменение требований к уровню профессиональной подготовки учителя, регламентированные сегодня в профессиональном стандарте педагога. В то же время в классическом вузовском образовании до сих пор имеет место дефицит развивающих занятий, направленных на развитие профессиональной рефлексии у студентов. Актуальной является задача выявления связи между проведением развивающих занятий и формированием профессиональной рефлексии. В ходе исследования был проведен формирующий эксперимент, включающий развивающие занятия по сценированию учебно-развивающих занятий, а также написание эссе. Также были проведена диагностика уровня рефлексивности и влияние его развития на профессиональное становление будущих учителей. Была доказана эффективность занятий в части развития рефлексии у студентов и сделан вывод о том, что показан подход к обучению бакалавров психолого-педагогического направления, основанный на сценировании учебно-развивающих ситуаций. Исследование расширяет теоретические представления об особенностях рефлексии профессионального становления бакалавров психолого-педагогического направления на этапе вхождения в профессию. Результаты и выводы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей высших учебных заведений для развития и формирования рефлексивных способностей студентов.
Баринова Е.Б. - Особенности реализации инклюзивного образования в Российской Федерации на современном этапе c. 53-63

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.1.32248

Аннотация: В данной статье представлен комплексный анализ нормативно-правовых, методологических и практических требований к внедрению инклюзивного обучения в современной образовательной организации. Рассмотрены основные международные правовые акты, обеспечивающие права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; перечень законов, обеспечивающих внедрение инклюзивной практики в российское образование; нормативно-правовые документы, регулирующие эффективное функционирование инклюзивной деятельности образовательной организации в Российской Федерации, основные методологические требования к внедрению инклюзивного обучения в образовательной организации; требованиями к практическим результатам внедрения динамического процесса инклюзивного образования. В образовательной организации можно выделить три основных механизма осуществления инклюзии: 1. Составление и реализация индивидуального учебного плана; 2. Составление Программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося. 3. Составление Коррекционной программы, которая должна стать частью Образовательной программы организации. Основным итогом проведенного исследования является вывод, что инклюзия – это динамически развивающийся процесс, внутри которого лежат три самостоятельных подпроцесса. Первое – это процесс обучения, который имеет содержательное наполнение, программное и дидактическое обеспечение. Второе – это процесс сопровождения и поддержки. Третье – это все то, что касается социализации и вхождения в культуру и встраивания в систему общественных отношений.
Тимофеев В.В. - Автоматизация подготовки документов для портфолио обучающегося c. 60-65

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.24498

Аннотация: В настоящей статье автор рассматриваются проблемные вопросы создания и наполнения портфолио лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Создание портфолио предусмотрено федеральными образовательными стандартами третьего поколения. Требование о наличии портфолио в электронной информационной образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность, является обязательным. Однако, конкретно, его содержание образовательным стандартом не определяется. Оговорены лишь его отдельные составляющие. Ими являются работы, выполненные обучающимися, рецензии и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. Методы исследования, применяемые в ходе выполнения работы: анализ электронной информационной образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность, обобщение известного опыта её формирования и синтез Интернет-ресурса, содержащего портфолио лиц, обучающихся в образовательной организации и отвечающего условиям политики безопасности взаимодействия сервисов, размещенных в сети Интернет, с ресурсами локальной сети. Научная новизна работы заключается в анализе проблематики содержательного наполнения электронной информационной образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность, выполненной автором и создании автоматизированных средств формирования портфолио обучающегося. Предлагается метод и средство формирования содержательного наполнения портфолио обучающегося, реализуемые в автоматизированном и ручном режимах. Включающие информацию об учебной и внеучебной деятельности обучающегося.
Мокшина Ю.Л. - STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса c. 63-71

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.28642

Аннотация: В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования – ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.
Дорофеев А.В., Ястребова К.А. - Развитие готовности педагога к тьюторской деятельности средствами электронного учебного курса в системе дистанционного обучения c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27368

