Статья 'Санкционные режимы Германии и Великобритании в сфере международного научного сотрудничества с участием России: политико-правовая природа и последствия ' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международное право
Правильная ссылка на статью:

Санкционные режимы Германии и Великобритании в сфере международного научного сотрудничества с участием России: политико-правовая природа и последствия

Шугуров Марк Владимирович

ORCID: 0000-0003-3604-3961

доктор философских наук

профессор кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия

410028, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Shugurov Mark Vladimirovich

Doctor of Philosophy

Professor of the Department of international law, Saratov State Law Academy

410028, Russia, Saratov, Volskaya str., 1

shugurovs@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Печатнова Юлия Вадимовна

аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Алтайский государственный университет

656049, Россия, г. Барнаул, проспект Социалистический, 68

Pechatnova Yuliya Vadimovna

Post-graduate Student, Department of theory and history of state and law, Altai state university

656049, Russia, Barnaul, Socialist Ave., 68

jp_0707@mail.ru

DOI:

10.25136/2644-5514.2023.4.44106

EDN:

YCWOYY

Дата направления статьи в редакцию:

21-09-2023


Дата публикации:

28-09-2023


Аннотация: В статье предпринят политико-правовой анализ осложнений в научно-техническом сотрудничестве России с Германией и Великобританией. Особое внимание уделяется выделению субъектов введения антироссийских санкционных режимов, а также содержательной характеристике разновидностей односторонних ограничительных мер в сфере научного сотрудничества. Авторы подробно останавливаются на раскрытии соотношения правовых и асиологических аспектов введения санкционных ограничений. Важное значение имело осуществление сравнения санкционных режимов Германии и Великобритании с точки зрения динамики, субъектного состава и содержания односторонних ограничительных мер. В исследовании обосновано, что вторжение со стороны Германии и Великобритании внешнеполитических интересов в двухстороннее международное научное сотрудничество означает закат былой эры научной дипломатии. Основным выводом работы является положение о том, что приостановка сотрудничества с Россией в научной сфере не проистекает из нарушений нашей страной своих юридических обязательств в сфере двухстороннего международного научного взаимодействия. Разрыв сотрудничества на институциональном уровне дополнен допущением неофициальной научной коммуникации. Но излишне политизированные требования к продолжению данного сотрудничества нарушают право на свободу научных исследований. Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в рамках предметной области исследований научных санкций в сравнительном ключе и в контексте современных теоретических разработок было раскрыто содержание антироссийских санкционных режимов Германии и Великобритании, относящихся к числу основных партнеров России в сфере международного научно-технического сотрудничества.


Ключевые слова:

антироссийские санкции, наука, международные обязательства, санкционный режим, международное право, свобода исследований, мегасайенс, академическое сообщество, научная дипломатия, институциональные разрывы

Abstract: The article undertakes a political and legal analysis of the complications in the scientific and technical cooperation of Russia with Germany and Great Britain. Particular attention is paid to the identification of the subjects of the introduction of anti-Russian sanctions regimes, as well as the substantive characteristics of the varieties of unilateral restrictive measures in the field of scientific cooperation. The authors dwell in detail on the disclosure of the correlation of legal and asiological aspects of the introduction of sanctions restrictions. It was important to compare the sanctions regimes of Germany and Great Britain in terms of the dynamics, subject composition and content of unilateral restrictive measures. The study proves that the invasion of foreign policy interests by Germany and Great Britain into bilateral international scientific cooperation means the decline of the former era of scientific diplomacy. The main conclusion of the work is the provision that the suspension of cooperation with Russia in the scientific field does not result from violations by our country of its legal obligations in the field of bilateral international scientific cooperation. The gap in cooperation at the institutional level is supplemented by the assumption of informal scientific communication. But overly politicized demands for the continuation of this cooperation violate the right to freedom of scientific research. The novelty of the study lies in the fact that for the first time in the framework of the subject area of research of scientific sanctions in a comparative way and in the context of modern theoretical developments, the content of the anti-Russian sanctions regimes of Germany and Great Britain, which are among Russia's main partners in the field of international scientific and technical cooperation, was revealed.


Keywords:

anti-Russian sanctions, science, international obligations, sanctions regime, international law, freedom of research, megascience, academic community, scientific diplomacy, institutional gaps

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01296, https://rscf.ru/project/23-28-01296/

Введение

Международное сотрудничество в научно-технической сфере, а также в сфере образования оказывает непосредственное воздействие на усиление инновационного потенциала отдельных государств, что, в конечном счете, приводит к увеличению оказывает воздействие на увеличение темпов экономического роста и решению социальных проблем. Данного рода сотрудничество вносит также существенный вклад в решение глобальных проблем современности. Вместе с тем, сотрудничество в сфере науки и технологий порой сочетается с конкуренцией, которая вместе с различными барьерами организационного и правового характера, приводит к замедлению всеобщего научно-технического прогресса. В дополнение к этому возникновение серьезных трудностей на пути научно-технического развития тех или иных государств и их вовлеченности в международное сотрудничество зачастую связаны с односторонними ограничительным мерами, в последнее время именуемыми санкциями. По своей сущности, данные меры, используемые в одностороннем порядке отдельными странами или их коалициями, представляют собой средства давления, направленного на удовлетворение интересов государств, которые их вводят.

