Статья 'Санкционный режим ЦЕРН в отношении российской науки: природа, особенности и последствия' - журнал 'Мировая политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мировая политика
Правильная ссылка на статью:

Санкционный режим ЦЕРН в отношении российской науки: природа, особенности и последствия

Шугуров Марк Владимирович

ORCID: 0000-0003-3604-3961

доктор философских наук

профессор кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия

410028, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1

Shugurov Mark Vladimirovich

Doctor of Philosophy

Professor of the Department of international law, Saratov State Law Academy

410028, Russia, Saratov, Volskaya str., 1

shugurovs@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Колодуб Григорий Вячеславович

кандидат юридических наук

доцент, кафедра гражданского права, Саратовская государственная юридическая академия

410028, Россия, Саратов область, г. Саратов, ул. Вольская, 1, каб. 521

Kolodub Grigorii Vyacheslavovich

PhD in Law

Associate professor, Department of Civil Law, Saratov State Law Academy

410028, Russia, Saratov region, Saratov, Volskaya str., 1, room 521

kolodub-ssla@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8671.2023.4.69270

EDN:

SVKAPQ

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2023


Дата публикации:

14-12-2023


Аннотация: Предметом статьи является процесс формирования и содержание санкционного режима ЦЕРН в отношении участия России в глобальных научных мегапроектах. Цель статьи состоит в раскрытии содержания и организационного механизма санкций ЦЕРН, направленных на прекращение институционального взаимодействия с Россией. К задачам исследования относится определение алгоритма длительное время развивавшегося двухстороннего стратегического партнерства России и ЦЕРН; раскрытие оснований и логики одностороннего прекращения со стороны ЦЕРН перспективного сотрудничества с Россией, а также прогнозирование негативных последствий санкций. Особое внимание авторы уделяют проверке исследовательской гипотезы о том, что антироссийская санкционная политика ЦЕРН основана на сочетании, с одной стороны, политизированной принципиальности, а с другой – предельной осмотрительности, что выразилось в «растянутости» принимаемых мер во времени и их ориентированности на учет текущей геополитической ситуации. Это свидетельствует о незавершенности перехода от логики научной дипломатии к жесткой логике санкций.   Методологическая база исследования включает исторический метод, который позволил выделить новую фазу взаимоотношений ЦЕРН и России. Событийный анализ способствовал осмыслению процесса развертывания во времени санкционной политики ЦЕРН. Институциональный подход стал основой рассмотрения новой фазы отношений между ЦЕРН и Россией сквозь призму концепции институционального разрыва. Применялся метод концептуального анализа официальных документов. Сформулирвоан вывод о том, что санкционная политика ЦЕРН, основанная на апелляции к ценностным мотивировкам, отличается гибким учетом текущей геополитической обстановки и постепенностью принимаемых ограничительных мер. В работе нашла свое подтверждение исследовательская гипотеза о сохранении определенного потенциала научной дипломатии в отношениях между ЦЕРН и России. Это отражено в продолжении сотрудничества и выполнении обязательств по действующим двухсторонним соглашениям. Обосновано, что по своей природе санкции ЦЕРН относятся к самостоятельной категории санкций в отношении российской науки, которые вводятся международными структурами, функционирующими в сфере меганауки. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной и зарубежной литературе в системной форме проанализирован санкционный режима ЦЕРН в отношении российской науки, а также раскрыты его негативные последствия.


Ключевые слова:

мегасайенс, ЦЕРН, научные санкции, фундаментальная физика, стратегическое партнерство, институциональный разрыв, российская наука, глобальная наука, научная дипломатия, научная политика

Abstract: The subject of the article is the process of forming the CERN sanctions regime regarding Russia's participation in global scientific megaprojects in the field of theoretical physics. The purpose of the article is to reveal the content and organizational mechanism of CERN sanctions aimed at ending institutional cooperation with Russia. The objectives of the study include determining the algorithm of the long-term bilateral strategic partnership between Russia and CERN; revealing the grounds and logic of CERN's unilateral termination of promising cooperation with Russia, as well as predicting the negative consequences of sanctions. The authors pay special attention to testing the research hypothesis that CERN's anti–Russian sanctions policy is based on a combination of, on the one hand, politicized principles, and, on the other, extreme prudence, which resulted in the "stretching" of the measures taken over time and their focus on taking into account the current geopolitical situation. This indicates the incompleteness of the transition from the logic of scientific diplomacy to the rigid logic of sanctions, which makes it possible to predict the preservation of some elements of scientific diplomacy in relations between CERN and Russia. The methodological base of the research includes traditional methods and approaches (analysis and synthesis, abstraction and generalization; modeling; forecasting; the general scientific principle of dialectical development; a systematic approach), as well as new methods (meta-analysis, discursive analysis, stochastic factor analysis). It is concluded that CERN's sanctions policy, based on an appeal to value motivations, is characterized by flexible consideration of the current geopolitical situation and the gradual nature of the restrictive measures taken. The research hypothesis about the preservation of a certain potential of scientific diplomacy in relations between CERN and Russia has been confirmed in the work. This is reflected in the continuation of cooperation and fulfillment of obligations under existing bilateral agreements. It is proved that, by their nature, CERN sanctions belong to an independent category of sanctions against Russian science, which are imposed by international structures operating in the field of megascience. The novelty of the research lies in the actualization of the need to develop a special direction of Russian scientific and technical policy aimed at mitigating the consequences of sanctions complications in relations with international organizational structures in the field of megascience.


