по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 07-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Миротворческие операции
Торосян А.О. - Система миротворчества ООН: от теории к практике c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38409

EDN: MQIHVL

Аннотация: В данной статье рассматриваются ключевые проблемы эволюции и функционирования миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций в постбиполярный период. На примере миротворческих миссий после 1990 г. и ключевых документов в области операций по поддержанию мира дается оценка вызовам, стоящим перед ООН как на этапе определения мандата операций, так и в области их финансирования. На основе позиции Соединенных Штатов Америки в отношении выплаты взносов в бюджет ООН демонстрируется несовершенство механизмов финансирования ооновского миротворчества и выделяются негативные последствия для системы операций по поддержанию мира в целом. Сегодня миротворческая деятельность ООН становится многофункциональной, причем основной упор постепенно смещается на проблемы предотвращения конфликтов и миростроительства. В то же время подобная смена приоритетов обнажает проблемы, заложенные в самой архитектуре миротворческой деятельности ООН, в первую очередь, связанные с определением мандата и политизации деятельности Секретариата и финансированием миссий. В связи с отходом от традиционной функции поддержания режима прекращения огня растут издержки, и невыплата странами-членами, такими как США, взносов в бюджет операций влечет за собой снижение их эффективности. Как нам представляется, решение указанных выше проблем кроется в продолжении процесса реформы ООН, в особенности — в области утверждения военной части мандата и создания единого бюджета ОПМ, интегрированного в общий бюджет ООН. При наличии политической воли стран-членов данный процесс представляется нам вполне осуществимым и следующим в русле реформирования ооновского миротворчества последних тридцати лет.
Мировая политика
Клещенко Л.Л. - Аналитические центры как элемент «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38697

EDN: TSLNRO

Аннотация: Предметом настоящего исследования является политика «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке, в том числе, такой ее инструмент, как аналитические центры. Целью исследования является определение специфики деятельности аналитических центров БРИКС в изучаемом регионе и их политических функций. Актуальность темы обусловлена ростом значимости многосторонних институтов в современном мире, что обуславливает необходимость изучения их деятельности и механизмов влияния, в том числе, политики "мягкой силы". Перспективы расширения БРИКС за счет вхождения новых участников зависят, среди прочего, от имиджа данного института, что служит дополнительным фактором актуальности изучения политики «мягкой силы» БРИКС и ее результатов. Метод исследования: анализ документов.   В результате исследования установлено, что важным импульсом к созданию аналитического центра БРИКС в Бразилии является разнообразие стран БРИКС, обуславливающее необходимость их взаимного изучения. Деятельность аналитического центра БРИКС направлена на изучение путей решения глобальных проблем, изучение стран БРИКС, стран Глобального Юга и их взаимодействия. Помимо исследований, Центр в качестве задачи видит обмен информацией между исследовательскими структурами стран БРИКС, продвижение повестки БРИКС. Автор приходит к выводу, что политика «мягкой силы» БРИКС в Латинской Америке находится на этапе становления. Одним из ее элементов является деятельность «Центра исследований и разработок БРИКС», который выполняет исследовательские, организационные и информационные функции.
Казелько А.А. - Ход конём: будущее Бразилии в БРИКС+ c. 18-27

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.38508

EDN: PZJUSU

Аннотация: Цель исследования – прогнозирование и оценка масштабов, эффективности ключевых политических и экономических инструментов крупнейшей латиноамериканской страны – Бразилии – при расширении состава государств-членов интеграционного объединения БРИКС. В условиях нарастающей конфронтации, спровоцированной враждебной риторикой Запада, конфигурация мирового порядка претерпевает беспрецедентную трансформацию: развитый мир во многом выступает в роли догоняющего развивающиеся страны, о чём свидетельствует потенциал БРИКС+. В статье выявляются и анализируются три константы внешней политики «тропического гиганта» в БРИКС+: сотрудничество с Москвой, признание необходимости расширения состава участников объединения, а также консенсус местных политических элит относительно развития БРИКС+ по сценарию «интеграции интеграций». Наряду со сходствами установок внешней политики Бразилии в рамках объединения подчёркивается и дихотомия в подходах действующей и потенциальной администраций: правительства лоббируют разные повестки дня, занимают противоположные позиции на предмет будущего БРИКС+, а также ставят акцент на продвижении билатеральных отношений с двумя разными странами: в одном случае, - с Китаем, в другом, - с Индией. Рассматривая будущее БРИКС+ с точки зрения экономики, автор уделяет особое внимание дилемме разработки критериев для желающих вступить в объединение и предлагает концепцию «трёх барьеров»: установление низких, средних или высоких барьеров для входа на рынок стран БРИКС. В заключении статьи анализируется смысл названия работы «ход конём»: автор приходит к выводу, что из любого описанного в статье политического и экономического сценария Бразилия выйдет победительницей. Наконец, особое внимание уделяется суровым историческим урокам, которые извлек «тропический гигант»: уничтожив двухсотлетнюю паутину политической и долговой зависимости от северного соседа, Бразилия должна стать той страной, которая сделает решающий ход и завершит шахматную партию против Запада.
Региональные конфигурации международных отношений
Кривов С.В., Баранова Т.В. - Трансатлантическое сотрудничество в оценках западных экспертов: перспективы «европеизации» системы коллективной безопасности c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.37038

