Современное образование - рубрика Развивающиеся педагогические технологии
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Развивающиеся педагогические технологии"
Развивающиеся педагогические технологии
Кирнарская Д.К. - Три источника и три составные части реформы российского образования: опыт музыкального искусства c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24201

Аннотация: В статье говорится о необходимых реформах, которые назрели в системе отечественного музыкального образования. Сущность кризиса состоит в том, что устарело содержание образования, которое по-прежнему сосредоточено на сольном исполнительстве, в то время как рынок труда предлагает вакансии иного рода, связанные с навыками коммуникации, менеджмента и диверсификации музыкальных стилей, которыми владеет выпускник. Вторая сторона кризиса – это чрезмерная перегруженность студентов аудиторными занятиями, не оставляющими возможностей для самообразования, работы и отдыха, столь необходимых юному человеку. Перегруженность как родовой признак российской системы образования касается также профессоров и преподавателей, лишенных возможностей профессионального роста и полноценной научной деятельности. При этом в статье предлагается не увязывать заработную плату преподавателей с аудиторной нагрузкой и ни в коем случае не уменьшать оплату их труда вместе с уменьшением учебных часов, что является принципиальным моментом предлагаемой реформы. Третья сторона кризиса – устаревший формат подачи материала, опирающийся на лекционные занятия, в то время как психология современных студентов тяготеет к иным форматам, непременно включающим самостоятельное творчество и интерактивность. Все отмеченные системные недостатки музыкального образования признаны международными экспертами как нуждающиеся в реформировании. Их мнения и предложения также рассматриваются в статье, где реформа музыкального образования опирается на три главные составляющие – содержание образования, его организацию и формат обучения, в результате чего будет достигнута реальная востребованность и успешность выпускников на рынке труда.
Михайлова Т.А. - Социально-педагогическое сопровождение как способ повышения качества обучения студентов с особыми адаптивными возможностями в условиях профессионального учреждения c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.3.33942

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации социально-педагогического сопровождения студентов, имеющих различные ограничения жизнедеятельности в процессе профессионального становления. Таким образом, объектом исследования является профессиональное образование студентов, имеющих ограниченные возможности, предметом исследования - процесс организации социально-педагогического сопровождения студентов, имеющих особые потребности при обучении. Статья раскрывает понятие «студент с особыми адаптивными возможностями», описывает наиболее актуальные сферы и уровни адаптивности, непосредственно влияющие на качество подготовки обучающегося с ограниченными возможностями. Особое внимание автор уделяет теоретическим аспектам в вопросах организации сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении, отдельно показывая значимость социально-педагогического сопровождения в профессиональном становлении обучающихся данной категории. Автор отмечает, что использование при организации процесса обучения молодых людей с особыми адаптивными потребностями социально-педагогического сопровождения способствует качественному изменению уровня адаптивных возможностей.    Новизна данного исследования состоит в выявлении характеристик адаптивных возможностей студентов с адаптивными возможностями при обучении, описание сущности, содержания социально-педагогического сопровождения студентов, данной категории на разных этапах овладения профессией, его принципов организации и технологии реализации. В ходе исследования автор приходит к выводу о необходимости реализации технологии социально-педагогического сопровождения в условиях профессионального образовательного учреждения. Автором показано влияние социально-педагогического сопровождения на качество подготовки конкурентноспособного специалиста, из числа студентов с особыми адаптивными возможностями, что подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы. Статья представляет интерес для специалистов, преподавателей, руководителей образовательных учреждений, реализующих инклюзивное профессиональное образование.
Березина Т.Н., Перепечина А.С., Бузанов К.Э. - Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля посредством технологий виртуальной реальности c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8736.2020.4.34127

