Статья 'Студенческие отряды как агенты социализации студенческой молодежи (по материалам исследования в Алтайском крае)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Студенческие отряды как агенты социализации студенческой молодежи (по материалам исследования в Алтайском крае)

Ахмедова Ангелина Рустамовна

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Akhmedova Angelina Rustamovna

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656049, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

axmedovaangelina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Кода Егор Александрович

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский Государственный Университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Koda Egor Aleksandrovich

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

kodaegor@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Стерлядева Наталья Анатольевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский государственный университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Sterlyadeva Natalya Anatolevna

PhD in Sociology

Associate professor, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

sterlyadeva@socio.asu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Лаптева Дарья Николаевна

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский Государственный Университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Lapteva Dar'ya Nikolaevna

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

d.lapteva13@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Олейникова Елизавета Павловна

студент, кафедра общей социологии и конфликтологии, Алтайский Государственный Университет

656949, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 520

Oleinikova Elizaveta Pavlovna

Student, Department of General Sociology and Conflictology, Altai State University

656949, Russia, Altai Krai, Barnaul, Dimitrova str., 66, office 520

lizavetkapo2006@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.3.40112

EDN:

NERMPZ

Дата направления статьи в редакцию:

03-04-2023


Дата публикации:

11-04-2023


Аннотация: Студенческие отряды в социологической науке изучаются с точки зрения взаимодействия с органами управления молодежной политикой, формирования специалистов на рынке труда, инструментов социализации. Представляется эвристичным рассмотрение студенческих отрядов как агентов социализации, осуществляющих свою деятельность посредством социальных практик. В рамках данной работы речь пойдет о движении студенческих отрядов как важном агенте социализации студенческой молодежи, поскольку студенческие отряды обеспечивают трудовое обучение и включение в трудовую деятельность студентов, формируют патриотизм и любовь к Родине, а также обеспечивают развитие потенциала молодых людей в самых разных аспектах современной жизни. Студенческие отряды как агенты социализации студенческой молодежи выполняют ряд дисфункций, среди которых эмоциональный и экономический аспекты, дополнительная нагрузка, негативное взаимодействие с другими людьми. Несмотря на это, бойцы студенческих отрядов высоко оценивают уровень адаптированности к профессиональной деятельности и уровень лидерских качеств, приобретенных или развитых в студенческом отряде, это подтверждают и эксперты. Каждый студент назвал ряд качеств, которые приобрел или развил в себе благодаря студенческим отрядам, среди которых: отзывчивость, открытость, уверенность, упорство, терпеливость, стрессоустойчивость, трудолюбие, решительность, пунктуальность, коммуникабельность, ответственность за себя и других, умение решать конфликтные и проблемные ситуации, умение делегировать, а также быстро принимать решения.


Ключевые слова:

молодежная политика, социальный институт, студенческий отряд, социализация, студенческая молодежь, агенты социализации, социологическое исследование, трудовая деятельность, патриотизм, социальные практики

Abstract: Student groups in sociological science are studied from the point of view of interaction with youth policy management bodies, the formation of specialists in the labor market, and socialization tools. It seems heuristic to consider student groups as agents of socialization, carrying out their activities through social practices. Within the framework of this work, we will focus on the movement of student detachments as an important agent of the socialization of student youth, since student detachments provide labor training and inclusion in the work of students, form patriotism and love for the Motherland, and also ensure the development of the potential of young people in various aspects of modern life. Student groups as agents of socialization of students perform a number of dysfunctions, including emotional and economic aspects, additional workload, negative interaction with other people. Despite this, the fighters of student squads highly appreciate the level of adaptability to professional activity and the level of leadership qualities acquired or developed in the student squad, this is confirmed by experts. Each student named a number of qualities that he acquired or developed thanks to student teams, including: responsiveness, openness, confidence, perseverance, patience, stress tolerance, diligence, determination, punctuality, sociability, responsibility for himself and others, the ability to solve conflict and problem situations, the ability to delegate, as well as make quick decisions.


