Электронный журнал Международное право - №3 за 2019 год - Содержание - список статей - ISSN: 2644-5514 - Издательство NotaBene
по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право" > Содержание № 03, 2019
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 25-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2019
Интеграционное право и наднациональные объединения
Евдокимов М.А. - Союз рынков капитала и реформа правовых актов единого финансового рынка ЕС c. 1-7

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.29918

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые меры проекта построения Союза рынков капитала ЕС (СРК ЕС), принятые в виде законодательных предложений Европейской комиссии в соответствии с положениями Плана действий по созданию СРК ЕС 2015 г. и Среднесрочного обзора 2017 г. Европейский союз намерен реформировать действующие нормативно-правовые акты в сфере рынка финансовых услуг и принять ряд новых правовых актов для регулирования областей, ранее не являвшихся предметом внимания со стороны европейского законодателя. Рассматриваются актуальные реформы ЕС, затрагивающие директиву о проспекте, деятельность страховых и инвестиционных компаний, рынок финансовых инструментов. Методологическую основу составили такие методы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод. В заключении автор статьи приходит к выводу, что в настоящее время важный проект СРК ЕС, направленный на реализацию одной из ключевых свобод внутреннего рынка – свободу движения капитала, не завершен. В связи с динамичным развитием финансовых рынков ЕС, обусловленным, в частности, развитием современных технологий, реализация проекта СРК ЕС приобретает долгосрочный характер.
Мещерякова О.М. - Правовое регулирование финансовой сферы в Европейском Союзе и формирование единого рынка финансовых услуг c. 8-13

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30177

Аннотация: Организационно-правовые формы регулирования финансовой сферы Европейского Союза имеют первостепенное значение для успешного развития не только в рассматриваемой сфере, но и интеграции в целом. Реформирование ранка финансовых услуг в Европейском Союзе затянулось на целое десятилетие и проводилось последовательно на основе предложений Ламфалусси, а затем Ларозьера, что, в свою очередь, явилось своеобразной проверкой на прочность в кризисных условиях того гибкого правового механизма, основы для формирования которого были заложены в предыдущие десятилетия. В статье также затрагиваются важнейшие аспекты процесса принятия решений в рассматриваемой сфере. Методология исследования включает общенаучные и частнонаучные методы (в том числе анализ, синтез, сравнение, системный подход, исторический метод). Автор отмечает, что механизму правового регулирования финансовой сферы ЕС в период реализации плана Ламфалусси был свойственен уклон в сторону национального регулирования, а созданные структуры были ориентированы на создание единого рынка финансовых услуг в благоприятных условиях. Под влиянием мирового экономического кризиса проявилась тенденция к усилению наднационального регулирования финансовой сферы. Реформа Ж. де Ларозьера, проводимая в условиях кризиса, была направлена на повышение роли органов ЕС, относящихся ко второму и третьему уровням. В заключении автор приходит к выводу, что правовое регулирование европейского рынка финансовых услуг совершенствуется. Гибкость существующего правового механизма позволяет находить новые направления для развития в условиях разноскоростной интеграции и преодолевать негативные последствия кризисных явлений, вызванных внешними факторами.
Международное право и внутригосударственное право
Курчинская-Грассо Н.О. - Проблемы учета мнения ребенка при разрешении трансграничных споров о защите прав опеки и прав доступа c. 14-22

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30153

Аннотация: Предметом исследования является анализ нормы абзаца 2 ст. 13 Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. об учете мнения ребенка при рассмотрении судом вопроса о его возвращении в государство обычного проживания. Объект исследования – отношения, возникающие при разрешении трансграничных споров о защите прав опеки и прав доступа. Автором отмечается несовершенство положений, касающихся выявления мнения ребенка. Особое внимание уделяется позициям ЕСПЧ, судов России и Италии; формулируются предложения по совершенствованию российского законодательства, направленного на реализацию норм указанной Конвенции. В качестве основной цели автором определен анализ правовых, теоретических и практических аспектов выявления и учета мнения ребенка, незаконно перемещенного в другое государство или удерживаемого в нем. Для ее достижения в ходе исследования были использованы общенаучные (логический, системный и герменевтический) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы. Новизна исследования заключается в комплексном анализе нормы абзаца 2 ст. 13 Конвенции 1980 г., подходы к пониманию и использованию которой на практике являются неоднозначными: термины «возражение ребенка», «мнение ребенка» и «согласие ребенка» не являются идентичными, что необходимо отразить в российском праве; мнение ребенка должно учитываться как на стадии рассмотрения анализируемого вида споров, так и на стадии исполнения решения суда, предписывающего возвращение ребенка в страну его постоянного проживания; установление минимального возраста в 7 лет, по достижении которого следует обязать суды выяснять мнение ребенка при разрешении трансграничных споров на основании норм Конвенции 1980 г.
Интеграционное право и наднациональные объединения
Шугурова И.В. - Унификация правового регулирования в сфере охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в Европейском союзе c. 23-40

