Статья 'Деятельность Глобального экологического фонда по содействию международной передаче климатических технологий: правовые и программно-стратегические основы' - журнал 'Международное право и международные организации / International Law and International Organizations' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
Правильная ссылка на статью:

Деятельность Глобального экологического фонда по содействию международной передаче климатических технологий: правовые и программно-стратегические основы

Шугуров Марк Владимирович

ORCID: 0000-0003-3604-3961

доктор философских наук

профессор кафедры философии, Саратовская государственная юридическая академия

410028, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Shugurov Mark Vladimirovich

Doctor of Philosophy

Professor of the Department of Philosophy, Saratov State Law Academy

410028, Russia, Saratov, Volskaya str., 1

shugurovs@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0633.2019.4.31805

Дата направления статьи в редакцию:

16-12-2019


Дата публикации:

23-12-2019


Аннотация: Предметом статьи являются международно-правовые и программно-стратегические основы деятельность Глобального экологического фонда в сфере содействия международной передаче технологий в форме поддержки проектов и программ в рамках глобального климатического режима. Автор подробно останавливается на характеристике функционирования ГЭФ в качестве оперативного органа финансового механизма Рамочной конвенции об изменении климата, содействующего выполнению закрепленных в ней международно-правовых обязательств в сфере передачи технологий. Особое внимание уделяется характеристике актов «мягкого» международного права, а также роли программных и стратегических инструментов, задающих направление исследуемой деятельности Фонда. Методологическая база исследования представлена общенаучными методами познания (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение). В процессе анализа тематической деятельности Фонда использовался общенаучный принцип развития, а также системно-структурный подход. В качестве специально-научного был применен историко-правовой метод, а также использовался формально-догматический метод, позволивший раскрыть содержание правовых и программных положений, определяющих направления содействия со стороны Фонда передаче и распространению технологий. Основным выводом исследования является положение о том, что функционирует разветвленная регуляторная база, позволяющая Фонду постоянно расширять содействие передаче климатических технологий и повышать его эффективность. Основной вклад автора в изучение предложенной темы состоит в том, что впервые в отечественной литературе в системной форме раскрыт масштаб деятельность ГЭФ в сфере передачи международной передачи климатических технологий и ее регулятивные рамки. Новизна исследования состоит в установлении комплексного характера исследуемого содействия, заключающегося в сочетании финансовой и технической поддержки.


Ключевые слова:

Глобальный экологический фонд, устойчивое развитие, изменение климата, передача технологий, развивающиеся страны, Механизм по технологиям, финансирование, Конференция Сторон, адаптация, международное климатическое право

Abstract: The subject of this research is the international legal and program-strategic framework of activity of the Global Environment Facility (GEF) in promoting the international transfer of climate technologies through the support of projects and programs in the context of global climate regime. Attention is focused on the description of the activity of GEF as operating entity of financial mechanism in United Nations Framework Convention on Climate Change that facilitates execution of the international legal obligations on technologies transfer enshrined therein. Attention is paid to characteristics of the acts of “soft” international law, as well as the role of program and strategic instruments that specify the vector of this field of activity of GEF. The conclusion is made that the existing ramified regulatory base allows the Global Environment Facility to promote the transfer of climate technologies and increase its efficiency. The author is first within the national literature to systematically describe the scale of the activity of GEF in the area of international transfer of climate technologies and its regulatory framework. The novelty consists in revealing the comprehensive nature of such facilitation, which consists in combination of financial and technical support.


Keywords:

Global Environment Facility, sustainable development, climate change, technology transfer, developing countries, Technology mechanism, financing, Conference of Parties, adaptation, international climate law

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-03-00400-ОГН «Международно-правовое регулирование передачи технологий в контексте глобальной стратегии устойчивого развития: состояние и перспективы»).

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия к одной из тем, имеющей не только теоретический, но и практический характер, относится финансирование «зеленого» роста экономики, что неразрывным образом связано с задачей финансирования охраны окружающей среды в контексте перехода к устойчивому развитию и достижения его целей (далее – ЦУР). Данная тематика стала предметом самостоятельных научных исследований [1]. Одновременно с этим отметим, что «зеленое» финансирование в тесном сопряжении с «зелеными» инвестициями прямо и недвусмысленно рассматривается в рамках ЦУР № 17 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (далее – Повестка-2030) [2] в качестве средства перехода к устойчивому развитию. Другое важное средство предусматривается в целевых задачах 17.6–17.8: здесь говорится о разработке, передаче и внедрении устойчивых (экологически обоснованных) технологий.

По мере расширения глобального оборота данной категории технологий, которые служат делу перехода к устойчивому развитию и достижению его целей, актуализируется вопрос о финансировании их передачи как по линии Север–Юг, так и по линии Юг–Юг. Прогресс в международной передаче технологий в интересах устойчивого развития во многом зависит от своевременности и достаточности выделяемых финансовых ресурсов, идущих на их приобретение из зарубежных источников с их последующим освоением. Поэтому финансирование представляет собой важный аспект сотрудничества государств в сфере содействия передаче технологий не только на двустороннем уровне, но и на уровне международных организаций, а также в процессе сотрудничества в рамках тех или иных природоохранных конвенций. В качестве источников финансирования выступают займы и гранты, выделяемые международными банками развития и специальными международными фондами. К последним относится Глобальный экологический фонд.