Keywords:

megascience, CERN, scientific sanctions, fundamental physics, strategic partnership, institutional gap, Russian science, global science, science diplomacy, science policy

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01296, https://rscf.ru/project/23-28-01296/

Введение

Создание правовых, экономических и информационных условий для участия российских ученых и специалистов в международном научном сотрудничестве в форме различных тематических программ и проектов является составной частью государственной политики в области развития фундаментальной и прикладной науки. Результатом данной политики стало не только углубление научных связей с различными государствами современного мира, но и интеграция российской науки в международные коллаборации и научные сети, функционирующие в рамках установок класса «мегасайенс» (Большой адронный коллайдер, СERN; Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах, XFEL; Центр по исследованию ионов и антипротонов в Европе, FAIR; Европейский центр синхротронного излучения, ESRF; Международный термоядерный экспериментальный реактор, ITER). Подобного рода сотрудничество играет важную роль для обеспечения роста научных знаний на глобальном и национальном уровнях.

Введение в 2022 году целым рядом государств и их научными учреждениями, а также различными международными научными структурами большого числа односторонних ограничительных мер (санкций), направленных на приостановление или разрыв институционального научного сотрудничества c Россией, ставшее беспрецедентным явлением в истории международных связей, оказалось предметом детального анализа в отечественной [1; 2; 3; 4] и зарубежной литературе [5; 6; 7; 8], не говоря уже о многочисленных экспертных оценках, отраженных в публикациях на различных интернет-ресурсах. В подавляющем числе случаев предметом экспертных и научно-исследовательских оценок оказалось такое явление, как «цунами» односторонних ограничительных мер в сфере науки, подчас именуемых в зарубежной журналистике научными санкциями. Тем не менее, в каждом случае основания и порядок введения санкций, а также их масштаб и последствия имеют специфический характер. В связи с этим обоснованно утверждать о режимах санкций, введенных отдельными недружественными государствами и их научными учреждениями, а также региональными объединениями государств, главным образом Европейским союзом. В качестве отдельной категории субъектов, которые ввели антироссийские санкции, выступают некоторые международные межправительственные и неправительственные структуры в сфере науки.

С точки зрения авторов статьи, актуальным трендом в рамках предметной области исследований, фокусирующихся на проблематике антироссийские санкции в отношении российской науки, может стать развитие дифференцированного подхода к разновидностям научных санкций в зависимости от субъектов их принятия. Высокой степенью интенсивности отличается активность Европейской организации ядерных исследований/CERN (далее – ЦЕРН, Центр) по принятию ограничительных мер в отношении участия российской науки в международном сотрудничестве.

Цель статьи состоит в раскрытии содержания и организационного механизма санкций ЦЕРН, направленных на прекращение институционального взаимодействия с Россией. Санкционная политика ЦЕРН, а также возникший в ее результате санкционный режим еще не стали предметом специального анализа в научной литературе.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сотрудничество России и ЦЕРН осуществлялось до недавнего времени в формате, который позволял решать объемные научные задачи в сфере фундаментальной физики, имеющие не только мировоззренческое, но и прикладное значение. По этой причине путь разрыва сотрудничества с Россией, на который встал ЦЕРН, подчиняясь логике политизированных западных санкций, может замедлить рост научного знания по весьма актуальным направлениям науки, в том числе междисциплинарным.

Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих исследовательских задач, таких как:

– определение характера и достигнутого уровня сотрудничества ЦЕРН и России в процессе расширения знаний в сфере физики высоких энергий и элементарных частиц, а также раскрытие направлений двухстороннего стратегического партнерства в досанкционный период;

– определение предпосылок и раскрытие организационного механизма прекращения взаимовыгодного сотрудничества ЦЕРН и России;

– прогнозирование негативных последствий санкций ЦЕРН как для российской, так и мировой науки в сфере фундаментальной физики.

В качестве гипотезы исследования выступает положение о том, что антироссийская санкционная политика ЦЕРН основана на сочетании, с одной стороны, политизированной принципиальности, а с другой – предельной осмотрительности, что выразилось в «растянутости» принимаемых мер во времени и их ориентированности на учет текущей геополитической ситуации. Это свидетельствует о незавершенности перехода от логики научной дипломатии к жесткой логике санкций, что позволяет прогнозировать сохранение некоторых элементов научной дипломатии в отношениях ЦЕРН и России.

