Статья 'Смех в условиях кризиса: контент-анализ анекдотов о COVID-19 ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Смех в условиях кризиса: контент-анализ анекдотов о COVID-19

Седых Ольга Геннадьевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Sedykh Olga Gennadevna

PhD in Economics

Associate professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

sedyholga@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Авилова Вероника Анатольевна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Avilova Veronika Anatol'evna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

nika.school.avi@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Алсаева Юлия Гаврииловна

студент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет

664003, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, оф. 2-111

Alsaeva Yuliya Gavriilovna

Student, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University

664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11, office 2-111

uliaalsaeva5@gmail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.68985

EDN:

YXCVLA

Дата направления статьи в редакцию:

15-11-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: Предметом работы является юмористические публикации о пандемии. В данной статье представлены результаты контент-анализа анекдотов о пандемии COVID-19, опубликованных на различных социальных платформах. Целью исследования является выявление общих настроений и основных тематик среди масс в условиях данного кризиса. В качестве метода исследования был использован контент-анализ 400 анекдотов, опубликованных на различных социальных платформах и сайтах в сети «Интернет». Анализ проводился в два этапа. Так, на первом были изучены анекдоты, отражающие непосредственное отношение к политике, государственной власти, тем или иным политическим деятелям, на втором же были рассмотрены анекдоты, связанные с появившимися неудобствами в повседневной жизни, в связи с введением ограничительных мер. Согласно результатам проведенного контент-анализа, анекдоты о коронавирусной инфекции могут рассматриваться как важный инструмент для изучения общественного мнения и выявления основных трудностей, с которыми столкнулись люди во время пандемии. Поскольку подобные юмористические высказывания часто отражают общие настроения общества и, в целом, отношение людей к сложившейся ситуации, помогают справиться со стрессом и тревогой в сложной ситуации. Так, анекдоты в период пандемии чаще употреблялись в контексте критики государственной власти и конкретных политических деятелей, выражения позиции «против» по вопросу вакцинации. А также в целях высмеивания ограничительных мер, а именно выделяются шутки про масочный режим, использование QR-кода, локдаун, дистанционный режим во время работы или учебы, штрафные санкции. Отметим, что в статье поднимаются и другие тематики, которые включают в себя: страх и беспокойство перед возможным заражением COVID-19, юмор на тему самоизоляции и дистанционной работы или учебы.


Ключевые слова:

коронавирусная инфекция COVID-19, анекдоты, вакцинация, локдаун, средства индивидуальной защиты, QR-код, контент-анализ, юмор, общественное мнение, социологическое исследование

Abstract: This article presents the results of a content analysis of jokes about the COVID-19 pandemic published on various social platforms. The purpose of the study is to identify common sentiments and main themes among the masses in the context of this crisis. The research method was a content analysis of 400 jokes published on various social platforms and Internet sites. The analysis was carried out in two stages. Thus, at the first, anecdotes were studied that reflected a direct relationship to politics, government, and certain political figures, while at the second, anecdotes related to the inconveniences that appeared in everyday life, in connection with the introduction of restrictive measures, were examined. According to the results of the content analysis, jokes about coronavirus infection can be considered as an important tool for studying public opinion and identifying the main difficulties faced by people during the pandemic. Since such humorous statements often reflect the general mood of society and, in general, people’s attitude towards the current situation, they help cope with stress and anxiety in a difficult situation. Thus, during the pandemic, jokes were more often used in the context of criticism of government authorities and specific political figures, expressing an “against” position on the issue of vaccination. And also in order to ridicule restrictive measures, namely, jokes about wearing a mask, using a QR code, lockdown, remote mode during work or study, and penalties are highlighted. Note that the article also raises other topics, which include: fear and anxiety about possible infection with COVID-19, humor on the topic of self-isolation and remote work or study.


Keywords:

COVID-19 coronavirus infection, anecdotes, vaccination, lockdown, personal protective equipment, QR code, content analysis, humor, public opinion, sociological research

Введение

Актуальность исследования определяется особой ролью анекдотов в определении восприятия исследуемого объекта среди масс, как кризисные периоды, так и в повседневной жизни. Они представляют собой популярные и повседневные шутки, созданные в соответствии с определенными правилами, которые отражают состояние обыденного сознания общества. Так, именно юмористический дискурс в условиях COVID-19 вызывает большой интерес со стороны исследователей, поскольку кризисная ситуация заставила всех перестроиться пересмотреть свои планы и взгляды на жизни, приспособиться к новым меняющимся условиям. Однако, несмотря на то, что вирус продолжает вызывать общую тревогу, люди начинают привыкать к данной ситуации, трансформируется юмор, меняется тематика анекдотов [1]. Шутки про пандемию становятся инструментом общения, ослабления стресса, управления эмоциями, коллективным механизмом психической защиты. Об этом свидетельствуют онлайн-опросы, анализ «электронных» шуток (прежде всего мемов) [2].

