ГЛАВНАЯ
> Журнал "Психолог"
> Содержание № 02, 2023
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи
уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера
указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
Содержание № 02, 2023
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова С.С. - Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции |
|
c. 1-13
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39910
EDN: JKKLHE
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие зависимость проявления патриотичности и отношения к специальной военной операции в студенческой среде. Актуальность исследования обусловлена, социально-политическими преобразованиями внутренней и внешней политики государства, требующими пересмотра системы патриотического воспитания молодежи, основанных на базовых, национальных и исторических ценностях. Изменения в архитектуре межгосударственных отношений требуют перестройки формирования личности, готовой отстаивать приоритеты своей страны в разных сферах жизнедеятельности, что невозможно без истинного патриотического отношения к своей Родине.В качестве теоретико-методологической основы исследования выступил системный подход, разрабатываемый отечественными исследователями Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, А.И. Крупнов и др; целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности и черт характера (Крупнов, 1994), исследования патриотичности (Кудинов, 2017,2018; Гаврилушкин, 2012; Лутовинов, 1997; Потемкин, 2009; и др.). Для исследования патриотичности использовался опросник «Патриограмма». Для выявления отношения студентов к специальной военной операции была разработана авторская анкета. Результаты исследования основаны на выборке из 109 студентов вузов Москвы, с последующим математико-статистическим анализом, позволили установить статистически достоверные различия между показателями патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции. В целом было установлено, что отсутствует прямая зависимость между показателями патриотичности и положительным отношением к спецоперации. Низкие показатели патриотичности также не находятся в прямой зависимости с отрицательным отношением к СВО. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что студенческая молодежь рассматривает патриотичность в широком контексте и не связывает данное личностное свойство с противостоянием по отношению ко внешнему миру. Результаты исследования доказывают необходимость совершенствования воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие патриотичности на разных этапах обучения.
Дианов С.А., Дианова Ю.В. - Ценностно-смысловые основания получения образования в аспирантуре национального исследовательского вуза |
|
c. 14-21
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39896
EDN: CBLVMK
Аннотация: В статье рассматривается круг вопросов, связанных с факторами мотивации при поступлении в аспирантуру и поведенческими реакциями в процессе обучения по программам научных специальностей в современном национальном исследовательском вузе. На примере реализации программ аспирантуры по политическим наукам в техническом вузе выявлены ключевые мотивы молодых специалистов к продолжению обучения в университете. Определены особенности мотивационно-ценностной сферы аспирантов, осваивающих учебный план подготовки и выполняющих задачи научно-исследовательской работы. Проанализированы причины отчисления из аспирантуры, причины неуспеваемости по образовательной программе, а также мотивы частого ухода в академические отпуска. В статье приведены аргументы в пользу авторской гипотезы о необходимости развития аспирантуры по гуманитарным и социальным наукам в технических вузах. Политологическое образование способствует не только осознанному выбору профессии инженера или высококвалифицированного специалиста для органов государственной и муниципальной службы. Молодой исследователь получает возможность распознать ценностно-смысловые основания осуществления трудовой деятельности в организации высшего образования. У потенциального преподавателя высшей школы формируются устойчивые представления о педагогической этике, о психологии общения со студентами разных возрастных групп, о недопустимости форм девиантного поведения при выполнении профессиональных задач.
|