Статья 'Тенденции и перспективы развития региональной научно-технологической интеграции в контексте Цифровой повестки ЕАЭС: политико-правовое измерение ' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Тенденции и перспективы развития региональной научно-технологической интеграции в контексте Цифровой повестки ЕАЭС: политико-правовое измерение

Шугуров Марк Владимирович

ORCID: 0000-0003-3604-3961

доктор философских наук

профессор кафедры философии, Саратовская государственная юридическая академия

410028, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Shugurov Mark Vladimirovich

Doctor of Philosophy

Professor of the Department of Philosophy, Saratov State Law Academy

410028, Russia, Saratov, Volskaya str., 1

shugurovs@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2020.9.33516

Дата направления статьи в редакцию:

22-07-2020


Дата публикации:

16-10-2020


Аннотация: Предметом статьи являются тенденции, а также возможные перспективы цифровой трансформации научно-технологического и инновационного сотрудничества государств – членов ЕАЭС. Автор проводит системное исследование изменений в его содержании в рамках политико-правового измерения реализации Цифровой повестки Союза. Последовательным образом раскрываются новые задачи политики ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций, а также экосистемные вопросы научно-технологической интеграции в условиях перехода к Индустрии 4.0. В качестве ключевых инструментов цифровизации научно-технологической интеграции рассматриваются цифровые платформы, коммуникация в рамках которых призвана сформировать общее цифровое научно-технологическое пространство ЕАЭС. Основным выводом исследования является то, что формирование «цифрового» Союза и его вхождение в эпоху Индустрии 4.0. во многом зависит от степени цифровой трансформации научно-технологической интеграции. Основной научный вклад автора заключается в установлении того, что решение масштабной задачи по формированию экосистемы цифрового научно-технологического и инновационного пространства на основе функционирования соответствующих институтов и цифровых инфраструктурных объектов представляет собой новый аспект сотрудничества, что предполагает дальнейшее развитие не только стратегических, но и правовых основ рассматриваемой секторальной цифровой трансформации. Затронутый в данной статьи ракурс развития научно-технологической интеграции может стать методологической основой для сопряжения комплекса мер, предусмотренных Разделом «Территория инноваций» Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г., с основными направлениями реализации Цифровой повестки ЕАЭС.


Ключевые слова:

Четвертая промышленная революция, цифровые трансформации, научно-технологическая интеграция, цифровая повестка, цифровые платформы, глобальные мегатренды, интеграционные процессы, право ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия, инновации

Abstract: The subject of this article is trends and avenues for the digital transformation of scientific and technological, as well as innovation cooperation of the EAEU member-states. Systematic research is conducted on the changes in its content within political-legal framework of implementation of Digital Agenda of the Eurasian Economic Union. The author reveals the new challenges of EAEU policy in the area of science, technology and innovations, as well as ecosystem questions of scientific and technological integration in the context of transition towards the Industry 4.0. The key instruments of digitalization of scientific and technological integration are presented by the digital platforms and communication, which form the shared digital scientific and technological space of EAEU. The conclusion is made that the formation of a “digital” union and its accession into the era of industry 4.0. largely depends on the level of digital transformation of scientific and technological integration. The author’s special contribution consists in the statement that the solution of large-scale task on creation of ecosystem of digital scientific, technological and innovative space based on functionality of the corresponding institutions and digital infrastructure objects represents a new aspect of cooperation, which suggests further development of strategic and legal grounds of the aforementioned sectoral digital transformation. The explored by the author vector of development of scientific and technological integration may serve as the methodological framework for a set of measures established by the Chapter “Territory of Innovations” of the Declaration on Further Development of Integration Processes within the Eurasian Economic Union of December 2018, with emphasis on the implementation of EAEU Digital Agenda.


Keywords:

Fourth industrial revolution, digital transformations, scientific-technological integration, digital agenda, digital platforms, global megatrends, integrative processes, law of EAEU, Eurasian economic commission, innovation

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).

Введение

Одним из важнейших направлений интеграционных процессов в рамках международных организаций региональной экономической интеграции выступает сфера науки, технологий и инноваций. Региональная политика в данной сфере направлена на обеспечение синергетического взаимодействия по модернизации технологической базы производственного сектора. Это создает возможности для повышения конкурентоспособности государств – членов и предоставляет шанс достойного ответа на разнообразные глобальные вызовы. В настоящее время одним из таких вызовов является Индустрия 4.0, основанная на принципиально новом технологическом укладе и предполагающая новые структурные и организационные параметры экономических процессов.