С точки зрения международного права, единственным легитимным источником санкций являются решения Совета Безопасности ООН. Но, тем не менее, на практике т.н. санкции, используются во все возрастающем масштабе. Наряду с официально установленными ограничительными мерами практикуются так называемые корпоративные «бойкоты», под которыми понимается приостановление сотрудничества в тех секторах, в отношении которых санкции официально не введены. Многочисленные и разнообразные санкционные режимы создают не только практические, но и теоретические проблемы, что привело к формированию отдельной предметной области научных и экспертных изысканий [1–6]. Свой вклад в данную область привносят правозащитные структуры ООН. Мы имеем в виду доклад Специального докладчика ООН о негативном воздействии односторонних мер на права человека (A/HRC/45/7, July 2020) (URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G20/187/55/PDF/G2018755.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.07.2023)).

В содержательном плане санкции имеют экономическую природу, поскольку сводятся к ограничению торговых, финансовых и иных хозяйственных операций. При этом они зачастую подчинены политическим целям, когда, например, предполагается их направленность на обеспечение смены внешнеполитического курса того государства, в отношение которого они введены (sanctioned state). Начиная с 2014 года значительное число зарубежных государств проводит активную санкционную политику в отношении России. Данная политика предполагает разработку и реализацию комплекса экономических, политических и иных ограничений, которые предполагают кардинальное изменение ее внешней политики. С февраля 2022 года произошло качественное усиление интенсивности санкционной активности недружественных государств, что позволяет говорить о санкционной эскалации [7–9].

Как можно видеть из практики, санкционные меры не ограничиваются непосредственно экономическими и политическими инструментами воздействия. В «оркестре» санкций без особых затруднений заметны ограничительные меры в отношении российского сектора научных исследований и технологических разработок, а также в отношении участия России в международном научно-техническом сотрудничестве. Несмотря на то, что академическая свобода предполагает невмешательство политики в научную сферу, ограничительные меры все же распространились на нее. Во многих случаях прекращение научно-технического сотрудничества с Россией на институциональном уровне означает одновременно отход от научной дипломатии. Однако надо учитывать, что подобного рода меры, именуемые иногда «научными санкциями», – вполне распространенное явление в ландшафте современной мировой научно-технической политики. Научные санкции активно используются применительно к тем или иным странам (Иран, Сомали, КНДР, Венесуэла и др.) [10–13].

В целом научные санкции – это специфическое политико-правовое явление, в котором политические цели сочетаются со значительной долей правовой необоснованности их введения. Под санкциями в сфере науки следует понимать ограничительные меры, специальным образом направленные на создание затруднений в развитии науки и технологий целевых государств. Причем санкционные меры проявляются не только в прекращении или ограничении финансирования совместных международных научно-исследовательских проектов, но и в прекращении какого-либо некоммерческого сотрудничества, а также совместной работы в рамках международных научных организаций. В большинстве случаев с правовой точки зрения все это означает одностороннее прекращение выполнения обязательств по международным договорам о научно-техническом сотрудничестве, которые при этом не перестают быть действующими.

Важно отметить, что в современной науке, как на национальном, так и международном уровнях, преобладают совместные формы проведения исследований, в связи с чем «командная наука» (team science) приобретает большую ценность, чем «соло-выступления» отдельных ученых. Поэтому вводимые ограничения сотрудничества направлены на предотвращение научной кооперации с российским научным сообществом, которое, по мнению ряда науковедов, ведет к изоляции российской науки со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями [14].

Помимо ограничений, непосредственно затрагивающих возможности проведения совместных научных мероприятий и проектов, а также академических обменов, следует также отметить ограничительные меры, экономические по своей природе, которые непосредственно влияют на научное сотрудничество и сужают его возможности. Все они хорошо известны и интенсивно обсуждаются в экспертной среде. Например, это отключение российских банков от системы обмена платежами между странами (SWIFT), запреты на полеты российских авиационных компаний в воздушном пространстве некоторых государств, ограничения на оплату подписок на зарубежную научную литературу, ограничения в части закупки импортного оборудования и комплектующих для проведения лабораторных исследований, запреты на использование отдельных компьютерных программ и программного обеспечения. Эти и другие меры непосредственным образом препятствуют свободному научному развитию.

