по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Актуальные проблемы российского права"
Номер подписан в печать: 1-0.428571428571-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров-Гималайцев Петр Артемьевич, доктор культурологии, asmorkalov@mail.ru
ISSN: 1994-1471
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Актуальные проблемы истории государства и права
Жолобова Г.А. - Правовые меры противодействия фальсификации чая в российской торговле конца XIX – начала XX вв.

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6647

Аннотация: В статье подняты актуальные проблемы правового регулирования торговли чаем. На основе изучения архивных документов и анализа нормативно-правовых актов Российской Империи показано формирование механизма правового регулирования в конце XIX – начале XX вв., призванного противодействовать распространившейся фальсификации чая, выпускаемого в оборот. Автором доказано, что правовые меры, проведенные в этом направлении, в первую очередь диктовались фискальными интересами правительства, и лишь во вторую – стремлением обеспечить защиту прав потребителей.
Галкин И.В. - Проблема алиенации в политической философии Венедикта Спинозы c. 5-15

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62103

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема алиенации (отчуждения) в политической философии видного представителя раннего европейского Просвещения Бенедикта Спинозы (1632–1677). Спиноза достаточно много внимания уделил философскому осмыслению политико- юридических категорий, поскольку его как рационалиста весьма занимала проблема возможности обустройства государственного правления на началах «естественного света» разума и общего блага. Голландский мыслитель довольно подробно изложил свои политические воззрения на страницах ряда произведений, где он детально разработал конституционные модели «идеального» государства, указав на свой способ преодоления политического отчуждения. Хотя Спиноза и не использовал в своих произведениях сам термин «алиенация», но проблема отчуждения политических институтов занимает важное место в его творческом наследии. Согласно воззрениям философа, преодоление политического отчуждения становится возможным при установлении демократического государства, которое является подлинным продуктом общественного договора. Для того чтобы государственное правление в полной мере отвечало принципам общего блага, полагал Спиноза, деятельность правительства необходимо должна быть основана на принципах народовластия. Сущность демократии заключается в том, что общество возвращается к естественному состоянию, и, следовательно, правовые нормы приходят в соответствие с требованиями естественного права. Таким образом, только демократический режим правления способен уменьшить отчуждающее влияние властных институтов и утвердить приоритет общего блага как совокупности трех важнейших элементов: свободы, равенства и справедливости.
Жолобова Г.А. - Правовые меры противодействия фальсификации чая в российской торговле конца XIX – начала XX вв. c. 16-24

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62104

Аннотация: В статье подняты актуальные проблемы правового регулирования торговли чаем. На основе изучения архивных документов и анализа нормативно-правовых актов Российской империи показано формирование механизма правового регулирования в конце XIX — начале XX вв., призванного противодействовать распространившейся фальсификации чая, выпускаемого в оборот. Автором доказано, что правовые меры, проведенные в этом направлении, в первую очередь диктовались фискальными интересами правительства, и лишь во вторую — стремлением обеспечить защиту прав потребителей.
Актуальные проблемы финансового права
Карандаев И.Ю. - Особенности бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений РФ в современных условиях

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6715

Аннотация: Реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привела к изменению способов финансирования деятельности бюджетных учреждений. В этой связи, в статье рассмотрены отличительные особенности современного финансирования деятельности бюджетных учреждений, а именно финансирование через выделяемые субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, проведен анализ и раскрыты особенности и других форм финансирования из бюджета: субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Дана сравнительная характеристика и оценка данных форм финансирования бюджетных учреждений из бюджета.
Карандаев И.Ю. - Особенности бюжетного финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации в современных условиях c. 25-31

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62105

Аннотация: Реализация положений Федерального закона от 08.05.2010 г. №83–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привела к изменению способов финансирования деятельности бюджетных учреждений. В этой связи в статье рассмотрены отличительные особенности современного финансирования деятельности бюджетных учреждений, а именно финансирование через выделяемые субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Кроме того, проведен анализ и раскрыты особенности и других форм финансирования из бюджета: субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Дана сравнительная характеристика и оценка данных форм финансирования бюджетных учреждений из бюджета.
Актуальные проблемы экологического права
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Теоретические проблемы формирования Концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности Росс

