Социодинамика - рубрика Наследие и трансформации
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Наследие и трансформации"
Наследие и трансформации
Балаклеец Н.А. - Философия войны: Толстой и Клаузевиц c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.1.19646

Аннотация: В настоящей статье в сопоставительном аспекте исследуются философские основания войны, представленные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и в трактате К. фон Клаузевица «О войне». Опираясь на работы Н. Макиавелли, Г.В.Ф. Гегеля, М.И. Драгомирова, А.Е. Снесарева, Р. Арона, Дж.Л. Гэддиса, О. Розе, Г. Мюнклера и других мыслителей, автор проводит сопоставительный анализ идей Толстого и Клаузевица, уделяя особое внимание таким аспектам феномена войны, как определение ее сущности, роли личности на войне, субъективных и объективных элементов военной деятельности. Наряду с общетеоретическими методами исследования в статье используются постструктуралистская и герменевтическая методология, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в экспликации как многообразных элементов расхождения во взглядах на войну Толстого и Клаузевица, так и ряда «точек схождения» между двумя мыслителями. За противостоянием Толстого и Клаузевица автор обнаруживает конфликт стоицизма и макиавеллизма. Особый вклад автора заключается в интерпретации метафор водной стихии, которыми изобилуют тексты «Войны и мира» и «О войне».
Пестерева К.А., Хохолова И.С., Кысылбаикова М.И., Васильева А.П. - Символика городского пространства: социокогнитивный подход (на материале г. Якутска) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.35102

Аннотация: Статья посвящена актуальному на данный момент направлению в гуманитарных науках – изучению памятников города как инструментов коммеморации, участвующих в процессе формирования исторической и культурной памяти в обществе. В статье приводится классификация памятников и арт-объектов города Якутска по назначению, результаты социального опроса горожан по восприятию символического пространства города. Для выявления восприятия населением памятников города был проведен опрос. Обзор и анализ имеющихся в городе памятников показал, что памятники являются отражением истории города и республики и способствуют формированию достаточно устойчивого представления об исторических событиях среди горожан, что подтверждается результатами опроса. Наиболее яркой компонентой в формировании коллективной памяти и исторической идентичности остаются Мемориалы воинской славы. В данной статье в качестве примера приводится мемориальный комплекс «Площадь Победы» как наиболее крупный мемориальный объект в городе. Во многом это объясняется тем, что мемориал, благодаря политике государства в подчеркивании и переосмыслении роли советского народа в Победе в Великой Отечественной войне, сохраняет свое функционирование, а также тем, что в обществе жива память о пережитых народом тяжелых лет войны. Результаты исследования, в целом, показывают, что горожане знакомы с историей своего города и деятельность самих горожан способствует усилению коммеморативных функций, отводимых памятникам.
Краев О.Л. - Декоммеморация как фактор формирования коллективной памяти в Южной Америке c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.2.39834

EDN: GKUHJG

Аннотация: Предметом исследования является проблема декоммеморации, т.е. ликвидации памятников и иных наполненных историческим смыслом объектов, в странах Южной Америки. Задача данной статьи состоит в попытке анализа обнаруженных примеров этих процессов в разных странах региона с применением новой типологизации этого пока малоизученного явления, предложенной социологами Трейси Адамс и Йиноном Гуттель-Клейном. Приводятся примеры декоммеморации, связанные с процессом демократизации общественно-политического, а следовательно и культурного, пространства в указанном регионе, а также пересмотра монументального культурного наследия в контексте меняющихся представлений общества и отдельных влиятельных его сегментов о прошлом страны или их перехода от вербального неприятия тех или иных объектов к деструктивным действиям. Новизна исследования состоит в использовании новой, первоначально примененной ее авторами при анализе израильского опыта типологии при изучении объектов памяти в Южной Америке и анализе разноплановых мемориальных единиц и страновых особенностей процессов декоммеморации, а именно десекрации и рефрейминга, в первую очередь, в Парагвае и Колумбии. Одним из основных выводов исследования является возможность реализации декоммеморации в рассматриваемом регионе в отношении объектов, принадлежащих к хронологически и сущностно разным историческим периодам и явлениям, а именно репрессиям второй половины ХХ в. и колонизации континента. Также автор обнаруживает многофункциональность декоммеморации, заключающуюся в возможности ее применения новой официальной властью для отмежевания от прежней, отдельными общественными группами для создания резонанса и привлечения внимания к некой проблеме, необязательно связанной со значением конкретного памятника, в отношении которого осуществляется, как правило, акт десекрации. Наконец, обнаружено, что заинтересованность государства в проведении политики памяти в целом и декоммеморации в частности зачастую играет определяющую роль в реализации проектов в этой сфере.
Бнатов Д.А. - Общество потребления и потребительское поведение: Эволюция концепций и современное понимание. c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.8.43986

EDN: XIQEMA

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа значимых социологических, экономических, психологических и смежных с ними концепций общества потребления и потребительского поведения. Показано, что эволюция указанных концепций имеет выраженное деление на этапы, соответствующие историческим тенденциям возникновения и развития общества потребления как социально-экономического феномена. Органически взаимосвязанно с формированием общества потребления происходило и становление типизированных практик поведения потребителей, которое сегодня характеризуется сложной структурой, а его конкретные формы зависят от значительного числа факторов самой разнообразной природы. Эти формы необходимо всесторонне изучать с целью использования полученных знаний в деятельности как коммерческих предприятий, так и государственного управления. Выводы. Потребление в рамках указанного этапа рассматривалось чаще всего как производное от класса или сословия, а наиболее видными его представителями выступили К.Маркс (потребление как принадлежность к классу), М.Вебер, Т.Гайгер, Т.Веблен (теория престижного потребления), Г.Зиммель (теория моды), В.Зомбарт (теория роскоши). Дальнейшие исследования потребительского поведения стали проводиться преимущественно в рамках экономической теории, поведенческой экономики и маркетинга в начале XX в. Марксистская идея «товарного фетишизма» получила своё продолжение в трудах Ж.Бодрийяра (критика общества потребления), а концепция М.Вебера – в так называемых «классовых фракциях» П.Бурдье, причём идеи и Ж.Бодрийяра, и П.Бурдье (габитус как «приобретённая системы порождающих схем») достаточно популярны и сегодня в социологических, социокультурных и социально-философских концепциях человеческого поведения вообще и потребительского в частности. «Новая» теория потребления была предложена Г.Беккером, К.Ланкастером и Дж.Стиглером, а М.Фридман и Дж.Дьюзенберри для объяснения «опережающего потребления» сформулировали концепции соответственно перманентного дохода и устойчивых потребительских практик.
Ковалев А.А. - Идея общности и западные философско-правовые концепции: история и современность c. 14-30

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.6.33244

Аннотация: В статье рассматривается идея общности в системе философско-правовых концепций через призму истории и современности. Данная проблема имеет важное значение для понимания системного характера философско-правовых концепций, если иметь ввиду, что философия права на протяжении своей концептуализации зачастую или подменялась философией политики или социальной философией, или уже уходила в сторону от них и таким образом, по сути, теряла общность с "единой философией". Методы данного исследования включают компоненты сравнительно-правового, социально-философского, историко-логического, а также политологического анализа. Исследование осуществлено на материале трудов зарубежных авторов XIX-XX веков. Научная новизна статьи состоит в следующем: 1) удалось установить, что правовая концепция общности предлагает средства переосмысления отношения права к многообразию социальных групп и общественных объединений, характеризующих современную жизнь; 2) обнаружена важная тенденция в исследовании правовой концепции сообщества, разработанной для того, чтобы подчеркнуть необходимость нормативного выражения общественных отношений, основанных на доверии;она признает многообразие этих отношений и разнообразие форм их выражения. Указанная тема статьи имеет важное значение в современном мире и в современном социогуманитарном знании, при этом использованный авторский подход помог достичь новизны основных выводов.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Трансформация власти в процессе построения гражданского общества в России c. 20-88

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9053

Аннотация: В статье подчеркнуто, что функционирование политического лидера в ситуации демократического политического процесса и современного гражданского общества происходит в рамках правовых и иных норм, которые, выступая регуляторами взаимодействия «лидера — последователей», трансформируют политическое лидерство не только в социальный и политический институт, но и, обеспечивая легитимность подготовки, принятия и реализации политических решений, в институт политической власти. В ситуации трансформирующейся современной политической системы происходит существенное расширение личностной природы политики, что ставит перед исследователями проблему рассмотрения явления «политическое лидерство» с новых методологических подходов. Специфика современного политического процесса связана с активизацией в нем политического лидера. В связи с чем становятся актуальными исследования сущности политического лидерства в контексте механизмов реализации ими властных и управленческих функций, так как именно от результативности управленческих шагов политического лидера зависит эффективность функционирования политической системы.
Севостьянова Е.В. - Мобилизация в повседневной жизни населения Забайкальской области в период «китайских осложнений» (1900 – 1901 гг.) c. 22-47