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30390

Аннотация: Предметом статьи является унификация права ЕС в области охраны географических указаний и наименований мест происхождения товаров в условиях возрастающего экономического значения данных объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется анализу основных положений Регламента Европейского парламента и Совета ЕС от 21 ноября 2012 г. № 1151/2012 «О схемах качества для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания», а также рассматриваются инициативы по дальнейшей гармонизации правового регулирования на уровне ЕС. Статья выполнена с использованием общенаучных методов познания (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), а также с привлечением частно-научных методов (формально-догматического и историко-правового). Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить правовое регулирование в ЕС и ЕАЭС. Новизна исследования заключается в том, что правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения товаров в ЕС рассмотрена в аспекте формирования Единого цифрового рынка и развития электронной торговли. Сравнение данных объектов интеллектуальной собственности с товарными знаками позволило выявить их значимость не только для защиты экономических интересов, но также в целях охраны публичных интересов. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что на региональном уровне в ЕС создана правовая база для эффективной охраны географического происхождения сельскохозяйственных и продовольственных товаров в рамках институтов интеллектуальной собственности. Предполагается дополнение региональной системы новыми правовыми инструментами, касающимися охраны географических указаний в отношении промышленных товаров.
Актуальный вопрос
Беликова К.М. - Исследование многостороннего международного регулирования иностранных инвестиций с позиции стран «Азиатского энергетического кольца» (Китая, Южной Кореи и Японии) c. 41-52

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30537

Аннотация: В статье исследуются подходы стран «Азиатского энергетического кольца» (Китая, Южной Кореи и Японии) к международным правовым актам в сфере иностранных инвестиций – Конвенций: «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств» 1965 г. (Вашингтон), «Об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций» 1985 г. (Сеул), проекта Конвенции ОЭСР «О защите иностранной собственности» 1967 г. и актов Всемирной торговой ассоциации (ГАТТ и др.). Приводится соответствующая правоприменительная практика. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, исторический, сравнительно-правового анализа. Автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений. Новизна исследования заключается в рассмотрении положений этих актов применительно к позициям относительно их положений рассматриваемых стран – Китая, Южной Кореи и Японии. В результате исследования автор пришла к заключению, что рассмотренные международные акты являются действенным механизмом обеспечения (напр., Сеульская конвенция) и защиты интересов (напр., Вашингтонская конвенция) интересов инвесторов.
Развитие отдельных отраслей международного публичного права
Агрба М.Р. - Категории должностных лиц в международном праве и неотвратимость наказания c. 53-66

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.29409

Аннотация: В качестве предмета исследования в данной статье выступает специфика наделения иммунитетом должностных лиц государства в целом и высших должностных лиц, в частности. Целью исследования является уточнение категории должностных лиц государства, обладающих в текущий момент различными видами иммунитета, а также определение условий привлечения данных лиц к уголовной ответственности, дифференциация наблюдающихся в этой области пробелов регулирования в международном праве, разработка направлений их решения с учетом анализа актуальных научных источников. В статье использованы общетеоретические (анализ и синтез) и специализированные методы исследования, в том числе историко-правовой, сравнительно-правовой, структурный, системный анализ, эволюционный подход. При написании статьи применялись официальные отчеты Генеральной ассамблеи ООН, практика Международного суда ООН, документы Комиссии международного права ООН. В статье проведен анализ текущего состояния и проблем в области предоставления персонального и материального иммунитетов должностным лицам государств в международном праве. Особое внимание уделено категории высших должностных лиц. Рассмотрена деятельность Комиссии международного права ООН в исследуемой области. Сделан вывод о том, что основополагающая категория иммунитета должностного лица, как терминологический остов, на котором должны базироваться остальные международно-правовые механизмы, остается неразработанной, что препятствует практике их эффективной реализации. Аргументирована преждевременность предложений по распространению иммунитета ratione personae на другие категории должностных лиц. Выдвинуты предложения по внесению изменений в национальных законодательствах, сокращению категории лиц, пользующихся личным иммунитетом, легитимации условий снятия иммунитета для уголовного преследования иностранным судом, фиксации невозможности отказа о выдаче международному правосудию.
Скаридов А.С. - Право на объекты ледового водохранения c. 67-76

DOI:
10.25136/2644-5514.2019.3.30457

Аннотация: Сегодня на Арктику смотрят как на новомодный объект состязаний в военно-политических амбициях, дополнительное хранилище минеральных ресурсов или как на новую международную транспортную магистраль, где сокращение ледового покрова воспринимается как благо. Но с уменьшением льда исчезает и огромный запас пресной воды, права на который нормативно не определены, хотя значимость этого ресурса ничуть не меньше углеводородов арктического шельфа. Предметом исследования являются нормы международного права, регламентирующие изъятие объектов ледового водохранения из природной среды и распространения на них вещных прав. Объектом исследования являются правоотношения, вытекающие из требований международных соглашений и национального законодательства, формирующие правовой режим эксплуатации ресурсов пресной воды в ледовых образованиях в арктических пространствах. При оценке понятийного аппарата, связанного с определением «объект ледового водохранения», в составе природных ресурсов, использованы методы индукции, анализа и синтеза. Метод сравнительно-правового анализа использован при оценке соотношения требований норм международного права и российского законодательства по предмету исследования. Основной вывод проведенного исследования – объекты ледового водохранения являются частью природных ресурсов и на них могут быть распространены вещные права, объем которых зависит от правового режима места изъятия. Действующее международное право не формирует правовой режим присвоения и дальнейшей эксплуатации «объектов ледового водохранения» и не дает очевидной основы для распространения прав собственности на указанные выше объекты. Особым вкладом автора в исследовании темы является совокупность положений, могущих сформировать юридическое содержание понятия «объект ледового водохранения» и регламентации присвоения указанных объектов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.