Урбанистика - рубрика Градостроение
по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Градостроение"
Градостроение
Ордынская Ю.В. - Типология населенных мест на пограничной территории России и Китая c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.28609

Аннотация: Объектом исследования являются населенные места пограничной зоны России и Китая. Исторический и современный анализ развития пограничных градостроительных систем показал, что любой градостроительный объект стремится расширить свое пространство, чтобы реализовать свой потенциал. Разрушение локализованности, закрытости городских поселений в пограничье приводит к формированию феноменального двойного пространства. Для того чтобы определить допустимые вектора будущего развития градостроительных систем разного иерархического уровня в исследовании была выполнена их систематизация и по результатам выделены характерные типологические группы. Это позволит в дальнейшем определить направления в развитии каждой группы. В исследовании были учтены исторические традиции, современные тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Для выделения типологии населенных мест применяется пофакторный анализ и системный метод. Новизна исследования заключается в том, что впервые для того чтобы определить допустимые вектора будущего развития градостроительных систем разного иерархического уровня, свойственных приграничной зоны России и Китая, в работе выполнена их систематизация и по результатам выделены характерные типологические группы. Это позволит в дальнейшем определить направления в развитии каждой группы.
Ордынская Ю.В. - Основные российские и китайские направления формирования пограничной зоны c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.2.29248

Аннотация: Предметом исследования являются приграничные территории между двумя государствами - Россией и Китаем. В настоящее время в южном районе Дальнего Востока и на территории Северо-Востока Китая в зоне пограничья структурно выделяются несколько перспективных направлений. При разных стратегических целях реализации государственных программ они взаимодополняют друг друга. Данные направления имеют большую вероятность реализации и могут обеспечить сопряжённое развитие пограничных систем расселения. Это связано с тем, что во всех них четко прослеживаются определенные исторические закономерности, которые в большей степени обусловлены особым режимом развития пограничной зоны. В исследовании для определения основных приоритетных направлений развития пограничных территорий применяется пофакторный анализ и системный метод, также были учтены не только современные, но и исторические тенденции и особенности в градообразовании и расселении пограничной территории двух государств. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые были системно рассмотрены китайские и российские программы развития территорий ("Открытый город", "Русский картал"( Китай); "Закон о дальневосточном гектаре" и "Закон о территориях опережающего социально-экономического развития" (Россия), реализация которых приведет к очередной функциональной и структурной трансформации градостроительных систем в зоне пограничья.
Виленский М.Ю., Баранова А.Ю. - Градостроительное регулирование и нормирование инфраструктуры массового спорта крупнейших городов   c. 1-26

DOI:
10.7256/2310-8673.2024.2.70304

EDN: SMRWTU

Аннотация: В статье рассматривается система градостроительного регулирования и нормирования объектов массового спорта в крупнейших российских городах. Инфраструктура массового спорта, как неотъемлемый элемент устойчивого развития крупнейших городов, может формироваться только через ее интеграцию в городскую среду.  Предметом исследования  являются закономерности влияния нормативных и градостроительных документов на формирование системы спортивных объектов  формируемых с учетом планировочной организации крупнейшего города. Нормирование и регулирование являются важнейшими инструментами реализации любых инфраструктурных систем. Отсутствие связи нормирования объектов с территориальными уровнями внутри города, не позволяет осуществлять устойчивое планирование как на уровне города в целом, так и его отдельных элементов. Целью исследования является определение направлений необходимого преобразования системы градостроительного регулирования и нормирования объектов инфраструктуры массового спорта для крупнейших городов с учетом их интенсивного роста и развития агломерационных процессов. В работе исследовано эволюционное развитие системы градостроительного нормирования спортивной инфраструктуры. Проведен анализ современного градостроительного регулирования и нормирования спортивных объектов, определяющих градостроительный характер формирования системы объектов спортивной инфраструктуры. Рассмотрены нормативы градостроительного проектирования, генеральные планы, правила землепользования и застройки, а также муниципальные и региональные программы двенадцати крупнейших городов России. В исследовании на основе анализа нормативно-правовых документов трех этапов развития системы градостроительного нормирования: советского (1922-1991), постсоветского (1991-2000), а также современного этапа (2000-2023), были выявлены основные тенденции и аспекты, присущие каждому этапу нормирования спортивной инфраструктуры. Определено их влияние на современную систему градостроительного нормирования. Предложена оценка НГП (нормативы градостроительного проектирования) для крупнейших городов по пяти критериям: нормируемым видам спортивных объектов, их пространственным уровням, количеству нормируемых показателей, нормируемым значениям показателей обеспеченности и территориальной доступности. Определен рейтинг городов на основе предложенной оценки. Выявлены основные проблемы градостроительного регулирования и нормирования объектов спортивной инфраструктуры. В статье предложены рекомендации по совершенствованию градостроительного подхода к формированию объектов спортивной инфраструктуры массового спорта в крупнейших городах, с учетом внесения изменений в нормативные и градостроительные документы.
Ордынская Ю.В., Козыренко Н.Е. - Градостроительные системы пограничной зоны России и Китая c. 12-19