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.4.32551

Аннотация: Объектом исследования является повседневная жизнь Забайкалья в период военно-политического конфликта. Конфликт имел официальное название «Военная кампания в Китае 1900-1901 гг.», однако в обыденную практику прочно вошли номинации «китайские осложнения», «опасность на границах». Предмет исследования представлен в названии статьи. Автором рассматривается то, как отразилась мобилизация на повседневной жизни населения, какие поведенческие стратегии и психологические реакции доминировали, какие оценки население формировало относительно причин конфликта и его последствий для Забайкалья, какой использовался «язык описания». Использованы компаративный и проблемно-исторический методы, контент-анализ. При анализе газетных материалов были использованы методы выявления образно-лексических элементов. Учитывались методологические идеи исследования повседневности как соотношения стратегий власти и тактик повседневности. Выявлено, что мобилизацию население ставило по значимости в один ряд с неконтролируемыми природными стихиями и катастрофическими событиями, такими как неурожай, разрушительные наводнения, масштабные эпизоотии. Мобилизация, как и российско-китайский конфликт в целом, не повлекли массового всплеска антикитайских настроений и выступлений, хотя стимулировали ксенофобию. Рассматриваются основные проблемы повседневности, детерминированные мобилизацией и меры, которые принимала региональная власть для обеспечения безопасности приграничных поселений и недопущения голода. Проанализирована идеологическая и информационная роль церкви. Забайкальская церковь возглавила благотворительную деятельность, на прием пожертвований были уполномочены все священники.
Фролова Е.В., Рогач О.В. - Роль социальных институтов в формировании ценностных установок восприятия российским обществом его историко-культурного наследия. c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.2.22942

Аннотация: Наблюдаемые сегодня в российском обществе тенденции «упадка» историко-культурного наследия до уровня рыночных продуктов социокультурного потребления, выражены в снижении интереса со стороны общества, в особенности молодежи, к культурным ценностям российской цивилизации. В виду данного обстоятельства пристальное внимание должно быть уделено анализу роли социальных институтов в определении и формировании ценностных установок восприятия российским обществом его историко-культурного наследия, аккумуляции и передачи социального и культурного опыта. Авторы подробно рассматривают такие ключевые институциональные структуры как: государство, семья, образование, религия и СМИ, обеспечивающие процесс инфогенеза, в том числе тиражирование социально значимых поведенческих моделей индивидов в отношении своего историко-культурного наследия. В ходе исследования были использованы общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование. Ведущим методом исследования стал анализ документов. По результатам исследований выявлено изменение ролевых позиций ключевых институциональных структур, определяющих ценностные установки восприятия российским обществом его историко-культурного наследия. Определены факторы, лимитирующие возможности влияния социальных институтов на закрепление в сознании молодежи установок социокультурной направленности. В статье определены основные дисфункции в процессе формирования институциональных условий сохранения и восприятия культурно-исторического наследия. Ключевыми из них являются: неэффективность планирования и программирования социокультурных тенденций, коммерционализация историко-культурного наследия, недостаточность его финансовой поддержки, девальвация семейных ценностей, дискредитация в СМИ традиционных образов историко-культурного наследия российского общества.
Шаров К.С. - Суррогатное материнство в России и Сингапуре в системе моделей демографического поведения c. 31-41

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.4.29510

Аннотация: Объектом исследования является законодательство России и Сингапура, касающееся регулирование сферы репродуктивных технологий, а также социокультурное отношение населения к использованию данных технологий, зафиксированное в социальных установках, в том числе, выражаемых религиозными организациями. Предметом исследования являются сходства в законодательстве России и Сингапура, а также социальных установках в отношении сферы репродуктивных технологий. Целью исследования является понимание параллелизма в регулировании сферы репродуктивных технологий России и Сингапура и предложение своего объяснения данному феномену. Методология включает приемы, принципы и процедуры анализа нормативно-правовых актов, статистических демографических данных и контент-анализа высказываний относительно использования репродуктивных технологий. Новизна исследования заключается в том, что в результате анализа выявлено, что наши страны действительно проявляют удивительное сходство в правовом регулировании сферы репродуктивных технологий и социальных установках (мнениях) в отношении использования этих технологий. Правовое регулирование суррогатного материнства нельзя считать объективно эффективным ни в России, ни Сингапуре. В социокультурном восприятии репродуктивных технологий социумом России и Сингапура присутствует настороженность и холодность, а также сомнения в культурной легитимности использования данных технологий. Предложена гипотеза, согласно которой сходство в рассматриваемых вопросах между Россией и Сингапуром объясняется общим правовым и культурным евразийским наследием российской и сингапурской культур.
Чебунин А.В. - Аксиология личности в китайском буддизме c. 40-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30496

Аннотация: Китайский буддизм, являясь крупнейшим направлением буддизма и одним из трех основных идеологических учений Китая, представляет собой теоретическую и практическую систему воспроизводства определенной модели личности. Данная модель личности ориентирована на базовые буддийские духовные ценности и включает в себя три уровня: архат, бодхисатва и Будда, отличающиеся между собой уровнем и иерархией духовных ценностей. Архат, в рамках индивидуального пути спасения, ориентирован на непривязанность и умиротворение. Бодхисаттва, в рамках социального пути спасения, помимо непривязанности и умиротворения ориентирован на милосердие, сострадание и жертвенность. Будда в качестве идеальной модели конечной цели совершенствования характеризуется абсолютизацией буддийских духовных ценностей. В китайском буддизме Будда обретает высшее трансцендентное содержание, а основным вектором практики совершенствования становится модель бодхисатвы в контексте учения Махаяны. Методология исследования определяется базовыми концептуальными подходами исследования духовной культуры в контексте его функциональной значимости для человека и общества. Были использованы аксиологический, системный, культурно-исторический и компаративистский подходы, а также методы описания, структуризации, аналогии и обобщения. Научная новизна и основные выводы заключаются в обосновании личностного вектора практики совершенствования в качестве развития соответствующих духовных ценностей с ориентацией на идеальную модель буддийской личности. Многоуровневая ориентация на различные типы личности в буддизме отразила всеохватывающий характер его учения, направленного на различные уровни духовного развития людей. Выбор модели бодхисаттвы в китайском буддизме определялся социальной направленностью китайской культуры, что обеспечило мощный духовно-нравственный потенциал китайской цивилизации в целом.
Деханова Н.Г., Холоденко Ю.А. - Глобальные социальные изменения: риски для «государства всеобщего благосостояния» c. 41-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2024.1.69248

EDN: LCDQHH

Аннотация: Актуальность избранной тематики обусловлена тем фактом, что глобализация являясь важнейшим фактором социальной динамики, приводит к тектоническим сдвигам абсолютно во всех сферах общественной жизни. Изменения эти носят неоднозначный, двойственный характер. Целью данной работы является выявление противоречивого характера влияния глобальной трансформации в условиях последних вызовов (COVID 19, усиления международной экономической конкуренции, комплексом экономических проблем, санкционной политики, политической нестабильности, снижение уровня доверия к институтам в обществе) на масштабы неравенства в современном мире, функционирование института социального государства, консенсуса в вопросах социальной сплоченности, социальной справедливости и социальной солидарности. Теоретической основой статьи явились работы Ф. Фукуямы, И. Валлерстайна, П.Розанваллона, Г.Э.Андерсона и др. Основной методологической базой исследования выступают теоретические научные методы, системный подход. Междисциплинарный характер исследования в рамках обозначенной проблематики требует привлечения как результатов социологических исследований, так и значительного количества данных международной экономической статистики. Авторами произведен комплексный анализ факторов глобальных социально-экономических изменений, самым непосредственным образом влияющих на функционирование современного социального государства. Основываясь на актуальных социологических и статистических данных, авторы доказывают сложную реализуемость и отчасти даже изменение базовых принципов «государства всеобщего благосостояния», связанные с социальной справедливостью, социальной сплоченностью и социальной солидарностью в современных западно-европейских странах, которые до недавнего времени считались эталоном высокого качества и уровня жизни населения, развитой системы социальной поддержки, масштабного среднего класса. Делается вывод о том, что негативные тренды глобальных социальных изменений вряд ли удастся изменить в обозримой перспективе, несмотря на предпринимаемые национальными правительствами и международными институтами меры, направленными на стабилизацию социально – экономической ситуации.
Мациевская Г.А. - Формирование патриотических идей в период древнерусского государства c. 42-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.2.24568

Аннотация: Статья посвящена исследованию процесса становления и эволюции патриотических идей и концепций в древнерусском государстве. Летописи, поучения, житийная литература в этот период, наряду с описанием происходивших событий, с одной стороны, являлись отражением, своего рода рефлексией, складывающихся патриотических ценностей, а с другой, оказывали определённое влияние на формирование единых мировоззренческих основ общественной жизни. Важными составляющими социально-философской концепции патриотизма являлись такие понятия, как личность князя, земля русская и вера христианская. При подготовке работы использовались методы историзма, компаративистики, анализа и синтеза, а также индуктивный и дедуктивный методы. В результате исследования уточняются системные и качественные характеристики патриотизма в период древнерусского государства, с учётом и на основе современных исследований. На всём протяжении древнерусской истории от Руси Киевской до Московской наблюдается всё большее сращивание трёх объектов патриотического начала: земли русской, веры христианской и личности князя. Сам же князь одновременно являлся не только объектом патриотических чувств, но и субъектом, т.е. носителем патриотических устремлений и деяний. Соединение этих трёх начал позволили позже, в период Московской Руси сформулировать концепцию мессианской идеи, обозначенной иноком Филофеем как «Москва – третий Рим».
Головушкин Д.А. - Накануне Реформации: пандемия COVID-2019 как предиктор социальных и ценностных трансформаций c. 42-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.8.32948

