Статья 'Международные стандарты регулирования таможенного контроля: современная оценка' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Международные стандарты регулирования таможенного контроля: современная оценка

Агамагомедова Саният Абдулганиевна

ORCID: 0000-0002-8265-2971

кандидат юридических наук, кандидат социологических наук

старший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Agamagomedova Saniyat

Senior Research Fellow, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10

saniyat_aga@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2644-5514.2023.3.40951

EDN:

WUBOPB

Дата направления статьи в редакцию:

08-06-2023


Дата публикации:

03-09-2023


Аннотация: Предметом исследования является система международных стандартов регулирования таможенного контроля, их влияние на национальное законодательство и правоприменительную практику осуществления таможенного контроля. Автором рассмотрены существующие международные договоры в области таможенного регулирования, среди которых выделены акты общего характера и специальные, посвященные регламентации таможенного контроля. Обозначены две основные цели разработки и принятия подобных стандартов в области таможенного контроля: унификация и гармонизация регулирования таможенного контроля и установление минимума для подобной регламентации. Особое внимание уделяется принципам таможенного контроля, которые находят свое отражение в международных договорах, в частности в Киотской конвенции. Автор также оценивает влияние международных стандартов таможенного контроля на национальное регулирование и правоприменение в условиях усиления санкционного давления на Россию. Основными выводами по результатам проведенного исследования являются следующие положения: 1. Международные стандарты регулирования таможенного контроля оказывают существенное влияние на национальное таможенное законодательство, а в условиях экономической интеграции – на уровень интеграционного регулирования таможенного контроля. 2. Целями выработки универсальных стандартов регулирования таможенного контроля в мире являются: максимальное сближение национального регулирования в различных странах, в том числе посредством установления принципов таможенного контроля; установление минимального уровня регламентации таможенного контроля. 3. Международные договоры, посвященные регламентации таможенного контроля, дифференцированы на акты общего характера (например, Киотская конвенция) и акты специального характера (например, Соглашение ТРИПС). 4. Выделено три основных метода современной системы таможенного контроля в соответствии с Киотской конвенцией: управление рисками, аудит и информационные технологии. 5. Институт таможенного контроля в условиях санкций трансформируется и используется государством выборочно применительно к различным странам.


Ключевые слова:

таможенный контроль, международные договоры, Киотская конвенция, цифровизация, управление рисками, аудит, упрощение процедур, санкции, безопасность, принципы таможенного контроля

Abstract: The subject of the study is the system of international standards regulating customs control, their impact on national legislation and law enforcement practice of customs control. The author examines the existing international treaties in the field of customs regulation, among which there are general and special acts dedicated to the regulation of customs control. Two main objectives of the development and adoption of such standards in the field of customs control are outlined: the unification and harmonization of customs control regulation and the establishment of a minimum for such regulation. Special attention is paid to the principles of customs control, which are reflected in international treaties, in particular in the Kyoto Convention. The author also assesses the impact of international customs control standards on national regulation and law enforcement in the context of increased sanctions pressure on Russia. The main conclusions based on the results of the study are the following provisions: 1. International standards of customs control regulation have a significant impact on national customs legislation, and in the context of economic integration – on the level of integration regulation of customs control. 2. The goals of developing universal standards for regulating customs control in the world are: maximum convergence of national regulation in various countries, including through the establishment of customs control principles; establishment of a minimum level of regulation of customs control. 3. International treaties on the regulation of customs control are differentiated into acts of a general nature (for example, the Kyoto Convention) and acts of a special nature (for example, the TRIPS Agreement). 4. There are three main methods of the modern customs control system in accordance with the Kyoto Convention: risk management, audit and information technology. 5. The institution of customs control under sanctions is being transformed and used by the state selectively in relation to various countries.


Keywords:

customs control, international treaties, Kyoto Convention, digitalization, risk management, audit, simplification of procedures, sanctions, safety, principles of customs control

Универсальные международные стандарты регулирования имеют место практически во всех сферах социального взаимодействия. В определенных областях общественных отношений они имеют особое значение, исторически призваны играть существенную роль в регулировании национальном. К таким областям можно отнести сферу таможенного регулирования, которая уникальным образом сочетает в себе не только необходимость сочетания частных и публичных интересов при внешнеэкономическом взаимодействии, но и естественным образом вбирает в себя уровни международного и национального, а в условиях межгосударственной экономической интеграции и интеграционного (или макроэкономического) регулирования. Важнейшим инструментом государственного регулирования в рассматриваемой сфере традиционно выступает таможенный контроль как вид государственного контроля. Данный институт также подвержен влиянию международных стандартов таможенного регулирования, что представляется вполне закономерным с точки зрения необходимости унификации и гармонизации требований к трансграничному перемещению товаров, его контролю со стороны государства. Попытка определить направления и приоритеты подобного влияния, оценить его в условиях современных вызовов и угроз, выделить перспективы развития публично-правового регулирования таможенного контроля с учетом положений международных договоров предпринята в данной статье.

