Электронный журнал Психолог - №1 за 2017 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 10-02-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Философия и психология
Спектор Д.М. - Быть и иметь: воля к воплощению и власть плоти c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.20505

Аннотация: Предметом исследования выступает связь и различие понятий воли-к-власти и обладания (их обращение). В ряде фундаментальных исследований последнего времени они преимущественно противопоставлялись, причем первое (быть) при этом соотносилось с подлинным-бытим, в то время как второе — с симулякром, обманом, при всем многообразии причин и феноменологий последнего. Вместе с тем непременное наличие феномена обладания в истории (в частности, владение «собственным телом», «самим собой») наводит на мысль о неслучайности его непосредственных и опосредованных проявлений. В такой связи исследование ставит задачей реконструкцию онтологии «имения» и установление его (онтологической же) связанности с волею-к-власти (бытием). Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «власть» и «собственность» в их обращении; наиболее существенной его (метода) чертой выступает последовательное сближение антропологических и логических форм (категория воплощения, обладания и «внешнего» в императиве «реального»). Научная новизна исследования заключается в разработке категории перехода и онтологической связи модусов бытия и обладания (власти и собственности) в их не-умозрительных, но антропологических атрибуциях, редуцированных к пра- феноменам «обмена», «дара» и жертвоприношения. «Собственность» предстает формою игры власти, заключенной в оболочку «вовлечения» и «соучастия» (воплощения), изначально осуществляемую на уровне плоти (тела).
Понять человека
Капустина В.А. - Социально-психологические детерминанты процесса социализации подростков из полных и неполных семей c. 16-26

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21093

Аннотация: Объект исследования – процесс социализации подростков. Предмет исследования – различия в структуре детерминации процесса социализации подростков из полных и неполных семей. Гипотеза: существуют различия внешних и внутренних детерминант процесса социализации у подростков из полных и неполных семей, а именно психологическое содержание отношений в группе «подросток – родители» более разнообразно и позитивно окрашено в полных семьях, личностные черты, усложняющие общение в группе «подросток – сверстники» больше выражены у подростков из неполных семей. Данное исследование было проведено в Новосибирской области в 2013-2016 гг. в форме психодиагностического тестирования, включающего в себя 3 пакета методик. Эмпирическая база исследования включала в себя 3 средних общеобразовательных школы г. Новосибирска и 2 школы Новосибирской области. Общее количество испытуемых – 185 подростков в возрасте 13-16 лет (93 мальчика и 92 девочки). Из полных семей было 113 испытуемых, из неполных – 72 испытуемых. В качестве основных выводов автор приводит данные, доказывающие влияние внешних детерминант социализации (межличностные отношения в социальной системе «подросток-родитель») на социализацию подростков как в полных, так и в неполных семьях, а также указывает на обнаруженные различия во внутренних детерминантах (такие индивидуально-типологические особенности личности, как межличностная тревожность, вербальная агрессия, негативизм, экстраверсия, ригидность, сензитивность, агрессивность, эмотивность) социализации у подростков из полных и неполных семей. По мнению автора, значительное количество негативных последствий неполной семейной структуры могут быть компенсированы, благодаря развитию необходимых навыков (например, коммуникативных и организационных).
Индивид и личность
Печерский Ю.И. - Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога c. 27-36

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21677

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деструктивный внутриличностный конфликт, который оказывает влияние на развитие личности. Объектом исследования - студенты педагогического вуза. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как сущность внутриличностного конфликта, его интерпретация зарубежными и отечественными учеными. Анализируется опыт протекания деструктивного внутриличностного конфликта у студентов. На основании изученных исследований, автором дается собственная модель определения влияния деструктивного внутриличностного конфликта на студентов-педагогов. В заключении сделаны выводы о факторах, которые проявляются у студентов педагогического вуза в случае наличия деструктивного внутриличностного конфликта, а также причинах этого процесса. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Основные выводы проведенного исследования формируются автором в функциональном блоке, который демонстрирует структуру содержания и методы деятельности педагогического состава педагогического вуза, направленные на выявление влияния деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности студентов. Новизна исследования заключается в определении конкретных функций и способов воздействия педагогов с целью обнаружения деструктивного внутриличностного конфликта, который оказывает влияние на формирование личности будущего педагога.
Спектр эмоциональных переживаний
Усынина Т.П., Степанова Н.В., Маликов Л.В. - К вопросу о формировании социоэмоциональной компетентности детей-сирот c. 37-44

