Статья 'Цифровая трансформация в образовании: социальное самочувствие и стратегии адаптации (на примере Республики Саха (Якутия))' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию

Цифровая трансформация в образовании: социальное самочувствие и стратегии адаптации (на примере Республики Саха (Якутия))

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.12.69288

EDN:

TDPSSU

Дата направления статьи в редакцию:

05-12-2023


Дата публикации:

12-12-2023


Аннотация: Цифровизация создает новое качество жизни, новые возможности и новые риски для общества, предпосылки для радикальной трансформации социальных систем, новые вызовы и новое – цифровое – неравенство. И одной из ключевых отраслей социальной сферы, на которую оказывает непосредственное влияние внедрение цифровых технологий, выступает сфера образования. В данной статье приводятся результаты социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», проведенного в 2021-2023 гг. в Якутии. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации образования и внедрения дистанционных форматов обучения на социальное самочувствие населения региона. Исследование фиксирует основные противоречия, возникшие в ходе экстренного перевода образовательного процесса на дистанционную форму работы, на локальном материале показаны возникающие социальные противоречия, формирующиеся под воздействием объективной дифференциации между городскими и сельскими территориями. Массовый социологический опрос был проведен в пяти социально-экономических зонах Якутии: с использованием комплекса полевых работ: face-to-face, онлайн опрос, опрос с привлечением «общественных корреспондентов». В исследовании использована многоступенчатая квотная выборка респондентов, выборочная совокупность составила 1320 респондентов. К одним из наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности, увеличение времени провождения в социальных сетях и в целом в сети Интернет, рост финансовой нагрузки, расходов. Проблемы, связанные с осуществлением дистанционного режима работы и учебы, 26,8% респондентов отнесли к одним наиболее ощутимых последствий пандемии. Большинство респондентов выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, около половины респондентов в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания. Основными детерминантами цифрового разрыва между городскими и сельскими территориями, роста образовательного неравенства становятся неравномерность материально-технического оснащения и внедрения цифровых образовательных ресурсов, а также доступность и качество телекоммуникационных услуг связи.


Ключевые слова:

цифровизация образования, дистанционное обучение, социальное самочувствие, цифровое неравенство, качество образования, качество интернет-связи, пандемия covid-19, территориально-поселенческая дифференциация, социологическое исследование, Якутия

Abstract: Digitalization creates a new quality of life, new opportunities and new risks for society, prerequisites for a radical transformation of social systems, new challenges and a new digital inequality. And one of the key sectors of the social sphere, which is directly influenced by the introduction of digital technologies, is the field of education. This article presents the results of a sociological study "The Republic of Sakha (Yakutia) and big challenges: social well-being, mobility and adaptation strategies" conducted in 2021-2023 in Yakutia. Special attention is paid to the impact of digitalization of education and the introduction of distance learning formats on the social well-being of the region's population. The study captures the main contradictions that arose during the emergency transfer of the educational process to a remote form of work, local material shows the emerging social contradictions that are formed under the influence of objective differentiation between urban and rural territories. A mass sociological survey was conducted in five socio-economic zones of Yakutia: using a complex of field work: face-to-face, online survey, and a survey involving "public correspondents". The study used a multi-stage quota sample of respondents, the sample totaled 1,320 respondents. Among the most tangible consequences of the pandemic, respondents noted an increased level of stress, psychological tension, increased time spent on social networks and on the Internet in general, an increase in financial burden and expenses. Problems related to the implementation of remote work and study, 26.8% of respondents attributed to one of the most tangible consequences of the pandemic.The majority of respondents expressed satisfaction with the state, quality and accessibility of education, about half of the respondents are more or less dissatisfied with the quality of Internet connection in their place of residence. The main determinants of the digital divide between urban and rural areas and the growth of educational inequality are the uneven material and technical equipment and the introduction of digital educational resources, as well as the availability and quality of telecommunications services.


Keywords:

digitalization of education, distance education, social well-being, digital inequality, the quality of education, Internet connection quality, The covid-19 pandemic, territorial and settlement differentiation, sociological research, Yakutia

Введение. В массовом сознании дистанционный формат обучения в школе стал одним из значимых последствий и результатов пандемии коронавируса. Однако, в России первые государственные инициативы по поддержке внедрения цифровых технологий в образовательные организации общего образования появились еще в конце ХХ века, когда началась реализация первой в СССР государственной программы по обеспечению всех образовательных организаций компьютерами и введению обязательных программ обучения информатике учащихся на всех уровнях образования [1]. После 1991 года информатизация образования на государственном уровне была практически приостановлена, и только через 1,5 десятилетия, с запуска приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 г., начался новый этап цифровизации образования. Процесс, начавшийся еще в начале 2000-х гг. с внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, с оснащения образовательных организаций современными компьютерами, подключения их к высокоскоростному интернету, компьютерной подготовки педагогов, в 2020-х гг. был форсирован экстренным переходом на цифровой формат организации образовательного процесса в связи с введением ограничительных мероприятий по COVID-19. Масштабность и скорость решения задач цифровой трансформации стали одним из «больших вызовов» для всех участников образовательного процесса.