Причина оказываемого секторального давления на российскую науку в совокупности ее национального и международного измерения кроется в изыскании дополнительных каналов воздействия на Россию. Поэтому в качестве дополнительной мишени была выбрана сфера ее научно-технического развития, являющаяся одним из приоритетных направлений государственной политики и рассматриваемая в качестве катализатора экономического роста и социально-экономического благосостояния государства. В связи с этим санкционное воздействие на науку напрямую связано с ограничительными экономическими мерами и в равной мере способно подорвать экономическое благосостояние государства. Вместе с тем, важно отметить, что навязанный разрыв международных научных связей и обесценивание научной свободы в угоду политической конъюнктуре негативно сказывается не только на государстве, в отношении которого вводятся санкционные меры, но и в отношении государств, которые вводят санкции.

В последнее время динамичным образом сформировалась предметная область исследований антироссийских научных санкций, представленная работами отечественных [15; 16] и зарубежных авторов [17; 18]. Следует отметить, что она весьма обширна и находится в процессе своего развития. Это определяется тем, что антироссийские санкции затронули разнообразные формы международного научно-технического сотрудничества с участием России в рамках различных санкционных режимов, введенных отдельными государствами и их объединениями, в частности, ЕС. Сюда также следует добавить санкции, введенные международными исследовательскими структурами класса мегасайенс, например, ЦЕРН. Нельзя также не упомянуть антироссийские санкции в сфере науки в качестве мер, принятых некоторыми зарубежными научными центрами и университетами.

В представленной статье в сравнительном ключе предпринят анализ санкционных режимов, введенных Германией и Великобританией. Выбор данных направлений санкционного давления на российскую науку в качестве предмета анализа вызван следующими причинами. Во-первых, Германия, согласно статистическим данным, – это первое по значимости государство-партнер России в научной сфере (Merz M. Sanctioning Russia’s science community: at what cost? (June 17, 2022). URL: https://globalriskinsights.com/2022/06/sanctioning-russias-science-community-at-what-cost/ (дата обращения: 11.06.2023)). Несмотря на то, что Германия является многолетним партнером России в сфере совместных научных проектов, она стала первым государством, которое пошло на резкий разрыв институциональных научно-исследовательских связей, основанных на различных официальных двусторонних соглашениях. Одновременно она сыграла роль «локомотива» веера санкций, далее поддержанных другими государствами ЕС, а также введенных на уровне ЕС в целом. Как замечает немецкий эксперт Г. Линк, «всеобъемлющий бойкот российской науки со стороны академического истеблишмента Германии уникален в Европе и его последствия вряд ли можно предсказать» (Линк Г. Академический бойкот России: наука на службе военной политики Германии (10.03.2022). URL:https://www.wsws.org/ru/articles/2022/03/10/scie-m10.html (дата обращения: 11.06.2023)). Однако уже сейчас ясно, что разрыв связей с Германием – весьма болезненный шаг для российского, а, впрочем, и для немецкого научно-академического сектора.

Во-вторых, Великобритания, будучи четвертым по значимости партнером России после Германии, США и Китая, а также одновременно выступая ключевым игроком в антироссийской коалиции, заняла несколько иную позицию. Ее сущность заключается не в радикальных мерах, направленных на разрыв, а в проведении политики пересмотра связей с Россией, что означает допущение сохранения некоторых институциональных связей во имя сохранения реализации некоторых проектов. Однако, несмотря на различия в риторике санкционной политики, в обоих случаях односторонние ограничительные меры затронули одни и те же формы научно-технического сотрудничества, регулируемые двусторонними соглашениями на правительственном и межучрежденческом уровне (выполнение совместных проектов, академический обмен и проведение совместных научных мероприятий).

В этой связи цель статьи заключается в раскрытии политико-правовой природы, структуры и содержания санкционных режимов, введенных Германией и Великобританией в отношении российской науки и участия России в международном научно-техническом сотрудничестве.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

- раскрыть субъектный состав введения антироссийских санкционных режимов Германии и Великобритании в сфере международного научного сотрудничества, а также содержательных разновидностей односторонних ограничительных мер;

- определить правовых и политических оснований санкционных ограничений;

- выявить «слои» (подсистемы) санкционных режимов, продуцируемых различными категориями субъектов введения санкций;

- осуществить анализ правомерности условий сохранения неофициальных контактов с российскими учеными с точки зрения принципов академической свободы;

- провести сравнение санкционных режимов Германии и Великобритании с точки зрения динамики, субъектного состава и содержания односторонних ограничительных мер.

