Мировая политика - рубрика Региональные конфигурации международных отношений
по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Рубрика "Региональные конфигурации международных отношений"
Региональные конфигурации международных отношений
Концова Е.А. - К вопросу о региональном режиме беженцев в Южной Азии c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.2.29924

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы регионального режима беженцев в Южной Азии. Предметом исследования является вынужденная миграция в южноазиатском регионе. Объектом исследования проблема урегулирования вопросов беженцев в региональном измерении. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как основные механизмы регулирования проблем беженцев в Южной Азии, такие как двусторонние соглашения, действия международных  и региональных правительственных организаций и НПО. Особое внимание уделяется проблеме формирования эффективного регионального механизма по урегулированию вопросов вынужденной миграции в Южной Азии. Методологическую основу исследования составил комплексный междисциплинарный подход к изучению проблемы. В исследовании также нашли применение методы научного обобщения, а также логического и системного анализа. Основные выводы проведенного исследования состоят в том, что региональный подход к решению проблем беженцев не является эффективным в полной мере, поскольку страны региона предпочитают отказываться брать на себя ответственность по исполнению соглашений широкого масштаба. Основной акцент в урегулировании проблемы поставлен на заключение двусторонних гибких договоренностей. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ мер, проводимых организациями и по устранению проблем вынужденных мигрантов в регионе. Новизна исследования заключается в том, что впервые на основе комплексного анализа, сопоставления и обобщения обширного круга источников исследуется проблема регионального режима беженцев в  Южной Азии.
Аватков В.А., Касьяненко А.В. - Военно-политические отношения на Южном Кавказе в контексте треугольника «Россия-Турция-Иран» c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.3.36263

Аннотация: Предметом исследования являются особенности военно-политических отношений на Южном Кавказе на современном этапе в контексте треугольника "Россия-Турция-Иран". В работе рассматриваются военно-политические отношения в регионе через призму национальных интересов региональных акторов, таких как Россия, Турция и Иран. Дается анализ военно-технического сотрудничества в регионе. Изучается военно-техническое сотрудничество на Южном Кавказе на примере Армении и Азербайджана. Изучаются военные расходы стран региона, анализируются военные бюджеты Армении и Азербайджана, которые являются одним из горячих очагов столкновения сфер интересов России, Турции и Ирана. Научная новизна исследования заключается в систематизации представлений о современном состоянии военно-политических отношений на Южном Кавказе, с учетом влияния региональных акторов на систему региональной безопасности. На основе документов, фактологической информации и научно-исследовательской литературы в работе делается вывод о состоянии и перспективах развития военно-политических отношений на Южном Кавказе на современном этапе в контексте треугольника "Россия-Турция-Иран". Успехи Турецкой Республики в вопросе укрепления своих позиций в на Южном Кавказе на фоне нарастающего соперничества в регионе - неоспоримы. Турция смогла не только показать себя как сильного регионального игрока, способного путем непрямого вмешательства оказывать весомое влияние на пути разрешения региональных вопросов, но также смогла обеспечить военный триумф Азербайджана, своего основного союзника на Южном Кавказе. Все это скажется на дальнейшем наращивании экспорта турецких вооружений в Азербайджан и более глубокому сотрудничеству двух стран на других направлениях. Все это настораживает Россию и Иран, которые заинтересованы в сохранении баланса сил в регионе.
Яник А.А. - ЕАЭС: сравнение целевой и фактической моделей c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36708

Аннотация: Статья посвящена результатам исследований, выполненных в рамках проекта «Мониторинг интеграционных процессов в ЕАЭС». На основе анализа широкого круга источников было проведено сравнение основных характеристик целевой модели ЕАЭС и текущего состояния дел, обобщенные итоги которого представлены в таблице. Для решения исследовательских задач были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, выдвижение гипотез, различные сравнительные подходы. Отмечена целесообразность оценки процессов евразийской интеграции в сравнении с моделями ЕС, поскольку элементы институционального сходства позволяют точнее фиксировать сущностные различия, а учет позитивного и негативного опыта ЕС помогает совершенствовать управление евразийским проектом.   Сравнение целевых и фактических характеристик позволяет сделать вывод о различиях между стратегическим замыслом и текущим состоянием модели евразийской интеграции. При рассмотрении факторов, влияющих на замедление темпов продвижения к целевой модели ЕАЭС, особое внимание уделено ситуации, связанной с рисками достижения политических пределов экономической интеграции и нарушением ранее сложившегося «баланса затрат и выгод» от участия в проекте (cost-benefits trade-off). Сделан вывод, что интеграция, основанная только на экономических механизмах, содержит риски, снижающие ее устойчивость в ситуации кризиса, а потому необходимо дальнейшее развитие механизмов доверия, усиление роли правовой интеграции и расширение базы сотрудничества на основе механизма пакетных соглашений. Эффективное использование механизма пакетных соглашений позволяет объединять разрозненные национальные стратегии с тем, чтобы общие выгоды от участия в интеграции превысили издержки каждого
Аватков В.А. - Тюркский мир и тюркские организации c. 11-25

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.2.26047

Аннотация: Объектом исследования является многонациональный тюркский мир и международные тюркские организации, предметом – действия отдельных стран, прежде всего Турецкой Республики, в отношении тюркских государств мирового пространства. Целью исследования является выявление причин, по которым сегодня международные тюркские организации занимают значимое место в системе международных отношений. Автором также рассматриваются важнейшие аспекты и история формирования новой подсистемы современных международных отношений – тюркского мира, а также роль акторов мировых процессов, участвующих в его создании. Автором проводится краткий анализ становления пантюркистских настроений в Турции и поэтапное распространение этих идей на территорию постсоветского пространства и Российской Федерации в 1990-х годах посредством тюркских организаций и других инструментов «мягкой силы», а также осуществляется попытка обосновать принципы работы таких турецких организаций, как ТИКА и ТЮРКСОЙ и их основные задачи. В ходе исследования были рассмотрены принципы взаимодействия тюркских государств друг с другом, а также с внешними игроками в политической, экономической и социокультурной сферах. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что стремления Турецкой Республики распространить свои ценности – результат политики «неоосманизма», где тюркский мир используется как одно из средств укрепления своих позиций на мировой арене на пути государства к трансформации в надрегиональную державу.
Кулешова Н.С. - Современные тенденции энергетического сотрудничества в Южной Азии c. 13-26