Соответственно, политика интеграционных межгосударственных союзов и их государств – членов, направленная на включение в новую фазу глобального экономического развития в качестве активных игроков, должна предполагать серьезные меры по адаптации интеграции в сфере науки, технологий и инноваций (далее – НТИ) к новым велениям времени. Это означает, во-первых, необходимость интенсификации в интеграционном ключе совместных исследований и разработок в сфере новых и новейших технологий с их последующим внедрением, а, во-вторых, осуществление организационной и инфраструктурной модернизации самой научно-технологической интеграции, как, впрочем, и модернизации всего научно-технологического комплекса в целом.

Сегодня наступление эпохи Индустрии 4.0, бросающей вызов не только национальным научно-технологическим и инновационным комплексам, но и детерминирующей переход к качественно новому уровню научно-технологической интеграции в рамках межгосударственных объединений, совпадает с политикой по реализации региональных цифровых повесток. Об этом свидетельствует не только опыт Европейского союза (далее – ЕС), но и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Во многом это объясняется тем, что в рамках Индустрии 4.0 к ключевым технологическим драйверам экономического роста относятся «сквозные» цифровые технологии [1; 2], что позволяет говорить о новой индустриализации именно как о цифровой индустриализации [3, с. 132]. Как представляется, перед региональными союзами государств встает не только задача по углублению и расширению интеграционного взаимодействия по их разработке и дальнейшему использованию в различных секторах экономики и общества, но и по реализации их потенциала в деле совершенствования интеграционного научно-технологического и инновационного взаимодействия.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что задача по переходу ЕАЭС к Индустрии 4.0 предполагает одновременно качественно новый уровень научно-технологической и инновационной интеграции в виде формирования общего научно-технологического комплекса и региональной инновационной системы посредством «бесшовной» состыковки соответствующих национальных научно-технологических комплексов и национальных инновационных систем. Весьма востребованным является также формирование конкурентоспособной модели интеграции в данной сфере в условиях выхода глобальной гиперконкуренции на новый уровень.

Целью данной статьи является системный анализ перспектив развития интеграции государств – членов ЕАЭС в сфере НТИ в условиях цифровых трансформаций в рамках политико-правового измерения реализации региональной Цифровой повестки. Несмотря на объективную сопряженность вопросов развития научно-технологической интеграции с тематикой реализации Цифровой повестки ЕАЭС, в научной литературе, посвященной правовому регулированию научно-технологического сотрудничества государств – членов ЕАЭС, данные вопросы не затрагиваются [4–6]. В свою очередь автор статьи исходит из того, что Цифровая повестка ЕАЭС, предполагающая сочетание стратегического и правового регулирования согласования действий государств – членов, предусматривает меры, реализация которых может послужить толчком для фазового перехода к цифровой трансформации научно-технологической интеграции и выработки ее тематической стратегии.

Цифровые трансформации региональной научно-технологической интеграции ЕАЭС в условиях Индустрии 4.0: концептуальный анализ

По замечанию Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), несмотря на отсутствие темы цифровой повестки в учредительном Договоре, Союз своевременно включил ее в интеграционные процессы, что может позволить ему развиваться в рамка мировых тенденций и обеспечить в будущем сильные позиции в мировой архитектуре [7, с. 76–77]. Таким образом основанием общей уверенности в возможностях своевременного ответа ЕАЭС на глобальные вызовы является политическая воля к соответствию глобальным мегатрендам, без чего проект данного интеграционного объединения может оказать устаревшим, а сам Союз – нежизнеспособным. Именно стремление к данному соответствию задает такую фундаментальную характеристику интеграции в рамках ЕАЭС как динамичное расширение и углубление интеграционных процессов и, безусловно, включение в них новых направлений.

Как известно, сотрудничество в сфере НТИ не выделено в Договоре о ЕАЭСв качестве одного из основных направлений, однако положения о научно-технологическом и инновационном сотрудничестве, призванного содействовать достижению целей Союза, содержатся в целом ряде статей Договора (ст. 86, 89, 92, 95) [8], иных международных договоров в составе права Союза (например, в ст. 4 Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственным животными в рамках ЕАЭС) [9], а также актах его институциональных органов [10; 11].

Несмотря на то, что формально научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках ЕАЭС в 2015–2017 гг. не рассматривалось как направление интеграции, на практике оно является традиционным вектором сотрудничества государств – членов, хотя, конечно, степень интеграции здесь еще не столь высока. В частности, это проявляется в отсутствии сформированной Региональной инновационной системы, а также общего научно-технологического пространства. Это затрудняет достижение целей Союза и его способность давать ответ на научно-технологический вызов в условиях перехода к Индустрии 4.0. В этих условиях весьма востребованным оказывается формирование повестки научно-технологической и инновационной интеграции ЕАЭС, предполагающей ее переход в новую фазу функционирования, связанную с всеобщим характером цифровых преобразований. Данная потребность актуализирует проведение концептуального анализа происходящих изменений.