Аннотация: Статья посвящена проблемам и перспективам ожидаемого / начавшегося социального и ценностного сдвига, простимулированного и легитимированного пандемией COVID-2019. Современный мир уже давно и на разных уровнях (универсализм / партикуляризм) ищет новую систему «индивид – общество – государство» и соответствующий для нее ценностный базис. Будучи одновременно глобальным и индивидуальным вызовом, пандемия COVID-2019 позволяет запустить и апробировать имеющиеся «проекты Реформации», а также заложить фундамент для будущих. Это своего рода «высвечивание» «стоящего на пороге», вариант «дисциплинарной революции», которая позволяет говорить о «новом мире» уже официально. Но чтобы «мотивация» к новой социальной реальности была «не за страх, а за совесть», нужна также ценностная революция («революция в теологии»), которая бы сформулировала и предложила новые нормативные установки. В этом плане использование концептуальной рамки «Реформация» и ее паттернов, приближает нас к пониманию важности ценностного фундамента ожидаемой / начавшейся социальной трансформации. Еще важнее понимать, что это за ценностный фундамент и кто его формирует. Статья не дает конкретные ответы на вопросы, какую новую систему «индивид – общество – государство», новые этосы или «новую религию» несет с собой пандемия COVID-2019. Последствия подобных «революций» выявляются спустя длительное время и они далеко не всегда предсказуемы. Назначение статьи быть «оптикой», позволяющей рассмотреть контекст COVID-2019 и одновременно заглянуть за него.
Сорокина Е.М. - Исследование стратификации современного китайского общества в трудах Чэнь Гуанцзиня c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.6.26535

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является концепция китайского социолога Чэнь Гуанцзиня (陈光金), завоевавшего признание благодаря изучению социальной структуры и социальной мобильности в современном китайском обществе. Чэнь Гуанцзинь изучает становление классов в современной социальной структуре Китая, движение классов и социальных групп, уделяет внимание изменениям концепций социальной мобильности в зависимости от макросоциальных изменений в истории КНР. В результате анализа прошлого и современного состояния китайского общества Чэнь Гуанцзинь приходит к выводу, что к 2001 году социально-классовая структура современного китайского общества уже сформировалась и с того времени включает в себя десять классов. Исследуя закономерность социальной мобильности граждан КНР, Чэнь Гуанцзинь утверждает, что ключевую роль играют три фактора: род деятельности (профессия), экономическая и социальная политика государства и изменение уровня жизни за последние 5 лет. Для высшего и высшего среднего классов также значимым является фактор наследования семейного культурного капитала. Особым вкладом Чэнь Гуанцзиня в исследование стратификации и мобильности является вывод, что с начала проведения политики реформ (1978) у каждого гражданина КНР возросли возможности диверсификации собственного жизненного пути, а также шансы повышения социального статуса. В современном Китае критерии оценки социального положения любого индивида стали более многосторонними. Чэнь Гуанцзинь особое внимание уделяет росту социального престижа таких профессиональных групп как художники, режиссеры, телеведущие, писатели, специалисты по информационным технологиям и даже блогеры.
Болтаевский А.А. - Проституция как форма социальной девиации c. 44-56

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.6.12269

Аннотация: В переходные периоды в обществе наблюдается аномия, увеличиваются социальные девиации и, следовательно, интерес к ним. Достаточно вспомнить перестроечную эпоху конца 1980-х гг. с резко возросшим вниманием к ранее почти закрытым темам наркомании, пьянства и алкоголизма, сексуальных отклонений, в том числе проституции. Последняя представляет особый интерес в виду не только достаточно большого распространения в современной России, но и вследствие продолжающихся дискуссий по вопросу ее возможной легализации. В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов на проституцию и «дам полусвета», чтобы выяснить, как развивалось и в какую сторону будет эволюционировать данное явление. Автор рассматривает развитие проституции на основе многочисленных источников и исследований как отечественных, так и зарубежных публицистов и ученых. Современное общество, в том числе посредством массовой культуры, ставит ложные цели перед человеком, пожиная в дальнейшее плоды этого в виде различных социальных аномалий. Наличие национальной идеи, которая заполнит духовные пустоты, возродит нравственность и в результате вновь перечеркнет выгоды от данной деятельности ее недостатками, является, наряду с улучшением социально-экономических условий жизни населения, важнейшим средством сокращения числа проституток.
Напсо М.Д. - Мода в обществе потребления c. 46-51

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.20130

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является специфика общества потребления, а предметом – особенности моды в обществе потребления. В центре исследовательского интереса автора мода как социальный феномен, ее историчность и изменчивость, универсальность и всеохватность, воздействие на массовое и индивидуальное сознание, востребованность консюмеристским мировоззрением. Мода представлена как образ жизни и образ мышления, как имидж, как ценность, как символ. Рассматривается роль моды как фактора престижа, статусности, условия социальной идентификации и социализации. Методологическую основу статьи составили онтологические принципы диалектики, позволившие выявить сложную и противоречивую природу моды как социального явления. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о востребованности моды обществом потребления. Проблематика статьи позволяет сформулировать ряд тезисов: 1) мода – важнейшее условие существования общества потребления; 2) формируя адекватные консюмеризму жизненные стили и стратегии, мода выступает фактором процессов социальной интеграции и адаптации.
Тарасов А.Н. - Социокультурные трансформации как основание периодизации европейской культуры: культурфилософский анализ c. 48-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.3.32900

Аннотация: Цель исследования – показать значение переходных периодов в динамике европейской культуры, определяемых понятием социокультурная трансформация, в качестве основания периодизации этой культуры. В статье показано, что именно социокультурные трансформации, т.е. переходные эпохи играют главную роль в историко-культурном процессе. В динамике европейской (евроатлантической) культуры определены три социокультурных трансформации: поздний эллинизм, Возрождение и Реформация, авангард и постмодерн. Они, соответственно, разделяют континуум культуры стран европейской (евроатлантической) цивилизации на три стадии поступательного развития: античный, средневековый и новоевропейский. Основным методом исследования стал метод философской интерпретации знаний о культурном наследии европейской (а позднее - евроатлантической) культуры. В статье показано, что социокультурные трансформации выступают и условием для творчества в его классическом понимании (т.е. появление, укрепление и распространение нового), и залогом непрерывности культурной трансляции, хотя современниками зачастую видится это как «уход от нормы». В перерывах (социокультурные трансформации) постепенности (культур-системы) заложена практически гарантия непрерывности историко-культурного процесса.
Самситдинов И.З., Гирфанова И.Н. - Нетипичные аспекты социальной стратификации и мобильности c. 49-56

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.5.40668

EDN: CKMICU

Аннотация: В статье сделана попытка выделить отдельные аспекты общественных отношений и социальных перемещений, которые выходят за рамки традиционной типологии социальной стратификации и мобильности. Подчеркивается, что общий вектор современности, а именно установка на тотальное информационное движение во многих областях существенно дополняет и меняет понимание мобильности. Отдельно анализируется социальная группа «удаленщиков», количество которых заметно растет в последние годы в связи и информатизацией общества, а также и в связи с геополитической ситуацией, ситуацией «неопределенности». В качестве методологической основы исследования были выбраны структурно-функциональный, аксиологический, деятельностные подходы, использованы сравнительный метод и метод научного анализа. Новизна исследования заключается в том, что в статье выделены три социальные группы — «удаленщики», «организаторы», «ошибочники», внимание к которым в классической литературе, на наш взгляд, уделялось недостаточно. В условиях неопределенности заметное преимущество получают индивиды, способные конструировать новые формы социальности, имеющие значительные преимущества перед традиционными проектами. Основным выводом является то, что социальная мобильность приобретает новые показатели и зачастую не связывается с реальными перемещениями субъекта в пространстве и времени. Требуются новые исследования и анализ данного феномена с учетом условий стремительной информатизации и трансформации современного общества.
Канныкин С.В. - Городские беговые практики, их детерминанты, трансформации и влияния c. 50-70

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.5.38037

Аннотация: Гипотеза исследования состоит в том, что беговая локомоция по городскому пространству имеет порождаемое этой средой специфическое социокультурное измерение, содержащее как инвариантную часть, присущую городскому бегу вообще, так и вариативную, обусловленную уникальным «гением места» и своеобразным комплексом ценностно-нормативных установок личности. Предметом научной работы является двуединый процесс: влияние городской среды на социальные и экзистенциальные параметры беговой локомоции, а также обратное влияние массового городского бега во всем разнообразии его разновидностей как на место его осуществления и участников, так и на общество в целом. Методологической основой исследования выступает социокультурный подход. Социальные институты, детерминирующие в настоящее время регулярную групповую беговую активность горожан, относятся ко всем сферам жизни общества: экономической (беговой туризм), социальной (праздники с карнавально-игровой составляющей), политической (агитационные пробеги), духовной (институты социализации, использующие беговую активность как способ приобщения к гуманистическим ценностям). В экзистенциальном регистре уличный бег можно рассматривать как способ "присвоения" отчужденного городского пространства; городские забеги позволяют войти в пограничное состояние для прояснения глубин своего «Я», подготавливают к деятельности в городской высококонкурентной среде, обеспечивают недостижимую вне бега полноту телесно-эмоционального переживания города, являются для бегунов реализацией «права на город». Массовые беговые практики создают собственные семантические поля в «тексте» каждого города, маркирующиеся памятниками, названиями, событиями и легендами; уличный бег является формой синойкизма, связывая городские территории в единое духовное пространство, осуществляет праздничное преображение города, вносит значительный вклад в развитие экономики, способствует джентрификации территорий и брендированию города. Габитус современного городского бега как социальной практики можно представить следующими диспозициями: солидарность, здоровый образ жизни, женская эмансипация, социализация, вовлеченность в экологическое движение.
Погорельская Е.Ю., Чернов Л.С. - Социокультурный аспект феномена научного эксперимента c. 51-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.20682