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22472

Аннотация: Объектом предлагаемого исследования является сотрудничество государств региона Южной Азии в сфере энергетики; предмет исследования составляют энергетическая политика государств региона (ресурсы, проблемы транспортировки энергетического сырья, доступа к пресной воде), а также взаимодействие государств региона по формированию энергетического сотрудничества и других мер, направленных на обеспечение стабильности и безопасности в регионе. Предмет исследования актуализирует тот факт, что в современных условиях взаимоотношения между ведущими игроками в сфере мирового энергетического сектора, как правило, определяют региональную расстановку сил и влияют на общую международную безопасность. Заявленная тема представляет собой комплексную проблему, что определяет комплексный характер методологической базы ее исследования. Для рассмотрения актуальных аспектов проблемы автор использует междисциплинарный, комплексный, системный, проблемный подходы, применяет политологические, экономические, исторические, социологические, сравнительные и другие исследовательские методы. Рассмотрев энергетическое взаимодействие государств региона, влияние внутрирегиональных и внешних факторов на энергетический рынок, автор приходит к выводу, что в условиях современной глобализации сотрудничество в сфере энергетики представляет собой сложную систему мер, направленных на удовлетворение растущих энергопотребностей государств и безопасность в регионе, стабильность развития Южной Азии в целом. Кризисы на рынке энергоносителей приводят к формированию новых геополитических и экономических реалий, к глобальным изменениям в системе международных отношений. Проделанное исследование позволяет определить глобальный характер энергетических проблем и их возрастающую политизацию, в современных условиях энергетический фактор превращается в определяющий как для развития региона, для региональной и глобальной безопасности, так и для международных отношений.
Чжан И. - Китайско-российское сотрудничество проекта «Ледового шелкового пути» в условиях российско-украинского конфликта c. 15-27

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70115

EDN: KVLLMB

Аннотация: В данном статье рассматривается влияние российско-украинского конфликта на китайско-российское сотрудничество, анализируется китайский проект «Ледовый шелковый путь» и развитие российского «Северного морского пути», на основе вышеприведенного анализа прогнозируется дальнейший ход сотрудничества Китая и России по проекту «Ледового шелкового пути». Предметом исследования является китайско-российское сотрудничество проекта «Ледового шелкового пути» в условиях российско-украинского конфликта. Объектом исследования является китайско-российское сотрудничество. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как проблемы международных отношений, вызванные конфликтом между Россией и Украиной; обмен и сотрудничество между Китаем и Россией на фоне конфликта, а также определение тенденции будущего сотрудничества между двумя странами. Особое внимание уделяется ситуации в китайско- Российский проект «Ледовый шелковый путь» на фоне конфликта, анализ и прогноз возможности сотрудничества двух стран по этому проекту в будущем. В данной статье используется метод системной теории, рассматриваются китайско-российские отношения как неотъемлемая часть системы международных отношений, китайско-российское сотрудничество по проекту «Ледового шелкового пути» как уровень ниже уровня китайско-российских отношений, а российско-украинский конфликт как смену обстоятельств. Российско-украинский конфликт усугубил поляризацию мира. Конфликт между Россией и Украиной не оказал слишком большого влияния на китайско-российское сотрудничество и даже внес благоприятные факторы в китайско-российское сотрудничество, экономическая сфера будет основным направлением сотрудничества между двумя странами. Конфликт напрямую лишает Россию ее западных партнеров по «Северному морскому пути», а также еще больше отдаляет Китай от его западных партнеров по проекту «Ледового шелкового путь». Развитие российского «Северного морского пути» срочно нуждается в других странах, чтобы заполнить пробел, оставленный западными странами. Продолжение дальнейшего сотрудничества в проекте «Ледового шелкового путь» является разумным выбором. В следующий период времени Китай открыл окно возможностей для углубленного сотрудничества с Россией по проекту «Ледового шелкового пути». В будущем Китай, скорее всего, достигнет сотрудничества с Россией, кроме энергетического сотрудничества в развитии российского «Северного морского пути», такого как техническое сотрудничество и другое сотрудничество.
Чо Ё. - Развитие сотрудничества стран на Южном Кавказе в сфере железнодорожного транспорта. Роль международного режима после Карабахской войны c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.1.35008

Аннотация: Предмет исследования - взаимовлияние развития транспортной сферы стран Южного Кавказа и международного политико-экономического сотрудничества акторов. Автор подчёркивает, что невзирая на противоречия, система «международный режим» позволяет Российской Федерации участвовать в деятельности железнодорожного транспортного коридора Баку-Тбилиси-Карс(БТК). Также автор, опираясь на теорию комплексной взаимозависимости, особое внимание уделяет рассмотрению вопроса о влиянии данной системы на развитие транспортных сетей после войны в Нагорном Карабахе. Методология исследования основана на использовании метода ситуационного анализа, что позволило автору не только сделать анализ действий сторон, но и спрогнозировать стратегию каждого из политических акторов «международного режима» на Южном Кавказе в сфере железнодорожного сотрудничества. Научная новизна заключается в институциональном подходе к вопросам по урегулированию конфликтов путем сотрудничества между странами Южного Кавказа, вовлечёнными в круг интересов в сфере транспортной логистики. Проведённое исследование позволяет автору делать выводы, что для России присоединение к БТК предоставляет новую возможность для взаимовыгодного сотрудничества. Также транспортные коридоры, предусмотренные другими странами на Южном Кавказе не являются «конкурентами» в рамках международного режима. Перестройка товародвижения с оптимизацией маршрутов, связывающих акторов прямо или косвенно будет способствовать наращиванию экономического потенциала и взаимозависимости каждого участника, что приведёт к снижению проблем безопасности. Таким образом, в долгосрочной перспективе можно увидеть, что взаимодействие, объединение транспортных сетей в регионе поможет акторам смягчить конфликты и противоречия.
Урюпина А.Э. - Проблемы реализации интеррегиональной политики ЕС на азиатском направлении c. 16-31

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.4.38967

EDN: EZSCDV

Аннотация: Интеррегионализм занимает важное место во внешней политике Европейского союза, ведь посредством его ЕС стремится расширить свое присутствие в различных регионах мира и экспортировать свои нормы, взгляды и ценности. Не исключение и перспективный, быстро развивающийся азиатский регион. Данная статья посвящена изучению процесса выстраивания интеррегиональной политики Европейским союзом на азиатском направлении, а именно с крупнейшим в регионе региональным объединением – Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целью данного исследования выступает выявление основных факторов, тормозящих выстраивание эффективного сотрудничества между регионами, а также создание зоны свободной торговли (ЗСТ).     Основным выводом данного исследования является то, что существуют ряд препятствий на пути к созданию межконтинентальной зоны свободной торговли ЕС-АСЕАН, которые в значительной степени влияют на отношения между региональными группировками. Во-первых, это практика заключения двусторонних соглашений, применяемая в качестве выстраивания плацдарма для будущей ЗСТ. С отдельными странами, а именно с Сингапуром и Вьетнамом уже были успешно подписаны двусторонние соглашения, однако с другими странами-участницами АСЕАН возникают противоречия как экономического, так и политического характера. Во-вторых, существующая конкуренция с Китаем и США за влияние в регионе, сдерживает попытки ЕС к проведению своей интеррегиональной политики.
Алексеев Н.Н. - Система идентичностей гражданина ЕС: перспективы перехода к постнационализму c. 22-32