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24293

Аннотация: Предметом исследования являются градостроительные системы пограничной зоны России и Китая, в развитии которых отмечены два параллельных направления, связанных с тенденциями и темпами развития сопредельных стран: активный градообразующий процесс на китайской территории и депрессивное состояние городских и сельских поселений на территории России. В Дальневосточном регионе наблюдается снижение численности жителей по всему приграничному региону и "очаговый" характер расселения вдоль границы с низкой плотностью населения. С китайской стороны за короткий период времени (политика сельской урбанизации) огромные свободные пространства равномерно были заселены крестьянами, что привело к появлению не только городов, но и большого числа малонаселенных деревень. Своеобразная китайская политика расселения на новых территориях выражается в направлении «урбанизация снизу» (сельская урбанизация), благодаря чему мелкодисперсная структура перекрывает все пространство Северо-Востока Китая. Все пограничные поселения образуют системы, находящиеся на разных уровнях развития. Для выделения особенностей формирования трансграничных систем расселения применяется пофакторный анализ и системный метод. Для выявления динамики роста городов, миграционных потоков используется статистический метод. Метод картографического анализа - для исследования процессов современного расселения на территориях Дальневосточного региона и Северо-Востока Китая. Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится анализ и выделение типологических групп систем расселения, характерных пограничной зоне России и Китая - агломерации, трансагломерации, национальные системы расселения, трансграничные системы расселения. Кризисное состояние российских поселений и активное развитие китайских определяет необходимость разработки принципов (исходное положение на данный момент времени), позволяющих прогнозировать их дальнейшее развитие. В результате исследования устанавливается, что под воздействием ряда экономических, геополитических, демографических, социальных факторов сложившаяся структура расселения в пограничной зоне и в ареале ее влияния (юг Дальнего Востока) будет трансформироваться.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Обуздать стихию": проблемы современного градоустройства c. 14-24

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.12926

Аннотация: В статье в свете контроверзы управляемое — стихийное анализируются такие тенденции современной урбанистики как деиндустриализация, деурбанизация, экологизация, комплексное планирование, правовое регулирование экономических проблем, конверсия городских промышленных предприятий, контроль над миграционными потоками. Обращается внимание на противоречивость явлений, наблюдаемых в организации архитектурно-планировочной среды современных мегаполисов, на кризисы, преодоление которых стало настоятельной необходимостью для нашей цивилизации. Перед цивилизацией все более остро встают глобальные проблемы, от решения которых зависит сохранение человечества как биологического вида и в этой связи важнейшей задачей становится обуздание городской стихии. Авторы, пишущие на данную тему, обычно проходят мимо существования двух парадигм, обозначившихся в массиве архитектонических исследований. С одной стороны, парадигма "города - автомата", а с другой стороны,"города-организма", подчиняющегося объективным законам природы. В данной статье показываются не только противоречия этих двух позиций, но и точки сближения, взаимного обогащения, результатом чего мог бы стать всеобъемлющий синтез урбанистических моделей. Таким образом, результат градопланировочных процессов сегодня все еще остается неоднозначным: обостряются экологические проблемы, нарастают социальные противоречия. В современном мире процесс усложнения городского строительства, увеличение требований к комфортному жилью и окружающему социальному пространству приводит к появлению специалистов-интеграторов, способных объединить в единый городской комплекс различные составляющие, – архитектоников. Во многом многовекторность в развитии современных городов обусловлена происходящей в настоящее время заменой технократического подхода биосферносовместимым. Необходимо управление городом всеми его обитателями, для того чтобы он стал удобен для жизни и не вредил окружающей среде.
Ордынская Ю.В. - Использование фактора наличия границы как уникального феномена развития градостроительных возможностей пограничной территории России и формирования трансграничных пространств (на примере российско-казахстанского пограничья) c. 20-25

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.3.33373

Аннотация: Объектом проведенного исследования являются градостроительные возможности территориального развития. Предметом исследования -выявление особенностей развития градостроительных возможностей под влиянием фактора наличия границы. Возможности приграничных территорий рассматриваются как совокупность всех имеющихся в её пределах ресурсов. В этом случае градостроительный потенциал приграничных территорий включает в себя определенный набор факторов (природный ресурсный потенциал, инфраструктурный, демографический и др.). Анализ показал необходимость разработки механизма развития приграничных территорий, с грамотным и четким законодательным регулированием, с учетом всех критерий, как положительных так и отрицательных, сводя к минимум последние. Проведенное исследование градостроительных возможностей территории в контексте существующих и предполагаемых рискообразующих факторов, показало, что фактор риска затрагивает природно-экологические, социально-демографические и инфраструктурные сферы. Исследователями ранее затрагивался вопрос о перспективах формирования трансграничных регионов на основе пограничного сотрудничества России и Казахстана, но это было в основном в рамках географических и социальных дисциплин [4,11,10]. Впервые о возможностях, а также возникающих факторах риска при формировании и дальнейшем развитии данных территориальных пространств рассматривается с позиции градостроительной деятельности. Новизна проведенного исследования заключается в выявлении положительных и отрицательных факторов, влияющих на развитие российского приграничного пространства (на границе с Казахстаном).В процессе исследования были определены критерии, влияющие на развитие градостроительных возможностей пограничной территории. Показатели, используемые для оценки факторов риска дают возможность для последующего долгосрочного прогнозирования.
Виленский М.Ю. - Градостроитель в США - профессиональная деятельность c. 21-32

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.4.31546

Аннотация: Переход профессионального подхода к градостроительству на данном этапе инновационных и социальных преобразований от сложившейся исторически двойственной модели пространственного и социально-экономического планирования к трансдисциплинарному подходу, создает предпосылки к формированию нового облика профессии градостроитель в Соединенных Штатах Америки (США). Работодатель, наиболее остро реагируя на изменения, формирует свое представление о профессиональных требованиях и тем самым приводит в действие механизмы, влияющие на всю систему организации профессионального сообщества, включая образовательные программы. Методология исследования базируется на проведенном анализе баз данных вакансий в области градостроительства в США, с использованием инструментов веб аналитики, анализе официальных статистических данных "Бюро статистики труда департамента труда США", данных образовательных учреждений и государственных органов США в области градостроительной деятельности. В исследовании определены тенденции к росту профессиональных требований, в том числе академического образования. Рассмотрена классификация по уровням профессиональных компетенций и выделены требования, предъявляемые для каждого из них. Рассмотрена система профессионального регулирования отрасли без прямого участия государства и ее связь с рынком труда. Даны рекомендации по применения опыта подготовки и сертификации градостроителей США для России.
Гущин А.Н., Переверзева Н.В., Санок С.И. - Закономерности формирования планировочный структуры территориальных зон в крупнейших городах c. 27-37

