Статья 'Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе

Грязнова Елена Владимировна

доктор философских наук

заведующий кафедрой философии и теологии, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Gryaznova Elena Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor of the department of Philosophy and Theology at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Гончарук Алексей Геннадьевич

кандидат философских наук

старший преподаватель, кафедра философии и теологии, "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Goncharuk Aleksey

PhD in Philosophy

Senior Educator, the department of Philosophy and Theology, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2018.2.26062

Дата направления статьи в редакцию:

19-04-2018


Дата публикации:

07-06-2018


Аннотация: Целью данной статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика «Определение понятия «наука», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.


Ключевые слова:

методологическая культура, культура педагога, методология науки, философия науки, высшее учебное заведение, диалектика, наука, научное исследование, научная статья, научное понятие

Abstract: The goal of this work is demonstration of the possibilities of implementation of the pedagogical principles and methods in formation of methodological culture of a young scholar at the lectures and practice, tested in the course of multiyear work with the indicated set of students. As an example, the author selected the topic “Definition of the concept of science”, because it is included to multiple disciplines of masters and postgraduate programs in various aspects. Special attention is given to the problem of creation of the integral theoretical, methodological and practical foundations of educational courses based on the example of the disciplines “Philosophy of Science” and “Methodology of Scientific Activity”. The key methods of research contain the analytical overview of scientific culture, analysis, generalization, classification, principles of didactics, individual approach to a student in terms of the collective work, systematicity and sequence, stability in knowledge and skills, correlation of theory and practice. The listed pedagogical methods can be implemented in practice by the educators in creation of the learning courses for magistrates and postgraduates. In particular, they make the lecture material more interesting and relevant, help the students to create a holistic understanding of the goals and tasks of the studied subject, as well as the practical importance of the acquired theoretical knowledge. Inclusion of the elements of methodology of scientific knowledge into theoretical material conduces the more efficient achievement of one of the major goals of education – attainment of methodological culture by young scholars.


Keywords:

methodological culture, the culture of the teacher, science methodology, philosophy of science, higher educational institution, dialectics, science, scientific research, scientific article, scientific concept

Введение

Методологическая культура молодого ученого - магистранта, аспиранта, соискателя и т.д. формируется в течение всех лет обучения - на каждом этапе свои аспекты. В образовательных стандартах прописаны соответствующие требования и компетенции. Преподаватели, работая с данной категорией обучающихся, сталкиваются с проблемой разрыва теоретической, методологической и практической частей курсов. Действительно, при чтении лекций не всегда удается вести параллели между теорией, методологией и практикой. В результате получается так, что обучаемые прослушали лекции, а когда дело доходит до практики, то оказывается, что из теоретического материала взять нечего или основные моменты были упущены. Дело в том, что с первых лекций и на каждой последующей преподаватель должен работать на конечный результат – формирование не только теоретических знаний, но и знаний по методике их применения на практике. Откладывание этого процесса только на отдельные разделы дисциплины или практические занятия малоэффективно, теряется целостность курса. Иными словами, необходимо при чтении теории постоянно пояснять и демонстрировать слушателям: для чего им нужны даваемые знания, и как их нужно применить в дальнейшем. Сам преподаватель должен помнить, что он работает с молодыми учеными – значит, конечная цель – научить их выполнять научную работу в соответствии с будущей специальностью, какой-бы курс он не читал.

За многолетнюю практику работы с аспирантами и магистрантами мы накопили некоторый опыт в решении данных проблем и хотим им поделиться. В качестве примера мы выбрали лекционный материал на тему «Определение понятия «наука». Данная тема включена в курсы по философии и методологии науки для аспирантов и магистрантов в том или ином варианте. При ее чтении у слушателей часто возникает вопрос: «Зачем им нужны в большом объеме знания о том, что такое наука и как она развивалась, если они, например, будущие дизайнеры?» У представителей других специальностей, особенно у гуманитариев, такой вопрос также не редкость. Обычно эта тема первая в курсе и преподаватели читают ее увлеченно, иногда растягивая на несколько лекционных занятий. Не спорим, слушать, например, академика В.С. Степина можно долго и с удовольствием [14]. Именно его лекции отличаются целостностью и органичностью. Но не каждому лектору дано такое мастерство, и не в каждом вузе в достаточном количестве есть такие ученые. Мы учимся у них, считая их своими учителями и, в свою очередь, стараемся передать положительный опыт, адаптированный в преподавательской практике, следующему поколению [7,8].