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.2.30078

Аннотация: В настоящей статье исследуется конструкт европейской идентичности в контексте теории постнационализма. В рамках исследования пересматривается традиционный «наднациональный» подход к единой идентификации в ЕС. Автор анализирует развитие концепции европейской идентичности, как одного из ключевых элементов европейской интеграции, подробно рассматривая такие аспекты, как механизмы формирования, вызовы и перспективы, а также роль единой идентичности в европейских интеграционных процессах. Особое внимание уделяется исследованию возможности развития европейской идентичности в постнациональном направлении, с последующей трансформацией Европейского Союза в постнациональное сообщество. В методологию исследования входит качественно новый подход к изучению идентичностей индивида, как системы. Системный подход в исследовании идентичности позволяет по новому взглянуть на природу идентификации человека и гражданина, а также способствует более глубокому пониманию ее структуры, что в свою очередь помогает выработать качественно новые подходы к изучению механизмов формирования идентичности. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что констатируется перегруженность гражданина ЕС необходимостью многочисленных идентификаций, которые лаконично представлены в рамках предложенной автором системы идентичностей. Также, автором дается четкое структурно-компонентное описание строения идентичности с выводами об особенностях взаимодействия различных компонентов и элементов системы идентичностей, на основании которых, можно делать прогнозы о дальнейшем развитии института Европейского союза и интеграционных процессов в Европе.
Мазур О.А. - Политические партии Сирийского Курдистана в конфликте в Сирии c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.1.18359

Аннотация: Предметом данного исследования являются курдские сирийские партии и их роль в политическом конфликте в Сирии. Объектом данного исследования является курдский вопрос в Сирии. Автор рассмотрела такие аспекты темы как политические программы двух основных сирийских курдских партий - Партии демократического союза (ПДС) и Курдского национального совета (КНС), их цели, внутреннюю структуру, сильные и слабые стороны, позицию по отношению к сирийскому конфликту, а также региональную и мировую ориентацию. Партии стремятся использовать конфликт в Сирии и организовать автономное правление в регионах, населенных курдами. Между тем, они находятся в противостоянии, что ставит под вопрос успех курдского сирийского автономного проекта в Сирии. Методологическим и теоретическим основанием исследования являются междисциплинарный, системный, проблемный подходы. Были использованы описательный, системный, институциональный и исторический методы. Новизна исследования заключается в том, что были изучены ведущие партии Сирийского Курдистана, которые встали во главе курдского процесса автономизации, запущенного после начала конфликта в Сирии, проанализированы их цели, политические программы, структура, сильные и слабые стороны, региональная и международная ориентация, а также позиция по отношению к сирийскому конфликту. Автор также рассмотрела взаимоотношения партий, проанализировала причины партийного противостояния. Выводы данной работы заключаются в том, что без четкого официального соглашения между ПДС и КНС, нейтральной позиции Турции по отношению к планам сирийских курдов, а также поддержки со стороны Курдского регионального правительства в Ираке курдский автономный проект в Сирии стоит под угрозой.
Вивьер В.Н. - Евразийская интеграция в либеральном научно-академическом дискурсе США c. 27-44

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.1.29203

Аннотация: Исследование отношения представителей экспертного сообщества Соединенных Штатов к интеграционным инициативам России на постсоветском пространстве представляется чрезвычайно актуальным в контексте изменений в глобальном мироустройстве и современного характера российско-американских отношений. Традиционно американская позиция в отношении России и евразийских процессов вырабатывалась в борьбе между носителями различных взглядов, в особенности, между консервативным и либеральным направлениями во внешнеполитическом сообществе США. Данное исследование предполагает исследование позиции представителей либерального «полюса» американского дискурса в отношении России и евразийских процессов. Объектом исследования выступает американский внешнеполитический дискурс, предметом - освещение евразийской интеграции в интеллектуальной продукции научно-академических институтов. Исследование на базе конструктивистской парадигмы восполняет пробелы в понимании природы и специфики освещения либеральным экспертным сообществом США интеграционных процессов в регионе. Научная проблематика определяется наличием противоречивой картины, когда декларируется значимость евразийского макрорегиона для глобальной внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов, при этом очевидно отсутствие особого внимания и серьезных исследований интеграционных инициатив с участием России на фоне содействия со стороны Вашингтона интеграционным процессам других форматов. Интеграционные проекты, по мнению американских специалистов, выступают лишь одной из разновидностей средств, используемых российской стороной для реализации собственной региональной и глобальной повестки. Ранее цели внешней политики России были в значительной степени ограничены территорией бывших советских республик. После известных событий в Украине горизонты российской внешней политики значительно изменились, масштабы и охват ее деятельности расширились в географическом и оперативном плане, при этом набор инструментов в основном остался прежним.
Кривов С.В., Баранова Т.В. - Трансатлантическое сотрудничество в оценках западных экспертов: перспективы «европеизации» системы коллективной безопасности c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.3.37038

EDN: MGRPOI

Аннотация: Предметом исследования являются экспертно-аналитические оценки состояния, противоречий и перспектив трансатлантического партнёрства как важнейшей составляющей системы международной безопасности. Провозглашённый Б.Обамой «разворот на Восток», переход к принципам односторонности администрации Д.Трампа, наконец, создание AUKUS, с очевидным смещением стратегических приоритетов в Индо-Тихоокеанский регион поставили перед экспертным сообществом по обе стороны Атлантики ряд концептуальных вопросов. Авторы рассматривают осуществляемые западными экспертами и аналитическими центрами оценки перспектив и роли европейских стран в системе трансатлантической безопасности как в рамках институтов НАТО, так и в контексте оборонных инициатив Европейского союза на основе метода экспертных оценок. В работе впервые предпринимается попытка комплексного сравнительного анализа оценок со стороны западного экспертного сообщества состояния и перспектив трансатлантического сотрудничества. Особое внимание уделяется возможности продуктивного сотрудничества между ЕС и НАТО в сфере распределения функциональных полномочий. Делается вывод о том, что, несмотря на определенные позитивные сдвиги, в настоящее время вопрос о сотрудничестве между двумя ключевыми звеньями западной системы безопасности не может считаться решенным. В работе используются дескриптивный и структурно-функциональный методы исследования. Особый упор также делается на сравнительный анализ при рассмотрении экспертных оценок различных «мозговых центров» по обе стороны Атлантики.
Барави М.В., Петрунин А.С., Рогожина Е.М., Рыжов И.В. - Специфика политизации и радикализации курдского национально-освободительного движения на Ближнем Востоке c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70209