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6870

Аннотация: Статья содержит комплексное исследование доктринальных документов природоресурсного законодательства Российской Федерации (стратегий, концепций, доктрин, определяющих основные векторы развития законодательства в области использования и охраны отдельных природных ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективу), а также иных стратегических документов в области обеспечения национальной и экологической безопасности (Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и т.д.), на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих порядок осуществления рационального природопользования, формулируется Концепция формирования природоресурсного законодательства Практическая значимость исследования состоит в том, что, что результаты исследования, теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют методы нормативно-правового и институционально-функционального анализа. Помимо этого, в качестве научно-познавательных инструментов и приемов также использованы такие научные методы, как диалектический, логический, прогностический, системный анализ, контент-анализ, а также частнонаучные методы, в частности, такие, как статистический, технико-юридический, сравнительно – правовой. Характер проблем, исследуемых в статье, обусловил системно-структурный подход к изучению проблем формирования единой Концепции формирования природоресурсного законодательства в переходный период. Результатом исследования является Проект Концепции формирования природоресурсного законодательства, содержащий теоретические основы системы природоресурсного законодательства, уровни и очередность законодательных решений в области совершенствования природоресурсного законодательства, единую терминологию, понятийный аппарат для пакета законодательных актов в данной сфере, а также перечень законодательных актов, которых необходимо принять в целях реализации Концепции на основе пакетного принципа.
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России c. 32-39

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62106

Аннотация: Статья содержит комплексное исследование доктринальных документов природоресурсного законодательства Российской Федерации (стратегий, концепций, доктрин, определяющих основные векторы развития законодательства в области использования и охраны отдельных природных ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективу), а также иных стратегических документов в области обеспечения национальной и экологической безопасности (Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и т.д.), на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих порядок осуществления рационального природопользования, формулируется Концепция формирования природоресурсного законодательства Практическая значимость исследования состоит в том, что, что результаты исследования, теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют методы нормативно-правового и институционально-функционального анализа. Помимо этого, в качестве научно-познавательных инструментов и приемов также использованы такие научные методы, как диалектический, логический, прогностический, системный анализ, контент-анализ, а также частнонаучные методы, в частности, такие, как статистический, технико-юридический, сравнительно – правовой. Характер проблем, исследуемых в статье, обусловил системно-структурный подход к изучению проблем формирования единой Концепции формирования природоресурсного законодательства в переходный период. Результатом исследования является Проект Концепции формирования природоресурсного законодательства, содержащий теоретические основы системы природоресурсного законодательства, уровни и очередность законодательных решений в области совершенствования природоресурсного законодательства, единую терминологию, понятийный аппарат для пакета законодательных актов в данной сфере, а также перечень законодательных актов, которых необходимо принять в целях реализации Концепции на основе пакетного принципа.
Актуальные проблемы гражданского права
Гусева Т.А. - Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6245

Аннотация: В статье анализируются особенности размещение заказов для нужд казенного, бюджетного и автономного учреждения в условиях реформы государственных и муниципальных учреждений. Авторы рассматривают правила взаимодействия двух нормативных актов Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ и Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ применительно к деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждениий.
Молдованов М.М. - О правовом положении федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6650

Аннотация: В данной статье автором проведен сравнительно-правовой анализ правового положения государственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений на федеральном уровне. Автором выделены и рассмотрены основные сходства и отличительные черты в их правовом положении. В заключительной части статьи автором предлагается внесение соответствующих дополнений в действующее российское законодательство, регулирующее правовое положение федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, призванных повысить эффективность предоставляемых ими государственных услуг.
Садриева Р.Р. - Сущность публично-правовых образований в судебных актах Конституционного суда РФ

