по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 05-07-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Психотехника
Новикова К.В., Жевтун И.Ф. - Программа арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38192

Аннотация: Представленная статья посвящена рассмотрению возможностей использования методов арт-терапии в психологической работе с семьями по коррекции детско-родительских отношений. Объектом исследования являются детско-родительские отношения. Предметом исследования является выявление эффектов применения арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений. В статье представлены результаты экспериментального исследования возможностей коррекции детско-родительских отношений, посредством применения арт-терапевтических техник. Статья содержит описание программы арт-терапевтических занятий, которая была апробирована в работе с детско-родительской группой. Представлено описание основных арт-терапевтических техник при работе с семьями, в том числе авторских. Методами исследования явились тестирование, анкетирование, психологический эксперимент, наблюдение.    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по проблеме исследования и обоснованию возможностей применения арт-терапевтических техник в психологической коррекции детско-родительских отношений. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами в работе с семьями. Научная новизна исследования состоит в разработке программы арт-терапевтических занятий по коррекции детско-родительских отношений. Полученные в исследовании результаты могут оказать существенное влияние на расширение представлений о возможностях психологической коррекции детско-родительских отношений посредством применения арт-терапевтических техник. Согласно полученным результатам после реализации комплекса мероприятий отмечается улучшение детско-родительских отношений: уменьшение степени отвержения ребенка; улучшение эмоционального контакта родителя/ребенка, уменьшение эмоциональной дистанции; повышение авторитетной стратегии семейного воспитания; повышение показателей родительского отношения (принятие), снизилась степень отверженности ребенка в семье; уменьшилось проявление типов неправильного воспитания; наметилась оптимизация родительских установок.
Психология и педагогика
Карасева С.Н. - Психолого-педагогическое сопровождение организации профессиональных проб в профориентационной работе c. 30-46

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38304

EDN: CRPGHE

Аннотация: В обновленном стандарте федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программе воспитания образовательного учреждения подчеркивается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения организации профориентационной работы. Особое внимание уделяется особенностям использования такой инновационной формы практико-ориентированной деятельности как профессиональные пробы. Предметом исследования является психолого-педагогическое сопровождение организации профессиональных проб в профориентационной работе. Автор подробно рассматривает научные источники отечественных и зарубежных специалистов, проводит анализ технологий моделирования будущей профессии, формулируя обобщенное понятие феномена "профессиональная проба" и наполняя его составляющими. Важным является определение основных направлений организации профориентационной работы. С этой целью была разработана и апробирована анкета особенностей выбора профессии школьниками, на основании результатов которой выделены и охарактеризованы три группы школьников. Полученные результаты позволили отметить наличие прямой связи между выбором будущей профессии и пониманием функциональных особенностей специалиста, условием его труда, пониманием школьниками функционала той или иной профессии и знанием условий его труда. Желание участвовать в профессиональных пробах школьников коррелирует с выбором будущей профессии, пониманием должностных обязанностей той или иной специальности и условий труда, способностью выделять личностные качества того или иного специалиста. Полученные результаты позволили обозначить актуальность психолого-педагогического сопровождения организации профессиональных проб в профориентационной работе. Данная деятельность направлена на создание системы социально-психологических мероприятий, способствующих успешному профессиональному самоопределению. Оно должно включать в себя просвещение, диагностику, проведение серии профессиональных проб и профессиональное консультирование. Каждое из составляющих направлений имеет определенные цели, задачи и технологии. Особым вкладом автора в исследование темы является разработанная программа внедрения профессиональных проб в профориентационной работе для обучающихся 9 классов.
Внутренний мир человека
Ростовцева М.В., Артюхова Т.Ю., Суворова Н.В., Авдеева Т.Г., Федорова Е.П. - Исследование связи между личными установками, уровнем самоактуализации и удовлетворенностью браком в семейных парах. c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38302