Содействие передаче технологий осуществляется Фондом по различным тематическим направлениям его деятельности. Будучи самостоятельной международной финансовой организацией, он оказывает финансовую поддержку осуществлению природоохранных конвенций, например, Конвенции ООН о биоразнообразии 1992 г., а также конвенций в сфере оборота опасных химических веществ, например, Минаматской конвенции по ртути 2013 г.

В настоящее время основным направлением его деятельности является содействие адаптации к изменению климата и смягчению его последствий посредством реализации соответствующего оперативного подхода. В качестве финансовой структуры Фондомосуществляется важная роль в наращивании финансовых ресурсов для решения проблем, связанных с изменением климата, в том числе посредством содействия поиску и передаче технологий заинтересованным развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

Исследование деятельности ГЭФ в сфере содействия передаче технологий в интересах устойчивого развития в рамках глобального климатического режима сквозь призму анализа ее правовых и программно-стратегических основ представляет собой большой научный и практический интерес, поскольку именно эти основы задают рамки и содержание сотрудничества государств, международных организаций и всех заинтересованных кругов, направленного на выполнение соответствующих обязательств по Конвенции ООН об изменении климата (далее – РКИК ООН) [3] применительно к передаче технологий. Одновременно данные основы необходимы для достижения ЦУР № 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями».

В этой связи целью данной статьи является системное изучение международно-правовых и программно-стратегических основ деятельности ГЭФ в сфере передачи климатических технологий. Это позволит, во-первых, существенно углубить объем знаний о регулятивах, определяющих предпринимаемые Фондом меры и инициативы по стимулированию благоприятной среды для международной передачи технологий в рамках глобального климатического режима. При этом следует учитывать, что зачастую анализ данного направления деятельности Фонда, а тем более соответствующих нормативных правовых и программно-стратегических рамок представлен всего лишь тезисными обзорами[4]. Во-вторых, важным результатом данной статьи станет расширение имеющихся в научной литературе представлений о «зеленом» векторе международной финансовой системы, а также архитектуре ее регуляторных рамок.

1. ГЭФ как оперативный орган финансового механизма РКИК ООН и вопросы передачи климатических технологий

В п. 5 ст. 4 РКИК ООН содержится обязательство развитых стран предпринимать все возможные практические меры, направленные на поощрение, облегчение и финансирование в соответствующих случаях передачи экологически чистых технологий и ноу-хау или доступа к ним тем Сторонам Конвенции (далее – Сторонам), которые являются развивающимися странами. Специальным образом выделено обязательство по предоставлению развивающимся странам финансовых ресурсов для покрытия сопутствующих издержек, включая финансовые ресурсы на цели передачи технологии (п. 3 ст. 4). Все это определяет то обстоятельство, что одним из приоритетов сотрудничества в рамках РКИК ООН, начиная с первого совещания Конференции Cторон в 1994 г. [5], стала передача технологий в целях смягчения последствий изменений климата и адаптации к ним. Расширенное освоение передовых технологий в развивающихся странах признается сегодня в качестве существенного условия для достижения глобальной цели сокращения эмиссии парниковых газов (далее – ПГ), что одновременно позволяет этой большой группе стран адаптироваться к последствиям климатических изменений.

Стороны Конвенции исходят не только из обязательств по передаче технологий, предусмотренных в п. 5 ст. 4 Конвенции, но и соответствующих политических обязательств, закрепленных в программно-стратегических документах, начиная с Повести дня на 21 век и заканчивая Повесткой-2030. Одновременно Стороны уделяют внимание смежным аспектам передачи технологии – разработке, распространению и демонстрации технологий, а также укреплению потенциала их передачи, выявлению технологических потребностей, с особым внимаем относясь к потребностям развивающихся стран. В последнем случае в национальные сообщения о ходе выполнения обязательств по Конвенции включается информация о потребностях в технологиях и имеющей место деятельности по их передаче.

Облегчение передачи технологий в качестве выполнения обязательств по РКИК ООН находится не только в центре внимания главного органа Конвенции – Конференции Сторон, но и различных конвенционных вспомогательных структур, например, Вспомогательного органа для консультирования по научным и техническим аспектам, Группы по передаче технологий, Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Вспомогательного органа по осуществлению. Эти органы активно сотрудничают с национальными центрами и сетями в области технической информации. Ключевое значение в данной сфере конвенционного сотрудничества с 2012 г. стал играть Механизм РКИК ООН по технологиям, учрежденный в соответствии с п. 11 Копенгагенской договоренности 2009 г. [6].