EDN: KZIFSU

Аннотация: Объектом исследования является курдский вопрос на территории Ближнего Востока. Предметом исследования является - специфика курдского национально-освободительного движения и проблема его радикализации в изучаемом регионе в период с конца XIX вплоть до конца XX вв. Авторы подробно раскрывают взаимозависимость курдского национально-освободительного движения на Ближнем Востоке и проводимую сначала Османским государством, а позднее Турцией, Ираком, Сирией и Ираном внутреннюю политику, направленную на государственную централизацию и модернизацию государств, что нарушало и продолжает нарушать традиционные устои курдского общества и угрожает племенной автономии данного народа. Также авторами выявляется роль ведущих мировых держав в вопросе радикализации курдского вопроса и усилении курдского национально-освободительного движения в регионе. Методология исследования базируется на цивилизационном подходе. В статье рассматривается история, специфика и особенности развития внутренней политики Османской Империи, позднее - Турции, Ирака, Сирии и Ирана, последствия ее проведения и причины, приведшие к формированию курдского национально-территориального вопроса и усилению радикализации курдского общества в период с XIX до конца ХХ вв. Научная новизна статьи состоит: 1. В анализе внутренней политики, проводимой на территории Османской империи, а в последствии в Турции, Ираке, Сирии и Иране в период конца XIX – XX вв. 2) В выявлении влияния прямых и косвенных исторических и внешнеполитических факторов, повлиявших на проведение младотурецким государством политики централизации и модернизации, а также взаимосвязь этих факторов с появлением, становлением и развитием курдского национально-освободительного движения. 3) В изучении первопричин, причин и основных этапов политизации и радикализации курдского вопроса на Ближнем Востоке. 4) В выводах исследования также раскрывается роль ведущих внешнеполитических игроков в лице России, США, Великобритании, Франции и Германии в курдском вопросе.
Плавинский В.Б. - Вопросы международного признания государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики c. 34-43

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21016

Аннотация: Объектом исследования является Приднестровье как важная с геополитической точки зрения территория, затрагивающая интересы различных субъектов международного и регионального политического процесса. Сравниваются различные подходы международного сообщества к разрешению проблемы признания Приднестровской Молдавской Республики, появившейся в контексте дезинтеграционных процессов постсоветского периода. Подробно рассматриваются доклады известных специалистов международного права, решавших вопрос о возможности для ПМР получить признание её суверенитета. Анализируются взаимоотношения Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики, а также позиция России по вопросу официального признания государственного суверенитета ПМР. В работе используется системный подход, который позволяет получить комплексное видение объекта в рамках среды его существования и во всей совокупности составляющих его элементов, в их взаимозависимости и взаимодействии. Автор приходит к выводу, что на фоне очевидной несостоятельности международного права определяющим фактором в вопросах признания / непризнания новых государств становятся политические и стратегические интересы ключевых международных игроков, преследующих свои интересы. В результате этого сам объект коллизий – Приднестровье, выступает как побочный продукт их политического противостояния. Ситуация вокруг непризнанных государств требует переосмысления, преодоления стереотипов в понимании государственности и отказа от восприятия таких государств только через призму Ялтинско-хельсинских соглашений, что снизило бы уровень политической ангажированности в отношении этих государств со стороны ведущих мировых держав.
Рогожина Е.М., Морозова Н.М., Солодовникова А.Н. - Анализ эффективности сотрудничества Китая и Африканского союза в период пандемии COVID-19 в рамках китайско-африканского форума c. 34-44

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.2.35801

Аннотация: В статье исследуется взаимодействие КНР и Африканского союза в период пандемии коронавируса в рамках форума Китай - Африка. Рассматриваются особенности взаимоотношений Поднебесной и африканского континента, изучаются интересы Китая в регионе в период до пандемии и после её начала. Анализ гуманитарной деятельности КНР в Африке и её сравнение с той помощью, которая была оказана США, Европой и Россией, позволил выявить явную заинтересованность Пекина в сотрудничестве со странами континента, а также стремление потеснить гегемонию США в Африке и укрепить позиции Китая в регионе через сотрудничество в рамках форума Китай – Африка в обход других акторов мировой политики. Научная новизна заключается в анализе взаимодействия Пекина и африканского континента через призму китайско-африканского форума в коронавирусный период. В «доковидную» эпоху множество исследований было посвящено деятельности Китая на Африканском континенте, его политическим, экономически и имперским устремлениям, подробно описывалось экономическое, политическое и военное проникновение в регион через китайско-африканский союз, в рамках АСЕАН, АТР и инициативы КНР «Один пояс, один путь» и т.д. Однако оценка «ковидного» периода стала возможна только в недавнем времени, когда появились первые заметные результаты новых концепций взаимодействия. Выводы. Эффективность сотрудничества между Китаем и Африкой в период эпидемии коронавируса остается на высоком уровне и стремится к ещё большему углублению. Важную роль в укреплении сотрудничества играет форум Китай - Африка, в рамках которого каждая страна Африканского Союза имеет представительство и право голоса наравне с другими государствами-участниками. Авторы считают, что пока рано говорить о превосходстве КНР над США и странами Европы в Африке, однако стоит отметить, что Пекин планомерно движется в этом направлении.
Аватков В.А., Прилепский П.А. - Турция и Центральная Азия в период пандемии коронавируса c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.2.36514

EDN: NCMXSO

Аннотация: Пандемия коронавируса стала классическим «черным лебедем» и внесла значимые коррективы в международные отношения. Турецкая Республика, рассматривающая регион Центральной Азии (ЦА), как важное направление своей внешней политики, также столкнулась с необходимостью давать ответ на вызовы пандемии. Исходя из этого, предметом исследования данной статьи стали отношения между Турцией и странами ЦА после начала пандемии, а также выявления новых внешнеполитических инструментов, которые Турция на практике использовала для адаптации своего курса в ЦА. Целью исследования стал анализ результатов турецкой политики в регионе в обозначенный период. На основании обзора массива фактических данных указывается новое направление турецкой политики к странам ЦА – продвижение символического капитала победы «тюркского мира» в конфликте в Нагорном Карабахе осенью 2020 г., а также предпринимаемые попытки консолидации на данной основе. Проводится анализ кейсов, которые по мнению авторов, могут повлиять на отношения Турции и некоторых стран региона в среднесрочном периоде. Делается вывод о краткосрочном росте влияния Турции в регионе и потенциальной заинтересованности турок в росте нестабильности в ЦА, которые турки пытаются использовать для максимизации своего курса и дискредитации других внешних акторов.
Бежина Ю.В. - Североевропейское оборонное сотрудничество в постбиполярный период c. 41-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.2.40066

