|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Международное право"
> Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Международное право"
Номер подписан в печать: 22-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2644-5514
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2023
Теория и философия международного права |
Дубень А.К. - Принципы правового обеспечения информационной безопасности в системе принципов международного права |
|
c. 1-9
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40089
EDN: KREABN
Аннотация: В теории права и отраслевых юридических науках вопросу, связанному с правовыми принципами уделено достаточное внимание, тем не менее, имеются некоторые проблемы, требующие доктринального осмысления. Одним из таких вопросов является место и роль принципов правового обеспечения информационной безопасности в системе принципов международного права. Автор отмечает, что правовые принципы определяют сущность рассматриваемой отрасли права и в силу их юридического закрепления в нормах конкретной отрасли права, имеют общеобязательное значение. В данной статье рассматриваются принципы построения системы информационной безопасности. Сложность построения такой системы заключается в необходимости рассматривать защитные меры в комплексе, которые должны охватить правовую, организационную и техническую составляющую. В статье на основе анализа международных нормативных правовых актов и научно-правовых источников определены основные векторы развития международного и информационного права, рассмотрены внешние и внутренние угрозы в информационной сфере, раскрывается содержание основных принципов информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что в условиях глобальной цифровой трансформации и необходимости построения информационного общества проблемы, касающиеся определения основополагающих принципов правового обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение. В связи с этим достаточно актуальным становится вопрос о научном осмыслении системы указанных принципов, их развитии и соотношении друг с другом, а также влиянии на информационные правоотношения.
Шинкарецкая Г.Г. - Проблема выработки определения кибератаки |
|
c. 10-21
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40051
EDN: NYDJJZ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемные аспекты в части выработки определения кибератаки. Отмечается, что такового рода противоправные действия способные вывести из строя ядерные центрифуги, системы противовоздушной обороны и электрические сети и т.д., бесспорно, представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В сущности, по своей разрушительной силе, кибератаки приближаются к вооруженным действиям. Констатируется, что в международном праве пока нет договоров или иных нормативных документов, способных регулировать международное сотрудничество в целах предотвращения и ограничения кибератак. Для более эффективного противодействия кибератакам необходима новая всеобъемлющая правовая база как на внутреннем, так и на международном уровнях. Методологической базой исследования являются всеобщий (диалектический), логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, герменевтический методы. Автором фиксируется важность использования теоретико-правовых наработок в сфере информационной безопасности в правотворческой деятельности. В исследовании обозначены основные предлагаемые в современной научной литературе теоретические подходы к определению понятия "кибератака", делается попытка отграничить его от понятий "кибервойна", "киберпреступление" и "киберпреступность". Подчеркивается мысль, что международные усилия по регулированию кибератак должны начинаться с соглашения об определении кибератаки, киберпреступности и кибервойны. Это заложило бы основу для расширения международного сотрудничества в области обмена информацией, сбора доказательств и уголовного преследования лиц, причастных к кибератакам, и что более важно, для нового международно-правового акта о кибератаках.
Международное право и внутригосударственное право |
Гребенская А.А., Тихомиров А.А. - Защита иностранных инвестиций в периоды экономических кризисов. |
|
c. 22-32
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40420
EDN: SKMHYU
Аннотация: Иностранные инвестиции играют важнейшую роль для преодоления экономического кризиса в отдельных государствах, особенно если такой кризис носит системный характер, и у внутренних субъектов отсутствуют ресурсы, которые возможно было бы привлечь в экономику. В таком случае иностранные инвестиции зачастую выступают единственным способом восстановить нормальное развитие социально-экономической сферы. При этом в кризисных ситуациях особой защиты требуют и сами иностранные инвесторы, которые в таком случае подвергаются не только коммерческому риску (такой риск является «нормальным», и никто за него ответственности перед инвестором не несет), но и риску «политического» характера (который как правило неразрывно связан с экономическим), если, например, экономический кризис приводит к революции, перевороту или просто ужесточению экономической политики, в рамках которой производится национализация предприятий, в том числе созданных за счет иностранных инвестиций. Существующие в настоящее время международно-правовые механизмы, в первую очередь страхование «политического» риска, не решают проблемы в силу того, что страховым компаниям сложно получить возмещение от суверенных государств в порядке суброгации. Тем самым возрастает значение национального законодательства - нормы которого должны формировать инвестиционную привлекательность государства и придавать иностранным инвесторам уверенность в защите их прав даже в ситуации экономического кризиса, например, в России предусмотрены налоговые льготы для иностранных инвесторов при неблагоприятных изменениях налогового бремени (институт «налоговой стабильности») в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об иностранных инвестициях».