Однако на пути международной передачи и распространения данных технологий находятся многочисленные барьеры. Сюда следует отнести – высокую стоимость технологий, что является своего рода вознаграждением разработчиков и правообладателей за получаемые выгоды от их внедрения; нехватку технической информации; импортные и экспортные ограничения; неадекватные стратегии и регулятивы на национальном уровне; недостаток понимания значения данных технологий. Все это затрудняет усилия по передаче технологий. Поэтому всестороннее исследование данных барьеров, а тем более их устранение на практике является необходимым условием осуществления инвестиций в технологии и, как следствие, предпосылкой их более быстрого распространения. Все эти вопросы входят в поле внимания конвенционного сотрудничества в сфере передачи технологий, являющейся составной частью конвенционного научно-технического сотрудничества.

Важную ориентирующую роль в конвенционном сотрудничестве в сфере передачи технологий играют Рамки для конструктивных и эффективных действий по активизации осуществления п. 5 ст. 4 Конвенции [7] (далее – Рамки),предполагающие такие приоритетные области, как оценка технологических потребностей, технологическая информация, укрепление потенциала для передачи технологий, стимулирующие условия. Данные Рамки, являясь составной частью Марракешских договоренностей, представляющих собой решения, принятые на седьмой сессии Конференции Сторон (Марракеш, 29 октября–10 ноября 2001 г.) [8]. Они исходят из того, что обеспечение экономического и социального развития, а также искоренение нищеты – первоочередная задача Сторон, которые являются развивающимися странами. При этом решение данных проблем зависит от решения проблем, связанных с изменением климата. В связи с этим миссия по обеспечению укрепления потенциала в развивающихся странах, необходимого для осуществления Конвенции, была возложена на ГЭФ. Одновременно это отразило подход, изложенный в указанных выше Рамках, согласно которому главную роль в процессе поддержки осуществления оценок технологических потребностей, а также в содействии передаче технологий будет играть ГЭФ.

В свете сказанного начнем с того, что ГЭФ является самостоятельной международной финансовой организацией, учрежденной в 1991 г. в качестве экспериментальной программы для решения глобальных проблем окружающей среды на основе предоставления займов и грантов для поддержки разнообразных эколого-ориентированных программ и проектов в значительном количестве стран. Как отмечается в литературе, в целях предотвращения деградации глобальных экологических благ и содействия переходу к их рациональному использованию «мировое сообщество создает специальные механизмы для предотвращения или компенсации негативных последствий глобальных внешних эффектов. Примером такого средства является Глобальный экологический фонд, образованный Программами ООН по развитию и окружающей среде (ПРООН и ЮНЕП) и Всемирным банком для смягчения глобального изменения климата, сохранения биоразнообразия, охраны международных вод и сохранения озонового слоя» [9, c. 95].

В настоящее время в его структуру входят Ассамблея, Совет, Секретариат, Научно-технический консультативный совет, а также независимое Управление оценки. Результативность его работы определяется тем, что он располагает десятью агентствами, или международными межправительственными организациями–исполнителями, которые непосредственно обеспечивают проектный цикл. В эту сеть входят специализированные учреждения ООН, например, ЮНЕП, ЮНИДО, ФАО и др. В дополнение к этому его партнерами являются региональные банки развития (АфБР, АзБР, ЕБРР, МАБР), а также Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР). Фонд активно взаимодействует с национальными учреждениями и региональными структурами. Важное значение имеет партнерство с частными сектором и организациями гражданского общества.

Источниками финансовых средств Фонда являются добровольные взносы, которые главным образом предоставляют государства-доноры. Одновременно с этим Трастовый Фонд ГЭФ, управляемый Всемирным банком, пополняется за счет добровольных взносов, а также за счет доходов, полученных Всемирным банком от своей инвестиционной деятельности. Динамика пополнения характеризуется тенденцией возрастания консолидируемых финансовых ресурсов. Так, шестое пополнение (ГЭФ-6, 2014–2018 гг.) предполагает мобилизацию 4,4 млрд. долл., которые были направлены на реализацию проектов и программ в 140 государствах по широкому природоохранному спектру – изменение климата, обезлесение и деградация земель, исчезновение видов, токсичные вещества и отходы и т.д., тогда как в рамках первого пополнения бюджет Фонда составлял всего лишь 1 млрд. долл. (1995–1998 гг.).

Как подчеркивает Д.С. Боклан, налицо новая форма экономического сотрудничества, «осуществляемого в целях охраны окружающей среды, с одной стороны, и экономического развития – с другой» [10, с. 33]. Данный вывод полностью согласуется с парадигмой ГЭФ, согласно которой сохранение окружающей среды является необходимым условием устойчивого экономического развития. Поэтому, как правильно признается в литературе, «идею организации экологических фондов можно считать приемлемой и наиболее удачной, поскольку формируются финансовые средства, использование которых возможно только на экологические проекты»[11, c. 5].

