Статья 'Социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (На примере Республики Башкортостан)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Социально-экономические аспекты уровня жизни пенсионеров (На примере Республики Башкортостан)

Кадыров Салават Хисматович

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, ИСЭИ УФИЦ РАН

450045, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Проспект Октября, 71

Kadyrov Salavat Khismatovich

PhD in Economics

Senior Researcher, ISEI UFITs RAS

450045, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Prospekt Oktyabrya str., 71

salavat-kadyrov91@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.11.69090

EDN:

YSYRWU

Дата направления статьи в редакцию:

23-11-2023


Дата публикации:

02-12-2023


Аннотация: В статье рассматривается материальное обеспечение граждан пенсионного возраста и их соответствие реальным потребностям. Целью настоящего исследования стал анализ социальных вызовов современной пенсионной реформы, предметом – уровень жизни пенсионеров Республики Башкортостан. Объектом исследования является пенсионеры Республики Башкортостан. Автор подробно рассматривает такие аспекты как уровень жизни пенсионеров, реальный размер пенсии в Республике Башкортостан, средний размер пенсии в субъектах Приволжского федерального округа, уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств, состояние здоровья пенсионеров, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в городской местности, проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность среди жителей старше трудоспособного возраста, проживающих в сельской местности, типы домохозяйств, имеющих право на социальное обслуживание по возрасту. В качестве методологической основы исследования использованы результаты выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2021г. и результаты комплексного обследования условий жизни населения в 2021 г. проведённые при участии автора. Одним из основных результатов исследования стало выявление основных проблем уровня жизни и пенсионного обеспечения в Республике Башкортостан. В результате автором сделан вывод о том, что в условиях новой пенсионной реформы социальным вызовом является низкий уровень жизни пенсионеров, рост численности которых в будущем вызовет расширение социальной локализации бедности. Необходимо осуществлять регулярный мониторинг покупательной способности пенсий и совокупных доходов пенсионеров. Выработка государственных решений по повышению уровня и качества жизни пенсионеров должна основываться на данных мониторинга о тенденциях в изменении покупательной способности пенсий и иных мер социальной поддержки пенсионеров, а также их дифференциации на основе применения социальных стандартов уровня жизни пенсионеров в Республике Башкортостан.


Ключевые слова:

доход, уровень жизни, пенсия, качество жизни, социальные стандарты качества, потребительские бюджеты населения, валовой внутренний продукт, бедность, пенсионеры, здоровье

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов

Abstract: The article considers the material provision of citizens of retirement age and their compliance with real needs. The purpose of this study was to analyze the social challenges of modern pension reform, the subject is the standard of living of pensioners of the Republic of Bashkortostan. The object of the study is pensioners of the Republic of Bashkortostan. The author examines in detail such aspects as the standard of living of pensioners, the real pension size in the Republic of Bashkortostan, the average pension size in the subjects of the Volga Federal District, the level and structure of household income, the health status of pensioners, the problems that cause the greatest concern among residents older than working age living in urban areas, the problems that cause the greatest concern among residents over working age living in rural areas, types of households eligible for social services by age. As a methodological basis of the study, the results of a sample observation of the income of the population and participation in social programs in 2021 and the results of a comprehensive survey of the living conditions of the population in 2021 conducted with the participation of the author were used. As a result, the author concludes that in the conditions of the new pension reform, the social challenge is the low standard of living of pensioners, the growth of whose number in the future will cause the expansion of the social localization of poverty. One of the main results of the study was the identification of the main problems of the standard of living and pension provision in the Republic of Bashkortostan. It is necessary to carry out regular monitoring of the purchasing power of pensions and the total incomes of pensioners. The development of state decisions to improve the level.


Keywords:

income, standard of living, pension, the quality of life, social quality standards, consumer budgets of the population, capita gross domestic product, poverty, pensioners, health

Одной из наиболее болезненных проблем современного российского общества является тенденция к постепенному и неуклонному старению, снижение количества молодых и трудоспособных людей. На фоне этой проблемы появляется иная необходимость решения вопроса материального обеспечения тех граждан России, которые достигли пенсионного возраста и уже являются нетрудоспособными. Государство позиционирует принимаемые им меры к сохранению достаточного уровня жизни как достаточные, что приводит к появлению негативных оценок деятельности государственных структур в области социального обеспечения населения в целом и пенсионеров в частности [1].

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в нашей стране необходимо принимать меры к стабилизации, к поддержанию нетрудоспособных пенсионеров, для чего необходимо наглядно представлять, насколько не соответствуют реальным потребностям пенсионеров получаемые ими пенсии. При проведении настоящего исследования был применен метод контент-анализа нормативных правовых актов, методы статистического исследования, метод сравнения, метод системного анализа, а также функциональный метод, который позволил комплексно оценить существующую в регионе ситуацию с поддержанием уровня жизни пенсионеров и выдвинуть предложения об улучшении ситуации [2].