Методология исследования. Достижение цели исследования, а также решение соответствующих исследовательских задач базируется на использовании следующей системы методов и подходов. В частности, авторы использовали исторический метод, который позволил выделить принципиально новую фазу взаимоотношений ЦЕРН и России, содержание которой контрастирует с предшествующим периодом и означает односторонний отказ от плодотворного двухстороннего научно-технического сотрудничества. Событийный анализ стал основой осмысления процесса развертывания во времени санкционной политики ЦЕРН, следствием чего стало формирование специфического санкционного режима. Использование институционального подхода стало основой для рассмотрения новой фазы отношений между ЦЕРН и Россией сквозь призму концепции институционального разрыва, используемой в рамках теории односторонних ограничительных мер (санкций) в сфере международного научного сотрудничества. Институциональный подход был дополнен методом концептуального анализа официальных документов, что позволило раскрыть мотивацию выбора модели санкционного поведения ЦЕРН в отношении России. Использование прогностического метода стало основой определения негативных результатов санкций ЦЕРН в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что в дальнейшем может стать основой экспертных оценок в отношении мер реагирования обеих сторон, направленных на выход из сложившейся ситуации.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной и зарубежной литературе в системной форме проанализирован санкционный режима ЦЕРН в отношении российской науки, а также раскрыты его негативные последствия.

1. Партнерство России и ЦЕРН в предсанкционный период: итоги и новые планы

Как известно, ЦЕРН является лидером в области исследований в физике элементарных частиц, высоких энергий и атомного ядра на основе технологий, используемых в составе мюонного коллайдера, а также методов кильватерного поля плазмы. Будучи крупнейшей в мире лабораторией, Центр представляет собой площадку по проведению отраслевых и межотраслевых исследований, а также по разработке новых больших установок и технологий для осуществления фундаментальных исследований в соответствующей области теоретической физики. Более того, он предоставляет государствам возможность экономить финансовые средства, необходимые для создания и эксплуатации сверхдорогого оборудования, а ученые получают возможность не дублировать свои усилия.

В настоящее время научное сообщество Центра состоит из 2700 сотрудников и 12 000 пользователей, представляющих научные учреждения из 82 стран [CERN Annual Report 2022. P. 12. URL: https://cds.cern.ch/record/2857560/files/CernAnnualReport_2022_EN.pdf (дата обращения: 10.10.2023)]. В обобщенной форме спектр его деятельности включает в себя следующее: проведение фундаментальных исследований путем предоставления исследователям из различных стран доступа к уникальному набору ускорителей частиц и проведение экспериментов мирового уровня в области ядерной физики и физики высоких энергий; разработка и международная передача технологий; разработка и использование новых информационных технологий; осуществление образовательной деятельности. Согласно официально заявленным целям, проводимые исследования направлены не только на проверку Стандартной модели, но и на осуществление попыток выхода за ее пределы, а также на проведение передовых исследований в смежных областях (квантовая гравитация, космология, физика астрочастиц и т.д.) [CERN’S Main Objectives for the Period 2021-2025. URL: https://home.cern/sites/default/files/2022-01/CERNS%20Main%20Objectives_0.pdf (дата обращения: 11.10.2023)]. В соответствии с обновленной Стратегией исследований в сфере элементарных частиц сообщество ЦЕРН, представленное различным коллаборациями, призвано энергично проводить совместные скоординированные исследования в рамках сотрудничества с представителями других областей науки, а также при взаимодействии с промышленными кругами осуществлять разработку программного обеспечения и создавать инфраструктуру вычислений, основанную на использовании самых последних достижений в области информационных технологий и науки о данных [2020 Update of the European strategy for Particle Physics by the European Strategy Group. URL: https://cds.cern.ch/record/2721370/files/CERN-ESU-015-2020%20Update%20European%20Strategy.pdf (дата обращения: 14.09.2023)].

С момента своего создания в 1954 году ЦЕРН стал своего рода перекрестком Запада и Востока. Достаточно указать на то, что в число ассоциированных его членов входят Индия, Пакистан и Турция. Немаловажное значение для заинтересованных стран имеет статус наблюдателя в Совете ЦЕРН.Помимо России, статусом наблюдателей обладают США и Япония, а также международные структуры, имеющие различную правовую природу, такие как Европейский союз, Объединенный институт ядерных исследований (далее – ОИЯИ) (г. Дубна) и ЮНЕСКО. Нельзя не заметить, что ЦЕРН одновременно представляет собой пространство интенсивной научной дипломатии. В частности, в его деятельности нашла свое яркое выражение традиция поддержания связей с коллегами по всему миру в сложных геополитических обстоятельствах. В подтверждение этого укажем на то, что ЦЕРН поддерживал открытые отношения по ту сторону «железного занавеса» в разгар «холодной войны» [Smith C.L. CERN and SESAME – Science Diplomacy Building Bridges (10 December 2022). URL: https://www.sciencediplomacy.org/perspective/2022/cern-and-sesame-science-diplomacy-building-bridges (дата обращения: 07.11.2023)], [9, р. 60]. В частности, он продолжал сотрудничество с советскими учеными во время ситуации, связанной с Чехословакией (1968 г.) и Афганистаном (1979 г.).