Фундаментальный вектор изменений в данной сфере определяется тем, что Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. включила взаимодействие государств – членов ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций в перечень самостоятельных тематических интеграционных направлений (раздел 2 «Формирование “территории инноваций” и стимулирование научно-технических прорывов») [12]. Проблематика осуществления технологических прорывов связывается в этом документе стратегического характера с акцентированием подготовки и реализации совместных проектов, что означает импульс для развития не только правового, но и программно-целевого регулирования. В программе председательства Беларуси в ЕАЭС в 2020 г. подчеркнута необходимость вовлечения в интеграционную орбиту дополнительных сфер сотрудничества, в том числе взаимодействия в научно-технологической сфере, направленного на обеспечение инновационного прорыва экономики государств – членов [13].

Вполне очевидно, что наилучший способ реализации намеченного усиления научно-технологической интеграции предполагает использование разнообразных цифровых решений. Одновременно это может означать актуализацию новых вопросов данного рода сотрудничества, побуждающих задуматься над характером взаимоотношений между смежными интеграционными направлениями, к которым безусловно относятся научно-техническое сотрудничество, с одной стороны, и цифровые трансформации – с другой, в рамках новой фазы экономического и технологического развития, именуемой Индустрия 4.0.

Все это означает необходимость сопряжения необходимости перехода к новому технологическому укладу и включению государств – членов в процессы цифровых трансформаций [14], что является важным условием роста конкурентоспособности на мировой арене. Точкой сопряжения данных направлений как раз и являются цифровые трансформации научно-технологической и связанной с ней инновационной интеграции, что выступает ключевым драйвером повышения конкурентоспособности. В концептуальном плане это может быть обосновано тем, что данного рода трансформации представляют собой «сквозное» интеграционное направление, которое пронизывает все остальные направления, при этом являясь системным эффектом своих конкретных траекторий.

Следует исходить из того, что Индустрия 4.0, предполагающая использование новых технологий и способов организации производства, требует содержательных и инфраструктурных изменений в научно-технологическом комплексе, в том числе его более интенсивное сближение с материальным производством. Перспективы Индустрии 4.0 задают векторы углубление уже имеющихся и включение новых направлений НТИ-интеграции, а также определяют новое качество ее инфраструктуры. В практическом плане это означает необходимость ускоренного освоения новых направлений исследований и разработок, а также переход к их новым организационным формам.

В настоящее время много говорится о процессах цифровых преобразований и трансформаций различных секторов экономики и сфер общественной жизни. Данные процессы являются близкими, но не тождественными друг другу. В первом случае это активная деятельность, а во втором – ее результат, т.е. достигнутое изменение. Представляется, что суть рассматриваемых процессов вполне выражается в понятии «цифровизация», если его брать в широком смысле слова как использование достаточно разнообразного на сегодняшний день перечня цифровых технологий (облачные вычисления, искусственный интеллект, интеллектуальный анализа текста и данных, блокчейн и др.), в том числе для производства разнообразной высокотехнологичной продукции, что позволяет на новой основе стимулировать экономический рост и повышать эффективность использования факторов производства. Во многом все это становится возможным благодаря использованию сетей для передачи данных и информации, создающих условия для реализации новых возможностей для повышения конкурентоспособности национальных экономик в целом и их отраслей в частности. Разумеется, это всего лишь один из спектров содержания понятия «цифровизация», которое, как показывается в литературе, имеет бифункциональный характер и включает также сугубо технические процессы «цифризации», т.е. перевода в цифровую форму [15].

Ввиду многозначности и наслоения содержания указанных терминов в своем исследовании мы будем использовать понятие «цифровые трансформации», под которыми следует понимать изменения, вызываемые использованием цифровых технологий.