Достижение цели и решение исследовательских задач опиралось на следующую методологическую базу. В частности, при раскрытии содержания феномена современных антироссийских санкций авторами были использованы общенаучные принципы историзма и развития. Это позволило продемонстировать шоковый характер институциональных разрывов в сотрудничестве России, с одной стороны, и Германии и Великобритании – с другой, в сфере науки, в рамках которой развивалось перспективное научное взаимодесйтвие, невзирая на санкции 2014 – 2022 гг. В дополнение к этому проведение исследования осуществлялось на основе системно-структурного подхода, нацеленного на выявление уровней санкционных мер в отношении российской науки. Метод прогнозирования стал основой анализа негативных последствий приостановки международного сотрудничества в сфере науки. Общенаучный метод событийного анализа, используемый в социо-гуманитарных исследованиях, был дополнен включением рассмотрения динамики введения санкций в контекст теории научных санкций. Использование общенаучных методов и подходов сочеталось с задействованием специально-научной методологии – юридико-догматического метода, ставшего основой рассмотрения политико-правовых решений о введении антироссийских санкций; сравнительно-правового метода, позволившего раскрыть общее и особенное в санкционных режимах, введенных Германией и Великобританией; историко-правового метода, направленного на осмысление развития правовых основ двухстороннего международного научно-технического сотрудничества в досанкционный период и проблем их действия в условиях санкционных режимов.

Новизна статьи заключается в том, что в нем впервые в рамках предметной области исследований научных санкций в сравнительном ключе и в контексте современных теоретических разработок было раскрыто содержание и структура односторонних ограничительных мер, введенных Германией и Великобританией, относящихся к категории основных партнеров России в сфере международного научно-технического сотрудничества.

1.Научно-техническое сотрудничество России и Германии в условиях санкционного «штиля»: правовые основы и научные результаты

Как уже отмечалось выше, Германия стала первой страной ЕС, объявившей о разрыве научно-исследовательского сотрудничества с Россией и в короткие временные сроки заморозившей двустороннее научное партнерство. Прежде чем перейти к правовому анализу односторонних ограничительных антироссийских мер, предпринятых Германией в научной сфере, следует обратиться к характеристике правовых основ научно-технического сотрудничества России и Германии, а также соответствующих результатов и ожидаемых перспектив в ситуации, предшествовавшей эскалации санкций.

Россия и Германия являются давними стратегическими партнерами, в том числе в сфере научно-исследовательской деятельности [19; 20]. Еще в 1986 году между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии было заключено Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (URL: https://docs.cntd.ru/document/901778521 (дата обращения: 21.08.2023)). Ему на смену в 2009 г. пришло Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве (далее – Соглашение) (Мюнхен, 16 июля 2009 г.) (URL: https://docs.cntd.ru/document/902178643 (дата обращения: 21.08.2023)). В нем констатируется факт взаимного интереса обоих государств в осуществлении совместной научно-технической деятельности, являющейся важным элементом стратегического партнерства. Стороны Соглашения договорились о совместной реализации научно-исследовательских проектов, беспрепятственном обмене учеными и специалистами, организации совместных научных мероприятий, содействии формированию инновационной инфраструктуры. Согласно Соглашению сотрудничество между государствами-сторонами Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством обоих государств. Это означает, что единственным условием, при котором возможно изменение принципов совместной научной деятельности, является принятие соответствующих законодательствах актов, препятствующих исполнению условий Соглашения.

Соглашением также определяется координирующий орган, которым стала Cмешанная российско-германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству, главными задачами которой являются формирование политики для перспективного научного взаимодействия, определение приоритетных направлений научно-технологического сотрудничества, составление планов совместной научной работы и анализ достигнутых научных результатов и способов повышения эффективности сотрудничества (cт. 9).

Соглашение заключено сроком на пять лет. Вместе с тем предусмотрена автоматическая пролонгация, если ни одной из Сторон не будет инициировано прекращение его действия. Важно отметить, что прекращение действия Соглашения не влечет за собой прекращение реализации действующих научно-исследовательских программ и проектов. Таким образом, формально юридически указанное Соглашение является действующим по состоянию на сегодняшний день, а равно ни один подзаконный акт не может противоречить Соглашению. Аналогичным образом остаются действующими и другие соглашения, составляющие правовую базу научно-технического сотрудничества России и Германии, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Санкт-Петербург, 10 апреля 2001 г.) (URL: https://faolex.fao.org/docs/pdf/bi-64965.pdf (дата обращения: 21.08.2023)).

В историческом аспекте между Россией и Германией реализовывались следующие формы научной кооперации, которые подробно были проанализированы руководителем Центра германских исследований Института Европы РАН В.Б. Беловым [19]: - во-первых, российские научные организации (Российская академия наук, Российский фонд фундаментальных исследований) активно взаимодействуют с немецким научно-исследовательским обществом (DFG), причем юридическое оформление международного научного сотрудничество между DFG и правопредшественником Российской академии наук – Академии наук СССР произошло еще в 1970 г.; - во-вторых, начиная с советского периода, российские научные учреждения сотрудничают с Обществом им. Макса Планка (MPG) – крупной сетью немецких научно-исследовательских организаций, а также с Обществом Фраунгофера, объединяющим институты, специализирующиеся на прикладных исследованиях, а также с другими немецкими научно-исследовательскими центрами и фондами; - в-третьих, активно осуществляются программы академического обмена в рамках взаимодействия с немецкой службой DAAD. Таким образом, можно сделать вывод о том, что до введения санкционного режима между Россией и Германией активно и весьма успешно реализовывались многочисленные совместные научно-исследовательские проекты.