EDN: RGRIND

Аннотация: В статье исследуются специфические особенности оборонного сотрудничества в Северной Европе и рассматриваются его дальнейшие перспективы в условиях трансформации мирополитического ландшафта. Автор рассматривает североевропейский субрегион в качестве регионального комплекса безопасности (РКБ) и детально останавливается на следующих вопросах: исторические сходства и различия в подходах североевропейских стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции) к вопросам обеспечения безопасности; особенности североевропейского интеграционного процесса в общем и субрегионального оборонного сотрудничества в частности; структура, отличительные черты и возможные перспективы североевропейского форума в области безопасности NORDEFCO (The Nordic Defence Cooperation).    Автор приходит к выводу, что оборонное сотрудничество является существенным углублением интеграционной модели в Северной Европе, демонстрирующим способность североевропейских государств тесно взаимодействовать в сфере безопасности с учетом мозаичного участия в военно-политических блоках или интеграционных объединениях. Тем не менее, на фоне намерений Стокгольма и Хельсинки стать членами НАТО, NORDEFCO как дополняющий местный механизм безопасности уходит на второй план. Вкладом автора в исследование вопроса является построение сценариев развития североевропейского оборонного сотрудничества на основе политического прогнозирования. Вероятно, что NORDEFCO маргинализуется в рамках североевропейской кооперации, так как НАТО закроет все потребности государств субрегиона в области оборонного сотрудничества, так как декларируемая адаптация NORDEFCO под новые условия зафиксирована не является ключевой точкой риторики североевропейских политиков - на данный момент их фокус внимания лежит в атлантическом направлении. Научная новизна исследования обусловлена пересмотром странами Северной Европы внутри- и внешнеполитических приоритетов в области безопасности после событий 2014 г. и 2022 г., влиянием осложнения отношений Россия-Запад на оборонное сотрудничество в субрегионе и актуальностью вопроса для будущего России в политическом и военном аспектах.
Гольцов А.Г. - Международный порядок в Арктике: геополитическое измерение c. 44-55

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.18211

Аннотация: Статья посвящена исследованию геополитических аспектов современного международного порядка в Арктическом регионе. Арктические государства имеют не только различные геополитические, военные и экономические интересы, но и общие – прежде всего экологические. В связи с потеплением климата возрастает стратегическое значение Северного морского пути и Северо-Западного прохода. Международный порядок в Арктике определяется прежде всего нормами международного права, балансом (соотношением) силовых потенциалов западных государств и России, а также геополитическими аспектами взаимодействия между ними. В качестве основных методов исследования применялись абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, геополитическое моделирование, а также сравнительно-политический. В отношениях между западными арктическими государствами США, Канадой, Норвегией и Данией существуют спорные вопросы, но они не имеют конфликтного характера. Наблюдается активизация арктической геополитики США и усиление их влияния на ситуацию в регионе. Для России Арктика имеет важное геостратегическое и геоэкономическое значение. Россия стремится использовать международно-правовые основания для легитимизации своих претензий на расширение зоны континентального шельфа в Арктике и установление контроля над районом Северного полюса. Схожие претензии выдвигают также Канада и Дания. Китай проявляет заинтересованность в интернационализации Арктики. Арктические страны НАТО и Россия наращивают свои военные потенциалы в регионе. Возможно усиление биполярного противостояния в Арктике между Западом и Россией. Международные институты, в частности ООН и Арктический совет, имеют ограниченные возможности в урегулировании спорных вопросов. Для оптимизации регионального международного порядка необходимо совершенствование методов арктической дипломатии. Установление в Арктике полицентрического порядка мирного взаимодействия предполагает достижение геополитического компромисса между западными государствами и Россией.
Приймачук Д.В. - Эволюция афганской политики США в 2000-2016 годах c. 44-53

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.4.21080

Аннотация: Предметом исследования является эволюция политики США в отношении Исламской Республики Афганистан, реализуемой в 2000-2016 годах. При проведении исследования акцент сделан на войну в Афганистане, развязанную в 2001 году под предлогом борьбы с международным терроризмом (операция «Несгибаемая свобода») и официально завершенную в 2015 году в связи с достижением поставленных военно-политических целей операции. С этих позиций дана характеристика условий и факторов реализации политических концепций двух президентов США с выделением общего и самостоятельного в реализуемых ими политических курсах в отношении Афганистана. При проведении исследования использовались методы историографии, источниковедения, конфликтологии с применением системного подхода и системного анализа исследуемой проблемы. Основным выводом исследования является то, что современная стратегия Вашингтона в отношении Афганистана, с одной стороны, полностью соответствует традиционным геополитическим представлениям американских стратегов, а с другой – выступает логичным продолжением подходов администрации Джорджа Буша-младшего. Этот вопрос стал одним из немногих, в которых позиции двух американских президентов практически совпадали: общим стало осуществление политического курса в отношении Афганистана по единому плану и замыслу в интересах укрепления влияния Вашингтона в Центрально-Азиатском регионе.
Парланова А.Т. - Геополитические интересы Турции в Судане c. 47-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.2.36649

EDN: NCVGWY

Аннотация: Предмет исследования – турецко-суданские отношения на современном этапе, объект – внешнеполитическая стратегия Турции. Цель работы – выявить геополитические цели Анкары в Судане после заключения соглашения об аренде острова Суакин в 2017 г. и проанализировать состояние двусторонних отношений после свержения президента Судана Омар аль-Башира в 2019 г. Обращаясь к первоисточникам, исследование показывает: внешнеполитический курс Турции в Судане является логическим продолжением политики неоосманизма и панисламизма. Анализ политических событий в регионе позволяет выявить: закрепление в Судане необходимо Анкаре для ослабления позиций президента Египта – А. Ф. Ас-Сиси. Определено, что в случае создания военной базы на острове Суакин, вблизи Суэцкого канала, Анкара получает доступ сразу к четырем из семи самых уязвимых логистических узлов Мирового океана. В отечественной литературе данная тема изучена только в отдельных аспектах, без комплексного аналитического обобщения, что определяет новизну данной работы. Установление в Судане нового правительства в декабре 2019 г., лояльного Саудовской Аравии и Египту, означало, что внешнеполитический курс Анкары в Хартуме не оправдал себя. Сравнение внешнеполитической стратегии Турции в Сомали и Судане позволяет выявить основной просчет Анкары – недостаточное применение инструментов «мягкой силы». Тем не менее, в Программе внешней политики Турецкой Республики на 2021 г. Судану отводится отдельное место среди потенциальных партнеров. Сделан вывод о том, что несмотря на очевидный политический просчет Анкара все еще намерена продвигать отношения с Хартумом и преследовать свои геополитические интересы. Следовательно, Восточная Африка и регион Красного моря играют существенную роль во внешней политики Турции. Учитывать данный фактор необходимо при изучении и прогнозировании внешней политики Анкары на мировой арене.
Грачёв Б.В. - Политическая система интеграционного объединения c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.19674