Так как формирование единого экономического пространства на региональном уровне происходит сегодня в рамках цифровых трансформаций, то интеграция ЕАЭС в научно-технологической сфере не может не учитывать данную тенденцию, как и общую тенденцию цифровых трансформаций иных сфер общественной жизни. Подобного рода процессы несут с собой дивиденды для повышения эффективности научно-технологического комплекса не только в рамках отдельных государств, но и их интеграционных объединений. В итоге обеспечение перехода на новый технологический уклад, связанный с формирование т.н. «отраслей будущего», создающих каркас Индустрии 4.0, предполагает запуск инновационного механизма региональной научно-технологической интеграции, для которого должен быть характерен цифровой формат. Это означает переход к новым технологическим решениям в организации и управлении процессами генерирования (производства), распространения, а также использования знаний, технологий и инноваций. В конечном счете все это дополняется изменением соответствующей коммуникации и возникновением ее новой организационной основы, в частности, платформенной инфраструктуры научно-технологического пространства не только на национальном, но и региональном уровне.

Как отмечается в литературе, «совместное внедрение принципов цифровой экономики может помочь не отставать в технологическом плане от западных стран» [16, c. 88]. В прикладном аспекте данный тезис можно развивать в направлении выработки понимания необходимости выработки мер по сокращению отставания государств ЕАЭС в уровне развития цифровой среды экономики, но и в том числе цифровой трансформации связанного с ней научно-технологического и инновационного сотрудничества. Думается, что «оцифровка» НТИ-интеграции, модернизирующая логику объединения научно-технологических потенциалов, может рассматриваться как тесно связанная с соответствующими изменениями в организации научной и научно-технической деятельности, вызванных расширенным использованием цифровых технологий. Примером здесь может стать интеллектуальный анализ текстов и данных (text and data mining/TDM), в процессе которого используются цифровые технологии, в том числе искусственный интеллект. Одновременно с этим суть цифровых трансформаций научно-технологической интеграции состоит в реализации кооперационных проектов с опорой на использование цифровых технологий. Это создается условия для повышения эффективности генерирования научного знания и разработок, а также их коммерциализации в трансграничном аспекте.

Как нам представляется, «цифровизация» является инструментом не только для ускорения экономического развития на его новой технологической и организационной базе, но и основой новой модели научно-технологического и инновационного развития за счет новых форм генерирования и обмена интеллектуальными ресурсами. Данного рода модель теснейшим образом сопряжена с моделью региональной научно-технологической интеграции, представляющей собой сочетание организационных механизмов и используемых регулятивных инструментов.

Цифровая трансформация различных сфер общественной жизни и создание конкурентной цифровой экономики решается государствами ЕАЭС в интеграционном формате. В свою очередь сегодня это предполагает новый вектор развития научно-технологического сотрудничества, являющегося в ЕАЭС при всех обстоятельствах, как это прямо проистекает из Договора, составной частью и более того источником технологической модернизации производства. Поэтому цифровые трансформации в экономке, направленные на поиск и реализацию ее конкурентоспособной модели, предполагает одновременно цифровую трансформацию научно-технологической интеграции. Данный тезис – практическое преломление высказываемого в аналитической литературе подхода об ускорении использования цифровых технологий для развития интеграции и управления интеграционными процессами [17]. Не менее важное здесь – поиск и реализация именно конкурентоспособной цифровой модели.

Действительно, трудно себе представить, чтобы цифровая трансформация экономики и ее отраслей, осуществляемая в интеграционном формате, проводилась бы вне цифровой трансформации сопряжения национальных НТИ-секторов и инновационных систем. Такое представление позволяет конкретизировать вполне обоснованный тезис о том, что научно-технологическое сотрудничество является фактором региональной интеграции [18]. В условия цифровых трансформаций в качестве такого фактора может выступить только «оцифрованное» научно-техническое сотрудничество, представляющее собой основу для изменения технологической базы экономики.

Цифровая повестка ЕАЭС как политико-правовая основа развития научно-технологической интеграции

То, что Цифровая повестка Союза является основой динамичного и более решительного развития научно-технологической интеграции ЕАЭС и предполагает его качественно новый уровень следует из Заявления глав – государств о Цифровой повестке ЕАЭС [19]. В данном документе была отмечена необходимость перехода экономики к новому технологическому укладу с учетом национальных интересов государств – членов. Если идти далее, то в «Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г.» (далее – «Основные направления») [20] можно видеть воспроизведение данного фундаментального подхода. В частности, в разделе «Определения» подчеркивается, что результатом цифровой трансформации является переход на новый технологический уклад, что также сопровождается созданием новых отраслей экономики.

Далее в разделе «Цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация» отмечается, что цифровые активы (совокупность информации в цифровой форме и средства ее обработки) строятся, помимо новых бизнес-моделей, также и на основе технологий (технологии обработки «больших данных», искусственный интеллект и др.), что предполагает их дальнейшее развитие. В качестве одной из разновидностей цифровых активов выделены цифровые платформы, которые рассматриваются в качестве основного элемента развития технологической деятельности в рамках всесторонней кооперации хозяйствующих субъектов государств – членов на основе «сквозных» процессов. Несмотря на то, что в «Основных направлениях» детальным образом не затрагиваются вопросы развития научно-технологической интеграции, в том числе в цифровом формате, необходимость последней прямо следует из только что приведенных положений, а равным образом из самой Цифровой повестки в целом.