В последние годы отмечается включение в международное право норм, определяющих порядок регулирования поведения физических и юридических лиц. Г.Г. Шинкарецкая полагает, что наибольшее развитие такое регулирование получило в инвестиционном и международном морском праве, а в перспективе будет распространено также на международное космическое право [1].

Универсальные международные договоры в области таможенного регулирования традиционно содержат нормы, определяющие взаимодействие между хозяйствующими субъектами и государственными институтами в рамках трансграничной торговли. Одним из таких договоров выступает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятая в Киото в 1973 году (далее - Киотская конвенция). Данный документ по праву рассматривается в качестве базового стандарта таможенного регулирования в целом, а также правового регулирования отдельных институтов таможенного законодательства, важное место среди которых занимает институт таможенного контроля.

Современное легальное определение таможенного контроля практически во всех государствах-членах Всемирной торговой организации основано на понятии таможенного контроля, установленном в Киотской конвенции. Согласно ее положениям таможенный контроль – это совокупность мер, применяемых таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (п. E7./F3. Генерального приложения к Киотской конвенции). Определение таможенного контроля традиционно содержится в действующем таможенном законодательстве, применительно к России в этой связи следует выделить доинтеграционный этап (национальный уровень регулирования) и этап евразийской интеграции (интеграционный уровень регулирования). В настоящее время оно закреплено в пп. 41 п. 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), согласно которому таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Нормативно-правовая база регулирования таможенного контроля сегодня включает в себя международные договоры и акты (Киотская конвенция, Договор о Евразийском экономическом союзе, ТК ЕАЭС и множество иных), национальное законодательство РФ, основой которого выступает Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также целый ряд иных актов. Проведение таможенного контроля регламентируется также множеством подзаконных актов, в том числе ведомственных актов Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы.

Представляется, что Киотская конвенция относится к универсальным стандартам регулирования таможенного контроля общего характера. К актам специального характера можно отнести международные договоры, регламентирующие порядок проведения отдельных направлений таможенного контроля. К числу таких направлений можно отнести таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, который на международном уровне регламентируется Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года (Соглашение ТРИПС). Данное соглашение оказало существенное влияние на развитие национального, а позже и интеграционного уровня регулирования трансграничного оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [2]. Еще более специализированным аспектом таможенного контроля можно считать, к примеру, таможенный контроль товаров, содержащих олимпийскую и паралимпийскую символику [3], который также регламентируется на международном уровне, в частности, нормами Найробского договора об охране олимпийского символа от 26 сентября 1981 года.

Следует выделить как минимум две важнейшие цели создания и функционирования международных стандартов регулирования таможенного контроля. Во-первых, это гармонизация и унификация подобного регулирования в государствах-участницах соответствующих международных соглашений. Причем подобное сближение регулирования, уровнями которого выступают гармонизация и унификация, происходит во многом на уровне общих принципов регулирования таможенного контроля. Во-вторых, международные стандарты правового регулирования таможенного контроля призваны установить определенный минимум подобного регулирования в государствах, предел регулирования, ниже которого уровень регулирования не может (не должен) опуститься.

В настоящее время отдельные аспекты таможенного контроля регламентированы на уровне региональных соглашений. Помимо актов уровня ЕАЭС к числу подобных следует отнести, к примеру, Соглашение США-Мексика-Канада, которое было подписано на полях саммита G20 в Аргентине 30 ноября 2018 г., вступило в силу 1 июля 2020 года и пришло на смену Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА). Ученые отмечают среди его новелл группу норм об экспресс-доставках (ст. 7.8), согласно которой страны-участницы обязуются обеспечить выполнение ускоренных таможенных процедур в отношении экспресс-грузов при сохранении должного уровня таможенного контроля [4, с. 74].

В качестве базовых международных принципов проведения таможенного контроля можно выделить те, которые определены в Преамбуле к Киотской конвенции, в которой признается, что упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты посредством, в частности, принципов применения современных методов, таких, как контроль на основе управления рисками и методов аудита и максимальное практическое использование информационных технологий.