Аннотация: Научный эксперимент, сформированный как объективный, беспристрастный метод исследования природы к двадцатому веку приобретает черты тотального антропологического вмешательства не только во внешнюю природу, но и в природу самого человека. Понимание данной трансформации европейская культура предвидела в лице И.В. Гёте. В статье эксперимент рассматривается как социальная и культурная практика, имеющую свою самостоятельную сущность, а не только являющуюся «средством» для достижения определенных результатов. Эксперимент представлен как социальный факт, имеющий свою «природу». Авторы используют феноменологический анализ эксперимента, выделяя в нём два сущностных аспекта: внимание и зрелищность; историческое сравнение и аналогию, сопоставляя понимание природы в античности и в эпоху Нового времени, а также метод герменевтической иллюстрации, подкрепляющий философские тезисы примерами литературы, кино, поэзии и психологии.Итогом является аргументированная и объёмная картина распространения влияния научного эксперимента на культурную и антропологическую области социума. Итог работы заключён не в аргументированной критике эксперимента как научного метода, а в показе позитивного эвристичного ресурса античной гносеологической установки в современном научном и культурном исследовании. Социальный эксперимент, который невозможно оправдать и обосновать ни с каких точек зрения, оказывается возможным и широко применимым в современной западной цивилизации.
Шагиахметов М.Р. - Политика и общество: шаг вперед, два - назад c. 52-73

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.313

Аннотация: Использование методологии системного подхода позволяет рассматривать процесс развития в единстве мышления, представлений и общественной практики. С этой точки зрения дан системный анализ происходящих в мире и нашем обществе перемен, а также современного этапа развития. Обоснован вывод о переходном характере современного этапа, характерного переходом от линейного мышления, ориентированного на понятие истины, к системному, опирающемуся на адекватность.
Одинцов А.В. - Культурное наследие Чемпионата Мира по футболу 2018 в представлении студенческой молодежи Волгограда c. 53-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30603

Аннотация: Объектом исследования является культурное наследие группового этапа Чемпионата Мира по футболу 2018 в Волгограде. Предмет исследования – представления студенческой молодежи Волгограда о наследии Чемпионата Мира по футболу 2018. Особое внимание уделяется элементам культурного наследия, влиянию на имидж Волгограда, который на протяжении длительного времени связан преимущественно со Сталинградской битвой. В исследовании также рассматривались вопросы отношения к иностранным гостям Чемпионата мира по футболу 2018, а также динамики стереотипов отношения иностранцев к России в целом. Эмпирическим методом исследования являлся массовый анкетный опрос общей выборкой n=746. Доверительный интервал исследования не превышает 3,7%. По результатам исследования установлено, что по большей части культурное наследие Чемпионата мира 2018 года ассоциируется у респондентов именно с материальными объектами и строениями. Респондентам наиболее заметен рост инвестиций в регион в рамках подготовки к Чемпионату, несколько менее заметны позитивные изменения в имидже страны и региона. Несмотря на проведение группового этапа Чемпионата мира 2018 года в Волгограде наиболее существенным элементом имиджа города остается Сталинградская битва и посвященные ей мемориальные комплексы.
Громакова В.Г. - Институциональная трансформация общества в свете социосинергетической парадигмы c. 54-70

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.4.37415

EDN: UWYRBG

Аннотация: Объектом теоретических изысканий, представленных в данной статье, является общество как открытая неравновесная система, способная к самоорганизации. Предметом исследования выступают факторы и движущие силы институциональной трансформации социетальной системы. Актуальность исследования обосновывается затянувшимся трансформационным периодом в жизни российского социума, а также все более широким распространением социоструктурных кризисных явлений в мире. Научная проблема определяется, исходя из таких известных фактов, как низкая прогнозируемость и управляемость процессов институциональной трансформации, с одной стороны, и необходимостью снижения сопутствующих им рисков - с другой. Соответственно, ставится вопрос о механизме институциональной трансформации, который предлагается рассмотреть, используя в качестве методологической базы принципы и положения социосинергетики. Основным элементом новизны в данной статье является синтез неоинституциональной теории с положениями социосинергетики. В ходе исследования проведен анализ процесса институциональной трансформации с позиций социосинергетической концепции с использованием таких категорий, как диссипации энергии, энтропия, стационарное и неравновесное состояние в их социальном выражении. Приведены характеристики эволюционного и кризисного этапов в развитии институциональной системы. Акцентировано внимание на рисках трансформационного периода и связи его итогов с предшествовавшим периодом стабильности. В результате проведенного исследования автор формулирует следующие выводы: 1) Субъекты социальных отношений действуют в соответствии с принципом минимума диссипации энергии, вследствие чего основы любого нового порядка закладываются во флуктуациях предшествующей структуры. 2) На течении кризисного (трансформационного) процесса неблагоприятно сказываются как чрезмерные управляющие воздействия, направленные на сохранение предшествующего порядка, так и преждевременные и непродуманные реформы. 3) Затянувшаяся трансформация грозит полной деградацией социетальной системы в силу истощения ресурсов, необходимых для снижения энтропии.
Коваленко Н.Г. - Толстой как социальный и религиозный реформатор c. 54-62

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.3.39824

EDN: MZMUIV

Аннотация: В данной работе рассматриваются труды великого русского писателя, философа и социально-религиозного реформатора Льва Николаевича Толстого созданные в конце XIX – начале XX столетий. Социальная философия Толстого в качестве своего основания предполагала и базировалась на религиозном типе культуры. Христианский тип личности в его православном звучании был для Толстого основополагающим. Хотя вместе с тем он с неортодоксальных позиций анализировал и подвергал критике современную ему православную церковь за её теснейшую связь с властными структурами российской империи. Как писал в свое время историк   русской философии В.В. Зеньковский мировоззренческие установки Толстого неотрывны были от Православной веры. Учение Толстого, в частности его философия ненасилия получило достаточно широкое распространение и способствовало возникновению социально-религиозного движения толстовцев в России. Идеи Толстого были адекватно восприняты и за рубежом, в частности, это идеология неучастия Махатмы Ганди в Индии XX столетия. Философия ненасилия Льва Николаевича Толстого соответствовала как неприятию иерархического устройства внутрицерковной жизни со стороны толстовцев, так и традициям восточной философии с её опорой на принцип неделания и ненасилия.
Иванов А.Г. - В поисках советского прошлого: случай Липецка c. 58-68

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.9.38733

EDN: CCKBYB

Аннотация: Миф основания Липецка включает нарратив, связанный с освоением южных рубежей России и развитием металлургии. Но 23-х кратный рост численности населения Липецка в течение всего 65 лет XX века (с 21,4 тыс. чел в 1926 г. до 490,3 тыс. чел в 1990 г.) заставляет вновь обратиться к советскому периоду истории города. Рассмотрев режимы циркуляции «мягкой» и «жесткой» памяти, а также воспользовавшись сформулированной Э. Ригни и К. де Чезаре оптикой разномасштабностии и интуициями Я. Ассмана, выделявшего коммуникативную и культурную области памяти, автор проверяет, отдает ли сегодня Липецк в должной мере дань советскому прошлому.    Обращение к ключевым маркерам идентичности Липецка (металлургический комбинат, минеральная вода, авиационный центр), относящимся к культурной памяти, показало, что сегодня у многих жителей города нет чувства преемственности с прошлым. Делается вывод, что послевоенный период существования СССР является особенно значимым пространством памяти, вокруг которого могла бы выстраиваться идентичность липчан, формироваться память местного сообщества. Однако сегодня жителям Липецка приходиться сталкиваться совсем с другой мемориальной политикой, инициируемой местными властями, в которой советское прошлое постепенно заменяется новыми символическими практиками и объектами, в результате чего городское пространство становится все более эклектичным.
Максименко Л.А. - Сакральное в медицине: динамика социокультурных смыслов c. 63-69