Цифровая повестка включает в себя перечень актуальных вопросов цифровой трансформации в рамках развития процессов интеграции, углубления сотрудничества государств – членов в области цифровых трансформаций в целом и цифровой экономики в частности. Как таковая, она стала возможна возможной благодаря выработке согласованного подхода государств – членов к цифровому измерению интеграции и представляет собой систему ориентиров по цифровой трансформации в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства в цифровом формате, углубления сотрудничества государств в области цифровой экономики в интеграционном ключе. В самом общем Цифровая повестка включает вопросы формирования единой цифровой инфраструктуры, единых баз данных и информационных каналов, позволяющих государственным органами, бизнес-структурами, гражданами и иным заинтересованным сторонам эффективным образом взаимодействовать между собой во имя обеспечения сопряжения экономических процессов внутри ЕАЭС.

Цифровая повестка предполагает расширение применения ИКТ и, как следствие, использование цифровых моделей бизнеса, создание цифровых активов и т.д. В качестве результатов ожидается переход к более открытому и широкому сотрудничеству государств – членов, а именно их хозяйствующих субъектов, граждан, рост эффективности и объемов экономик и, конечно же, переход к новому технологическому укладу и, как следствие, новому уровню экономического и социального развития.

Разумеется, осью интеграции в рамках ЕАЭС является экономическая интеграция. Но Цифровая повестка ЕАЭС не сводится только к цифровой трансформации экономики, а предполагает более широкий аспект цифровой трансформации общества в целом. К основной цели Повестки относится обеспечение устойчивого и качественно нового экономического роста на основе ускоренного перехода на новый технологический уклад, что должно найти свое отражение в формировании новых индустрий и рынков.

Как отмечается аналитиками, в Цифровой повестке ЕАЭС цифровая трансформация позиционируется как главный фактор развития [21, c. 3]. Подобного рода положение характерны и для ЕС, в рамках которого несколько раньше были приняты содержательно связанные друг с другом документы программно-стратегического характера, в том числе Стратегия Единого цифрового рынка [22], представляющая собой программу по обеспечению свободы движения товаров и услуг на внутреннем цифровом рынке ЕС, что должно усилить конкурентоспособность ЕС в условиях развития Интернета и цифровых технологий. При этом ИКТ рассматриваются здесь не просто как специфический сектор, а как основа для всех современных инновационных экономических систем, которая повышает степень интегрированности всех секторов экономики и общества, причем в трансграничном аспекте.

Поскольку расширение использования цифровых технологий влечет за собой новые возможности для институционального развития экономики на интеграционной основе и, как следствие, для достижения нового качества экономического роста, то интеграция вне рамок Цифровой повестки ЕАЭС, как, нам представляется, означала бы отход от проекта расширения и углубления интеграции. В свою очередь «цифровизация» интеграции – мощный стимул к новому, в том числе ускоренному, качеству интеграционных процессов и достижению их целей.

В дополнение к этому реализацию Цифровой повестки вполне можно обозначить как средствоинтеграции ЕАЭС и его государств – членов в глобальную цифровую экономику, создания нового имиджа Союза и повышения его конкурентоспособности на основе сквозных цифровых технологий и цифровых платформ. Для государств ЕАЭС в целом характерно, что цифровая трансформация экономики представляет собой путь повышения конкурентоспособности, что может привести к перспективам более широкого их участия в формировании глобальной повестки дня. Данный лейтмотив в той или иной вариации находит свое отражение в специальных национальных программных документах.

Выскажем мысль о том, что интеграционное взаимодействие в сфере НТИ не только имеет самое непосредственное отношение к реализации Цифровой повестки, но и во многом определяет успех тех направлений взаимодействия, которые в ней предусмотрены. В свою очередь сама Цифровая повестка придает импульс для развития интеграции в сфере НТИ, одновременно ставя перед ней новые задачи. Как верно отмечается в литературе, в связи с тем, что цифровая трансформация экономики ЕАЭС и государств – участников предполагает свое осуществление на основе современных передовых технологий, то «существенное знание для реализации цифровой повестки ЕАЭС имеют инноватизация и технологическая интеграция» [23, c. 69].

