Статья 'К вопросу об эвтаназии в странах БРИКС: правовые и морально-этические рамки в Бразилии, России и Китае' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

К вопросу об эвтаназии в странах БРИКС: правовые и морально-этические рамки в Бразилии, России и Китае

Беликова Ксения Михайловна

ORCID: 0000-0001-8068-1616

доктор юридических наук

профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права, ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», профессор

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Belikova Ksenia Michailovna

Doctor of Law

Professor of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University, Professor

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

BelikovaKsenia@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2020.7.33176

Дата направления статьи в редакцию:

07-06-2020


Дата публикации:

14-06-2020


Аннотация: Предметом исследования выступают правовые и морально-этические рамки эвтаназии («хорошей, достойной смерти») в таких странах БРИКС, как Бразилия, Россия и Китай с позиции анализа действующих нормативных и иных актов и документов, доктрины, мнений специалистов (медиков, юристов), приводящих доводы "за" и "против" такой меры как эвтаназия. Поставленные вопросы рассматриваются, осмысливаются и подвергаются научному анализу с позиции альтернативы исследованным ранее аспектам терапевтического клонирования, биопринтинга (3D-печати) и выращивания органов и тканей, реализуемых и развиваемых в рамках идеи, выражаемой словами «Никто не должен умирать».      Новизна исследования обусловлена постановкой проблемы (изучение с позиции права и морально-этических представлений), набором избранных для исследования стран (страны БРИКС) и анализом как новейших материалов (напр., Закон КНР «О содействии базовому медицинскому обслуживанию и укреплению здоровья» от 28 декабря 2019 г. (вступил в силу 1 июня 2020 г.), Закон Тайваня «Об управлении пациента своей жизнью» от 6 января 2019 г. (вступает в силу с 06.01.2022); Резолюция Министерства здравоохранения Бразилии от 31 октября 2018 г. № 41 «О рекомендациях по организации паллиативной помощи в рамках помощи, оказываемой через Единую систему здравоохранения») и более ранних, но также современных актов и документов (напр., Закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (с изм. на 24 апреля 2020 г.) и др.). В числе прочего автор приходит к выводу о том, что эвтаназия может быть только активной и добровольной, когда решение принимает человек, больной неизлечимым заболеванием, находящийся в трезвом уме, осознающий свои действия и их последствия.


Ключевые слова:

страны БРИКС, эвтаназия, уголовное преступление, убийство, помощь в убийстве, неизлечимые заболевания, терминальная стадия рака, вегетитивное состояние, паллиативная помощь, автономия пациента

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15030 мк.

Abstract: The subject of this research is the legal and moral-ethical framework of euthanasia (“a good death”) in such BRICS countries as Brazil, Russia and China from the perspective of analysis of the current regulatory and other acts and documents, doctrine, opinions of legal and medical experts, who provide pros and cons of such measure as euthanasia. The raised questions are viewed and analyzed from the position of an alternative to the previously researched aspects of therapeutic cloning, bioprinting (3D printing), growing organs and tissue that are developed and implemented in the context of the idea “No One Should Die”. The scientific novelty of this work is substantiated by articulation of the problem (examination from the perspective of law and moral-ethical perceptions), choice of countries (BRICS member-states), and analysis of the most recent materials (for example, Law of the People's Republic of China “On Basic Healthcare and Health Promotion” passed on December 28, 2019 (effected on June 1, 2020); Resolution of the Ministry of Health of Brazil of October 31, 2018 No.41 “On Recommendation for Organization of Palliative Care within the framework of Help Provided Through Unified Healthcare System”), and earlier, but also relevant acts and documents (Law of the Russian Federation of November 21, 2011 No. 323-FZ “On the Basis of Health Protection of Citizens in the Russian Federation”, amended on April 34, 2020, etc.). A conclusion is made that euthanasia could be only active and voluntary, when a decision is made by a person with incurable disease, of sound mind, who comprehends the actions and their consequences.