EDN: MGRPOI

Аннотация: Предметом исследования являются экспертно-аналитические оценки состояния, противоречий и перспектив трансатлантического партнёрства как важнейшей составляющей системы международной безопасности. Провозглашённый Б.Обамой «разворот на Восток», переход к принципам односторонности администрации Д.Трампа, наконец, создание AUKUS, с очевидным смещением стратегических приоритетов в Индо-Тихоокеанский регион поставили перед экспертным сообществом по обе стороны Атлантики ряд концептуальных вопросов. Авторы рассматривают осуществляемые западными экспертами и аналитическими центрами оценки перспектив и роли европейских стран в системе трансатлантической безопасности как в рамках институтов НАТО, так и в контексте оборонных инициатив Европейского союза на основе метода экспертных оценок. В работе впервые предпринимается попытка комплексного сравнительного анализа оценок со стороны западного экспертного сообщества состояния и перспектив трансатлантического сотрудничества. Особое внимание уделяется возможности продуктивного сотрудничества между ЕС и НАТО в сфере распределения функциональных полномочий. Делается вывод о том, что, несмотря на определенные позитивные сдвиги, в настоящее время вопрос о сотрудничестве между двумя ключевыми звеньями западной системы безопасности не может считаться решенным. В работе используются дескриптивный и структурно-функциональный методы исследования. Особый упор также делается на сравнительный анализ при рассмотрении экспертных оценок различных «мозговых центров» по обе стороны Атлантики.
Дипломатия
Malashevskaya M.N. - Establishment of a Positive Bilateral Interaction Model in the Russia-Japan Dialogue after the Cold War: Analysis of the 1990’s Negotiations Tactics c. 38-53

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.36933

EDN: NIZWLA

Abstract: The paper deals with the Russian-Japanese interests-oriented model of cooperation in the 1990s within the framework of the diplomatic tactics and mechanisms introduced into the bilateral negotiations. In this research, the application of various negotiation instruments applied by the Japanese diplomacy toward the USSR and the Russian Federation in the late 1980s–1990s is analyzed to demonstrate the process of establishing cooperation, despite territorial disagreements. According to the specific historical and political environment, application of the negotiation methods researched in this paper was not allowed before the middle 1980s, and the introduction of a wide range of such tactics within the 1990s is becoming an argument in favor of that point of view that there was welcomed a partnership model between Japan and the Russian Federation. “No-necktie meetings”, leader talks, informal negotiations, “face-to-face diplomacy” applied from the mid-1990s led to the introduction of a positive model of interaction compared to the tactics used by Japan in the early 1990s. The personal contribution of politicians and diplomats to create the foundation for multidimensional cooperation between Russia and Japan was essential. Japanese diplomats Tamba Minoru, Edamura Sumio, Togo Kazuhiko, politicians Nakayama Taro, Hashimoto Ryutaro, Obuchi Keizo, and Mori Yoshiro left a noticeable mark in the processes considered in our research, the works published by them became a valuable source for the analysis of the considered events.
Борьба за ресурсы
Старкин С.В., Приписнова Е.С., Кривов С.В. - Энергетический фактор современной геополитики: попытка когнитивного подхода c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.37119

EDN: NEAMWQ

Аннотация: Энергоресурсы становятся все более политизированным товаром, который при этом сохраняет особые технические и экономические характеристики, что усложняет работу внешнеполитического руководства. Авторы, используя когнитивный подход к анализу внешней политики, проводят исследование связи энергетики и внешней политики через призму разных когнитивных структур, применяемых субъектами, чтобы оценить ландшафт мировой энергетики. На этой концептуальной базе авторы исследуют эволюцию взаимосвязи энергетики и внешней политики: насколько энергетика является полезным инструментом внешней политики, и, наоборот, как глубоко цели энергетической политики встроены в политику внешнюю и затрагивают сферу энергетической безопасности. Основными результатами данного исследования следует полагать вывод авторов о том, что для выделения энергетики как области внешней политики, полезно разграничить краткосрочную и долгосрочную энергетическую уязвимость. Степень долгосрочной уязвимости определяется наличием реальных альтернатив – возможности диверсифицировать энергетические маршруты и источники. Таким образом, энергетическая безопасность – доминирующий, но не единственный фактор, определяющий энергетику как область внешней политики. Проблема энергетической устойчивости все глубже проникает в мировую внешнеполитическую повестку, поскольку она связана с энергетической независимостью. Таким образом, в зависимости от влияния экологических убеждений на политические, экономические и социальные структуры, энергетическая устойчивость может воздействовать на энергетические потребности, импорт энергоресурсов, а значит, и на энергетическую независимость. Кроме того, дискутируя о важности энергетической устойчивости, в первую очередь следует сосредоточиться на проблеме безопасности, поскольку энергетическая устойчивость связана с влиянием внутреннего потребления ресурсов на уровень энергетической независимости, а энергетическая безопасность фокусируется на влиянии внешних факторов на обеспечение достаточных поставок энергоресурсов, а значит и на энергетическую независимость.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.