Одновременно с этим подчеркнем, что развитие нового формата научно-технологической интеграции не может не определяться региональной моделью цифровых трансформаций, задающей формальные и содержательные контуры данных процессов как одного из наиболее заметных пунктов интеграционной повестки в целом. Как можно видеть, ЕАЭС, который начал функционировать в период глобальных цифровых перемен, стремится разработать и внедрить собственную региональную модель цифровых трансформаций [24]. Данная модель представляет собой систему, представляющую собой средства формирования и развития региональной цифровой повестки и соответствующие организационные механизмы. Специфической чертой модели ЕАЭС является выделение направлений и приоритетных инициатив как основы проработки проектов с кооперационной составляющей в форме государственно-частного партнерства. Аспектом данной модели является политико-правоваямодель интеграции, закрепленная в соответствующих программно-стратегических и нормативно-правовых инструментах, регулирующих рассматриваемый вектор интеграции.

Интеграционные процессы в рамках ЕАЭС в сфере цифровых трансформаций предусматривают решение комплексных вопросов экономического роста в русле реализации «Основных направлений». Мы не будем перечислять данные направления в силу их общеизвестности, но подчеркнем, что они предполагают актуализацию сложившихся и формирование принципиально новых механизмов интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС, которые должны учитывать вызовы, исходящие от глобальной цифровой трансформации в целях достижения качественного экономического роста и обеспечения его устойчивости. Все это требует ускоренного и причем синхронизированного перехода экономик государств – членов ЕАЭС на новый технологический уклад, сопровождающийся формированием новых индустрий и рынков, а также развитием трудовых ресурсов.

Цифровая повестка, предусматривая достаточно общие направления и контуры взаимодействия, тем не менее очерчивает достаточно широкий круг инициатив по их реализации. В данном случае под инициативами понимаются предложения о реализации взаимосвязанных проектов и мероприятий, которые нацелены на реализацию Цифровой повестки ЕАЭС и соответствуют закрепленным в «Основных направлениях» подходам, принципам и критериям, а также соответствуют национальным интересам. В перечень инициатив входят: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных песочниц. Координирующую роль в проработке инициатив, их дальнейшей синхронизации и реализации соответствующих проектов играет Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК). Основной момент стратегический момент заключается в том, что в результате реализации инициатив Комиссия планирует к 2025 г. увеличение доли цифровой экономики в ВВП до 20%.Специально созданныйЦифровой проектный офис призван продвигать предлагаемые интеграционные проекты ЕАЭС в области цифровой экономики, а Евразийский институт стандартизации по приоритетным направлениям цифровой трансформации экономики призван служить инструментом реализации программы по разработке и мониторингу внедрения обязательных стандартов и рекомендаций, являющихся основой согласованной цифровой трансформации стран ЕАЭС.

В свете региональной Цифровой повестки важнейшим аспектом «цифровизации» НТИ-интеграции выступает создание инновационной инфраструктуры внутрирегионального научно-технического сотрудничества, развивающегося сейчас в ЕАЭС по многим направлениям. Думается, что в каждом из его поднаправлений актуализируется вопрос не только о расширении использования цифровых технологий в процессе разработки собственно отраслевых технологий (сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, природоохранных, космических и т.д.), но и вопрос о формировании цифровой инфраструктуры такого сотрудничества. Ясно, что отмеченная «цифровизация» самым непосредственным образом предполагает динамичное развитие научно-технологического сотрудничества именно в сфере ИКТ с точки зрения предложения перспективных и инновационных организационно-инфраструктурных решений.

Задачи научно-технологической политики ЕАЭС в условиях цифровых трансформаций

В связи с тем, что понятие цифровой трансформации, а также понятия-двойники – «цифровизация», «оцифровка» и т.д. – применяются к различным сферам интеграционного взаимодействия, таким как торговля, транспортная система, таможенное сотрудничество, то их использование в отношении к научно-технологическому сотрудничеству имеет достаточно эвристический характер. Поэтому выделим задачи, которые стоят перед политикой ЕАЭС и его государствами – членами в сфере интеграционных процессов в сфере НТИ в контексте реализации Цифровой повестки.

Во-первых, это необходимость сосредоточения регионального научно-технологического и инновационного сотрудничества, осуществляющегося в интеграционном формате, на разработку и внедрение цифровых технологий и инноваций, обеспечивающих экономический рост.

Поскольку в условиях Четвертой промышленной революции ключевое значение приобретают цифровые технологии, а именно их разработка, передача и внедрение, то формируется соответствующий запрос, на который должно отвечать научно-технологическое и инновационное сотрудничество государств – членов ЕАЭС в отношении ускоренного развития ИКТ-индустрии, что определяется значимостью использования цифровых технологий для производства высокотехнологической продукции в ЕАЭС [25].