Аннотация: Объектом исследования в статье выступает процесс повышения квалификации педагогов. Предмет - дистанционное обучение педагогических кадров навыкам тьюторской работы с обучающимися. Проводится анализ тьюторской деятельности как умения педагога планировать индивидуальное направление обучения для конкретного ученика с учетом его интеллектуальных и эмоциональных наклонностей, базовых знаний и оптимальных учебных перспектив. Приводится сравнительная характеристика должностных обязанностей и оптимальных черт характера учителя, куратора и тьютора. Отмечаются необходимые профессиональные характеристики деятельности педагога для развития у него тьюторской позиции. В статье отмечается, что овладение методами тьюторской деятельности не отменяет первоначальную специализацию педагога, а существенно дополняет ее. Конструирование электронного учебного курса «Методы тьюторского сопровождения обучающихся» проводится на основе сопоставления возможностей методического инструментария в системе дистанционного обучения. К научной новизне можно отнести особенности применения технологий дистанционного обучения для эффективного перевода педагога в тьюторскую позицию на базе того педагогического опыта, которым он уже обладает. В работе делается вывод, что дистанционное обучение педагогов методам тьюторской деятельности в школе базируется на ИКТ–компетентности и ориентируется на дистанционные методы консультирования и систему комплексных учебно-методических задач. Отмечается, что тьюторство – это особая педагогическая позиция современного учителя, которая предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса
Красников В.В., Пирожков Г.П. - Проект Тамбовского центра краеведения: программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» c. 71-126

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.10873

Аннотация: Статья раскрывает цель, задачи и содержание разработанной преподавателями вузов Тамбова, членами уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), образовательной программы-компендиума «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе ее разработки многие сюжеты были апробированы не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и в аудиториях учебных заведений. Авторы программы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста. Они рассматривают программу как перспективную форму интеграции образования в культурную среду. Цель программы-компендиума – ознакомление будущих специалистов с основными этапами процесса складывания многослойного мира культуры (культурного пространства) региона (в границах Тамбовского края), с его конкретно-исторической динамикой и спецификой её проявления на каждом этапе истории. Для реализации этой цели предлагается междисциплинарная (историко-социологическая на стыке с культурологической) версия построения программы. В ней соединяются историко-краеведческий и культурологический ракурсы рассмотрения региональной культуры с учётом общих линий конкретно-исторической динамики и тенденций формирования российской культуры, вызревания и трансформаций её духовных идеалов, роли региона в процессе складывания национального культурного наследия. При построении компендиума приоритет отдан культурологическим и историко-краеведческим подходам, использованы методы сравнительно-исторический, описательный, реконструкции и другие приёмы исследования и изложения материала, что позволяет выявлять общее и особенное в развитии страны и её регионов, отдельных частей Тамбовского края, причины их сходств и различий, помогает расшифровке динамики «смыслов» регионального мира культуры, его исторических и современных наслоений. Междисциплинарная версия построения программы учитывает ряд положений активно разрабатываемого современной китайской философией (Чжан Ливэнь и др.) «метода гармонии» (хэхэфанфа). Он рассматривается как метод взаимодополнения, когда «все вещи развиваются, не нанося вреда друг другу, и соотносятся друг с другом без взаимного отторжения». Узловые звенья и отобранный материал подчинены как идее выявления внутренних механизмов развития культуры в рамках отдельного территориального пространства, так и использования историко-краеведческого материала в культурологической подготовке студентов. При этом культурный процесс рассматривается в качестве одного из основных механизмов развития, своего рода пружины, обеспечивающей динамику функционирования разнообразных территориальных процессов и духовного становления будущего специалиста. Программа рассматривается в комплексе с другими научно-образовательными проектами ТЦК, в основе которых лежит культуролого-краеведческий подход, например, по изучению культурных традиций Тамбовского края, что связано с разработкой теоретических и научно-методических основ содержания регионального компонента в программах подготовки студентов по ряду вузовских специальностей с учётом местных (локальных) социально-культурных традиций. Программа-компендиум учитывает состояние современной стадии разработки общих вопросов теории и истории отечественной культуры, а также складывания культуролого-краеведения как междисциплинарной области научного знания и комплекса учебных дисциплин. Программа-компендиум ориентирована на студентов как будущих специалистов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях современных проблем, ориентироваться в специфике формирования регионального культурного потенциала в целом и его опорных звеньев. При этом студент должен понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности, необходимого будущему обществу, а в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла, в частности, историко-философские и культуролого-краеведческие. Объединяющим моментом в построении программы-компендиума является ориентация на развитие активных форм мышления, на использование для этого вербальных и визуальных способов восприятия информации, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Такая направленность соответствует разрабатываемым применительно к разным дисциплинам перспективным моделям гуманитарного знания и общенаучной тенденции к появлению междисциплинарных дискурсов.
Фидарова С.И. - Современная образовательная среда: проблемы подготовки педагогических кадров c. 74-81