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26339

Аннотация: Предметом исследования являются процессы формирования территориальных зон при градостроительном зонировании. Территориальные зоны введены в градостроительную практику Градостроительным кодексом 1998 г. В рамках предмета исследования в статье изучены: 1) планировочная организация территориальных зон крупных и крупнейших городов Урала, 2) типология территориальных зон, 3) соответствие функционального зонирования территорий сложившемуся использованию территорий, 4)процессы формирования функционально-планировочного каркаса города. Показано, что изучение планировочной организации территориальных зон позволяет судить о действиях администрации по регулированию территориального развития зон. Метод исследования основан на построении территориальных зон. Для этого необходимо: выделить основные функциональные зоны согласно генеральному плану; выделить в используемых земельных участках, принадлежащих различным градостроительным зонам основной вид разрешенного использования; сгруппировать земельные участки территории, принадлежащие градостроительным зонам с одинаковыми видами использования в территориальную зону; сформировать разные территориальные зоны, отличающиеся видами разрешённого использования. Научная новизна исследования заключается в подходе на основе территориальных зон. С использованием методики территориальных зон впервые изучены характеристики территориальных зон по всем вышеперечисленным пунктам. По данной методике проведено изучение планировочной структуры территориальных зон для крупных и крупнейших городов Урала. Получены выводы о типах и структуре территориальных зон. Сделаны выводы о планировочной структуре и перспективах пространственного развития городов.
Садковская О.Е. - Возможности развития экопоселений на территории Ростовской области c. 27-40

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.2.32813

Аннотация: Предметом исследования является потенциал планировочных преобразований убывающих сельских населенных пунктов в экопоселения. Объектом исследования являются существующие сельские населенные пункты с населением 100-500 человек на территории Ростовской области. Особое внимание уделяется современным вызовам, с которыми сталкивается существующая система расселения, в том числе: локальные последствия климатических изменений, антропогенное воздействие, пандемия и др. Концентрация ресурсов в городах обеспечивает их более рациональное распределение, но с другой стороны, городской образ жизни способствует и увеличению потребления различных ресурсов. В современных условиях соотношение городских и сельских жителей может быть более уравновешенным, для этого есть все необходимые технологии и ресурсы. Исследование проведено на основе анализа статистических показателей, оценки информации из геоинформационных баз данных и документации территориального планирования. Рассмотрена возможность трансформации убывающих сельских населенных пунктов в экопоселения на территории Ростовской области. Даны предложения по совершенствованию системы расселения Ростовской области, в части развития многообразия типов расселения. Интеграция небывалых технологических возможностей и сельского образа жизни может стать новой идентичностью характерной для 21 века.
Лымарь В.В., Карпов А.С., Краснова О.А. - Применение параметрических методов для картирования морфологии городской застройки на примере Василеостровского района Санкт-Петербурга c. 34-55

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.1.35029

Аннотация: В статье представлены результаты сплошного зонирования Василеостровского района Санкт-Петербурга методами, основанными на системах взаимосвязанных количественных параметров, таких, как коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. К ним относятся Spacmatrix (описание плотности застройки) и MXI (функциональная классификация). Указанные методы удобны для выявления морфологических типов застройки и дифференциации зон применения различных градостроительных политик, однако в России известны слабо, и применяются, в основном, для подбора аналогов градостроительных решений отдельного земельного участка или квартала. Схемы сплошного зонирования на основании указанных методик, выполненные для крупной неоднородной городской территории, публикуются впервые. Сравнение полученных схем как с результатами, полученными на основании историко-генетического анализа морфологических районов застройки, так и с функциональным зонированием проекта Генерального плана Санкт-Петербурга на период 2021-2048 гг. показало, что параметрические методы позволяют с большей точностью выявить границы морфологических районов и описать морфотипы застройки. В статье обсуждаются причины выявленных расхождений и ограничения методик при создании документов планирования. Также обсуждаются требования к качеству исходных данных, последовательность применения методик Spacmatrix и MXI, их совмещение с традиционными методами выделения морфологических типов застройки.
Бушкова-Шиклина Э.В., Старикова М.М. - Оценка жилищно-строительной ситуации и вложений в обустройство жилья в регионах Приволжского федерального округа c. 39-52