EDN: XZPVPS

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются факторы, влияющие на удовлетворенность браком в супружеских парах. В частности, исследовалась связь между удовлетворенностью браком и личностными установками и уровнем самоактуализации супругов. В исследовании были использованы следующие методики: «тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; тест «Измерение установок в семейной паре». Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.; самоактуализационный тест (САТ), измеряющий самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал (автор: Алешина Ю.Е и др.). В исследовании участвовали 20 супружеских пар со стажем брака от 7-10 лет.    Проведенное исследование показало, что степень удовлетворенности браком зависит от личных установок и уровня самоактуализации личности. Мужчины больше удовлетворены браком, чем женщины, они меньше предъявляют претензий к своей второй половинке, больше довольны семейным бытом. Существует также связь между удовлетворенностью браком мужем и женой: чем больше довольна одна сторона, тем больше удовлетворена браком другая. Данные диагностики самоактуализации испытуемых показала, что существует взаимосвязь между степенью удовлетворенности браком и шкалами: компетентность во времени, опора на себя, ценностные ориентации, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие, Также статистический анализ показал, что существует взаимосвязь между удовлетворенностью браком и желанием развестись, отношением к романтической любви и значимостью сексуальной сферой.
Личностный рост
Пачколина А.В. - Проблема ролевого внутриличностного конфликта работающей женщины. c. 60-67

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38017

EDN: ZCVCII

Аннотация: Предметом данного исследования является ролевой конфликт работающей женщины в современном российском обществе. Задачей исследования стоит оценка степени выраженности ролевого конфликта и его зависимость от локуса ролевого конфликта, а также взаимосвязь в распределении внутренних семейных ролей в группе работающих женщин-матерей. Автор рассматривает ролевой конфликт работающей женщины как исторически изменяемую проблему, обусловленную как внешними, так и внутренними процессами, происходящими с личностью женщины. Выделены основные условия способствующие возникновению ролевого конфликта, имеющие место в жизни женщин, которые совмещают как профессиональные, так и семейные обязанности.    Научная новизна заключается в попытке осмысления ролевого конфликта работающей женщины в современном российском обществе. Акцентируется внимание на проблеме сочетания женщиной множества противоречащих друг другу личностных качеств, приводящих к возникновению и/или усилению ролевого конфликта. В ходе исследования были получены статистически значимые данные указывающие на то, что локус ролевого конфликта, применяемый для разрешения конфликтных ситуаций, влияет на степень вовлеченности супруга в выполнении семейных ролей, что является фактором снижения ролевого конфликта у женщин. Анализ результатов показал, что структура ролевого конфликта работающей женщины-матери имеет сложную природу и содержит в себе множество компонентов, проблема нуждается в дальнейшем, более подробном изучении.
Профессиональная психология
Ростовцева М.В., Новопашина Л.А., Наконечная Е.В., Арышева А.П., Варфоломеева Ю.С. - Влияние характерологических особенностей личности на эффективность профессиональной деятельности педагогов коррекционной школы c. 68-82

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.3.38309

EDN: ZKMJXY

Аннотация: В статье показано, что среди факторов эффективности педагогического труда немаловажное значение имеют личностные особенности учителя. Это связано с тем, что личностные качества, такие как: общительность, организованность, эмоциональность, настойчивость, дисциплинированность и другие, побуждают педагога к работе над собой, к самосовершенствованию. Кроме того, от личностных особенностей зависит эффективность образовательного процесса, сможет ли педагог найти подход к ученикам, выстроить доверительные отношения, мотивировать их к получению знаний, создать благоприятный психологический климат в учебном классе. Проведено исследование с целью изучения влияния характерологических особенностей на эффективность профессиональной деятельности педагогов коррекционной школы.   В ходе диагностики личностных качеств педагогов и сопоставления с уровнем эффективности профессиональной деятельности, выявлено наличие заявленных нами черт характера, таких как организованность, эмоциональная устойчивость, привязанность и экстраверсия у педагогов со средним и высоким уровнями эффективности и отсутствие или слабая выраженность данных черт характера у педагогов с низким уровнем эффективности деятельности. Полный анализ по заранее выявленным группам эффективности профессиональной деятельности педагогов показывает, что заявленные качества характера особо выражены у представителей с высоким уровнем эффективности профессиональной деятельности у 100%, а также прослеживаются у большей половины педагогов из группы со средним уровнем эффективности профессиональной деятельности 85%. В связи с полученными данными мы можем говорить о влиянии таких черт характера как: экстраверсия (общительность), организованность, привязанность, эмоциональная устойчивость на эффективность профессиональной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.