Урбанистика - рубрика Системы управления и планирования
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Системы управления и планирования"
Системы управления и планирования
Масланов Д.В. - Новые информационно-коммуникационные технологии для муниципального управления: краудсорсинг как инструмент улучшения взаимодействия "города" и горожан c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.4.17246

Аннотация: В данной статье особое внимание уделяется новым информационно-коммуникационным технологиям, в частности краудсорсингу, который успешно используется в ряде регионов для улучшения взаимодействия горожан и органов местного самоуправления, что приводит к более эффективному улучшению "городской среды". Кроме того, в современном мире происходит инфляция демократических ценностей, так называемая рецессия демократии, в связи с чем возрастает запрос на легитимную городскую власть. Краудсорсинг же позволяет городской власти более успешно реагировать на общественные запросы, там самым повышая доверие к ней, что ведет к повышению легитимности в глазах населения. В статье рассматривается опыт Москвы и Нижнего Новгорода в создании краудсорсинговых площадок, направленных на улучшение "городской среды" Автор приходит к выводу, что использование краудсорсинговых площадок с целью улучшения "городской среды" может быть очень востребовано как обществом, так и властью. Использование ресурса активных граждан на краудсорсинговых проектах, подкрепляя его, например как это делают в Москве, элементами электронного референдума, кроме очевидных репутационных выгод, несет городской власти экономическую и управленческую выгоду.
Иванов О.Б., Ильинская Ю.И. - Стадии развития градостроительных конфликтов в современной России c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.25095

Аннотация: В статье рассматривается феномен градостроительных конфликтов в современной России, выявляются объективно существующие сложные моменты в исследовании заявленной темы. Феномен градостроительных конфликтов современной России рассматривается через призму необходимости разработки единого подхода к пониманию динамики развития градостроительных конфликтов, определения и изучения стадий их развития. В рамках исследуемой темы акцентируется внимание на причинах изменения городского пространства в процессе продолжающейся урбанизации, влияния экономических интересов на характер городской застройки. Градостроительные конфликты рассматриваются на практическом материале. С позиций системного подхода и с учетом действующих теорий проанализирована динамика градостроительных конфликтов, выявлены стадии их развития. При подготовке статьи авторы опирались на преимущества использования институционального, системного и социологического методов исследования. Новизна работы состоит в попытке системно рассмотреть градостроительный конфликт как феномен динамический, проходящий в своем развития через несколько стадий, в попытке выделить эти стадии, сформулировать их качественные отличия, проследить возможность развития градостроительного конфликта как по восходящему, так и по нисходящему (относительно сформулированных стадий) направлениям. Предложена попытка использовать полученные в связи с этим данные для управления конфликтами, в том числе для их профилактики, с учетом того, что градостроительные конфликты затрагивают большое количество участников, имеющих существенные общественный резонанс и в связи с этим объективно являются одними из самых сложных с точки зрения управления и разрешения. В статье обосновывается необходимость дальнейшего изучения феномена градостроительных конфликтов вообще и стадий их развития в частности специалистами соответствующих областей.
Немцев И.А. - Зеленое строительство: экопоселения в концепции устойчивого развития c. 8-25

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.3.13525

Аннотация: Автор анализирует социальные проблемы государств Евразийского Союза, их причины и в качестве решения проблем предлагает реорганизацию населенных пунктов (либо строительство новых населенных пунктов и их частей) по принципам устойчивого развития территорий (УРТ), которая является структурной частью глобальной концепции устойчивого развития. Автор рассматривает различные концепции, которые могут лечь в основу социальной компоненты устойчивого развития, такие так «новый урбанизм», «город-сад», «Проект Венера» и т.д. Описано устойчивое развитие территорий в сфере градостроительства (концепции экопоселений, ноосферных поселений), зеленого строительства зданий (технологии «умный» дом, пассивный и активный дом, 3D-строительство). Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ, синтез и др. Достижение поставленной цели осуществляется на основе положений о человечестве, как глобальной взаимосвязанной и саморазвивающейся системе (глобальный эволюционизм), а также на основе принципа всеобщей связи явлений, принципа развития и др. Анализ и решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Предложен вариант организации населенного пункта по принципам устойчивого развития (как синтез наиболее рациональных в социальном и экологическом аспекте концепций, таких как новый урбанизм, проект Венера, "умный" дом и др.). Автор доказывает связь между экологической и социальной компонентой УР. Устойчивое развитие территорий предлагается как основа социальной компоненты устойчивого развития Евразийского Союза.
Сидоров А.А., Сапрон Д.В. - Модели управления общественными пространствами c. 29-43