Keywords:

BRICS countries, euthanasia, criminal offence, murder, assisted murder, incurable diseases, terminal stage of cancer, vegetative state, palliative care, patient autonomy

Ранее предметом внимания членов нашего научного коллектива в статьях были вопросы терапевтического клонирования [1], биопринтинга (3D-печати) и выращивания органов и тканей, изучаемые в странах БРИКС [2. С. 35-57; 3. С. 196–204].

Нам удалось установить, что одним из ключевых положений, на которых строят свои размышления и деятельность сторонники развития таких технологий в медицине, выступает идея, выраженная американским футурологом, писателем, основателем и исполнительным директором «лаборатории будущего» - некоммерческого аналитического центра DaVinci Institute (URL: https://davinciinstitute.com/ (дата обращения: 28.04.2020)), которую можно сформулировать словами: «Никто не должен умирать» [4].

Однако, в настоящее время эвтаназия - легкая, хорошая, счастливая смерть (в переводе с греческого) легализована в ряде стран: Италии (с 2019 г.), Индии (с 2018 г.), Колумбии и Канаде (с 2015 г.), Швеции (с 2010 г.), Люксембурге (с 2009 г.), некоторых штатах США – Калифорнии (с 2015 г.), Вермонте (с 2013 г.), Монтане (с 2010 г.), Вашингтоне (с 2008 г.) и Орегоне (с 1994 г.) (в последних двух запретили – в 2012 г.), Бельгии (с 2002 г.), Нидерландах (с 1984 г.), Швейцарии (с 1942 г.)) и т.д. В декларации ВОЗ в 1987 г. эвтаназия определена как «Акт преднамеренного прерывания жизни пациента…» [5. С. 1-8], но на сегодняшний день эвтаназию различают по основаниям ее осуществления. Активная эвтаназия предполагает назначение или введение пациенту смертельной дозы препарата, пассивная - сознательный отказ пациента от лечения или поддерживающей терапии, добровольная производится с согласия лица, желающего уйти из жизни (напр., мучившаяся от боли и эпилепсии чемпионка Паралимпиады Верворт сделала эвтаназию [6]) и недобровольная - с согласия родственников лица, длительное время находящегося без сознания, в коме и пр. [7; 8. С. 82-87; 9; 10]. Примером рассмотрения вопроса о допустимости эвтаназии является решение Конституционного суда Италии 2018 г. по обвинению Марко Каппато в оказании помощи Фабиано Антониани, превратившегося в ослепшего инвалида после аварии 2014 г., не способного двигать руками и ногами и потому желавшего прибегнуть к эвтаназии, реализовать это желание в 2017 г. в Швейцарии из-за отсутствия такой возможности в Италии. Исследовав все основания Суд постановил, что: «эвтаназия должна быть разрешена законом, но только в исключительных случаях, например, если пациент находится в крайне тяжелом неизлечимом состоянии, которое причиняет ему физические и психологические страдания, которые он считает невыносимыми» [11].

Нет разрешения, но нет и запрета на эвтаназию в Германии, Франции, Испании, Албании, Израиле [12].

Рассмотрим, какие предписания законов (иных актов и документов), доктрины могут (или не могут) в будущем привести к легализации (углублению легализации) эвтаназии и ее технологий в странах БРИКС.

Подходы и мотивы высказываний по вопросу эвтаназии в Бразилии раскрываются положениями национальных правовых закреплений прав на здоровье. В соответствии с Конституцией 1988 г. [13] (ст. 196) каждый гражданин Бразилии обладает правом сохранения здоровья, что государством гарантируется реализацией социально-экономической политики всеобщего (universal) и равного (equal) доступа к требуемым медицинским услугам, обеспечивающим наряду со снижением уровня заболеваемости населения в целом, защиту, восстановление и поддержание здоровья каждого.

