по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Профессиональная психология
Капустина Т.В., Гайдай А.С., Горшкова О.В., Кадыров Р.В. - Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.40912

EDN: JUHHSJ

Аннотация: Предметом исследования является эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации у специалистов, работающих в коррекционных учреждениях. Эмпирическим объектом исследования выступили специалисты коррекционных учреждений, имеющих стаж работы от 14 лет, поскольку они более подвержены эмоциональному выгоранию. Группу сравнения представили педагоги, не работающие в коррекционных учреждениях. Общая выборка исследования 104 человека. Авторы исследования, проведя теоретический анализ, делают общий вывод о том, что синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как элемент профессиональной деформации. Подтверждением является то, что структура профессиональной деформации представлена описанием широкого спектра изменений, происходящих в психике в профессиональной среде, вызываемые также большим количеством всевозможных факторов. Синдром эмоционального выгорания является его элементом, так как искажения личности и психики в целом, вызываемые в процессе рабочей деятельности, могут быть вызваны длительным воздействием стрессогенных факторов, связанных как с общим повышенным эмоциональным фоном, так и вредоносными воздействиями, провоцирующими эмоциональные реакции. Все это истощает психику и способствует развитию профессиональной деформации. Тема эмоционального выгорания не нова, однако настоящая работа рассматривает эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации личности и описывает его проявления, опираясь на компонентную модель. Полученные статистические результаты, выявленные путем сопоставления выраженности эмоционального выгорания между специалистами коррекционных учреждений и педагогами, не работающими в коррекционных учреждениях, а также с помощью корреляционного анализа между проявлениями эмоционального выгорания и личностными характеристиками, позволили описать особенности проявления эмоционального выгорания как элемента профессиональной деформации на аффективно-когнитивном, физиологическом и поведенческом уровнях. Подробное описание позволяет более детально и точечно формировать программы профилактики и психологического сопровождения специалистов коррекционных учреждений.
Канунников Р.И., Рябова М.Г. - Развитие профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел с различным локусом контроля c. 17-27

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38802

EDN: RTVZOM

Аннотация: В статье анализируется развитие профессиональной идентичности у сотрудников полиции с различным локусом контроля. Объект исследования: сотрудники органов внутренних дел. Предмет исследования: влияние локус контроля на развитие профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. Актуальность исследования заключается в определении влияния локус контроля на развитие профессиональной идентичности у сотрудников правоохранительных органов. Профессиональное развитие является ключевой проблемой в психологическом сопровождении личного состава МВД России. Авторами выявлено, что локус контроля имеет огромное значение в жизни сотрудников органов внутренних дел, так как он связан с развитием профессиональной идентичности.   С помощью применения комплекса психодиагностических методик: «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович), личностный опросник «Кто я» (М. Кун, К. Мак-Партленд), личностный опросник «Формальная и содержательная идентичность» (Е.В. Распопин, Е.А. Рыбъякова), тест «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер, модификация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда) обосновывается наличие взаимосвязи между локусом контроля и профессиональной идентичностью у сотрудников правоохранительных органов. Доказано, что наиболее эффективным является средний уровень интернальности локуса контроля, способствующий профессиональной идентичности сотрудника правоохранительных органов. Обсуждается необходимость формирования профессиональной идентичности с учетом локус контроля у сотрудников органов внутренних дел.
Психология и педагогика
Гельман В.Я. - О компенсации влияния развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38980

EDN: RTWADI

Аннотация: В настоящее время в мире происходят серьезные технологические изменения и особенно быстро в области информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения оказывают существенное воздействие на все сферы жизни и деятельности людей. Предметом исследования настоящей статьи является влияние развития информационно-коммуникационных технологий на когнитивные функции человека. Подробно рассматриваются воздействия интернета, смартфонов, социальных сетей, калькуляторов, работы с клавиатурой, снижения объема неэлектронного чтения. Особое внимание уделяется ослаблению вербально-логической памяти, возникновению «цифровой деменции», ухудшению аналитического и логического мышления, появлению клипового мышления, снижению коммуникационных способностей и осложнению принятия текущих решений.   Для компенсации снижения рассмотренных когнитивных функций, вызванного развитием информационно-коммуникационных технологий, предложен ряд возможных подходов. Показано, что необходимая коррекция может быть осуществлена тренировкой ослабевающих функций с помощью специальной когнитивной гимнастики: подходящих интеллектуальных игр, определенных упражнений. Система компенсирующих занятий, включающая развивающие игры и специальные упражнения, может быть объединена в учебную дисциплину под условным названием «интеллектуальная культура» (по аналогии с физической культурой). Отмечена также необходимость обеспечения достаточно высокого уровня базовых знаний. Кроме того, предложено провести корректировку системы образования для нейтрализации наблюдающихся негативных тенденций.
Клиническая психология
Тулитбаева Г.Ф., Политика О.И., Сафина Л.Ф. - Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19 c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38250

EDN: RUSCHE

Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человека). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ. В исследовании описаны различия в социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. Обнаружены статистически достоверные различия между подростками, совершившими попытку самоубийства, и подростками, не имеющими попыток в анамнезе, по следующим показателям: социально-психологическая адаптация, личностная идентичность, нисходящее сравнение. У подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе. Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени ощущают и осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств, для них характерно непринятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Выборки схожи по показателям времяпрепровождение, сплоченность, межгрупповая конкуренция и сравнение, коллективная самооценка.
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С. - Тревожно-депрессивная симптоматика в контексте типа отношения к беременности у женщин в послеродовый период c. 46-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38268

EDN: RUZMKS

Аннотация: Предмет исследования — тревожно-депрессивная симптоматика женщин в послеродовый период. Целью исследования стало выявление взаимосвязей тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродовом периоде и типа отношения к беременности. Автором определены различия в тревожно-депрессивной симптоматике у женщин с разным типом проживания и применением родовспоможения. Получены результаты о взаимосвязи тревоги и депрессии с типом отношения к беременности у женщин в послеродовом периоде. Методология исследования: типология психологического компонента гестационной доминанты И.В. Добрякова. Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе КГБУЗ «Алтайского краевого клинического центра охраны материнства и детства» с женщинами, находящимися в раннем послеродовом периоде. Теоретически обосновано и эмпирически доказано существование взаимосвязей между появлением тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродом периоде и типом отношения к беременности. Определены качественные характеристики различий типа отношения к беременности у женщин с различным типом проживания и применением родовспоможения. Основные выводы исследования представлены в положениях. Тревожная симптоматика в послеродовый период более характерна женщинам из сельской местности. Женщинам, перенесшим естественные роды, более характерно переживать депрессию и тревогу в послеродовый период. Сельским женщинам более характерен гипогестогнозический тип отношения к беременности, городским женщинам - депрессивный тип отношения к беременности. Тревожный и депрессивный типы отношения к беременности, связанные с опасениями, выраженными страхами, плаксивостью являются факторами риска к развитию тревожно-депрессивной симптоматики у женщин в послеродовый период.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.