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.19789

Аннотация: Общественные пространства представляют важный элемент физической и социальной территории любого города. От формата их организации и свойственной им событийности зависят многие параметры, при помощи которых описывается качество жизни населения, в том числе удовлетворенность средой и общая привлекательность места проживания. Данное обстоятельство предопределяет необходимость рассмотрения способов эффективного управления указанными объектами. В настоящей работе уделяется внимание различным моделям организации деятельности органов местного самоуправления, направленным на развитие общественных пространств. Изыскания основываются на общенаучной методологии и исследовании нормативных правовых актов, выступающих в роли определенных с контекстуальной точки зрения ограничений на разработку возможных вариантов. В качестве научного результата позиционируются публичная, смешанная и частная модели управления общественными пространствами. Отмечается, что в силу особенностей объекта частная модель, имеющая место быть в теории, не может быть реализована на практике. Публичная и смешанная модели имеют модификации, основанные, в первом случае, на установлении центров ответственности и централизации / децентрализации управления, а во втором — на различных организационно-правовых формах публично-частного партнерства. Сформулированные выводы могут быть использованы органами местного самоуправления при формировании и реализации муниципальной политики в области развития общественных пространств.
Балуева И.В. - «Институт старших» и Советы многоквартирных домов как форма самоуправления в свете инновационных преобразований системы местного самоуправления на современном этапе (нижегородский опыт). c. 43-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.3.14084

Аннотация: Формирование института «старших» в городе Нижнем Новгороде началось 24.05.2006 г., когда городской Думой Нижнего Новгорода было принято Постановление №41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде». На базе ранее сформированных домовых комитетов начали создаваться «Советы старших» микрорайонов. Следующей ступенью стало создание Советов многоквартирных жилых домов. Ранее, обязывая собственников домов создавать Советы МКД на основании Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», государство рассматривало в них удобную форму контроля и управления жителями, вместе с тем преднамеренно ограничивая их юридические права, рассматривая Советы домов исключительно как организационный орган, тем самым существенно снижая уровень их активности. Автор статьи обращает особое внимание на необходимость создания благоприятных условий для их развития. Важно поддерживать и развивать ростки местного самоуправления «снизу». Это формируемые Советы многоквартирных домов. Методологическую основу исследования представляют собой совокупность общенаучных и частно-научных методов. Использованы: диалектический, системно-функциональный, сравнительный методы, метод системного анализа и обобщения, функционально-структурного анализа, проблемного анализа, логический метод. Советы многоквартирных домов, можно рассматривать как форму местного самоуправления, созданную как по инициативе «снизу», так и «сверху», под влиянием органов местной власти, что является начальным этапом объединения собственников жилого дома для решения вопросов ЖКХ в общей системе местного самоуправления. Создание Советов МКД - положительный шаг в направлении развития местного самоуправления, когда создается коллективный орган, состоящий из выбранных наиболее активных собственников, заинтересованных в улучшении качества обслуживания. .
Ерохина Л.Д., Чжан Х. - Влияние исторического зонирования китайских и западноевропейских городов на социальную дифференциацию в условиях урбанизации. c. 48-56

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.3.30657

Аннотация: Объектом исследования являются города Китая. Быстрый рост и влияние китайских городов на экономику, политику и социальную жизнь как внутри страны, так и на Юго-восточный регион мира вызывает непреходящий интерес исследователей. Процессы урбанизации в Китае имеют целый ряд специфических характеристик, отличающих их от урбанизации в странах Западной Европы. Выявление этих отличий является целью статьи. Предметом исследования стала социальная дифференциация современных городов Китая и внутригородская социальная стратификация. Используются сравнительно-описательный метод и метод структурно-функционального анализа. На основе принятой в китайской социологии методологии классификации городов, определяются различия между городскими структурами западноевропейских городов и городов Китая. Полученные результаты обнаруживают, что в Западной Европе городские социальные и пространственные структуры складывались под влиянием общих экономических процессов, разрушивших традиционную городскую структуру; китайские города, несмотря на их бурное развитие, сохраняют историческую и культурную преемственность принципов создания пространственной и социальной структуры как следствие плановой экономики и политического контроля. Изучение особенностей структуры городов и городских агломераций дает возможность прогнозировать развитие социальной структуры Китая в условиях глобальных трансформаций.
Гущин А.Н., Санок С.И. - Виды разрешенного использования земельных участков как элемент управления городским развитием. c. 59-69

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25826

Аннотация: Предметом исследования являются процессы изменения видов разрешенного использования земельных участков. Градостроительный Кодекс поставил задачу «создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков». В статье рассматривается экономический аспект поставленной задачи. Приведены результаты годичного мониторинга смены видов разрешенного использования земельных участков в городе Екатеринбурге. Мониторинг проводился по результатам общественных слушаний. Выявлены самые востребованные виды деятельности, для которых требуются земельные участки. Выявлены предпочтительные способы согласования смены видов разрешённого использования для различных типов собственников. Оценены риски получения отрицательного решения. Показано, что данные подобного мониторинга можно рассматривать как элемент системы управления городским развитием. Данные мониторинга были бы полезны в двух отношениях: для информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и при формировании инвестиционной политики муниципального образования. Для проведения исследования используются официальные данные о результатах общественных слушаний. Далее используются методы статистического анализа с последующей визуализаций в виде диаграмм. Новизна исследования заключается в том, что рассмотрены экономический (инвестиционный) и управленческий аспекты процесса согласования и смены видов разрешенного использования земельных участков. Впервые на материалах общественных слушаний проведен мониторинг видов разрешенного использования земельных участков. Оценены риски получения отрицательных решений. Показано, что полученные резльтаты могут быть использованы при разработке инвестиционной политики муниципального образования.
Энгельгардт А.Э., Липовка А.Ю., Федченко И.Г. - Международный опыт индексирования качества городской среды c. 77-87