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6674

Аннотация: В статье анализируется закреплённая в нормативных актах официальная дефиниция публично-правовых образований, а также ключевая проблема легального определения характера правоспособности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права. Вопрос характера правоспособности данных субъектов является очень дискуссионным, как с научной, так и с практической точки зрения. Подробный анализ судебных актов Конституционного суда РФ, касающихся данной проблематики, ставит точку в вышеобозначенной научной полемике: правоспособность публично-правовых образований является специальной, что прямо следует из их природы и цели создания и существования. Данный теоретический тезис влечёт за собой довольно значимый практический вывод - однозначную невозможность осуществления таким субъектами предпринимательской деятельности. На основании анализа актов Конституционного суда РФ автор предлагает внесение изменений в действующее законодательство.
Рудакова В.Д. - О ПУТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПУБЛИЧНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6779

Аннотация: В статье анализируются основные изложенные в юридической литературе подходы к категории публичного юридического лица (юридического лица публичного права), с целью определения их законодательного потенциала. Выявляется негативная практика введения в российское законодательство ad hoc организационно-правовых форм, призванных оформить участие в гражданском обороте зависимых от государства субъектов, а также постоянного изменения законодательства в соответствии с потребностями государства, как участника имущественных отношений. С целью совершенствования российского законодательства и практики его применения предлагается создание в системе юридических лиц новой организационно-правовой формы публичного юридического лица, которая заменит все формы участия в гражданском обороте субъектов, создаваемых государством. Отмечается, что такой подход позволит закрепить единые правила вступления в имущественных отношениях указанных субъектов и закрыть перечень некоммерческих юридических лиц. В статье поддерживается цивилистический взгляд на категорию юридического лица, что, по мнению автора, не исключает необходимость междисциплинарных исследований.
Садриева Р.Р. - Сущность публично-правовых образований в судебных актах конституционного суда Российской Федерации c. 40-44

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62107

Аннотация: в статье анализируется закреплённая в нормативных актах официальная дефиниция публично-правовых образований, а также ключевая проблема легального определения характера правоспособности публично-правовых образований, как субъектов гражданского права. Вопрос характера правоспособности данных субъектов является очень дискуссионным, как с научной, так и с практической точки зрения. Подробный анализ судебных актов Конституционного суда РФ, касающихся данной проблематики, ставит точку в вышеобозначенной научной полемике: правоспособность публично-правовых образований является специальной, что прямо следует из их природы и цели создания и существования. Данный теоретический тезис влечёт за собой довольно значимый практический вывод — однозначную невозможность осуществления такими субъектами предпринимательской деятельности. На основании анализа актов Конституционного суда РФ автор предлагает внесение изменений в действующее законодательство.
Рудакова В.Д. - О путях реализации теории публичного юридического лица в российском законодательстве c. 45-50

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62108

Аннотация: В статье анализируются основные изложенные в юридической литературе подходы к категории публичного юридического лица (юридического лица публичного права) с целью определения их законодательного потенциала. Выявляется негативная практика введения в российское законодательство ad hoc организационно-правовых форм, призванных оформить участие в гражданском обороте зависимых от государства субъектов, а также постоянного изменения законодательства в соответствии с потребностями государства как участника имущественных отношений. С целью совершенствования российского законодательства и практики его применения предлагается создание в системе юридических лиц новой организационно-правовой формы публичного юридического лица, которая заменит все формы участия в гражданском обороте субъектов, создаваемых государством. Отмечается, что такой подход позволит закрепить единые правила вступления в имущественные отношения указанных субъектов и закрыть перечень некоммерческих юридических лиц. В статье поддерживается цивилистический взгляд на категорию юридического лица, что, по мнению автора, не исключает необходимость междисциплинарных исследований.
Молдованов М.М. - О правовом положении федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений c. 51-54