Анализируя научные публикации российских авторов, в которых рассматривается исследование анекдотов методом контент-анализа [3], можно заметить, что таких работ относительно немного. Однако в настоящее время наблюдается увеличение числа таких исследований. Исследователями, изучающими русскоязычные юмористические сюжеты, можно назвать следующих авторов: Е. А. Еремеева [4], Л. Б. Зубанова [5], А. Ю. Хромачева [6], О. Н. Кондратьева [7] и Н. И. Бобылева [8].

На сегодняшний день, научные публикации о коронавирусе встречаются в большом количестве и от множества авторов [9, 10]. Это неудивительно, учитывая, что такое глобальное явление не могло не привлечь внимание ученых со всего мира [11–13]. Было обнаружено незначительное количество научных статей, посвященных контент-анализу анекдотов о коронавирусе. Авторами этих статей являются: Е. Е. Завьялова [14], И. А. Чарыкова [15] и М. В. Мусийчук [16].

Помимо контент-анализа анекдотов о коронавирусе, научное сообщество также проводит контент-анализ различных комментариев, касающихся пандемии. Например, А. А. Ненашева исследует комментарии к новостным сводкам о пандемии [17]. Исследователи А. А. Бушуев и А. М. Олешкова опубликовали научную статью об общественном отношении к вакцинации от COVID-19, в которой они также проанализировали комментарии пользователей социальной сети «ВКонтакте» к новостным сводкам [18]. Д. Г. Ильиных пишет следующее: «Пандемия как новый, стрессовый и дестабилизирующий фактор заставила людей осваивать цифровые методы получения информации» [19].

Исследование черного юмора в анекдотах о коронавирусе отражают работы следующих авторов: Е. Г. Кузовникова [20], Д. В. Ефимова [21], Ю. М. Сергеева и Е. А. Уварова [22].

Отметим исследование Preeti Tarkar «Impact Of Covid-19 Pandemic On Education System» [23], где изучается негативное влияние последствий ограничений во время пандемии коронавирусной инфекции на элементы образовательной системы. Не менее примечательным является исследование Singh J., Singh J. «COVID-19 and its impact on society», где рассматривается влияние коронавируса на все аспекты жизни человека в мировом разрезе: «Пандемия коронавируса серьезно повлияла на жизнь людей на всех территориях. Каждый человек в мире прямо или косвенно столкнулся с тяжелыми последствиями этой болезни» [24].

Методы и результаты исследования

Целью исследования является выявление общих настроений и основных тематик, которые преобладают в юмористическом дискурсе по отношению к пандемии COVID-19.

В ходе исследования было собрано и проанализировано 400 анекдотов, собранных на различных социальных платформах и сайтах. Исследование имеет пилотажный характер и включает в себя два этапа анализа.

В процессе анализа было выделено несколько основных тематик, которые наиболее часто встречаются в анекдотах о пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19).

Исследование было проведено в два этапа. На первом были изучены анекдоты, которые имеют отношение к политике. Категории анализа: позиция по отношению к вакцинации, упоминание государств, упоминание политических деятелей, упоминание политики в целом (табл. 1).

Таблица 1.

Анекдоты, имеющие отношение к политике

Единицы анализа

Число анекдотов

Частота упоминания, %

Из общего количества в категории, %

категории

подкатегории

Упоминание позиций «ЗА» или «ПРОТИВ» вакцинирования

Какая-либо позиция

99

24,75

Позиция «ЗА» вакцинирование

22

5.5

22.22

Позиция «ПРОТИВ» вакцинирования

77

19.25

77.78

Упоминание государств

Всего

131

32.75

Россия

95

23.75

72.52

США

9

2.25

6.87

Китай

7

1.75

5.34

Украина

6

1.5

4.58

Великобритания

2

0.5

1.53

Индия

2

0.5

1.53

Другие

10

2.5

7.63

Упоминание имён политиков

Всего

42

10.5

В. В. Путин

19

4.75

45.24

С. С. Собянин

9

2.25

21.43

Т. А. Голикова

5

1.25

11.9

Д. С. Песков

2

0.5

4.76

А. Ю. Попова

2

0.5

4.76

Другие

5

1.25

11.9

Общее упоминание политики

Всего

84

21

Критика политики

51

12.75

60.71

Нейтральное упоминание

11

2.75

13.1

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.