О важности развития российско-германского научного диалога, который вносил заметный вклад в развитие российско-германского сотрудничества в целом, свидетельствует ряд совместных правительственных инициатив, принятых в последние годы, например, проведение Российско-Германского “перекрестного” Года научно-образовательных партнерств 2018‒2020 гг. под совместным патронатом министров иностранных дел двух стран, нацеленный на интенсификацию сотрудничества (URL: https://russische-botschaft.ru/ru/2018/12/06/sovmestnoe-zayavlenie-s-v-lavrova-i-kh-ma (дата обращения: 24.06.2023)). Несмотря на западные санкции в период до 2022 г., российско-германское сотрудничество расширялось и углублялось в свете новых перспектив. Об этом свидетельствуют материалы заседания Смешанной российско-германской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в конце июня 2019 года (URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1596 (дата обращения: 25.06.2023)). Данная встреча рассматривалась в качестве сигнала для научно-образовательных сообществ России и Германии с тем, чтобы они интенсифицировали свое взаимодействие. На заседании присутствовало беспрецедентное количество экспертов из России и Германии. Поэтому призыв к расширению сотрудничества был самым непосредственным образом обращен к представителям научных сообществ. Большое внимание на заседании было уделено реализации Дорожной карты 2018 года, детализирующей направления и формы научно-технического сотрудничества при координации со стороны специально созданной Рабочей группы двух ведомств. Дорожная карта включает программы совместного создания и развития крупной исследовательской инфраструктуры, в частности, проекты Большой науки (Big Science), создание условий для академического обмена учеными, международной студенческой практики и масштабной работы над совместными исследовательскими проектами по тематике, приоритетной для обеих стран (Российско-германская дорожная карта сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций (10 декабря 2018 г.). URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2018/12/Rossijsko-Germanskaya_dorozhnaya_karta.pdf (дата обращения: 27.07.2023)).

Важным событием стало подписание Берлинской министерской декларации 2019 г. о намерениях, отражающей взаимный интерес к развитию сотрудничества в рамках проектов ПИК и NICA, а также в создании Международной организации по использованию нейтронов в научных исследованиях (URL: https://open-dubna.ru/nauka/6813-v-berline-podpisana-rossijsko-germanskaya-deklaratsiya-o-namereniyakh-v-nauchno-tekhnicheskom-sotrudnichestve (дата обращения: 17.08.2023)). Данные инициативы непосредственно относятся к реализации такого направления дорожной карты, как «Крупная исследовательская инфраструктура».

Не менее важным событием стала пролонгация специализированных соглашений по отдельным направлениям российско-германского научно-технического сотрудничества в сфере морских и полярных исследований, технологий устойчивого развития в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, лазерных исследований и лазерной техники, а также биологических исследований и биотехнологий. Осуществление состыковки научных секторов России и Германии происходило в форме Российско-германского форума вузовской науки (Москва, 2 декабря 2019 г.), который продемонстрировал тесную связь между научными и образовательными организациями двух стран (URL: https://dev.uaruhr.de/moskau/news/2019/news00926.html.ru (дата обращения: 18.08.2023)).

Решимость к продолжению диалога и расширению взаимодействия в сфере образования, науки, технологий и инноваций вновь была подтверждена на очередном заседании российско-германской Смешанной комиссии по научно-техническому сотрудничеству, прошедшем 25 июня 2020 г. в формате видеоконференции в рамках российско-германского Года научно-образовательных партнерств (2018–2020 гг.) (URL: https://misis.ru/news/6692/ (дата обращения: 18.08.2023)). По сравнению с предыдущим заседанием Комиссии в обсуждении актуальных вопросов реализации Дорожной карты приняло участие значительно большее количество экспертов, а именно 130. Если более детально обратиться к обсуждаемой проблематике, то здесь, прежде всего, следует выделить поиск новых направлений и форм сотрудничества (URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/22639/ (дата обращения: 10.09.2023)). В частности, российские эксперты предложили развивать совместные инициативы в сфере искусственного интеллекта, а германская сторона указала на перспективность кооперации в водородной энергетики, одновременно признавая важность традиционных направлений, таких как морские и полярные исследования, биотехнологии и биоэкономика, климатические исследования при одновременном акцентировании важности сотрудничества в сфере гуманитарных наук. И, наконец, российская сторона представила проект Совместного позиционного документа о глобальном взаимодополняющем научно-техническом партнерстве.

