Электронный журнал Урбанистика - №1 за 2014 г - Содержание, список статей. ISSN: 2310-8673 - Издательство NotaBene
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Урбанистика"
Номер подписан в печать: 07-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
ISSN: 2310-8673
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
Философия урбанистики
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Услышать будущего зов": технополис и экоград как модели городов будущего c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12875

Аннотация: Задача комплексного обустройства городского пространства уже неоднократно ставилась в истории градостроительной мысли. Разные варианты решения данной проблемы предлагались и социальными философами древности, и современными градопроектировщиками и архитекторами. XX век отмечен устойчивой оппозицией индустриального города и "города-сада". В статье рассматривается историческое противостояние двух концепций: технополиса и экограда. Авторами предпринят ретроспективный анализ исследований по данной проблеме. В работе сопоставляются концептуальные схемы и примеры их реализации в практике градостроительства. В данном исследовании используются сравнительно-исторический подход, метод аналогии, а также индуктивное обобщение данных средств массовой информации. В настоящее время дихотомия технополис – экогород потеряла свою актуальность, характеризуя два вектора развития урбанистической цивилизации в индустриальную эпоху. Теоретики архитектуры стремятся уйти от противопоставления концепта «экологического» и «технократического». Проекты городов будущего, с одной стороны, удоволетворяют требованиям биосферной совместимости, с другой, соответствуют вызовам эпохи высоких технологий.
Социология и демография
Болтаевский А.А. - Борьба за нравственность в городской среде: исторический опыт Российской империи и СССР c. 10-18

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12768

Аннотация: В эпоху Перестройки в нашей стране произошла социальная революция, резко изменившая систему координат простого человека. Неотъемлемой ее частью стала сексуальная раскрепощенность: из подполья вышли не только работницы интим-сферы, но и откровенная порнография, что не могло не способствовать нравственному упадку части россиян. Последние четверть века раздаются голоса о необходимости легализации проституции, так как якобы она является неотъемлемой спутницей городской среды. Для того чтобы разобраться в данной ситуации, следует обратиться к изучению отечественного опыта борьбы с проституцией. Автор в своем исследовании опирается на данные статистических сборников, свидетельства современников, публицистические материалы отечественнных и зарубежных авторов. В настоящее время борьба с проституцией должна быть основана, в первую очередь, не на репрессиях, не на борьбе с проститутками, как это было сто лет назад и как это происходит сейчас, а на социальной помощи и культурно-воспитательных мерах. Из средств массовой информации должны исчезнуть рекламы «досуга» и т.п. проявлений секс-индустрии. Легализация проституции приведет лишь к разрастанию данного явления, а так же секс-туризму, что окажет разлагающее влияние на население, особенно подрастающее поколение. Город должен стать местом совершенствования человека, а не его деградации.
Проектирование и архитектура
Прядко И.П., Орлина К.В. - Транспорт в городе: организация безбарьерной и комфортной архитектурно-планировочной среды для маломобильных групп населения c. 19-29

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12517

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние транспортной среды для маломобильных групп городского населения. Дается оценка тем мерам, которые предпринимают исполнительные власти города Москвы, городов Московской области и других российских мегаполисов. Обращается внимание на организацию пандусов и тротуаров для инвалидов и родителей с колясками. Отмечается, что отсутствие стратегии в этой области приводит к значительным затруднениям для тех, кто пользуется этими приспособлениями. Как пример для властей различного уровня в деле организации комфортной среды для маломобильных горожан приводится рабочий документ – «Памятка архитектору», разработанная градопланировщиками Читы. В настоящей статье в ходе обсуждения транспортных проблем маломобильных групп населения авторы на основе публицистических материалов, социологических опросов и градостроительных документов рассматривают три темы: оборудование остановок, введение в эксплуатацию новых транспортных средств, учитывающих потребности маломобильных пассажиров, создание дорог и подъездных путей для инвалидов. Проанализировав богатый фактический материал, сопоставив существующее положение вещей с требованиями нормативных документов, можно прийти к заключению, что, несмотря на имеющиеся ГОСТы по проектированию среды с учетом потребностей инвалидов и людей с колясками, объекты социальной инфраструктуры продолжают строиться с нарушениями установленных нормативов.Положение может спасти широкое внедрение в практику градостроительства программ, разрабатываемых кафедрой политологии и социологии МГСУ в рамках проекта «Tempus Project CENEAST: Reformation of the Curricula on Built Environment in the Eastern Neighbouring Area». Проект направлен на реформирование учебных программ для бакалавров, специалистов, магистров путем разработки новых модулей, включая экологические, направленные на создание биосферно-совместимого пространства в мегаполисах, комфортных условий для маломобильных групп городского населения.
Мегаполисы
Закондырин А.Е. - Особенности организации местного самоуправления как механизма управления крупными городами, имеющих государственный статус c. 30-38

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.1174

Аннотация: Рассматривается опыт крупных городских образований, имеющих государственной статус, на примере двух европейских столиц, совмещающих государственные и муниципальные функции – Берлина и Парижа. Опыт организации местного самоуправления этих городов не в полной мере может быть применен к городам федерального значения в России, поскольку в зарубежных странах нет столь жесткой границы между государственными и муниципальными структурами, которая установлена российской Конституцией. Тем не менее, практика организации управления в таких городах представляет интерес и в значительной мере может быть полезна для определения долгосрочных планов развития двух крупнейших российских городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сравнительный анализ показывает, что совмещение функций муниципалитета и органа государственной власти не накладывает существенного отпечатка на модель управления крупным городом либо городской агломерацией. Очевидно, что далеко не все элементы систем управления крупными городами, используемые в международной практике, применимы к российским реалиям, хотя выявленные тенденции, без сомнения должны учитываться при решении соответствующих вопросов применительно к Москве и Санкт-Петербургу: например, разделение функций между несколькими уровнями и одновременно широкое распространение добровольной кооперации муниципалитетов при предоставлении услуг.
Культурное наследие
Прядко И.П. - В. Г. Шухов: портрет архитектора на фоне двух эпох c. 39-50

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12337

Аннотация: В статье анализируются отдельные аспекты деятельности выдающегося русского инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова, дается оценка его новаторских проектов. В качестве ярчайших образцов последних взяты главный железнодорожный проект ученого — дебаркадер Киевского (бывш. Брянского) вокзала и знаменитая радиобашня на Шаболовке. Шухов был виртуозом, сумевшим соединить функциональные технические качества (удобство, технологическую простоту) и эстетические достоинства, среди которых наиболее важным представляется соизмеримость сооружаемого объекта окружающему его ландшафту. В статье принимается во внимание сходство архитектурных подходов Шухова и современного биотека, говорится об использовании русским архитектором метода аналогии. Во второй части статьи особое внимание уделено методологической стороне архитектурного творчества В.Г.Шухова. Биоморфные аналогии, созданные по патентам Шухова, востребованы мировыми архитектурными знаменитостями. Эстетические вкусы, которые формировались в том числе благодаря работам русского гения, продолжают господствовать в инженерной практике сегодня. Методологические аспекты шуховского творчества послужили поводом для того, чтобы еще раз обратиться к теме «Шухов и социокультурная динамика XX века», обратиться к проблеме синтеза культур — научно-технической и гуманитарной, который осуществлялся в это время.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.