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.2076

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются смыслы медицины как особой социокультурной практики, выстраивающиеся вокруг исторически исходного понятия сакрального. Медицина, выступая объектом исследования, предстает как феномен европейской культуры, берущий свое начало с косской школы Гиппократа. Историческая динамика «внутреннего ядра» медицины как особой социокультурной практики была связана с глобальными историческими трендами в истории европейской культуры. В статье подробно рассматривается «что» и «как» как повлияло на тектонические сдвиги в архитектонике смыслов ее ядра. Методология исследования включает в себя метод сравнительно-исторического анализа, примененный для реконструкции смыслов, и герменевтический метод с его базовой техникой – интерпретацией, включающей, прежде всего, языковую процедуру (анализ этимологии и смыслов). Основными выводами проведенного исследования являются установление того, что смысл сакрального в медицинской практике исторически был связан с понятием жизни и табуированием действий врача, посягающих на жизнь в любом ее качестве. Десакрализация жизни и социокультурная гегемония медицины оказались тесно взаимосвязаны. Доверие к биоэтике как новому социальному институту строится на юридизации ее норм. Идея гуманитарной экспертизы оказывается «инфицированной» трилеммой Мюнхгаузена. Все это говорит о том, что современная западная медицина, находясь в «обществе риска» и «рынка», демонстрирует запрос на новый виток гуманизации и доказательства своей продуктивности как социального института и духовной сферы культуры.
Соломин Д.Н., Кучинская Т.Н. - Проблематика взаимосвязи инноваций и национальной культуры в современной философской мысли КНР c. 64-76

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.3.35053

Аннотация: В условиях поиска инновационного пути развития периода социокультурных трансформаций проблематика инноваций продолжает оставаться одной из актуальных не только в дискурсе научно-технологического прогресса, но и в контексте дискуссий о влиянии национальной культуры и ее социетальных ценностей на производство инноваций и выявления методологии исследования этого влияния. Особый интерес в этом плане представляет опыт современного Китая и теоретические изыскания китайских авторов, активно включившихся в научный поиск ответов на данные вопросы в рамках задач стратегии построения «инновационного государства» в КНР. Цель работы - выявить основные направления исследования инноваций в контексте культурного детерминизма в современной философской мысли КНР. Для реализации указанной цели применены инструменты: контент-анализ, герменевтическая интерпретация текста и инокультурных реалий. Текстологический анализ аутентичных материалов на китайском языке осуществлен по принципам целостности и структурности, а также с применением методов сравнения, аналогии, синтеза и анализа. На основе анализа работ китайских авторов, исследующих феномен инноваций через призму культурной обусловленности, выявлены следующие направления исследований: теоретическое обоснование взаимовлияния культуры и инноваций; выработка методик измерения культурных различий в их связи с инновациями; анализ влияния межкультурного взаимодействия, региональной и корпоративной культуры на производство инноваций и инновационное развитие. В статье впервые вводятся в научных оборот аутентичные материалы китайских авторов, раскрывающие особенности национальной и региональной культуры в контексте их воздействия на инновационные процессы в КНР. Полученные результаты и выводы значительно расширяют представления о проблеме взаимовлияния культуры и инноваций, необходимые для формирования практических рекомендаций в области инновационной политики и стратегии управления международным сотрудничеством в сфере инноваций.
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал: место и роль в системе современного общества c. 67-76

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17641

Аннотация: В данном исследовании рассматривается разновидность такого социально-бытийного образования, как социальный капитал. Исследование сфокусировано на его виртуальной форме существования, то есть на явлении аналогичном по своим свойствам и существующем на уровне виртуальной социальной коммуникации. Прежде всего, проблематизируются общие аспекты существования данного феномена, его место в системе современного общества, основные функции и хараткеристики. Виртуальные и традиционные формы социального капитала подвергаются сравнительному анализу, на материале сетевых (дигитальных) и исторически-ранних его разновидностей. В исследовании используется социально-конструктивистский подход, теория социальной коммуникации Н. Лумана и М. Маклюена, концепция социального капитала П. Бурдье, Ф. Фукуямы и Р. Патнема. В данном исследовании представлены социально-онтологические свойства виртуального социального капитала, как бытийного образования. В исследовании показано, что данное образование играет важнейшую роль в становлении и развитии виртуальных социальных сообществ, прежде всего в степени устойчивости виртуальных групп их эффективности в выполнении практических задач. Показано, что объем и развитость виртуального социального капитала является одним из основополагающих факторов в процессе формирования грядущего информационного общества.
Казакевич О.С. - «Сексуальное гражданство»: к логиге концептуализации понятия c. 68-85

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14506

Аннотация: В статье исследуется понятие «сексуальное гражданство» (sexual citizenship), широко циркулирующее в западной академической традиции сегодня. В частности, прослеживается история расширения рамок традиционного понимания гражданства в контексте появления и признания новых идентичностей. Особое внимание в тексте уделяется проблемным точкам текущей западной дискуссии о (сексуальном) гражданстве: в частности, рассматривается категория тела и дилемме частное/публичное в контексте гражданства, а также развитие концепта «сексуального гражданства» в условиях трансформации интимности. Основным методом исследования служит критический анализ западной научно-исследовательской литературы, сфокусированный на последовательности появления новых теоретизаций гражданства. Научная новизна исследования связана с попыткой обобщения западных дебатов о сексуальном гражданстве в феминистской и гендерно-чувствительной оптике. На основе проанализированных источников предлагается обобщенное определение сексуального гражданства как комплексной категории, описывающей новые политики и практики гражданства в контексте сексуальности и потенциально позволяющие обладателям так называемых новых идентичностей инкорпорироваться в публичную сферу на разных уровнях: от свободы слова до свободы идентичности.
Обморокова А.М. - Отражение процессов региональной идентификации и самоидентификации в красноярском культурное пространстве (на материале анализа концепта "Родина") c. 69-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.3.14677

Аннотация: Статья носит обзорный характер и посвящена рассмотрению феномена региональной идентичности и социально-культурных особенностей её формирования. В современном мире процессам глобализации противостоят процессы, которые принято называть "новый регионализм". Ключом к пониманию процессов формирования различных видов идентичностей является изучение национальных и этнических культурных процессов. В статье проведен краткий аналитический и критический обзор научных работ и статей других авторов по теме исследования. Затронут аспект влияния этнокультурной идентичности на формирование национального самосознания. Основной метод - критическая аналитика современных исследований проблемы региональной идентификации и самоидентификации. Акцент делался на тех исследованиях, которые связаны с сибирскими регионами Российской Федерации. Современная проблематика механизмов формирования региональной идентичности и самоидентичности раскрывается при помощи «мягкой силы» культурной политики и «умной силы» научных исследований, деятельности творческих акторов и ученых, живущих и работающих в конкретном регионе. Через применение такой «мягкой силы» конструируются образы, константы и концепты в культурном пространстве посредством сохранения национальных традиций и обычаев и передачи их через произведения культуры и искусства зрителю. Как одним из примеров такого концепта, связанного с социализацией, признанием и базовыми смыслами взят концепт «Родина». Рассматривается образ малой родины в сознании жителя Красноярского региона.
Сизов С.Е. - Представления о "латинском пленении" в отечественной истории философии c. 69-78

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.1.36672

Аннотация: Предметом исследования является история концепции "латинского пленения", начиная с ее артикуляции в кругу старших славянофилов и особенно у Ю.Ф. Самарина, до современной редакции у прот. Г. Флоровского и свящ. В. Зеньковского, и наконец, в контексте современных исследований по истории русской религиозной философии. В частности, хотя сама концепция "латинского пленения" во многом стала основополагающей для построения перспектив оценки взаимодействия богословия и философии и в отечественной религиозной мысли, на современном этапе она все чаще критикуется, как страдающая редукционизмом и подгоняющая факты под модель исследования. Научная новизна исследования заключается в описании истории бытования историко-философской концепции "латинского пленения", включая не только прослеживание ее генезиса, но и анализ современной полемики вокруг ее соответствия научным данным. В работе представлены сильные и слабые стороны концепции, а также перспективность ее использования в контексте научных работ по истории религиозной философии. Исследование показывает, что хотя идея "латинского пленения" давала плодотворную почву, некий простой миф для описания истории философии, она может быть заменена рядом других конкурирующих теорий, которые лучше справляются с той же задачей предоставления единой методологической основы для историко-философских исследований.
Канныкин С.В. - «Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега…» c. 73-83

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.5.32955

Аннотация: Предметом исследования является определение особенностей бытия соревновательного бега в социокультурной ситуации Средневековья. Актуальность научной статьи обусловлена важностью постижения социально-исторического контекста, в котором происходит десакрализация атлетизма (и бега как его компонента), а также оснований и проявлений его перехода в сферу секулярных, гуманистически ориентированных телесных практик. Решаемые задачи: сравнение сакральных и профанных компонентов бегового атлетизма в Античности и в Средние века, выявление причин десакрализации бега в изучаемый период, а также новых проявлений и направленности трансформации его профанной составляющей. Методологической основой проведенной работы выступают законы и принципы диалектики, способами получения знания являются анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. Плодотворным оказалось рассмотрение соревновательного бега с использование бинарной оппозиции сакральное/профанное. К областям применения полученных результатов относятся социальная философия, философская антропология и философия спорта. Новизна исследования заключается в определении причин и следствий средневековой десакрализации бега и отсутствия институализации беговых состязаний; рассмотрении особенностей занятий бегом в кругах элиты и простонародья; исследовании специфики беговых соревнований в карнавальной культуре; определении причин прикладного использования бега на выносливость в экономической деятельности, а также фиксации необычной для теоцентричного Средневековья гуманистической ориентации бега как отдельного вида состязаний и основы атлетической деятельности вообще.
Никулин В.В. - Формирование и реализация государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя в советской России: особенности и система государственно-правового регулирования(1917 – 1930 гг.) c. 83-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.13063