Россия успешно сотрудничает с ЦЕРН более полувека. Индивидуальные контакты с учеными из бывшего Советского Союза начались еще в 1964 году. Новый этап сотрудничества был задан Соглашением между Правительством СССР и ЦЕРН о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий, подписанного в 1991 году незадолго до распада СССР [Соглашение между Правительством СССР и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий (Москва, 29 мая 1991 г.). URL: Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/8765 (дата обращения: 15.11.2023)]. В ст. 2 предусматривалось расширение участия исследователей из разных стран в совместных экспериментах и исследовательских проектах, а в ст. 3 закреплялось их участие в основных программах и/или проектах, например, в Ускорительно-накопительном комплексе (УНК), строящемся в СССР, а также в процессе модернизации электронно-позитронного коллайдера ЛЭП и в процессе разработки линейных электрон-позитронных ускорителей на встречных пучках.

После распада Советского Союза участие российских научных организаций в проектах ЦЕРН было подтверждено в Соглашении о сотрудничестве между Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) и Правительством Российской Федерации о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий 1993 года [Соглашение о сотрудничестве между Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) и Правительством Российской Федерации о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий (Протвино, 30 октября 1993 г.). URL: https://refdb.ru/look/2619312-p30.html (дата обращения: 15.11.2023)]. В соответствии со ст. 6 Соглашения был создан Комитет по сотрудничеству «Россия – ЦЕРН», который стал площадкой для координации сотрудничества и обсуждения его перспектив. Соглашение предусматривало участие России в строительстве Большого адронного коллайдера (Large Hadron Collider – LHC) (далее – БАК) и разработке его крупнейших экспериментальных детекторных комплексов (ALICE, ATLAS, CMS и LHCb). При этом в преамбуле Соглашения нашло свое подтверждение стремление России стать полноправным членом ЦЕРН. Все это соответствовало важнейшим направлениям российской национальной программы в области физики высоких энергий и элементарных частиц.

14 июня 1996 года был подписан Протокол к Соглашению 1993 года [Протокол об участии в проекте Большой адронный коллайдер (БАК) к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий от 30 октября 1993 года (Москва, 14.06.1996). URL: https://www.conventions.ru/int/1980/ (дата обращения: 18.11.2023)], открывший широкие возможности для участия российской науки и промышленности в проекте БАК – приоритетном и глобальном научном проекте рубежа ХХ и ХХI вв. Протокол предусматривал, что научное оборудование для строительства как ускорительных, так и экспериментальных установок (детекторы ATLAS, CMS, ALICE и LHCb) общей стоимостью около 200 млн швейцарских франков (в ценах 1996 года) будет производиться в России. По условиям Протокола треть этой суммы должна была выделить Россия, а треть – коллаборации и ЦЕРН. Предполагалось, что остальная часть стоимости оборудования будет покрыта более дешевыми материалами, а также стоимостью рабочей силы в России. Протокол 1996 года об участии в проекте БАК, определивший российский вклад, был пролонгирован в 2002 году. Кроме этого, в 1998 году были подписаны меморандумы о взаимопонимании по строительству детекторов ATLAS и CMS, а позднее – ALICE и LHCb.

Параллельно с подписанием меморандумов по каждому детектору были подготовлены и подписаны еще четыре приложения к Протоколу 1996 года, в которых детализировалось распределение российского финансирования, вклады от коллабораций и планируемый вклад России в подсистемы детекторов, в разработке и сборке которых участвовали российские организации. В целях обеспечения выполнения обязательств России Миннауки и Минатом разработали совместное решение о финансировании работ российских организаций, участвующих в строительстве БАК и детекторов, которое было подписано 25 января 1999 года. В последующие годы ежегодно принимались соответствующие решения о совместной финансовой поддержке проекта БАК и модернизации его детекторов [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2320-р. URL: http://static.government.ru/media/files/gBcXgxLoLizWQqAABWTkB4bVAmvBJsxh.pdf (дата обращения: 17.06.2023); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2321-р. URL: http://static.government.ru/media/files/PjtVsHywOzkLOo5gViewAOCZPYCnmK9k.pdf (дата обращения: 17.11.2023)].

В силу завершения строительства нового ускорителя и введения в эксплуатацию его экспериментальных установок Россия подтвердила намерение участвовать в новой фазе проекта БАК, заключив с ЦЕРН Протокол об участии в экспериментальной программе на Большом адронном коллайдере 2003 года [Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 1871-р о подписании Протокола об участии в экспериментальной программе на Большом адронном коллайдере 2003 года. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-18.12.2003-N-1871-r/ (дата обращения: 19.11.2023)]. Данным Протоколом были определены конкретные обязательства российских институтов по обслуживанию и эксплуатации экспериментальных установок, а также зафиксированы принципы их финансирования, которые были определены в меморандумах о взаимопонимании по обслуживанию и эксплуатации каждого из четырех экспериментов и по участию в проекте разработки глобальных распределенных вычислительных систем для БАК (World LHC Computing Grid project – WLCG).