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62109

Аннотация: В данной статье автором проведен сравнительно-правовой анализ правового положения государственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений на федеральном уровне. Автором выделены и рассмотрены основные сходства и отличительные черты в их правовом положении. В заключительной части статьи автором предлагается внесение соответствующих дополнений в действующее российское законодательство, регулирующее правовое положение федеральных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, призванных повысить эффективность предоставляемых ими государственных услуг.
Гусева Т.А., Полотовская Е.Ю. - Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд c. 55-61

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62110

Аннотация: В статье анализируются особенности размещения заказов для нужд казенного, бюджетного и автономного учреждения в условиях реформы государственных и муниципальных учреждений. Авторы рассматривают правила взаимодействия двух нормативных актов Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ и Федерального закона РФ от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ применительно к деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждениий.
Актуальные проблемы предпринимательского права
Сподырев Р.Н. - Модели управления обществом с ограниченной ответственностью

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6277

Аннотация: От того, насколько эффективно построена система управления обществом с ограниченной ответственностью, во многом зависит контроль участников такого Общества над процессом его деятельности, и, как следствие, достижением поставленных Обществом целей. Любое юридическое лицо вступает в правоотношения с третьими лицами через систему своих органов. В связи с этим от правильности ее построения, определения компетенции органов и взаимосвязи их между собой зависит эффективность управления юридическим лицом, и, как следствие, реализация основной цели его деятельности – извлечения прибыли. В связи с этим в статье проведен анализ полномочий органов общества с ограниченной ответственностью и представлено чрезвычайно важное определение того, в каком соотношении между собой могут находиться органы общества с ограниченной ответственностью.
Поляков В.В. - Особенности и пределы ответственности исполнителя по договору оказания аудиторских услуг

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6546

Аннотация: Статья посвящена вопросам ответственности исполнителей по договору оказания аудиторских услуг. Доказывается существование гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций перед неограниченным кругом лиц – любым пользователем аудиторского заключения. Делается вывод о наступлении деликтной ответственности одновременно с договорной. The article addresses the problems of public accountants and audit companies’ civil liability. The author of the article claims the existence of the public accountants and audit organizations’ civil liability in respect of any users of auditors’ report. The paper states existents of the tort and contractual civil liabilities simultaneously.
Сподырев Р.Н. - Модели управления обществом с ограниченной ответственностью c. 62-67

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62111

Аннотация: В статье проведен анализ полномочий органов общества с ограниченной ответственностью и представлено чрезвычайно важное определение того, в каком соотношении между собой могут находиться органы общества с ограниченной ответственностью.
Поляков В.В. - Особенности и пределы ответственности исполнителя по договору оказания аудиторских услуг c. 68-71

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62112

Аннотация: Статья посвящена вопросам ответственности исполнителей по договору оказания аудиторских услуг. Доказывается существование гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций перед неограниченным кругом лиц — любым пользователем аудиторского заключения. Делается вывод о наступлении деликтной ответственности одновременно с договорной.
Актуальные проблемы гражданского процесса
Райская И.Ю. - Дела об изменении правового положения гражданина в системе видов гражданского судопроизводства

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6782

Аннотация: Статья посвящена раскрытию сложного характера правоотношений, возникших в связи и по поводу рассмотрения судом дел, связанных с изменением правового положения граждан с наличием психических расстройств. Вопрос об отнесении указанной категории дел к данному виду судопроизводства в науке гражданского процессуального права является дискуссионным. Анализируя дела об ограничении дееспособности, признании гражданина недееспособным и о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар с точки зрения законодательства и правоприменительной практики, автор пришел к выводу о том, что по своей правовой природе вышеуказанные дела являются делами, подлежащими рассмотрению в порядке искового производства. А, исходя из классификации видов исков, автор полагает, что вопрос о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным и принудительной госпитализации граждан является преобразовательным иском. Такие иски направлены на изменение, ограничение правового статуса гражданина.
Петручак Р.К. - Судебная ошибка при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6893

Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются различные точки зрения по вопросу применения категории «судебная ошибка» при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском и арбитражном процессах. При этом анализируется аргументация ученых, исследующих данную проблему. В статье автор уделяет особое внимание понятию судебной ошибки, подробно исследуя эту категорию, опираясь на действующее законодательство РФ и научную литературу, четко определяя авторскую позицию. Обосновывается вывод, почему нельзя признать ошибкой суда неустановление в судебном заседании обстоятельства, о существовании которого суд по объективным причинам не должен знать. В таком случае не были нарушены нормы ни материального, ни процессуального права, а решение, тем не менее, оказалось не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Несмотря на неоднозначное отношение правоприменителя к возможности исправления судебной ошибки на рассматриваемой стадии процесса, автор статьи приходит к выводу, что судебная ошибка не является основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В статье делается вывод, что для исправления судебной ошибки в действующем законодательстве РФ предусмотрены иные процедуры: апелляционное, кассационное и надзорное производство.
Райская И.Ю. - Дела об изменении правового положения гражданина в системе видов гражданского судопроизводства c. 72-77

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62113

Аннотация: Статья посвящена раскрытию сложного характера правоотношений, возникших в связи и по поводу рассмотрения судом дел, связанных с изменением правового положения граждан с наличием психических расстройств. Вопрос об отнесении указанной категории дел к данному виду судопроизводства в науке гражданского процессуального права является дискуссионным. Анализируя дела об ограничении дееспособности, признании гражданина недееспособным и о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар с точки зрения законодательства и правоприменительной практики, автор пришел к выводу о том, что по своей правовой природе вышеуказанные дела являются делами, подлежащими рассмотрению в порядке искового производства. А исходя из классификации видов исков, автор полагает, что вопрос о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным и принудительной госпитализации граждан является преобразовательным иском. Такие иски направлены на изменение, ограничение правового статуса гражданина.
Петручак Р.К. - Судебная ошибка при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам c. 78-83

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62114

Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются различные точки зрения по вопросу применения категории «судебная ошибка» при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском и арбитражном процессах. При этом анализируется аргументация ученых, исследующих данную проблему. В статье автор уделяет особое внимание понятию судебной ошибки, подробно исследуя эту категорию, опираясь на действующее законодательство РФ и научную литературу, четко определяя авторскую позицию. Обосновывается вывод, почему нельзя признать ошибкой суда неустановление в судебном заседании обстоятельства, о существовании которого суд по объективным причинам не должен знать. В таком случае не были нарушены нормы ни материального, ни процессуального права, а решение, тем не менее, оказалось не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Несмотря на неоднозначное отношение правоприменителя к возможности исправления судебной ошибки на рассматриваемой стадии процесса, автор статьи приходит к выводу, что судебная ошибка не является основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В статье делается вывод, что для исправления судебной ошибки в действующем законодательстве РФ предусмотрены иные процедуры: апелляционное, кассационное и надзорное производство.
Актуальные проблемы уголовного процесса
Шарапова Д.В. - Проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших по половым преступлениям

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6678

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам производства и назначения судебно-психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних потерпевших по половым преступлениям. Поскольку в настоящее время все более актуальными становятся проблемы сексуального насилия над детьми, судебно-психологическая экспертиза по такого рода уголовным делам приобретает более высокое значение. При написании статьи автором изучены статьи и публикации, в которых затрагивается указанный вопрос, системный анализ норм УПК РФ и обобщение правоприменительной практики. Автором в статье освещаются следующие проблемы: 1. Порядок проведения экспертизы в зависимости от возраста лица, в отношении которого она проводится, в УПК РФ не дифференцирован. 2. Дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних при производстве в отношении них судебно-психологической экспертизы не существует, что позволяет на практике использовать процедуры, не учитывающие физические и психологические особенности таких лиц. 3. Законодательство РФ не содержит каких-либо правовых механизмов, обеспечивающих качество проведения судебных экспертиз частными (негосударственными) экспертами. Следователь (суд) ориентируются исключительно на внутреннее убеждение, разрешая вопрос о наличии или отсутствии у конкретного лица специальных познаний в области психологии несовершеннолетних. Зачастую судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних по половым преступлениям поручаются лицам, не компетентным в этой области. 4. Нормативно не закреплен перечень необходимых и разрешенных методик проведения психологической экспертизы по делам о сексуальном насилии над несовершеннолетними, что приводит к многообразию методик для проведения диагностического исследования. В статье автором предложены пути решения указанных проблем и изменения в уголовно-процессуальное законодательство.
Стельмах В.Ю. - Участники получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6733