Keywords:

youth policy, social institute, student squad, sociolization, student youth, agents of socialization, sociological research, labor activity, patriotism, social practices

Актуальной проблемой современного социологического знания выступает проблема социализации личности, в частности, социализации студенческой молодежи. Благодаря этому фундаментальному процессу происходит постепенное вхождение индивида в социум, а также занятие индивидуумом определенного места в обществе. Базовым способом развития молодежного потенциала можно считать вовлечение в социально-экономическую, социокультурную и общественно-политическую жизнь общества. Гарантиями эффективности социального развития студенческой молодежи можно считать определенный общественные организации и социальные группы[1]. В рамках данной работы речь пойдет о движении студенческих отрядов как важном агенте социализации студенческой молодежи, поскольку студенческие отряды обеспечивают трудовое обучение и включение в трудовую деятельность студентов, формируют патриотизм и любовь к Родине, а также обеспечивают развитие потенциала молодых людей в самых разных аспектах современной жизни.

Непосредственным обеспечением трудовой занятостью студенческой молодежи занимаются штабы студенческих отрядов. Помимо реализации трудового потенциала молодежи они оказывают влияние на создание досуга, который направлен на комплексное развитие личности, формируют гражданственность и делают все возможное для самореализации личности. Актуальность исследования влияния социальных практик студенческих отрядов на социализацию студенческой молодежи объясняется двумя факторами, во-первых, речь идет о полноценной интеграции молодежи в современную общественную структуру, а во-вторых, студенческие отряды формируют реальный трудовой резерв нашего государства, что является крайне важным в период социально-экономической нестабильности.

Ценность данной работы заключается в рассмотрении студенческих отрядов как агентов социализации через призму их деятельности посредством социальных практик – опривыченных действий. Учитывая схожие социальные практики социализации студенческими отрядами можно говорить о возможности широкой экстраполяции полученных результатов социологического исследования на другие регионы Российской Федерации.

Психологические аспекты социализации личности рассматривались в трудах таких отечественных ученых как А.Н. Леонтьева, И.В. Дубровина и т.д. Труды Дж. Клаузена внесли методологическую ясности в вопросах социализации личности, Г. Зимель выявил основные способы приспособления человека к социальным нормам. Испанский социолог Айзенсон Д.Б. рассматривал формирование идентичности студенческой молодежи, как фактор успешной вторичной социализации личности [18]. Особенности процесса социализации молодого поколения, в частности, студенческой молодежи, рассматривали С.И. Левицкая и В.Н. Нечипуренко. В трудах В.М. Сырых и А.С. Гречина были выявлены ключевые факторы социализации современной молодежи, а также определены факторы профессионального самоопределения и социальной самоидентифкации. Социологи Алтайского края также внесли свой вклад в изучение процесса социализации студенческой молодежи: Попов Е.А., Замятина О.Н. и Чуканова Т.В. охарактеризовали правовую культуру современного студента как базовый компонент социализации личности в контексте показателей качества высшего образования. Стоит отметить, что приведенный выше список работ по данной теме не затрагивает роль конкретных организаций в социализации студенческой молодежи, механизмов социализации конкретными организациями. Также не рассмотрен субъективный компонент восприятия процесса социализации конкретной организацией, другими словами считают ли сами объекты социализации ту или иную организацию полезной в своей жизни и по каким критериям. Социализация студенческой молодежи является комплексным и сложным феноменом, результат которой включает в себя не только наличие правовой культуры, но и совокупность профессиональных, общекультурных и иных необходимых компетенций. Соответственно предметная область данной работы – социальные практики студенческих отрядов как агентов социализации студенческой молодежи. Несмотря на достаточно хорошую научную разработанность данной проблемы, практически отсутствуют исследования социальных практик студенческих отрядов как агентов социализации студенческой молодежи, чем и обусловлена новизна данной работы.

Теоретико-методологическую базу работы представляет концепция структурного функционализма Т. Парсонса, ведь процесс социализации индивида основан на системе взаимосвязанных между собой социальных структур. В свою очередь, студенческие отряды выполняют роль такой социальной структуры, тем самым оказывая воздействие на процесс социализации личности. Что касается методов исследования, то помимо традиционного анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительного анализа и систематизации применялись также анкетирование и экспертный опрос в форме глубинного интервью.

Впервые термин социализация встречается в социологической науке в трудах американского социолога Ф. Гиддингса. Он определил процесс социализации как развитие социальной природы, развитие характера индивида, а также как подготовку человеческого материала к социальной жизни. Такая трактовка социализации не является абсолютной и исчерпывающей, в дальнейшем феномен социализации разрабатывали и другие ученые, в том числе Т. Парсонс. Если говорить в целом, то социализация представляет собой процесс в ходе которого индивид усваивает ценности и нормы, являющиеся необходимыми для успешного совершения социальных интеракций в социуме. Важно отметить, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, а одной из наиболее активных стадий социализации следует считать юношеский возраст[9].