Передача низко-углеродных и климатически устойчивых технологий была воспринята в качестве «сквозной» темы с самого начала функционирования ГЭФ. Как отмечалось в научных исследованиях, относящихся ко времени его учреждения, деятельность последнего позволяет посредством доступа к займам и грантам на осуществление проектов, предполагающих передачу технологий, предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды [12, p. 72]. Содействие передаче технологий является долговременным приоритетом анализируемой международной финансовой организации в сфере деятельности – «изменение климата», в рамках которой ГЭФ осуществляет свой вклад в смягчение изменений климата и адаптации к ним.

Решение этой задачи осуществляется в рамках тесного сотрудничества с РКИК ООН. Более того Фонд является согласно ст. 11 данной Конвенции оперативным органом ее финансового механизма. Решение о выполнении ГЭФ функции оперативного органа было принято на первом совещании Конференции Сторон РКИК ООН в 1994 г. [13]. Функционирование в качестве органа финансового механизма Конвенции означает, что в своей деятельности он подчиняется решениям Конференции Сторон, а именно ее руководящим указаниям. В соответствии с решением 11/СР.1 Конференция Сторон предоставляет Фонду как оперативному органу финансового механизма руководящие указанияпо вопросам политики, программным приоритетам, а также критериям отбора проектов.

Для темы нашего исследования наиболее важным представляется п. 1(а)(iii) решения 11/СР.1,в котором определяется, что оперативный орган или органы в связи с деятельностью по передаче технологий должны обеспечивать экологически чистый характер таких технологий и их адаптацию к местным условиям. В логической связи с этим указанием находится указание на необходимость стимулирования подготовки кадров, образования и, конечно же, научных исследований, а также подчеркивается необходимость поддержки мероприятий по укреплению научно-технологического потенциала Сторон, являющихся развивающимися странами посредством установления сети контактов, подготовки экспертов и развития организационной базы (п. 1(b)).

Нормативной правовой основой для взаимодействия Конференции Сторон и ГЭФ стал Меморандум о понимании [14]. Уже в его начальных формулировках прослеживается внимание к передаче технологий. Так, в первом абзаце вводной части подчеркивается, что финансовый механизм Конвенции в соответствии со ст. 11 призван обеспечивать финансовые ресурсы на безвозмездной основе и на льготных условиях, в том числе для передачи технологий. Далее содержится напоминание о том, что финансовый механизм функционирует под руководством Конференции Сторон и подотчетен ей.

Не меньшее значение для деятельности Фонда в рассматриваемой нами сфере имеют выводы,получаемые в ходе периодических обзоров финансового механизма Конвенции, которые предпринимаются Вспомогательным органом по осуществлению. В них, в частности, поднимаются вопросы совершенствования процедур распределения ресурсов, особенно на этапе отбора проектов. Так, по итогам Четвертого обзора в п. 3 решения 2/СР.16 Конференция Сторон постановила, что ГЭФ должен и далее продолжать наращивать поддержку развивающимся странам в ряде областей. К одной из них относится выполнение их обязательств по Конвенции, а именно по активизации укрепления национального потенциала, применения и распространения технологий, практики и процессов в целях предотвращения изменения климата [15].При этом нельзя не заметить, что Фонд нацелен не столько на борьбу с неблагоприятными последствиями климатических изменений, сколько на предотвращение причин деградации окружающей среды. Отсюда деятельность Фонда следует рассматривать как систему усилий в направлении перехода к устойчивым моделям потребления и производства, что полностью соответствует задачам в рамках ЦУР № 12 «Рациональные модели потребления и производства».

Еще одной основой для эффективной работы Фонда являются Дополнительные указания Конференции Сторон. Так, уже в первом Дополнительном указании 1998 г. ему было предложено оказывать финансовое содействие в доведении до сведения Конференции Сторон информации о потребностях в технологиях, особенно экологически безопасных (п. 1(b)), оказывать поддержку в деле создания потенциала в целях оценки потребностей в технологиях и идентификации источников поставщиков таких технологий при одновременном определении условий их приобретения (п. 1(g)(i)) [16].

Важную роль играют руководящие указания об эффективности финансирования, мобилизации средств из разных источников, содействия доступу развивающихся стран к финансовым ресурсам, поддержке разработки национальных программ, связанных с климатическими изменениями. В соответствующих руководящих указаниях зачастую поднимается вопрос о дальнейшей деятельности Фонда в сфере передачи технологий и содержатся рекомендации по улучшению данной деятельности.

Несмотря на то, что ГЭФ является оперативным органом финансового механизма Конвенции, он функционирует также в соответствии с собственными программами и стратегиями, которые содержательно связаны с общей политикой, реализуемой в рамках конвенционного сотрудничества. Усилия, предпринимаемые ГЭФ в области финансирования передачи технологий и связанных с ней процессов, основаны наего общих, а также на специальных стратегиях, направленных на решение тех или иных задач. В обоих случаях данные стратегии предполагают деятельность в сфере содействия передаче технологий.