Поскольку Конституция относит здоровье человека к его основным правам, все правовые акты, принятые для обеспечения этого права, имеют общий характер прямого действия. В их числе:

- Закон 8.080/90 (Lei 8.142/90) о создании и функционировании Единой службы здравоохранения (Sistema Único de Saúde, SUS). Эта служба обеспечивает полной медицинской и фармацевтической помощью (ст. 6 (I) (d)) всех граждан страны (до 1988 г. медицинская помощь Национального института медицинской помощи и социального обеспечения (INAMPS), была доступна только обеспеченным слоям населения, остальные рассматривались как «неимущие» и получали помощь только как благотворительность [14]), на основании трех основополагающих принципов [15; 16. С. 44-55; 17. С. 83-95]: универсальности ( по аналогии с ОМС в РФ), равных возможностей при получении услуг и продуктовгосударственного здравоохранения, направленных на «полное покрытие потребностей» - от простых и распространенных (базовых) до сложных и редких;

- Декрет 3.916/98 (Decreto 3.916/98), который сформулировал Национальную политику в медицине (National Policy on Medicines) в части обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами по доступным ценам, а также составлен и постоянно обновляется Министерством здравоохранения перечень лекарственных средств (Relação Nacional de Medicamentos Essenciais (RENAME), необходимых для лечения и профилактики распространенных в стране заболеваний.

Этот список не содержит препараты, требуемые для лечения менее распространенных (напр., трансплантация) состояний, поэтому во исполнение положений Конституции для заболеваний, присущих ограниченной части населения, но требующих обычно дорогостоящего лечения принято Постановление Правительства 2.577/06 (Ordinance 2.577/06), утвердившее Национальную программу редких медикаментов (National Program for Exceptional Medicines.) о признании стратегическими медикаментов, предназначенных для лечения способных вызвать эпидемию заболеваний (ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез, грипп и менингит) и их поставке.

Приведенные акты общего характера дополняют законы, закрепляющие права на лечение отдельных групп населения или определенных болезней, например: о медицинском обслуживании детей и подростков (Закон 8.069/90) и медицинской помощи пожилым людям, включая уход и содержание (Закон 10.741/03), о бесплатных лекарствах для лечения ВИЧ/СПИДа (Закон 9.313/96), диабета (Закон 11.347/06) и др. [18. С. 1-12]

Специального закона о паллиативной помощи в Бразилии нет, но помощь оказывается:

- Национальным институтом рака (Instituto Nacional do Câncer, INCA) в его больничных отделениях в Рио-де-Жанейро специалистами специализированного больничного комплекса «Онкологический госпиталь IV» (Hospital do Câncer IV), который является также образовательным центром и местом научных исследований в области паллиативной помощи, что способствует дебатам и созданию сетей для расширения дискуссии этой области в бразильской политике в области здравоохранения и

- Больницей поддержки (Hospital de Apoio) в Бразилиа, которая располагает 19 койко-местами для онкологических больных и 10 - для гериатрических. Эта больница работает исключительно на основе согласий пациентов, которые имеют право на основе информации, полученной от врачей, решать, хотят ли он получать определенное лечение, терапию или нет [19].

31 октября 2018 г. Министерством здравоохранения Бразилии была принята Резолюция № 41 «О рекомендациях по организации паллиативной помощи в рамках помощи, оказываемой через Единую систему здравоохранения» [20], придавшая предоставлению паллиативной помощи в рамках SUS нормативный формат. После публикации этой Резолюции стали понятны руководящие принципы ухода и оказания медицинской помощи, исходя из того, что такая помощь должна быть предложена пациенту как можно скорее, наряду с началом лечения заболевания, в виде обезболивания с использованием анальгетиков и борьбы с другими физическими симптомами и психосоциальными расстройствами, с предложением психологической поддержки, включая надлежащий уход за членами семьи и врачами, занимающимися лечением болезни и борьбой с горем пациента (речь о психологах и пр., которые также испытывают стресс). Паллиативная помощь таким образом в связи с новым регулированием предполагает открытый диалог с пациентом и его семьей о целях ухода, направленного, в первую очередь, на сохранение качества жизни. Многопрофильная команда врачей обеспечивает в этом формате комплексный уход за людьми с заболеваниями, угрожающими жизни с момента постановки диагноза до конца жизни пациента с тем, чтобы облегчить симптомы болезни, особенно физическую боль [19].

Эти акты наглядно говорят о том, что Бразилия твердо стоит на позиции спасения человеческих жизней, а не легального их отъема у пациентов.