Рассматривая теорию социализации Т. Парсонса, следует отметить, что социализация представляет собой освоение правил и норм для удовлетворительного функционирования в определенной социальной роли. Фундаментальная основа процесса социализации заключается в способности человека к обучению, а также в его способности к некой социальной пластичности. Речь идет о том, что человек способен изменяться под влиянием внешней среды, например, при обучении в школе или университете. Социализация выполняет ряд важных задач, среди которых можно отметить формирование лояльности и преданности системе. Помимо вышеизложенного, в процессе социализации, человек усваивает нормы и вбирает в себя определенный конгломерат ценностей, что предопределяет мотивационную структуру личности и перечень потребностей этой самой личности[14]. Если человек на этапе первичной социализации усвоил ценность труда и воспринимает его как социальную норму, то на протяжении всей своей сознательной жизни индивид будет стремиться к труду для того, чтобы его реальные действия совпадали с усвоенными стандартами жизни и поведения. В процессе первичной социализации формируются мотивационные установки человека, а вот в период вторичной социализации человеческие ресурсы адаптируются в соответствии с ролевой структурой взрослого общества[2].

Важно также уделить внимание феномену социальной практики. Под социальной практикой следует понимать совокупность рутинных действий индивидов, групп или организаций, которые являются регулярно повторяющимися и обеспечивающими устойчивое функционирование и развитие социальных институтов. Следует выделить базовые, основополагающие признаки социальных практик, а именно: нормативность, устойчивость, массовость и воспроизводство во времени[16]. Если определенное действие можно классифицировать по вышеприведенным признакам, то, скорее всего, оно является определенной социальной практикой. Ценность рассмотрения какой-либо социальной интеракции с позиции социальной практики в том, что раскрывается весь спектр влияния как на личность, так и на социум в целом однообразных действий и событий общественной жизни[12]. Универсальность категории социальной практики в том, что она применима как для социального микромира – практик отдельного индивида, так для социального макромира – мира практик социальных групп. Бесспорно, социальные практики являются продуктом совместной деятельности людей. Важной ролью социальной практики является возможность изменения качества социальной среды обитания индивидов, ведь постепенно добавляются определенные способы поведения и варианты социальных действий, которые позволяют реализовывать интересы людей. Функционирование социальных практик крепко связано с деятельностью социальных институтов, например, семья, школа, вуз, союзы профессиональных работников и т.д [17].

Данная работа подразумевает рассмотрение студенческих отрядов как агентов социализации, притом процесс социализации осуществляется через совокупность тех социальных практик, которые реализуются студенческими отрядами. Естественно, что студенческие отряды являются агентами вторичной социализации личности. Возникает реальный исследовательский вопрос касаемо того, а какими механизмами происходит социализация студенческой молодежи в отрядах, какие особенности социализации студенческими отрядами существуют, существуют ли реальные социализирующие дисфункции студенческих отрядов, а также как сами участники оценивают роль студенческого отряда в их социализации и т.п.

В рамках деятельности студенческих отрядов следует рассматривать социально-педагогический тип социальных практик. К ним относятся профилактические, реабилитационные и коррекционно-развивающие мероприятия[3]. Социально-культурный тип социальных практик включает в себя следующий перечень мероприятий, а именно культурно-массовые мероприятия, концертно-зрелищную деятельность, досуговую деятельность и культурную деятельность соответствующих учреждений. Следует обратить внимание на социально-медицинские социальные практики, речь идет об опросах, определенных тренингах и психокоррекции, а социальные практики социально-бытового типа подразумевают под собой физическое и культурное развитие молодежи и т.д. Социально-трудовой тип социальный практики включает в себя квотирование рабочих мест для молодежи, а также проведение профориентационных проектов. Совокупность такого перечня типов социальных практик является специфическим в рамках деятельности студенческих отрядов[11].

Студенческие отряды способствуют интеграции молодежи в социальную структуру[7]. В рамках социальных практик студенческих отрядов как агентов социализации формируется чувство патриотизма у молодого поколения, реализуются социальные и трудовые инициативы, формируется благоприятная почва для личностного роста студенческой молодежи, а также для самореализации молодых людей[15]. Помимо всего прочего, формируется активная гражданская позиция, что является фундаментальным базисом функционирования демократического государства[13]. Студенческие отряды позволяют представителям студенческой молодежи обучиться не только необходимым социальным навыкам, но и получить дополнительную квалификацию по той или иной специальности, например, право ведения вожатской деятельности или документы, разрешающие заниматься деятельность проводника железнодорожного вагона. Социальные интеракции студенческих отрядов позволяют участникам расширять свой круг общения, становиться полезным обществу в рамках работы с детьми в лагерях, строительстве, организации рекреационных мероприятий и т.д. Социальные практики студенческих отрядов как агентов социализации позволяют участникам раскрывать определенные таланты в себе, а также несколько отвлечься от феноменологической деятельности, получая новые впечатления и эмоции[5].