Аннотация: Объектом исследования являются негативные состояния, переживаемые обучающимися во время занятий. Предметом исследования является коррекция негативных состояний посредством технологий виртуальной реальности. Теоретически и эмпирически исследуется возможность коррекции негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля. Выделены основные приемы коррекции психических состояний посредством виртуальных технологий. Проанализовано использование технологий виртуальной реальности в образовательной сфере. Проведено эмпирическое исследование. Используются диагностические методы оценки состояний: утомления, усталости, напряжения, стресса, монотонии пресыщения и методы экспериментального воздействия: просмотр релаксационных и динамически-возбуждающих сюжетов, демонстрируемых посредством шлема виртуальной реальности в течении 10-20 минут.   Показано, что в течении учебного дня у студентов экстремального профиля в процессе занятий накапливаются негативные эмоциональные состояния: утомление, напряжение, ситуативная усталость, монотония. Применение технологии виртуальной реальности для погружения студента в виртуальное пространство позвонит восстановить ментальные ресурсы и задержать развитие негативных состояний. Для развития ментального ресурса большое значение имеет правильный подбор виртуальных реальностей Вывод: просмотр сюжетов виртуальной реальности релаксационного типа приводит к снижению уровня утомления, а динамически-возбуждающего типа с эффектом присутствия приводит к снижению уровня ситуативной усталости у студентов психологов экстремального профиля.
Криштофик И.С. - Организация процесса освоения основ педагогической коммуникации будущими педагогами c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22420

Аннотация: Предметом исследования в статье является подход к разработке учебного курса, направленного на формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов. Объектом исследования является проблема формирования в образовательном процессе вуза комплекса профессиональных компетенций будущих педагогов, обеспечивающих эффективное выполнение трудового действия, нацеленного на развитие обучающихся. Подробно рассматриваются различные аспекты понятия «педагогическая коммуникация». Особое внимание уделяется вопросу о выстраивании образовательно-педагогического дискурса на основе анализа специально отобранных текстов, отражающих особенности коммуникативных ситуаций в деятельности педагога, требующих от него проявления коммуникативной компетенции. Методы проведенного исследования: анализ нормативных документов, дискурсивный анализ образовательного процесса, интерпретация и конструирование понятий, научно-методическое и педагогическое моделирование. Основными выводами проведенного исследования являются принципы, определяющие особенности педагогической технологии формирования коммуникативной компетентности будущего педагога. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка содержания понятия «образовательно-педагогический дискурс». Новизна исследования заключается в обосновании педагогической технологии, обеспечивающей «погружение» студентов в проблему коммуникации в образовании, представленную с различных точек зрения, отражающих смысловые и функциональные аспекты самого понятия «педагогическая коммуникация».
Надыршин Т.М. - Проблемы антропологического исследования религии и образования c. 15-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31075

Аннотация: В статье перечислены основные проблемы, находящиеся на стыке изучения двух развивающихся субдисциплин антропологической науки: антропологии образования и антропологии религии. Автором в работе перечислены такие проблемы как атеистическая и религиозная социализация детей в школе, связь конфессиональной самоидентификации с учебным процессом, религиозные меньшинства в школе, религиозные организации и школа, потребление и воспроизводство религиозных медиа, язык, место классовой культуры, религиозная грамотность и связь прикладной антропологии образования и религии. Каждая из указанных проблем нуждается в детализации и расшифровке, поэтому она будет включать детализацию и пример возможного исследования проблемы. Указанные выше проблемы и аспекты являются очень широкими, и по сути лишь попытками осмысления масштабного локуса взаимодействия антропологии образования и антропологии религии. Данная работа лишь обозначает контур будущих направлений разработок. Кроме того указанные направления могут быть использованы для составления программы исследования религии в стенах учебных заведений.
Санина С.П. - Роль проблемно задачной технологии в развитии компетенций обучающихся (на примере учебного предмета географии) c. 28-35

