Электронный журнал Психолог - №4 за 2015 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 03-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Психология масс
Рибокас Т.В. - Собирательные образы футбольных фанатов, создаваемые и используемые в современной российской специализированной прессе c. 1-36

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15358

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является футбольное фанатское движение. Предмет исследования - собирательные образы футбольных фанатов, создаваемые и используемые в современных отечественных печатных и электронных средствах массовой информации. Целью данной работы является оценка подобных образов фанатов как субкультуры, а также определение особенностей и составных частей образов футбольного фаната в СМИ. Особое внимание автора уделяется социальной составляющей фанатского движения и конкретным примерам ее проявления как в нашей стране, так и за рубежом. Методом исследования в данной статье является анализ статей в специализированных спортивных СМИ, а также сравнительный анализ российского и зарубежного фанатского движения. Основные выводы автора сводятся к тому, что образы футбольных фанатов, создаваемые в спортивных СМИ, существенным образом влияют на социальную оценку фанатского движения. Проблема фанатской субкультуры и ее отражения на страницах СМИ имеет глубокий социальный подтекст, выходящий за рамки самого спорта. Новизна представленной работы заключается в более детальном и углубленном изучении образов футбольных фанатов в СМИ. Практическая значимость исследования заключается в возможности создания объективного и реалистичного образа футбольного фаната, что в свою очередь позволит вывить и устранить ложные образы и стереотипные заблуждения футбольных фанатов.
Философия и психология
Юров И.А. - С.Л.Рубинштейн: диалектико-материалистическая и гуманистическая психологии c. 37-84

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15394

Аннотация: Предметом исследования является анализ теоретических позиций С.Л.Рубинштейна как основоположника диалектико-материалистической и гуманистической психологии в отечественной науке. Позиции и теоретические взгляды С.Л.Рубинштейна рассматриваются в историческом аспекте: от субъективного идеализма в дипломной работе до создания основ диалектико-материалистической психологии и экзистенциальной (гуманистической) психологии. Отмечается, что ряд видных представителей гуманистической психологии (М.Хайдеггер, Л. Бинсвангер, Ж.-П.Сартр, Р.Мэй, В.Франкл ) в значительной мере повторили и затем продолжили рассмотрение экзистенциальной психологии, основы который уже были рассмотрены С.Л.Рубинштейном. Метод исследования - анализ опубликованных работ С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой-Славской, С.Кьеркогора, М.Хайдеггера и других экзистенциалистов Основными выводами проведенного исследования является конвергенция зарубежных и отечественных работ по диалектиктико-материалистической и гуманистической психологии и в связи с этим утверждается диалектическая равнозначимость принципов детерминизма и индетерминизма, единства сознания и деятельности, единства бессознательного и деятельности, дизъюнкция сознания и деятельности, аутентичности и нонаутентичности и некоторых других.
Трансперсональная психология
Субботский Е.В. - Нет, весь я не умру: Магия надежды c. 85-115

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.14227

Аннотация: Рассмотрен психологический феномен надежды на бессмертие индивидуального сознания (души) человека и человечества в контексте последних экспериментальных исследований магического мышления. Человечество живет на шкале тысячелетий, а вселенная – на шкале миллиардов лет, то есть в миллион раз более длинной по времени, в силу чего делать какие либо прогнозы относительно судьбы человечества, Земли и вселенной за пределами нескольких тысячелетий, бессмысленно. Почему, несмотря на это, серьезные ученые, и даже коллективы ученых, занимаются вопросами, которые, казалось бы, не имеют практического смысла в сегодняшней жизни, такими как происхождение вселенной, будущее Земли и вселенной через сотни миллионов и миллиарды лет, исследование объектов, находящихся за сотни миллионов световых лет от нашей галактики, судьба человечества через космические промежутки времени в миллионы лет? Возможный ответ на этот вопрос кроется в современных исследованиях магического мышления в психологии. Эти исследования показали, что вера в сверхъестественное свойственна не только маленьким детям и суеверным людям, но и большинству образованных взрослых, считающих себя не верящими ни в магию, ни в бога. В статье рассматривается гипотеза, согласно которой тайная вера в вера в магическую связь (партиципацию) между человеком и вселенной лежит в основе интереса к вопросам далекого прошлого и будущего человечества и вселенной. Новизна: (1) Впервые психологический феномен надежды на бессмертие сознания и души человека и человечества рассматривается в контексте последних экспериментальных исследований магического мышления; (2) Новым является и анализ форм, в которые надежда на бессмертие облекается в науке, квазинаучной литературе и философии; (3) Проблемы бессмертия индивидуального сознания человека в контексте последних теорий памяти также рассматриваются впервые. Выводы: (1) Несмотря на несоизмеримость временных шкал существования вселенной и человечества, большие средства тратятся на исследование проблем, связанных с происхождением вселенной, будущим Земли и человечества через сотни миллионов и миллиарды лет, и объектами, находящимися за сотни миллионов световых лет от нашей галактики; (2) Психологические исследования последних десятилетий показали, что современный образованный человек, сознательно отрицающий веру в магию или бога, в подсознании сохраняет веру в сверхъестественное; (3) Данные квантовой физики и космологии подтверждают античную гипотезу о неразрывной связи между вселенной и сознанием человека; (4) Эти данные, положенные на основу подсознательной веры современного человека в сверхъестественное, порождают феномен надежды на бессмертие сознания и души человека и человечества.
Профессиональная психология
Шантырь Е.Е. - Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога c. 116-138

