ГЛАВНАЯ
> Журнал "Урбанистика"
> Рубрика "Культура и культуры"
Грибер Ю.А. - Японская модель городской колористики |
|
c. 1-8
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2016.1.18298
Аннотация: Предметом исследования являются правила, регулирующие городскую колористику в Японии. Задача, которую ставит и решает автор статьи, состоит в том, чтобы представить японские нормы цветового проектирования в контексте японской культуры и, таким образом, защитить их от разрушающей рефлективной симметрии в восприятии и оценке. Автор подробно рассматривает законодательные нормы городской колористики Японии. Особое внимание удаляется анализу связи предлагаемых принципов регламентации городской колористики с японской эстетикой и со сложившимися в японской культуре представлениями о красоте и цветовой гармонии. Основной методологический принцип, определяющий ракурс рассмотрения японской модели городской колористики, заключается в смещении акцента с формы нормативных документов на содержание лежащих в их основе культурных норм, продуктом которых они являются. Новизна исследования состоит в определении специфики японской модели городской колористики: основной идеи вводимых цветовых ограничений, структуры и содержания палитры, принципов и правил сочетания разрешенных оттенков. Основным выводом проведенного исследования является «природоподражательный» и «саморазвивающийся» характер японской городской колористики, в которой нормы цветового дизайна, как правило, не задают жесткую цветовую гамму, а предоставляют каждому горожанину возможность самостоятельного выбора.
Ветошкина Ю.В. - Письменные практики в среде современных городских сообществ |
|
c. 14-31
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2021.2.34572
Аннотация: Предметом исследования являются городские сообщества, деятельность которых связана с регулярными коллективными занятиями письменными практиками. Основным исследовательским инструментом стал метод интервьюирования, предложенный С. Квале. Цель интервьюирования заключалась в выявлении и анализе причин, по которым современные горожане выбирают досуговую практику, связанную с процессом совместного письма с последующим устным групповым обсуждением. Респондентами выступили десять человек, посещающих сообщества «Завтраки с «Tesoro Notes» и «Письменные практики» (г. Пермь). В методологическом отношении статья опирается на представление о городе как социальной лаборатории Р. Парка, теорию третьего места, сформулированную Р. Ольденбургом, понимание сообществ через процесс коммуникации, которое предложил В. Вахштайн, концепцию социальной солидарности Э. Дюркгейма. Научная новизна заключается в недостаточной изученности в научной литературе данного явления - городских сообществ, занимающихся письменными практиками. В ходе изучения подобных сообществ мы пришли к следующим выводам. Деятельность городских сообществ, занимающихся письменными практиками, реализуется в общедоступных локациях - кафе, расположенные в центральной части города. Участниками письменных практик становятся люди разного социального статуса, возраста, однако эти встречи гендерно окрашены: основные посетители – это женщины. Городские письменные практики формируют модель социума, в которой участники выстраивают коммуникацию поддерживающего типа. Основным мотивом посещения письменных практик становится процесс самоидентификации через принятие и заботу о себе. Сообщества увлекающихся письменными практиками оказались достаточно устойчивыми формами городской жизни в силу общего тезауруса, складывающегося в среде участников, правил и норм деятельности, которые соблюдаются всеми и формируют чувство безопасности. Вместе с тем данные общества проявляют открытость к новым людям и социальным процессам, эта пластичность создает возможность дальнейшего устойчивого существования подобной культурной формы.
Грибер Ю.А. - Пространство в японской городской колористике |
|
c. 81-85
|
DOI: 10.7256/2310-8673.2016.4.21144
Аннотация: Цель статьи заключается в том, чтобы показать своеобразие принципов распределения цвета в пространстве, которые содержатся в японских нормах городского дизайна. Автор подробно рассматривает механизм формирования и восприятия городской колористики. Особое внимание уделяется анализу связи между нормами городской колористики и характерными для японской художественной культуры принципами пространственной композиции, к числу которых относится отсутствие линейности и симметрии, особое отношение к целому при самостоятельном существовании отдельного, представление о циклической подвижности, подчеркнутое внимание к оппозиции верха и низа. Для решения исследовательской задачи используется метод неформализованного анализа документов, направленный на интерпретацию фактического содержания, целей создания и контекста японских законов, регламентирующих городскую колористику. Новизна исследования заключается в реконструкции ключевых принципов ментальной модели, которая лежит в основе японской городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является объяснение установки японских норм городской колористики на «замыкание» пространства, его «кадровое» восприятие, двухмерность и темпорализованность цветовых образов.
|