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23658

Аннотация: Предметом исследования является развитие компетенций учащихся основной школы в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности на уроках географии. Автор подробно рассматривает проблемно–задачную технологию как форму по освоению обучающимися деятельностного содержания образования. В статье представлена модель проблемно-задачной организации образовательной деятельности в схемно-графической форме. Описаны различия между проблемой, задачей и средством. На примере одной темы учебного предмета географии показана реализация проблемно–задачной технологии. Приведены примеры трех задач по теме «Масштаб» географии 6 класса. В работе использованы методы исследования первоисточников, включая контент-анализ, метод моделирования и формирующего эксперимента. Для определения уровня развития компетенций учащихся была выбрана методика Е.В. Чудиновой «Экспресс-диагностика основных образовательных результатов в начальной и основной школе». Основными выводами проведенного исследования являются: использование проблемно–задачной технологии в обучении способствует изменению содержания образования, оно становится деятельностным; в условиях проблемно–задачной организации образовательной деятельности учащиеся лучше овладевают основными понятиями курса, у них развиваются компетенции. Описанная модель обучения может найти применение в деятельности педагогов по реализации деятельностного подхода в образовательном процессе.
Markova A.S., Mamukina G.I. - Games as a Component of Teaching Foreign Languages in High School c. 31-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.39860

EDN: RGZDMO

Abstract: The positive influence of playing games with students has often been the subject of scientific papers, which is confirmed by articles by Z. K. Moldakhmedova, A. A. Kadieva, A. A. Shatilova and other researchers. However, the genesis of the game, which allows us to find the phenomenon's origins in the era of syncretism (A. N. Veselovsky), despite the work of L. S. Vygotsky, is still not fully understood. Meanwhile, understanding the essence of the game allows one to introduce it as a component of learning in the process of mastering a foreign language, including overcoming the border "friend-foe" (Y. M. Lotman) and to be able to feel freedom (J. Huizinga) to obtain and consolidate knowledge. Thus, the purpose of this work is to study the genesis of the game as a phenomenon rooted in the syncretic era (where it existed as part of a ritual) in identifying the possibilities of the game situation for the realization of creative (mimetic) activity of students, to overcome language barriers. In light of this approach, the game becomes not an element that can relieve the tension of "serious work" but a special optics that allows one to perceive cognitive activity differently. The main work method is the genetic method proposed by O. M. Freudenberg. The theoretical basis of the research is the works of Y. M. Lotman, A. N. Veselovsky, M. M. Bakhtin, O. M. Freudenberg, L. S. Vygotsky, and other scientists.
Menzhulina D. - Language Trainers as a Means of Electronic Linguodidactics: Experience in the Development and Implementation of the Video Tutorial Cycle "A Walk in the Primorsky Territory" in the RCT Learning Process c. 34-43

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37584

EDN: RKOKAY

Abstract: The subject of this study is the linguodidactic and linguometodic potential of an interactive simulator as a means of electronic linguodidactics in teaching Russian as a foreign language. During the research, a set of methods is used: methodological modeling, questionnaires, expert evaluation, etc. The primary method of research is a pedagogical experiment. During the experiment, a model of the educational process was built using a language trainer as a means of electronic linguodidactics. The pedagogical experiment was conducted in three stages and was aimed at studying the features of the educational process when teaching Russian as a foreign language using electronic linguodidactics. The data for the analysis were collected by questioning the students who participated in the experiment. The relevance of the study of electronic linguodidactics in teaching RCT lies in the fact that during the pandemic and with a mass transition to distance learning, the needs of students in intensive foreign language acquisition courses continue to grow. RCT teachers must create and use electronic educational resources in language teaching and their multidisciplinary development. In addition, the idea of syncretism in educational technologies seems relevant. The study made it possible to formulate the theoretical foundations of the linguometodic simulator and to confirm its practical significance in teaching RCT. The theoretical and practical significance of the research lies in deepening and expanding scientific and methodological ideas about the place and role of an interactive language trainer in the environment of electronic means of teaching RCT, as well as in presenting opportunities to improve the effectiveness of the formation of language skills and speech skills in teaching RCT. The main conclusion of this study is the position on the relevance of the use of electronic linguodidactics in the teaching of RCT, in particular, an interactive language trainer.
Крылова М.Н. - Разнообразные виды заданий как условие успешности обучения курсу «Культура речи и деловое общение» в техническом вузе c. 36-44