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.4.27886

Аннотация: Статья посвящена анализу международного опыта индексирования качества городской среды на основе рейтингирования. Анализируются модели оценки качества жизни, в которых представлены методики перевода критериев «качества» в цифровое значение. Подробно рассматривается интегральный метод индексирования. В статье приводится материал ведущих практик индексирования качества городской среды. Приводится анализ определения критериев объективной оценки качества городской среды для формирования рейтинга городов. Актуальность обусловлена вступлением в силу Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 октября 2017 г. № 1494/пр "Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации". Вместе с тем категории «качество жизни», «уровень жизни» составляют широкое и многоаспектное понятие в междисциплинарных исследованиях, что должно быть отражено в определении индикаторов индексирования качества городской среды муниципальных образований. В качестве метода исследования определен сравнительный анализ ведущих практик индексирования качества городской среды в графоаналитической форме анализа материала. Основными выводами проведенного исследования является выявление обобщенных критериев индексирования качества городской среды. Делается вывод о том, что система индексирования позволяет увидеть общую картину состояния качества среды крупных и малых городов и носит обобщенный характер в формировании рейтинга городов, в то время как отсутствует системный мониторинг качества городской среды планировочных единиц внутри муниципальных образований.
Рогач О.В. - Анализ факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований. c. 102-110

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.29257

Аннотация: Предметом исследования выступают факторы формирования туристической привлекательности муниципальных образований. Автором видится целесообразным отход от принятого рассмотрения данного феномена с точки зрения экономической теории, в сторону актуализации ценностно-рациональных, психоэмоциональных и эстетических факторов формирования устойчивой привлекательности территорий. Автором подробно рассматриваются ключевые компоненты формирования туристической привлекательности муниципального образования, роль впечатлений туриста в данном процессе. Особое внимание уделяется изучению процессов эмоционального вовлечения туриста, «цены впечатлений», на основе которых в человеческом сознании осуществляется идентификация территории, формирование устойчивого позитивного к ней отношения. В своей работе автор опирался на общие методы исследования: анализ, синтез, метод типологизации. В качестве ключевых методов исследования определены: компаративный анализ и метод анализа документов. Основные выводы проведенного исследования заключаются в определении факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований (ценностно-рациональные, психоэмоциональные и эстетические факторы) с позиции субъективного восприятия туристом характерных черт территории, обеспечивающих у него формирование позитивных впечатлений, согласно выбранным моделям потребления, стилям жизнедеятельности, отдыха и досуга. Особым вкладом автора в исследование темы является новая интерпретация туристической привлекательности муниципальных образований как набора характерных черт территории, составляющих ее имманентную неповторимость и способных сформировать у выбранной целевой группы особое психоэмоциональное состояние, эстетическую удовлетворенность от поездки. Новизна исследования заключается в новом подходе к анализу факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований, смещении доминирующего сегодня акцента с экономического подхода в сторону кастомизации впечатлений.
Гатауллин Р.Ф., Атаева А.Г., Уляева А.Г. - Перспективы формирования трансграничной агломерации (на примере Альметьевск-Октябрьской агломерации) c. 111-126

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.3.34015

Аннотация: Целью статьи является оценка возможности существования трансрегиональной агломерации между республиками Татарстан и Башкортостан на основе оценки критериев определения состава агломерации. Предметом исследования является состав Нефтесервисной полицентрической малой городской агломерации Октябрьский – Туймазы, расположенной на территории Республики Башкортостан и состав Альметьевской полицентрической агломерации на территории Республики Татарстан, а также перспектива формирования Альметьевск-Октябрьской полицентрической трансрегиональной агломерации, в состав которой условно входят обе рассматриваемые агломерации, а также иные предполагаемые зоны влияния крупнейших городов агломерации: Альметьевска и Октябрьского. В качестве критериев делимитации были рассмотрены экономические, интеграционные и географические критерии, в качестве объектов исследования – муниципальные образования уровня городских округов и муниципальных районов (8 муниципальных образований со стороны Республики Башкортостан, 12 муниципальных образований со стороны Республики Татарстан). Период исследования: 2014-2018 гг.   К основным выводам исследования можно отнести то, что Нефтесервисная полицентрическая малая городская агломерация Октябрьский – Туймазы и Альметьевская полицентрическая агломерация, в той или иной степени официально закрепленные, не удовлетворяют классическим подходам к оценке агломеративности, в них отсутствует баланс функциональных ролей ядра и периферии агломерации. При этом сила экономического притяжения муниципальных образований между республиками Татарстан и Башкортостан приводит к формированию Альметьевск-Октябрьской полицентрической трансрегиональной агломерации, в состав которой условно входят обе рассматриваемые агломерации, которая по классическим параметрам оценки делимитации и агломерированности может считаться более развитой агломерации, чем две изначальные.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.