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.4.30973

Аннотация: Статья посвящена оценке социально-экономической и жилищно-строительной ситуации, а также вложений в развитие жилищных условий и инфраструктуры со стороны местных властей и домохозяйств в субъектах Приволжского федерального округа (ПФО). Ситуация детализирована на примере трех различных по уровню социально-экономического развития регионов – Республике Татарстан, Нижегородской и Кировской областей. Анализировались такие параметры, как объемы жилищного строительства, обеспеченность населения жильем, объемы жилищно-коммунальных услуг, возможность жилищно-ипотечного кредитования, стратегии улучшения жилищных условий и объемы планируемых инвестиций в жилье со стороны населения и пр. Исследование реализовано путем анализа данных официальной статистики о социально-экономическом положении и жилищно-коммунальной политике в регионах ПФО; опроса населения трех городов – Казани, Нижнего Новгорода и Кирова (1560 чел.), а также экспертного интервью с 25 риэлторами указанных городов. Результаты исследования позволили выделить три кластера регионов по социально-экономическим показателям и характеристикам жилищной политики: регионы-лидеры, регионы-«драйверы» и регионы-«якоря». Более детальная сравнительная характеристика данных официальной статистки в трех регионах – Республике Татарстан, Нижегородской и Кировской областях – подтвердила результаты кластеризации. Опрос населения городов Казань, Нижний Новгород и Киров позволили дополнить картину специфическими деталями в восприятии горожанами условий своего проживания и готовности улучшать жилье. Опрос риэлторов выявил типичные направления развития жилищного строительства и рынков жилья в указанных городах.
Аль-Джабери А.А. - Градостроительные идеи и концепции, повлиявшие на развитие движения Нового урбанизма c. 41-61

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.2.32838

Аннотация: Новый урбанизм – это градостроительная концепция, направленная на создание комфортного городского пространства, ориентированной на человека среды, удовлетворяющей потребности горожан в коммуникации при сохранении функции города как системы эффективного создания, распространения и приумножения ресурсов, а также влияние на социальную структуру общества посредством создания условий для коммуникации людей. Идеальным городом для новых урбанистов является тот, в котором центром социальной активности являются улицы и общественные пространства, среда соразмерна человеку. В статье изучены градостроительные концепции и идеи XX века: движение города-сада Эбенизера Говарда, регеонализм Патрика Геддеса и Льюиса Мамфорда, идея соседства и суперблока Кларенса Перри и Кларенса Стейна, влияние на градостроительные практики Джейн Джекобс, Леона Криера, Кевина Линча, Дональда Эпплярда, а также причины возникновения конгресса Нового урбанизма. Рассмотрены основные принципы каждой концепции, их основные представители и наследование или отрицание идей движением Нового урбанизма В целом, концепция Нового урбанизма, предполагает подход к проектированию городов, направленный на создание комфортной городской среды, ориентированной на человека. Движение Нового урбанизма призвано организовать основу для устойчивого развития урбанизированных территорий и установить такие принципы градостроительного развития и переустройства городской среды, которые смогут обеспечить высокое качество жизни без ущерба для природного каркаса.
Болтаевский А.А. - Есть ли шанс у экополиса: взгляд в будущее c. 44-48

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.16837

Аннотация: С давних времен люди пытались приспособить окружающее пространство для своего комфорта и удобства. Начальный период индустриализации привел к нарушению санитарных норм, тесноте и скученности жилых помещений, разрушению привычной среды обитания. Ответом явились различные градостроительные теории, от Э. Говарда до Корбюзье, которые пытались поставить город на службу человека. Однако вследствие различных ошибок, эти концепции оказались дезавуированы. Будущее городов во многом определяется основными тенденциями развития всего человечества: стремлению к комфорту и взаимосвязи с природой. Автор использует критический анализ существующих урбанистических концепций, использует сравнительный и ситуационный анализ с целью показать эволюцию во взглядах на оптимальное развитие городского пространства. В третьем тысячелетии важнейшей задачей человечества станет создание биосферно-совместимого пространства. В условиях мегаполиса эта задача будет крайне тяжелой, поэтому на начальных этапах преобразование должны произойти в малых городах. Переход к новым энергосберегающим технологиям улучшит городскую среду, исчезнут источники загрязнения, «грязные» технологии «уйдут» под землю, телекоммуникации сделают ненужным перемещение грузов на большие расстояния. Все больше будут использоваться альтернативные источники энергии.
Веретенникова К.В., Виленский М.Ю. - Динамика пространственного развития приаэропортовых территорий крупнейших городов Российской Федерации c. 44-57

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.28780

Аннотация: Предметом настоящего исследования является динамика урбанизации территорий вокруг международных аэропортов крупнейших городов Российской Федерации в период с 2000 по 2018 гг. Аэропорты становятся центрами урбанизации, оказывающими существенное влияние на развитие прилегающих территорий. Исследованием введено понятие «приаэропортовая территория». Целью исследования является выявление групп приаэропортовых территорий со схожими признаками протекающих в них процессов урбанизации, позволяющих прогнозировать их дальнейшее развитие. Параметры, определяющие развитие приаэропортовых территорий, были подразделены на группы факторов: город, аэропорт и сама приаэропортовая территория. Методом иерархического кластерного анализа аэропорты и территории вокруг них были сгруппированы по набору параметров, соответствующих трем элементам рассмотрения. Определены пространственные характеристики формирования приаэропортовых территорий и распределения складывающихся в их границах функций за рассматриваемый временной период. Предложена классификация приаэропортовых территорий крупнейших городов России по степени их урбанизированности. Рассмотрены тенденции в эволюции приаэропортовых территорий на основе этапов их пространственного и функционального развития.
Ордынская Ю.В. - Принципы развития форм расселения в пограничной зоне России и Китая c. 50-54