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21363

Аннотация: Предметом исследования являются особенности социоэмоциональной компетентности детей-сирот, воспитывающихся в интерантных учреждениях. Авторы подробно рассматривают структуру социоэмоциональной компетентности воспитанников интернатных учреждений, которая представлена ими как совокупность когнитивного (взаимопонимание, взаимопознание, рефлексия), эмоционального (эмпатия, эмоциональная выразительность, саморегуляция) и поведенческого (социальная активность, социальная адаптивность, социальная автономность) компонентов. Особое внимание в статье уделяется психолого-педагогическим условиям формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В статье представлено сравнение социоэмоциональной компетентности в группах старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и учащихся, воспитывающихся в семьях. В исследовании использованы методики: «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», модифицированная Н.П. Фетискиным, «Диагностика эмпатии» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, «Исследование социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена. Особым вкладом авторов в исследовании темы являются результаты первичной и повторной диагностики, подтверждающие целесообразность реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социоэмоциональной компетентности. Новизна исследования заключается в положительной динамике в формировании социоэмоциональной компетентности, что проявляется в повышении эмоционального и социального интеллекта, наличии эмпатии и рефлексии, повышении социальной активности, социальной адаптивности и автономности. В целом, проявилась общая тенденция к повышению уровня социоэмоциональной компетентности, обеспечивающей эффективное взаимодействие детей-сирот.
Психология и педагогика
Долганов Д.Н. - Метарегуляция учебной деятельности c. 45-52

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21717

Аннотация: Автором предпринята попытка использования концепции метасистемной организации психических процессов к исследованию учебной деятельности. Предметом исследования является метарегулятивное влияние системы межличностных отношений субъекта учебной деятельности на ее протекание и успешность. Учебная деятельность рассматривается как система со встроенным метасистемным уровнем, который представлен мотивационными процессами. Другими компонентами этой системы являются: непосредственно учебная деятельность как отдельная система; успешность учебной деятельности; субъект учебной деятельности; система межличностных отношений субъекта учебной деятельности. Эмпирическая проверка выдвинутого предположения осуществлялась в два этапа. На первом этапе мы проводили общий анализ взаимосвязи системы межличностных отношений, интенсивностью участия во внеучебной деятельности с учебной деятельностью и ее результативностью, построение предикативных моделей, позволяющих прогнозировать успешность обучения. На втором этапе мы провели формирующий эксперимент, позволивший доказать метарегулятивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность. Использовались следующие методы и методики: эксперимент, анкетирование, семантический дифференциал «межличностные отношения», опросник диалогичности межличностных отношений, психографический тест В. Г. Леонтьева. Статистическая обработка осуществлялась с использованием программы Statistica. Основные выводы данного исследования: 1) применение концепции метасистемной организации психических процессов к исследованию учебной деятельности существенно расширяет возможности понимания того как деятельность осуществляется и какими средствами управляется; 2) раскрыто метарегулятивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность; 3) эмпирически доказано позитивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность.
Открытий чудных
Иноземцева Н.Н. - Тайм-менеджмент как фактор развития личностной организации времени c. 53-61

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.20245

Аннотация: В статье делается попытка интеграции двух методических подходов к изучению психологического времени: тайм-менеджмента, как направления управленческой науки и теории личностной организации времени, как составляющей психологии личности. Дается теоретический анализ исследуемой проблемы; тайм-менеджмент, представленный прикладными темпоральными методиками и техниками, рассматривается как фактор личностной организации времени всей жизни. Научной задачей статьи является изучение влияния краткосрочных планов, разрабатываемых в процессе тайм-менеджмента, на долгосрочную стратегию жизни. Описываются результаты тренинга обучения управлению временем у студентов гуманитарных специальностей и влияние навыков планирования на показатели личностной и когнитивной перспективы, на продолжительность временной линии, на развитие стратегического планирования. Независимой переменной выступают навыки тайм-менеджмента, а зависимой переменной – личностная организация времени. Как показало исследование, обучение студентов краткосрочным правилам программирования своего времени вызывает не только ситуативные, но и личностные изменения. Развитие темпоральных навыков и умений ведет к формированию личностных структур: развитию у человека когнитивной перспективы, усилением у него прогнозирующего способа планирования, сокращением длительности временных планов и большей ориентаций на настоящее.
Непредсказуемое
Захаркин Д.Д. - Виды интуиции и способы их диагностики c. 62-76

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.20278

Аннотация: В статье проводится анализ видов интуиции, а также способов ее диагностики. Рассматриваются позиции о природе и эффективности интуитивного познания таких исследователей как: Николаса Эпли, Оксаны Лысенко, Матиаса Пессильоне, Антонио Дамасио, Даниэля Канемана, Джозефа Райна, Леонида Васильева. Рассматривается классификация интуиции Николая Лосского и Марио Бунге. Отмечается, что интуиция - это сложное многоуровневое образование, которое необходимо измерять комплексно в различных условиях. Предлагается авторский подход к диагностике интуитивных способностей. Целью настоящей статьи является ознакомить читателя с различными видами интуиции, а также методами их диагностики. В статье виды интуиции классифицированы на: локационную, сканирующую бессознательную, кодирующую, произвольную мистическую и непроизвольную мистическую. Представлены результаты эмпирического исследования выраженности различных видов интуиции у студентов. Отмечается, что в среднем у студентов чувственная и интеллектуальная интуиции хорошо выражены, мистическая интуиция выражена на низком уровне.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.