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.2.34106

Аннотация: Объектом исследования в статье стала организация практического обучения курсу «Культура речи и деловое общение» в техническом вузе, а его предметом – выбор упражнений и заданий, которые позволят сделать изучение курса более успешным. Отмечается, что в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования последнего поколения все выпускники должны обладать универсальными лингвистическими и коммуникативными компетенциями, на формирование которых и нацелена данная учебная дисциплина. В ходе исследования использовались методы анализа научной и методической литературы, обобщения сделанного другими исследователями, систематизации дидактического материала, моделирования.   Научная новизна исследования состоит в том, что акцентируется зависимость успешности обучения от выбора педагогом заданий и упражнений для практических занятий. Установлено, что наиболее эффективными будут творческие задания и задания исследовательского характера. В то же время нельзя отказываться и от упражнений репродуктивного и частично поискового характера. Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации обучения дисциплине «Культура речи и деловое общение» в техническом вузе, а также другим учебным курсам. Делается вывод о высокой роли педагога, его творческого подхода к делу организации обучения.
Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Феттер И.В. - Структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения c. 41-50

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.1.25047

Аннотация: В данной статье представлены результаты исследования форм, методов и средств педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения в современном медицинском вузе. Целью исследования является обоснование, разработка и апробация форм, методов и средств педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов средствами электронного обучения. Практическая значимость исследования заключена в возможности применения структуры педагогического сопровождения организации самостоятельной работы ординаторов с применением электронных средств обучения в образовательном процессе медицинского вуза. В исследовании использовались следующие методы: 1)теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; 2) обобщение практического опыта, накопленного в образовательном процессе в медицинском вузе, наблюдение, беседа, анкетирование. Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке структуры педагогического сопровождения организации самостоятельной работы с применением электронных средств обучения; в проведении экспериментального исследования, нацеленного на апробацию полученных результатов. Подводя итоги исследования учебной мотивации ординаторов, авторы делают вывод, что при использовании системы электронных средств обучения показатели (сформированная мотивация к обучению; удовлетворенность учебной деятельностью; уровень включенности в учебный процесс; коэффициенты качества полученных знаний) возросли. Авторы доказывают, что применение электронных систем обучения не убирает рисков в системе «преподаватель-компьютер-ординатор», но возможность их возникновения учитывается при разработке, внедрении и реализации электронных учебно-методических комплексов самостоятельной работы. Авторы полагают, что представленная структура педагогического сопровождения самостоятельной работы ординаторов в послевузовском образовании в условиях электронного обучения достаточно эффективна и может быть реализована в образовательной практике медицинского вуза.
Сотникова О.А. - Приоритет в выборе педагогических технологий нефтегазового образования при изучении теоретического материала c. 45-67

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.17046

Аннотация: Предметом исследования является деятельность студентов нефтегазового направления подготовки по изучению учебного материала. В статье рассматривается вопрос выбора педагогических технологий в нефтегазовом образовании при изучении профессиональных дисциплин. На основе анализа специфики нефтегазовой области определяется состав опорных составляющих профессиональных компетенций. Обосновывается вывод о приоритете организации деятельности студентов по выполнению логико-технологического анализа учебного материала. Состав указанных действий выявлен только в общем виде и требует конкретизации при организации обучения каждой отдельной дисциплине (модуля). Теоретический анализ проблемы организации учебной деятельности студентов. Методология системного подхода к изучению учебного материала в высшем образовании. Основным выводом данного исследования является обоснование приоритета обучения логико-технологическому анализу учебного материала. Основным вкладом в педагогическую науку является описание состава логико-технологического анализа учебного материала, изучаемого в профессиональных дисциплинах нефтегазового направления подготовки. К новизне научного исследования относится классификация учебного материала профессиональных дисциплин в его соответствии с действиями по выполнению логико-технологического анализа.
Лисаускайте В.В. - Применение игровых технологий как формы интерактивной методики преподавания магистерских дисциплин c. 50-58

