Транспортный вестник - рубрика Авиация
по
Транспортный вестник
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Транспортный вестник" > Рубрика "Авиация"
Авиация
Серёгин С.Ф., Харитонов В.В. - Ключевые проблемы совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации c. 1-22

DOI:
10.7256/2453-8906.2016.1.19459

Аннотация: Дана комплексная характеристика актуальных проблем совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации, основанная на совместном рассмотрении летательного аппарата и человеческого фактора с учетом опыта эксплуатации летательных аппаратов на всех этапах жизненного цикла с акцентом на обеспечение испытаний летательных аппаратов. Две составляющие обеспечения безопасности полетов: летательный аппарат и человеческий фактор рассмотрены отдельно, а затем комплексно, как взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимно обусловленные компоненты единой эргатической системы «самолет – летчик». Методология исследования базируется на системном анализе, методах теории надежности, авиационной эргономики, инженерной психологии, психологии труда. Основными выводами проведенного исследования являются конкретизированные актуальные проблемы обеспечения безопасности полетов государственной авиации: сложность современного самолета, особенно в организации информационного поля кабины; средние летные способности большинства современных военных летчиков; недоиспытанность авиационных комплексов; разнотипье эксплуатируемых самолетов. Безусловно, каждый вопрос требует отдельного и более глубокого рассмотрения с выявлением всех причин и угроз безопасности полетов, понимания этих причин и угроз и выработки стратегии на государственном уровне по устранению причин аварийности в государственной авиации. И в первую очередь должно быть понятно, что во главе угла решения проблем безопасности полетов стоит человек.
Засядько К.И., Вонаршенко А.П., Солдатов С.К., Соломка А.В. - Анализ профессиональной надежности операторов управления воздушным движением c. 31-38

DOI:
10.7256/2453-8906.2017.1.19565

Аннотация: Предметом исследования является профессиональная надежность операторов управления воздушным движением как уровень безот­казности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодей­ствии с техническими системами или другими специалистами, занятыми в процессе управления воздушным движением. В интересах поиска путей повышения профессиональной надежности операторов управления воздушным движением проведено исследование связи уровня развития их профессионально важных качеств с опытом работы и анализ возможности целенаправленной тренировки этих качеств, направленной на их развитие в период планового обучения (подготовки, повышения квалификации). В исследовании применен профессиографический анализ, методы инженерной психологии, психофизиологии, инженерной психологии, математической психологии, эргономики и авариологии. В результате исследования определены профессионально важные качества операторов управления воздушным движением, уровень которых заметно повышался в результате специальных тренировок, а также показана возможность их развития и совершенствования путем проведения цикла тренировок с использованием штатного автоматизированного рабочего места специалиста профессионального отбора.
Гандер Д.В., Алексеенко М.С. - Безопасность авиационных полетов с позиций системного подхода c. 32-45

DOI:
10.7256/2453-8906.2017.2.22104

Аннотация: Предметом исследования является процесс принятия решений руководством авиакомпаний и анализ развития авиационного события с позиций системного подхода. Объектом исследования является безопасность авиационных полетов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как особенности системного мышления руководителей авиакомпаний и общие стадии развития авиационного события с акцентом на различие условий и обстоятельств обеспечения безопасности авиационных полетов в советский и в российский периоды. Особое внимание уделяется анализу авиатранспортной системы как социотехнической системы, системообразующим фактором которой выступает безопасность полетов. Методология исследования основана на системном подходе и объединяет методы источниковедения, авиационной авиариалогии, инженерной психологии, системного анализа. Основными выводами исследования являются следующие из теории и подтвержденные практикой положения о необходимости рассмотрения безопасности авиационных полетов с позиций системного подхода. Особым вкладом авторов в развитие темы является обоснование того, что негативное событие в своем развитии проходит несколько стадий, знание которых позволяет правильно и эффективно организовать профилактическую работу по обеспечению безопасности полетов в авиакомпаниях.
Дворников М.В. - Эргономические аспекты обеспечения безопасности полетов государственной авиации c. 46-60

DOI:
10.7256/2453-8906.2017.2.21827

Аннотация: Предметом исследования являются современные медицинские, инженерно-технические и психологические проблемы обеспечения безопасности полетов государственной авиации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как снижение рисков безопасности полетов государственной авиации за счет обеспечения профессиональной и функциональной надежности деятельности летчика как ключевого элемента системы управления полетом воздушного судна. Особое внимание уделяется обоснованию приоритетных направлений решения выявленных проблем за счет совершенствования систем обеспечения жизнедеятельности и защитного снаряжения летчика, потенциальные возможности которых отстают от темпа увеличения летно-технических характеристик воздушных судов государственной авиации. Методология исследования объединяет методы системного анализа, эргономики, авиационной медицины, теории надежности, психологии летного труда, проектирования сложных систем, авиационной психофизиологии и инженерной психологии. Основными выводами проведенного исследования являются конкретизированные перспективные направления совершенствования систем обеспечения жизнедеятельности и защитного снаряжения летчика, ориентированные на максимальный учет человеческого фактора. Особым вкладом автора в проведение исследования является обоснование того, что реализация перечисленных направлений требует обязательного взаимодействия специалистов в области авиационной медицины и психофизиологии с конструкторами авиационной техники, разработчиками средств защиты и специалистами по авиационному оборудованию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.