по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 18-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2021
Клиническая психология
Хозиев В.Б., Долженко А.Н. - «Откат» в детском развитии как объект психологического исследования. c. 1-22

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34732

Аннотация: В данной статье рассматривается явление «отката» в детском развитии (в теоретическом и прикладном аспектах). Особое внимание уделено представлению теоретического обзора работ по сходной тематике. С позиции культурно-исторической психологии «откат» представлен в ряду других феноменов, близких по природе в психологии развития и клинической психологии (регрессия, распад, кризис). На основе анализа клинических случаев (вариантов нормативного и аномального развития) с помощью консультативного метода авторами прослеживается общая феноменология «откатов» в детском развитии, выделены причины и условия возникновения, представлен анализ методов и условий преодоления «отката» Новизна исследования заключается в рассмотрении отката в контексте опосредствования детского развития. Откат есть органичный момент развития, когда соответствующее средство не принято ребенком или оно еще не в состоянии из-за неотработанности обеспечить его ориентировку в стоящей перед ним проблемной ситуации. «Выход» ребенка из отката оказывается возможен в ситуации специально выстроенных условий коррекционной или развивающей психологической работы. Основной вывод данной работы состоит в том, что подобное понимание при роды отката в детском развитии в теоретическом отношении позволяет более глубоко и системно представлять детерминацию детского развития, а в практическом – осмысленно и прогнозируемо вести консультативный или коррекционный случай.
Актуальный вопрос
Капцевич О.А., Марин Е.Б., Осмачко Н.В. - Психологические аспекты политического участия и протестной готовности молодежи Приморского края c. 23-34

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34979

Аннотация: Изменения, происходящие в российском обществе, порождают конфликты, зачастую реализуемые в форме протеста. Особым актором протестного поведения выступает молодежь. Предметом настоящего исследования является психологический, именно - эмоциональный аспект отношения к политике и его включенность в политический интерес и политическое поведение (в том числе протестное) у молодежи Дальнего Востока. Психологические аспекты политического участия и протестной готовности молодежи Приморского края. В исследовании приняли участие 254 студента нескольких вузов Приморского края. Для сбора данных использовалась анкета, включавшая ряд блоков, направленных на исследование эмоций, интереса в отношении к политике, политического участия, протестного поведения. С помощью категориального метода главных компонент выявлены две формы потенциального протестного поведения: «радикальная» и «умеренная». «Радикальный протест» обнаружил связь с целым спектром отрицательных эмоций, «умеренный протест» в целом имеет сравнительно мало эмоциональных коррелятов, оказывается более свойственен респондентам женского пола. «Радикальный» протест оказался связан с высокой политической активностью: его сторонники активно участвуют в политике в разных формах. Напротив, для «умеренного» протеста подобные корреляты не выявлены. Таким образом, политически активным молодым людям чаще свойственны радикальные протестные настроения. Диагностика эмоционального отношения к государству может использоваться как маркер протестного потенциала и его направленности на более «мягкие» или «агрессивные» формы протеста. Результаты исследования могут быть полезны органам государственной власти, политическим партиям, образовательным учреждениям.
Депрессия и тело
Новикова К.В. - Возможности применения арт-терапевтических методов в психологической коррекции эмоционального состояния девушек в период беременности c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.35237

Аннотация: Предметом исследования является коррекция эмоционального состояния беременных женщин методами арт-терапии. Целью исследования является выявление возможностей применения арт-терапевтических методов в психологической коррекции эмоционального состояния беременных девушек. Методами исследования явились тестирование, психологический эксперимент, наблюдение. Методологической основой исследования являются работы в области перинатальной психологии современных исследователей Е.А Климовой, И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко и др., а также концепция системной клинической арт-терапии А.И. Копытина. В статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей психологической коррекции эмоционального состояния беременных девушек методами арт-терапии. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических методов в психологической коррекции эмоционального состояния беременных девушек. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы перинатальными психологами, педагогами-психологами в работе с беременными женщинами.   Научная новизна исследования состоит в обосновании возможностей применения методов арт-терапии в коррекции эмоционального состояния девушек в период беременности. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях практической работы перинатального психолога, а также существенно расширить представления о возможностях применения методов арт-терапии. Согласно полученным результатам после реализации программы арт-терапевтических занятий отмечается улучшение эмоционального состояния беременных женщин: снижение уровня тревожности и страха, ригидности и фрустрации, повышение активности и настроения, интереса и уверенности в себе. Полученные результаты подкреплены статистикой (в работе использовался G – критерий знаков).
Понять человека
Якиманская И.С. - Социальные представления об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34994