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.4.28406

Аннотация: Предметом исследования являются формы расселения, находящиеся в зоне пограничья, образование и развитие которых отмечается в исследуемом регионе. На их основе идет образование систем, которые имеют особую пространственную организацию - агломерации (Китай - г.Маньчжурия, Суйфэньхэ, Хэйхэ, Хуньчунь, Россия - Уссурийск, Хабаровск, Благовещенск), трансагломерации (Хэйхэ - Благовещенск, Маньчжурия-Забайкальск, Фуюань - Хабаровск, Дуннин - Покровка) национальные системы расселения Маньчжурия - Хайлар, Дуннин - Хуньчунь, трансграничные системы расселения. Очевидно, что начинается новый этап структурных изменений, как в масштабе крупных ареалов, так и форм расселения. Поэтому актуальным является разработка принципов прогнозирования их образования и развития. При разработке учитывались исторические традиции, современные тенденции и особенности в градообразовании и расселении. Для выделения и анализа принципов развития форм расселения пограничной зоны применяется пофакторный анализ и системный метод. Новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны принципы, где эффект рассматривается как результат целенаправленных воздействий на процесс формирования градостроительных систем. Это позволит определить оптимальную траекторию развития новых градостроительных объектов и исключить получение в результате воздействий нулевого или отрицательного эффекта.
Потапенко А.А. - Диспропорции пространственной структуры города как резерв развития каркаса города: территориально-коммуникационная модель и анализ сотовых данных c. 50-70

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.4.37724

EDN: RNLSKA

Аннотация: Работа посвящена выявлению существующих диспропорций пространственной структуры города и оценке резервов повышения эффективности пространственной организации, в первую очередь за счет развития каркаса города, как устойчивой структурообразующей части пространственной системы города, характеризующейся высокой степенью освоения. Предметом исследования являются типы территорий, образующих каркас города. Определение роли и потенциала отдельных территорий осуществляется посредством моделирования с применением методики построения территориально-коммуникационной модели города О.А. Баевского на основании каркасно-тканевой теории А.Э. Гутнова. Результаты моделирования сопоставляются с анализом данных сотового оператора о ежедневных миграциях людей в городе. По итогу моделирования проведена типизация территорий, выявлены каркас и ткань города, а также территории с диспропорциями насыщенности точками притяжения и связности с населением. Сравнение результатов аналитического моделирования и визуализации реальных перемещений абонентов сотовой связи в течение суток подтверждает значительные диспропорции пространственной структуры города Владивостока, выраженные в его моноцентричности. Перспективы повышения эффективности пространственной организации города связаны с необходимостью ухода от моноцентричности за счет развития локальных центров в районах города. Уточнение диспропорций ежедневных миграций по районам города позволяют подтвердить необходимость и оценить резервы развития новых точек роста и деловой активности. Результаты территориально-коммуникационной модели сопоставляются с итогами разработанной автором ранее неравномерно-районированной модели города, построенной по методике А.А. Высоковского, что позволяет определить не только существующую конфигурацию каркаса города, но и перспективные территории для его развития. В результате работы предлагаются рекомендации по развитию каркаса города, для выделенных типов территорий предлагаются соответствующие генерализированные направления градостроительной политики.
Зазуля В.С. - Проблематика и тенденции развития общественных пространств: отечественный и зарубежный опыт c. 56-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.1.34516

Аннотация: Сегодня, в современном мире проблемы формирования качественной городской среды выдвигаются на первое место, как в крупных мегаполисах, так и малых городах и городских поселениях. В условиях стремительной урбанизации и увеличения процента городского населения общественные пространства становятся важным элементом системы планирования города, основой формирования городской среды, отражением уровня культурной и социальной жизни. Проектирование комфортных общественных городских пространств заключается не только в функциональных и технических моментах, которые определяют компоненты данной среды, но и в смысловом назначении пространства. Приоритетными становятся задачи комплексного подхода при формировании и модернизации как новых, так и существующих общественных пространств. Статья посвящена теоретическому анализу проблематики, опыта и современных тенденций формирования и модернизации общественных городских пространств на примере отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрение данного вопроса дает возможность сформулировать основные принципы и условия организации и формирования эффективно действующей системы городских общественных пространств. Объектом исследования данной статьи является среда общественных городских пространств в различных градостроительных условиях. Предметом исследования являются особенности и тенденции формирования общественных пространств городов. Цель исследования – выявить факторы, условия, функции, специфику и закономерности, влияющие на формирование среды общественных пространств города.
Липовка А.Ю., Федченко И.Г. - Морфологическая периодизация массовой жилой застройки Красноярска c. 56-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.3.36434

Аннотация: Исследование посвящено изучению и апробации современных методов морфологического анализа территорий массовой жилой застройки. В последнее время в теории градостроительства появляются работы по изучению морфотипизации застройки различных периодов строительства. В ряде современных публикаций исследователи анализируют морфотипы городской среды с использованием ГИС технологий на предмет выявления ряда параметров: плотность городской ткани, пористость и соотношение открытых и закрытых пространств, этажность строений; характер взаиморасположений строений в составе жилой группы, квартала и т.д. Формируются новые направления по изучению закономерностей построения и эволюции топографии плана массовой жилой застройки. Целью настоящего исследования является определение морфологических периодов массовой жилой застройки Красноярска через анализ топологии, исследования закономерностей построения структуры плана на основе геоинформационного анализа данных. На основе цели поставлены следующие задачи исследования: определение периодов строительства массовой жилой застройки на основе математического анализа; анализ топологии плана микрорайонов различных периодов строительства; определение морфотипов жилых планировочных единиц характерных периодам массового жилищного строительства; обоснование морфологических периодов микрорайонов массовой жилой застройки. В работе определены характерные морфотопы жилой застройки города на основе определения преимущественной геометрии и этажности строений: «строчка», «точка», «сплайн», «Г-образная», «П-образная», «Замкнутая». Произведен комплексный расчет морфотопов на основе ключевых показателей, и выявлены характерные морфотипы застройки периодам массового жилищного строительства: 1 период (1960-1975) – «Строчная застройка», вследствие преобладания в плане морфотопа «линия»; 2 период (1975-1990)- «Свободная застройка» - результат присутствия различной геометрии плана зданий; 3 период (1990-2010) – «Смешанная застройка» в результате нахождения множества различных типов застройки; 4 период (2010-2020)– «Гомогенная застройка» - результат присутствия типового, повторяющийся морфотопа. В исследовании обосновываются морфологические периоды застройки.
Садковская О.Е. - Пространственная концепция организации прибрежных территорий реки Темерник c. 57-75

