по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 10-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Клиническая психология
Новикова К.В. - Психологическая коррекция нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт в условиях сенсорной комнаты c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.35461

Аннотация: Предметом исследования является изучение возможностей психологической коррекции нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт в условиях сенсорной комнаты. Целью исследования является коррекция нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт. Методами исследования явились: анализ теоретической и экспериментальной литературы по психологии и педагогике по проблеме исследования; тестирование, психологический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов (Т-критерий Вилкоксона). Методологической основой исследования являются: положения Жевнерова В.Л., Баряевой Л.Б., Галлямовой Ю.С. о терапевтическом влиянии сенсорной комнаты; положения о влиянии цвета на эмоциональное состояние человека, сформулированные Люшером М., Воробьевым Г.Г., Налимовым В.В., Элькиным В. В статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей психологической коррекции нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт в условиях сенсорной комнаты. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе практического или клинического психолога с людьми, перенесшими инсульт, в санаториях, реабилитационных и восстановительных учреждениях, а также с инвалидами. Научная новизна исследования состоит в обосновании эффектов влияния цвета и света в улучшении нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях практической работы клинического психолога, а также существенно расширить представления о возможностях применения метода хромотерапии. Согласно полученным результатам после реализации программы занятий отмечается улучшение нервно-психического состояния людей, перенесших инсульт: снизилась тревожность, стал преобладать гипертимный тип самочувствия, который выражается в преобладании таких базовых эмоций, как: интерес и удивление; улучшились показатели эмоционального комфорта, адаптивности, принятия себя и других.
Философия и психология
Першин Ю.Ю., Черевкова Т.Н. - Архаическое сознание и постмодерн. Case study: Полк специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии. c. 20-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.33998

Аннотация: Объектом исследования является архаическое сознание как латентная составляющая коллективного и индивидуального сознания военнослужащих Полка специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии. Архаическое сознание исследуется на предмет выявления и уточнения сущностных характеристик, проявляющихся в процессе повседневного несения службы и выполнении боевых задач военнослужащими полка. Подобной экспликации архаических содержаний сознания способствуют определенные режимы тренировок и подготовки военнослужащих этого подразделения Сил специальных операций ВС Австралии, содержащий специфические «ключи активации» архаического сознания. Исследование построено на сравнительном анализе мировоззрений/мироотношений, способов и режимов конструирования реальности, психологии поведения в архаической и постмодернистской парадигмах специалистов/операторов Полка специальной авиадесантной службы (SASR). Авторы приходят к выводу о том, что любое армейское подразделение, одним из которых является Полк специальной авиадесантной службы (SASR) ВС Австралии, в своей основе и сущности является архаической структурой, с соответствующим коллективным сознанием, психологией поведения и способом конструирования реальности. Современная социальная динамика и преобразования в своей структуре иногда содержат постмодернистские аттракторы и катализаторы постмодернистского мышления, психологии поведения и конструирования реальности. Данные характеристики очевидно могут влиять на архаические военные структуры, но они не способны полностью изменить сущность этих организаций. При значительном (если такое вообще возможно), перерождении архаических социальных структур (включая сознание, мышление и психологию поведения) в постмодернистские, их сущность будет утрачена, и они перестанут выполнять присущие им функции.
Внутренний мир человека
Пономаренко И.Л., Кондрашихина О.А., Кадышева Л.Б. - Эстетическое сознание как предиктор эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.35427

