Социодинамика - рубрика История права
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "История права"
История права
Кодан С.В., Владимирова Г.Е. - Правовая регламентация в Основных государственных законах Российской империи 1832-1892 гг. законодательной деятельности верховной государственной власти c. 24-46

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.4.11304

Аннотация: Предметная сфера статьи направлена на изучение Основных государственных законов Российской империи 1832-1892 гг. в плане регламентации в них правовых основ регламентации деятельности российской верховной власти в законодательной деятельности. Основные государственные законы в рамках Свода законов Российской империи впервые консолидировали и выстроили на основе определенной системы законоположения из изданных во второй половине XVII - первой трети XIX вв. правовых актов, которые регламентировали законодательный процесс в условиях абсолютной монархии. На основе исторического и формально-юридического методов показана нормативно-правовая основа содержания законоположений Основных государственных законов. В результате исследования делается ряд вывод, что Основные государственные законы Российской империи впервые достаточно четко определили законоположения относительно одной из основных сфер деятельности верховной государственной власти – законодательной. В них был закреплен принцип законности в деятельности аппарата государственного управления, определялись и особенности организации правового пространства Российской империи с выделением и установлением принципов взаимодействия общегосударственного законодательства и узаконений национальных регионов. В сфере законотворческой деятельности Основные законы четко сформулировали основополагающий принцип издания законодательных актов в условиях абсолютной монархии – исключительное право императора на издание узаконений, которое не ограничивало и предварительное обсуждение законопроектов в Государственном совете, носившее для монарха совещательный характер. Важное значение имели также положения Основных законов, в которых детализировались правила выявления и ликвидации пробелов и коллизий в узаконениях.
Кодан С.В. - Политико-юридический подход в исследовании государственно-правового развития России (XIX – начало XX вв.) c. 88-117
Аннотация: Взгляд на развитие государственно-правовых институтов в России через призму политики в историческом контексте позволяет исследовать и понять место и роль преемственности и новаций в совершенствовании нормативно-регулятивной системы российского общества на современном этапе. Именно политико-юридический контекст исторических исследований в сфере государства и права приобретает важное значение в осмыслении и выявлении закономерностей, понимании и использовании исторического опыта в проектировании и модернизации современного российского общества. Именно поэтому в рамках данной статьи обратимся к вопросам использования политико-юридического метода в изучении истории государства и права
Григорьева О.Г. - Разработка способов внешних сношений Советского Союза по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам c. 171-204

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.1.342

Аннотация: В статье на основании исследования архивных документов Государственного Архива Российской Федерации, Министерства юстиции России и Архива внешней политики Министерства иностранных дел России формулируются способы сношений компетентных органов советского государства по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам. Данные способы классифицируются в зависимости от того, какой компетентный орган государства наделен полномочием принимать (передавать) международные судебные поручения от компетентных органов иностранных государств. В статье подробно освещается дипломатический способ сношений советских компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по гражданским делам. Отмечается, что дипломатический способ сношений - традиционный еще со времени Российской Империи. В СССР был единственно возможным вплоть до 60-х гг. прошлого века. Такой способ внешних сношений как передача международных судебных поручений центральным компетентным органом (Министерством юстиции СССР) – получил распространение с конца 50-х гг. прошлого века при указании на него в международном договоре СССР и применялся, как правило, в сношениях со странами «народной демократии». Непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства – наиболее прогрессивный и эффективный способ передачи судебных поручений, характерный для приграничных или наиболее дружественных государств со схожими правовыми системами. Получил развитие с образованием СНГ.
Селунская Н.Б. - Механизм формирования политических представлений выборщиков в России в начале ХХ в. c. 190-220

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.654

Аннотация: Процесс вовлечения населения в выборный процесс являлся важной составной частью политического развития России начала ХХ в. Политизация российского общества этого исторического периода представляла необходимое условие и одну из форм проявления процесса зарождения демократической культуры в России и формирования политической самоидентификации граждан, их политического самосознания. Политизация российского общества рассматривается в статье в контексте взаимоотношений власти и общества, изучение демократической культуры связывается с возможностями вовлечения простых граждан в сферу политической жизни. Автор использует наблюдения современников и участников событий, в частности, письма губернаторов в МВД. Прочтение такого рода свидетельств требует особого внимания к раскрытию исторического контекста их рождения, а также помещения их в окружение других по происхождению, но близких и дополняющих их по содержанию исторических источников той поры. Свидетельства губернаторов не являются полным отражением реалий общественно-политической жизни в России в начале ХХ в., но эта реальность представлена заинтересованным взглядом очевидцев, что не может не быть любопытным и полезным для историка, стремящегося понять и объяснить мотивацию поведения российского избирателя на стартовой точке демократизации нашей страны.
Кодан С.В. - СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ (IX – начало XX вв.) c. 239-293

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.436

Аннотация: Изучение вопросов понимания системы законодательства, уяснение процессов ее формирования невозможно без опоры на исторический материал, концептуальное обобщение которого в свою очередь позволяет выйти на обобщающее осмысление данного правового явления. Использование в историко-юридическом познании системного метода как общенаучного метода познания имеет в истории государства и права особое значение. Не является в этом отношении исключением и система российского законодательства, изучение которой в ретроспективном плане позволяет понять ее характер, основные этапы и черты формирования как отражение процесса развития его места и в роли правовом регулировании. В статье рассматривается формирование и развитие системы российского законодательства – позитивного права – как процесс выделения направлений, а затем сфер правового регулирования. Итогом его стало отраслевое деление законодательства и права, которое определилось во второй трети XIX в. и продолжало развиваться до 1917 г. как право Российской империи. Дается характеристика основных тенденций и периодизация процесса становления системы законодательства. Статья построена с учетом выделения этапов формирования и развития системы российского законодательства. На основе авторских подходов выделяются периодизация, включающая три этапа. Первый этап (IX – середина XVII вв.) определялся выделением общих направлений правового регулирования и зарождение системы законодательства в России – он уходит своими истоками к формированию государственности и позитивного права в Древней Руси и завершается изданием Соборного уложения 1649 г. Второй этап (середина XVII – XVIII вв.) был связан с общим определением сфер и территориальных уровней правового регулирования, а также поиском путей определения системы имперского законодательства. Третий этап (XIX – начало XX вв.) стал периодом становления системы законодательства Российской империи, определения ее основных отраслей и уровней – общегосударственного законодательства (империи в целом) и местных узаконений (национальных регионов).
Григорьева О.Г. - Полномочия советских судов по оказанию международной правовой помощи по гражданским делам c. 322-361

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.347

Аннотация: В статье реконструирован исторический процесс формирования полномочий советских судов по оказанию международной правовой помощи по гражданским делам. Исследовано становление и развитие советского гражданского процессуального законодательства начиная с первых советских декретов о суде и вплоть до ГПК РСФСР 1964 г. в части отражения в нем форм международной правовой помощи, способов передачи международных судебных поручений. В статье анализируется формирование соответствующих полномочий как нарсудов, так и советского центрального ведомства юстиции — НКЮ СССР, Иминистерства юстиции СССР, Верховного Суда СССР. Каждый выделяемый в статье исторический этап иллюстрирован архивными материалами Государственного Архива Российской Федерации и Архива внешней политики МИД России
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.