Аннотация: Данная статья посвящена определению понятия «политическая система интеграционного объединения» и описанию сущностных характеристик, присущих такой системе. Предметом исследования являются особенности взаимодействия институтов, определяющих функционирование политической системы в интеграционном блоке. Затрагиваются вопросы теории интеграции, истории системных и сравнительно-функциональных исследований в политической науке. Дается краткое описание основных функциональных элементов политической системы государства, и способов их взаимодействия. Особое внимание уделяется определению уровней институционального взаимодействия в интеграционном объединении. В качестве методологии использованы положения структурно-функционального подхода Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона. Используются положения теории неофункционализма применительно к интеграционным процессам. Новизна исследования заключается в рассмотрении интеграционного объединении как политической системы, формулировании соответствующего понятия и выработки определения. Особый вклад автора состоит в определении институциональных уровней взаимодействия такой политической системы, описании возможных схем взаимовлияния институтов на уровне гражданского общества отдельной страны, государства, интеграционного объединения, международной среды. Выводы исследования развивают методологию сравнительного подхода в политологии, позволяя на их основе проводить исследование политических объектов надгосударственного уровня.
Теребов А.В. - Евроскептицизм во Франции. Угроза Фрексита на фоне пандемии COVID-19 c. 53-64

DOI:
10.25136/2409-8671.2020.4.34357

Аннотация: Предметом данного исследования является проявление евроскептицизма во Франции, на политической арене и среди её граждан. Цель исследования состоит в определении перспектив дезинтеграции Франции по отношению к Европейскому Союзу. Цель конкретизируется в задачах, обозначающих структуру работы: во-первых, анализ экономических и политических институтов ЕС, позволяющий выявить источники возникновения идей евроскептицизма в Республике. Во-вторых, анализ динамики евроскептицизма на фоне пандемии COVID-19, позволяющий выяснить, как чрезвычайные условия 2020 г. повлияли на рост антиевропейских настроений во Франции. Методы исследования включают в себя политологический, социологический и источниковый анализ.    Шенгенская зона осложнила миграционную проблему Европейского Союза, Дублинское соглашение 2003 г. неравномерно распределило ответственность стран ЕС за предоставление убежища беженцам. Зависимость экономики Франции от действий ЕСЦБ, отсутствие возможности участвовать в принятии экономических решений на наднациональном уровне, единая валютная система, политическое устройство ЕС — важнейшие поводы для недовольства среди евроскептиков. Антиевропейские настроения во Франции могут стать значительными на фоне растущей популярности протекционистской политики в условиях пандемии COVID-19. Поскольку Брюссель не занимает сильную позицию против внешних угроз, а среди членов ЕС ощущается недостаток солидарности, идея референдума о Фрексите может получить новый импульс в контексте приближающихся президентских выборов 2022 г. во Франции.
Плавинский В.Б. - Институализация политической власти в Приднестровской Молдавской Республике: исторические предпосылки и современные факторы c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-8671.2016.3.20231

Аннотация: Предметом исследования являются основные черты и особенности институализации политической власти в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) в контексте исторических и современных политических процессов. В работе даётся обоснование объективных предпосылок институализации государственной власти в Приднестровье, выделяются ключевые факторы ее формирования и функционирования. Автор статьи аргументирует тезис о значении международно - правового признания ПМР для институализации власти в республике. Показаны делегитимирующие факторы политического режима, которые отражаются на состоянии его институализации В качестве основных методологических подходов использованы институционализм и сравнительный анализ. Их применение в совокупности с другими политическими теориями позволяет изучить новые политии как целостный институт, обладающий самодостаточностью, имеющий свои особые потребности и проявляющий тенденции развития. В результате исследования делается вывод о сложной, гибридной форме институализации политического режима ПМР, институализации политико - государственной власти как системной историко - политической проблемы, взаимозависимости институализации и легитимации власти, их внутренних и внешних факторов. Материалы статьи могут быть использованы в политической практике, а также в качестве дополнительной информации в курсах по политологии и регионоведению.
Озен М.А. - Стратегические интересы Запада, России, Турции, Ирана на Южном Кавказе в начале XXI в. c. 74-87

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.26900

Аннотация: Объектом исследования является Южный Кавказ, предметом – стратегические интересы отдельных стран, прежде всего Запада, России в отношении Южного Кавказа. В самом начале работы автор подробно дает краткий исторический экскурс в историю взаимоотношений нескольких государств: России, Турции и западных стран, главным образом США, которые имели определённые стратегические интересы на территории Южного Кавказа. Поиск достоверных ответов на эти острые и актуальные вопросы немыслим без стремления определить роль и место Южного Кавказа как в региональной, так и в глобальной конъюнктуре. В исследовании используются сравнительно-исторический метод, методы науки о международных отношениях, такие как исторический, компаративный, дескриптивный, помогающий восстановить фактическую сторону определённых политических феноменов, логико-психологический и хронологический методы. Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что впервые в азербайджанской политической науке предпринята основательная попытка заполнить «белые пятна» в изучении стратегических интересов России, Турции, Запада, Ирана на Южном Кавказе. Отсюда протянута нить к анализу стратегических интересов Запада и России на Южном Кавказе. Они имеет как общие точки соприкосновения, так и различия. Последние представлены нами как индивидуальный почерк ряда аналитиков, которым не безразлична судьба России и западных стран.
Филиппов В.Р. - Африканская политика Франсуа Миттерана c. 81-94

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21714

Аннотация: Предметом исследования является африканская политика Франции в период правления четвертого президента Пятой республики Франсуа Миттерана (политика «Франсафрик»). Особое внимание уделено выяснению побудительных мотивов и форм участия Елисейского дворца в гражданской войне в Республике Чад; целей и причин организации французскими спецслужбами военного переворота в Буркина-Фасо и убийства президента этой страны Томаса Санкары; определению меры ответственности Франции, лично президента Франсуа Миттерана за геноцид социальной общности тутси в Руанде. Методологическая основа исследования – исторический материализм и принцип историзма. Использование метода исторической реконструкции позволило выяснить латентные цели африканской политики Франции и характеризовать ее как неоколониализм и вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов и др.) дал возможность выяснить роль Франции в развязывании гражданской войны в Чаде; позволил показать особенности политики Пятой республики в отношении других стран, втянутых в военные действия в этом регионе – США, Ливии, Судана. Показана тесная связь между событиями в Республике Чад и войной в Дарфуре. Обоснован вывод о том, что Франция инспирировала межконфессиональное и межрасовое противостояние в Республике Чад с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном и стратегически важном регионе. Сделан вывод о том, что убийство президента Буркина-Фасо Томаса Санкары было организовано французскими спецслужбами по указанию Ф. Миттерана и с непосредственным участием его сына Жана-Кристофа. Автор приходит к заключению, что Франция несет свою долю ответственности за преступление против человечества в Руанде, за развязывание геноцида, в ходе которого были убиты более миллиона человек. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363 «Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа».
Зобнин А.В. - "Бахрейнский синдром": влияние международных факторов на российско-бахрейнские отношения (2014-2015 гг.) c. 85-102