Россия, являясь одним из основных участников проекта БАК, осуществляла поставку высокотехнологичного оборудования как для самого коллайдера, так и для его детекторов, а также для других экспериментальных установок. В этих работах со стороны России приняли участие более 20 научных организаций Российской академии наук при одновременном участии Государственной корпорации «Росатом», Министерства образования и науки Российской Федерации. Здесь также следует напомнить об участии 30 промышленных предприятий России, а также таких известных во всем мире научных организации, как ОИЯИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН и др. В качестве примера можно указать на колоссальную по своим масштабам наземную транспортировку автоматической линии магнитов для БАК из Новосибирска в Женеву и производство в России самых современных кристаллических детекторов.

Согласно данным из открытых источников российские специалисты принимают участие в четырех основных экспериментах, названных в соответствии с основными детекторами Большого адронного коллайдера – в коллаборациях ATLAS, CMS, ALICE и LHCb, функционирующих в рамках юридической формы простого товарищества [10, с. 80], а также в ряде неускорительных экспериментов (эксперименты на выведенном пучке, нейтринные проекты и проекты, направленные на поиск редких распадов частиц). В двадцати двух экспериментах принимало участие более тысячи российских ученых, инженеров, IT-специалистов и студентов, зарегистрированных в Центре [Сотрудничество российских университетов с ЦЕРН поможет привлечь молодых специалистов в науку (29.11.2021). URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/44025/ (дата обращения: 25.10.2023)]. Около 800 российских ученых, работающих на установках ЦЕРН, ежегодно публиковали порядка 300 научных публикаций.

Российские ученые составляют одну из самых больших групп пользователей, обладающих всеми необходимыми компетенциями, что предопределило существенный вклад России в достижение целей ЦЕРН. Главная цель исследований – проверка Стандартной модели, описывающей мир элементарных частиц и представляющей собой квантовую теорию поля. Состав фундаментальных частиц в этой модели был полностью экспериментально подтвержден открытием бозона Хиггса в 2012 году на Большом адронном коллайдере. Однако некоторые накопленные экспериментальные данные побуждают к выходу за пределы Стандартной модели посредством раскрытия природы «темной» материи и поиска ответа на вопрос о возникновении асимметрии вещества и антивещества в наблюдаемой Вселенной [11, с. 16].

Стратегический характер партнерства России и Центра основан на сложении их научно-исследовательских и научно-технологических потенциалов, а также на взаимных интересах. Интерес России заключался в том, что сотрудничество открывает перед российскими учеными и инженерами возможность доступа к уникальному оборудованию, самым современным компьютерным технологиям и научно-техническим разработкам мирового уровня. В более развернутом виде выгоды заключаются в том, чтобы Россия продолжала оставаться «интеллектуальным звеном в мире, где “производятся” фундаментальные знания и открытия, позволяющие понять природу материи, пространства и времени» [12, с. 5]. В прикладном аспекте выгоды заключаются в стимулировании производства высокотехнологичного оборудования, что вносит вклад в наращивание потенциала инновационного развития экономики. К аналогичным выводам приходят и другие авторы. В частности, отмечается, что «активное участие в международных коллаборациях по физике высоких энергий позволяет России получать преимущества для отечественных ускорительных программ по трем направлениям: возможность разработки и получения важных технических и инновационных ресурсов, технологическое разделение труда и обмен его результатами между странами-партнерами по сотрудничеству, вовлечение в этот процесс молодых ученых и специалистов» [13, р. 9].

Заинтересованность Центра в сотрудничестве с Россией обусловлена тем, что Россия – один из ключевых партнеров, обладающий существенными научными и технологическими компетенциями, востребованными в процессе модернизации БАК в рамках проекта High Luminosity LHC (HL-LHC) (2013–2026 гг.), направленного на десятикратное увеличение светимости протон-протонных столкновений при энергии 14 ТэВ на основе введения новых элементов ускорительной цепочки. И, конечно же, ЦЕРН был заинтересован в сотрудничестве с Россией в процессе разработки Будущего кругового коллайдера (Future Circular Collider/FCC), тоннель которого составит 100 км. Начало его создания в 2020 году было предусмотрено в обновленной Европейской стратегии физики элементарных частиц. Будущий коллайдер призван к решению задачи по беспрецедентно точному измерению параметров Стандартной модели, детальному исследованию процессов фазовых переходов, имевших место на самых ранних стадиях существования Вселенной, а также по изучению свойств материи при экстремальных условиях, поиску частиц «темной» материи, изучению механизма «конфайнмента» кварков и т.д. В глобальном контексте FCC может составить конкуренцию проекту Международного линейного коллайдера (ILC), который предполагается построить в Японии [Behnke T., Brau J.E., Foster B. et al. (2013) The International Linear Collider Technical Design Report. Preprint arXiv:1306.6327. URL: https://arxiv.org/abs/1306.6327 (дата обращения: 20.10.2023)], и проекту Кругового электронно-позитронного коллайдера CEPC в Китае [The CEPC Study Group (2018) CEPC Conceptual Design Report: Vol. 1. Accelerator Preprint arXiv:1809.00285. URL: https://arxiv.org/abs/1809.00285 (дата обращения: 20.10.2023)].