Одной из задач социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации» (руководитель: д. социол. н. Е. Г. Маклашова), посвященного изучению социального самочувствия, мобильности и стратегий адаптации различных социальных групп населения Якутии под влиянием больших вызовов, было определить каким образом трансформация образовательных систем меняет возможности для социальной мобильности групп и индивидов в контексте проблем неравенства [2; 3; 4]. Если еще до пандемии можно было говорить о том, что в условиях цифровизации образовательных услуг, инфраструктурные ограничения являются негативным фактором, существенно сужающим перспективы социальной мобильности учащихся и определяющим субрегиональные различия в процессе социальной стратификации, то в настоящей ситуации необходимо обратить внимание на результаты масштабирования цифрового образования на все уровни образовательных систем. Раскрытие данной задачи позволит определить влияние изменившихся условий на благополучие отдельных социальных групп.

Методика и материалы. Массовый социологический опрос был проведен в 2021-2022 гг. в пяти социально-экономических зонах Якутии: центральной, южной, восточной, западной и арктической. В исследовании использована многоступенчатая квотная выборка респондентов с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, места жительства. Выборочная совокупность составила 1320 респондентов (доверительный интервал 95%, погрешность 3,5%).

Распределение по полу составило 45,5% мужчин, 54,5% женщин; по возрасту: 3,3% - 15-19 лет, 8,7% - 20-24 года, 10,7% - 25-29 лет, 12,5% - 30-34 года, 13,2% - 35-39 лет, 11,5% - 40-44 года, 9,0% - 45-49 лет, 9,0% - 50-54 года, 9,5% - 55-59 лет, 6,9% - 60-64 года, 3,3% - 65-69 лет, 24% - 70 и старше.

Территориально распределение респондентов составило 53,6% - в центральной, 16,7% - в южной, 2,8% - в восточной, 19,3 – в западной, 7,6% - в арктической зонах. Было опрошено 64% городских, 36% сельских жителей. В исследовании приняли участие 56,3 % якутов, 24,9% русских и 10,3% представителей коренных малочисленных народов Севера.

Ввод и статистическая обработка первичной социологической информации проводилась с помощью пакета программ SPSS с применением частотного, корреляционного и факторного анализа.

В исследовании также использовались данные количественных и качественных социологических исследований, проведенных автором в 2020-2023 гг., целью которых было выявление отношения участников образовательного процесса к организации дистанционного образования в системе общего и высшего образования Республики Саха (Якутия).

Результаты и их обсуждение. Система образования в период пандемии столкнулась с такими проблемами, как недостаточное технологическое обеспечение участников образовательных процесса, недостаточное качество и количество методических материалов и разработок для дистанционного обучения по разным предметам, отсутствие необходимого цифрового опыта и компетенций у педагогов, руководителей образовательных организаций и методистов, призванных помогать им в новых условиях работы, психологическая неготовность учителей, обучающихся и их родителей к дистанционному формату обучения при высоком психоэмоциональном напряжении из-за массовых вынужденных ограничительных мер.

По результатам социологического исследования «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии адаптации», треть респондентов отметили, что по сравнению с периодом до пандемии их семьи стали жить несколько хуже (31,4%); стали жить намного хуже (8,9%), однако, большинство выбрали вариант «ничего не изменилось» (44%). К одним наиболее ощутимых последствий пандемии респонденты отметили возросший уровень стресса, психологической напряженности (44,9%), увеличение времени провождения в социальных сетях и в целом в сети Интернет (31,7%), рост финансовой нагрузки, расходов (28,8%), а также проблемы с осуществлением дистанционного режима работы и учебы – 26,8%.

Несмотря на существующий разрыв между городскими и сельскими территориями по отдельным направлениям цифровой трансформации общего образования и значительной территориально-поселенческой дифференциации по доступности и по качеству телекоммуникационных услуг связи, согласно данным опроса, не наблюдается существенной диспропорции в констатации наличия проблем, связанных с дистанционным режимом работы и учебы в зависимости от места жительства. Около трети сельских (31,3%) и четверти городских жителей (23,2%) испытали определенные проблемы с осуществлением дистанционного режима работы и учебы, большинство респондентов (76,8% горожан и 68,7% сельчан) подобных проблем не испытывало. В территориальном отношении наибольший процент испытавших подобные проблемы проживают в арктической зоне (29,4%), затем в южной (27,4%), западной (26,9%), центральной (26,1%) и восточной (18,4%) зонах Якутии.