Подтверждение этому находим и в Кодексе медицинской этики, утвержденном Резолюцией №1931/2009 Федерального медицинского совета Бразилии [21], который хотя специально и не упоминает о помощи в самоубийстве или эвтаназии, но содержит ст. 41, которая запрещает врачу сокращать жизнь пациента даже по просьбе самого пациента или его законного представителя, и в своем единственном пункте осуждает дистаназию (“Дистаназия в этимологическом значении – это отрицание смерти; в практическом плане в это понятие вкладывается требование максимальных мер спасения (героических усилий) для каждого больного, находящегося в терминальном состоянии. В литературе отмечается, что в Советском Союзе была официально принята тактика дистаназии - оказания максимально возможной помощи больному, впавшему по той или иной причине в терминальное состояние. «И это – как отмечалось, - (нисколько не боясь громкого слова), можно смело сказать, великое достижение нашего социального строя, нашей медицины и во многих отношениях кардинальное решение проблемы эвтаназии.»” [22]) и защищает ортотаназию (“Ортотаназия - понятие, близкое к понятию пассивной эвтаназии, им обозначают такое явление, когда врач не предпринимает особых усилий для спасения больного и не вводит средств, укорачивающих его жизнь, а ограничивается лишь мерами облегчения состояния.” [22]), паллиативную помощь и автономию пациента.

В связи с этим в бразильском Уголовном кодексе [23] нет упоминания об эвтаназии, но на основе §1 ст. 121 в случае совершения простого убийства (homicídio simples – ст. 121), предусматривающего наказание в размере тюремного заключения (reclusão) от 6 до 20 лет, срок заключения может быть уменьшен, когда такое убийство совершается по причине соответствующей социальной или моральной ценности (por motivo de relevante valor social ou moral) или под действием сильных эмоций (ou sob o domínio de violenta emoção), спровоцированных несправедливыми действиями пострадавшего (logo em seguida a injusta provocação da vítima, в значительной степени соответствует, по нашему мнению, совершению преступления в состоянии аффекта по терминологии УК РФ) судья вправе уменьшить наказание на размер от одной шестой до одной третьей итогового срока. Первая часть §1 ст. 121 говорит по терминологии бразильских юристов о так называемых «благочестивых» убийствах.

Тем самым такие преступления противопоставляются неосторожному убийству (homicídio culposo) на основе Закона № 4.611 от 1965 г. (Lei nº 4.611, de 1965), которое совершается при несоблюдение правил техники безопасности в профессии, искусстве или ремесле и др. - §3 ст. 121) и привилегированным убийствам (homicídio qualificado - §2 ст. 121, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 30 лет), в которых убийство совершается:

I – посредством платежа или обещания награды, или по иной постыдной причине (motivo torpe);

II - по легкомысленной причине (motivo futil);

III – в виде заработка (напр., профессиональный наемник, киллер – авт.), с применением яда, огня, взрыва, удушения, пыток или иным коварным или жестоким способом, либо общественно опасным способом;

IV – в результате предательства, из засады, или путем иного сокрытия себя или иными способами, которые препятствуют или делают невозможной самозащиту потерпевшего;

V - в целях обеспечения совершения, сокрытия, безнаказанности и притворного «выпячивания» другого преступления (также совершенного данным лицом, но влекущего более легкое наказание – авт.).

Помощь в самоубийстве (auxílio a suicídio) включена в ст. 122 Уголовного кодекса Бразилии и наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет, если самоубийство состоялось, и на срок от одного года до трех лет, если попытки самоубийства окончилась серьезными травмами.

Срок удваивается, если:

I - преступление осуществлено по эгоистическим мотивам (por motivo egoístico) или

II - жертвой является несовершеннолетний либо лицо, имеющее пониженную психическую стрессоустойчивость (e a vítima é menor ou tem diminuída, por qualquer causa, a capacidade de resistência (напр., склонное преувеличивать, мнительное и т.д. – авт.).