Обладая статусом наблюдателя, Российская Федерация в 2012 году заявила о намерениях стать ассоциированным членом Центра. Сам по себе этот статус означает предоставление преференций при распределении промышленных заказов, но при этом одновременно предполагается принятие обязательств по уплате ежегодных взносов в бюджет ЦЕРН. Однако в дальнейшем произошла корректировка планов, т.к. ассоциированное членство предполагало участие в финансировании программ и проектов сотрудничества с ЦЕРН, в которых Россия не всегда являлась их участником [В Минобрнауки объяснили статус России в ЦЕРН (10.03.2018). URL: https://www.interfax.ru/russia/603051 (дата обращения: 25.11.2023)].

По замечанию академика Г. Трубникова, «ассоциированное членство предполагало бы взнос, примерно 10-11 млн швейцарских франков, который приходит в бюджет CERN и дальше расходуется по усмотрению международного Совета. Нет гарантий, что этот взнос будет возвращаться контрактами и заказами в Россию. Ассоциированный член не имеет права голоса на Совете, он лишь присутствует на заседании» [Международные научные коллаборации — это последнее, что разрушается. Григорий Трубников о прошлом и будущем сотрудничестве России и CERN (15.03.2018). URL: https://indicator.ru/physics/rossiya-i-cern.htm (дата обращения: 15.09.2023)]. Сам же ЦЕРН рассматривал Россию не как одну из стран-участниц, а как специального партнера.

Суть статуса специального партнера заключается в том, что государство, обладающее таким статусом, направляет финансовые и технологические ресурсы для участия в экспериментах, в которых оно заинтересовано. В подобном формате с Центром сотрудничают США и Япония. Поэтому в марте 2018 года Минобрнауки РФ отозвал заявку на ассоциированное членство с намерением получить более перспективный статус. Новый статус России закреплен в Соглашении 2019 года, которое представляет собой всеобъемлющую основу для сотрудничества между Российской Федерацией и ЦЕРН [Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и иных сферах взаимного интереса (16.04.2019, Женева). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912020024?index=8&rangeSize=1 (дата обращения: 21.10.2023)]. По оценке представителей Минобранауки, «новое Соглашение… создает современный фундамент и разгонный блок для кооперации России и ЦЕРН» [Кооперация «Россия – ЦЕРН» (17.04.2019). URL: http://sinp.msu.ru/ru/post/25999 (дата обращения: 22.10.2023)].

Повышение уровня сотрудничества нашло свое преломление в симметричном характере взаимодействия. В частности, в Соглашении зафиксированы направления сотрудничества в рамках ЦЕРН, в которых заинтересована Россия. Российская сторона подтвердила участие в четырех крупных экспериментах на Большом адронном коллайдере (ATLAS, CMS, LHCb и ALICE), а также заявила о присоединении ко второй фазе модернизации ускорителя и его экспериментальных установок, начавшейся в декабре 2018 года. В качестве других направлений взаимодействия были указаны исследования и разработки для будущих коллайдеров с высокой энергией – Компактный линейный коллайдер (CLIC) и Будущий круговой коллайдер (FCC).

Одновременно с этим в Соглашении закреплены направления участия ЦЕРН в проектах на территории России. Это эксперименты на электронно-позитронном коллайдере в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по апробации методов обнаружения частиц; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по высокопольному материалу сверхпроводящего магнита и т.д. В соответствии с Соглашением 2019 года ЦЕРН намеревался принять участие в запуске дорогостоящих научных установок в России, совместной разработке новых технологий сверхпроводящих магнитов, информационных технологий и систем анализа больших данных, а также намеревался командировать европейских ученых в Россию для участия в экспериментах на нейтронном источнике реактора ПИК (г. Гатчина).