Общемировой и общероссийский тренды свидетельствуют о нарастании процессов старения населения, что отражается и в показателях пенсионного обеспечения. Пенсионеры составляют 28,3% населения региона. Основным источником их дохода являются пенсии: страховая (до 2015 г. трудовая), накопительная, по государственному пенсионному обеспечению. Именно бедность пенсионеров, обусловленная крайне низким уровнем пенсий, стала одним из главных катализаторов пенсионной реформы. Но первые годы после начала реформы ситуация изменялась крайне медленно[3].

В Республике Башкортостан, как и в других регионах России, наблюдается постепенное увеличение доли пенсионеров в численности населения: с 22% в 1990 г., 25% до 28,2% в 2022 г. При этом необходимо отметить, что данная тенденция была нарушена в 2019 – 2021 гг. во многом в связи с повышением пенсионного возраста. Таким образом, пенсии являются основным источником доходов для 1150,2 тыс. жителей республики (рис.1). Основную категорию пенсионеров составляют те, кто получает трудовую пенсию по старости. В результате впервые средние размеры всех трех видов трудовой пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца) превысили черту абсолютной бедности, установленную в целом для Российской Федерации [4].

Рис.1. Распределение численности пенсионеров по категориям (на 1 января 2022 г., в %)

Проводимая государством политика предусматривает регулярную индексацию пенсионных выплат в соответствии с ростом потребительских цен. Реальный рост пенсий по республике складывается практически на одном уровне со среднероссийским показателем и это вполне объяснимо в связи с единым общефедеральным подходом к пенсионному обеспечению в регионах (рис.2).

Рис.2. Реальный размер пенсии в Республике Башкортостан (в % к 2000 г.)

Рассматривая динамику пенсионного обеспечения можно выделить два основных тренда, определяемых, прежде всего, положением в экономике. Высокие темпы экономического роста способствовали заметному увеличению реального размера пенсии в Республике Башкортостан за 2000 – 2013 гг. – в 3,4 раза. Впоследствии, стагнация экономики, во многом вызванная санкционным режимом после известных событий 2013г. привели к существенному замедлению темпов реального размера пенсии за 2014 – 2022 гг.

Средний размер пенсии дифференцирован по регионам России в гораздо меньшей степени в сравнении с другими источниками доходов (заработная плата – 4,1 раза, денежные доходы – 5,5 раза): соотношение наибольшей и наименьшей пенсии достигло на начало 2021г. 2,2 раза (26,4 тыс. руб. в Чукотском автономном округе против 11,9 тыс. руб. в Республике Дагестан).(рис.3).

Разница между уровнем средней пенсии по регионам Приволжского федерального округа составила 10%, при этом наибольшая – в Пермском крае, наименьшая – в Республике Марий Эл. В республике данный показатель наблюдается на уровне среднего по округу.

Рис.3. Средний размер пенсии в субъектах Приволжского федерального округа (на 1 января 2022 г.; руб. в месяц)

Различия в заработной плате во многом обуславливают дифференциацию размера пенсионного обеспечения в разрезе основных социально–демографических групп населения. Однако необходимо отметить, что разрыв со временем постепенно уменьшается. Так, если в 2012 г. средняя пенсия в селе составила 83,4% от уровня в городе, то в 2022г. – соответственно 86,6%. Схожая ситуация складывается и в гендерном аспекте. Если в 2015 г. средняя пенсия у женщин составила 92,7% от уровня мужчин, то в 2022 г. – соответственно 94,3%.Однако, на фоне общей тенденции сокращения разрыва «богатые-бедные» за рассматриваемый период для трети видов экономической деятельности по-прежнему сохраняется предельно высокая дифференциация [5].

Относительно высокие темпы роста реальной пенсии в нашей республике отразились и в улучшении ее позиции по сравнению со средней заработной платой: если в 2002г. средняя пенсия составляла 29% от начисленной заработной платы, то в 2022г. – 38,1%. В целом по Российской Федерации данное соотношение заметно ниже и составило в 2022г. всего 27,4%, но даже, если оценивать с учетом предполагаемого налогообложения, данное соотношение чуть превысило 30%. Более высокое значение этого показателя по нашей республике объясняется относительно низкой оплатой труда. Вместе с тем, в странах с развитой экономикой данное соотношение доходит до 60 – 80%, а в ряде стран средний размер пенсий даже превышает уровень заработной платы. Как показывают проведенные опросы, по мнению населения, такие же примерно пропорции должны быть и в нашей стране. Это предполагает, соответственно, увеличение размера пенсий в 1,5 и более раз.