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.3.30259

Аннотация: Статья подготовлена по результатам проведенной научно- исследовательской работы («Формирование общей концепции обустройства прибрежных территорий р.Темерник г.Ростов-на-Дону», работа выполнена в ГАУ РО «НИиПИ градостроительства» по Госзаданию Минстроя РО на выполнение прикладных научно-исследовательских работ), а также обобщает ряд проектов, исследований, посвященных теме реабилитации реки Темерник. Деградация малой равнинной реки Темерник в результате развития города Ростова-на-Дону негативно воздействует не только на городскую экологию, но имидж приречных территорий, что постепенно привело к «отторжению» городской ткани от реки. При постоянном уплотнении городской ткани и возрастающем недостатке пешеходных пространств, реабилитация долины реки Темерник представляется возможностью для нового этапа развития городской структуры. В процессе исследования прибрежных территорий оценивалось три показателя: доступ, людность, ландшафт. Разработаны наглядные диаграммы, на основе треугольника, где по трем его осям отложены примерные значения указанных показателей. На основе анализа диаграмм определены границы территорий, которые в перспективе могут быть трансформированы в общественно-рекреационные пространства. Предложен подход к рассмотрению долины реки Темерник. Проведена дифференциация прибрежных территорий, выявлены территории, обладающие потенциалом трансформации в общественно-рекреационные пространства. Разработаны планировочные модели организации общественно-рекреационных пространств образуемых в прибрежной территории реки Темерник, в которых учтено применение эко-технологий и когнитивный подход к построению городских пространств. Формирование гибридных пространств, где могут быть интегрированы: эко-технологии, ландшафт, пешеходные пространства, инфраструктура и др. легли в основу построения пространственной концепции прибрежных территорий реки Темерник.
Бурдина Д.П., Казанцев П.А. - Принципы устойчивого развития автономных островных территорий залива Петра Великого c. 62-76

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.2.32847

Аннотация: В статье исследуются предпосылки устойчивого развития островных территорий залива Петра Великого, сохранивших свою автономность от континентальной застройки Владивостока – островов Аскольд, Попова, Путятина, Рикорда и Рейнеке. Дается краткий обзор освоения островов в дореволюционный и советский период, и на рубеже XX-XXI вв. Отмечается, что для начального периода освоения островных территорий в конце XIX - начале XX в. характерны черты устойчивого природопользования, основой которого был внимательный учет местных ландшафтных и природно-климатических условий. В целях разработки перспективных моделей устойчивого природопользования проведено компьютерное моделирование годового хода ветрового и инсоляционного режима на территории островов. Это позволило выделить комфортные и дискомфортные участки ландшафтов рассматриваемых островов для трех основных сезонов – зимнего, весенне-летнего и летнего. Характерная гористость рельефа способствует локализации зон комфорта и дискомфорта, при этом зоны комфорта и дискомфорта будут специфичны для каждого из трех названных сезонов, что должно быть учтено при привязке различных видов рекреационной деятельности. По итогам исследования особенностей социально-экономического развития островов и их ландшафтно-климатической специфики выделены три группы островов, для каждой из которых предложены модели устойчивого развития: - I. «Модель полноценного хозяйственно-рекреационного освоения с восстановлением утраченного экологического каркаса» - острова Попова и Путятин; - II. «Модель автономного развития с восстановлением утраченного экологического каркаса» - остров Рейнеке; - III. «Модель сберегающего освоения» - острова Аскольд и Рикорда. Разработаны схемы территориального развития островов, предложены проекты по формированию устойчивой среды поселков и туристических маршрутов.
Слабуха А.В. - О методах организации планирования поселений в связи со строительством Сибирской железной дороги c. 66-73

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23815

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы взаимоотношений участников планировочной организации поселений – центральных профильных ведомств, местной власти, местных «обществ» – в связи с прокладкой трансконтинентального железнодорожного пути через Сибирь в конце XIX века. Объект исследования – один из методов организации планирования и обустройства прижелезнодорожных поселений – организованная «обратная связь» между названными участниками. Рассматривается реакция местных «обществ» на письмо (1895 г.) Министерства внутренних дел Российской империи о необходимости представления заключений по характеристикам возможных мест возникновения городов или крупных поселений (в связи с прокладкой железной дороги) и необходимости заблаговременного их эффективного планирования. Особое внимание уделяется результатам анализа ситуации местными «обществами» с определяющим значением естественно-природных и экономических условий при возникновении новых и развитии существующих поселений. Настоящее исследование построено на изучении архивных источников – материалов деловой переписки центральных государственных ведомств (хозяйственный департамент Министерства внутренних дел), сибирских губернаторств (иркутский генерал-губернатор, енисейский губернатор). Особым вкладом автора в исследование темы является раскрытие вопроса о совместном участии центральной власти, власти на местах и местных «обществ» в обсуждении проблем и принятии решений о планировании поселений в связи с реализацией крупнейшего общероссийского проекта – строительством Сибирской железной дороги.
Веретенникова К.В. - Учет влияния аэропорта в процессе градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов c. 66-73