Заинтересованность Цента в финансировании российских научных проектов класса «мегасайенс» и его участие в технологическом обмене определяется потребностью в рационализации процесса создания аналогичных установок в самом Центре. Например, в г. Дубне с 2013 года на базе ОИЯИ осуществляется строительство уникального коллайдерного комплекса NICA (Nuclotron-based Ion Collider Facility) [Российский коллайдер: как ученые готовят “большой взрыв” в Дубне (20.06.2018). URL: https://na.ria.ru/20180620/1522983745.html?in=t (дата обращения: 24.10.2023)]. Комплекс нацелен на получение новых знаний о процессе рождения Вселенной, т.е. о «Большом взрыве», а именно о процессе возникновения потоков протонов и нейтронов из кварк-глюонной плазмы [Nuclotron based Ion Collider Facility. URL: https://nica.jinr.ru/ru/ (дата обращения: 23.11.2023)]. Запуск запланирован на 2023 год. В данном проекте участвуют более 300 ученых из семидесяти институтов тридцати двух стран мира. Ожидается, что с вводом в строй новых элементов ускорительного комплекса NICA число участников проекта возрастет в несколько раз. Отметим, что процесс создания на базе ОИЯИ коллайдера NICA привел к активизации обмена технологиями и расширению участия ЦЕРН в российских научных проектах [Эксперт: строительство в России коллайдера NICA активизировало обмен технологиями с CERN (03.07.2021). URL: https://nauka.tass.ru/nauka/11815927 (дата обращения: 22.11.2023)]. В дополнение к этому Центром было высказано намерение принять участие в проекте создания в России уникального российского электрон-позитронного коллайдера нового поколения (Супер С-Тау фабрика) [Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) примет участие в разработке уникального российского электрон-позитронного коллайдера нового поколения (Супер C-Тау фабрики) (22.04.2019). URL: https://ria.ru/20190422/1552929526.html (дата обращения: 23.11.2023)]. Формой участия должно было стать использование результатов совместных разработок, а также различных технологий.

Новые перспективы сотрудничества обсуждались в рамках заседания Комитета «Россия – ЦЕРН», проводившегося 15–16 апреля 2019 года в Женеве [Кооперация «Россия – ЦЕРН» (17.04.2019). URL: http://sinp.msu.ru/ru/post/25999 (дата обращения: 28.10.2023)]. Внимание участников было приковано к актуальным вопросам создания ускорителя БАК с повышенной светимостью и дальнейшие шаги для обеспечения участия российских организаций в проектах модернизации БАК, а также к вопросам сотрудничества в рамках экспериментов по физическим исследованиям вне коллайдеров.

В качестве надежного основания для продолжающегося сотрудничества ЦЕРН и России должен был стать Протокол по техническому обслуживанию и эксплуатации детекторов Большого адронного коллайдера, который был подписан на 43-м заседании Комитета «Россия – ЦЕРН» (Москва, 2 июля 2021 г.) [Протоколпо техническому обслуживанию и эксплуатации детекторов Большого адронного коллайдера (Москва, 2 июля 2021 г.). URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-04.05.2021-N-1175-r/ (дата обращения: 21.11.2023)]. Документ направлен на активное сотрудничество российских ученых и ЦЕРН, а также на создание условий для развития инновационной деятельности и для подготовки высококвалифицированных кадров для международной научной кооперации и прорывного высокотехнологичного развития России.

В рамках 44-ой встречи Комитета «ЦЕРН – Россия», прошедшей на площадке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в конце 2021 г., центральной темой обсуждений стал текущий статус экспериментов ЦЕРН и участие в них российской стороны [Состоялось заседание Комитета «ЦЕРН – Россия» (21.11.2021). URL: http://www.jinr.ru/posts/sostoyalos-zasedanie-komiteta-tsern-rossiya/ (дата обращения: 03.11.2023)]. Новым вопросом повестки сотрудничества стало расширение участия российских вузов в программах ЦЕРН в контексте реализации программы «Приоритет-2030» с целью вовлечения талантливой молодежи в науку. Дело в том, что ЦЕРН – не только крупный исследовательский, но и образовательный центр. Среди участников экспериментов на БАК около 30% составляют студенты старших курсов и аспиранты. По итогам обсуждений в рамках 44-й встречи Комитета «ЦЕРН – Россия» российская сторона подтвердила свою готовность продолжать активное участие в модернизации БАК не только в ускорительной, но и детекторной компоненте. Кроме этого, ОИЯИ вышел с инициативой по внесению вклада со своей стороны в цифровые трансформации GRID, а также в совершенствование системы хранения данных EOS.

Аналогичный пафос прослеживался и на встрече представителей РАН и Центра (29 ноября 2021 г.) [РАН и ЦЕРН обсудили вопросы сотрудничества (30.11.2021). URL: https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=ac1483ab-ad15-4b61-a656-d431d55646b8&print=1 (дата обращения: 14.09.2023)]. На этой встрече Генеральному директору Ф. Джанотти был вручен диплом об избрании ее иностранным членом РАН. В дополнение к этому была высказана идея о заключении договора о сотрудничестве между ЦЕРН и РАН [Сотрудничество российских университетов с ЦЕРН поможет привлечь молодых специалистов в науку (29.11.2021). URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/44025/ (дата обращения: 05.07.2023)]. И, наконец, весьма существенные перспективы связывались не только с участием России в модернизации БАК, но и с разработкой нового сверхмощного Будущего кругового коллайдера. Поскольку его создание связано с решением серьезных технологических, геологических, экологических и экономических проблем, подготовительный этап по его технико-проектному сопровождению стал содержанием специального проекта, реализуемого в рамках программы ЕС «Горизонт 2020» [«Горизонт 2020». «Инновационное исследование будущего кругового коллайдера». ID 951754 (02.11.2020–01.11.2024). URL: https://cordis.europa.eu/project/id/951754 (дата обращения: 09.10.2023)].