Так, Стратегии деятельности (Climate Change Focal Area Strategies),находящиеся в основе деятельности Фонда в рамках периодических четырехгодичных пополнений Трастового фонда, нацелены на содействие трансформационному сдвигу развивающихся стран в направлении низко-углеродной и климатически устойчивой модели развития. Как правило, данные стратегии предполагают фундаментальные цели, одной из которых является содействие инновационному развитию и передаче технологий, например, в целях устойчивого энергетического развития.

В Стратегии смягчения последствий изменения климата и передачи технологийв рамках ГЭФ-5 было предусмотрено шесть целей, начиная от НИОКР и заканчивая распространением технологий. Сектора распространения технологий – ВИЭ, транспорт, городское хозяйство, землеустройство, землевладение, лесное хозяйство. Затем в Программных направлениях ГЭФ-6 в рамках поднаправления «Смягчение последствий изменения климата» была предусмотрена такая цель, как содействие инновациям и передаче технологий [17]. В данном документе в развернутой форме представлены усилия Фонда по поддержке передачи самых разных климатических технологий, начиная от низко-углеродных технологий и закачивая технологиями экологически чистой транспортной системы. Аналогичный раздел содержится в Программных направлениях ГЭФ-7 [18]. При этом ставшие, казалось бы, уже привычными усилия по передаче и дальнейшему развертыванию климатических технологий было запланировано предпринимать в процессе расширенного привлечения частного сектора. Важной основой для активизации усилий в рассматриваемой сфере являются рабочие программы Трастового фонда. В них специально намечается план мероприятий по реализации новых поддержанных или продолжающихся проектов на страновом уровне [19–21].

В свои ежегодные доклады, представляемые Конференции Сторон, Фонд включает раздел, посвященный итогам деятельности в сфере передачи технологий, поскольку это соответствует одной из программных областей, намечаемой в Основных программных направлениях, вырабатываемых в связи с очередным периодическим пополнением его бюджета. Обратимся в качестве примера к содержанию последнего доклада, представленного 24-й сессии Конференции Сторон 2018 г. Из него следует, что за отчетный период было поддержано 27 проектов, предполагающих технологический трансфер. На них было выделено 108 млн. долл. собственных средств и привлечено в качестве со-финансирования еще 402 млн. долл. В дополнение к этому восемь проектов по передаче технологий получили поддержку от Фонда для наименее развитых стран в объеме 48 млн. долл., а от Специального фонда для борьбы с изменением климата – 1,1 млн. долл. В порядке софинансирования на эти проекты было выделено еще 178 млн. долл. [22].

Деятельность по содействию передаче технологий предусматривается в других стратегических документах. В качестве примера приведем Оперативную стратегию в области изменения климата (Operational Strategy), имеющую общий характер, а также Стратегию ГЭФ на период до 2020 г.,принятую на 5-й Ассамблее ГЭФ в 2014 г. [23]. В Стратегии ГЭФ-2020 заявлено о масштабировании деятельности, создании новых партнерств и повышении степени инновационности реализуемых подходов к преодолению деградации окружающей среды. Пересмотренная в 2010 г. Стратегия адаптации к изменению климата также включила цель № 3, предусматривающую содействие передаче и внедрению технологий.

Если переходить к характеристике Фонда с точки зрения содержания его практической деятельности, осуществляемой в соответствии с проанализированными международно-правовыми и программно-стратегическими основами, то он, несомненно, должен быть охарактеризован как важная международная финансовая организация, осуществляющая содействие, во-первых, передаче технологий, а, во-вторых, развитию, демонстрации и адаптации технологических достижений и знаний в рамках глобального климатического режима. Зачастую он идентифицируется субъектами международного взаимодействия, а также Сторонами Конвенции и ее органами как «катализатор» передачи технологий в глобальном масштабе. Исходя из этого, Фонд сам начинает обозначать свою деятельность как «катализацию» передачи технологий [24].

Интересно отметить, что в Справочнике по ГЭФ активность последнего в данной сфере выделена в отдельный блок «Содействие демонстрации, внедрению и передаче инновационных технологий с низким уровнем выбросов углерода» [25, c. 21]. Таким образом, речь идет о круге технологий, которые принято называть «климатическими»(climate friendly technologies). Следует пояснить, что Межправительственная группа по изменению климата понимает под ними любое оборудование, технику, практические знания или навыки, необходимые для сокращения эмиссии ПГ и адаптации к изменению климата [26, р. 2]. В видовом отношении данная категория включает технологии использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), «чистые» сельскохозяйственные технологии, технологии экологически чистых транспортных систем.

Являясь специфическим механизмом обеспечения выполнения обязательств Сторон Конвенции в отношении передачи климатических технологий, Фонд руководствуется определением передачи технологий, выработанным Межправительственной группой экспертов по проблемам изменения климата. Группа определяет передачу технологий как широкий спектр методов и процедур, при помощи которых различные заинтересованные стороны обмениваются опытом, знаниями и навыками, а также техническими средствами для смягчения неблагоприятных последствий изменения климата и адаптации к ним. Одновременно с этим Группа проводит секторальный подход к передаче климатических технологий в виду их разнообразия [27, p. 175-372]. Данный подход, несомненно, во всей полноте реализуется Фондом.