Итак, многолетний опыт преподавания курсов «Философия науки» и «Методология научной деятельности» для аспирантов и магистрантов показывает, что изложение этого материала можно и нужно использовать не только с целью информирования слушателей о развитии науки как социального феномена, но и начинать раскрывать элементы методики написания научных работ. Именно работа с научными текстами при подготовке диссертаций и написания статей вызывает самые большие трудности у молодых ученых. Им сложно выбрать тему, так, чтобы можно было ее раскрыть на десяти страницах и не уйти в дебри научных дискуссий. Сложно определить противоречие и выйти на проблему, требующую решения. Особые трудности вызывает и подбор нужных научных источников. Откладывать данные вопросы только на специальный раздел курса не совсем правильно. Необходимо на каждой лекции или семинарском занятии подводить слушателей к данному виду научной деятельности. Поэтому темы занятий, где речь идет о развитии понятия или феномена, как нельзя лучше подходят для объяснения методики написания научных текстов, которые можно назвать текстами сложности первого уровня. Проблемные статьи – это уже более высокий уровень научной работы и т.д.

Данная работа является продолжением изложения наиболее интересных авторских разработок курсов для аспирантов и магистрантов, опубликованных на страницах журналов издательства NOTABENE [7,8].

Фрагменты лекций по теме «Определение понятия «наука».

Как было отмечено ранее, тема науки оказывается в числе первых лекционных занятий в учебных курсах. Поэтому для начала в ходе лекции преподавателю предлагается провести беседу со слушателями на предмет выявления входных знаний, умений и навыков. Это, в свою очередь, даст возможность слушателям вспомнить и систематизировать материал, необходимый для изучения курса. Примерные вопросы для беседы:

1. Как вы считаете, для чего необходимо изучать науку, и какие дисциплины должны это делать?

2. Что такое философские и научные категории?

3. Какие методы познания вы знаете?

4. Какие существуют критерии научного знания?

5. К какому типу научного знания можно отнести вашу специальность?

6. Как вы думаете, для чего в программу вашей подготовки введен данный курс?

После предварительной беседы можно начинать раскрывать вопрос о понятии «наука». Как это лучше сделать? Опять же практический опыт показывает, что лучше всего сразу предложить слушателям ответить на вопрос «Что такое наука?» с позиции их базовых знаний. Как правило, они охотно предлагают свои варианты, которые совпадают с основными версиями существующих определений: знание, деятельность, что-то новое, прогрессивное и т.д.

Здесь следует обратить внимание слушателей на многоаспектное определение понятия «Наука». Сделайте акцент на данной особенности именно философского подхода. Далее можно привести ряд примеров, раскрывающих тот или иной подход к определению понятия науки.

Например, понятие «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому самый распространенный подход в определении этого понятия - знания по определенным дисциплинам, которые изучаются в учебных заведениях.

Однако, в прозвучавших в ходе дискуссии слушателей ответов на вопрос «Что такое наука?» было и представление о науке как о деятельности. Можно привести пример подхода Аристотеля к трактовке понятия «наука», обратившись к материалам учебных пособий или хрестоматий: «Это составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели. Это как бы «теория» деятельности. «Наукой» владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо поступать таким образом, т.е. постигает общие причины. Мудрец, «теоретик», знаток в античности – это не столько чистый ученый, исследующий объективный природный процесс, сколько ученый и практик одновременно, знаток своего дела, учитель, наставник, способный научить определенному виду деятельности: врачеванию, домостроению, арифметике или политике» [9, с. 34]; [4, 25]. Далее можно обратиться к трудам Р. Декарта, Ф. Бекона, И. Ньютона, О. Конта и других мыслителей, включая и современных, в работах которых раскрываются подходы к определению понятия «наука» [4,13].

На данном этапе лекции важно показать, что сегодня существуют десятки различных определений науки, продемонстрировав схематично это на слайде примерно так:

{Рисунок 1}

Далее следует пояснить, что перечислять все определения нет смыла, да и вряд ли возможно. И вот здесь как раз самый подходящий момент объяснить такой методологический прием в изучении и систематизации научного материала как группировка, классификация, типологизация. Предложите слушателям сгруппировать рассмотренные подходы к определению понятия «наука» по различным основаниям. Обсудите полученные результаты. В целом необходимо разъяснить слушателям, что в гуманитарных и социальных дисциплинах, как правило, существует множество концепций по решению одной проблемы. Задача молодого ученого – научиться их анализировать и самостоятельно выбирать ту, которая соответствует интересам исследования. Подводя итог данной беседы, продемонстрируйте варианты возможных группировок определений понятия «наука». Например, среди таковых можно выделить две основные группы: 1) подходы, где наука определяется как система знаний и 2) подходы, где наука определяется как вид человеческой деятельности. Обратите внимание на тот факт, что это два важнейших аспекта науки, которые необходимо учесть в ее интегральном определении.

На слайде это можно изобразить следующим образом:

{Рисунок 2}

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.