Аннотация: Рассматривается процесс формирования и реализации государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя в советской России, ее особенности и система государственно-правового регулирования в период 1917 – 1930 годов. Основное внимание уделено анализу социальных и правовых аспектов государственной политики советской России в данной сфере. Анализируются социальные причины потребления алкоголя населением, попытки властей мерами административного и законодательного характера ограничить незаконное изготовление алкогольных напитков и минимизировать негативные экономические и общественные последствия злоупотребления алкоголем. Утверждается, что правые и административные меры, предпринимаемые властью для установления государственного контроля над сферой производства и оборота алкоголя в 1920-е годы в областях, в целом были малоэффективны. Нелегальный оборот алкоголя оставался высоким и конкурентным государственному сектору. Властям не удалось справиться с алкогольной проблемой в социальном плане. В конце 20-х годов, также как и в их начале, пьянство, растраты на этой почве, самогоноварение оставались на одном из первых мест в уголовной статистике и «болезненных явлений» общества. В значительной мере этому способствовала непоследовательность властей в проведении алкогольной политики, живучесть в обществе питейных традиций.
Синеокий О.В. - Трансформация фонографического наследия в аудиовизуальной культуре Восточной Европы: польский рок и социодинамика системы звукозаписи c. 83-113

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.5.14647

Аннотация: Объектом исследования является музыкальная звукозапись как система социокультурных коммуникаций. Предметом публикации является история польского рока как социодинамического фактора в трансформации культурного наследия национальной системы рекординга. Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере автором проанализирована история польской системы грамзаписи. В статье c позиции социокультурной динамики в контексте особенностей звукозаписи изложен анализ становления и развития бит-, поп- и рок-музыки в Польше. Показаны механизмы самоорганизации и саморазвития культурного наследия в области музыкальной звукозаписи. Проблемы изучения истории польской бит-, поп- и рок-музыки в артефактах грамзаписи рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Методологической основой данной публикации стали теории классиков культурологической мысли, а также современных мыслителей. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в Польше (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Данный процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов дополнительно был детерминирован расширением доступа к зарубежной музыке. Для системы звукозаписи Польской Народной Республики в условиях социализма была попытка создания организационной многовекторности звукозаписывающей индустрии («Polskie Nagrania – Muza», «Polton», «Savitor», «Arston», «Pronit», «Tonpress», «Veriton», «Wifon»). В заключении автором акцентируется внимание на том, что глобальная индустрия звукозаписи на современном этапе развития цифрових технологий требует модернизации коммуникационной платформы и межкультурной коммуникации.
Полюшкевич О.А., Попова М.В. - Влияние топонимики на идентичность жителей города (по материалам Иркутска) c. 86-97

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.23664

Аннотация: Предметом статьи выступает воздействие городской топонимики на идентичность жителей Иркутска. Целью работы является изучение специфики формирования и развития, особенностей воздействия на идентичность жителей и перспективы трансформации названий улиц города Иркутска. Также в работе исследуются законодательные противоречия и механизмы их решения в названии улиц и площадей, формирующих общее социокультурное пространство городского ландшафта. В настоящей работе рассматривается символическое воздействие топонимического наследия на городское пространство и атмосферу, также на самих горожан. Методы исследования строятся на использовании методов наблюдения и сравнения. При анализе применяется структурно-функциональная методология. Научная новизна работы прослеживается в том, что наименования городских топонимов в Иркутске ни культурно, ни тем более, исторически, не соответствует его реальному сложившемуся историческому облику. Происходит нарушение «мифа городской культуры» (единства наименования и пространства города), что в конечном итоге влияет на восприятие города его жителями, а также гостями города – туристами, вносящими материальный вклад в развитие города. В связи с этим, в Иркутске есть потребность в топонимической реставрации. Основным выводом работы является то, что на данный момент в подавляющем большинстве иркутских топонимов нет отклика текстовых образов в культурно-историческом контексте города. Однако, как показал анализ исторического центра города, среди «советских» наименований всё-таки присутствуют гармоничные символические образы, несущие в себе положительную информацию об истории Иркутска, подтверждая его исторический статус и формирующие уникальную социокультурную идентичность горожан.
Хрыков В.П. - Инвестиции в Россию: пути развития и регресса c. 89-129

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9168

Аннотация: Инвестиции являются важным инструментом развития России. Но являются ли инвестиции залогом успеха без решения проблем государственного управления и проектирования, должного уровня общественного сознания, развития науки в стране, да и просто уровня здоровья населения? Автор рассматривает проблему инвестиций в России через призму инвестиционного и производственного развития, ведущих страну к новой вторичной индустриализации. Применяя комплексный подход: финансы, технологии, наука, культура, образование, социальное обеспечение и международное взаимодействие Россия сможет действительно получить качественный результат в развитии. Важным критерием инвестиций в России (отечественных и иностранных) является иное территориальное планирование, основанное на развитии малых городов и отходе от мегаполисной политики. Создать комплексное развитие, опирающееся на умную взаимосвязь государственного и частного подходов может только особая группа людей, которая выступит локомотивом развития, состоящая как из молодых инициативных людей, так и из опытных профессионалов советского времени – класс развития.
Илларионов Г.А., Мосиенко М.К. - Проблема рисков дисфункции обыденного сознания в контексте посттрадиционного общества. c. 90-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22417

Аннотация: Предметом исследования выступает специфика функционирования обыденного сознания в условиях посттрадиционности. Обыденное сознание - это режим функционирования сознания в медленно изменяющихся условиях, опирающийся на интуицию, основанную на прецеденте. Под прецедентом мы понимаем совокупность значимой типовой проблемной ситуации и её приемлемого решения. Существуют разные уровни прецедентов - мы выделяем индивидуально-психический прецедент, онтогенетический прецедент, социально-психический прецедент и филогенетический прецедент. Данная типология опирается на скорость формирования прецедента в качестве основания классификации. Такая двухслойная организация прецедентной памяти значительно повышает адаптивные способности человека за счёт того, что биологический уровень удерживает от нестабильности и обеспечивает адаптацию к наиболее устойчивым и медленно меняющимся условиям среды, а психический уровень позволяет стремительно адаптироваться к возникающим и исчезающим условиям здесь и сейчас. Медленность изменений среды – фактор, подвергающийся на текущем историческом этапе наибольшей трансформации. Вследствие ускорения исторического времени процесс воспроизводства, отбора, стереотипизации опыта становится затруднителен. В таких условиях прецедентность, как способ функционирования обыденного сознания, утрачивает способность к осуществлению собственной регулятивной функции, поскольку растет разрыв между актуальностью прецедента и актуальностью условий среды. Адекватный способ реагирования обыденного сознания не успевает сформироваться до того, как изменения среды уже превращает его в неадекватный, не соответствующий изменившимся условиям. Именно среду изменчивости социального бытия, в которой крупные элементы социального бытия возникают, актуализируются и теряют актуальность, препятствуя формированию четкой преемственности, мы обозначим как посттрадиционность. Неспособность обыденного сознания формировать адекватные адаптивные стратегии подведения приводит к возникновению среды антропогенных рисков, что нашло отражение в социологической теории «общества риска». Специфика объекта и предмета исследования определили выбор основных методов исследования: исторический метод, герменевтический метод, аналитический и синтетический методы, метод системного анализа. Концептуальной основой исследования являются концепции обыденного сознания (С. Т. Баранов[11], И.Т. Касавин, С.П. Щавелев[16]), концепт «общества риска», развиваемый в работах У. Бека[12], Э. Гидденса[3], Н. Лумана[17], а также концепт «ускорения исторического времени», рассматриваемый на основе работы академика Н.С. Капицы[15]. Научная новизна статьи состоит в метапредметном синтезе социльной философии и философии сознания в рассмотрении проблемного вопроса о функционировании обыденного сознания в исторически актуальных условиях. Мы можем сформулировать следующие выводы: 1. В условиях ускоряющегося исторического времени обыденное сознание продолжает функционировать тем же образом, которым оно функционировало в традиционном обществе: стремится отыскивать или формулировать для себя прецеденты и принимать решения по аналогии, опираясь на них. Эта стратегия была приемлемой в ситуации медленно меняющихся условий, однако, в «обществе риска» она приводит к неудачным решениями. Ощущая свою дезадаптированность в быстро меняющейся современности, обыденное сознание обращается к опыту традиции или творчески создаёт для себя то, что могло бы восприниматься как традиционность. Такое решение, однако, не всегда можно признать удачным из-за того, что оно не учитывает или недостаточно учитывает именно специфические современные вызовы, с которыми как раз и предстоит справляться обыденному сознанию. 2. Обыденное сознание, будучи неспособно адекватно реагировать на изменчивость условий, становится рискогенным фактором. Для общества это означает опасности использования всего богатого технического инструментария современного мира обыденным сознанием, неспособным адекватно ориентироваться в нем. Это создает опасности социально-политических катастроф(из-за обыденного использования политтехнологии) и техногенных катастроф(примером чего может быть человеческий фактор, приведший в 1986 г. к катастрофе на Чернобыльской АЭС).
Яковлева Е.Л. - Современные трансформации: от язычества к (пост)неоязычеству (на примере гламурного социального) c. 91-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19430