Аннотация: Идеей статьи является систематизация представлений о процессуальном статусе участников получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и обобщение выработанных в практической деятельности правил, которые не закреплены законодательно. Анализируя компетенцию следователя, автор отмечает, что в соответствии с нормами УПК РФ назначить следственное действие вправе только следователь, в производстве которого находится уголовное дело, а в случае его расследования следственной группой – только руководитель группы. В то же время принимать участие в судебных заседаниях могут любые следователи, включенные в состав такой группы. Рассматривая полномочия руководителя следственного органа, автор приходит к выводу, что давать согласие на возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственного действия вправе только непосредственный, а не вышестоящий руководитель. Автор полагает, что рассматривать ходатайства о даче разрешения на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами правомочны только федеральные судьи районных и приравненных к ним судом, но не мировые судьи и не судьи областных и приравненных к ним судов. Кроме того, автор полагает и аргументирует, что нет необходимости в наделении особым процессуальным статусом организации, осуществляющие услуги связи, и абонентов. Все данные выводы могут иметь существенное практическое значение с учетом того, что судебно-следственная деятельность при решении названных проблем не имеет однозначных устоявшихся подходов.
Мельников В.Ю. - Права личности в уголовном процессе

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.7038

Аннотация: На сегодняшний день отсутствуют должные теоретические исследования понимания концептуального положения прав человека в уголовном судопроизводстве, личности как участника процесса, чьи права и свободы как защищаются, так и ограничиваются государством. Отсутствие такого понимания, приводит к несоблюдению гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека в ходе уголовного преследования, применения мер принуждения. Понимание и обеспечение прав и свобод человека в ходе уголовного преследования должно быть первично по отношению к понятию «раскрытие преступления», ко всем необходимым и целесообразным, по мнению стороны обвинения, процессуальным средствам принуждения. Обеспечение прав и законных интересов личности в уголовном процессе – это деятельность следователя, лица, производящего дознание, прокурора, суда, защитника при участии иных субъектов уголовного судопроизводства, направленная, в том числе, на создание оптимальных условий для реализации процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
Мельников В.Ю. - Права личности в уголовном процессе c. 84-90

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62115

Аннотация: На сегодняшний день отсутствуют должные теоретические исследования понимания концептуального положения прав человека в уголовном судопроизводстве, личности как участника процесса, чьи права и свободы как защищаются, так и ограничиваются государством. Отсутствие такого понимания приводит к несоблюдению гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека в ходе уголовного преследования, применения мер принуждения. Понимание и обеспечение прав и свобод человека в ходе уголовного преследования должно быть первично по отношению к понятию «раскрытие преступления», ко всем необходимым и целесообразным, по мнению стороны обвинения, процессуальным средствам принуждения. Обеспечение прав и законных интересов личности в уголовном процессе — это деятельность следователя, лица, производящего дознание, прокурора, суда, защитника при участии иных субъектов уголовного судопроизводства, направленная в том числе на создание оптимальных условий для реализации процессуальных прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
Стельмах В.Ю. - Участники получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами c. 91-96