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.16693

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются российско-бахрейнские отношения на современном этапе (2014-2015 гг.), предметом - черты и специфические особенности так называемого "Бахрейнского синдрома". «Бахрейнский синдром» определяется автором как феномен внешнеполитического поведения малых государств, характерными чертами которого являются активное участие в деятельности различного рода коалиций, лавирование между интересами крупных держав с целью поддержания баланса сил в регионе, подкрепление политических договоренностей финансово-экономическими соглашениями для реализации национальных потребностей. В центре внимания исследования - факторы, способствующие развитию и эволюции "Бахрейнского синдрома", их взаимозависимость друг с другом и способность оказывать действенное влияние на формирование российско-бахрейнских отношений. В качестве ключевого метода исследования используется сравнительно-политический анализ, а также факторный анализ в части определения факторов, оказывающих влияние на формирование "Бахрейнского синдрома". В ходе проведения исследования был сделан вывод о том, что к общим чертам «Бахрейнского синдрома» можно добавить специфическое компоненты, характерные только для внешнеполитического поведения Королевства Бахрейн, такие как ограничение обсуждения с потенциальными партнерами ряда внутриполитических вопросов, в частности, острое нежелание вмешательства третьих стран в проблемы политического развития бахрейнского общества, отдельные направления социального и культурного сотрудничества развиваются без привязки к политико-экономическим направлениям двухстороннего взаимодействия. К числу причин и факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование и эволюцию «Бахрейнского синдрома» можно отнести фактор Украины и Крыма, фактор США и Великобритании, фактор «Арабской весны». Однако если последний фактор можно отнести к разряду стимулирующих отношения, то первые два - к разряду затрудняющих их развитие.
Бейшеналиев А.Б. - Направления американской политики в Центрально-Азиатском регионе c. 88-98

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.27035

Аннотация: Предметом исследования является направление политики США в регионе Цетральной Азии. Объектом исследования является политика США. Автор статьи отмечает те сферы жизни региона, на которые были направлены векторы политики США. Это права человека и поддержка правозашитных организаций, это процесс демократизации в регионе и отстаивание ценностей демократии, это торговля и инвестиции. Страны региона имеют весомые природные ресурсы - уран, нефть, газ, алюминий, хлопок, золото. При этом они имеют разные модели государственного устройства - демократические, авторитарные, нейтральные). Приведены данные торговых оборотов США с государствами Центральной Азией за 2013 год, а также данные о финансовой поддержке с американской стороны за период с 1992 по 2015 годы. Структура экономики государств региона ориентирована на рынки разных стран, входящих в ВТО и Евразийский Экономический Союз. Особое внимание уделено на содержание таких программ США как «поддержка безопасности и контроля за вооружениями», «Борьба с наркотиками в регионе», «антитеррористическая борьба». Основные направления политики США в Кыргызстане носили политический, военно-политический, гуманитарный и антитеррористический характер, а экономический фактор не был так ощутим. Таким образом, страны региона в постсоветском периоде развития в политико-экономическом и гуманитарном направлениях выбрали разные пути (демократические, авторитарные, нейтральные). Это по-разному влияло на отношения с США.
Кузнецов Д.А., Грачевский Г.А. - Концепция «Индо-Пацифики» в контексте международного регионостроительства c. 93-105

DOI:
10.25136/2409-8671.2022.1.37605

Аннотация: В статье рассматривается концепция Индо-Пацифики как находящегося в становлении функционального международно-политического региона. На основе концепции регионостроительства И. Нойманна предпринимается попытка выделить основных акторов, заинтересованных в его создании, соотношение их интересов. Государства продолжают выдвигать собственные трактовки и видения того, что должна включать в себя Индо-Пацифика как с точки зрения географических границ, так и с точки зрения её «идейного» содержания, норм и правил поведения в его перспективных границах. Цель статьи - определить соотношение интересов, мотивацию включённых акторов и выделить группы подходов, а также перспективы их реализации. С помощью дискурс-анализа подходов различных стран выделяются их характерные черты, на основе чего подходы разделяются на две группы – эксклюзивные и инклюзивные. Показана эволюция дискурса вокруг Индо-Пацифики, что связано с эволюцией самой концепции. Выявлено изменение позиции у некоторых из акторов от нейтрального/негативного отношения к готовности поддерживать новую концепцию. Дана оценка соотношению кооперации и конкуренции в «строящемся» регионе. Определены внутренние и внешние факторы формирования Индо-Пацифики. Дана оценка роли идентичности. Политически мотивированное противостояние и конкуренция проектов является неотъемлемой частью регионостроительства в Индо-Тихоокеанском регионе. В настоящее время в его потенциальных границах ведётся борьба между подходами различных государств, которые таким образом пытаются переориентировать регион на достижение своих целей. От того, какое видение в итоге окажется доминантным, будет зависеть и практическое наполнение, т.е. характер проходящих в регионе международно-политических процессов. Оценивается мирополитическая значимость концепции ИТР для России, а также её перспективы в целом.
Мехдиев Э.Т., Ермолаев А.О. - Новая модель глобального управления и региональная интеграция c. 95-106

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.21956

Аннотация: Авторы исследуют формирование механизмов глобального управления в рамках сопряжения региональных интеграционных комплексов на примере Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате процесса регионализации на современные международные отношения значительное влияние оказывают региональные интеграционные комплексы. Авторы отмечают, что региональные державы предлагают свое видение мирового порядка и стремятся создать пояс стабильности и безопасности, форсируя интеграционные процессы в регионе. Отдельное внимание в статье уделяется Латинской Америке, где сочетаются модели «хорошего (эффективного, надлежащего) управления» и регионального консолидированного сотрудничества. Методологической основой исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ и синтез, обобщение, сравнение, исторический и статистический методы и др. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о возможности применения концепта «региональной полиархии» в формировании модели глобального управления, что позволило бы государствам участвовать в процессах обсуждения важнейших вопросов, а также ощущать равенство/равнозначность всех субъектов, несмотря на различные финансово-экономические показатели и ресурсный потенциал.
Песцов С.К. - Регионализм и новая периферийная политика Китая c. 103-118