В центре внимания ГЭФ – облегчение доступа к финансированию международной передачи технологий в целях адаптации к изменениям климата главным образом в государственный сектор заинтересованных государств. Конкретным форматом такой поддержки являются программы и проекты, направленные на смягчение последствий и адаптацию. Располагая полномочиями в сфере содействия передаче технологий, он оказывает поддержку международным и национальным центрам технологической информации, центрам передачи климатических технологий, а также поддерживает проекты, предусматривающие передачу технологий. В последнее время он также занимается совершенствованием поддержки проектов, связанных с выполнением Парижского соглашения по климату 2015 г., а именно его ст. 10, предусматривающей международно-правовые обязательства по передаче технологий.

Роль, которую играет ГЭФ в процессе передачи технологий, заключается в финансировании программ и проектов, осуществляющихся во исполнение международно-правовых обязательств. Портфель проектов Фонда в сфере тематической области «изменение климата» представлен проектами по поддержке передачи технологий при одновременном устранении барьеров и облегчению доступа на рынки технологий, основанных на ВИЭ, технологий, повышающих энергоэффективность и уровень энергосбережения, а также технологий, обеспечивающих низкий уровень выбросов ПГ и содействующих в том числе развитию экологически чистого транспорта[28]. Придерживаясь широкого подхода к передаче технологий, Фонд одновременно работает по наращиванию усилий в сфере демонстрации и внедрения инновационных технологий с низким выбросом углерода, что в долгосрочной перспективе будет воздействовать на общее сокращение выбросов ПГ. Укажем еще на один немаловажный нюанс: Фонд оказывает поддержку именно тем климатическим технологиям, представленным на рынке, которые соответствуют технологическим приоритетам, которые подтверждены оценками технологических потребностей (TNA).

Поскольку ключевой в его деятельности по тематическому направлению «изменение климата» является содействие адаптации, то Фонд поддерживает подготовку и реализацию в данных странах проектов, предполагающих передачу технологий именно в целях адаптации, дополняемой, разумеется, целями смягчения последствий изменения климата. Зачастую проекты имеют многоцелевой характер. В организационном плане их реализацию обеспечивают учреждения-исполнители проектов.Одновременно с этим предусмотрены специальные механизмы финансирования: глобальные и региональные резервы, резервы Трастового Фонда, а также финансовые ресурсы фондов, администрируемых ГЭФ, например, ресурсы Фонда государственно-частного партнерства. Важное значение имеют добровольные дополнительные пожертвования. Таков механизм финансирования технологий, который был согласован на Канкунском совещании Конференции Сторон (СОР-16, 2011 г.).

В сфере энергоэффективности Фонд ставит перед собой задачи по содействию передаче и диффузии энергосберегающих технологий в промышленном секторе и агропромышленном комплексе, особенно в рамках средних и малых предприятий, а также в секторе строительства, что дополняется решением задач по поддержке постепенного отказа от использования гидрохлорфторуглеродов в кондиционерах и холодильных установках. Данная сфера дополняется особым вниманием к разработке и передаче технологий, а также специального оборудования по использования ВИЭ, включая автономные и сетевые фотоэлектрические энергоустановки, солнечные водонагреватели, ветровые турбины, геотермальные установки, малую гидроэнергетику, получение метана из отходов биомассы.

В сфере сельского хозяйства, лесопользования и землепользования Фонд нацелен на поддержку проектов, направленных на передачу технологий и методов ведения сельского и лесного хозяйства таким образом, чтобы обеспечить сокращение выбросов ПГ и одновременно повысить накопление углерода в почве и лесных массивах. На это направлена специальная программа Фонда. И, наконец, содействие развитию экологически чистого и энергоэффективного транспорта – третье направление технологической поддержки, оказываемой Фондом по направлению «изменение климата».

Рассматриваемое содействие передачи технологий со стороны ГЭФ многоаспектно в силу многоаспектности самой международной передачи технологий как таковой. Сюда следует отнести не только выделение финансовых средств на приобретение технологий, но также на поддержку подготовки проектов, предполагающих прямо или косвенно разработку технологических инноваций и их трансфер. Это дополняется техническим содействием разработке и/или совершенствованию правил и стратегий, а также организационных мер, которые облегчают данную передачу из зарубежных источников. На многообразие функций Фонда в данном направлении самым непосредственным образом указывает Международная группа экспертов в сфере изменения климата [29, c. 18].