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.1.35145

Аннотация: Предметом исследования является анализ форм внедрения интерактивной методики преподавания в виде игровых технологий на примере конкретной дисциплины в рамках обучения по магистерской программе "Право в сфере региональных международных отношений". Объектом исследования выступают "деловая игра" и "групповое исследование" как формы проведения занятий. Особое внимание уделяется анализу признаков интерактивных технологий, которые формирует автор из базового определения, а также характеристике методики применения игровых технологий в рамках учебной дисциплины «Особенности организационного и правового сотрудничества государств в области защиты от бедствий в рамках региональных механизмов».   Основными выводами проведенного исследования являются: применение игровых технологий является необходимым элементом преподавания, и такая методика должна активно использоваться; важно детально продумать цель и задачи конкретной игровой технологии, которую планируется применить, для того, что был необходимый результат; конкретный вид используемой игровой технологии зависит от различных аспектов, в том числе уровня обучения, дисциплины и темы; использование игровых технологий в обучении позволяет закрепить изученный материал, выявить и отработать пробелы в знаниях, получить практику их применения. Особым вкладом автора в исследование темы является представленная методологическая характеристика применения конкретных игровых технологий в рамках рассмотренной учебной дисциплины. Новизна исследования заключается в преломлении общетеоретических характеристик интерактивных методов и их форм относительно применения в преподавании юридических дисциплин магистерской ступени обучения.
Степанов С.Ю., Соболевская Т.А., Рябова И.В., Нежкина Н.Н., Нехорошева Е.В., Чистякова Ю.В. - К разработке системы психолого-педагогических технологий повышения успеваемости школьников с проблемами здоровья c. 51-60

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.3.25585

Аннотация: В статье представлен анализ результатов анкетирования педагогов г. Москвы с целью выявления существующего уровня и содержания работы с неуспевающими детьми, имеющими проблемы со здоровьем, а также запросов педагогов в формировании данной компетенции. Предметом исследования работы являются содержание и условия использования педагогическими работниками психологических технологий сопровождения неуспевающих школьников, имеющих проблемы со здоровьем. Целью научно-исследовательской работы являются разработка и обоснование эффективности новых психолого-педагогических технологий для повышения успеваемости школьников с проблемами здоровья. С целью оценки имеющихся на данный момент у педагогов столичного образования представлений о состоянии здоровья обучающихся и возможных причинах их неуспеваемости нами был проведен опрос в московских школах. Он стал основанием для анализа навыков и знаний педагога в области технологий работы с неуспевающими детьми, имеющими проблемы со здоровьем, а также для выявления организационно-педагогический условий деятельности педагога в школе, способствующих или препятствующих эффективности решения проблемы. Актуальность проводимой научно-исследовательской работы обусловлена прежде всего тем, что на данный момент институт образования в лице конкретного педагога и системы в целом, не располагает достаточным арсеналом средств, методов и технологий, позволяющих своевременно определять причины возникновения трудностей в обучении с целью своевременного предотвращения последствий, отражающихся в нарушении состояния здоровья учащихся и, как следствие, проявляющейся в школьной неуспеваемости. Приоритетом в этом направлении должно стать формирование и совершенствование работы педагога с неуспевающими школьниками, имеющих проблемы со здоровьем.
Фаритов А.Т. - К вопросу применения 3D-прототипирования во внеурочной деятельности учащихся c. 55-63