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.3.23751

Аннотация: Предметом исследования данной работы выступает регионализм Китая как совокупность взглядов и представлений об окружающем страну пространстве, предпочтительных региональных порядках и стратегиях регионального строительства. В качестве теоретической основы автор отталкивается от конструктивистских постулатов теории нового регионализма, предлагающих ряд важных для понимания современного регионализма идей. Новое, все более заметное звучание региональная проблематика стала приобретать в Китае с приходом в 2012 году к власти Си Цзиньпина и пятого поколения китайских лидеров. Подтверждением этого выступает целая серия новых концепций и инициатив в области регионального строительства, предложенных китайскими лидерами и активное обсуждение новой региональной стратегии Китая в академической среде. Анализ идей и предложений, рождающихся в ходе этого обсуждения позволяет создать более полную картину направления и характера вероятных перемен во его внешней политике, равно как и контуры формирующегося в Китае нового видения регионализма. В данной работе предпринимается попытка общего обзора нового китайского подхода к регионализму как формирующейся в процессе его роста и развития сумме представлений об окружающем региональном пространстве, взглядов на региональные порядки и стратегий поведения в региональной среде. В качестве методологической основы исследования выступает комплексный подход с привлечением исторического, логического и сравнительного методов научного познания, методики системного, содержательного и компаративного анализа источников. Научная новизна исследования заключается в выявлении и интерпретации формирующихся на современном этапе в Китае новых представлений о пространстве периферийной дипломатии, целях и задачах соседской дипломатии, принципах и тактике взаимоотношений с региональными соседями, географических ориентирах и приоритетах региональной активности. Проведенный анализ позволяет понять новые тренды и содержание формирующегося в Китае общего видения регионализма и политики страны в региональном окружении.
Пеньков М.Ю. - Влияние США и Западной Европы в восточно-европейском регионе c. 104-112

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.2.19259

Аннотация: Предметом исследования является политика США и стран Западной Европы в Восточно-Европейском регионе. В статье показана нацеленность США и стран Западной Европы на закрепление и расширение своего влияния в Восточно-Европейском регионе и создание на постсоветском пространстве «санитарного кордона» вокруг России. Особое внимание уделяется анализу стремлений Запада использовать страны Восточной Европы для создания зон нестабильности в государствах, приграничных с Россией, и процессам евроатлантической интеграции стран Восточной Европы. Методология исследования объединяет методы политических исследований, источниковедение, историографию, системный анализ, ретроспективный и проспективный анализ политической обстановки. Основным выводом проведенного исследования является то, что США и страны Западной Европы используют все возможные, в том числе и явно противоречащие международному праву, методы (наглядным примером является Украина) для вовлечения стран Восточной Европы и, в особенности, бывших республик СССР в орбиту своего влияния. При этом в угоду своим интересам они готовы принимать сугубо политические решения об интеграции в евроатлантические структуры даже тех стран, которые не соответствуют установленным на Западе критериям.
Хонг С. - Внешняя политика Республики Корея в Арктическом регионе c. 107-126

DOI:
10.7256/2409-8671.2017.1.22275

Аннотация: В статье исследуется содержание арктической стратегии Республики Корея. Автор рассматривает причины экономического и политического характера, по которым Южная Корея стремится активизировать свою деятельность в регионе. Экономические возможности в Арктике связаны с добычей энергоресурсов, эксплуатацией транспортных маршрутов (Северного морского пути), превращением южнокорейских портов в крупные логистические центры и развитием судостроения. Политический аспект арктической стратегии обусловлен желанием Республики расширить свое международное влияние и получить признание в качестве средней державы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ и синтез, обобщение, сравнение, исторический и статистический методы и др. В результате исследования автор приходит к выводу, что в арктических институтах Республика Корея позиционирует себя в роли средней державы и является подходящей страной для такой роли, учитывая ее неагрессивную политику в Арктическом регионе. Она готова служить связующим звеном между странами – постоянными участницами Арктического совета и неарктическими странами, заинтересованными в регионе.
Розанова Л.И., Морошкина М.В. - Оценка влияния приграничного положения регионов на инвестиционную активность: зональные различия c. 112-119

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.13411

Аннотация: Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность являются неотъемлемой частью экономической политики стран. В статье рассматривается взаимосвязь инвестиционной активности с приграничным положением регионов России. Данный процесс неоднозначен для различных приграничных зон, характеризующихся большей или меньшей инвестиционной привлекательностью и активностью. Объектом исследования являются выделенные авторами по типологическим признакам регионы, сгруппированные в отдельные приграничные зоны. Предметом исследования является инвестиционная активность регионов, входящих в различные зоны. Актуальность исследования определяется сложностью социально-экономического развития во многих приграничных регионах, прежде всего входящих в состав казахстанской и кавказской приграничных зон, и необходимостью активизации инвестиционной деятельности в отстающих регионах. В исследовании используется метод группировки, сравнительного анализа. Авторами выделяются по типологии и местоположению разные приграничные зоны и проводится представленный в графическом виде вертикальный и горизонтальный анализ статистических данных по привлеченным в регионы инвестициям в основной капитал. В статье предпринята попытка дать характеристику инвестиционным процессам в регионах с позиций их выгодного в геополитическом и экономическом плане приграничного местоположения. Новизна исследования заключается в оригинальном подходе сопоставления регионов по их инвестиционной активности в разрезе не отдельных регионов, а целых групп регионов, объединенных в типологические зоны. Выявленные зональные различия позволяют авторам сделать вывод о том, что на инвестиционную активность влияет не столько фактор приграничного положения, сколько доступ к природным ресурсам, прежде всего в топливно-энергетическом секторе, а также возможность выхода на крупные рынки сбыта в условиях развитой транспортно-логистической инфраструктуры и емкого внутреннего потребительского рынка.
Хадорич Л.В., Хейфец В.Л. - Эволюция Организации американских государств в 90-е гг. ХХ века c. 120-140

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.2.14325

Аннотация: Период 1990-х гг. стал для Организации американских государств (ОАГ) поворотным моментом: с одной стороны, международная организация приобрела общеконтинентальный характер, формально объединив все 35 независимых государств Западного полушария, с другой – изменение основ международных отношений в результате распада биполярной системы означало неизбежную трансформацию основополагающих принципов функционирования ОАГ. Развитие получила деятельность по продвижению демократии, начался коренной пересмотр подходов к проблемам безопасности в регионе, основанный на отказе от идеи противодействия коммунистической угрозе; стала очевидна необходимость создания нового сценария регионального развития в целом. Данная статья предлагает анализ основных институциональных и функциональных трансформаций ОАГ в 1990-е гг. Акцент сделан на противоречиях, с которыми столкнулись государства-члены в процессе поиска новых моделей многостороннего взаимодействия в рамках старейшей региональной организации Западного полушария. Исследование базируется на общенаучных методах познания. В ходе работы авторы опирались на междисциплинарный и интегративный подход, рассматривая ОАГ системно, во всей совокупности межамериканских отношений в указанный хронологический период. Развитие ОАГ анализируется в тесном взаимодействии с конкретными историческими событиями и явлениями, то есть в соответствии с принципом историзма. В качестве основного вывода выступает идея о том, что несмотря на трансформации ОАГ периода 1990-х гг. вследствие совместного поиска новых моделей регионального развития государствами региона, глубинные межамериканские противоречия не позволили ОАГ полностью обновить механизмы взаимодействия, обеспечивая их максимальную эффективность. Неспособность справиться с уже имеющимися противоречиями ограничила достижения ОАГ в рассматриваемый период, несмотря на всю значимость системы коллективной безопасности демократии, оформившейся в рассматриваемый период. Тем не менее, 1990-е гг. заложили основные направления развития ОАГ в начале XXI века.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.