Буквально до недавнего времени Россия и Германия совместно реализовывали проекты глобального характера в сфере полярных и климатических исследований, а также международного термоядерного реактора (ITER). Крупной площадкой российско-германского научного сотрудничества являлся Европейский исследовательский центр физики элементарных частиц (CERN). Согласно статистике, в 2019 г. стоимость проектов, совместно финансируемых Россией и Германией, составила около 36 млн евро, а более половина научных статей, опубликованных в соавторстве, выполнены немецкими и российскими учеными [34, p. 1]. Весьма символично, что один из совместных конкурсов имел название «Россия и Германия: научно-образовательные мосты», победителями которого стали проекты естественно-научного и гуманитарного профиля (URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/25220/ (дата обращения: 14.09.2023)). В соответствии с трендами цифровых трансформаций и с учетом обстоятельств пандемии COVID-2019 произошла «цифровизация» научного сотрудничества двух стран. Здесь можно привести пример разработки портала Дорожной карты, а также портала совместного конкурса «Россия и Германия: научно-образовательные мосты» в качестве диалоговых и коммуникационных платформ.

Как можно видеть, в 2014 – 2021 гг. сотрудничество не только продолжалось, но и динамичным образом расширялось и было нацелено на долгосрочную перспективу на основе создания совместной исследовательской инфраструктуры, в том числе объектов класса мегасайенс, и создание безбарьерной среды для обмена интеллектуальными и технологическими ресурсами. Не последнюю роль здесь играла политическая поддержка, имевшая место, несмотря на осложнение отношений в условиях санкций, а также решимость совместно реагировать на глобальные вызовы, важнейшим из которых была пандемия COVID-2019. Указанные достижения были возможны благодаря четкому следованию традициям научной дипломатии в рамках понимания того, что политизация академической среды – это всегда тормоз развития науки [22]. Подобного рода следование Германии данным принципам стало возможно по причине того, что правительство Германии, сформированное в 2018 г., в выстраивании своего внешнеполитического курса в отношении России ориентировалось на содержание п. 4 раздела XII коалиционного соглашения ХДС, ХСС и СДПГ (Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD (Berlin, 7. Februar 2018). s. 149–150. URL: https://www.bpb.de/system/files/dokument_pdf/Koalitionsvertrag_2018.pdf (дата обращения: 15.09.2023)). Здесь отражена заинтересованность нового правительства в продуктивных отношениях с Россией и в тесном взаимодействии с ней во имя обеспечения мира и ответа на важнейшие международные вызовы. По мнению В.Б. Белова, несмотря на то, что в этом документе акцент поставлен на необходимости реализации значительного потенциала сотрудничества в торгово-экономической области и заинтересованности в кооперации в гражданско-общественной сфере, «в последние годы Россия и Германия, несмотря на взаимные санкции ЕС и РФ, активно продолжают взаимную научно-техническую кооперацию – в ней участвуют как академические и отраслевые научные учреждения, так и высшие учебные заведения. Успешно идет студенческий обмен и культурно-гуманитарное сотрудничество» [23, c. 129].

Однако с момента реализации Германией политики научных санкций научное сотрудничество оказалось свернуто на уровне двухсторонних и глобальных проектов. Формирование антироссийского санкционного режима имело шоковый эффект и привело к деструкции общего подъема российско-германского сотрудничества и его направленности в будущее.

2. Санкционный режим в сфере российско-германского научного сотрудничества: политико-правовой аспект

Если переходить собственно к анализу антироссийских санкций в научной сфере, то они были анонсированы в заявлении министра образования и научных исследований Германии Б. Штарк-Ватцингер от 25 февраля 2022 г. В нем сообщалось, что сотрудничество с Россией в области науки и исследований, а также в области профессионального образования и обучения немедленно прекращается, даже несмотря на то, что это сотрудничество принципиально отвечает интересам обеих сторон и способствует решению глобальных проблем, таких как изменение климата (URL: https://www.timeshighereducation.com/news/germany-halts-academic-collaboration-russia-over-ukraine-war (дата обращения: 19.07.2023)). Согласно решению, вся текущая и планируемая деятельность с Россией замораживается и подвергается критическому анализу. При этом наложен мораторий на новые действия до дальнейшего уведомления. Постановление предполагает, что немецкие университеты также заморозят все свои исследовательские проекты и другие отношения со своими российскими коллегами.