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31593

Аннотация: Современные мировые стандарты требуют от государственной образовательной системы разработки принципов освоения основ проектно-исследовательской деятельности, в частности, обретения навыков 3D-прототипирования. На данный момент существует взаимосвязь между осознанием важности внедрения современных технологий в образовательный процесс и недостаточностью проведенных научных исследований по этой теме. Таким образом, предметом исследования данной статьи определены организационные условия, при которых внедрение технологии быстрого прототипирования в условиях внеурочной деятельности в рамках школы будет целесообразным и эффективным. Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений был использован комплекс методов: теоретических (изучение и анализ литературы, системный анализ, классификация, аналогии, интегрирование, моделирование); эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности педагогов и учащихся, наблюдение, в том числе включенное, интервьюирование, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа), качественную и количественную обработку результатов исследования. По итогам проведенного исследования определено содержание педагогического обеспечения процесса применения технологии 3D-прототипирования в общеобразовательный процесс во внеурочной деятельности. Обоснованы и экспериментально проверены внешние обстоятельства, влияющие на эффективность интегрирования 3D-технологий в образовательную среду школы.В результате проведенного исследования нами изучены особенности технологии быстрого прототипирования, а также возможности их использования в образовательном процессе.
Дронова С.Ю. - Настольные игры в изучении иностранных языков: теория и практика (на примере испанского языка) c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8736.2021.1.35174

Аннотация: Цель данной работы состоит в оценке возможностей использования настольных игр в изучении иностранных языков. Объект исследования: геймификация в изучении иностранных языков. Предмет исследования: образовательный потенциал настольных игр при обучении иностранным языкам подростков и взрослых. Актуальность работы заключается в поисках новых форм интеграции образовательного процесса и практической деятельности. Автор отмечает важное преимущество коммуникации на иностранном языке во время игры перед иными формами учебной коммуникации в смещении фокуса внимания обучающихся и восприятии иностранного языка как инструмента для достижения игровых целей, а не как самоцели. Особое внимание уделяется вариативности применения каждой игры и способам адаптации под учебные цели, уровень подготовки обучающихся, выделенное время.   При помощи общенаучных методов, таких как изучение литературы, анализ и синтез, классифицирование, и эмпирических методов, как эксперимент, наблюдение и сравнение, в качестве результатов представлено методическое обоснование и разбор восьми настольных игр, при этом семь из них подходят для изучения любого иностранного языка, а не только испанского, на примере которого они рассматриваются. Представлена классификация настольных игр для использования в учебном процессе и дана сравнительная характеристика двух типов игр. Результаты данного исследования носят практический характер и могут быть использованы при преподавании иностранных языков на любом уровне и на любой ступени образования. Все методики апробированы в ходе изучения испанского языка в ВУЗе на неязыковых специальностях и показали высокую эффективность.
Карастелев В.Е. - В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? c. 104-118

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.28457

Аннотация: Объектом исследования является новая область практики использования вопросов и вопрошания. Предметом исследования – практика инициирования собственных и ответственных вопросов от партнеров по коммуникации, обучающихся и т.д. В статье утверждается, что переломная эпоха требует от человека умения ставить вопросы, готовности с уважением и ответственностью делиться ими с окружающими и мужества оставаться с вопросом, превращая его в источник поисков и развития. В то же время в наследство человечеству досталась культура, в которой вопрос является неудобным или неуместным, требует особых прав для его задавания. Осознание этой проблемы требует сделать искусство вопрошания особым содержанием обучения. В идеале его надо рассматривать как один из видов грамотности, необходимой человеку XXI века. Методологически определяющими для исследования послужили разработки Московского методологического кружка и его лидера Г. П. Щедровицкого, а также работы Д. Ротштейна, Л.Сантаны, Д. Диллона. Новизной исследования является представленный опыт практики задавания собственных вопросов основателей Института правильных вопросов Д. Ротштейна и Л.Сантаны. Анализ данного опыта, который используется во многих странах мира более 20 лет и до сих пор непредставленный в русскоязычных источниках. Кроме того представлена оригинальная карта направлений и разработок в области вопрошания.
Гавришина О.Н., Певнева И.В. - Вызовы и требования к эффективной реализации инклюзивного образования в вузе c. 112-117