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на гламурном социальном, в котором обнаруживаются черты политеистических верований, что позволяет охарактеризовать его как (пост)неоязычество. Среди черт политеистической системы гламура можно назвать существование развернутой системы Богов/Богинь, идолопоклонство, анимизм, теротеизм, фетишизм и шаманские/магические практики, возвышающие его ключевые идеи – красоту, молодость и богатство. Результаты: следование гламурным модным тенденциям приводит к состоянию лиминальности как переходности-к, где конечная цель расплывчата и постоянно обновляется. Сакрализация гламурного и его вуалированные консьюмеристские тактики рождают особый модус нуминозности, в которой проявляется не духовность личности, а больше – поверхностное эстетство и жажда обладания постоянно сменяющими друг друга гламурными атрибутами. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику гламура как (пост)неоязычества в контексте современного социального бытия. В статье гламур впервые рассматривается в качестве проявления нового модуса политеистической веры – (пост)неоязычества. Непостоянство идей гламурной идеологии в виде красоты, молодости и богатства приводит к трансформациям веры и самого язычества, становящимися текучими и эфемерными. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании гламура как феномена в бытии социального.
Чуркина Н.А. - Гендерная идентичность в аспекте трансформации гендерной ментальности c. 98-104

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.26259

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является гендерная идентичность человека. Особое внимание в статье уделяется характеристике такого значимого основания самоопределения человека как его пол. Пол — это первый идентификационный критерий, который позволяет осознать свою индивидуальность и свое отличие от других. Автор подчеркивает, что от успешности гендерной идентичности зависит способность человека понять себя, осознать свое положение в социокультурном пространстве и эффективно адаптироваться в обществе. В статье подробно рассматриваются такие аспекты темы как социокультурное содержание маскулинности и феминности. На основе обращения к авторитетным российским и зарубежным источникам автор показывает актуальность и одновременно сложность обретения гендерной идентичности человеком в современном обществе. В качестве методологической основы в работе используются взгляды представителей Школы Анналов. Научная новизна статьи состоит в стремлении автора показать, что осуществление гендерной идентичности во многом происходит на основе ментальных структур – ценностей, стереотипов, архетипов. В результате складывается гендерная картина мира, состоящая из маскулинных и феминных оснований, которые детерминируют поведение человека как представителя пола в различных ситуациях в соответствии с системой ценностей гендерной культуры. Автор отмечает, что маскулинные и феминные стереотипы, определяющие различия между мужчинами и женщинами, выступают основой существования различий между полами и выстраивания иерархической структуры современного общества на основе патриархальной идеологии. В статье делается вывод, что в настоящее время происходит трансформация гендерной ментальности, что ведет к инверсии маскулинных и феминных стратегий поведения человека.
Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. - Женщина как субъект общественных преобразований в позитивистской социологии Огюста Конта c. 114-121

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.12.28326

Аннотация: Положение женщин нередко интересовало мыслителей, посвятивших себя развитию проектов общественных преобразований. В позитивистской концепции Огюста Конта отводится достаточно серьезное место рассмотрению статуса и роли женщин в провозглашенной им новой исторической эпохе - позитивной стадии развития человечества. Однако в отечественной социологической науке данному вопросу до сих пор не уделялось особого внимания. Предметом анализа данной статьи выступает специфика положения и роли женщин с точки зрения позитивистской концепции Огюста Конта. Методом исследования выступил сравнительно-исторический анализ взглядов О. Конта на специфику положения и социальной роли женщин на разных этапах его творчества. Выявлено различие социальных функций женского пола в теологической, метафизической и позитивной стадии развития общества. Проведена систематизация воззрений философа по вопросу равенства полов. Дана характеристика «культа женщины» как специфического обозначения О. Контом положения женского пола в позитивной стадии. Определены функции женщины как субъекта общественных преобразований.
Фаритов В.Т. - Творчество и трансгрессия в учении Н. Бердяева: пути русской философии в свете кризиса европейской метафизики c. 120-131

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.5.21468

Аннотация: В предлагаемой статье осуществляется исследование взаимосвязи русской философии с кризисом европейской метафизики на материале анализа книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Автор обосновывает положение, что исходным пунктом движения философской мысли Н.А. Бердяева является кризис метафизики и поиск путей его преодоления. Следуя установкам учения Ф. Ницше, Н.А. Бердяев подвергает критике «метафизическую теорию двух миров» и философию «трансцендентизма». Путь выход из кризиса западной философии может быть найден, согласно Н.А. Бердяеву, в философии творчества. В статье используются методологические принципы и установки таких направлений философского исследования, как философская компаративистика и деконструктивизм. Анализируя основные положения «Смысла творчества», автор приходит к выводу, что творчество в концепции русского мыслителя представляет собой трансгрессивный феномен. В своем учении Н.А. Бердяев осуществляет переход от метафизики трансценденции к философии трансгрессии. Тем самым в статье эксплицируется связь учения Н.А. Бердяева с контекстом постницшеанской парадигмы западной философии ХХ столетия.
Слезин А.А. - Антирелигиозное наступление советского государства в 1927 -1929 гг. c. 125-189

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.615

Аннотация: В статье показаны основные формы и методы борьбы с религией, применяемые в период ее активизации в советской России в конце 1920-х годов. Особое внимание уделено законодательной базе взаимоотношений советского государства и конфессий. Выявлена роль комсомола и Союза воинствующих безбожников как наиболее радикальных участников антирелигиозной деятельности. Молодежь рассматривается и как объект, и как субъект государственной политики в отношении религии. Продемонстрированы влияние политических кампаний на характер взаимоотношений церкви и государства, в частности, глубокая взаимосвязь процессов начинавшейся в 1929 году насильственной коллективизации и второго «штурма небес», одинаково враждебное отношение к крестьянину – крепкому хозяину и священнослужителю.По мнению автора, в условиях отвержения права российских граждан на осуществление свободы совести общественное правосознание как бы в ответ отвергало саму ценность права, формировалось своеобразное новое «двоеверие», раздвоение правовой психологии: человек публично говорил одно, а думал другое.
Молданова Н.А. - Промыслы и ремёсла Югры: проблемы терминологической интерпретации c. 133-146

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.69067

EDN: NYDRWG

Аннотация: Целью исследования является анализ понятий «народные художественные промыслы», «ремёсла», и их сравнение с народным и декоративно-прикладным искусством. Использование материалов по культуре обских угров позволяет определить границы этих явлений, которые по-разному интерпретируются в правовом, образовательном и культурном контекстах. Понятия «народные художественные промыслы» и «народное искусство» имеют сходство в том, что оба они относятся к традиционным формам культуры, которые были созданы и передавались из поколения в поколение народом. Термин «ремёсла» имеют более практическую функцию и являются частью повседневного труда народа. Понятие «декоративно-прикладное искусство» включает в себя различные предметы искусства, которые создаются с целью украшения одежды, посуды, интерьера. Эквивалентность обозначенных понятий заключается в том, что это деятельность по созданию изделий ручной работы имеет уникальные художественные качества. Материалами для исследования послужили работы советских и российских искусствоведов и этнографов. Автор опирается на фундаментальные исследования искусствоведа М.А. Некрасовой по теории народного искусства. Особо внимание уделяется работам североведов, специализирующихся на традиционном искусстве обских угров. В статье анализируется понятийный аппарат в федеральном и региональном законодательстве. Изучив разнообразные формы художественного творчества – народные художественные промыслы, ремёсла, народное искусство, мы обозначили их специфические черты, которые сформировались под влиянием исторических, социально-экономических, культурных перемен. Приверженность традиции является важной особенностью народной культуры коренных народов Севера, которая позволяет сохранять его уникальные характеристики. Народные художественные промыслы и народное искусство обских угров сегодня продолжает развиваться и приспосабливаться к современным реалиям, при этом сохраняя свою идентичность. Народные художественные промыслы имеют особую систему смыслов, которые определены их историей, функционированием, специфическим выражением, в том числе в современной действительности. Народное искусство обских угров имеет свою траекторию развития в пределах расселения этих народов. При этом вся традиционная культура имеет глубокие корни в этнической среде и передается через механизмы, связанные с этническим самосознанием и социальной трансляцией.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальное мировоззрение и глобальные исследования c. 137-173
Аннотация: Авторы рассматривают глобализм как способ видения мира, в котором обитает человечество, как глобального мира, в котором общепланетарные характеристики, в том числе и пространственно-временные, превалируют. Высказывается мнение, что важно определиться со статусом глобалистики, определить место научного освоения глобальных процессов в современной науке, сформировать общую концепцию и оценить перспективы глобальных исследований. Предполагается, что глобалистика, независимо от узкого либо широкого определения ее предмета, представляет собой лишь часть более широкого научного направления – глобальных исследований и общего процесса глобализации науки. Показано, что изменение предметного поля глобалистики и далее расширяющих это поле глобальных исследований потребовало не только исторического, но и эволюционного видения как уже изучаемых глобальных процессов, так и новых претендентов на ту же «роль», включая глобальные природные процессы.
Леушкин Р.В. - Трансгрессивность виртуальной коммуникации c. 158-167