Выполнение функций студенческих отрядов детерминировано социальными практиками студенческих отрядов, например, системой культурно-массовых мероприятий или концертно-зрелищной деятельности. Так члены студенческих отрядов регулярно участвуют в культурно-массовых мероприятиях и выступают на сцене. Многие студенческие отряды готовят отчетные концерты о своей деятельности, а также концерты, которые приурочены к новому набору участников студенческого отряда [10]. Данные действия реализуются также в социальных практиках студенческого педагогического отряда Алтая «Ювента». Студенческие отряды Снежного десанта также реализуют подготовленные заранее концертные программы в тех районах, куда они ежегодно выезжают. Практически каждый студенческий отряд в рамках своих социальных практик реализует обучение по той или иной специальности, а также реализуется научно-просветительская деятельность: участие в методических выставках, презентация своих разработок и научных проектов [6]. Зачастую члены студенческих педагогических отрядов представляют свои методические инновационные разработки планов занятий со школьниками. В рамках социальных практик студенческих отрядов реализуются профилактические мероприятия, в том числе лекции о здоровом образе жизни, получение знаний по санитарному минимуму, как базовый компонент допуска к работе. Влияют на процесс социализации индивида мероприятия, связанные с физической культурой и спортом, например, Спартакиада студенческих отрядов Сибирского федерального округа, где члены студенческий отрядов соревновались в целом ряде видов спорта. Важно также отметить социально полезные мероприятия, которые проводятся участниками студенческих отрядов, например, субботники, волонтерские акции и т.д [8].

Молодежная активность, направленная на усвоение социокультурного опыта является базовым компонентом процесса социализации. Студенческие отряды обеспечивают не только творческую, культурную, добровольческую и социально-значимую деятельность, но и создают условия для полноценного и гармоничного развития личности как в физическом, так и интеллектуальном плане [4]. Таким образом, социальные практики студенческих отрядов представляют собой определенную совокупность способов поведения, некоторых действий в рамках деятельности студенческих отрядов, которые направлены на реализацию интересов людей.

Методика данного социологического исследования базировалась на совокупности качественных и количественных методов, что позволяет поднять эвристический потенциал данной научной работы. Количественный метод представлен анкетированием, а качественный метод экспертным опросом. Генеральная совокупность исследования представлена студентами высших учебных заведений Алтайского края, в то время как выборочную совокупности составили 207 человек – все они являются членами того или иного студенческого отряда. 207 человек выборочной совокупности являются представителями разных студенческих отрядов, в том числе педагогических, строительных, отряда проводников, сервисного отряда, медицинского отряда, сельскохозяйственного отряда, Снежного десанта. Выборка осуществлялась методом типичных представителей в рамках студенческих отрядов Алтайского края. В самих студенческий отрядах респонденты отбирались стихийно, по принципу доступности. Выборка, которая составляет 207 человек обусловлена информационной насыщенностью данного социологического исследования. Учитывая тот факт, что были представители практически всех студенческих отрядов Алтайского края можно говорить о том, что выборка обладает достаточной степенью репрезентативности, а надежность и валидность полученных данных не вызывает сомнений. Респонденты из разных направлений деятельности студенческих отрядов позволят получить разнообразную информацию о социальных практиках социализации студенческой молодежи. Что касается выборочной совокупности экспертного опроса, то выборка формировалась исходя из занимаемой должности экспертом в настоящее время или в ретроспективе. Не вызывает сомнений, что специалисты краевого штаба студенческих отрядов Алтайского края, и представители штаба трудовых дел учебного заведения являются достаточно компетентными для того, чтобы выступать в качестве экспертов по данной теме. С каждым экспертом состоялась очная встреча, где компетентному специалисту по очереди задавались определенные вопросы, а ответы на эти вопросы записывались на диктофон. Опрос именно 10 экспертов обусловлен информационной насыщенностью в рамках данного социологического исследования. Стоит также отметить, что ответы экспертов в рамках реализации качественного метода не противоречили тем выводам, которые были получены в результате проведения анкетного опроса, что говорит о четкой взаимосвязи количественного и качественного методов в данном социологическом исследовании.