Возникает вопрос относительно оснований введения подобного рода мер министерством образования и научных исследований Германии (далее – BMBF). В качестве таковых оснований указано имеющееся со стороны России серьезное нарушение международного права, якобы не имеющее каких-либо оправданий. В этой связи односторонний разрыв научных связей расценивается в качестве серьезного последствия. Данного рода основания были также артикулированы в последующих заявлениях министра (Stark-Watzinger: Ausländische Abschlüsse schneller anerkennen (01.04.02022). URL: https://www.bmbf.de/bmbf/shareddocs/kurzmeldungen/de/2022/02/zusammenarbeit-mit-russland-gestoppt.html (дата обращения: 20.07.2023)). В итоге в настоящее время в сотрудничестве с Россией, как и с Беларусью, применяются следующие направления и цели:

- приостановлены исследовательские проекты и программы с государственным участием из России и Беларуси, а также исследовательское сотрудничество, в рамках которого происходит или может иметь место передача технологий и ноу-хау. Приостановка финансирования не затрагивает немецких партнеров, чья исследовательская деятельность осуществляется в Германии и для которых исключена передача технологий и ноу-хау. При этом правовая основа сотрудничества сохранена. В противоположность этому Польша, например, официально приостановила 1 марта 2022 г. действие межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 25 августа 1993 г. Прекращение сотрудничества с российскими учеными нашло свое дополнение в форме прекращения сотрудничества с вузами и исследовательскими центрами, в частности, с Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне, а также с Международным Центром научно-технической информации.

- BMBF не реализует новые инициативы и проекты совместно с представителями правительств России и Беларуси или бюджетными учреждениями; российские и белорусские государственные учреждения не получают ни кадровой, ни финансовой поддержки от BMBF. Это также означает, что до дальнейшего уведомления новые стипендии не будут присуждаться немецким ученым и студентам, которые хотят проводить исследования и преподавать в российских и белорусских учреждениях. Давнее сотрудничество BMBF в области профессионального образования с Россией уже прекращено, а финансирование мобильности в Россию в сфере профессионального обучения приостановлено. Однако российским и белорусским ученым и студентам, находящимся в Германии на основе индивидуального финансирования, должно быть разрешено пребывание в Германии. Двусторонние форматы дискуссий, мероприятия, конференции и летние школы с государственным участием России/Белоруссии приостановлены.

- реализация «Германо-российской дорожной карты сотрудничества в области образования, науки, исследований и инноваций» 2018 г. приостановлена. Запланированные семинары по сотрудничеству были отменены, а предполагаемая интернет-платформа не будет запущена.

- немецким университетам, а также исследовательским и посредническим организациям было предложено приостановить действие соглашений о сотрудничестве и институциональное сотрудничество с российскими и белорусскими партнерами в пределах правовых возможностей. Ввиду академической свободы окончательное решение остается за академическим сообществом.

- BMBF рассматривает ученых и студентов как часть гражданского общества. По этой причине российские и белорусские ученые, работающие в Германии, не должны подвергаться дискриминации, стигматизации или изоляции. Свобода науки, преподавания и исследований являются неотъемлемыми компонентами независимых демократий. Поэтому BMBF поддерживает тех, кто выступает за мир и эти ценности.

Санкционные меры коснулись не только российских ученых, но и немецких, поскольку прекращение сотрудничества подразумевает прекращение осуществления стипендиальных выплат немецким гражданам, изъявляющим желание проводить исследования в российских научных центрах.

Как бы то ни было, несмотря на санкции против России в научной сфере, они не означают полного прекращения сотрудничества. В частности, Германия стремится держать каналы открытыми для оппозиционных исследователей в России. Такой подход был отражен в упомянутом выше заявлении руководителя BMBF министра. В частности, в нем утверждалось о том, что «мы будем держать наши двери открытыми для исследователей из России, которые сталкиваются с политическим преследованием. Мы будем поддерживать людей, с которыми сотрудничаем на протяжении многих лет». Сходный подход меры прослеживается в Любекской декларации, принятой на 377-м заседании Конференции федеральных министров образования и культуры и министров образования и культуры земель ФРГ (Любек, 11 марта 2022 г.). Министры призвали не привлекать к личной ответственности студентов и ученых из России: враждебность и угрозы в адрес выходцев из России не должны иметь места в университетах. Это обосновывается тезисом о том, что свобода науки, преподавания и исследований – неотъемлемый компонент независимых демократий (Kultusministerkonferenz am 10./11. März 2022 in Lübeck Beschluss „Der Krieg in der Ukraine und seine Auswirkungen“ Lübecker Erklärung zum Krieg in der Ukraine und seinen Auswirkungen. URL: https://www.kmk.org/fileadmin/pdf/PresseUndAktuelles/2022/2022_03_11-Beschluss_Ukraine_Wissenschaft-Bildung_endf.pdf (дата обращения: 05.09.2023)).

Спустя месяц федеральное министерство образования и исследований Германии внесло уточнения, согласно которым оно намерено прекратить свое исследовательское сотрудничество, связанное с передачей технологий и ноу-хау, предоставив одновременно с этим неправительственным учреждениям свободу действий для определения того, следует ли им разорвать связи с российскими научными учреждениями (Matthews D. Germany sets out new details of scientific sanctions against Russia (24 March 2022). URL: https://sciencebusiness.net/news/germany-sets-out-new-details-scientific-sanctions-against-russia (дата обращения: 20.07.2023)). Однако исследования, проводимые в Германии в рамках германо-российского сотрудничества и не связанные с передачей технологий и ноу-хау, не будут затронуты прекращением финансирования. Как бы то ни было, это распространяется на уже действующие проекты. Но новые проекты не только не будут разрабатываться, но и финансироваться.