Выделим еще одну особенность работы Фонда. Она заключается в реализации тесной содержательной связи между различными экологическими областями. Это проявляется в том, что он финансирует программы и проекты, которые охватывают несколько экологических областей, нацеливаясь на получение выгод в условиях подчас имеющего место недостатка финансирования. Ярким примером ориентации Фонда на синергизм в своей работе является одновременное содействие передаче технологий в целях сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, а также в целях рационального производства и использования опасных химических веществ Важным участком работы является содействие передаче технологий во избежание деградации земель. Все это стало возможным благодаря тому, что Фонд является оперативным органом финансового механизма сразу нескольких соответствующих универсальных природоохранных конвенций.

Примером комплексного подхода, которого придерживается Фонд, являются реализуемые программы – «Содействие устойчивости и жизнестойкости для обеспечения продовольственной безопасности в странах Африки к Югу от Сахары», «Устойчивое развитие городов», «Исключение обезлесения из производственно-сбытовых цепочек в сырьевом секторе» [30, с. 9], которые дополняют глобальные программы ГЭФ в сфере предотвращения деградации земель, охраны международных вод и т.д. [31, c. 33-43]. Подобный размах деятельности является составной частью достижения устойчивого «зеленого» роста, предполагающего внедрение производственной инфраструктуры, основанной на энергоэффективности, бережном использовании природных ресурсов, а также на сельском хозяйстве, адаптированном к изменению климата. Все это требует расширения «зеленых» инвестиций, позволяющих не только переходить к экологически чистому производству, но и смягчать возможные негативные экономические эффекты экологизации.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что деятельность в сфере передачи климатических технологий осуществляется Фондом по тематическим поднаправлениям. В целом можно выделить три основных поднаправления. Во-первых, это выделение финансовых средств на реализацию поддержанных проектов. Так, в п. 1(с) Решения 4/СР.14 Фонду было рекомендовано продолжать работу по предотвращению изменения климата, а также по адаптации Сторон, являющихся развивающимся государствами, в том числе «путем поощрения облегчения и финансирования, в зависимости от обстоятельств, передачи экологически безопасных технологий и ноу-хау или доступа к ним» [32].

Поскольку международная передача технологий представляет собой многокомпонентный процесс, то речь идет о финансировании деятельности по распространению, демонстрации и внедрению экологически устойчивых технологий. Несмотря на то, что финансовая поддержка оказывается международной передаче технологий главным образом в государственный сектор, в последнее десятилетие развертываются усилия по вовлечению в данную передачу частного сектора, а именно малых и средних предприятий.

Во-вторых, это финансовое содействие проведению оценки технологий, на что особо обращалось внимание в 2001 г. в Решении 6/СР.7. Далее в Дополнительных указаниях 2003 г. Фонду было поручено продолжать работу по поддержке стимулирующей деятельности, которая связана с проведением оценки потребностей в технологиях. Аналогичное поручение было дано также в 2007 г.

Выделение данных поднаправлений достаточно условно, так как Фонд оказывает поддержку разработке и передаче технологий в рамках программ и проектов, в том числе программ и проектов, которые предполагают оценку технологических потребностей.

Отмеченные два поднаправления связаны с третьим. К нему относится выделение финансовых ресурсов на осуществление адаптационных мер, покрытие издержек по подготовке национальных сообщений и национальных программ по решению проблем, связанных с изменением климата, а также на совершенствование национальной деятельности по информированию общественности по проблематике изменения климата.

2. Деятельность фондов, администрируемых ГЭФ, в сфере передачи климатических технологий

При рассмотрении деятельности ГЭФ по содействию передаче технологий, следует исходить из того, что им осуществляется двуединая работа: он не только обеспечивает финансирование проектов, предусматривающих передачу технологий, но и осуществляет мобилизацию необходимых для этого финансовых средств. Данного рода работа особенно необходима в интересах стран, наиболее уязвимых к негативному воздействию изменения климата. К таковым относятся наименее развитые страны (далее – НРС) и малые островные государства.

Будучи оперативным органом финансового механизма Конвенции, он осуществляет управление не только Целевым фондом, но и другими фондами, а именно Специальным фондом для борьбы с изменением климата (SCCF) и Фондом для наименее развитых стран (LDCF). Учреждение последних двух фондов стало важным шагом в повышении эффективности финансирования мер, связанных с изменением климата. Цель их учреждения – привлечение дополнительных ресурсов из двухсторонних и многосторонних источников. При этом финансируемая деятельность в рамках реализации соответствующих проектов и программ изначально должна учитывать потребности стран и быть тесно связанной с национальными стратегиями устойчивого развития. В качестве одной из целей их функционирования является сокращение уязвимости и усиление устойчивости посредством инноваций и технологического трансфера для адаптации к изменению климата [33].

Особенностью работы данных фондов является наличие тесных инcтуциональных связей между ними. Это находит свое отражение в том, что ими руководит один Совет (LDCF/SCCF Council), который представляет Совету ГЭФ ежегодные доклады о проделанной работе, включая поддержку проектов, предполагающих передачу технологий [34], а также следует его указаниям.