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10464

Аннотация: Предметом исследования в научной статье выступают проблемы подготовки педагогических кадров в условиях реалий сегодняшнего времени на уровне среднего профессионального образования, и высшего образования; целостная модель образовательной системы; система подготовки педагогических кадров государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» в рамках полилингвальной модели поликультурного образования; развитие личности – субъекта поликультурного гражданского общества, интегрированного посредством родного языка и культуры в общероссийское и мировое культурное пространство. Методологической основой исследования выступает анализ опыт развития инноваций Северо-осетинского государственного педагогического института – полилингвальной модели поликультурного образования Научная новизна статьи в практическом значении заключается в возможности использования различными образовательными организациями высшего образования педагогического профиля положительного опыта развития педагогического вуза, на примере Северо-Осетинского государственного педагогического института, представленного в данной статье, оформления достигнутых результатов в целостную модель образовательной системы.
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Формирование у будущих экономистов и инженеров умения многосторонне оценивать деятельность в процессе обучения математике c. 74-90

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27930

Аннотация: Объектом нашего исследования является процесс обучения математике экономистов и инженеров. Предмет исследования ‑ формирование способности комплексно, многосторонне оценивать адекватность рассматриваемых феноменов в процессе обучения математике экономистов и инженеров. Целью нашего исследования является построение модели многостороннего оценивания математической деятельности (ее целей, способов деятельности, результатов) и деятельности по применению математики, как компонента образования экономистов и инженеров. Предлагается многокритериальный подход к оцениванию рассматриваемых феноменов на основе авторской теории моделирования и теории адекватности. Оценка качества модели определяется в теории адекватности путем сравнения оцениваемой модели с моделью, принятой в качестве эталонной. Методология исследования включает в себя теоретический анализ современного математического образования, теорию моделирования, компетентностный и деятельностный подходы. В теории моделирования Ю.Б. Мельникова оценка адекватности модели рассматривается как результат сравнения оцениваемой и эталонной моделей. Оценка адекватности рассматривается как функция, аргументами которой являются оцениваемая и, соответственно, эталонная модели. Это позволило получить новый научный результат: формализация конкретной характеристики адекватности может начинаться либо с построения эталонной модели (с последующей конкретизацией соответствующей функции), либо с формирования способа сравнения (с последующим выделением эталонной модели и формализацией соответствующей функции). Показано, что содержание математического образования обладает достаточным потенциалом в создании у студента многостороннего и многопланового представления о рассматриваемых феноменах; позволяет формировать у обучаемых умение и привычку осуществлять многоаспектный анализ рассматриваемых явлений. Кроме того, этот подход позволяет выработать у преподавателя привычку к формированию многоаспектного представления об обучаемом.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио c. 88-98

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.19386

Аннотация: Предметом исследования является оценка сформированности компетенций обучающегося, как составного элемента портфолио, представленного в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Обсуждаются методы оценки уровня сформированности компетенций обучающегося на основе результатов промежуточных аттестаций и творческих работ обучающегося за весь период обучения. Рассмотрено использование матрицы компетенций основной образовательной программы при оценке уровня сформированности отдельных компетенций обучающегося. Обсуждается применение информационных ресурсов, используемых при организации образовательного процесса, для автоматизации построения портфолио обучающихся. Методом и методологией исследования является системный анализ информационных ресурсов, используемых и образующихся при осуществлении образовательного процесса. Основными выводами приведенного исследования являются утверждение о том, что для учета результатов промежуточных аттестаций по дисциплинам основной образовательной программы при оценке уровня сформированности компетенций необходимо в матрицу компетенций вводить весовые коэффициенты. При трехуровневой оценки компетентности обучающегося результаты творческих работ, участие в конкурсах предлагается учитывать только для внесения изменений между вторым и третьим уровнями.
Третьяк Н.А. - Формирование дорожной карты сетевого взаимодействия образовательных организаций как инструмента инновационного развития c. 91-103

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28051

Аннотация: Сетевое взаимодействие в последние десять лет привлекает многих исследователей, что подтверждается высокой публикационной активностью по данной тематике. Несмотря на это, в проблематике инновационного развития образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия, вопросы организации сетевого взаимодействия не получили должного освещения. Проведенное исследование показало отсутствие единого подхода к формированию сетевого взаимодействия и необходимость структурировать этот процесс. Цель исследования заключается в разработке дорожной карты, которая поможет повысить эффективность процесса организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Теоретическое обоснование использования сетевого взаимодействия как инструмента инновационного развития образовательных организаций позволило сформировать пошаговый сценарий развития сетевого взаимодействия в виде дорожной карты. Оригинальность дорожной карты обеспечена, во-первых, наглядным представлением поэтапного сценария организации и развития сетевого взаимодействия, связующего между собой видение будущего, стратегию его создания и контурный план; во-вторых, возможностью развития сетевого взаимодействия по спирали, то есть повторяемостью цикла. Рекомендации по выстраиванию процесса организации и осуществления сетевого взаимодействия четко сгруппированы по этапам и предусматривают создание информационной поддержки сетевого взаимодействия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.