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62116

Аннотация: Идеей статьи является систематизация представлений о процессуальном статусе участников получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и обобщение выработанных в практической деятельности правил, которые не закреплены законодательно. Анализируя компетенцию следователя, автор отмечает, что в соответствии с нормами УПК РФ назначить следственное действие вправе только следователь, в производстве которого находится уголовное дело, а в случае его расследования следственной группой — только руководитель группы. В то же время принимать участие в судебных заседаниях могут любые следователи, включенные в состав такой группы. Рассматривая полномочия руководителя следственного органа, автор приходит к выводу, что давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о проведении следственного действия вправе только непосредственный, а не вышестоящий руководитель. Автор полагает, что рассматривать ходатайства о даче разрешения на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами правомочны только федеральные судьи районных и приравненных к ним судов, но не мировые судьи и не судьи областных и приравненных к ним судов. Кроме того, автор полагает и аргументирует, что нет необходимости в наделении особым процессуальным статусом организации, осуществляющей услуги связи, и абонентов. Все данные выводы могут иметь существенное практическое значение с учетом того, что судебно-следственная деятельность при решении названных проблем не имеет однозначных устоявшихся подходов.
Шарапова Д.В. - Проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних, потерпевших по половым преступлениям c. 97-100

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.62117

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам производства и назначения судебно-психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних, потерпевших по половым преступлениям. Поскольку в настоящее время все более актуальными становятся проблемы сексуального насилия над детьми, судебно-психологическая экспертиза по такого рода уголовным делам приобретает более высокое значение. При написании статьи автором изучены статьи и публикации, в которых затрагивается указанный вопрос, системный анализ норм УПК РФ и обобщение правоприменительной практики. Автором в статье освещаются следующие проблемы: 1. Порядок проведения экспертизы в зависимости от возраста лица, в отношении которого она проводится, в УПК РФ не дифференцирован. 2. Дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних при производстве в отношении них судебно-психологической экспертизы не существует, что позволяет на практике использовать процедуры, не учитывающие физические и психологические особенности таких лиц. 3. Законодательство РФ не содержит каких-либо правовых механизмов, обеспечивающих качество проведения судебных экспертиз частными (негосударственными) экспертами. 4. Следователь (суд) ориентируются исключительно на внутреннее убеждение, разрешая вопрос о наличии или отсутствии у конкретного лица специальных познаний в области психологии несовершеннолетних. Зачастую судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних по половым преступлениям поручаются лицам, не компетентным в этой области. 5. Нормативно не закреплен перечень необходимых и разрешенных методик проведения психологической экспертизы по делам о сексуальном насилии над несовершеннолетними, что приводит к многообразию методик для проведения диагностического исследования. В статье автором предложены пути решения указанных проблем и изменения в уголовно-процессуальное законодательство.
Персона
Галкин И.В. - Проблема алиенации в политической философии Бенедикта Спинозы

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.1.6878

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема алиенации (отчуждения) в политической философии видного представителя раннего европейского Просвещения Бенедикта Спинозы (1632–1677). Спиноза достаточно много внимания уделил философскому осмыслению политико-юридических категорий, поскольку его как рационалиста весьма занимала проблема возможности обустройства государственного правления на началах «естественного света» разума и общего блага. Голландский мыслитель довольно подробно изложил свои политические воззрения на страницах ряда произведений, где он детально разработал конституционные модели «идеального» государства, указав на свой способ преодоления политического отчуждения. Хотя Спиноза и не использовал в своих произведениях сам термин «алиенация», но проблема отчуждения политических институтов занимает важное место в его творческом наследии. Согласно воззрениям философа, преодоление политического отчуждения становится возможным при установлении демократического государства, которое является подлинным продуктом общественного договора. Для того чтобы государственное правление в полной мере отвечало принципам общего блага, полагал Спиноза, дея-тельность правительства необходимо должна быть основана на принципах народовластия. Сущность демократии заключается в том, что общество возвращается к естественному состоянию, и, следовательно, правовые нормы приходят в соответствие с требованиями естественного права. Таким образом, только демократический режим правления способен уменьшить отчуждающее влияние властных институтов и утвердить приоритет общего блага как совокупности трех важнейших элементов: свободы, равенства и справедливости.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.