Таким образом, система управления рисками (СУР), аудит и развитие информационных технологий – три кита, на которых зиждется таможенный контроль. Все они достаточно полно внедрены в нормы права ЕАЭС, регламентирующие проведение таможенного контроля, а также в российское таможенное законодательство. Что касается использования СУР при проведении таможенного контроля, то подобный метод используется таможенными органами РФ с 2003 года, когда в Таможенный кодекс РФ 2003 года впервые были инкорпорированы положения Киотской конвенции о выборочности таможенного контроля на основе учета рисков. Сегодня СУР – полноценная основа выборочности таможенного контроля в отношении объектов, форм и мер, обеспечивающих его проведение. Более того, ФТС России активно использует субъектно-ориентированный подход при категорировании (в настоящее время речь идет об автоматическом категорировании) подконтрольных лиц в целях проведения таможенного контроля. Чем ниже уровень риска – тем меньше контрольно-надзорное воздействие, тем «лояльнее» формы таможенного контроля.

Институт аудита при проведении таможенного контроля нормативного закрепления в настоящее время не получил. Но попытки использовать инструменты аудита (таможенного аудита) при таможенном контроле таможенными органами предпринимались (примером может служить Приказ ФТС России от 29.10.2021 № 960 «О проведении эксперимента по внедрению таможенного аудита»).

Представляется, что с учетом определения, данного в Киотской конвенции, к аудиту (таможенному аудиту) можно отнести таможенный контроль после выпуска товаров. Согласно положениям Киотской конвенции «контроль на основе методов аудита» означает меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации (п. E3./F4). Полагаем, что элементы аудита имеют место и в институте таможенного мониторинга, осуществляемого в настоящее время ФТС России в режиме эксперимента. Отметим, что применительно к аудиту получает распространение научная позиция об использовании частноправовых инструментов в таможенных [5] и налоговых отношениях [6].

Особого внимания заслуживает использование информационных технологий при проведении таможенного контроля. Сегодня таможенный контроль в большинстве своем – это цифровой контроль, контроль на основе цифрового (виртуального) взаимодействия. При этом не следует забывать тот факт, что помимо ускорения и упрощения цифровой контроль несет новые угрозы и риски. Ученые справедливо отмечают, что в условиях цифровизации существенно повышаются риски постепенной утраты социальной управляемости обществом, а затем и разрушения основных структурных элементов государственного суверенитета [7, с. 24-25].

В этой связи следует согласиться с профессором Е.В. Виноградовой в том, чтобы возможности, появляющиеся в сфере цифровых технологий, были обеспечены надежным юридическим контролем [8, с. 19].

При этом одним из направлений правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности является в том числе установление четкого правового положения уполномоченных должностных лиц и структурных подразделений органов, ответственных за обеспечение информационной безопасности при взаимодействии с гражданами и организациями [9, с. 143].

Таким образом, базовые принципы правового регулирования таможенного контроля, установленные в международных соглашениях в таможенной сфере, в большинстве своем отражены как в регулировании таможенного контроля на уровне ЕАЭС и на национальном уровне, так и в правоприменении. Последнее также имеет важную роль в утверждении базовых принципов таможенного контроля, получающих отражение в предсказуемости контрольных мероприятий, единообразии ведомственной позиции таможенных и иных властных органов. Особая роль при этом принадлежит стремительно развивающейся в последнее десятилетие практике наднациональных судебных органов ЕАЭС, активная позиция которых также призвана способствовать практической реализации прогрессивных принципов таможенного контроля в современных условиях, учета оптимального соотношения частных и публичных интересов в таможенных отношениях [10].

Современный тренд в правовом регулировании таможенного контроля – это упрощение контрольного воздействия, минимизация процедурных и иных формальностей при его прохождении, что в конечном итоге призвано упростить процедуры торговли в целом. В связи с этим специалисты обосновывают позицию, согласно которой изначально понятие «упрощение таможенных процедур» входило в состав понятия «упрощения процедур торговли» (что следует из контекста Киотской конвенции), а с принятием Соглашения об упрощении процедур торговли ВТО, а также с заключением новых региональных соглашений, в т. ч. Соглашения США-Канада-Мексика и Всестороннего регионального экономического партнерства, значение этих понятий зачастую совпадает, что свидетельствует об использовании в данных соглашениях специальной трактовки понятия «упрощение процедур торговли». Последние подразумевают под собой операции, практики и формальности при сборе, предоставлении, передаче и обработке сопровождающей трансграничное движение товаров информации, которые направлены, прежде всего, на устранение нетарифных барьеров, связанных непосредственно с техническими формальностями [4, с. 11-12].