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15267

Аннотация: В данной статье показана актуальность практической психологии в современном обществе. В условиях постоянной интенсификации жизни человека и нарастания кризисных явлений прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество, являются результатом нынешнего духовно-психологического кризиса. Уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов, не обеспечивает во многих случаях, адекватную реакцию социума и его индивидуумов на существующие ныне вызовы и не приводит к своевременной выработке нового мировоззрения по преодолению кризисных явлений. В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций.Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе, сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов не стала конкретной и понятной людям. Ключевой причиной этого является, прежде всего, отсутствие четко сформулированных основ профессиограммы практического психолога, позволяющих отделить психологическую помощь от всех других близких по содержанию парапсихологических и астрологических видов деятельности. Методология исследования данной работы включает в себя анализ научного материала и теоретическая разработка основной концепции деятельности практического психолога. Научная новизна представленных материалов заключается в том, что автором предложен и обоснован алгоритм профессиограммы практического психолога, деятельность которого, в отличие от других профессий, должна быть направлена, прежде всего, на развитие психических процессов человека с целью формирования новой личности, способной в любых условиях адекватно решать свои конкретные проблемы. При этом автором разработан и описан метод гуманитарно-поведенческого психоанализа, который отражает основное содержание работы практического психолога. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: студентам, преподавателям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Психология и педагогика
Грищенкова А.Е. - Половозрастные особенности атрибуции враждебности школьников c. 139-316

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15190

Аннотация: В статье обсуждаются половозрастные особенности проявления атрибуции враждебности школьниками после просмотра насильственных сюжетов в мультфильмах. Одним из важнейших факторов формирования агрессивного поведения являются когнитивные способности индивида и усвоенные им стратегии переработки информации. В случае, когда человек считает, что причиной провокационых действий другого являются отрицательные намерения, он, вероятнее всего поведет себя таким же агрессивных образов по отношению к обидчику. В то время как в ситуации, когда он осознает, что эти действия вызваны совершенно иными мотивами, агрессивной реакции может и не возникнуть. Исходя из этого было проведено эмпирическое исследование, цель которого - установить половозрастные различия в проявлении атрибуции враждебности (атрибуции намеренности/случайности, моделей поведения, наказания и прощения) школьников после просмотра сюжетов насильственного и ненасильственного содержания в мультфильмах. Результаты проведенного исследования излагаются в предложенной статье. Полученные данные интерпретировались на основании следующих методологических подходов: 1. Теория атрибуции враждебности К. Доджа, в которой атрибуция враждебности рассматривается как тенденция приписывать враждебные намерения другим людям, даже тогда, когда этих намерений в действительности не существует. 2. Информационно-процессуальные модели агрессии Л. Хьюсмана, согласно которой появление агрессии обусловлено наличием агрессивных сценариев поведения, которые представляют собой подкрепленные позитивным опытом схемы агрессивного поведения в разных ситуациях. 3. Аффективно-динамический подход И. А. Фурманова, в соответствии с которым, в ситуации фрустрации или депривации возможны три типа реакции: подавленно-агрессивный тип поведения, пассивно-агрессивный тип поведения и активно-агрессивный тип поведения. Для достижения поставленной цели, в исследовании использовалась методика «Атрибуция враждебности». Данная методика разработана Дж. Эбером на основе модели обработки социальной информации К. Доджа, измеряющей детскую атрибуцию враждебности или миролюбивые намерения в гипотетически провокационных ситуациях, и модифицирована на основе аффективно-динамической теории агрессии И.А. Фурманова, предполагающей вариативность поведенческих реакций на провокацию агрессии. Выборку составили 450 школьников (225 девочек, 225 мальчиков) трех возрастных групп: 6–7 лет, 8–9 лет и 10-12 лет. В результате проведенного исследования было установлено, что независимо от пола и возраста школьник после просмотра сюжетов насильственного содержания, при атрибутировании действий другого человека в ситуации провокации, проявляет атрибуцию враждебности, атрибуцию намеренности и активную агрессию как модель поведения, более того он не намерен прощать обидчика, а стремиться наказать его.
Психотехника
Гафарова О.Н. - Технология осознания реальности - подход психологического консультирования c. 317-356

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15538

Аннотация: Технология Осознания Реальности (Technology of Realization of The Reality (ToRR-подход) - это концептуально разработанная матричная модальность консультирования, которая одинаково применима в психологическом консультировании и психотерапии, коучинге и бизнес-консалтинге, в системе образования и просвещения. Благодаря её внедрению в работу нашего психологического "Ресурсного Центра "Интеграция" (http://nlptherapy.ru) сократил срок ликвидации невротических состояний, зависимостей и тяжёлых организационных и семейных конфликтов более чем в 2 раза, по сравнению с 2010 годом. Она разработана на основе адаптационных механизмов развития и матрицы (таблицы элементов информации), показывающей направленность изменений на одном горизонтально – структурном уровне, модель консультирования, имеющая широкий спектр применения и позволяющая детально изучить проблемы клиента, особенности условий внешней среды, связанной с его проблемой, предвидеть основные тенденции развития его последующего жизненного сценария и дать необходимые рекомендации для положительного решения проблемы. ToRR-подход выступает в роли своеобразного катализатора ускорения изменений процессов осознания и связанного с ним личностного развития, создающего новые качества в мышлении и характере клиента в процессе его самонастройки. Он позволяет с определенной точностью предвидеть развитие очередных событий и прогнозировать их, отслеживая динамику процесса, при необходимости изменять или корректировать их, обеспечивая устойчивость и необратимость положительных результатов в жизни наших клиентов в данных конкретных условиях. В процессе исследования проблемы происходит переход с уровня горизонтальных, последовательных этапов развития предыдущих событий, на новый, вертикальный уровень.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.