Независимо от правовой квалификации такого поведения врача, иных лиц (родственников, друзей) - это спорный для Бразилии вопрос, однако разносторонние исследования на эту тему мало представлены в бразильской литературе, в основном имеющиеся мнения - это позиции медицинских работников. Так, с одной стороны, в их среде существует мнение, что врачи нарушили бы принципы своей профессии допусти они эвтаназию, так как согласно клятве Гиппократа им запрещено участвовать в преднамеренной смерти пациента [24. P. 160-165]. Кроме того, приводится и аргумент «скользкого пути», который гласит, что легализация помощи в самоубийстве или эвтаназии затруднит или сделает невозможной защиту уязвимых пациентов, таких как пожилые люди и инвалиды, от ошибок и злоупотреблений. Он, однако, нивелируется замечанием способности строгих критериев безопасности, как используемые в странах с легализованной эвтаназией, обеспечить адекватную защиту от неправильных решений. С другой стороны, первичные обязанности врачей заключаются как в облегчении страданий, так и в уважении автономии своих пациентов, и врачей можно равным образом признать действующими в соответствии с высшими ценностями своей профессии, когда они прислушиваются к просьбе пациента, желающего прекратить невыносимые страдания, сокращают процесс его умирания и дают благую смерть. Поэтому с позиции как раз медицинской этики эвтаназия и помощь в самоубийстве находят свое основание в приведенном выше биоэтическом принципе автономии, согласно которому пациент вправе решать, когда и где умирать, постольку поскольку такая помощь может уменьшить его страдания как от жизни, так и в процессе умирания [25. P. 111-119; 26. 522-531].

Результаты проведенных опросов по вопросам обращений к врачам помочь окончить жизнь достойно от пациентов, легализации помощи в самоубийстве и/или эвтаназии в Бразилии и готовности совершить их в случае их законности при наличии у пациента смертельных заболеваний или прогрессирующих нейродегенеративных заболеваний или тетраплегии, то они отражены в Табл.1. и Табл. 2 ниже.

Табл. 1. Опыт участников опроса относительно оказания помощи в ускорении процесса умирания

Вопрос

Ответ

Врачи % (n)

Медсестры % (n)

Студенты медицинских ВУЗов % (n)

Технические работники сферы медицины % (n)

Обращался ли к вам когда-либо какой-либо пациент с просьбой ускорить процесс его умирания?

Да

21.9

7.3

3.3

12.4

Нет

78.1

92.7

96.7

87.6

Всего

100

100

100

100

Вы когда-нибудь думали над вопросом оказания помощи в прекращении страданий пациента путем ускорения процесса его умирания?

Да

39.1

18.2

30

7.1

Нет

60.9

81.8

70

92.9

Всего

100

100

100

100

Источник: Vitor Bastos Brandalise, Aline Pertile Remor, Diego de Carvalho, Elcio Luiz Bonamigo. Op. cit.

Табл. 2. Восприятие участниками опроса легализации помощи в самоубийстве и/или эвтаназии в Бразилии и готовность совершить их в случае их законности при наличии у пациента смертельных заболеваний или прогрессирующих нейродегенеративных заболеваний или тетраплегии

Вопрос

Ответ

Студенты медицинских ВУЗОв %

Выпускники медицинских ВУЗов %

Технические медицинские специалисты (медсестры и пр.) %

Легализация помощи в самоубийстве при неизлечимых заболеваниях

Полностью согласен

36.7

31.4

19.0

Частично согласен

40.8

42.9

33.6

Частично несогласен

18.4

12.9

12.1

Полностью несогласен

4.1

12.9

35.3

Всего

100.0

100

100

Легализация эвтаназии при неизлечимых заболеваниях

Полностью согласен

38.8

34.3

19.8

Частично согласен

44.9

45.7

36.2

Частично несогласен

12.2

12.9

8.6

Полностью несогласен

4.1

7.1

35.3

Всего

100

100

100

Легализация помощи в самоубийстве или эвтаназии при прогрессирующих нейродегенеративных заболеваниях

Полностью согласен

12.2

6.4

11.2

Частично согласен

43.9

45.7

21.6

Частично несогласен

27.6

22.9

25.0

Полностью несогласен

16.3

25.0

42.2

Всего

100

100

100

Легализация эвтаназии в случаях тетраплегии

Полностью согласен

6.1

10.0

7.8

Частично согласен

36.7

24.3

8.6

Частично несогласен

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.