Таким образом, таможенный контроль, традиционно понимаемый как нетарифный барьер, в развитие международных стандартов регулирования таможенных отношений все дальше отграничивается от понятий барьера, препятствия, формальности.

В заключение следует остановиться на использовании выделенных выше стандартов и приоритетов в регулировании таможенного контроля в условиях современной международной ситуации. В условиях усиления санкционного давления со стороны недружественных стран Россия вынуждена применять выборочную политику в области таможенного регулирования. При этом институт таможенного контроля также оперативно трансформируется и генерирует новые направления в своей функциональной структуре (к примеру, контроль за оборотом санкционной продукции посредством мобильных групп и др.).

Безусловно, применение мер межгосударственного давления – реторсий, репрессалий, санкций, должно осуществляться при соблюдении принципов и норм международного права. В противном случае, применение таких мер создает угрозу суверенитету, политической и экономической безопасности государств [11, с. 68]. Санкции против России противоречат международному праву и одновременно противоречат законам рыночной экономики. Беспрецедентное санкционное давление в отношении России становится основанием для выборочного, во многих случаях «зеркального» использования управленческих инструментов во внешнеэкономической деятельности, важнейшим из которых является таможенный контроль. Базовые принципы таможенного контроля, провозглашенные в международных соглашениях, прогрессивные тенденции его правового регулирования нашли свое отражение в договорах уровня ЕАЭС, национальном законодательстве РФ, а также в правоприменительной практике реализации административных процедур таможенного контроля. Влияние Киотской конвенции, иных международных договоров в таможенной сфере на национальное регулирование таможенного контроля происходит задолго до вступления России во Всемирную торговую организацию, еще на этапе переговорного процесса по вступлению в нее. В настоящее же время регуляторный потенциал таможенного контроля призван обеспечивать национальную безопасность государства, стоять на защите прав и законных интересов российских граждан, отечественной экономики, суверенитета страны в условиях внешних вызовов.

Библиография
1. Шинкарецкая Г.Г. Контуры международного частного права в отраслях международного публичного права // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2021. – № 2. – С. 55-67. DOI: 10.7256/2454-0633.2021.2.35889
2. Агамагомедова С.А. Взаимовлияние международного и национального права в сфере трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности // Журнал российского права. 2013. № 12. С. 122-129.
3. Агамагомедова С.А. Правовые основы и особенности административной защиты олимпийской и паралимпийской символики таможенными органами Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. № 9 (57). С. 81-91.
4. Климова И.А. Международно-правовые аспекты упрощения таможенных процедур торговли : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Климова Ирина Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений]. – Москва, 2022. – 183 с.
5. Шохин С.О., Абросимова Е.А. Применение гражданско-правовых институтов в таможенной практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2023. Т. 14. № 1. С. 123-140.
6. Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л. Частноправовые механизмы в налоговых правоотношениях (обзор итогов круглого стола) // Финансовое право. 2023. № 5. С. 34-37.
7. Тедеев А.А. Современное государственное управление и функции цифрового посткапиталистического государства // Труды по интеллектуальной собственности. 2020. Т. 36. № 3-4. С. 24-33.
8. Виноградова Е.В. Информационные инструменты в праве LEGALTECH, LAWTECH и REGTECH // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 14-20.
9. Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности // Аграрное и земельное право. 2022. № 9 (213). С. 143-146.
10. Чайка К.Л., Савенков А.Н. Проблемные вопросы в практике Суда Евразийского экономического союза // Государство и право. 2018. № 10. С. 5-22.
11. Виноградова Е.В. Реторсии, репрессалии и санкции. Контрфорс государственного суверенитета и мер межгосударственного давления // Право и государство: теория и практика. 2022. № 9 (213). С. 66-68.
References
1. Shinkaretskaya, G.G. (2021). Outlines of private international law in the branches of public international law. International Law and International Organizations, 2, 55-67. doi:10.7256/2454-0633.2021.2.35889
2. Agamagomedova, S.A. (2013). Mutual influence of international and national law in the field of cross-border protection of intellectual property rights. Journal of Russian Law, 12, 122-129.
3. Agamagomedova, S.A. (2012). Legal basis and features of administrative protection of the Olympic and Paralympic symbols by the customs authorities of the Russian Federation. Administrative and municipal law, 9(57), 81-91.
4. Klimova, I.A. (2022). International legal aspects of simplification of customs procedures for trade: dissertation... PhD in Law, Moscow.
5. Shokhin, S.O., & Abrosimova, E.A. (2023). The use of civil law institutions in customs practice. Bulletin of St. Petersburg University. Right, 14, 1, 123-140. doi:10.21638/spbu14.2023.108
6. Kobzar-Frolova, M.N., & Vasyanina, E.L. (2023). Private law mechanisms in tax legal relations (a review of the results of the round table). Financial Law, 5, 34-37. doi:10.18572/1813-1220-2023-5-34-37
7. Tedeev, A.A. (2020). Modern public administration and functions of the digital post-capitalist state. Proceedings on intellectual property, 36, 3-4, 24-33.
8. Vinogradova, E.V. (2023). Information tools in law LEGALTECH, LAWTECH and REGTECH. Legal policy and legal life, 1, 14-20. doi:10.24412/1608-8794-2023-1-14-20
9. Redkous, V.M. (2022). Some issues of improving legal regulation in the field of information security. Agrarian and land law, 9(213),143-146. doi:10.47643/1815-1329_2022_9_143
10. Chaika, K.L., & Savenkov, A.N. (2018). Problematic issues in the practice of the Court of the Eurasian Economic Union. State and Law, 10, 5-22. doi:10.31857/S013207690002069-7
11. Vinogradova, E.V. (2022). Retortions, reprisals and sanctions. Buttress of State Sovereignty and Measures of Interstate Pressure. Law and State: Theory and Practice, 9(213), 66-68. doi:10.47643/1815-1337_2022_9_