Аннотация: Целью предлагаемого в статье исследования было изучение специфики социальных представлений об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. В рамках поставленной цели была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия в социальных представлениях об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. Различия обусловлены полом и семейным положением. Различия выражаются в оценивании данного понятия; в определении данного понятия; в причинах, способствующих измене. В исследовании применялись методики: анкета, метод контент-анализа и разработанная нами проективная методика «Нарисуй измену». После реализации исследовательских процедур, обнаружено следующее: испытуемые рассматривают измену с двух позиций: изменяющего, и того, кому изменяют. При этом мужчины чаще рассматривают, измену с позиции изменяющего, а женщины – того, кому изменяют, женатые и замужние в целом чаще описывают «свою» измену, в то время как неженатые/незамужние измену другого партнера. В качестве основной причины, способствующей измене для мужчин выступают новые ощущения (новый сексуальный опыт и т.д.). Для женщин основная причина измены – любовь к другому человеку (сильные эмоциональные переживания). Семейные испытуемые описывают измену как явление не частое, тяжелое, долговременное. Не семейные испытуемые считают измену достаточно привычным явлением, дающим силу, новый опыт в отношениях. Женщины оценивают измену как эмоциональное, страстное, уникальное явление. Мужчины склонны оценивать измену как равнодушное, типичное и рациональное событие. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы не только при консультировании семейных пар по вопросам измены, но и в психологическом консультировании вообще. Помимо этого, наши результаты могут быть использованы при психопрофилактической работе по вопросам семьи и брака с молодежью.
Психология и педагогика
Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. - Взаимосвязь академической успеваемости и эмоционального восприятия у детей, получающих дополнительное музыкальное образование: возрастной аспект c. 60-72

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.35060

Аннотация: Предметом настоящего исследования является изучение возрастных изменений корреляций успеваемости и восприятия эмоциональной интонации речи у школьников, занимающихся музыкой дополнительно и не занимающихся ею. В исследовании участвовали 94 учащихся общеобразовательных средних школ города Санкт-Петербурга в возрасте 7 - 17 лет. Рассматривали три возрастные группы: 7-10, 11-13 и 14-17 лет. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о более выраженной взаимосвязи характеристик восприятия эмоциональной интонации речи со школьной успеваемостью у детей, занимающихся музыкой, в сравнении со школьниками, ею не занимающимися, причем степень выраженности этой взаимосвязи зависит от возраста детей.     Показано, что занятия музыкой значимо влияют как на характеристики восприятия эмоций, так и на успешность обучения, и данное влияния имеет возрастную специфику. Корреляционный анализ показал, что повышенная способность к распознаванию эмоционального компонента речи у детей, занимающихся музыкой, соответствует лучшим показателям успеваемости по сравнению с контрольной группой. Обнаружено, что в ходе возрастного развития изменяется (снижается) превосходство взаимосвязи показателей успеваемости и восприятия эмоций у школьников, получающих дополнительное музыкальное образование, относительно этой связи у школьников, не занимающихся музыкой дополнительно: особенно сильно оно проявляется в младшей (7-10 лет) группе и в меньшей степени – в средней (11-13 лет). К возрасту 14-17 лет влияние восприятия эмоций на успеваемость снижается
Психология развития
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. - Внутрипарное взаимодействие и особенности самосознания личности близнецов в дошкольном возрасте c. 73-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34029

Аннотация: Предмет исследования — самосознание личности близнецов в дошкольном возрасте. Целью исследования стало выявление корреляционных взаимосвязей между поведенческими индикаторами внутрипарного взаимодействия и параметрами функционирования самосознания личности близнецов дошкольников. Автор подробно анализирует роль близнецовой ситуации и внутрипарного взаимодействия близнецов в развитии самосознания в дошкольном возрасте. Близнецовая ситуация понимается как особая социальная ситуации развития, которая определяет формирование личности близнецов. Близнецовая ситуации связана с появлением особых внутрипарных взаимодействий, которые определяют развитие самосознания дошкольника. Методология исследования: культурно-исторический подход, раскрывающий роль социальной ситуации в развитии ребенка Л.С. Выготский, концепция самосознания С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, близнецовые исследования Морозова Т.Б., M.T. Miliora. Эмпирическая база исследования представлена 100 близнецами дошкольного возраста. Впервые теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязи поведенческих индикаторов внутрипарного взаимодействия близнецов и характеристик самосознания личности ди- и монозиготных близнецов в дошкольном возрасте. Основные выводы исследования представлены в положениях. В парах ди- и монозиготных близнецов возможен различный характер внутрипарного взаимодействия, который взаимосвязан с особенностями самосознания дошкольников. Для дизиготных близнецов более характерна стратегия соперничества со своим близнецом. Монозиготные близнецы чаще ориентированы на сотрудничество. Ориентация близнецов на сотрудничество в процессе совместной деятельности, создает основу для положительной самоооценки, принятия себя и позитивной оценке результатов собственной деятельности. Ориентация близнецов на соперничество в процессе совместной деятельности, позволяет близнецам быть более самостоятельными, принимать на себя ответственность за результаты свой работы и создает основу для формирования самоидентичности, самопознания и самопонимания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.