Между тем продолжает сохраняться недостаточная эффективность исследований, связанных с созданием перспективных ИКТ, и низкий уровень внедрения собственных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. По этой причине развитие ИКТ-отрасли находится в поле устойчивого внимания государств – членов ЕАЭС, а именно их национальных программ в сфере цифровых трансформаций. Однако несмотря на заявление в качестве приоритета опережающего развития сектора ИКТ, в настоящее время данная отрасль пока что не показывает существенных темпов прироста объемов производства, объемов экспорта в третьи страны, а также объемов кооперационных поставок между государствами – членами. Вместе с тем ни одна страна в мире не может в одиночку дать ответ на современные вызовы в сфере высоких цифровых технологий. Ввиду важности «сквозных» цифровых технологий одним из ключевых направлений становится сотрудничество в сфере их разработки и внедрения. Отсюда большие надежды возлагаются на Евразийскую технологическую платформу «Информационно-коммуникативные технологии».

В качестве сравнения отметим, что ключевое значение разработке и последующему использованию цифровых технологий придается в Цифровой повестке ЕС, а рамочная программа Горизонт-2020 на уровне Рабочей программы на 2018–2020 гг. включила такой приоритет, как обеспечение цифровой трансформации европейской промышленности и сектора услуг с одновременным вниманием к развитию ИКТ [26, c. 245; 27, c. 114–145].Не будет ошибкой утверждать, что взаимодействие в рамках общего европейского научно-технологического пространства не только работает на «цифровизацию», но и функционирует на основе использования цифровых технологий. Достаточно указать на европейскую «Облачную инициативу» в сфере науки [28].

Во-вторых, речь должна идти о формировании новой инфраструктуры кооперации на основе использования цифровых технологий. Кстати говоря, на уровне СНГ вполне заметны инновационные шаги по адаптации к Индустрии 4.0, проявившиеся в запуске Цифровой платформы инновационного сотрудничества СНГ [29]. В рамках ЕАЭС также можно видеть реализацию цифрового подхода к инновационному сотрудничеству на уровне объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров, центров трансфера технологий. Все это можно рассматривать как ключевые факторы, содействующие формированию интегрированных механизмов научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС, о важности которых говорится в специальных исследованиях [30].

В настоящее время в условиях превращения цифровых технологий в главный драйвер инновационного процесса происходит дальнейшее развитие теории инноваций применительно к цифровой экономике, «фонтанирующей» производственными и организационно-управленческими инновациями [31]. В подтверждение этого на Втором Международного форуме Евразийского партнерства (Ереван, 6 октября 2017 г.) было отмечено, что внедрение цифровых технологий идет в связке с производственными инновациями [32]. В свою очередь в рамках ежегодного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» (Алматы, 1 февраля 2019 г.) на специальной панельной сессии в практическом аспект рассматривалась проблематика интеграции технопарков государств – членов ЕАЭС и был подписан соответствующий Меморандум [33].

Ответ на научно-технологические вызовы Индустрии 4.0 предполагает решение следующих вопросов: 1) расширение интеграции за счет концентрации усилий применительно к технологической базе новых отраслей экономики; 2) осуществление резкого скачка в развитии сектора ИКТ и их применения; 3) активизацию использования цифровых технологий не только для разработки других новейших технологических инноваций, но и их использование в самом процессе научно-технологической и инновационной интеграции в сфере НТИ, что позволит перейти на качественно новую ступень организации данного взаимодействия на волне процессов цифровой трансформации. В основе формулировки указанных вопросов являются положения Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, так как здесь предусматривается, что государства – члены предполагают не только ускоренное внедрение инновационных и цифровых технологий, но и использование потенциала ведущих IT-парков государств – членов для формирования цифровых инфраструктур и экосистем.

Представляется, что цифровая трансформация научно-технологической интеграции ЕАЭС является не самоцелью, а средством для решения такой задачи,как объединение научно-технологических потенциалов, ресурсов и компетенций в целях их планомерного наращивания, что позволит дать достойный ответ на технологические и организационные вызовы Индустрии 4.0. Сказанное позволяет понять, что сфера совместных исследований, разработок и инноваций, «оцифрованная» в предложенном нами смысле данного термина, является составной частью формирующейся региональной цифровой экономики, а также компонентом более широких цифровых трансформаций. Все это подводит к постановке и решению вопроса о концептуальном и далее практическом сопряжении «оцифровки» научно-технологической интеграции с Цифровой повесткой ЕАЭС в целом и ключевыми направлениями ее реализации.