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Международные стандарты регулирования таможенного контроля: современная оценка».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам применения международных стандартов регулирования таможенного контроля. Автором рассматривается современное знание указанным международно-правовым аспектам, в том числе, с учетом санкционной политики в отношении России. В качестве конкретного предмета исследования выступили положения международно-правовых актов, мнения ученых, эмпирические данные.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о применении международных стандартов регулирования таможенного контроля в современных условиях. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из материалов практики.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, положений международно-правовых актов). Например, следующий вывод автора: «Универсальные международные договоры в области таможенного регулирования традиционно содержат нормы, определяющие взаимодействие между хозяйствующими субъектами и государственными институтами в рамках трансграничной торговли. Одним из таких договоров выступает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятая в Киото в 1973 году (далее - Киотская конвенция). Данный документ по праву рассматривается в качестве базового стандарта таможенного регулирования в целом, а также правового регулирования отдельных институтов таможенного законодательства, важное место среди которых занимает институт таможенного контроля».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема применения международных стандартов регулирования таможенного контроля сложна и неоднозначна. От ее разрешения зависят многие аспекты, связанные с международной торговлей и взаимодействием между государствами. Сложно спорить с автором в том, что «Важнейшим инструментом государственного регулирования в рассматриваемой сфере традиционно выступает таможенный контроль как вид государственного контроля. Данный институт также подвержен влиянию международных стандартов таможенного регулирования, что представляется вполне закономерным с точки зрения необходимости унификации и гармонизации требований к трансграничному перемещению товаров, его контролю со стороны государства. Попытка определить направления и приоритеты подобного влияния, оценить его в условиях современных вызовов и угроз, выделить перспективы развития публично-правового регулирования таможенного контроля с учетом положений международных договоров предпринята в данной статье». Автор прав, что осветил этот аспект актуальности. Приводимые автором в статье примеры из судебной практики наглядно демонстрирует этот вопрос.
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«Беспрецедентное санкционное давление в отношении России становится основанием для выборочного, во многих случаях «зеркального» использования управленческих инструментов во внешнеэкономической деятельности, важнейшим из которых является таможенный контроль. Базовые принципы таможенного контроля, провозглашенные в международных соглашениях, прогрессивные тенденции его правового регулирования нашли свое отражение в договорах уровня ЕАЭС, национальном законодательстве РФ, а также в правоприменительной практике реализации административных процедур таможенного контроля. Влияние Киотской конвенции, иных международных договоров в таможенной сфере на национальное регулирование таможенного контроля происходит задолго до вступления России во Всемирную торговую организацию, еще на этапе переговорного процесса по вступлению в нее. В настоящее же время регуляторный потенциал таможенного контроля призван обеспечивать национальную безопасность государства, стоять на защите прав и законных интересов российских граждан, отечественной экономики, суверенитета страны в условиях внешних вызовов».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены оригинальные обобщения и сравнения, связанные с международным регулированием таможенных отношений, а также законодательством Российской Федерации. Это может быть полезно специалистам в рассматриваемой сфере.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Международное право», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с таможенным регулированием.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, в целом достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Шинкарецкая Г.Г., Агамагомедова С.А., Шохин С.О., Абросимова Е.А. и другие).
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье вопросам.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.