Международное партнерство России и ЦЕРН в ходе их многолетнего сотрудничества означало реализацию и распределение различных видов технической и научно-исследовательской деятельности, что позволяло исключать дублирование и одновременно способствовало инициированию усилий каждой из сторон по развитию ресурсов, необходимых для выполнения своих обязательств. Результатом партнерства России и ЦЕРН стало не только дальнейшее развитие ядерной физики и физики высоких энергий, но и новейших ускорительных технологий. Данного рода результаты представляют собой вклад в развитие научной физической картины мира и означают прогресс сектора наукоемких технологий, которые в силу своей универсальности могут использоваться по самым разнообразным направлениям науки и техники. Однако шквал санкций в отношении российской науки и участия России в международном научном сотрудничестве существенным образом осложнил сотрудничество России и ЦЕРН, весьма успешно развивавшееся на протяжении многих десятилетий.

2. Новый виток в деятельности ЦЕРН и антироссийские санкции

Пандемия COVID-2019 привела к снижению интенсивности функционирования ЦЕРН. Однако, несмотря на это, был проделан большой объем работ, что позволило перезапустить ускорительный комплекс в 2022 году. Длительное отключение во время пандемии создало условия для перехода к фазе высокой яркости БАК на основе совершенствования детекторов. В итоге БАК стал работать с беспрецедентной энергий 13,6 ТэВ, что способно привести к повышению точности экспериментов и усилению потенциала для совершения новых открытий. Поскольку исследовательская программа ЦЕРН гораздо шире, чем эксперименты в рамках БАК, то к достижениям 2022 года можно также отнести успешный перезапуск экспериментов и установок на других ускорителях (ISOLDE, n_TOF, Восточная зона, AD и ELENA). Помимо этого, ЦЕРН вплотную начал работу по технико-экономическому обоснованию Будущего кругового коллайдера и подготовке к созданию крупной исследовательской инфраструктуры на основе специальных дорожных карт, скоординированных и подготовленных Группой директоров европейских лабораторий и Европейским комитетом будущих ускорителей [Bassler U. Message from the President of the Council (2021). URL: https://cds.cern.ch/record/2812581/files/Pages%20from%20CERNAnnualReport_2021_EN.pdf (дата обращения: 01.11.2023)].

Важным событием стало утверждение комплексной Политики открытой науки [CERN Open Science Policy (Approved by the Director General on 01 October 2022). URL: https://cds.cern.ch/record/2835057/files/CERN-OPEN-2022-013.pdf (дата обращения: 17.10.2023)], нацеленной на то, чтобы сделать все исследования ЦЕРН доступными, инклюзивными и прозрачными как для широких кругов исследователей, так и для общества в целом. Практика открытой науки должна была найти свою реализацию посредством поощрения исследовательских процессов и инструментов, способствующих международному сотрудничеству, свободному распространению знаний и обеспечению доступности результатов исследований на основе реализации открытого доступа к публикациям и их метаданным. В дополнение к этому Политика нацеливала на поощрение и содействие осуществлению обмена данными и программным обеспечением.

Между тем, указанные достижения и инициативы оказались сопряжены с целым рядом проблем, связанных с введением санкций в отношении России, движущим мотивом которых является осуждение СВО. ЦЕРН, будучи европейской организацией и следуя логике введения ограничительных мер ЕС, его государств – членов, а также других европейских, а равным образом и неевропейских государств, встал на путь разрыва партнерства с Россией как одного из важных и перспективных коллабораторов. Но, как отмечают зарубежные эксперты, «ЦЕРН стал последней организацией, прервавшей научные связи» [Naujokaitytė G. CERN Physics Lab Suspends Ties with Russia (8 March 2022). URL: https://sciencebusiness.net/news/cern-physics-lab-suspends-ties-russia (дата обращения: 11.10.2023)]. На наш взгляд, это свидетельствует о некоторой осторожности в принятии судьбоносных решений, которые, как мы покажем далее, оказались растянутыми во времени.

Введение санкций ЦЕРН в отношении России, как и Беларуси, исследователи которой играют заметную роль в разработке ускорителей и детекторов, а также в проведении экспериментов [14], создали серьезные проблемы для самого Центра. Заметим, что их усугубление было также вызвано общим режимом антироссийских санкций в сфере экономики.

Согласно решению Совета Центра, которое было сформулировано в резолюции, принятой на внеочередной сессии 8 марта 2022 года [CERN Response to the Aggression against Ukraine // CERN/3626 (8 March 2022). URL: https://council.web.cern.ch/sites/default/files/c-e-3626_Resolution_re_Russia%20.pdf (дата обращения: 20.10.2023)], статус наблюдателя Российской Федерации был приостановлен до особого распоряжения. Обоснованием стало то, что, по мнению Совета, Специальная военная операция (далее – СВО) противоречит ценностям, кото

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.