Развитие отдельных отраслей международного публичного права |
Горелик И.Б. - Возможные направления развития международно-правовых институтов в области обеспечения глобальной кибербезопасности |
|
c. 33-44
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40618
EDN: UZESRS
Аннотация: В статье рассматриваются возможные направления формирования глобальной международно-правовой системы противодействия киберпреступности и ее дальнейшего развития. Коротко анализируются результаты деятельности международных организаций в области развития международно-правовых механизмов противодействия киберпреступности. Осуществляется попытка поиска иных международно-правовых проблем, опыт решения которых может выступать в качестве концептуального базиса для формирования глобальной международно-правовой системы обеспечения кибербезопасности. Исследуются основные характеристики современных цифровых информационной-коммуникационных систем - в особенности интернет-технологий. Приводится попытка создания теоретической модели международно-правового регулирования противодействия современным цифровым угрозам исходя из глобального характера современных киберугроз. Констатируется особая роль международных организаций в области развития международного права. Приводится мнение о сложившейся глобальной цифровой информационной системе, охватывающей все международное сообщество. Проводится параллель между концептуальными основами проблемы отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ) и киберпреступностью. Констатируется концептуальное сходство двух указанных проблем с обоснованием такого заключения. В связи с этим предлагается использовать организационную структуру международно-правового обеспечения противодействия ОД/ФТ как концептуальную основу для аналогичного противодействия киберпреступности. В частности, в статье предлагается в рамках ООН создать специализированную международную организацию, деятельность которой будет посвящена обеспечению глобальной кибербезопасности. В качестве основы деятельности предлагается применять организационные основы аналогичные тем, которые применяются в рамках Межправительственной комиссии по финансовому мониторингу. В частности, деятельность организации предлагается осуществлять на базе перечня рекомендаций по совершенствованию национальных организационно-правовых мер противодействия угрозам в сфере цифровых технологий, а также механизмов взаимной оценки государств-членов.
Ядгаров Ш.Ш. - Правовые и институциональные механизмы сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. |
|
c. 45-57
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40437
EDN: TEYRCT
Аннотация: В статье рассматривается деятельность Шанхайской организации сотрудничества в сфере координации деятельности государств участников в борьбе с терроризмом. Автор рассматривает комплексное использование различных проверенных на практике международных правовых инструментов в борьбе с террористической преступностью. В качестве теоретической базы исследования выступают исследования А.А. Синякина, Э. Умарахунова, Е.А. Чернядьевой. Для определения основных инструментов в борьбе с терроризмом были проанализированы международно-правовые документы, принятые на саммитах ШОС.Кроме того, в качестве примера были рассмотрены структура и порядок работы Региональной антитеррористической структуры, учрежденной ШОС. По итогам делается вывод о том, что Шанхайская организация сотрудничества является одной из самых эффективных организаций в области борьбе с терроризмом благодаря наличию специализированных структур, как РАТС, и различных нормативно-правовых документов. На современном этапе резко возрастает необходимость наиболее оптимальной организации обеспечения безопасности на основе применения всего инструментария международно-правового регулирования, в том числе задействования институциональных механизмов. Особая роль в организации безопасности принадлежит региональным межправительственным организациям, позволяющим аккумулировать усилия государств участников наиболее оптимальным способом, в том числе путем закрепления.
Интеграционное право и наднациональные объединения |
Четвериков А.О. - Судебное инвестирование (финансирование судебных процессов третьими сторонами) и региональная экономическая интеграция: перспективы правового регулирования |
|
c. 58-78
|
DOI: 10.25136/2644-5514.2023.2.40715
EDN: ZGEDJX
Аннотация: Предмет: В условиях современного финансового капитализма все больше личных и общественных благ превращается в товар (финансовый актив), используемый в целях извлечения прибыли («финансиализация» и «коммодификация»). Указанные процессы не оставляют в стороне и сферу защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в органах судебной власти, а равно в органах негосударственного правосудия (третейские суды, или арбитраж). В зарубежных странах судебные и арбитражные процессы выступают сегодня одним из самых привлекательных направлений вложения средств для потенциальных инвесторов. Судебное инвестирование (финансирование судебных процессов третьими сторонами) развивается и в России. В статье исследуются современное состояние и перспективы правового регулирования судебного инвестирования в условиях региональной экономической интеграции на примере подготовленного Европейским парламентом в конце 2022 г. проекта Директивы «О регулировании финансирования судебных процессов третьими сторонами», предназначенного для применения на едином рынке Европейского союза (ЕС). Метод: Исследование проводилось на базе исторического и сравнительно-правового методов в сочетании с другими методами научного познания и с междисциплинарным подходом. Новизна: Настоящая статья является первой в российской юридической науке попыткой критического осмысления перспектив правового регулирования судебного инвестирования в рамках региональных интеграционных организаций с общим (единым) рынком товаров, рабочей силы, услуг, капиталов. Выводы: Сделан вывод о возможности и целесообразности разработки правил судебного инвестирования на уровне Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — в первую очередь, применительно к финансированию третьими сторонами бизнес-споров в рамках общего арбитражного института («международного арбитража ЕАЭС»), вопрос о создании которого в последние годы обсуждается государствами-членами и юридической общественностью ЕАЭС.
|
|