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.25894

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме ограниченного учета влияния аэропорта на окружающие территории при подготовке градостроительной документации в России. Объектом исследования являются приаэропортовые территории крупнейших городов, предмет исследования – их градостроительное регулирование. В статье проанализированы причины и последствия урбанизации территорий, располагающихся вблизи аэропортов. Обращается внимание, что в настоящее время документация, посвященная регулированию подобных территорий, имеет сугубо техническую направленность, что игнорирует градообразующий потенциал аэропорта. Подчеркивается, что в России аэропорт чаще всего рассматривается исключительно как транспортный объект и источник отрицательного воздействия на окружающие поселения, что отражается на составлении градостроительной документации. Описанные проблемы рассмотрены на примере приаэропортовой территории Пулково в Санкт-Петербурге. В ходе исследования были применены методы градостроительного анализа, систематизации, сопоставления отечественного и зарубежного опыта развития приаэропортовых территорий. Выдвинуто предположение, что причиной возникающих транспортных, социальных проблем на территории вблизи аэропорта является отсутствие согласованности процесса планирования, приводящее к нерациональному использованию территориальных ресурсов, транспортной инфраструктуры, а также деградации природного каркаса. В статье доказывается необходимость скоординированного стратегического планирования приаэропортовых территорий, приводится перечень инструментов, способствующих достижению поставленных целей.
Воронина О.С. - Основные направления в процессе изучения принципов расселения и локализации малых и средних населенных пунктов на территории Среднего Приобья c. 66-78

DOI:
10.7256/2310-8673.2022.1.37657

Аннотация: Гидрографические условия территории Среднего Приобья, определили уникальные характеристики системы расселения, сформировавшейся в её границах. Населенные пункты располагаются на ландшафтных гривах образованных аллювием и имеющих форму удлинённых возвышений средней и высокой поймы реки. В период весеннего половодья лишь незначительные по площади участки суши остаются не затопленными, а транспортное сообщение осуществляется исключительно по воде и воздуху. Определяющее влияние гидрографических характеристик данной территории предполагает наличие маркерных признаков системы расселения, выделяемых в процессе её формирования и развития, а значит, требует углубленного изучения специалистами градостроительного профиля. Актуальность заявленной проблематике добавляет принятая правительством стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. Упомянутая стратегия предполагает концентрацию экономического роста в ограниченном числе центров и поддерживает социально-экономическую роль городов. Однако, на территории Среднего Приобья, имеющей значительные пространственные границы, отсутствуют участки суши позволяющие развить из среднего населенного пункта крупный административно-территориальный центр. Общегосударственные тенденции градостроительной политики не предполагают вариативности для этой территории и в последние десятилетия наблюдается стремительная деградация исторически сложившейся формы расселения малых и средних населенных пунктов. В данной статье, на основе анализа основных исследовательских направлений, доказана малая изученность уникальной исторически сложившейся системы расселения малых и средних населенных пунктов. В качестве научной базы для анализа используется историческая картография, записки, датируемые концом XVII – XIX вв., исследования XX в., а также результаты натурного обследования территории, собранные в научных экспедициях 2018 – 2021 гг. Впервые ставится вопрос о необходимости специального углубленного изучения принципов расселения и локализации малых и средних населенных пунктов на территории Среднего Приобья специалистами градостроительного профиля.
Аль-Джабри М.К. - Градостроительное развитие города Эль-Амара (Ирак) середины XIX – начала XXI века c. 73-87

DOI:
10.7256/2310-8673.2021.1.34679

Аннотация: Многие страны в настоящее время страдают от неравномерного развития городских территорий. Так же отсутствуют требования для комплексного развития. Землепользование в городах варьируется в зависимости от физических характеристик и материальной ценности. Организация пространственного развития тесно связана с социально-экономической организацией города. Исследование основано на анализе городского строительства, землепользования, экономического развития и муниципальной политики. Исторический подход использовался для отслеживания этапов функционирования и развития путем выявления наиболее заметных исторических инцидентов, связанных с городскими аспектами. Цель этой статьи — осветить историю развития города Эль-Амара с точки зрения развития градостроительства. Проводится исследование эволюции развития города Эль Амара сточки зрения географии, политики и экономики. Проведённое исследование позволило оценить значительные преобразования и изменения, которые город наблюдал последние 30 лет, особенно после 1980 года, в начале 1991 года и после 2003 года, которые значительно повлияли на пространственную структуру города в целом. Таким образом, мы ясно видим, что город Эль-Амара прошел пять различных этапов: Первая и вторая фазы - это фазы эволюции, третья фаза - фаза открытия, четвертая и пятая фазы - фазы основного расширения.
Зазуля В.С. - Экологический комфорт и общественные пространства c. 75-90

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.3.31732

Аннотация: В настоящее время, среди множества факторов, влияющих на психологический и физиологический комфорт городского жителя, являются уровень качества окружающей среды и экологии, наличие открытых озелененных пространств, сохранение связи человека с природой. Проблема создания зон экологического комфорта приобретает особую актуальность в связи с увеличением плотности застройки городского пространства. Предметом исследования настоящей статьи являются особенности формирования зон экологического комфорта в структуре общественных пространств с учетом современных требований к качеству городской среды. Была выделена особая значимость общественных пространств как одних из ключевых объектов для формирования зон экологического комфорта. Рассматриваются основные проблемы формирования общественных пространств на фоне стремительного развития города. В ходе исследования уточняется определение самого понятия «экологический комфорт», и обозначается ряд ключевых параметров. Обоснована роль общественных пространств как значимых территории для повышения качества жизни человека в современном городе. В результате анализа современных подходов и тенденций в проектировании комфортной городской среды были предложены возможные варианты формирования и модернизации зон экологического комфорта в структуре общественных пространств и систематизированы наиболее значимые требования, что позволяет определить перспективные направления при планировании подобных объектов.
Гущин А.Н., Санок С.И. - Анализ внутренней структуры градостроительных регламентов (на примере крупных городов Урала) c. 76-88