В BMBF была создана Рабочая группа, которая инициирует изменение политики сотрудничества с Россией. Рабочая группа призвана оценить все формы и направления сотрудничества с точки зрения содержания и участия в них российских государственных учреждений или наличия госфинансирования. Цель состоит в том, чтобы максимально изолировать российское правительство как на национальном, так и на международном уровне (Bundesministerium für Bildung und Forschung friert Kooperation mit Russland und Belarus ein. BMBF. 01.04.2022. URL: https://www.kooperation-international.de/aktuelles/nachrichten/ detail/info/bundesministerium-fuer-bildung-und-forschung-friert-kooperation-mit-russland-und-belarus-ein/ (дата обращения: 05.09.2023)).

Как мы уже отмечали, BMBF заявило, что обратилось к немецким университетам и другим исследовательским организациям с просьбой приостановить сотрудничество со своими российскими коллегами «насколько это возможно в соответствии с применимым законодательством». В конечном счете, в соответствии с принципом свободы науки окончательные решения будут приниматься научным сообществом. Соответственно, субъектами введения санкций также являются академические учреждения и организации. На первый взгляд, германские власти предоставляют научным и академическим учреждениям право самостоятельно выбирать, следует ли им разрывать научные связи с Россией или нет, а если нет, то самостоятельно выбирать пределы и формы сотрудничества. Однако предоставленное право имеет достаточно условный характер в силу достаточно настойчивого тона данных рекомендаций в отношении прекращения взаимоотношений с российскими коллегами настолько, насколько это позволяет подлежащее применению законодательство. Особой настойчивостью характеризуются рекомендации по разрыву научного сотрудничества с российскими государственными научными учреждениями и по прекращению разработки новых научно-исследовательских проектов. Между тем установка на свертывание сотрудничества стала формироваться у немецких университетов вполне самостоятельно. Например, уже до заявления министерства Конференция ректоров Германии (HRK) охарактеризовала внешнеполитический курс России в отношении Украины как «глубоко огорчительный». Помимо этого, в дальнейшем конференция ректоров Германии подтвердила, что правительство рекомендовало университетам заморозить академические отношения с Россией (URL: https://sciencebusiness.net/news/german-universities-told-freeze-ties-russia-retaliation-invasion (дата обращения: 06.09.2023)). Но, несмотря на солидарность с решением федерального министерства, к данным рекомендациям университетское сообщество отнеслось весьма взвешенно, а именно сквозь призму осознания соответствующих последствий, которые предстоит осмыслить. Однако это не помешало конференциям ректоров земель, а также собственно самим университетам и колледжам приостановить большинство академических (научных и образовательных) отношений с российскими вузами. Наиболее динамично такие меры реализовали университеты Берлина, университет Фридриха Шиллера в Йене, университет Баухаус в Веймаре, а также университеты Бранденбурга, Северного Рейна-Вестфалии, Баварии и Баден-Вюртемберга. Руководство Эрфуртского университета предложило российским студентам не приезжать в Германию в течение следующих двух семестров. Такое решение выглядит достаточно радикально на фоне подхода BMBF о том, что российские и белорусские исследователи и студенты, работающие в Германии, ни в коем случае не должны подвергались дискриминации, стигматизации и изоляции. Конечно, мы не можем утверждать, что университеты действовали по указке министерства. Но в Германии достаточно сильна традиция академического сообщества следовать директивам правительства, что ясно указывает на феномен самоограничения академических свобод.

Помимо университетов к субъектам санкций относятся научные центры, до недавнего времени игравшие роль важных научных партнеров России, а также их ассоциации. В частности, о приостановке сотрудничества с Россией объявил Альянс научных организаций. В него входят Немецкий исследовательский фонд (DFG), Фонд им. Александра фон Гумбольдта, Немецкая служба академических обменов (DAAD) и другие знаковые научные центры, например, Общество Фраунгофера, Ассоциация Гельмгольца, Конференция ректоров университетов, Ассоциация Лейбница, Общество Макса Планка, Национальная академия наук «Леопольдина», а также Научный совет при правительстве ФРГ. Справочно отметим, что Ассоциация – крупнейшая немецкая организация, занимающаяся стимулированием и финансированием исследований. Ее бюджет составляет 5,8 млрд евро, а штат сотрудников насчитывает около 44 000 человек. По этой причине она считается крупнейшей научно-исследовательской организацией в мире. Согласно статистике, в 2019–20

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.