Цифровые платформы как новые инфраструктурные объекты региональной научно-технологической интеграции: к постановке вопроса

Для цифровой экономики как таковой характерно новое качество развития информационной инфраструктуры, предполагающей создание и функционирование цифровых платформ. Данные платформы, создаваемые, например, на основе такой перспективной технологии, как блокчейн, выступают фундаментальной организационно-технологической базой функционирования цифровой экономики. Как отмечает С.А. Дятлов, «цифровые платформы обеспечивают новые уровни сотрудничества между компаниями из разных отраслей промышленности и сфер экономики, что ведет к созданию новых продуктов и услуг, новых сетевых связей, а также новых глобальных цепочек добавленной стоимости и получения сетевых эффектов» [34, c. 18]. Платформизация – ключевой аспект формирования общего пространства цифровой экономики и цифровой экосистемы, позволяющий наиболее эффективно реализовать интеграционный потенциал.

Создание интегративно-распределительных сетевых платформ, характерных для нового нейро-сетевого технологического уклада [35] – специальное поле приложения усилий не только отдельных государств, но и их интеграционных объединений. В частности, особое внимание развитию цифровых платформ уделяет Европейский союз, стремясь создать условия для их инновационного развития, а также одновременно обеспечить их транспарентность и одновременно ответственность. С целью мониторинга данных платформ создана специальнаяОбсерватория.

В рамках ЕАЭС в настоящее время функционируют цифровые платформенные экосистемы – «Работа без границ», «Цифровые транспортные коридоры» и т.д., представляющие собой набор сервисов, оказывающих важные услуги. Основной тренд – это осуществление платформизации на собственной проектной основе, а не подключение к зарубежным платформам. Большое внимание этому вопросу уделяет ЕЭК, под эгидой которой проводится ежегодный конкурс «Евразийские цифровые платформы» [36]. Выстраивание собственных платформенных экосистем является залогом поддержания цифрового суверенитета ЕАЭС и его экономической безопасности. Особо хотелось бы выделить запуск в 2019 г. пилотной версии евразийской цифровой платформы промышленности, а именноЕвразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий [37], являющейся важнейшим механизмом для цифровой трансформации промышленности и одновременно созвучной обосновываемой в литературе идее перехода к глобальной сетевой структуре производства [38, c. 33].

В п. 3 Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС и цифровой трансформации промышленности государств – членов [39] содержатся весьма значимые для предмета нашей статьи определения, которые могут стать основой для выработки понятий, позволяющих описать процессы в сфере цифровых трансформаций научно-технологической интеграции. Причем это не только определение понятия «евразийская цифровая платформа», но и определение понятий «цифровая трансформация промышленного сотрудничества» и «цифровая трансформация промышленности». На наш взгляд, определение цифровой трансформации промышленного сотрудничества как процесса перехода от традиционных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов по вопросам разработки, производства и сервисного обслуживания промышленной продукции и оказания услуг к взаимодействию с использованием цифровых платформ вполне релевантно для понимания сути цифровой трансформации научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС. Думается, что цифровая платформизация – фактор интеграции, прямым и обратным образом соотносящийся с «цифровизацией» научно-технологических комплексов государств-членов в направлении их «бесшовной» состыковки.

Последнее обстоятельств актуализирует вопрос о соотношении национального и регионального уровней. Разумеется, организационные решения, связанные с платформизацией научно-технологической интеграции в широком смысле этого слова, означающего учреждение широких партнерств, могут быть различны. Здесь следует выделить сценарий «подключения» участников из других государств – членов. Он был реализован при запуске Евразийских технологических платформ, в основе которых находились российские технологические платформы, а также при запуске Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, в основе которой находилась Российская сеть трансфера технологий.

Генерация интересующей нас разновидности платформ на национальном уровне предусмотрена Цифровой повесткой России. Так, к одной из характеристик цифровой экономики России к 2025 г., как это следует из соответствующей национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», относится формирование эффективной системы управления исследованиями и разработками, обеспечивающей координацию усилий ключевых игроков, формирование сетевого взаимодействия между ними, мониторинг реализации исследований и разработок, учет региональной специфики и др., создание механизмов поддержки экспорта научно-технической продукции за рубеж и механизм стимулирования зарубежного патентования. Предполагается создание цифровых платформ для исследований и разработок в сфере «сквозных» цифровых технологий, которые демонстрируют стабильный рост числа участников, а также снижение стоимости их подключения к взаимодействию

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.