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.3.30720

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является внутренняя структура градостроительных регламентов. Как известно, градостроительные регламенты были введены в практику градостроительства в 2004 в связи принятием новой версии Градостроительного кодекса. В настоящее время накопилась сложившаяся практика их написания и использования как средства управления городским развитием. Поэтому анализ внутренней структуры градостроительных регламентов и выявление содержащихся в них закономерностей и внутренних взаимосвязей - актуальная задача не только в теоретическом, но и в практическом плане. Внутренняя структура градостроительных регламентов исследовалась методом контент-анализа самих регламентов и методом частотного анализа видов разрешенного использования, содержащихся в градостроительных регламентах. В результате проведенного исследования получены следующие выводы. К настоящему времени сложилось два способа написания градостроительных регламентов: деятельностный и объектовый. Первый основан на перечислении видов разрешенного использования как видов деятельности. Второй способ основан на перечислении типов объектов, которые можно создавать в рамках виджов разрешенного использования. Также выполнен частотный анализ видов разрешенного использования, содержащихся в градостроительных регламентах. Показано, что наибольшее количество видов разрешенного использования характерно для общественно-деловых градостроительных зон, а наименьшее для рекреационных и градостроительных зон и зон специального назначения. Показано, что разнообразие видов разрешенного использования обратно пропорционально степени жесткости административного регулирования.
Исмаилова Н.В., Садковская О.Е., Рундин Д.В. - Развитие города Таганрога как туристического центра c. 78-98

DOI:
10.7256/2310-8673.2023.4.69026

EDN: MIBCNF

Аннотация: Предметом исследования является планировочная и архитектурная организация территории города. Объектом исследования выступает город Таганрог Ростовской области. Изменение основного вектора социально-экономических преобразований города, как крупного индустриального полюса региона, в то же время имеющего важное культурно-историческое значение, обусловлено текущими социально-экономическими преобразованиями в стране. Среди новых стратегических приоритетов и направлений для города выступают – сохранение и развитие культурного пространства и развитие туристического потенциала города, к реализации которых имеется ряд положительных предпосылок. Происходящие изменения вызывают необходимость пространственных трансформаций городской ткани. Рассмотрены проблемы и особенности планировочной структуры и инфраструктуры городской территории, а также выявлены препятствия для градостроительной трансформации и формирования города как туристического центра (дестинации). При проведении исследования применялся архитектурно-градостроительный анализ различных уровней правовой и градостроительной документации, а также структуры городской территории на основе геоданных (Росреестр, Яндекс Карты, 2GIS). Для комплексного решения существующих градостроительных проблем города Таганрога и формирования его как туристического центра предлагается единый архитектурно-градостроительный подход (далее единый подход). Предлагаемый подход основан на принципах развития: гостеприимство, соответствие потребностям, преемственность, связанность и «доступное море». Единый подход синхронизирует градостроительные механизмы, в рамках которых реализуется система архитектурно-градостроительных мероприятий для осуществления определенной цели – формирование туристической дестинации. Система мероприятий сформирована с учетом обоснованных принципов развития, планировочных методов и приёмов. В качестве практического применения единого подхода предложен комплекс архитектурно-градостроительных мероприятий и градостроительных механизмов по их реализации. Даются рекомендации по актуализации документов регулирования градостроительной деятельности с учетом комплекса архитектурно-градостроительных мероприятий: генерального плана, местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, правил благоустройства территории муниципального образования. Применённый единый подход позволит преодолеть ограничения, связанные с недостаточной синхронизацией градостроительной документации.
Ордынская Ю.В. - Методологический инструментарий регулирования развития приграничной территории на основе сравнительного анализа градостроительных систем разных зон российского пограничья c. 155-165

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.32305

Аннотация: В работе проводится исследование пограничного региона, рассматриваются существующие и формирующиеся системы населенных мест Россия - Казахстан, Россия - Китай. В данном случае категория рубежа (как одно из определений границы) является центральным элементом трансграничности, а разграниченность пространства служит основным признаком исследуемого трансграничного региона (данное понятие одним из первых было введено в российский академический дискурс В.А. Колосовым)[5]. Трансграничный регион рассматривается как современная форма приграничного сотрудничества. Установлено, что развитие российской пограничной территории (в зоне исследования) происходит в разных темпах, что связано с различием по степени интенсивности приграничным сотрудничеством, интеграционными связями. Отмечается большая разница в уровне освоенности территории - пограничное пространство неоднородно, необходимо преодоление существующих диспропорций. При выявлении специфики развития приграничной территории и формирования систем населенных мест используется пофакторный анализ и системный метод. Метод картографического анализа - для исследования процессов современного расселения на пограничных территориях, а также были использованы общенаучные методы: анализ, синтез , сравнение, обобщение. Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится выделение и сравнение типологических групп систем расселения, характерных пограничной зоне Россия - Казахстан, Россия - Китай. Рассматриваются особенности развития данных территорий, на основе которого выявляется методологический инструментарий их возможного дальнейшего развития. Проводится анализ трансграничных взаимосвязей, формирование систем расселения в зоне пограничья. Выделены мезорегионы на территории порубежья, определено развитие перспективных населенных пунктов – узловых точек приграничного сотрудничества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.