В последние годы наблюдаются пусть не такие высокие, но достаточно устойчивые темпы роста пенсии. Получает развитие такой институт, как негосударственное пенсионное обеспечение. На рынке труда достаточно высока и значима роль лиц старших возрастов. Вместе с тем остаются серьезные проблемы, прежде всего, доступность базовых социальных услуг, требующих своего решения.

Однако главной социальной проблемой современного российского общества является не рост абсолютной бедности, а рост относительной бедности, которая сопровождается критической поляризацией населения по уровню доходов [6]. Денежные доходы в условиях все большей коммерциализации социальной сферы все в большой мере выступают в качестве основного показателя, характеризующего уровень жизни населения (табл.1).

Таблица 1. Уровень и структура денежных доходов домашних хозяйств

в 2021г.

(в %)

Все домохозяйства

домохозяйства

состоящие только из пенсионеров

рублей

в месяц

%

рублей

в месяц

%

Совокупный доход - всего

30044,0

100,0

29259,9

100,0

в том числе:

Оплата труда

19863.9

66,1

5556,6

19,0

Доходы от самостоятельной занятости

1203,7

4,0

141,9

0,5

Потребление с/х продукции

собственного производства

949,5

3,2

1368,9

4,7

Пенсии

4888,1

16,2

17816,2

60,9

Пособия, компенсации и

другие социальные выплаты

2060,4

6,8

3701,9

12,7

Другие доходы

1078,4

3,5

674,4

2,3

Налоги и обязательные платежи

3499,4

11,6

1193,1

4,1

Располагаемый совокупный доход

26544,6

88,4

28066,8

95,9

Как показывают результаты проведенного опроса, уровень и структура формирования денежных доходов домохозяйств, состоящих только из пенсионеров заметно отличаются от других социально–демографических групп населения. Объективно, это, прежде всего, относительно высоким удельным весом пенсионного обеспечения. Вместе с тем, существенная часть доходов формируется за счет иных источников, а это - почти 40%. При этом почти пятая часть доходов обеспечивается за счет трудовой деятельности. Сложившаяся ситуация вполне объяснима – выход на пенсию среднестатистического жителя республики означает снижение его доходной обеспеченности более чем в 2 раза. В рамках проводимой социальной политики государство пытается компенсировать низкий уровень пенсионного обеспечения – относительно заметна доля пособий, компенсации и другие социальные выплаты. Как видно лица старшего возраста стремятся обеспечить потребление продуктов питания за счет собственного производства.

С началом рыночных реформ в общей структуре денежных доходов населения произошло резкое повышение удельного веса доходов богатых при еще более значительном сокращении удельного веса доходов малообеспеченных [7].

«Молодые» пенсионеры, как правило, стремятся осуществлять трудовую деятельность в целях компенсации снижения своих доходов. В 2022 году доля работающих пенсионеров составило 14,9% от их общей численности, при этом из-за большего предложения доля городских пенсионеров значительно выше 17,0%, в сельской местности соответственно только 11,8%. Общая численность работающих пенсионеров составила 171,4 тыс. человек. Вместе с тем можно предположить, что доля работающих пенсионеров заметно выше. Так в 2015г. доля работающих пенсионеров составила 33,6% или 386,0 тыс. человек. Такая ситуация во многом сложилась из-за изменения отдельных положений законодательных актов Российской федерации в сфере пенсионного обеспечения, не предусматривающих индексацию пенсии работающим пенсионерам. На снижение доли работающих пенсионеров оказало влияние и повышение возраста выхода на пенсию.

Как показывают результаты проведенного опроса, денежные доходы домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, превышают среднедушевой доход в целом. Вместе с тем, необходимо отметить, что 8,8% пенсионеров в 2022г. получали социальную пенсию, а это чуть более 11 тыс. рублей.

Стоит отметить, что наряду с увеличением численности и доли пожилых людей в регионе наблюдаются качественные изменения данной социально-демографической группы, касающиеся в первую очередь увеличения продолжительности жизни в пенсионном возрасте. Первостепенным фактором принятия решения о продолжении трудовой деятельности людей после выхода на пенсию является состояние собственного здоровья [8].

Объективно проблемы, связанные со здоровьем, являются одними из самых острых для лиц старше трудоспособного возраста – только каждый десятый оценивает состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее. Достаточно высока доля тех респондентов, которые охарактеризовали свое здоровье как плохое или как очень плохое – это почти каждый четвертый(табл.2).

Таблица 2. Оценка респондентами состояния своего здоровья в 2022 году

по возрастным группам

(в %)

Все респонденты

в трудо-

способном

возрасте

из них

молодежь в возрасте

16-29 лет

старше трудо-

способного

возраста

Лица в возрасте 15 лет и более – всего

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

очень хорошее

5,1

6,4

13,8

0,8

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.