Исследование проводилось в два этапа, первым этапом выступило массовое анкетирование, которое проводилось на базе штабов студенческих отрядов непосредственно с членами студенческих отрядов. Также было запущена онлайн анкета, которая адресно рассылалась участникам студенческих отрядов. Второй этап исследования представлял собой проведение экспертного опроса, что позволило углубить проводимое исследование, подробнее описать роль студенческих отрядов в социализации студенческой молодежи.

Важность использования количественного и качественного методов в данном социологическом исследовании обусловлена необходимостью рассмотрения влияния социальных практик студенческих отрядов на социализацию студенческой молодежи с позиции представителей студенческих отрядов, а также рассмотрения влияния практик с точки зрения экспертов в данной области, чтобы получить обширную и достоверную картину происходящего. Кроме того, совместное использование двух методов позволяет повысить надежность полученных данных.

Инструментарий исследования состоял из анкеты и бланка экспертного опроса. Бланк экспертного опроса содержал в себе 42 вопроса и 6 смысловых блоков, в то время как анкета содержала в себе 53 вопроса и 6 смысловых блоков. Первый блок вопросов выявлял социально-педагогические практики, которые являются существенными в рамках реализации функции социализации личности, второй блок вопросов рассматривал социально-бытовые практики студенческих отрядов, третий блок вопросов характеризовал социально-медицинский аспект практик, четвертый блок вопросов – социокультурный компонент, а пятый блок вопросов – социально-трудовые практики. Паспортичка же содержала в себе вопросы социально-демографического характера, чем и завершалась анкета.

Рассматривая социально-педагогические практики студенческих отрядов, мы выяснили, что большая часть бойцов студенческих отрядов регулярно проходит обучение по своей специальности, где они повышают уровень своей компетентности и образованности. Кроме того, они посещают не только узкопрофильные, но и функциональные и обще- эрудированные мероприятия. Узнали, что большая часть бойцов лично заинтересованы в том, чтобы проходить обучение, каждому из них важно получить необходимые навыки и знания. Нам стало известно, что значительная часть бойцов выступает на данных мероприятиях в качестве помощника, организатора, спикера или лектора, что свидетельствует о высоком уровне навыков и компетенций. Все респонденты отмечали высокую степень полезности участия образовательных мероприятиях профессиональной направленности, благодаря которым они приобрели новые знания, навыки, способности, умения, развили умения работать с информацией, принимать решения и находить новые пути для них, также сотрудничать в группе и парах, а также использовать новые технологии информации и коммуникации.

Второй блок анкетного опроса содержал вопросы, позволяющие понять, какие социально-бытовые практики студенческих отрядов помогают студентам в процессе социализации.

Студенческие отряды также занимаются волонтерской деятельностью, например, благотворительной помощью, как отдельным людям, так и целым семьям, что способствует формированию у студентов таких важных социальных качеств, как сострадание, милосердие, доброта, забота, ответственность. На вопрос «Как часто Вы участвуете в мероприятиях благотворительной помощи отдельным людям и семьям в рамках деятельности своего студенческого отряда?» ответы распределились следующим образом: 1-3 раза в неделю – 1,4% респондентов, 1-3 раза в месяц – 22,7% опрошенных, 1-3 раза в полгода – 39,1% респондентов, 1-3 раза в год – 18,4% опрошенных, не участвую – 18,4% респондентов (таблица 1). Бойцы педагогических, экологических отрядов и отрядов проводников – наиболее заинтересованные в данном виде деятельности, они чаще других участвуют в этих мероприятиях. Мы видим, что больше половины опрошенных студентов занимаются благотворительной помощью, что позволяет делать вывод о том, что студенческие отряды формируют в людях социально-важные качества.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы участвуете в мероприятиях благотворительной помощи отдельным людям и семьям в рамках деятельности своего студенческого отряда?» в зависимости от пола, возраста и направления студенческого отряда, в процентах к числу ответивших

Вариант ответа

Всего

Пол

Возраст

Направление отряда

жен

муж

16-18 лет

19 лет

20 лет

21 и более лет

Педа

гоги

ческое

Стро

итель

ное

Отряд провод

ников

Серв

исное

Мед

ици

нское

Сельск

охозяй

стве

нное

Отряд снежного десанта

Эко

логи

ческое

1-3 раза в неделю

1,4

66,7

33,3

33,3

33,3

0

33,3

33,3

0

33,3

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.