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1660

Аннотация: Объектом данного исследования выступает социальная коммуникиация, предметом же социально-онтологические особенности существования виртуальной социальной коммуникации, в частности, в работе рассматривается такое фундаментальное состояние виртуальной социальной коммуникации, как трансгрессия. В статье показывается, что трансгрессивность, в виртуальном режиме коммуницирования, демонстрируется социальными системами наиболее отчетливо. Происходит это в связи с наличием в виртуальной коммуникации таких свойств, как порожденность, симулятивность, автономность и онтологическая неполнота, На материале виртуальной социальной коммуникации строится представление о трансгрессии как режиме существования социальной коммуникации в целом. В исследовании используется социально-философская методология, а именно социально-конструктивистский и системный подходы, так же используются общие постструктуралистские концепты. Черты трансгрессии проявляются и на уровне других форм социальной коммуникации, таких, как печатная (письменная) и устная. Приводится интерпретация феномена трансгрессивности социальной коммуникации, связанная, прежде всего, с трансгуманистическим пониманием феномена смысловой коммуникации. В работе также намечаются пути дальнейших исследований в данном направлении.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Наука и образование в глобально-ноосферной перспективе c. 161-222

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.439

Аннотация: Авторы подчеркивают, что важны не только пространственные, но и временные характеристики научного познания, особенно более пристальное внимание науки к будущему. Основной акцент при осознании будущего должен быть уделен сценарию глобального перехода к устойчивому развитию (УР). Реализация этого нормативного прогноза в перспективе приведет к созиданию планетарной сферы разума, которая будет реализовываться через УР. И от того, в какой мере наука поможет воплотить в реальность эти цели, зависит наше общее будущее. Реальный поворот науки к будущему и его исследование может начаться только в том случае, когда будет сформирован иной образ (модель) науки как целостной единой системы в ее социоприродных и “опережающих» аспектах. Рассматриваются основные черты будущей ноосферной науки и особенно – процесс футуризации. Обсуждается процесс глобализации образовательного пространства, обретение им планетарной целостности и единства, что сопряжено с содержательно-качественными изменениями, отображающими глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании. Для формирования ноосферно-устойчивой цивилизации необходимо создать не просто новую модель образования, а целый эволюционный ряд моделей, которые могли бы удовлетворять соответствующие (неисчезающие) потребности нынешних и будущих поколений землян и всего человечества, что отразится в самом наименовании новых типов глобального образования (образования для УР, ноосферного образования и т.д.). Показано, что образование не сводится только к обучению, развитию и воспитанию в специальных образовательных учреждениях, а видится как более широкий процесс информационного взаимодействия человека и мира. В этом смысле образование – это не просто одна из форм человеческой деятельности, а вся совокупная человеческая деятельность, вся сфера информационного взаимодействия индивида с социальным и природным бытием (т.е. не только один из процессов его социализации), отображаемая в информационной эволюции индивида. Это широкое - социоприродное видение образования представляет его одним из множества глобальных процессов в потоке глобальной эволюции и может быть положено в основание наиболее общей концепции образования как открытого информационного глобально-космического эволюционного процесса.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Институализация комсомола как государственного органа c. 185-208

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.462

Аннотация: В статье выявлены теоретические основы институализации Коммунистического союза молодежи как государственного органа. В первую очередь авторы обращают внимание на становление комсомола как органа политического контроля. Причем комсомол показан в советской системе политического контроля и как объект, и как субъект контроля. Поскольку советская государственность понималась как система власти, не ограниченная формальными законами, авторы приоритетно обращают внимание не на официальное законодательство, где комсомолу практически не уделялось внимания, а на решения форумов коммунистической партии, выступления ее лидеров насчет принципов взаимоотношений коммунистической партии и комсомола, комсомола и государства, сравнивают их с решениями самого комсомола.
Равочкин Н.Н. - Идея как инструмент социальной инженерии: философский анализ c. 237-255

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31237

Аннотация: Предметом исследования в настоящей научной статье выступает идея, рассматриваемая автором в качестве инструмента социальной инженерии. Автор продолжает свои исследования по приложению интеллектуальных конструктов к практикам социально преобразовательной деятельности, осуществляемой властными субъектами. Также в данной работе производится обращение к потенциалу идеологий и собственно становлению концепции социальной инженерии. Анализируется отечественный (дореволюционный, советский и текущий) опыт, а также взгляды зарубежных мыслителей (с Античности через Новое время к Современности). Представлены сущностные характеристики социальной инженерии и показана потенциал идей как ее инструментов Автором используется собственная синтетическая исследовательская методология, основные положения которой в данной работе составили социальный реализм, цивилизационный подходы, а также общефилософские методы. Научная новизна заключается в обозначении потенциала идей как детерминант социальных преобразований с позиции социальной инженерии. Рассмотрена идейная детерминация институционального обновления в царской России и Советском Союзе. Показана идейная рецепция. Проведено сравнение социалистического способа осуществления преобразований и возможностей социальной инженерии, которая выступает наиболее эффективным способом осуществления постепенных трансформаций в различных сферах общественной жизни. Ключевые слова: Идея, общество, социальная инженерия, инструмент, трансформация, институт, модернизация, идеология, теория, праксиология
Леушкин Р.В. - Сетевые формы самоорганизации и управления социальных систем в условиях информатизации и виртуализации современного общества. c. 256-268

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31707

Аннотация: В данной работе рассматривается специфика виртуального социально-коммуникативного пространства и возникающие в нем формы социальной и политической самоорганизации. Вследствие распространения информационно-коммуникационных технологий современное социальное пространство подвержено процессам виртуализации и информатизации. С одной стороны, данные процессы приводят к становлению основ грядущего информационного общества, с другой стороны, они вызывают ряд нежелательных последствий, таких как: информационные войны, кибетерроризм, информационное загрязнение. Понимание структурных характеристик информационного общества, в частности – возникающих в нем форм управления и самоуправления социальных систем, позволит предупреждать негативные явления информатизации. В данном исследовании мы опираемся на теорию социальных систем Н. Лумана, классификацию видов коммуникации М. Маклюэна, волновую модель общества Э. Тоффлера, концепцию власти М. Фуко и постструктуралистские концепты Ж. Бодрийяра и Ж. Делеза. В процессе информатизации социально-коммуникативного пространства общества возникают новые формы политической организации и самоорганизации социальных систем, происходит становление виртуальных, сетевых форм власти. К главным особенностям данных форм власти относятся: детерриториальность, ризоматичность, кибернетизация. Несмотря на сложность в обнаружении сетевых форм власти, наблюдается все больше косвенных признаков их существования, вследствие чего возрастает необходимость изучения их фундаментальных свойств.
Глигич-Золотарева М.В. - «Увлечение общими местами» и ценностный компонент конституционализма c. 296-317

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.503

Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния ключевых дефиниций конституционного права и одновременно - базовых конституционных понятий, определяющих цели (ценности) Российского Государства. Среди них демократия, суверенитет, права человека и т.д. В статье исследуются следующие вопросы: - проблемы современного понимания демократии; - грани государственного суверенитета; - последствия отсутствия единообразного толкования ключевых конституционно-правовых дефиниций, их влияние на ценностный компонент отечественного конституционализма.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - В.И.Вернадский и глобально-ноосферные исследования c. 318-365

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.383

Аннотация: В нашей стране В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно будет рационализировать свою деятельность, обеспечивая выживание многомиллиардного населения планеты. Последователи ученого в СССР и, особенно в последние годы в России, существенно развили его идеи и показали, что эпоха становления ноосферы – это будущее человечества, которое начинается на пути его перехода к устойчивому развитию. Гениальный российский ученый стоял у истоков глобальных исследований и многие его идеи были ориентированы в общепланетарном направлении. Можно говорить о своего рода предвидении им особого – глобального этапа и тенденции развития науки в целом, века глобализации истории человечества. Идея В.И. Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их осмыслении, так и в предвидении будущих социальных и социоприродных эволюционных процессах, ведущих к сфере разума. В статье рассматривается новая область глобальных исследований – футуроглобалистика, основная цель которых – осознание и прогнозирование будущего глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе. Авторы анализируют в основном два нормативных прогноза-сценария глобального развития – переход к устойчивому развитию и следующий за ним ноосферогенез. Устойчивое развитие представляется как глобальный процесс управляемого системно-сбалансированного социоприродного развития, не разрушающего окружающую природную среду и обеспечивающего выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. Ноосферогенез видится как будущий общепланетарный процесс становления социоприродной сферы существования человечества, в которой интеллектуально-информационная деятельность станет определяющим фактором эволюции и которая сформируется в результате наиболее полного воплощения рационально-гуманистических принципов и идеалов через переход к устойчивому развитию.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Осуществление политического контроля над молодежью через регулирование состава комсомольских организаций: начальный этап c. 366-420

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.348

Аннотация: Изучена одна из наиболее специфических форм политического контроля над молодежью, не связанная напрямую с методами, характерными для полицейского надзора. Ей с самого начала существования комсомола было регулирование состава комсомольских организаций. В статье освещены формы, методы регулирования состава комсомольских организаций в 1918-1929 гг., их эффективность в системе советского политического контроля, влияние на эволюцию общественно-политической ситуации и правосознания советской молодежи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.