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21928

Аннотация: Предметом исследования является современное состояние инклюзивного обучения студентов с ограниченными физическими возможностями в вузе. Рассматриваются основные проблемы, связанные с интегрированным подходом в обучении, основными среди которых являются предрассудки , физические ограничения к доступу мест обучения, структура учебных планов вузов, психологическая неготовность педагогов, социально-экономические факторы и недостаток финансирования. Статья рассматривает существующие в настоящее время возможности применения технологий, используемые для обучения особых студентов, а также рекомендации для эффективного применения подхода к студентам с ограниченными физическими возможностями. Для выявления ключевых проблем в работе вуза со студентами-инвалидами применялся опрос и метод описания. Основные выводы исследования текущего этапа в развитии инклюзивного обучения на примере КемГУ являются следующие: развитие технических и мультимедийных средств обучения, а также дистанционного образования способствуют эффективному развитию инклюзивного обучения. Среди основных проблем называются недостаточная разработка специальной литературы, психологические и физические особенности студентов, недостаточная готовность педагогов к работе в рамках инклюзивного обучения.
Саввина О.В., Косорукова А.А., Матухин П.Г., Максимова О.Б., Алиева О.Г. - Междисциплинарные IT-проекты как технология подготовки полилингвальных контрольно-измерительных материалов по курсу «Биоэтика» c. 127-138

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11369

Аннотация: Дисциплина «Биоэтика», преподаваемая российским и иностранным студентам медицинского факультета включает в себя междисциплинарные знания в области философских, медицинских и юридических наук. В связи с этим возникают некоторые сложности в усвоении материала студентами, а также в организации мероприятий по контролю знаний студентов. В статье описывается метод контроля знаний студентов (тестирование), а также возможность тренинга по базовым понятиям курса «Биоэтика» при помощи информационных технологий с использованием междисциплинарного подхода. Создание комплекта инструментов для подготовки тестирования по курсу "Биоэтика" в таблицах Microsoft Excel для студентов бакалавриата по направлению 060101 "Лечебное дело"; перевод тестов на английский язык с целью тренинга российских и иностранных студентов по всему курсу, а также с целью контроля знаний студентов. Программный комплект был опробован на занятиях в учебных группах, протестирован преподавателями. В ходе опытной эксплуатации были обнаружены и исправлены ошибки программирования и отдельные ошибки в формулировках вопросов. Также была более строго организована система вопросов. Они были сгруппированы в определенном порядке. Результаты испытаний показали, что комплект может быть использован для повышения эффективности самостоятельных занятий и проведения рубежных и итоговых аттестаций иностранных студентов на медицинском факультете университета.
Фасхутдинова Ю.Ф. - Мотивация и развитие когнитивных способностей у школьников. c. 140-154

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.5113

Аннотация: Проводится исследование эффективности психологических тренингов когнитивных способностей на примере тренинга Т.Н.Березиной. Предполагается, что эффективность тренинга влияет две группы факторов. Во-первых, это сам факт участия в тренинге, обучение школьника необходимым методикам управления своими памятью и вниманием. Во-вторых, это мотивация школьника. Эмпирически было доказано, что для высоко мотивированных старшеклассников тренинг достоверно эффективен, в процессе тренировки у них возрастает объем внимания и кратковременной памяти на слова и на числа. Высокомотивированными считались школьники принимавшие участие в тренинге добровольно, по своему желанию, и которые полагали, что тренинг им лично будет полезен. У низкомотивированной группы школьников достоверного улучшения когнитивных способностей за время тренинга не произошло, память внимания и мышление у них практически не изменились, а улучшение было не значительным. Низкомотивированными считались школьники, которые заставили принимать участие в тренинге, и которых говорилось, что их участие является формальным. Делается вывод о высокой роли мотивации для учебной деятельности школьника. Школьным психологам и педагогам предлагается не только проводить с детьми учебные или развивающие занятия, но сначала сформировать у них мотивацию к данным видам деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.