Аннотация: Предметом исследования является эстетическое сознание как предиктор эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности. Целью статьи явилось изучение эстетического сознания как предиктора эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями личности. Эмпирические методы: Методика свободных описаний Д. А. Леонтьева, Шкала устойчивости к источникам стресса (Е. В. Распопин). Для статистической верификации выявленных тенденций и анализа данных использовался критерий ранговой корреляции Спирмена. В исследовании принимали участие 44 участника – студенты-филологи Севастопольского Государственного Университета в возрасте от 17 до 23 лет. Выявлено, что резистентность к отдельным источникам стресса достоверно связана с особенностями эстетического сознания личности, однако эта связь неоднородна по направленности, а именно: чем свободнее чувствует себя субъект при описании эстетического объекта, и следовательно, чем более разнообразны его эстетические суждения, тем выше уровень его стрессоустойчивости по компоненту «Я-другие» и одновременно ниже устойчивость к стрессорам «Я-сам». Таким образом, при применении арт-техник в работе со стрессовыми состояниями личности необходим учет особенностей развития эстетического сознания личности, готовности и возможности работать со сложными визуальными стимулами. Научная новизна исследования заключается в выявлении роли эстетического сознания личности как предиктора эффективности арт-терапии при работе со стрессовыми состояниями.
Профессиональная психология
Кучеренко С.В. - Опыт применения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» в психологическом консультировании студентов c. 59-76

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.34039

Аннотация: Описано качественно-количественное исследование личности с помощью психосемантической методики "Цветоассоциативный эксперимент". Предмет исследования - теоретические основы, процедура проведения психосемантической методики «Цветоассоциативный эксперимент» и возможности ее применения в психологическом консультировании студенческой молодежи. При качественной обработке данных и их интерпретации используются техники свободного и осевого кодирования (категории соответствуют осям: условия, феномен, его свойства, стратегия взаимодействия с феноменом и следствия, результат), благодаря которым психолог может получить целостный слепок актуального состояния респондента. Представлены материалы эмпирического исследования респондентов (15 чел.), подробно описаны результаты диагностики студента четвертого курса бакалавриата, проведенного в период дистанционного обучения в Гуманитарно-педагогической академии (филиале) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет», г. Ялта (апрель 2020 года). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что вербальное и перцептивное семантическое пространство не тождественны, но взаимно дополняют друг друга и составляют единую общую картину индивидуального семантического пространства личности. В описанном примере применения методики «Цветоассоциативный эксперимент» респондент (студент выпускного курса бакалавриата) характеризуется невротической структурой личности. Внутриличностный конфликт и связанная с ним эмоциональная напряженность в данном случае сопровождаются стремлениями к порядку и свободе (вербальная составляющая семантического пространства), однако присутствует преобладание вариативности и недостаток константности в перцептивном семантическом пространстве личности. Для сопоставления результатов перцептивного и вербального семантического пространства, предложено схематическое изображение системы координат, которая образуется этими двумя осями и наполняется индивидуальными смыслами респондента. Таким образом, психолог в диалоге с респондентом формируют карту индивидуального семантического пространства последнего. Наблюдался эффект развития рефлексии студентов и магистрантов в ходе применения методики «Цветоассоциативный эксперимент».
Психология развития
Залевская Я.Г. - Я-реальное и Я-идеальное в контексте исследования межличностных отношений будущих психологов c. 77-88

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.2.34091

Аннотация: Целью исследования является анализ содержательных характеристик и согласованности Я-реального и Я-идеального будущих психологов, а также выявление их основных тенденций построения межличностных отношений. Предметом исследования выступают образы Я-реального и Я-идеального в контексте исследования межличностных отношений будущих психологов. Умение эффективно выстраивать межличностные отношения, правильно оценивать себя в ходе коммуникации является базовым навыком будущих психологов, который играет значительную роль в успехе профессиональной деятельности. Новизна исследования заключается в анализе содержательных характеристик и согласованности образов реального и идеального Я в контексте изучения межличностных отношений будущих психологов. Для достижения поставленной цели нами была использована методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири; в адаптации Л.Н. Собчик). Выводы: в ходе проведенного исследования нами выявлены две противоположно-направленные тенденции в межличностных отношениях будущих психологов: доминирование и сотрудничество (с преобладанием первой тенденции в области Я-реального). Также нами установлено, что большинство октантов имеют оптимальный уровень согласованности между образами реального и идеального Я, что способствует эффективному профессиональному и личностному развитию будущих специалистов. Полученные результаты могут быть использованы для повышения качества профессиональной подготовки будущих психологов, а также при проведении консультационной и тренинговой работы по развитию навыков построения межличностных отношений и образов Я-реального и Я-идеального.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.