Специальный фонд и Фонд для НРС не только поддерживают осуществление Конвенции, но и содействуют выполнению политико-правовых обязательств, принятых на важных международных конференциях в интересах устойчивого развития и закрепленных в принятых на них программно-стратегических документах, в том числе в Повестке-2030. Данные фонды позволяют наращивать потенциал в сфере адаптации к изменениям климата. В связи с учреждением рассматриваемых финансовых структур Конференция Сторон стала предоставлять руководящие указания ГЭФ в отношении вопросов их администрирования. Согласно Стратегии ГЭФ-6, определяющей содержательные рамки работы фондов, содействие наращиванию передачи и распространению климатических технологий является одной из девяти целевых результатов («технологии и инновационные решения, запускаемые или развертываемые для уменьшения климатических рисков и для увеличения сопротивляемости»).

Специальный фонд для борьбы с изменением климата был учрежден на основе п. 2 решения 7/СР.7.Егосоздание было связано с необходимостью привлечения дополнительных средств для финансирования основного направления деятельности ГЭФ, а также увеличения объемов многостороннего и двустороннего финансирования в целях осуществления Конвенции. В указанном решении были определены приоритетные направления деятельности Специального фонда. К одному из направлений в п. 2(b) была отнесена передача технологий, как это определено в решении 4/СР.7 «Разработка и передача технологий (решения 4/СР.4 и 9/СР.5)» [35]. Данное положение следует рассматривать в тесной связи с положением, которое содержится в п. 2(с). Здесь было указано на необходимость поддержки таких направлений деятельности, как энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство. Ясно, что международное сотрудничество по передаче технологий осуществляется именно в данных сферах. Приоритетные направления деятельности Специального фонда далее были подтверждены в п. 2 решения 7/СР.8.

При этом обратим внимание на то, что в уже упомянутом решении 4/СР.7 содержится просьба к ГЭФ по оказанию финансовой поддержки осуществлению Рамок для конструктивных и эффективных действий по активизации осуществления п. 5 ст. 4 Конвенциине только по линии его основного направления деятельности в области изменения климата, но и через Специальный фонд для борьбы с изменением климата.

В дополнительных указаниях 2002 г. в отношении вопросов передачи технологий ему было рекомендовано осуществление предоставления финансовых ресурсов Сторонам, которые не включены в Приложение 1, в частности Сторонам, которые относятся к НРС, малым островным развивающимся государствам в соответствии с решением 6/СР.7, по линии основного направления деятельности в области изменения климата и Специального фонда для борьбы с изменением климата.

Далее в указаниях 2003 г. Конференция Сторон рекомендовала ГЭФ, что «передача технологии и связанная с этим деятельность по укрепление потенциала также должны рассматриваться в качестве важных областей для получения финансирования из Специального фонда для борьбы с изменением климата» [36]. Вполне понятно, что данная деятельность должна осуществляться с учетом национальных стратегий в сфере борьбы с изменением климата, а также с учетом национальных технологических потребностей. Во избежание дублирования финансирование программ и мер по передаче технологий по линии Специального фонда рассматривается как дополнение финансирования по линии Трастового фонда.

Напомним, что в п. 9 ст. 4 Конвенции были упомянуты потребностии особые условия НРС. В соответствии со ст. 4.3, 4.5. и 11.1 Конвенции ГЭФ в качестве оперативного органа должен представлять финансовые ресурсы Сторонам, которые являются развивающимися странами и, в особенности, относящихся к числу НРС и островных государствам. В п. 7 решения 5/СР.7 были перечислены направления поддержки: разработка демонстративных проектов, показывающих варианты действий по адаптации к изменению климата; укрепление и создание баз данных по изменению климата и др. Одновременно было указано на содействие передаче технологий ((7(b)(iv)). Данные направления поддержки были воспроизведены в п. 1 решения 6/СР.7. Подобного рода внимание Конференции Сторон к этим тематическим направлениям обусловлено недофинансированием экологических проектов в НРС. Действительно, как отмечается в литературе, «многие экономически менее развитые страны получают незначительную помощь, вместе с тем именно эти страны более всего нуждаются в финансировании экологических проектов» [37, с. 32].

В качестве реагирования на данные проблемы Программа ГЭФ для НРСориентирована на содействие обновлению и осуществлению национальных программ действий по адаптации к климатическим изменениям, предоставление финансирования для проектов по созданию институционального потенциала для эффективного ответа НРС на процессы, которые связаны с климатическими изменениями. Используемыми средствами здесь выступает – повышение уровня осведомленности общественности о данного рода проблемах, укрепление потенциала метеорологических служб, развитие подготовки национальных планов в области адаптации и, разумеется, содействие передаче адаптационных технологий. В связи с этим консолидация финансовых ресурсов и их предоставление для реализации данных направлений деятельности осуществляется в формате Фонда для НРС.Последний был созданв соответствии с п. 12 решения 5/СР.7, а также п. 6 решения 7/СР.7 для удовлетворения потребностей данной группы стран в разработке и реализации мер по адаптации к климатическим изменениям в рамках

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.