В распределении по сферам деятельности более трети респондентов занятых в сфере дошкольного и школьного образования (35,7%), сельского хозяйства (35,7%), культуры (35%), связи (34,8%) и бытового обслуживания (37,5%) согласились с тем, что дистанционный режим работы и учебы вызвал у них сложности.

По данным социологического исследования, большинство респондентов (59,3%) выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, процент не удовлетворенных данной ситуацией в той или иной степени составил 35,4% (рис.1).

Рисунок 1 – Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли вы состоянием, качеством и доступностью образования», 2022, в % [5, с. 90]

Количество жителей, удовлетворенных состоянием, качеством и доступностью образования в собственном населенном пункте, больше в сельской местности, нежели в городе. Варианты «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен» выбрали 13,3% и 51,3% сельских респондентов, что в совокупности составляет 64,6%; «скорее не удовлетворены» и «полностью не удовлетворены» - 20% и 7,9%. Городские жители оказались чуть более требовательны и критичны в своих оценках – полностью удовлетворены вопросами образования в городах Якутии 9,7%, скорее удовлетворены 47,1%, скорее не удовлетворены 28,6% полностью не удовлетворены 10,5% горожан.

Распределение уровня удовлетворенности состоянием образования в зависимости от зоны проживания респондентов представлено на таб.1.

Таблица 1.

Распределение степени удовлетворенности состоянием, качеством и доступностью образования в населенном пункте в зависимости от зоны проживания, 2022, в %

Зона

Всего

Центральная

Южная

Восточная

Западная

Арктическая

полностью удовлетворен

10,3

15,5

13,2

8,1

8,7

10,9

скорее удовлетворен

50,5

53,1

34,2

45,3

38,8

48,4

скорее не удовлетворен

26,0

20,8

36,8

21,3

39,8

25,5

полностью не удовлетворен

7,3

7,1

13,2

19,8

6,8

9,9

затрудняюсь ответить

5,9

3,5

2,6

5,4

5,8

5,3

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Интересным было выявить отношение к профессиональной сфере самих педагогических работников – учителей и педагогов дошкольного образования. В данном исследовании в качестве респондентов приняли участие 207 педагогов. Состоянием, качеством и доступностью образования в своем населенном пункте большинство педагогов оказались скорее удовлетворены (55,6%), процент скорее не удовлетворенных составляет 25,1%.

Данная ситуация, на наш взгляд, в целом, характеризует высокий уровень доверия и признательности жителей республики к педагогическому сообществу, к учителям и воспитателям. Несмотря на сложности и проблемы с первоначальным экстренным переходом на дистанционный формат обучения в период пандемии, когда система образования достойно встретила «шторм первых недель», когда каждый родитель оказался вовлечен в образовательный процесс, когда школа «вошла» в каждый дом посредством цифровых технологий и образовательных ресурсов – большинство якутян выразили удовлетворенность состоянием, качеством и доступностью образования, вне зависимости от места жительства и сферы деятельности.

В условиях дистанционного обучения на всех уровнях системы образования – от общеобразовательной школы, организаций дополнительного образования до образовательных учреждений, осуществляющих подготовку высококвалифицированных кадров с высшим образованием, эффективность, доступность и качество образования зависят от наличия подключения школ к высокоскоростному интернету и развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры школ, развития материально-технической базы общеобразовательных организаций, развития цифровых навыков и компетенций педагогов и обучающихся [6].

Согласно данным исследования, около половины респондентов (41,5%) в той или иной степени не удовлетворены качеством интернет-связи в месте проживания: вариант «скорее не удовлетворен» выбрали 25,5%, «полностью не удовлетворен» - 16%, затруднились ответить на данный вопрос 3,9% опрошенных.

Наибольший уровень неудовлетворенности качеством интернет-связи выразили жители арктических районов (54,9% полностью не удовлетворены, 27,5% скорее не удовлетворены) и респонденты из западной зоны республики (20,9% полностью не удовлетворены, 25,2% скорее не удовлетворены). Закономерно, что жители центральных и южных районов Якутии, где выше процент подключения населенных пунктов, в том числе отдаленных, к ВОЛС и достаточно стабильно подключение к мобильной сети, в гораздо более меньшей степени испытывают проблем с качеством интернет-связи (49,9% и 43,8% скорее удовлетворены, 13,2% и 14,6% полностью удовлетворены).

Таблица 2.

Распределение степени удовлетворенности качеством интернет-связи в месте проживания в зависимости от зоны проживания, 2022, в %

Зона

Всего

Центральная

Южная

Восточная

Западная

Арктическая

полностью удовлетворен

13,2

14,6

10,5

8,9

6,9

12,2

скорее удовлетворен

49,9

43,8

31,6

37,2

3,9

42,4

скорее не удовлетворен

24,8

25,2

42,1

25,2

27,5

25,5

полностью не удовлетворен

9,1

14,2

15,8

20,9

54,9

16,0

затрудняюсь ответить

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.